Педагогический совет МБОУ СОШ №4 п. Тавричанка «Военно-патриотическое воспитание школьников»
Педагогический совет МБОУ СОШ №4 п. Тавричанка «Военно-патриотическое воспитание школьников»
Педагогический совет МБОУ СОШ №4 п. Тавричанка
«Военно-патриотическое воспитание школьников»
Подготовила: Книтель Н.П.
Воспитательная работа по организации гражданско-патриотического воспитания в школе строится в соответствии с требованиями нормативно-правовых документов, в числе которых именно патриотическую воспитательную направленность отражают следующие:
? Государственные программы «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2011-2015 годы», утвержденные соответствующим Постановлениями Правительства РФ от 5 октября 2010 года №795;
? Конституция РФ;
? Федеральный закон от 28.03.1998 г. №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», «О ветеранах»;
? Закон РФ от 13.03.1995 г. «О днях воинской славы (победных днях) России»
? Концепция патриотического воспитания граждан РФ до 2015 года (постанов
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Педагогический совет МБОУ СОШ №4 п. Тавричанка «Военно-патриотическое воспитание школьников» »
Педагогический совет МБОУ СОШ №4 п. Тавричанка
«Военно-патриотическое воспитание школьников»
Подготовила: Книтель Н.П.
Воспитательная работа по организации гражданско-патриотического воспитания в школе строится в соответствии с требованиями нормативно-правовых документов, в числе которых именно патриотическую воспитательную направленность отражают следующие:
Государственные программы «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2011-2015 годы», утвержденные соответствующим Постановлениями Правительства РФ от 5 октября 2010 года №795;
Конституция РФ;
Федеральный закон от 28.03.1998 г. №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», «О ветеранах»;
Закон РФ от 13.03.1995 г. «О днях воинской славы (победных днях) России»
Концепция патриотического воспитания граждан РФ до 2015 года (постановление Правительства №513-ПП от 26 июня 2007 года)
Приказом Министерства образования РФ от 30.10.2001 № 3511 была разработана программа «Патриотическое воспитание граждан». Среди образовательных стандартов второго поколения в школьном образовании выделена задача социокультурного развития учащихся – воспитание гражданских, демократических, патриотических убеждений, освоение основных социокультурных практик.
Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2011 – 2015 годы» Приморского края;
Муниципальная программа «Патриотическое воспитание жителей Надеждинского муниципального района на 2015 год»;
Программа воспитания школьников МБОУ СОШ №4 п. Тавричанка «Я гражданин России»
Программа патриотического воспитания школьников на 2010 – 2015 учебный год;
Концепция военно-патриотического воспитания школьников МБОУ СОШ №4 п. Тавричанка.
Цели и задачи военно-патриотического воспитания школьников
Военно-патриотическое воспитание — многоплановая, систематическая, целенаправленная и скоординированная деятельность по формированию у школьников высокого патриотического сознания, возвышенного чувства верности к своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга, важнейших конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Цель военно-патриотического воспитания — развитие гражданственности, патриотизма, как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, формирование у нее профессионально значимых качеств, умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества.
Для достижения этой цели требуется выполнение следующих основных задач:
проведение организаторской деятельности по созданию условий для эффективного военно-патриотического воспитания школьников;
утверждение в сознании и чувствах школьников патриотических ценностей, взглядов и убеждений,
уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям, повышению престижа государственной, особенно военной службы;
готовности к достойному служению обществу и государству, честному выполнению долга.
Содержание военно-патриотического воспитания
В содержании военно-патриотического воспитания можно выделить два основных, тесно взаимосвязанных между собой компонента. Первый из них характеризуется более широкой социально-педагогической направленностью. Он основывается на таких элементах, как:
Позитивные мировоззренческие взгляды и позиции по основным социальным, историческим, нравственным, политическим, военным и другим проблемам;
важнейшие духовно-нравственные качества (любовь к Родине, уважение к законности, ответственность за выполнение конституционных обязанностей по защите Отечества и обеспечению безопасности его граждан и т.д.).
Только сформировав личность гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, интересами, можно рассчитывать на успешное решение более конкретных задач по воспитанию патриотического воспитания школьников.
Основой содержания является любовь к Отечеству, верность гражданскому и воинскому долгу, воинская честь, храбрость, стойкость, самоотверженность, доблесть, мужество, взаимовыручка.
В современных условиях в содержании военно-патриотического воспитания школьников в качестве приоритетных выделяются следующие духовно-нравственные ценности:
гражданственность;
приоритет общественно-государственных интересов над личными;
патриотизм, преданность своему Отечеству;
преемственность, сохранение и развитие лучших традиций Вооруженных Сил РФ;
самоотверженность и способность к преодолению трудностей и лишений;
гуманизм и нравственность, чувство собственного достоинства.
Основополагающие принципы и направления их реализации
Среди основополагающих принципов военно-патриотического воспитания, представляющих собой исходные руководящие положения при осуществлении практической деятельности в этой сфере, выделяются:
демократизм;
приоритетность исторического, культурного наследия России, ее духовных ценностей и традиций;
системность, преемственность и непрерывность в развитии школьников, с учетом особенностей ее различных категорий;
многообразие форм, методов и средств, используемых в целях обеспечения эффективности воспитания;
направленность на развитие возможностей, способностей и качеств каждой личности на основе индивидуального подхода;
тесная и неразрывная связь с другими видами воспитания.
Реализация этих принципов в процессе военно-патриотического воспитания школьников призвана осуществляться по следующим основным направлениям:
Духовно-нравственное — включает: развитие высокой культуры и образованности, осознание идеи, во имя которой проявляется готовность к достойному служению Отечеству, формирование высоконравственных норм поведения, ответственности и коллективизма.
Историческое — познание наших корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, гордости за сопричастность к деяниям предков и современников. Включает ознакомление с законами государства, особенно с правами и обязанностями гражданина России.
Патриотическое — воспитание важнейших духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей, отражающих специфику формирования и развития нашего общества и государства. Оно включает: беззаветную любовь и преданность своему Отечеству; гордость за принадлежность к великому народу, к его свершениям, испытаниям и проблемам; почитание национальных святынь и символов; готовность к достойному и самоотверженному служению обществу и государству.
Психологическое — формирование у школьников высокой психологической устойчивости, готовности к выполнению сложных и ответственных задач в любых условиях обстановки. Оно включает: изучение и прогнозирование социально-психологических процессов в коллективе; снятие психологической напряженности, преодоление стресса, формирование психологических качеств с учетом особенностей каждой личности;
Воспитание на традициях, представляющих собой устойчивые, исторически сложившиеся, передаваемые из поколения в поколение формы отношений в виде порядка, правил и норм поведения, духовных ценностей, нравственных установок и обычаев, связанных с выполнением задач. Важнейшими воинскими традициями, оказывающими набольшее воспитательное воздействие на школьников, являются: служение интересам народа; самоотверженность и самопожертвование ради достижения общей победы; массовый героизм и мужество в период, когда решается судьба независимости Отечества; воинская доблесть, умение стойко переносить трудности.
Все эти направления органически взаимосвязаны между собой, объединены в процессе практической деятельности целью, задачами, духовно-нравственными и мировоззренческими основами, принципами, формами и методами военно-патриотического воспитания.
Система военно-патриотического воспитания включает:
Формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения в общеобразовательной школе. (Воспитание гражданственности и патриотизма в процессе обучения реализовать на уроках история, география, литература, обществознание, МХК)
2. Массовую патриотическую и военно-патриотическую работу, (патриотические и военно-патриотические, культурно-исторические и военно-исторические, военно-технические и военно-спортивные направления; различные кружки, спортивные секции; месячники и дни патриотической работы, вахты памяти, поисковая деятельность, военно-спортивные игры, походы и т.д.). Воспитание гражданственности и патриотизма во внеурочной деятельности осуществлять через:
систему традиционных массовых мероприятий;
целенаправленную и систематическую пропагандистскую деятельность;
систему проектной и волонтерской деятельности;
3. Деятельность средств массовой информации, направленную на рассмотрение, освещение и поиск решения проблем патриотического воспитания, на формирование и развитие личности гражданина и защитника Отечества.
Необходимо Классным руководителям разнообразить и активизировать работу с классными коллективами по патриотическому воспитанию. Больше проводить встреч с интересными людьми, экскурсии. Широко использовать государственную символику России на уроках и во внеурочное время.
Продолжать шефство над памятником, погибшим воинам. Принимать активное участие во всех патриотических акциях.
Задумывался ли кто-либо из вас, почему эта проблема – проблема общероссийского масштаба? Мы часто видим глобальные проблемы, но далеко не всегда замечаем того, что происходит рядом.
В стране
В школе
80% старшеклассников стремятся уехать из страны (100 000 уезжают из страны ежегодно 70% из них молодежь)
выпускники школ не возвращаются домой в село, поселок, небольшой город
безразличие к судьбе Родины
безразличие к школе
забываются традиции, обычаи своего народа
утрата семейных традиций, равнодушие к школьным традициям
не соблюдаются нормы и правила поведения в обществе
не соблюдаются правила поведения в классе, в школе
падение культуры
не читают книги, газеты, сквернословят, портят школьное имущество
отсутствие компетентности по вопросу гражданско-патриотического воспитания
не все педагоги достаточно компетентны в данных вопросах, формы классных часов не всегда выбираются удачными
Практическая часть:
Цель: выявить проблемы, пути и способы совершенствования работы по гражданско-патриотическому воспитанию школьников, подготовить проект школьной программы гражданско-патриотического воспитания учащихся на 2015 – 2020 г.
Но вот какие формы и методы нужно использовать для формирования гражданских качеств? Как проводить классные часы и мероприятия? Как делать это во время уроков? На эти вопросы нам необходимо ответить.
Мы разделимся на две группы
1 группа (учителя)
выделить приоритетные направления в работе по программе гражданско-патриотического воспитания
составить перечень основных мероприятий (реальных дел)
2 группа (учителя-родители)
определить роль (помощь) в ходе осуществления программы
составить перечень мероприятий (реальных дел), в которых приняли бы участие
Выступление групп
Заключение
Необходимо сделать все возможное для того, чтобы становление и развитие каждого молодого человека как гражданина и патриота России обеспечивалось гармонично взаимодействующими в достижении данной цели. Только в этом случае можно рассчитывать на успешное решение одной из наиболее важных моментов военно-патриотического воспитания школьников.
Из опыта работы педагогов по военно-патриотическому воспитанию школьников
Холамханова Н.Н. – педагог-организатор
Курченко Т.И. – классный руководитель 3Б класса
Русанова А.Д. – классный руководитель 5А класса
Киселева Ю.В. – классный руководитель 8Б класса
Проект решения педсовета
Продолжить совершенствование форм и методов работы по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся.
Классным руководителям 1-11 классов сдать разработку классного часа (внеклассного мероприятия, экскурсии, похода) по гражданско-патриотическому воспитанию. Срок: до 30 апреля 2015 г.
Воспитание гражданственности и патриотизма в процессе обучения реализовать через:
уроки гуманитарного цикла (история, география, литература, обществознание, МХК);
Воспитание гражданственности и патриотизма во внеурочной деятельности осуществлять через:
систему традиционных массовых мероприятий;
целенаправленную и систематическую пропагандистскую деятельность;
систему проектной и волонтерской деятельности;
Классным руководителям разнообразить и активизировать работу с классными коллективами по патриотическому воспитанию. Больше проводить встреч с интересными людьми, экскурсии. Ответственные: классные руководители, срок - постоянно.
Широко использовать государственную символику России на уроках и во внеурочное время. Ответственные: все педагоги
Продолжать шефство над памятником, погибшим воинам. Принимать активное участие во всех патриотических акциях. Ответственные: Книтель Н.П., классные руководители.
Приложение 1.
Мероприятия по патриотическому воспитанию
№
Мероприятие
Сроки
Участники
Ответственный
Тематические классные часы с приглашением ветеранов ВОВ
в течение года
1-11 классы
Классные руководители
Сбор информации о жителях Тавричанки прошлых лет в школьный музей
В течение года
9 – 11 классы
Классные руководители, Совет ветеранов
Участие в школьных мероприятиях на тему «От подвига ветеранов – к патриотизму молодежи»
В течение года
1-11
Совет ветеранов,
Зам. по ВР
Классные часы на тему «Россия – Родина моя!»
В течение года
1-11
Совет ветеранов, классные руководители
Зам. по ВР
Конкурс инсценированной военно-патриотической песни «Страницы героического прошлого России»
Апрель
1-11
Классные руководители
Зам. по ВР
Конкурс исследовательских работ «Неизвестная высота»
В течение года
6-11
Классные руководители
Зам. по ВР
Конкурс чтецов
«Поэты о войне»
Апрель
1-11
Зам. директора по ВР, учителя рус.языка и литературы
Конкурс сочинений «Никто не забыт, ничто не забыто!»
Апрель
3-11
Зам. директора по ВР, учителя рус.языка и литературы
Проведение в школе конкурсов, выполнение рефератов, связанных с героическим прошлым России, важнейшими событиями в жизни народа.
- Гвардейская слава;
- «Никто не забыт – ничто не забыто»
- «Внуки твои, Победа»
- Космос начинается с земли
В течение года
5-11
Классные руководители
Зам. по ВР
Героические страницы истории Отечества «Во славу русского оружия»
Апрель
5 - 11
Учителя истории
Памятно – мемориальные мероприятия:
№
Мероприятие
Сроки проведения
Классы и кол-во участников
Ответственный
1.
В МБОУ СОШ №4 п. Тавричанка есть мемориальная доска Косову В.Н. герою Советского Союза.
Приказом директора школы С.В. Зубарева организовано ежедневное дежурство у мемориальной доски Косову В.Н. – Пост №1
Ежедневно
Дежурный класс
Классный руководитель
2.
У мемориальной доски Косову В.Н. проходят торжественные линейки, посвященные дню Победы, дню Защитника Отечества
Февраль
Май
Ответственный класс
Классный руководитель,
Зам. директора по ВР
3.
Возложение цветов к мемориальной доске Косова В.Н. на торжественные линейки, посвященные дню Знаний, открытие месяца военно-патриотического воспитания, дню Защитника Отечества, дню Победы, Последнего звонка, выпускных вечеров в 9, 11 классах
Сентябрь
Январь
Февраль
Май
Июнь
1-11 классы
Классные руководители,
Зам. директора по ВР
4.
Уборка территории и покраска памятника, погибшим шахтерам в годы Великой Отечественной войны учащимися школы.
Октябрь,
Апрель, май
8, 10 классы
Классные руководители,
Зам. директора по ВР
5.
Проведение классных часов, бесед совместно с Советом ветеранов возле мемориальной доски Косову В.Н. , памятника, погибшим шахтерам в годы Великой Отечественной войны (площадь п. Тавричанка)
В течение года
1-11 классы
Классные руководители,
зам. директора по ВР, зав. школьной библиотекой
Мероприятия по патриотическому и гражданскому воспитанию
№
Мероприятие
Сроки
проведения
Классы и кол-во участников
Ответственный
1.
Викторина «Листая истории славной страницы…»
В течение года
1-4 классы
Классные руководители,
2.
Викторина «Сталинградская битва»
В течение года
5-11 классы
Учителя истории
3.
Конкурс презентации «Герой в моей семье»
В течение года
5-11 классы
Классные руководители,
Зам. директора по ВР
4.
Конкурс исследовательских работ «Неизвестная высота»
В течение года
5-11 классы
Классные руководители,
Зам. директора по ВР, учителя рус.языка и литературы
5.
Акция «Отечественная война в рисунках и сочинениях»
В течение года
3-11классы
Учителя ИЗО, русского языка и литературы
6.
Конкурс буклетов «Мир памяти, мир сердца, мир души»
В течение года
5-11 классы
Классные руководители
7.
Конкурс «Великие символы славной Отчизны». Изучение государственной, краевой, районной символики.
В течение года
1-11 классы
Классные руководители
8.
Кл.часы на тему: « Мои замечательные земляки»,
«Символы России. Флаг», «Звучи памяти набат», «Что мы знаем о воинах – интернационалистах?»,
«Защита Отечества - долг перед Родиной», «Мир среди других»,
«Герои локальных воин», «Поклонимся великим тем годам», «Этих дней не смолкнет слава», «Россия – великая страна», «Слава тебе, победитель солдат!»,
«Что такое честь?», «Ю.А. Гагарин – знаете, каким он парнем был?», «Что мы знаем о войне?», «Сталинградская высота», «Нам нужна одна победа», «Победе посвящается…» «Юные герои антифашисты», «Блокада Ленинграда», «Пионеры-герои ВОВ», «Герои-молодогвардейцы», «Служить России – наш священный долг»
В течение года
1-11 классы
Классные руководители
9.
Тимуровская работа. Шефство над ветеранами ВОВ
В течение года
5-11 классы
Классные руководители,
Зам. директора по ВР
10.
Уроки «Я – гражданин России»
Сентябрь
Ежегодно
1-11
Классные руководители
Массовые спортивные мероприятия:
№
Мероприятие
Сроки
проведения
Классы и кол-во участников
Ответственный
1.
Веселые старты
В течение года
5 – 6 классы
МО учителей физической культуры
2.
Спортивная эстафета
В течение года
7 – 8 классы
МО учителей физической культуры
3.
Сборка и разборка автомата
Февраль
Май
10-11 классы
Мухаматинова Р.Х.
4.
Соревнование по стрельбе из пневматической винтовки 5-11 классы
Февраль
Апрель
Зам. по ВР, Мухаматинова Р.Х.- Зам. по безопасности
5.
Кубок Победы
Май
10 уч-ся
Пашкова С.Ю.
6.
Спартакиада допризывной молодежи
Апрель
15
МО учителей физической культуры
7.
День ГО
Апрель
5-11
Книтель Н.П. - зам. по ВР,
Мухаматинова Р.Х.- зам. по безопасности
8.
Соревнования по прыжкам в длину с разбега
Май
5-11
МО учителей физической культуры
9.
Соревнования по подтягиванию среди юношей
Май
5-11
МО учителей физической культуры
Праздничные церемонии и мероприятия:
№
Мероприятие
Сроки
проведения
Классы и кол-во участников
Ответственный
1.
Торжественная линейка, посвященная открытию месяца военно-патриотического воспитания