"ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ШКОЛЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА"
"ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ШКОЛЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА"
Рассматриваются организационные формы методической деятельности, направленной на развитие ИКТ-компетентности педагога и его подготовку к работе в условиях создания информационной образовательной среды образовательного учреждения.Эффективность внедрения информационно-коммуникационнных технологий (далее – ИКТ) в значительной степени зависит от готовности и способности учителя к такой работе. Подавляющее большинство современных педагогов не получили специальных знаний в вузах, не все имеют возможность пройти соответствующую курсовую подготовку в институтах повышения квалификации
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ШКОЛЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА" »
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ШКОЛЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА.
Николаева Татьяна Ивановна (Tatiyana78@inbox.ru)
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 368 с углубленным изучением английского языка
Фрунзенского района Санкт-Петербурга
Аннотация
Рассматриваются организационные формы методической деятельности, направленной на развитие ИКТ-компетентности педагога и его подготовку к работе в условиях создания информационной образовательной среды образовательного учреждения.
Эффективность внедрения информационно-коммуникационнных технологий (далее – ИКТ) в значительной степени зависит от готовности и способности учителя к такой работе. Подавляющее большинство современных педагогов не получили специальных знаний в вузах, не все имеют возможность пройти соответствующую курсовую подготовку в институтах повышения квалификации. Именно поэтому администрация нашей гимназии организует для педколлектива внутришкольные «профессиональные учебы» в области ИКТ. Участие в них – обязательно.
Такие профессиональные (корпоративные) «учебы» проводятся в гимназии ежегодно в ноябре, марте и июне. Они посвящены различным общепедагогическим, психолого-педагогическим, частнометодическим вопросам. А в последние годы – использованию ИКТ в образовательном процессе.
Корпоративные «профессиональные учебы» в области ИКТ
1. Разноуровневые курсы компьютерной грамотности (ИКТ-компетентности).
Цель курсов – сделать каждого учителя грамотным пользователем, который:
• знает различные возможности технических «новинок», появившихся в школе (мультимедийный комплекс, интерактивная доска, планшет, комплект пультов для электронного тестирования, документ-камера и др.);
• способен создавать материалы к урокам и внеклассным занятиям с использованием разных программных продуктов;
• имеет навыки использования сетевых ресурсов (в т. ч. сетевых журналов, дневников, социальных сетей) для обмена информацией.
Организатором данных курсов выступает администрация школы, а занятия проводят преподаватели информатики и/или приглашенные специалисты.
2. Лекции, посвященные внедрению ИКТ в образовательный процесс.
Тематика лекций может быть самой разнообразной: от обзорных лекций, посвященных новым технологиям, до вопросов, связанных с психологией восприятия информации из Интернета. Приведем темы некоторых лекций:
• «Инновационные методы обучения. ИКТ в контексте инновационного образовательного процесса. Баланс между инновационными и «классическими» методами обучения».
• «Особенности выбора и использования ИКТ в зависимости от образовательной области: гуманитарная, политехническая, естественнонаучная, эстетическая».
• «Основные подходы к использованию ресурсов Интернета в образовательном процессе. Глобальная сеть и современный урок».
• «ИКТ в дополнительном образовании школьников».
• «Особенности использования ИКТ при организации исследовательской деятельности школьников».
Организатором лекций выступает администрация школы и руководители методических объединений. Лекции проводят заместители директора по методической работе, психологи, преподаватели информатики и/или приглашенные специалисты. При определении тем учитываются интересы учителей, актуальные вопросы работы ОУ.
3. Семинары, практикумы, посвященные использованию ИКТ в образовательном процессе.
Эти формы повышения квалификации педагогов носят практико-ориентированный характер и направлены на отработку навыков создания, использования ИКТ в ежедневной практике учителя, а также на овладение умением отбирать, использовать (адаптировать) готовые продукты, предназначенные для уроков и внеклассных мероприятий с использованием ИКТ.
Семинары проводят руководители ОУ, представители организаций, выпускающих образовательные продукты, приглашенные специалисты.
4. Презентации материалов, подготовленных учителями для использования на уроках (работа с мультимедийным комплексом, интерактивной доской, планшетом и др.); выставки работ учителей и учеников.
5. Демонстрационно-обучающие занятия на базе школьной медиатеки направлены на информирование учителей о новинках медиатеки, о новых программных продуктах и возможностях их использования, об образовательных ресурсах Интернета.
Важное значение при организации «профессиональных учеб» и методической работы, связанной с ИКТ, мы придаем изучению запросов учителей, характеру их затруднений при внедрении ИКТ при помощи анкетирования (пример анкеты дан в приложении), а также анализу результативности использования ИКТ.
Формы организации методической работы, связанные с использованием ИКТ
Вопросы использования ИКТ включены также в систему методической работы в школе.
1. Посещение, взаимопосещение и анализ уроков, внеклассные мероприятия, мастер-классы, на которых демонстрируются возможности ИКТ.Подобные мероприятия обязательно включают в себя анализ эффективности использования ИКТ, поиск вариантов различного применения новых технологий с учетом особенностей класса, сопоставление инновационных и классических методов и приемов обучения.
Можно предложить учителю провести уроки на одну и ту же тему в двух обучаемых им классах: один – с использованием ИКТ, другой – «по старинке». Это вовсе не означает, что урок без применения ИКТ будет хуже, но такое сопоставление (если оба урока подготовлены и проведены на высоком профессиональном уровне и в классах, приблизительно одинаковых по образовательным возможностям) позволит увидеть те новые возможности, которые дает учителю интерактивная доска или выход в Интернет во время урока.
Целесообразно посещать уроки не только в рамках одного методического объединения. Анализ уроков коллег – преподавателей других дисциплин, в т. ч., дисциплин других циклов, – помогает увидеть надпредметный характер использования ИКТ.
2. Собеседования с учителями, индивидуальные консультации для педагогов, внедряющих ИКТ.
Тематика этих собеседований и консультаций определяется, с одной стороны, запросами самого учителя, его интересами и, возможно, затруднениями; с другой – проблемами (в нашем случае – при использовании ИКТ), которые выявлены в процессе посещения уроков администрацией, а также анализа конспектов к урокам и т. д.
3. Сопровождение учителей, разрабатывающих методические темы, связанные с ИКТ:
• консультирование школьными и приглашенными специалистами;
• предоставление возможности выступления на «профессиональных учебах», заседаниях методического совета школы и методических объединений по вопросам внедрения ИКТ;
• привлечение к проведению школьных мероприятий: предметных недель, конкурсов презентаций, интеллектуальных игры с использованием ИКТ; выпуску сетевых изданий и др.;
• помощь в разработке и продвижении авторских продуктов, созданных к урокам; в подготовке и публикации статей по изучаемой проблеме.
4. Составление «копилок» электронных образовательных ресурсов, аннотированных списков к ним, а также разработка материалов к урокам и взаимообмен материалами.
Одним из перспективных направлений работы в области внедрения ИКТ мы считаем составление электронного планирования, которое включает в себя не только классические разделы, но и перечень презентаций к урокам, ссылки на образовательные интернет-ресурсы, электронные тесты и многое другое.
Оснащенность школ современным оборудованием является одним из основных факторов повышения квалификации учителей в соответствии с требованиями новых технологий обучения. Только когда все учебные кабинеты будут оборудованы мультимедийными суперкомпьютерами (лучше с электронными досками), можно будет решить вопрос о подготовке во всех учреждениях ИКТ-компетентных учителей.