Организация повторения при подготовке выпускников к Единому национальному тестированию по предметам естественно-научного цикла.
Организация повторения при подготовке выпускников к Единому национальному тестированию по предметам естественно-научного цикла.
Данная работа посвящена организации повторения при подготовке выпускников к Единому национальному тестированию по предметам естественно-научного цикла. В ней отражены виды повторения, такие как: сопутствующее повторение учебного материала на уроках, обобщающее повторение при проведении факультативных занятий по программе подготовки к Единому национальному тестированию, итоговое повторение при проведении индивидуальных консультаций, повторение при организации домашней работы. Такое повторение позволяет выпускникам школы подтвердить свои годовые результаты на едином национальном тестировании. в работе показан мониторинг результатов единого национального тестирования по биологии и географии. Даны рекомендации руководителю методической комиссии, учителям химии, биологии, географии.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Организация повторения при подготовке выпускников к Единому национальному тестированию по предметам естественно-научного цикла. »
Организация повторения при подготовке выпускников к Единому национальному тестированию по предметам естественно-научного цикла.
Одним из самых важных показателей деятельности человека в любой сфере общественной жизни является качество результатов его деятельности.
Показателем качества образования является оценка учебных достижений учащихся.
Современный мир предъявляет высокие требования к выпускникам школ.
Единое национальное тестирование предусматривает совмещение итоговой государственной аттестации выпускников организаций среднего общего образования и приемных экзаменов в высшие учебные заведения.
В нашей школе сложилась определенная система по подготовке учащихся к единому национальному тестированию, и очень большая роль отводится повторению учебного материала по предметам естественно-научного цикла.
Повторение – воспроизведение ранее усвоенных знаний, умений и навыков с целью их совершенствования и применения к новым учебным задачам. Повторение способствует прочному и глубокому усвоению знаний, умений и навыков, а также приведению их в систему. Степень эффективности повторения зависит от того, насколько уч-ся осознает цель, ради которой оно проводится. Повторение осуществляется в соответствии с принципами сознательности и прочности усвоения знаний. Все виды повторительных работ должны проводиться так, чтобы их выполнение требовало от уч-ся максимального проявления активности и самостоятельности. Этой цели служит создание новых ситуаций, когда необходимо применение ранее полученных знаний, рассмотрение новых вариантов заданий и изученных объектов с новых сторон, в новом аспекте, привлечение новых фактов, явлений, взятых из жизни.
Повторение учебного материала текущее, итоговое и обобщающее проводится на уроках, факультативных занятиях, индивидуальных консультациях, при организации домашней работы учащихся.
1. Сопутствующее повторение на уроках (или текущее повторение, проводимое систематически в целях усвоения уч-ся новых знаний и предупреждения забывания важных элементов накапливаемых старых знаний).
В целях текущего повторения учитель проводит беседу, опрашивает уч-ся.
Учащиеся пользуются учебниками, справочниками, словарями, просматривают записи, сделанные в своих тетрадях.
Повторение организуется часто и при выполнении учащимися практических работ, при решении задач, при выполнении разных творческих заданий, когда их содержание требует привлечения знаний, приложения умений, какие были приобретены ранее.
Иногда в знаниях уч-ся обнаруживаются недочеты и пробелы, являющиеся следствием недостаточно ясного и полного первичного ознакомления с изучавшимися объектами. Тогда требуется повторное изучение этого материала с применением новых методов, нового учебного оборудования. Привлекаются дополнительные сведения, поясняющие изучаемую тему, облегчающие усвоение учебного материала по теме.
С целью выработки у школьников умений и навыков применяются упражнения, состоящие в неоднократном повторении усваиваемых действий.
Чтобы навыки и умения, необходимые уч-ся в их дальнейшей учебе и деятельности, были прочными, надо в упражнения на вновь изучаемые правила вводить задания на ранее изученный материал.
2. Обобщающее повторение при проведении факультативных занятий по программе подготовки к Единому национальному тестированию.
Своеобразный характер носит повторение, имеющее целью обобщение и систематизацию полученных знаний.
Оно проводится для подытоживания усвоенного по крупным темам или даже по ряду тесно связанных тем программы, по окончанию изучения учебного предмета.
Учитель намечает круг важных узловых вопросов, расположенных в определенной логической последовательности.
Такие занятия следует строить так, чтобы уч-ся не просто вспоминали факты, правила, законы, а устанавливали причинно-следственные связи между явлениями, использовали прежние знания для решения новых познавательных и практических задач. Эти занятия открывают большие возможности для установления межпредметных связей, что имеет существенное значение для подготовки уч-ся к ЕНТ.
Учителя химии, биологии, географии проводят такие занятия строго по программе, разработанной по данным предметам, с учетом результатов предыдущего тестирования и индивидуальных особенностей учащихся.
(С содержанием данных программ вы можете ознакомиться, они находятся в файлах, которые вам выдали).
3.Итоговое повторение при проведении индивидуальных консультаций.
Некоторые особенности свойственны повторению, проводимому перед экзаменами. Повторяется не весь курс, а основное главное в содержании предмета и то, что было трудным для уч-ся при усвоении в течение года. Проводятся индивидуальные учебно-тренировочные занятия, где отрабатываются тестовые задания вызывающие затруднения и повторяется теоретический материал по данным тестовым заданиям.
4. Повторение при организации домашней работы.
Химия, биология и география – это предметы по выбору, которые выбирают не все учащиеся, поэтому очень важно организовать самостоятельную домашнюю работу по заданию учителя, тем самым подготовить ученика и к Единому национальному тестированию, и к обучению в ВУЗе по кредитной технологии обучения.
В коммунальном государственном учреждении «Средняя школа № 4» города Усть-Каменогорска:
Решена кадровая проблема подготовки выпускников к ЕНТ.
Расширены и дополнены функциональные обязанности курирующих членов администрации и руководителей методических комиссий в связи с введением ЕНТ.
Организован контроль за прохождением основополагающих трудных тем по предметам ЕНЦ.
Обеспечивается объективность выставляемых оценок и полного усвоения учащимися государственного стандарта по предметам ЕНЦ.
Разработана система мер по стимулированию труда учителя по внедрению тестовых форм контроля и освоению продуктивных технологий изучения предметов ЕНЦ.
Осуществляется научно-методическое руководство внедрением тестовых форм контроля.
Оказывается своевременную помощь выпускающим учителям в разработке тестовых заданий и составлении календарно-тематического планирования по обобщающему повторению учебного материала в выпускных классах.
Решен вопрос обеспечения учителей и учащихся 9-11 классов сборниками тестовых заданий по предметам ЕНЦ и поставлено на контроль их регулярное использование в УВП.
Ведется работа, направленная на адаптацию учащихся к тестированию
как итоговой форме контроля качества ЗУН по предметам ЕНЦ.
Используются тестовые технологии, банк тестовых заданий, включающий тематические тесты, учебно-тренировочный материал, репетиционные тесты, итоговые тесты,
Тест – это короткое испытание, исследование, которое представляет собой стандартизированные задания, по результатам выполнения которых судят о знаниях, умениях и навыках выпускника.
В нашей школе мы включаем в урок задания из сборников и
дидактических материалов, так как имеются готовые тесты, которые предлагают многочисленные издательства.
Учитывая реальные условия, полезно проводить текущие и итоговые полугодовые тестирования. Такие тесты по своему содержанию носят смешанный, а не тематический характер, что дает возможность проверить прочность, осознанность, оперативность и другие качества знаний учащихся за длительный промежуток времени.
Тестовая форма контроля удобна тем, что в короткое время обеспечивает достаточную полноту проверки.
Работа с тестами имеет большое значение, поскольку способствует более полному выявлению динамики обучаемости и обученности учащихся.
В тестах, как и в обычной контрольной, не теряется необходимый уровень сложности и, благодаря вариантам ответов, корректируются действия ученика в ходе решения задачи.
Это решает вопрос об увеличении количества упражнений и дает возможность учителю проверить широкий спектр умений и навыков школьника.
Следует помнить о предельной экономии времени, так как нет необходимости строго обосновывать решения, на это просто может не хватить времени. Главное – получить правильный ответ. Однако черновые записи должны быть краткими, но грамотными и правильными.
Использование вышесказанных рекомендаций по подготовке выпускников к ЕНТ и систематической обработки тестов дало следующие результаты, которые отражены в таблице.
Как видно по итогам экзамена, результаты работы по данной системе методических рекомендаций показали динамику роста качества подготовленности выпускников к ЕНТ.
По предметам ЕНЦ учащиеся подтвердили годовые результаты.
Сравнительная таблица итогов ЕНТ по предметам ЕНЦ.
Учебный год
Средний балл по биологии
Средний балл по географии
2012-2013
14,1
12,9
2013-2014
15,0
15,0
2014-2015
17,0
16,8
Рекомендации:
1.Всем руководителям МК проанализировать результаты ЕНТ на своих заседаниях;
2.Всем учителям-предметникам проанализировать свою педагогическую деятельность, исходя из результатов ЕНТ;
3. Методической службе совместно с руководителями МК подготовить план работы по подготовке уч-ся выпускных классов к сдаче ЕНТ.
4. Всем учителям предметникам активизировать работу по формированию наиболее значимых общеучебных умений и навыков, влияющих на качественное формирование специальных умений и навыков.
Рекомендации учителям:
Учителям географии необходимо в системе отрабатывать статистический материал, содержание курса географии 10 класса и планировать повторение экономической географии 9 класса.
Учителям биологии в системе планировать повторение разделов «Ботаника» и «Животные».
Учителям химии необходимо отрабатывать у учащихся навыки рациональных способов решения задач, химических свойств основных классов неорганических неорганических соединений, окислительно-восстановительные реакции.
ЕНТ - это технология. Она должна работать и эффективно решать поставленные задачи. Для этого необходимы серьезные усилия и продолжение работы по всем направлениям, понимание значимости образования, его роли в жизни нашего общества.