Педагогический совет «Внеурочная воспитательная работа в школе как важное условие реализации ФГОС нового поколения»
Педагогический совет «Внеурочная воспитательная работа в школе как важное условие реализации ФГОС нового поколения»
Одна из важнейших образовательных тем последних нескольких лет - внедрение новых Федеральных Государственных образовательных стандартов второго поколения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Педагогический совет «Внеурочная воспитательная работа в школе как важное условие реализации ФГОС нового поколения»»
«Внеурочная воспитательная работа в школе как важное условие реализации ФГОС нового поколения»
Одна из важнейших образовательных тем последних нескольких лет – внедрение новых Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения, которые реализуются с 1 сентября 2011 года. Новое поколение образовательных стандартов – это механизм реализации президентской инициативы «Наша новая школа». Какой же представляется с этой точки зрения школа НОВАЯ? Новая школа – эта школа жизни, а не школа учёбы. Новый ФГОС обозначил особенности современной организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях.
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности.
Внеурочная деятельность – образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы общего образования.
Целью внеурочной деятельности является создание условий для реализации детьми своих потребностей, интересов, способностей в тех областях познавательной, социальной, культурной жизнедеятельности, которые не могут быть реализованы в процессе учебных занятий и в рамках основных образовательных дисциплин.
Задачи внеурочной деятельности:
развитие интересов, склонностей, способностей, возможностей, учащихся к различным видам деятельности;
создание условий для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности;
формирование системы знаний, умений, навыков в избранном направлении деятельности;
развитие опыта творческой деятельности, творческих способностей;
создание условий для реализации приобретенных знаний, умений и навыков;
развитие опыта неформального общения, взаимодействия, сотрудничества;
расширение рамок общения в социуме.
Типы организационных моделей внеурочной деятельности
модель дополнительного образования
модель «школы полного дня»;
оптимизационная модель
инновационно-образовательная модель.
Оптимизационная модель. Модель внеурочной деятельности на основе оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного учреждения предполагает, что в ее реализации принимают участие все педагогические работники данного учреждения.
В этом случае координирующую роль выполняет, как правило, классный руководитель, который в соответствии со своими функциями и задачами:
взаимодействует с педагогическими работниками, а также учебно-вспомогательным персоналом общеобразовательного учреждения;
организует в классе образовательный процесс, оптимальный для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива;
организует систему отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса, в том числе, через органы самоуправления;
организует социально значимую, творческую деятельность обучающихся.
Преимущества оптимизационной модели состоят в создании единого образовательного и методического пространства в образовательном учреждении, содержательном и организационном единстве всех его структурных подразделений.
Внеурочная деятельность в ОУ организуется по следующим направлениям развития личности:
спортивно-оздоровительное;
духовно-нравственное;
социальное;
общеинтеллектуальное;
общекультурное.
Занятия организуются в таких формах как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и другие.
Планируя внеурочную деятельность, учитель должен предвидеть к какому результату должен прийти ребенок.
Результат – это то, что стало непосредственным итогом участия школьника в деятельности.
Эффект – это последствие результата.
Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трём уровням.
Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном в дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком.
В школе разработана и введена в действие программа организации внеурочной деятельности, в соответствии с приоритетными направлениями программы развития школы, состоит из подпрограмм, в рамках которых реализуются 5 направлений деятельности.
Опыт работы по введению внеурочной деятельности мы представили в виде SWOT-анализа
Сильные стороны
Слабые стороны
Внеурочная деятельность в нашей школе представлена всеми направлениями, предусмотренными ФГОС.
Разработана и введена в действие программа организации внеурочной деятельности
Опытные специалисты
Опыт совместной работы с другими социальными структурами
Созданная материально-техническая база
Недостаточная информированность родителей и общественности о ФГОС
Личностные проблемы (связанные с особенностями личности педагога).
Недостаточное количество финансовых средств для улучшения материально-технической базы
нехватка площадей для нашей школы
Возможности
Риски
Формирование у всех участников образовательного процесса базовых знаний и умений в области изучения концептуальных основ ФГОС
Организация занятости детей во внеурочное время
Сближение школы и общественности
Настороженное отношение к ФГОС некоторых работников образования
Перегрузка детей
Несоответствие материальной базы запросам стандарта
Сильные стороны
Внеурочная деятельность в нашей школе представлена всеми направлениями, предусмотренными ФГОС.
Слабые стороны
Недостаточная готовность и настороженность родителей и общественности к внедрению ФГОС
Личностные проблемы (связанные с особенностями личности педагога).
психологическая, связанная с традиционным подходом к профессии, а не осознанием себя как учителя «нового типа»; с неприятием идеологии ФГОС, консервативным мышлением в силу возраста или профессиональной усталости и др.;
дидактическая, обусловленная недостаточным уровнем теоретико-методологической подготовки в части изменений в технологии организации образовательного процесса, типологии уроков в рамках как аудиторной, так и неаудиторной занятости;
профессиональная, определяемая неготовностью учителя креализации в деятельности экспертно-аналитических, прогностических и организационных функций;
Эти проблемы возникли не потому, что учитель не хочет перестроиться, а потому, что ТРУДНО перестроиться.
недостаточное обеспечение материально-технической базы ОУ в соответствии с требованиями ФГОС
перегрузка детей, что негативно влияет на здоровье (диаграммы)
Риски (негативное влияние внешних факторов)
Недостаточная готовность и настороженность родителей и общественности к внедрению ФГОС
Недостаточное количество финансовых средств для улучшения материально-технической базы
Возможности (положительное влияние внешних факторов)
Формирование у всех участников образовательного процесса базовых знаний и умений в области изучения концептуальных основ ФГОС
Организация занятости детей во внеурочное время, что позволяет развиваться талантам
Сближение школы и общественности (участие в социально-значимых проектах, встречи с интересными людьми, людьми разных профессий)
Исходя из этого, школа ставит перед собой следующую цель:
создание воспитательно-образовательной среды, способствующей духовному, нравственному, физическому развитию ребенка; воспитание социально адаптированной личности.
Результаты SWOT-анализа деятельности школы показывают, что школа в целом обладает ресурсами, необходимыми для организации внеурочной деятельности.
В заключении педагогического совета предлагаем на основе высказываний сформулировать условия эффективности организации внеурочной деятельности:
«Интерес не только растит интеллект, он раскрывает личность. Интерес не только раскрывает глаза и уши, он возвышает умы и души» А. Грин
«Час работы научит больше, чем день объяснения» Ж. –Ж. Руссо
«Учить не мыслям, а мыслить» И. Кант
«Воспитатель сам должен быть тем, чем он хочет сделать воспитанника» В. Даль
Проблем много, но они решаемы. Главное не отступать и идти намеченной дорогой. Исходя из этого, школа ставит перед собой следующую цель: создание воспитательно-образовательной среды, способствующей духовному, нравственному, физическому развитию ребенка; воспитание социально адаптированной личности.
Решение:
Признать опыт работы учителей соответствующим требованиям ФГОС.
Продолжить использование эффективных форм и методов работы внеурочнойдеятельности в школе согласно требованиям ФГОС второго поколения.
Расширить систему внеурочной деятельности с целью предоставления учащимся свободы выбора.
Запланировать (внести в общешкольный план работы) и провести открытые занятия (семинар) по ВД в 2019-2020 уч. г.
Обеспечить обмен и открытость информации о результатах внеурочной деятельности через интерактивные ресурсы (сайт, публикации и т. д.).
Пропагандировать и популяризировать успехи учащихся во внеурочной деятельности (ученические портфолио). Продолжить работу с мотивированными детьми и работу по учету их индивидуальных достижений.