kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Организация постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ограниченными возможностями здоровья

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной работе представлен опыт работы по  организации индивидуального постинтернатного сопровождения и поддержки выпускников школы-интерната. Сегодня вопрос о постинтернатном сопровождении выпускников учреждений интернатного типа остается открытым, несмотря на то, что различные технологии и методики апробируются во многих учреждениях данного типа в различных регионах страны. Психолого-педагогические исследования, посвященные изучению проблем выпускников детских домов и школ-интернатов, убедительно доказывают, что сироты, переступая порог детского дома или интерната, нуждаются в сопровождении, включающем содействие в решении жилищных, правовых, социальных и многих других вопросов. Одной из проблем в сфере сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является успешная адаптация выпускников к новым условиям в социуме. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Организация постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ограниченными возможностями здоровья »

12




Организация постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ограниченными возможностями здоровья


Подготовка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни всегда была острой государственной проблемой. Система государственного попечения охватывает практически всех детей, нуждающихся в опеке, и создает материальные предпосылки для их полноценного развития и подготовки к взрослой жизни.

Сегодня вопрос о постинтернатном сопровождении выпускников учреждений интернатного типа остается открытым, несмотря на то, что различные технологии и методики апробируются во многих учреждениях данного типа в различных регионах страны. Психолого-педагогические исследования, посвященные изучению проблем выпускников детских домов и школ-интернатов, убедительно доказывают, что сироты, переступая порог детского дома или интерната, нуждаются в сопровождении, включающем содействие в решении жилищных, правовых, социальных и многих других вопросов. Одной из проблем в сфере сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является успешная адаптация выпускников к новым условиям в социуме.

Актуальность и необходимость постинтернатного сопровождения обусловлена тем, что выпускник интернатного учреждения одновременно включен в разные сферы деятельности: жизнедеятельности учреждения профессионального образования, профессиональной самореализации, жизнедеятельности общежития, досуга. Продолжение обучения в профессиональной образовательной организации, построение конструктивных взаимоотношений с ровесниками и взрослыми, получение и обустройство своего жилья, ведение домашнего хозяйства, распределение денежных средств и другие проблемы выпускнику сложно решать самостоятельно, оказавшись с ними «один на один» за пределами сиротского учреждения.

В школе-интернате реализуются программы подготовки к самостоятельной жизни по развитию коммуникативных, социально-быовых знаний, умений. Однако важным является оказание дальнейшей помощи выпускникам на этапе их самостоятельной жизнедеятельности.

Для организации сопровождения выпускников в школе-интернате разработана и реализуется программа по организации работы по социализации и постинтернатному сопровождению выпускников «Шаг за шагом».

Сегодня я представляю опыт работы по реализации этой программы.

Цель: представить опыт работы по организации индивидуального постинтернатного сопровождения и поддержки выпускников МКОУ « ШИ №37 ОВЗ».

Задачи: Обобщить опыт по реализации программы постинтернатного сопровождения выпускников «Шаг за шагом».


Организация постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ограниченными возможностями здоровья


1. Сущность постинтернатного сопровождения выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Актуальность и необходимость исследования организации постинтернатного сопровождения определяются наличием комплекса проблем, характерных для детей-сирот после выпуска из сиротского учреждения: трудности адаптации к условиям в обществе, отсутствие жилья, навыков самостоятельной жизни, выбора профессии и возможности трудоустройства. Вхождение детей-сирот с ограниченными возможностями здоровья в самостоятельную жизнь сопряжено с большими сложностями и не всегда проходит успешно. Причины возникновения трудностей вхождения ребенка в систему социальных отношений могут быть совершенно разными. Прежде всего, они связаны с неадекватным восприятием сиротами тех требований, которые предъявляет социум.

По результатам общероссийских исследований, низкий уровень социального и эмоционального самочувствия, а так же интеграции в социум молодых людей из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые формируют большую часть безработных и правонарушителей, становится источником новой волны социального сиротства. То есть, с одной стороны, наше общество пока не готово принять молодых людей со статусом сироты, что подтверждается отказами в приеме на работу, нежеланием работодателей в условиях рыночной конкуренции помогать выпускникам интернатных учреждений. С другой стороны, самим выпускникам в силу особенностей личностного развития трудно самостоятельно найти достойное место в обществе. Отсутствие с самого раннего детства условий, необходимых для полноценного психического и социального развития детей-сирот, препятствует формированию у них способностей, обеспечивающих достижение подлинной взрослости. В результате молодым людям с подобным жизненным опытом, как правило, свойственны пассивная жизненная позиция, безразличное отношение к своему статусу, иждивенчество, низкий уровень сформированности социальных умений и навыков.

Процесс социализации (включение в систему социальных отношений) даже при благоприятном стечении обстоятельств разворачивается неравномерно и может быть чреват рядом сложностей, тупиков, требующих совместных усилий специалистов и сирот.

Образование детей-сирот с ограниченными возможностями здоровья предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей образовательной среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию.

Мы понимаем, что на сегодняшний день нет службы, которая бы « из рук в руки» приняла наших повзрослевших, но далеко не взрослых детей. Мы согласны, что учреждения профессионального образования, при работе с нашими выпускниками, детьми-сиротами с ограниченными возможностями здоровья испытывают большие трудности. Наши дети имеют недостаток знаний и представлений об окружающей действительности, который сочетается с отсутствием опоры на жизненный опыт, незначительной познавательной активностью.

Во всех случаях, даже при относительно благоприятном прогнозе наши выпускники нуждаются в долговременном социально-педагогическом сопровождении, а одной из форм социально-педагогического сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является постинтернатное сопровождение. Целью, которого является успешная социальная адаптация выпускников организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к условиям профессиональной образовательной организации и к условиям самостоятельной жизни.

При реализации постинтернатного сопровождения выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, важно учитывать следующие условия:

-совместная деятельность наставника и выпускника, направленная на постепенное повышение уровня самостоятельности последнего;

- наличие у выпускника возможности установить постоянный эмоциональный контакт с наставником;

- признание центральным процессом адаптации выпускника не усвоение им знаний и навыков жизни, а реабилитацию его личности.

Данные условия могут быть реализованы через различные формы сопровождения.

Правовую основу деятельности по обеспечению социальной адаптации выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, составляет ряд федеральных и региональных нормативных документов. В региональных программах социальной адаптации выпускников в постинтернатный период рекомендуется предусматривать в качестве основного из направлений работы разработку и внедрение инновационных технологий помощи и поддержки, основанных на использовании института наставников/кураторов, индивидуального подхода к организации постинтернантого сопровождения.

Проанализировав существующие проблемы, администрация школы-интерната создали программу постинтернатного сопровождения выпускников МКОУ «ШИ №37 ОВЗ» »«Шаг за шагом», цель, которой тесно пересекается с существующими проблемами данного учреждения.


2. Основные направления программы постинтенатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ограниченными возможностями здоровья «Шаг за шагом»

Подготовка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни всегда была острой проблемой. Система государственного попечения охватывает практически всех детей, нуждающихся в опеке, и создает материальные предпосылки для их полноценного развития и подготовки к взрослой жизни.

Изучив опыт постинтернатного сопровождения в России, в Кемеровской области, мы пришли к выводу о необходимости разработки программы постинтернатного сопровождения выпускников направленной на успешную социализацию и социальную адаптацию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ограниченными возможностями здоровья.

Программа постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Шаг за шагом» содействует развитию социальной компетентности личности, ее самоопределению в обществе. Сопровождение осуществляется с момента выпуска из школы-интерната при поступлении в профессиональное образовательное учреждение и направлено на выпускников от 14 до 23 лет. Основные технологии программы постинтернатного сопровождения это кураторство и индивидуальный план сопровождения.

Целью Программы является подготовка выпускников коррекционной школы - интерната, оставшихся без попечения родителей к самостоятельной жизни, с последующей организацией индивидуального сопровождения и поддержки выпускников для успешной социальной, профессиональной адаптации в постинтернатный период до 23 лет.

Задачи:

- организация и проведение работы по профессиональному определению воспитанников в соответствии со способностями, медицинскими показаниями;

- повышение уровня социальной адаптации (развитие навыков коммуникативной культуры, формирование потребности в общении, интимно-личностных отношений);

- содействие адаптации выпускников коррекционной школы-интерната к условиям жизни и обучению в образовательном учреждении начального профессионального образования;

- повышение уровня социально-правовой грамотности выпускников;

- диагностика психологических причин нарушений в обучении и поведении выпускников учреждений для детей-сирот;

- профилактика и устранение нарушений в обучении и поведении выпускников учреждений для детей - сирот;

- оказание поддержки воспитанникам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, с целью их успешной социализации и интеграции в общество;

- оказание помощи в трудоустройстве выпускников;

- содействие в восстановлении связей с кровными родственниками.

Данная Программа является комплексной по содержанию, т.к. ее осуществление связано с применением различных методов работы и в ее реализации учувствует коллектив педагогов и специалисты школы-интерната.

Постинтернатное сопровождение это целостный, системный процесс и достигается в ходе реализации следующих этапов:

1 этап – Подготовка воспитанника к самостоятельной жизни в стенах УИТ.

2 этап – Сопровождение выпускника в постинтернатный период педагогом-куратором.

Приемлемой моделью постинтернатного сопровождения выпускников школы-интерната на первом этапе является создание адаптационной группы для воспитанников юношеского возраста не менее чем за 2 года до фактического выпуска из школы-интерната и включает в себя задачи 1 этапа:

  • создание у детей определенного запаса жизненных умений и навыков, а так же гражданско-правовых знаний;

  • формирование умений, позволяющих самостоятельно реализовать свои жизненные планы.

Адаптационная группа позволяет найти новый подход к решению проблем подготовки воспитанника к выпуску из школы-интерната и повышению его успешности в постинтернатный период.

В адаптационной группе создается ряд условий, позволяющих вести подготовку воспитанника к самостоятельной жизни:

  • организация быта, питания, планирования бюджета;

  • педагогическая поддержка самостоятельной организации воспитанниками жизненного пространства и свободного времени;

  • личное участие воспитанника в осознании собственных жизненно важных проблем и включение его в поиск путей их решения;

В период пребывания в адаптационной группе для каждого будущего выпускника, при его непосредственном включении в этот процесс и личной заинтересованности в успешном жизнеустройстве, составляется:

  • индивидуальный маршрут адаптации будущего выпускника;

  • программа постинтернатного сопровождения перед выпуском.

На 2 этапе при поступлении в учреждение профессионального образования выпускник сопровождается педагогом-куратором.

Цель этого этапа: Постинтернатное сопровождение выпускника школы-интерната, реализация индивидуального плана сопровождения выпускника (ИПС).

Задачи:

  • создание условий для успешной социально-психологической адаптации выпускника в социуме;

  • решение вопросов социальной защищенности;

  • профилактика социальной дезадаптации;

  • совместный поиск возможных путей решения возникающих проблем.

Работа кураторов по постинтернатному сопровождению направлена на помощь в решении психологических, межличностных, социальных, экономических и других проблем выпускника путем установления непосредственного прямого взаимодействия между куратором и выпускником.

Этап осуществляется с момента выпуска из интернатного учреждения до достижения выпускником 23 лет. Содержание этапа связано с сопровождением выпускника в процессе профессиональной и социальной адаптации (в период обучения в учреждении профессионального образования и/или после окончания образовательного учреждения).

Куратор закрепляется приказом директора школы-интерната, свою деятельность куратор осуществляет в соответствии с локальными актами образовательной организации.

На втором этапе проводится мониторинг плана сопровождения . Он включает:

  • промежуточные результаты работы и их оценку;

  • задачи на следующий этап сопровождения.

Мониторинг плана сопровождения предусматривает как отражение динамики процесса, так и оценку его эффективности. Мониторинг включает: оценку исходной ситуации, промежуточные и итоговые результаты деятельности.

При мониторинге:

- оценивается выполнение поставленных задач (овладение навыками и умениями), удовлетворение потребностей и реализация ожиданий;

- оценка производится и специалистами и самим выпускником, при этом приоритетным мнением является мнение выпускника;

- оценивается насколько выпускник реализует навыки и умения в повседневной жизни;

- производится анализ факторов, влияющих на процесс сопровождения (эффективность сотрудничества, пригодность методов, организационный уровень и т.д.);

- формулируются выводы.

Ожидаемые результаты реализации программы:

  • готовность к самостоятельной жизни;

  • умение взаимодействовать в социуме;

  • развитое самосознание, ответственность, умение принимать решения;

  • здоровый образ жизни;

  • профессиональная и трудовая самореализация.


Заключение


Для решения проблем подготовки воспитанников к жизнеустройству, освоению профессии и началу трудовой деятельности в школе-интернате осуществляется поиск новых социальных технологий, создается система постинтернатного сопровождения выпускников из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ограниченными возможностями здоровья. Сопровождение осуществляется на основе принятых законов и нормативных правовых актов, регламентирующих организацию работы по постинтернатному сопровождению педагогами школы-интерната.

В результате поститернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ограниченными возможностями станет возможным более полное обеспечение социально-психологической, правовой защищенности выпускников из числа детей-сирот и возможности их полноценной жизни в обществе.

































Литература

      1. Байбородова, Л.В. Профориентация и самоопределение детей-сирот [Текст] : учебн-метод. пособие / Л.В. Байбородова, М.И. Рожков. – Калининград : Изд-во РГУ им. Канта, 2010. – С.140-143.

      2. Боброва, Л.М. Технологии социальной помощи выпскникам интернатных учреждений (из опыта проекта «Молодежные центры» в Мурманской области) [Текст] / Л.М. Боброва // Постинтернатное сопровождение детей-сирот: успешные практики, технологии, нормативное обеспечение: материалы межрегион. науч.-практ. конф. (22-23 июня, г. Смоленск) / под ред. И.А. Бобылевой. – Москва: Благотворительный фонд социальной помощи детям «Расправь крылья!», 2010. – Ч. – С. 15-21.

      3. Килина, И.А. Постинтернатное сопровождение выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей [Текст] : метод. рекомендации / И.А. Килина, Н.В. Осипова, Т.Н. Михайлова. – Кемерово: Изд-во ГО «КРИРПО», 2014. С. 7-52.

Электронные ресурсы:

  • О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей [Электронный ресурс]: фед.закон от 1 декабря 1996 г. № 159/ Система ГАРАНТ аэро – ГАРАНТ Мастер. Версия от 9 янв. 014. – Москва, 2014.

  • О совершенствовании деятельности организаций для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей [Электронный ресурс]: письмо Министерства образования и науки РФ от 18 июня 2013 г. № 06-369/ Система ГАРАНТ аэро – ГАРАНТ МАСТЕР. Версия от 9 янв. 2014. – Москва, 2014.

  • Об основных гврантиях прав ребенка в Российской Федерации [Электронный ресурс]: фед.закон от 24 июля 1998 г. Т 124/ Система ГАРАНТ аэро – ГАРАНТ МАСТЕР. Версия от 29 янв. 2014г.











Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Завучу

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Потницева Елена Анатольевна

Дата: 15.06.2015

Номер свидетельства: 219798


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства