kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Организация работы государственного учреждения образования "Средняя школа № 84 г. Минска" с замещающими родителями

Нажмите, чтобы узнать подробности

Организация работы государственного учреждения образования "Средняя школа № 84 г. Минска" с замещающими родителями

Просмотр содержимого документа
«Организация работы государственного учреждения образования "Средняя школа № 84 г. Минска" с замещающими родителями»

МИНСКИЙ ГОРОДСКОЙ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОМИТЕТ

КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ МИНГОРИСПОЛКОМА













ПРОЕКТ

Повышение компетентности замещающих родителей как фактор успешной социализации воспитанников





Автор проекта:

Швед Татьяна Васильевна,

заместитель директора по воспитательной работе

Государственное учреждение

образования «Средняя школа № 84 г. Минска»,

Первомайский район







Минск

2018

Аннотация


В последние десятилетия в Республике Беларусь значительно сократилось число интернатных учреждений и с успехом развиваются семейные формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся на попечение родителей. Помещение их в замещающую семью нередко сопровождается стрессом для всех членов семьи, а появление такого ребенка в классном коллективе зачастую сопровождается нарушениями межличностных отношений в коллективе сверстников. Как пройдет социализация детей зависит от уровня компетенций замещающих родителей, организации сотрудничества с учреждениями образования, в которых обучаются воспитанники, взаимодействия с различными организациями, учреждениями и ведомствами.

В проекте представлена нестандартная форма организации дополнительного образования взрослых, заключающаяся в создании факультета для замещающих родителей Первомайского района г. Минска в рамках работы родительского университета учреждения образования.

Материалы проектной деятельности могут быть использованы учреждениями дошкольного, общего среднего, профессионального образования, социально-педагогическими центрами, специалистами по охране детства.




ИНФОРМАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЕКТА


Тема проекта


«Повышение компетентности замещающих родителей как фактор успешной социализации воспитанников»

Руководитель проекта

Швед Татьяна Васильевна

заместитель директора по воспитательной работе государственного учреждения образования

«Средняя школа № 84 г. Минска»

Автор проекта


Швед Татьяна Васильевна

заместитель директора по воспитательной работе государственного учреждения образования

«Средняя школа № 84 г. Минска»

Учреждение образование

Государственное учреждение

образования «Средняя школа № 84 г. Минска»

Юридический адрес учреждения образования

220056 г. Минск, ул. Пономарёва, 11

Рабочий телефон

(017) 286-81-50 (приемная)


E- mail

sch84@minsk.edu.by

Временные рамки реализации проекта

Апрель 2018- август 2019










АКТУАЛЬНОСТЬ

Семья – это, прежде всего, любовь и доверие

Девиз проекта


Семья – это основанная на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества–родительства–родства. Для младших членов общества семья является средой, в которой складываются благоприятные условия для развития, даже не столько физического, сколько эмоционального, психического и интеллектуального. Всё это ребёнку обязаны дать его родители, а, если случилось так, что биологические родители этого сделать не могут – эта задача ложится на государство.

Замещающие родители в тесном сотрудничестве с учреждениями образования должны приложить максимальные усилия для всестороннего развития воспитанников и их успешной социализации в обществе. Для замещающей семьи забота о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей (далее, дети-сироты) – это высшая степень ответственности за судьбу ребенка и его полноценное развитие, такая же ответственность, как и за своих кровных детей.

Дети-сироты до приобретения статуса, в большинстве случаев, жили в неблагополучных, дезорганизованных семьях. Дезорганизация семьи – это разрыв семейного единства, нарушение структуры социальных ролей и семейных ценностей, когда один или более членов семьи не могут или не хотят точно выполнять свои ролевые обязанности. А любой тип семейной дезорганизации способствует формированию личностных и поведенческих отклонений у детей, так как приводит к возникновению психотравмирующих ситуаций для ребенка в семье.

Помещение ребенка в замещающую семью сопровождается стрессом, причины которого, прежде всего, в смене образа жизни как ребенка, так и родителей, изменении атмосферы семейных отношений. Замещающим родителям не хватает не только практических навыков, но и теоретических основ, помогающих применять в той или иной ситуации собственные знания, а в трудных ситуациях – принять быстрые и продуманные решения, чтобы исправить ситуацию.

В государственном учреждении образования «Средняя школа № 84 г. Минска» уже сложилась определённая система работы с замещающими семьями. Опыт практической деятельности позволил констатировать, что процесс социализации детей-сирот сложен. Не только в новой семье, но и в учреждении образования несовершеннолетним предстоит пройти нелёгкий путь вхождения в коллектив. Очевидно, что задача педагогического коллектива помочь не только ребёнку, но и его законным представителям содействовать успешной социализации воспитанников.

По итогам мониторингов изучения процесса организации социально-педагогического и психологического сопровождения замещающих семей в ГУО «Средняя школа № 84 г. Минска» работа педагогического коллектива продуктивна и даёт положительные результаты в оказании помощи по адаптации детей, как в новой семье, так и в классном коллективе.

В рамках презентации (на районном уровне) деятельности школы по организации работы с замещающей семьей, управление по образованию администрации Первомайского района г. Минска рекомендовало руководству средней школы № 84 изучить положение замещающих семей учащихся, которые обучаются в школах района. На основании полученных результатов и с целью оказания замещающим родителям помощи в социализации воспитанников разработать проект по организации процесса сопровождения замещающих родителей.

Нами было принято решение изучить работу по социально-педагогическому и психологическому сопровождению законных представителей воспитанников в Первомайском районе, так как опыт практической деятельности позволяет сделать вывод, что результат работы с замещающей семьей напрямую зависит от успешно организованной в данном направлении деятельности.

Установлено, что в учреждениях образования Первомайского района г. Минска обучается 159 учащихся, проживающих в замещающих семьях:

  • профессионально-замещающая семья – ДДСТ, где воспитание детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является профессиональной деятельностью замещающего родителя, который прошёл специальный отбор, получил соответствующую подготовку. Он наделен юридическими правами и ответственностью, как и кровные родители при сохранении всех социальных льгот и пособий на приемных детей;

  • приемная семья – форма семейного устройства ребенка (детей) в семью «приемного родителя» на основании договора, заключенного между приемным родителем и органом опеки и попечительства;

  • опека (попечительство) – форма семейного устройства ребенка сироты или ребенка, оставшегося без попечения родителей, предполагающая принятие в дом ребенка на правах воспитуемого.

Опека устанавливается над детьми, не достигшими 14 лет, а попечительство над детьми от 14 до 18 лет, причем, если ребенок переживает рубеж 14-тилетия в данной семье, то опека автоматически переходит в попечительство. Опекун имеет все права и обязанности родителя в вопросах воспитания, обучения и ответственности за него.

На протяжении всех лет обучения детей-сирот в учреждении общего среднего образования специалисты СППС, классные руководители, учителя-предметники ведут непрерывную работу с несовершеннолетними и их законными представителями. Она строится в несколько этапов. 1 этап, подготовительный, заключается в проведении диагностики воспитанников замещающих семей; анкетировании законных представителей. 2 этап, основной, заключается в социально-педагогическом и психологическом сопровождении замещающих родителей и воспитанников; во включении всех членов семьи в мероприятия в течение обучения учащегося в учреждении образования. 3 этап, заключительный, заключается в проведении мониторинга деятельности учреждения образования с данной семьёй по различным направлениям работы.

Практика работы с замещающими семьями показала, что многие из законных представителей сталкиваются с различными трудностями, стараются справиться с ними самостоятельно, но в силу профессиональной неподготовленности не всегда получают положительные результаты. Им не хватаем медицинских знаний, знаний детской психологии и способов разрешения конфликтных ситуаций, современных подходов к решению проблем в семье, юридических и правовых основ и иных. Следует отметить, что эта проблема касается не только приемных, но и опекунских семей, ведь опекунами зачастую становятся близкие родственники несовершеннолетних: бабушки и дедушки, тёти и дяди, которым по воле случая пришлось взять на себя ответственность за судьбу своих близких.

С целью изучения ситуации в замещающих семьях нами было проведено анкетирование семей Первомайского района. Анализ результатов диагностики позволил сделать вывод, что большинство замещающих родителей не имеет педагогического образования. Им зачастую не хватает знаний, с помощью которых можно было бы профессионально найти выход из сложной ситуации, связанной с воспитанием детей и оказанием им помощи и поддержки, они не умеют конструктивно решать конфликты, возникающие в семье, создать условия для взаимопонимания и доверия в семье.

Анализ выявленных проблем определил необходимость поиска новых путей и способов сопровождения приемных и опекунских семей, необходимость повышения компетентности замещающих родителей в вопросах воспитания и содержания детей-сирот, что будет способствовать успешной социализации воспитанников.

Вышеизложенное и определило выбор темы проекта «Повышение компетентности замещающих родителей как фактор успешной социализации воспитанников».

Цель проекта – создание условий для повышения компетентности замещающих родителей как фактора успешной социализации воспитанников.

Основные задачи проекта:

  • изучить и проанализировать теоретические источники и опыт учреждений образования по работе с замещающими семьями;

  • разработать циклограмму по взаимодействию школ и социальных институтов Первомайского района г. Минска в рамках помощи замещающим семьям в воспитании и содержании приёмных детей;

  • создать алгоритм работы по взаимодействию замещающих семей, школ и социальных институтов Первомайского района г. Минска в интересах развития семьи и социализации детей, проживающих в замещающих семьях.

  • создать факультет для замещающих родителей «Моя » в рамках работы родительского университета.

Объект: процесс социально-педагогического и психологического сопровождения замещающих семей.

Предмет: методы и формы повышения компетентности замещающих родителей.

Предполагаемые результаты:

При условии поэтапной реализации проекта:

замещающие родители:

  • повысят уровень профессиональной компетентности;

педагогический коллектив учреждения образования:

  • активизирует деятельность по сопровождению замещающей семьи.

руководство учреждения образования:

  • расширит воспитательное пространство школы путем привлечения внимания общественности к проблемам замещающего родительства;

  • создаст условия для повышения профессиональных компетенций замещающих родителей посредством организации эффективного взаимодействия с различными учреждениями, организациями и ведомствами.

Новизной данного проекта является нестандартная форма организации дополнительного образования взрослых, заключающаяся в создании в рамках работы родительского университета «Разумное воспитание» государственного учреждения образования «Средняя школа № 84 г. Минска» факультета для законных представителей воспитанников замещающих семей Первомайского района г. Минска.


Методы реализации проекта:

теоретические:

  • изучение и теоретический анализ научной, методической, литературы и интернет-источников по проблеме проектирования;

  • моделирование процесса распространения, полученных знаний среди субъектов проекта;

эмпирические:

  • проведение диагностики по изучению компетентности замещающих родителей, предполагающей опрос, наблюдение, анкетирование.



Сроки реализации проекта: апрель 2018- август 2019 года.



ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ РЕСУРСОВ ПРОЕКТА

Интеллектуальные ресурсы:

  • Карпович Ирина Петровна, директор школы;
    педагогический стаж 38 лет

  • Лухнова Наталья Леонидовна, заместитель директора
    по учебной работе, педагогический стаж 26 лет

  • Варнакова Татьяна Павловна, заместитель директора по учебной работе, педагогический стаж 16 лет

  • Герасимович Светлана Петровна, заместитель директора по учебной работе, педагогический стаж 30 года

  • Швед Татьяна Васильевна, заместитель директора по воспитательной работе, педагогический стаж 19 лет

  • Дмитриева Ирина Ивановна, педагог-психолог, педагогический стаж 11 лет

  • Яхимович Анастасия Викторовна, педагог-психолог, педагогический стаж 6 лет

  • Суходолец Светлана Ивановна, педагог-социальный, педагогический стаж 19 лет.

Информационные ресурсы:

  • нормативно-правовая база национальной системы образования Республики Беларусь;

  • локальные акты, регулирующие деятельность учреждения образования;

  • научно-педагогические и научно-методические публикации отечественных и зарубежных учёных по теме проекта;

  • интернет-ресурсы и образовательные порталы.

Технологические ресурсы:

  • разработка циклограммы по взаимодействию учреждения образования и социальных институтов Первомайского района г. Минска;

  • разработка алгоритма работы с замещающими семьями в рамках работы факультета «Моя 7Я»;

  • подготовка рекомендаций для законных представителей замещающих семей;

  • разработка модели повышения профессиональной компетентности замещающих родителей;

  • диагностический инструментарий для осуществления контроля эффективности работы проекта.

Материально-технические ресурсы:

  • материально-техническая база школы (медиапространство кабинетов: наличие интерактивных досок, медиапроекторов, компьютеров, многофункциональных устройств с доступом к высокоскоростному Интернету, планшетов, ноутбуков, WEB-камеры);

  • медиатека школы;

  • локальная сеть школы.





ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА


  1. Подготовительный этап

(апрель 2018 – август 2018)

Цель: определение основных направлений проектной деятельности и разработка модели повышения профессиональной компетентности замещающих родителей.

Содержание

Формирование творческой группы по разработке проекта; анализ существующей практики по работе с замещающими семьями.

Результат

Распределение обязанностей между членами творческой группы по разработке планов реализации отдельных направлений воспитательной деятельности в рамках проекта.

Изучение нормативных, правовых документов, научной, психолого-педагогической и методической литературы по данной проблематике.

Изучены и проанализированы нормативные, правовые документы, научная, психолого-педагогическая и методическая литература.

Диагностика воспитанников замещающих семей и их законных представителей.

Учет результатов анкетирования учащихся и запросов родителей при реализации проекта.

Обсуждение идеи и плана реализации проекта в педагогическом коллективе на заседаниях педагогического совета, методических объединений классных руководителей.

Разработка модели проекта, формулирование идеи и определение направлений работы.


  1. Основной этап

( сентябрь 2018 года – май 2019 года)

Цель: организация работы факультета для замещающих родителей учреждений образования Первомайского района г. Минска «Моя 7Я» в рамках работы родительского университета «Разумное воспитание»

Содержание

Результат

Создание в рамках родительского университета «Разумное воспитание» факультета для замещающих семей.

Размещение информации на сайте школы.

Поиск и определение социальных партнеров.

Включение в творческий процесс максимально большего числа специалистов и социальных институтов Первомайского района г. Минска.

Определение проблематики и актуальных вопросов для рассмотрения в рамках работы факультета.

Определили проблемное поле в работе с законными представителями, организовали сотрудничество с социальными институтами Первомайского района г. Минска.

Составление циклограммы и разработка алгоритма взаимодействия школы, замещающей семьи и социальных партнеров в рамках проекта.


Создание циклограммы по взаимодействию школ и социальных институтов Первомайского района г. Минска в рамках помощи законным представителям замещающих семей и внедрение алгоритма взаимодействия школы, замещающей семьи и социальных институтов в рамках проекта.

Информирование всех субъектов образовательных отношений о работе факультета на уровне школ Первомайского района г. Минска.

Выступление на МО заместителей директора по воспитательной работе учреждений образования Первомайского района. Организация электронной рассылки законным представителям.

Повышение профессиональной компетентности педагогов СППС, классных руководителей, учителей-предметников через: дистанционную курсовую подготовку, систему методических мероприятий, направленных на организацию работы с замещающими семьями.

Проведение мастер-классов, семинаров-практикумов, заседаний МО, лекториев, направленных на организацию работы с замещающими семьями.

Диагностические исследования, административный контроль, оценка, коррекция и координация деятельности.

Согласование планов воспитательной работы с учетом подготовки и проведения мероприятий программы;

обсуждение деятельности на методических советах, совещаниях при директоре и заместителе директора по воспитательной работе;

анализ промежуточных результатов деятельности по реализации проекта на совещаниях при директоре и заместителе директора по воспитательной работе, заседаниях МО классных руководителей, стимулирование и поощрение активных участников реализации проекта из числа педагогов.

Анализ эффективности педагогической практики.


Расширение партнерских связей и активизация взаимодействия с представителями социальных институтов.

Размещение вкладки факультета на сайте учреждения образования.

Ежеквартальное обновление информационной вкладки о работе клуба на официальной странице сайта учреждения образования.

Консультирование педагогов и законных представителей, гостевые встречи.

Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов и замещающих родителей.

  1. Рефлексивно-обобщающий этап

(июнь 2019 года – август 2019 года)

Цель: обобщение опыта работы над проектом «Повышение компетентности приёмных родителей как фактор успешной социализации воспитанников».

Содержание

Результат

Проведение мониторинговых исследований удовлетворенности участников образовательных отношений деятельностью учреждения образования; соотнесение результатов деятельности с целями и задачами разработанной модели деятельности.

Подтверждение результативности проектной деятельности.

Внесение изменений с учетом мониторинговых исследований удовлетворенности участников образовательного процесса деятельностью факультета для замещающих семей.

Повышение эффективности работы факультета «Моя 7Я».

Обобщение опыта проектной деятельности в рамках районных, городских и республиканских мероприятий.



Включение факультета для замещающих родителей в деятельность городского родительского университета;

проведение конференции для педагогов и замещающих родителей;

совместная с социальными партнерами презентация результатов проекта на уровне района и города.

Систематизация и оформление накопленных методических материалов по работе с замещающими родителями на уровне учреждения образования, района, города.

Создание методической копилки по работе с замещающими семьями.

Подготовка и выпуск практического пособия «В помощь замещающим родителям».




Описание деятельности

На подготовительном этапе реализации проекта нами проведена следующая работа.

В ГУО «Средняя школа № 84 г. Минска» была сформирована творческая группа по анализу методической, научной литературы и существующей практики по работе с замещающими семьями, разработке проекта, в которую вошли заместители директора по учебной и воспитательной работе, специалисты СППС и классные руководители, в чьих классах обучаются воспитанники замещающих семей. В результате были распределены обязанности между членами творческой группы по разработке планов реализации отдельных направлений воспитательной деятельности в рамках проекта. Далее были изучены и проанализированы нормативные, правовые документы, научная, психолого-педагогическая и методическая литература (Приложение 1).

Диагностика воспитанников замещающих семей учреждений образования Первомайского района и их законных представителей была возложена на специалистов СППС и классных руководителей учреждений образования, включённых в проект. Разработанные анкеты были разосланы во все школы Первомайского района (Приложение 2).

По результатам анкетирования установлено следующее.

Возраст замещающих родителей колеблется от 34 до 79 лет (82,8% – от 51 года до 79 лет). Возраст родителей обычных учащихся от 25 до 52 лет (Приложение 3).

Уровень образования законных представителей несовершеннолетних разный: высшее, среднее специальное, среднее, базовое и даже 7 классов. Родители имеют техническое, педагогическое, медицинское, экономическое образование (Приложение 4).

Не все законные представители детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, владеют необходимыми знаниями в области воспитания. На вопрос: «Испытываю беспокойство по поводу своей родительской компетентности» они оценили себя от 0 до10: 71,3% – от 1 до 5 баллов, 28,7% – от 6 до 10 баллов (Приложение 5).

Родители, имеющие биологических детей, более уверены в вопросах воспитания (Приложение 6).

Опрос родителей учащихся школы, в том числе замещающих, позволил констатировать, что важным в воспитании несовершеннолетних остаётся способ получения информации об интересующих законных представителей проблемах. Нами отмечено, что современные родители учащихся мобильны. Также они постоянно пользуются гаджетами и интернетом, могут заказать онлайн-консультацию или необходимые материалы. Законные представители многих детей, воспитывающихся в замещающих семьях, более консервативны. Некоторые в силу своих возрастных особенностей предпочитают опираться на свой многолетний жизненный опыт (более 80%), не учитывая тот факт, что их подопечные живут в современном обществе, а в подростковой и молодежной среде свои правила, приоритеты. Вместе с тем, родители учащихся школы в большинстве своём при необходимости обращаются к разным специалистам и получают информацию из интернета, других источников, занимаясь самообразованием (Приложение 7).

По результатам проведенного анкетирования на совещании при заместителе директора по воспитательной работе было определено проблемное поле, была сформулирована идея: повышение компетентности замещающих родителей (Приложение 8). Также были определены основные направления работы, составлен план реализации проекта, выделены основные этапы проектной деятельности.

Изучение теоретических источников и нормативных правовых документов по теме проекта позволили констатировать, что компетентность – это актуализированные знания и опыт, помогающие эффективно решать те или иные профессиональные задачи, это, прежде всего сложное личностное образование, на основе которого строится готовность и способность родителей выполнять свои родительские функции. Родительская компетентность – это прежде всего грамотность в вопросах образования, развития, воспитания своего ребенка. Согласно Кодексу об образовании Республики Беларусь, дополнительное образование взрослых – вид дополнительного образования, направленный на профессиональное развитие слушателя, стажера и удовлетворение их познавательных потребностей.

Нами было принято решение расширить деятельность существующего и успешно действующего в средней школе № 84 г. Минска родительского университета «Разумное воспитание», организовать обучение замещающих родителей, т.е. организовать своего рода дополнительное образование взрослых, путём создания факультета для замещающих родителей «Моя 7Я» (далее – факультет). Таким образом, мы предположили, что сможем повысить уровень педагогических, психологических, правовых, медицинских и иных знаний, тем самым повысить их родительскую и профессиональную компетентность.

Мы определили, что в рамках деятельности факультета, приглашённые из различных организаций узкие специалисты, будут отвечать на волнующие законных представителей вопросы, предоставлять необходимую законным представителям детей-сирот информацию, тем самым повышая компетентность замещающих родителей в вопросах воспитания, содержания воспитанников, оказания им помощи и поддержки.

Для включения в рабочий процесс максимального числа узких специалистов и организации сотрудничества в рамках проекта были разосланы письма социальным партнерам: в УЗ «11-ая городская детская поликлиника», в ГУО «СПЦ с приютом Первомайского района г. Минска», в ИДН РУВД Первомайского района г. Минска, в нотариальную контору, в территориальный центр социальной помощи населению Первомайского района, в отдел опеки управления по образованию администрации Первомайского района г. Минска, РОЧС Первомайского района (Приложение 9).

В настоящий момент мы находимся на основном этапе проектной деятельности. В августе 2018 года в рамках районного методического объединения заместителей директора по воспитательной работе состоялась презентация модели работы факультета и определен механизм информирования родителей о деятельности факультета (Приложение 10).

В сентябре 2018 года началась работа факультета «Моя 7Я». Были составлены списки «студентов» из числа пришедших замещающих родителей и рассмотрены основные аспекты и направления работы факультета, начата работа, в основу которой положен алгоритм взаимодействия школы, замещающей семьи и социальных институтов Первомайского района г. Минска (Приложение 11).

Информирование субъектов образовательных отношений о работе факультета состоялось на районном уровне в рамках МО заместителей директора по воспитательной работе учреждений образования Первомайского района в сентябре 2018/2019 учебного года. С целью организации помощи и сопровождения замещающих семей, получающих дополнительное образование на данном факультете, была организована электронная рассылка руководителям учреждений образования.

На официальном сайте Средней школы № 84 г. Минска создана вкладка «Факультет для замещающих родителей «Моя 7Я», где размещаются вопросы, которые волнуют замещающих родителей для разъяснения специалистами и ответы на них. Там же замещающим родителям предлагаются темы для самостоятельного изучения по актуальным вопросам воспитания детей и размещен диагностический инструментарий для изучения эффективности проектной деятельности: определяется самооценка родителя, оценка оказываемой помощи, оценка изменений во взаимоотношении с воспитанниками, список рекомендуемой литературы, полезные ссылки. Администратором сайта школы проводится мониторинг востребованности электронной вкладки факультета.

Следующим важным моментом в реализации основного этапа проекта стало создание циклограммы взаимодействия школ и социальных институтов Первомайского района г. Минска в рамках оказания помощи и поддержки законным представителям замещающих семей (Приложение 12).

В циклограмме определена периодичность встреч законных представителей воспитанников замещающих семей с узкими специалистами. Учёба замещающих родителей будет организована следующим образом:

  1. Проводить занятия будут специалисты СППС учреждения образования.

  2. Во время учебы замещающих родителей узкие специалисты будут читать лекции, проводить мастер-классы, беседы по актуальным вопросам воспитания, а также отвечать на вопросы законных представителей, размещать материалы во вкладке факультета на сайте школы.

  3. На каждом занятии законные представители будут получать задания на последующий свободный от учебы месяц, а результат представлять на следующем занятии специалистам СППС. Так будет организовано самообразование замещающих родителей. Отметки о выполнении будут фиксироваться в «Студенческой книжке замещающего родителя» (Приложение 11).

  4. В конце каждого занятия законные представители будут составлять вопросы для специалистов, приглашенных на следующую встречу, а руководитель родительского университета передаст их в ту организацию, специалисты которой, согласно циклограмме, будут приглашены на заседания факультета.

Так последовательно выстраивается алгоритм организации учебных занятий с замещающими родителями (Приложение 12).

  1. Итоговой аттестацией законных представителей будет защита работ по самообразованию, что даст возможность замещающим родителям обмениваться позитивным опытом воспитания детей-сирот. Защита пройдёт на последнем занятии факультета в мае 2019 года.

Координацию, контроль, и коррекцию деятельности факультета осуществляет руководство Средней школы № 84 г. Минска и руководитель родительского университета «Разумное воспитание».

В течение 2018/2019 учебного года запланировано:

  • согласование планов воспитательной работы с учетом подготовки и проведения мероприятий программы работы факультета;

  • обсуждение деятельности на методических советах, совещаниях при директоре и заместителе директора по воспитательной работе;

  • анализ промежуточных результатов деятельности по реализации проекта на заседаниях районных МО классных руководителей, заместителей директора по воспитательной работе;

  • стимулирование и поощрение активных участников реализации проекта из числа педагогов.

Мы считаем, что для успешной реализации проекта необходимо организовать не только обучение законных представителей, но и педагогов школы. Повышение профессиональной компетентности педагогов СППС, классных руководителей, учителей-предметников будет организовано через дистанционную курсовую подготовку, систему методических мероприятий, направленных на организацию работы с замещающими семьями: проведение мастер-классов, семинаров-практикумов, заседаний МО, лекториев (Приложение 15).

На заключительном этапе планируется проведение мониторинговых исследований с целью подтверждения результативности проектной деятельности.

Анализ результатов деятельности по проекту позволит сделать вывод, насколько расширились партнерские связи и активизировалось взаимодействие со специалистами социальных институтов в интересах замещающих семей, а также о повышении уровня профессиональной компетентности замещающих родителей и педагогов.

Проведение мониторинговых исследований удовлетворенности участников образовательных отношений деятельностью учреждения образования, соотнесение результатов деятельности с целями и задачами разработанной модели позволит внести изменения в работу факультета «Моя 7Я» и совершенствовать его деятельность.

Итогом работы над данным проектом станет:

  • обмен опытом в рамках районных, городских и республиканских мероприятий;

  • включение факультета для замещающих родителей в деятельность городского родительского университета;

  • проведение конференции для педагогов и замещающих родителей;

  • совместная с социальными партнерами презентация результатов проекта на уровне района и города;

  • создание методической копилки по работе с замещающими семьями; подготовка и выпуск практического пособия «В помощь замещающим родителям».

В заключении следует отметить, что роль замещающих родителей в воспитании детей заключается в оказании помощи воспитанникам стать благополучными людьми, достойными гражданами, что возможно только в едином сотрудничестве семьи и школы. Приобретение замещающими родителями профессиональных компетенций посредством целенаправленного и организованного социально-педагогического и психологического сопровождения замещающей семьи – важное условие, которое будет способствовать социализации детей-сирот, их успешной интеграции в общество.



Список использованных источников



  1. Аникеев, М. В. Мифы современного общества о жизни и воспитании детей-сирот, или как увидеть реальность и помочь ребенку // Журн. практического психолога. – 2008. – № 3. – С. 169–177.

  2. Белкина, А. Приемная семья : опыт, развитие, перспективы / А. Белкина. // Соц. работа. – 2005. – № 1. – С. 24–25.

  3. Брутман, В.И. Некоторые современные тенденции социальной защиты детей-сирот и вопросы профилактики социального сиротства / В.И. Брутман, А.А. Северный // Социальное и душевное здоровье ребенка и семьи: защита, помощь, возвращение в жизнь. – М., 2006. – 60 с.

  4. Захарова, Ж. Подготовка замещающих родителей к новой роли / Ж.Захарова //Социальная педагогика. – 2008. – № 1. – С.35–38.

  5. Иванова, Н. Замещающая семья как социокультурное явление / Н. Иванова // Социальная педагогика. – 2008. – №1. – С. 13–18.

  6. Иванова, Н. П. Социально-психологическая адаптация детей в замещающей семье / Н.П. Иванова, И.А. Бобылева, О.В. Заводилкина. – М., 2002.

  7. Кодекс Республики Беларусь об образовании. – Минск: Национальный институт правовой информации Республики Беларусь, 2011. – 400 с.

  8. Курбацкий, И. Н. Педагогическое и правовое толкование понятия "приемная семья" / И.Н. Курбацкий // Педагогика. – 2002. – № 5. – С. 35–40.

  9. Матвиенко, И. В. Социально-педагогическое сопровождение адаптации детей-сирот в приемной семье. Дисс.канд.пед.наук., Москва, 2006.

  10. Ослон, В. Н. Жизнеустройство детей-сирот: профессиональная замещающая семья / В. Н. Ослон. – М. : Генезис, 2006. – 368с.

  11. Ослон, В. Н. Проблемы сопровождения замещающей профессиональной семьи / В. Н. Ослон // Дефектология. – 2006. – № 1. – С. 30 –35.

  12. Петрова, Н. П. Правовой статус приемной семьи / Н.П. Петрова // Юрид. мир. – 2008. – № 9. – С. 42–45.

  13. Программа непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи на 2016-­2020 годы (утверждена Постановлением Министерства образования Республики Беларусь 22 февраля 2016 г. № 9) [Электронный ресурс] // Министерство образования Республики Беларусь. – Режим доступа: edu.gov.by/doc-3999313.

  14. Рудов, А. Школа приемных родителей. Как подготовить свое окружение к появлению в семье приемного ребенка / А. Рудов // Семья и шк. – 2003. – № 4. – С. 10–17

  15. Ушакова, Е. В. Приемный родитель : профессиограмма специалиста / Е.В. Ушакова // Дефектология. – 2006. – № 1. – С. 53–57.

  16. Холостова, Е. И. Социальная работа с семьей: Учебное пособие / Е.И. Холостова. – М.: «Дашков и К», 2007. – 212 с.

  17. Хрусталькова, Н. А. Организационно-педагогическая работа социальных педагогов с профессионально-замещающей семьей: теория и технология / Н. А. Хрусталькова // Инновации в образовании. –2006. – №6. –С.81–100.

  18. Шипицына, Л. М. Психология детей-сирот: учебное пособие / Л. М. Шипицына. – СПб.: Изд-во С.-Петерб.ун-та, 2005.



Приложения

  1. Приложение 1. Список литературы, изученной творческой группой, работающей над проектом………………………………………………………28

  2. Приложение 2. Анкеты для замещающих родителей и их воспитанников………………………………………………………………….. 29

  3. Приложение 3. Результаты анкетирования родителей учащихся и замещающих родителей. Возраст замещающих родителей…………………..31

  4. Приложение 4. Результаты анкетирования родителей учащихся и замещающих родителей. Образование законных представителей замещающих семей……..……………………………………………………… 32

  5. Приложение 5. Результаты анкетирования родителей учащихся и замещающих родителей. Мнение замещающих родителей об уровне родительской компетентности……..………………………………………….. 33

  6. Приложение 6. Результаты анкетирования родителей учащихся и замещающих родителей. Мнение биологических родителей об уровне родительской компетентности……..………………………………………….. 34

  7. Приложение 7. Результаты анкетирования родителей учащихся и замещающих родителей. Об источниках получения информации о воспитании приёмных дете……………………………………………………. 35

  8. Приложение 8. Результаты анкетирования замещающих родителей……………………………………………………………………….. 36

  9. Приложение 9. Письмо в ГУО «СПЦ с приютом Первомайского района г. Минска» ……………………………………………………………... 40

  10. Приложение 10. Модель работы факультета замещающих родителей «Моя 7Я»……..…………………………………………………………………. 41

  11. Приложение 11. Алгоритм взаимодействия школы, замещающей семьи и социальных партнеров Первомайского района г. Минск………………………………………………………………….…………42

  12. Приложение 12. Циклограмма взаимодействия школ и социальных партнеров Первомайского района г. Минска в рамках сопровождения замещающих семей……..……………………………………………………….43

  13. Приложение 13. Студенческая книжка замещающего родителя………………………………………………………………….……… 44

  14. Приложение 14. Алгоритм проведения учебных занятий факультета «Моя 7Я»..…………………………………………………………. 45

  15. Приложение 15. Темы семинаров, лекториев, круглых столов для педагогов школы направленных организацию работы с замещающими семьям…………………………………………………………………………... 46



Приложение 1

Список литературы,

изученной творческой группой, работающей над проектом


  1. Аникеев, М. В. Мифы современного общества о жизни и воспитании детей-сирот, или как увидеть реальность и помочь ребенку // Журн. практического психолога. – 2008. – № 3. – С. 169–177.

  2. Белкина, А. Приемная семья : опыт, развитие, перспективы / А. Белкина. // Соц. работа. – 2005. – № 1. – С. 24–25.

  3. Иванова, Н. П. Замещающая семья как социокультурное явление / Н. Иванова // Социальная педагогика. – 2008. – №1. – С. 13–18.

  4. Иванова, Н. П. Социально-психологическая адаптация детей в замещающей семье / Н.П. Иванова, И.А. Бобылева, О.В. Заводилкина. – М., 2002.

  5. Кодекс Республики Беларусь об образовании. – Минск: Национальный институт правовой информации Республики Беларусь, 2011. – 400 с.

  6. Курбацкий, И. Н. Педагогическое и правовое толкование понятия "приемная семья" / И.Н. Курбацкий // Педагогика. – 2002. – № 5. – С. 35–40.

  7. Матвиенко, И. В. Социально-педагогическое сопровождение адаптации детей-сирот в приемной семье. Дисс.канд.пед.наук., Москва, 2006.

  8. Ослон, В. Н. Проблемы сопровождения замещающей профессиональной семьи / В. Н. Ослон // Дефектология. – 2006. – № 1. – С. 30 –35.

  9. Петрова, Н. П. Правовой статус приемной семьи / Н.П. Петрова // Юрид. мир. – 2008. – № 9. – С. 42–45.

  10. Хрусталькова, Н. А. Организационно-педагогическая работа социальных педагогов с профессионально-замещающей семьей: теория и технология / Н. А. Хрусталькова // Инновации в образовании. –2006. – №6. –С.81–100.

Приложение 2

Анкеты для замещающих родителей и их воспитанников



Анкета для замещающих родителей

Учреждение образования____________________________

Семья (Ф.И.О. замещающих родителей) _______________________________

Возраст родителей______________

Состав семьи __________ количество приемных детей ______

Образование родителей _______________________________

1. Владею знаниями правовых основ, сопровождающих работу замещающих семей________

2. Владею информацией о социальных гарантиях и льготах для детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемых в соответствии с законодательством ____________

3. Имею представление об особенностях психического и физического развития ребенка_______

4. Владею информацией об особенностях протекания периода адаптации ребенка в замещающей семье__________

5. Владею информацией о способах выявления причин и преодоления «трудного» поведения ребенка__________

6. Владею необходимыми знаниями о способах разрешения конфликтных ситуаций с ребёнком __________

7.Испытываю беспокойство по поводу своей родительской компетентности__

8. Нуждаюсь в квалифицированной помощи работников органов опеки____

9. Нуждаюсь в квалифицированной помощи педагога-психолога__________

10. Нуждаюсь в консультациях юриста__________

11. Нуждаюсь в консультациях медицинских работников__________

12. Нуждаюсь в консультациях представителей РУВД, РОЧС. __________

13.Нуждаюсь в помощи (указать специалиста) ______________

14. Не нуждаюсь в помощи__________________________________________

15. Из каких источников Вы получаете информацию о воспитании приёмных детей?_________________________


Анкета воспитанника замещающей семьи

1. Ф.И. учащегося__________________________________

2. Возраст учащегося (класс)_______________________________

3. Какие кружки посещаешь? ________________________________

4. Какие кружки хотел бы ещё посещать? ___________________________

5. Любимое увлечение (хобби)_____________________________________

6. Любишь ли ты посещать кинотеатры, театры, музеи, выставки? ______

7. Как часто ты это делаешь и с кем? _______________________________

8. Беспокоишься ли ты за свои успехи в школе? ______________________

9. Кто помогает тебе с уроками? ___________________________________

10. Какие предметы для тебя сложные?_______________________________

11. Какие уроки любишь больше всего?______________________________

12. Много ли у тебя друзей в школе?_________________________________

13. Много ли у тебя друзей вне школы?______________________________

14. Принимаешь ли ты участие в школьных мероприятиях? _____________

15. Какие мероприятия запомнились особенно? _______________________

16. С кем ты проводишь свободное время? ___________________________




Приложение 3

Результаты

анкетирования родителей учащихся и замещающих родителей



Возраст замещающих родителей







Приложение 4

Результаты

анкетирования родителей учащихся и замещающих родителей



Образование законных представителей замещающих семей



Приложение 5



Результаты

анкетирования родителей учащихся и замещающих родителей


Мнение замещающих родителей об уровне родительской компетентности




Приложение 6

Результаты

анкетирования родителей учащихся и замещающих родителей


Мнение биологических родителей об уровне родительской компетентности









Приложение 7

Результаты

анкетирования родителей учащихся и замещающих родителей


Об источниках получения информации о воспитании приёмных детей




Приложение 8

Результаты

анкетирования замещающих родителей

Владею знаниями правовых основ, сопровождающих работу замещающих семей

Владею информацией о социальных гарантиях и льготах для детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемых в соответствии с законодательством

Имею представление об особенностях психического и физического развития ребенка

Владею информацией об особенностях протекания периода адаптации ребенка в замещающей семье





Владею информацией о способах выявления причин и преодоления «трудного» поведения ребенка



Владею необходимыми знаниями о способах разрешения конфликтных ситуаций с ребёнком





Нуждаюсь в квалифицированной помощи работников органов опеки

Нуждаюсь в квалифицированной помощи педагога-психолога

Нуждаюсь в консультациях юриста

Нуждаюсь в консультациях медицинских работников





Нуждаюсь в консультациях представителей РУВД, РОЧС.



Нуждаюсь в помощи (указать специалиста)





Приложение 9


Письмо в ГУО «СПЦ с приютом Первомайского района г. Минска»


Директору ГУО «СПЦ с приютом

Первомайского района г. Минска»



Руководство государственного учреждения образования «Средняя школа № 84 г. Минска» просит оказать содействие в работе факультета для замещающих родителей «Моя 7Я» в рамках деятельности родительского университета «Разумное воспитание», который будет осуществляться на базе нашего учреждения образования с сентября 2018 по май 2019 года. Для законных представителей учащихся школ Первомайского района г. Минска, проживающих в замещающих семьях, будут проводиться занятия в форме лекториев, дискуссий, круглых столов по вопросам, касающимся воспитания и содержания приёмных детей.

Для организации дополнительного образования законных представителей и получения информации от квалифицированных специалистов, просим Вас направлять педагога-психолога для проведения занятий в соответствии с циклограммой.

Дополнительную информацию о работе факультета «Моя 7Я» можно получить на официальном сайте государственного учреждения образования «Средняя школа № 84 г. Минска» и по телефону (33) 3021240 у заместителя директора по воспитательной работе Швед Татьяны Васильевны.


Директор школы И.П. Карпович




Приложение 10


Модель работы факультета замещающих родителей «Моя 7Я»

Приложение 11



Алгоритм

взаимодействия школы, замещающей семьи и социальных партнеров Первомайского района г. Минска


Учреждение образования

Учреждение образования

КОМПЕТЕНЦИИ ЗАМЕЩАЮЩИХ РОДИТЕЛЕЙ

ЗАМЕЩАЮЩИЕРОДИТЕЛИ

Социализация воспитанников

Управление по образованию администрации Первомайского района г. Минска (отдел охраны детства)

Суд и нотариальная контора Первомайского района г. Минска,

«Территориальный центр социального обслуживания населения Первомайского района г.Минска»

Руководитель родительского университета «Разумное воспитание»

РУВД, РОЧС Первомайского района г. Минска

УЗ "11-ая городская детская поликлиника"

ГУО "СПЦ с приютом Первомайского района г. Минска"



Приложение 12


Циклограмма

взаимодействия школ и социальных партнеров

Первомайского района г. Минска в рамках сопровождения замещающих семей



Педагоги-психологи

Медицинские работники

Специалисты РУРВ, РОЧС

Юристы, специалисты отдела охраны детства УО

Специалисты территориального центра, по профориентации

Сентябрь

+





Октябрь

+

+




Ноябрь

Самообразовательная программа

Декабрь

+


+

+


Январь

Самообразовательная программа

Февраль

+

+


+


Март

Самообразовательная программа

Апрель

+


+


+

Май

+








Приложение 13


Студенческая книжка замещающего родителя





Приложение 14

Алгоритм

проведения учебных занятий факультета «Моя 7Я»


5

Очередное занятие для участников факультета

4

3

2

1















Приложение 15


Темы семинаров, лекториев, круглых столов для педагогов школы направленных организацию работы с замещающими семьями


1. «Стоп конфликт: детско-родительские взаимоотношения»

2. «Адаптация детей в замещающей семье»

3. «Подростковое одиночество: причины и последствия»

4. «Подросток в приёмной семье»

5. «О детских страхах»

6. «Родители и дети: семейный досуг с пользой»

7. «Поощрения, принуждения, наказания в семье»

8. «Стили и методы воспитания в семье»

9. «Как вести разговор с подростком на откровенные темы»

10. «Зависимое поведение: медицинский и психологический аспект»


























35



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Завучу

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Швед Татьяна Васильевна

Дата: 19.04.2019

Номер свидетельства: 507715

ПОЛУЧИТЕ БЕСПЛАТНО!!!
Личный сайт учителя
Получите в подарок сайт учителя


Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства