Как часто говорится об учебной деятельности обучающихся, о том, какие УУД должны быть сформированы на разных возрастных этапах. К примеру, по окончанию основной школы, обучающийся должен представлять собой личность, которая будет иметь: знания, умения, навыки, соответствующие образовательному стандарту; сформированный опыт самопознания, самореализации; сформированную познавательную мотивацию; уважительное отношение к своему здоровью и окружающим людям и т.д. Вот только о том, в каких условиях пребывает ребенок, насколько ему комфортно, задумывается, к сожалению, не каждый. Педагог, видя ученика, отстраненного от урока, спешит сделать ему замечание, принудить не отклоняться от учебной деятельности, при этом не берет во внимание тот факт, что ученик может находиться в трудной жизненной ситуации, что ему необходима дополнительная поддержка, помощь. Такой ребенок требует особого подхода, применение определенных образовательных технологий, позволяющих не только легко освоить программу, но и благополучно социализироваться.
Трудная жизненная ситуация – ситуация, которая субъективно воспринимается человеком как трудная лично для него или является объективно нарушающей его нормальную жизнедеятельность.
Классификация трудных жизненных ситуаций детей:
Дети, оставшиеся без попечения родителей;
Дети, проживающие в малоимущих семьях;
Дети-жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов;
Дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев;
Дети, оказавшиеся в экстремальных условиях;
Дети – жертвы экологических и техногенных катастроф;
Дети – жертвы стихийных бедствий;
Дети-инвалиды;
Дети, имеющие недостатки в психическом и (или) физическом развитии;
Дети с отклонениями в поведении;
Дети, жизнеспособность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств;
Дети – жертвы насилия;
Дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях;
Дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях.
Нормативные документы для работы с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации:
1. Конвенция о правах ребенка.
2.Конституция Российской Федерации.
3. Закон «Об образовании в Российской Федерации».
4. Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
5. Закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» N120-ФЗ.
6. Закон РФ «О социальной защите инвалидов в РФ».
7. Постановление Правительства РФ «Об утверждении порядка воспитания и обучения детей-инвалидов на дому и в негосударственных учреждения.
В своей статье, особое значение хотелось бы уделить своевременному выявления обучающихся, нуждающихся в социально-психолого-педагогическом сопровождении по различным направлениям в зависимости от трудной жизненной ситуации, в которой находится несовершеннолетний.
Такое сопровождение включает в себя два блока: социально-педагогический и психолого-педагогический, которые включают в себя такие направления деятельности, как:
Индивидуальное консультирование детей, родителей и педагогов по проблемам обучения, поведения, эмоционально-волевого и личностного развития;
Коррекцию семейных отношений;
Коррекцию познавательных процессов у детей;
Развитие эмоционально-волевой и личностной сферы;
Обучение детей, родителей, педагогов навыкам эффективного взаимодействия друг с другом.
При этом, вся работа педагогов с детьми должна осуществляться, ориентируясь на такие позиции, как:
Забота: каждый, оказавшийся в беде, нуждается в помощи;
Оперативность: социально-педагогическая, психолого-педагогическая, медико-социальная помощь должна оказываться здесь и сейчас;
Взаимодействие (тесный контакт) всех субъектов, занимающихся проблемой ребенка и семьи;
Веры в ребенка: эмоционально-позитивное участие взрослых помогает ребенку адекватно ориентироваться в социуме, делать верный выбор.
Однозначно педагог должен и иметь в своем арсенале массу технологий по работе с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации.
Термин «технология», исходя из формулировок многих литературных источников, понимается как искусство, мастерство, умение, совокупность методов обработки, изменения состояния.
Любая деятельность может быть либо технологией, либо творчеством. Всё начинается с творческой идеи, а технологией заканчивается.
Основой любой технологии служит четкое определение конечной цели. В технологии цель рассматривается как центральный компонент.
Специфика работы педагога в современной школе и состоит в том, что он должен владеть различными технологиями, в том числе и методами, приемами, уметь их комбинировать и модифицировать.
Какие же педагогические технологии наиболее актуальны в работе?
Педагог, работая с детьми, постоянно ориентируется на их личностные структуры. В работе с данной сферой специалист использует следующие технологии:
Информационные: через применение которых формируются знания, умения и навыки.
Операционные технологии: обеспечивают формирование способов умственных действий.
Технологии саморазвития: направлены на формирование самоуправляющих механизмов личности.
Эвристические: направленные на развитие творческих способностей личности.
С помощью информационных технологий актуальна реализация основных направлений деятельности: диагностика, консультация, развивающая работа, просвещение, только формы и средства их реализации существенно отличаются от общепринятых.
Возможны следующие виды работ педагога дистанционно:
- создание тематической электронной библиотеки для школьников, педагогов, родителей по актуальным проблемам, которые их волнуют;
- размещение развивающих, диагностических материалов для детей, с которыми дети могут работать в режиме on-line;
- проведение дистанционных акций и конкурсов;
- организацию дистанционного консультирования,
- организацию форумов.
Одним из направлений использования информационной технологии в работе педагога можно рассматривать использование Интернет-проектирования в качестве метода коррекционно-развивающей работы. Термин «Интернет-проект» - один из самых употребительных терминов в сети Интернет. В узком смысле он отождествляется с понятием «сайт». В широком смысле, Интернет-проект – это проект, в котором для решения проблемы задействуются компьютерные возможности и сервисы.
В качестве примеров итоговых продуктов Интернет-проектирования можно привести следующие: сайт, компьютерная презентация, компьютерный рисунок, электронная книга, журнал, компьютерная игра, дистанционный конкурс, фестиваль, телемост, дискуссионный чат и другие дистанционные мероприятия и т.д.
Включение детей в разработку и реализацию собственных Интернет-проектов обладает большим развивающим потенциалом. С одной стороны, как командная форма работы Интернет–проект позволяет формировать познавательные способности, проектное мышление, субъектную позицию школьников, умения совместной деятельности, работы в команде. С другой стороны, содержательное наполнение позволяет решать самые разнообразные задачи: коррекционные, развивающие, образовательные.
Неотъемлемой частью реализации Интернет-проекта является медиа-презентация итогов проекта, в рамках которой дети не только предъявляют проектные продукты, но и развивают умения экспертирования, планирования и отбора информации, коммуникативные навыки и т.д.
Технология обучающих игр
Обучающие игры занимают важное место среди современных педагогических технологий. Обучающие игры выполняют три основные функции:
Инструментальная: формирование определенных навыков и умений - может выражаться в игровых упражнениях;
Гностическая: формирование знаний и развитие мышления учащихся – выражается в дидактических методиках;
Социально-психологическая: развитие коммуникативных навыков, выражается в ролевых играх.
Технология обучающей игры может комбинироваться с такими технологиями как групповая технология, диагностика, тренинг.
Роль обучающих игр в образовании чрезвычайно важна, в педагогике они являются неотъемлемой составляющей развивающего обучения, которое основывается на развитии активности, инициативы, самостоятельности учащихся, что так актуально по ФГОС. В психологии данные технологии развивают познавательную, социальную, профессиональную активность обучающихся.
Здоровьесберегающие технолологии
В современной школе, наряду с ослабленным физическим здоровьем, школьники страдают психологическими проблемами (дезадаптационными нарушениями). Данные нарушения обусловлены влиянием стрессогенной системы организации образовательного процесса. В решении этой проблемы большую роль играет школьная психологическая служба. В рабочем арсенале педагога-психолога находятся методики, способные вывести ребенка из стрессового состояния, снять внутреннее напряжение, выявить возможности появления более оптимистического взгляда на жизненную ситуацию и т.д.
Психологическая деятельность подразумевает применение таких методик, как:
Музыкотерапия – использование музыки для: расслабления и успокоения, активизации эмоциональной сферы, коррекции эмоционального состояния.
Ароматерапия – применение душистых веществ для релаксации и в эстетических целях.
Глинотерапия - это проективная методика, она помогает актуализировать на символическом уровне динамику внутреннего мира человека. Глина передает характер и эмоции человека. Вымешивание глины позволяет подумать, осмыслить, выбрать, принять решение. Процесс вымешивания глины носит терапевтический характер.
Цветотерапия – использование цветовой визуализации при депрессии, тревожности, страхах.
Танцевальная терапия – использование танцевальных движений или имитаций под музыку для снятия мышечных зажимов.
Телесная терапия – методы работы с телом, целью которых является улучшение телесного и душевного самочувствия.
Арт-терапия - включает в себя ряд направлений психологической работы, связанных с творчеством – это изотерапия, цветотерапия, фототерапия, сказкотерапия, музыкотерапия, коллажирование. Психология творчества давно и успешно применяется в работе с детьми и взрослыми. Арт-терапия раскрывает многогранный внутренний потенциал человека и параллельно помогает бороться с рядом серьезных психологических проблем, в числе которых травмы, внутренние конфликты, страхи. Благодаря психологии творчества человек погружается в ситуацию, где можно снять стресс и обрести веру в себя. Чаще всего арт-технологии используются в диагностике, коррекции, психотерапии, а на сегодняшний день и в образовательном процессе на разных ступенях обучения.
Игровая терапия - данная технология решает следующий спектр задач: психокоррекции, психопрофилактики, развития и гармонизации личности ребенка, способствует улучшению психологического климата в семьях и малых группах.
Игровая терапия включает в себя индивидуальные, парные и групповые игры, техники, предполагающие использование кукол, фигурок, методики релаксационного характера, основанные на активной работе воображения, разных формах художественной экспрессии и др.
Особую роль играет умение применять данные виды терапии и их элементы на занятиях, в урочное и внеурочное время. Возможно проведение занятий двумя специалистами, где каждому отводится определенная роль.
По подходу к субъекту педагог использует технологии:
Сотрудничества
Технологии сотрудничества реализуют демократизм, равенство, партнерство в субъектных отношениях педагога и ребенка. Взаимодействие педагога и учащегося в сотрудничестве, кроме решения познавательной, творческой цели, предусматривает решение психолого-социальной - в ходе выполнения задания формируется культура общения, отражающая все коммуникативные уровни: «...деятельность - взаимодействие - общение - контакт».
Личностно – ориентированные
Ставят в центр всей школьной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов. Личностно-ориентированная технология представляет собой воплощение гуманистической философии, психологии и педагогики.
В центре внимания педагога - уникальная целостная личность ребенка, стремящаяся к максимальной реализации своих возможностей (самоактуализации), открытая для восприятия нового опыта, способная на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях.
Гуманно – личностные
Отличаются, прежде всего, своей гуманистической сущностью, психотерапевтической направленностью на поддержку личности, помощь ей. Они "исповедуют" идеи уважения и любви к ребенку, оптимистическую веру в его творческие силы, отвергая принуждение.
Используемые педагогом-психологом технологии выполняют ряд функций: психологическая профилактика, психологическое консультирование, психологическая поддержка, психологическая реабилитация, социально–психологическое обучение.
Психологическая профилактика– содействие полноценному развитию личности всех участников учебно–воспитательного процесса, предупреждение возможных личностных деформаций в процессе взаимодействия, помощь в осознании деструктивного влияния психологического насилия. Основной задачей психологической профилактики является создание условий, содействующих адекватному и компетентному реагированию личности на проявления психологического насилия, отказ от использования его форм во взаимодействии.
В ходе реализации данной функции используются следующие техники:
• Повышение социально–психологической компетентности участников образовательной среды по вопросам психологической безопасности в ходе проведения семинаров, групповых дискуссий по проблемам психологического насилия, проектирование ненасильственных альтернативных моделей поведения.
• Использование данных о показателях психического здоровья участников с целью формирования индивидуальной программы психогигиены: снижение выраженности синдрома эмоционального выгорания; уровня эмоциональной напряженности; изменение самоотношения; гармонизация соотношения между «Я–реальным» и «Я–идеальным» и т. п.
• Совместное обсуждение и выработка правил безопасного взаимодействия всеми участниками образовательной среды.
Психологическое консультирование – оказание помощи участникам в самопознании, позитивном самоотношении, адаптации к реальным жизненным условиям, формировании ценностно–мотивационной сферы и системы отношений к другим, осознание ценности ненасилия, преодоление профессиональных деформаций, достижение эмоциональной устойчивости, способствующей личностному и профессиональному росту и саморазвитию.
Техники группового консультирования, включенные в занятия со всеми учебно–тренировочными группами, опираются на результаты как предшествующей диагностики отношения к образовательной среде, удовлетворенности основными характеристиками взаимодействия с учетом их значимости для субъекта, уровня психологической защищенности (с использованием его структурных составляющих), так и личностно–эмоциональных и коммуникативных характеристик, трактуемых как показатели психического здоровья.
Психологическая коррекция – активное психолого–педагогическое воздействие, направленное на устранение отклонений в личностном и профессиональном развитии, гармонизацию психического здоровья.
В практической психологии выделяют два направления коррекции. Первое представляет комплекс индивидуализированных мероприятий по усилению регулирующих функций психики, развитию эмоционального самоконтроля и самоуправления. Второе – нормативно–ценностная коррекция, которая заключается во внесении определенных направлений в индивидуально–личностную систему норм и поведенческих эталонов, в соответствие с которой человек корректирует исполнение своих жизненных и деятельностных функций.
Психологическая реабилитация – процесс, мобилизующий личностные адаптационные механизмы при переживании психотравмирующих обстоятельств, вызванных состоянием внешней среды. Реабилитация предполагает возвращение того, что утрачено или может быть утрачено в связи с изменением условий.
Именно психологические тренинги, чаще всего, рассматриваются как реабилитационные психотехнологии.
Таким образом, умелое применение разнообразных педагогических технологий способствует включению ребенка в образовательный и воспитательный процесс, помогает успешно социализироваться. Стоит отметить, что деятельность по сопровождению обучающегося, находящегося в трудной жизненной ситуации включает в себя взаимодействие всех служб и специалистов школы, их слаженный и профессиональный труд.
Список используемой литературы:
Интернет-ресурсы:
1. Писарева Е.В. Роль психологических здоровьесберегающих технологий в повышении качества образования http://miapp.ru/sno/poleznoe/school_psychologist/1804-.html
2. Сизанов А.Н. Педагогические инновации в научном обеспечении учебно-воспитательного процесса и роль педагогической общественности в успешности их реализации...http://vashpsixolog.ru
3. Чернова Е.Н. Современные психолого-педагогические технологии обучения http://festival.1september.ru
4. Методические рекомендации. ГБОУ ДПО (повышения квалификации) СПбАППО. Институт развития образования, 2014. - с.6-9