Педагогический совет "Креативное образование и учебно-воспитательный процесс"
Педагогический совет "Креативное образование и учебно-воспитательный процесс"
ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ЗАСЕДАНИЯ ПЕДСОВЕТА
I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ БЛОК.
1. Креативное образование. Основные понятия и направления. принципы построения учебно-воспитательного процесса. (заместитель директора школы по учебно-воспитательной работе Кравец Е.В.).
2. Креативность с точки зрения психологии (практический психолог Муратова Г.Н.)
3. Воспитание и развитие креативности (заместитель директора школы по воспитательной работе Колоскова В.А.).
II. ПРАКТИЧЕСКИЙ БЛОК
1. Презентация креативных методов обучения
2. Работа в группах. Разработка проекта "Школа креативности":
*1 группа - учителя - домашняя группа (Рук. МО)
*2 группа - учащиеся;
*3 группа - родители.
3. Презентация созданного проекта.
III. ИТОГОВАЯ ЧАСТЬ
1. Упражнение "Багаж".
2. Решение педсовета. Рекомендации, правила-советы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Педагогический совет "Креативное образование и учебно-воспитательный процесс" »
ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ЗАСЕДАНИЯ ПЕДСОВЕТА
I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ БЛОК.
1. Креативное образование. Основные понятия и направления. принципы построения учебно-воспитательного процесса. (заместитель директора школы по учебно-воспитательной работе Кравец Е.В.).
2. Креативность с точки зрения психологии (практический психолог Муратова Г.Н.)
3. Воспитание и развитие креативности (заместитель директора школы по воспитательной работе Колоскова В.А.).
II. ПРАКТИЧЕСКИЙ БЛОК
1. Презентация креативных методов обучения
2. Работа в группах. Разработка проекта "Школа креативности":
*1 группа - учителя - домашняя группа (Рук. МО)
*2 группа - учащиеся;
*3 группа - родители.
3. Презентация созданного проекта.
III. ИТОГОВАЯ ЧАСТЬ
1. Упражнение "Багаж".
2. Решение педсовета. Рекомендации, правила-советы.
I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ БЛОК (тезисы выступлений)
Креативное образование. Основные понятия и направления.
Сегодня создаётся новая школа, где учащийся полноценно живёт, проектирует своё будущее, свой путь, учитывая собственные возможности, ставит перед собой задачи саморазвития, самовоспитания, самообразования. При этом особого значения набирает креативность личности и её способность к творческому нестандартному мышлению, умению эффективно решать сложные проблемы собственной жизнедеятельности. Ведь, как показывает опыт, человек, который способен генерировать идеи, применять знания и умения в новых ситуациях, комфортно чувствовать себя в нестандартных социальных условиях, быстрее находит своё место в обществе. Поэтому первоочередная задача школы - воспитание и обучение креативно развитой личности.
В научно-методическом проекте "Креативное образование для развития инновационной личности" креативное образование определяется как:* образование, направленное на развитие общей креативности участников педагогического процесса;
* образование c гибкой системой формы организации учебно-воспитательного процесса в соответствии к наклонностям и потребностям учащихся;
* образование, ориентированное на использование инновационных педагогических технологий, которые обеспечивают личностное развитие творческого потенциала учащихся.
Под творчеством чаще всего понимают создание новых материальных или духовных ценностей. Творческая деятельность есть антиподом наследования, копирования деятельности по шаблону, готовому образцу, по правилу, алгоритму.
Определяя понятие "творческая деятельность", Л.Выготский подчёркивал, что творческий тип деятельности действительно направлен на создание "нового", но это "новое" может быть не только созданием новой вещи внешнего мира, но и построением разума или чувства, которые живут в одном человеке. Творческим может быть не только результат деятельности, но и приёмы и операции, с помощью которых она совершается.
Показателями творчества являются:
* направленность на творчество;
* эмоциональная окраска творческого поиска;
* желание заниматься творчеством.
Выделяют такие виды творчества:
* обучающая; * научная;
* игровая; * управленческая;
* музыкальная; *изобразительная.
Мы говорим, что творческую личность может развить только творческая личность, имея в виду учителя.
Существуют 4 уровня творческой деятельности учителя:
*репродуктивный - процесс воспроизведения;
*рационализаторский - деятельность наиболее целесообразным способом, удобным, простым;
*конструкторский - создание, конструирование чего-нибудь из
определённых частей;
*новаторский - деятельность новой мысли, прогрессивная, современная.
Креативность - творческие возможности человека, которые проявляются в расположении к новому, в дивергентном мышлении, то есть в нахождении неожидаемых решений, в способности к поисковым действиям.
Креативные способности - такие личностные черты, которые дают возможность человеку по-новому посмотреть на известные предметы, явления, увидеть в них новые закономерности, связи, по-новому представить увиденное, придумать что-то новое, раньше неизвестное.
Учитывая и развивая креативную личность, педагог должен владеть такими чертами педагогической креативности:
* специфические мотивы: необходимость реализовать своё "Я",
желание быть признанным, вдохновлённость творческим процессом,
стремление достичь наибольшей результативности в конкретных
условиях своего труда.
Черты инновационной личности:
* открытость к новому опыту;
* внутренняя свобода;
* эмоциональная стабильность и стрессоустойчивость;
* адекватная самооценка;
* рефлективность;
* спонтанность;
* позитивное мышление.
Открытость новому опыту - постоянное расширение ролевого простора каждого ученика, включение его в различные виды деятельности, что создаёт возможности для творческой самореализации и накопления опыта социальных отношений.
Внутренняя свобода- для её становления необходимо создавать для учащихся ситуации выбора, как в учебной, так и во внеклассной деятельности; ситуация выбора стимулирует познавательный интерес, чувство ответственности и собственного достоинства, развивает креативность
Эмоциональная стабильность и стрессоустойчивость - это развитие эмоционального интеллекта, умения руководить своими эмоциями, противостоять стрессам, развивать личные качества саморегуляции.
Адекватная самооценка - правильная самооценка, которая является важным фактором становления позитивной Я-концепция; самооценка есть основой определённого сценария жизни человека.
Рефлективность - включение учащихся в процесс самоанализа собственной деятельности, способность к аналитико-синтетическим действиям, умение объективно оценивать себя, постоянный самоконтроль.
Спонтанность - умение быстро и адекватно реагировать в нестандартных ситуациях развивается в деятельности, что требует творческого подхода, гибких нестандартных решений; такая деятельность может быть реализована как на уроке, так и во внеклассной работе, в частности тренингах с учащимися разных возрастных групп.
Позитивное мышление - оно утверждает в первую очередь ценность человека, его достоинство, умение приобретать опыт, даже через ошибочные действия, направленность на позитивное восприятие реальности и её активное превращение, способность усовершенствовать объекты, добавляя детали.
Основные признаки креативно ориентированного урока:
* единство самовоспитания, социализации и воспитания;
* демократизм;
* развитие ценностно-смысловой сферы деятельности;
* внедрение инновационных технологий;
* использование индивидуального подхода;
* самостоятельный творческий поиск;
* сотрудничество учителя и учащегося;
* развитие творческих способностей;
* обновление содержания обучения;
* учитель - дирижер на уроке.
Общие требования к современному уроку:
* вооружать учащихся осознанными, глубокими и крепкими знаниями;
* формировать крепкие навыки и умения, содействуя подготовке
учащихся к жизни;
* повышать воспитательный эффект обучения на уроке;
* осуществлять всестороннее развитие учащихся;
* формировать у детей самостоятельность, творческую активность,
инициативу как стойкие качества лица, умение творчески решать задачи,
которые встречаются в жизни;
* вырабатывать умения самостоятельно учиться, приобретать и углублять или пополнять знания, работать с книгой, овладевать навыками и умениями
и творчески применять их на практике;
* формировать у учащихся позитивные мотивы учебной деятельности,
познавательный интерес, желание учиться, потребность в обогащении
знаниями, позитивное отношение к учёбе.
Современный урок требует активизации возможностей учащегося вместо пересказа абстрактной и уже кем-то отработанной информации, оторванной от жизни. Уроки должны дать учащимся основные познавательные и гражданские умения, а также навыки и примеры поведения. Современный урок заставляет искать ответы на вопросы: "Как научить? Как создать условия?", а не традиционное: "Что изучать?"
Использование инновационных технологий - это способ создания
атмосферы в классе, которая наилучшим способом содействует
сотрудничеству, пониманию и добросердечности, даёт возможность
Понятие креативности получило распространение в 50-е годы XX века благодаря исследованиям Дж. Гилфорда, который первый обратил внимание на разницу между креативностью и интеллектом и предложил концепцию креативности как универсальной познавательной творческой способности. В психологии накоплено немалое количество экспериментальных данных по факторам, которые влияют на формирование и развитие креативности.
Исследователи обращают внимание на роль семьи в развитии креативности. Во время анализа семейных отношений выделяют такие параметры:
* гармоничность - негармоничность отношений между родителями и
детьми;
* творческая - нетворческая личность родителей как образцов для
идентификации;
* общность увлечений в интеллектуальной сфере или, наоборот,
отсутствие их;
* ожидание родителей по отношению к ребёнку.
Ф.Монкс подчёркивал, что среди немалого количества социальных и естественных факторов развития творческих способностей существенное значение играет обучение. Исследователь считает, что на этапе школьного образования мы теряем много одарённых учеников потому, что не всегда творческие дети признаются учителями и ровесниками как таковы, потому что они не похожи на других, теряются в условиях общности и стрессовых ситуаций; обучение в школе в основном формализованное; вся система образования сориентированная в основном на развитие левого полушария головного мозга.
Немалое внимание поведенческим проявлениям креативности уделяется
в программе тренинга Н. Роджерс, в качестве важных условий для развития креативности личности автор выделяет:
Анализ основных подходов к проблеме развития креативности личности позволяет сделать такие выводы:
1) креативные возможности существуют в каждом человеке и могут изменяться на протяжении его жизни благодаря существованию численному количеству факторов;
2) значительную роль в формировании и проявлении креативности личности играет среда, в частности семья и школа;
3) особенная роль в развитии креативности отводится специальному воспитанию и обучению - программам, которые направлены на развитие когнитивной сферы личности.
Воспитание и развитие креативности
Воспитание всегда ориентируется на достижение определённого идеала -образа человека в конкретно-исторических условиях. В современных условиях в трактовке воспитательного идеала важно учитывать принцип последовательности в определении его по национальному идеалу прошедших эпох; духовно-нравственные ценности определены согласно действующему законодательству; современные воспитательные реалии сегодня. Это значит, что современный национальный воспитательный идеал - инновационная личность, высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, знает ответственность за настоящее и будущее своей страны.
Ценности личности формируются в семье, в неформальных товариществах, в трудовых коллективах, в пространстве массовой информации и так далее. При этом наиболее полно, системно, глубинно духовно-нравственное развитие воспитания личности осуществляется в образовательном пространстве - именно там, где развитие и воспитание обеспечивается всем укладом школьной жизни. Современная школа должна стать самым важным фактором, который обеспечивает социокультурную модернизацию украинского общества. Интеллектуальный потенциал, гражданская, духовная и культурная жизнь страны должны сосредотачиваться именно в школе. "Миссия образования - передача духовного кода нации" (Кирилл, Патриарх Московский и всея Руси).
II. ПРАКТИЧЕСКИЙ БЛОК
2.1. Учителя презентуют собственный опыт использования креативных
методов обучения:
* метод мозгового штурма;
* метод гирлянд вопросов;
* метод придумывания;
* метод "Если бы...";
* метод гиперболизации;
* образование винегрета сказок;
* конструирование загадки;
* сказка наоборот.
2.2. Работа в группах. Разработка проекта "Школа креативности".
Группы получают названия: "Учителя", "Учащиеся", "Родители". Каждая группа разрабатывает проект "Школа креативности" с учётом названия своей группы.
2.3. Презентация проектов.
*Проект "ШК" представляет группа "Учащиеся", которым не безразлично в какой школе они будут учиться.
*Родителям, конечно, интересно как чувствуют себя их дети в школе.
Какой они представляют школу креативности?
*Учителя.
III. ИТОГОВАЯ ЧАСТЬ
1. Упражнение "Багаж". На зелёных полосках то, что нравится в современной школе, а на красных - что не нравится. На доске макеты портфеля и урны.
2. Заключительное слово заместителя директора. Хороший учитель постоянно ищет, рационализирует свою деятельность. Творчество должно быть чертой каждого учителя, потому что педагогический труд - творческий по своей сути. Он должен соединять в себе научный подход с настоящим искусством. Главное, что обеспечит успех нашей стране, - живое творчество людей. Как говорил Виктор Гюго, "Будущее - в руках школьного учителя". А другой учёный (Иркин) писал: "Средний преподаватель - преподаёт, хороший - объясняет, выдающийся - показывает, великий - вдохновляет". Я желаю всем вам быть великими учителями. А в завершение - несколько правил-советов.
* Творческое мышление развивайте всесторонним анализом проблем, познавательные задачи решайте несколькими способами, чаще практикуйте творческие задания.
* Учителя любого предмета, не только языка и литературы, должны следить за способом и формой высказывания мысли учащихся.
* Необходимо чаще показывать учащимся перспективы их обучения.
* Используйте схемы, планы, чтоб обеспечить усвоение системы знаний.
* Главным является не предмет, которому вы обучаете, а личность, которую вы формируете. Не предмет формирует личность, а учитель своей деятельностью, связанной с изучением предмета.
* На воспитание активности не жалейте ни времени, ни сил. Сегодняшний активный ученик - завтрашний активный член общества.
* Ставьте учащихся в ситуации, которые требуют выявления и объяснения расхождений между фактами, которые наблюдаются, и имеющимися знаниями.
* Помогайте учащимся овладеть наиболее продуктивными методами учебно-познавательной деятельности, учите их учиться.
* Как можно чаще используйте вопрос "почему?", Чтоб научить мыслить причинно: понимание причинно-следственных связей является обязательным условием развивающего обучения.
* Помните, что на самом деле знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто применяет на практике.
* Приучайте учащихся думать и действовать самостоятельно. Постепенно отказывайтесь от механического пересказа, дословного воспроизведения.
* В процессе обучения учитывайте индивидуальные особенности каждого ученика, объединяйте в дифференцированные подгруппы учащихся с одинаковым уровнем.
* Изучайте и учитывайте жизненный опыт учащихся, их интересы, особенности развития.
* Интересуйтесь последними научными достижениями по своему предмету.