Просмотр содержимого документа
««Организация и проведение профильной смены как форма работы с лидерами детских общественных организаций»»
«Организация и проведение профильной смены как форма работы с лидерами детских общественных организаций»
Лагерь — это новый мир ребенка, пусть и временный, он позволяет расширить социальный опыт, опыт творческого общения с новыми друзьями — сверстниками и взрослыми. Лагерь — это сфера активного отдыха, это разнообразная общественно значимая досуговая деятельность, отличная от типовой назидательной, дидактической, словесной школьной деятельности в условиях природы и уникальности летнего каникулярного времени. Лагерь ставит детей в равное положение. Напротив, лагерь дает возможность любому школьнику раскрыться, приблизиться к высоким уровням самоуважения.
Именно поэтому с 1 по 10 августа на базе детского загородного оздоровительного лагеря «Орлёнок» был организован лагерь палаточного типа первой профильной смены «Лидер XXI века». Профильная смена проводилась для участников городского совета лидеров ученического самоуправления и детского движения г. Липецка. Организаторами смены явились департамент образования администрации города Липецка, ДДТ "Городской" имени С.А.Шмакова при участии отдела по работе с молодежью.
Палаточный лагерь - это всегда особая, уникальная социально-педагогическая среда, в которой легко формируются гармоничные, комфортные отношения между людьми.
Таким образом, такая форма организации конструктивного досуга детей и подростков, как палаточный лагерь имеет целый спектр богатейших социально-педагогических возможностей. Для педагогов летний палаточный лагерь – прекрасная возможность лучше узнать своих детей, познакомиться с их миром, проблемами и увлечениями.
Целью работы профильной смены явилось – создание условий для максимального раскрытия внутреннего потенциала подростка, помочь ему в самоутверждении как личности, выработке качеств лидера, организатора, развития чувства личной ответственности.
Смена рассчитана на 10 дней.
Участниками смены стали учащиеся 7-10 классов, проявляющие лидерские способности и активно участвующие в общественной жизни класса и школы.
Профильная смена «Лидер XXI века» структурировалась по 3 направлениям:
Коллективно-творческая деятельность;
Информационно-аналитическая деятельность;
Добровольческая деятельность.
И реализовалась через:
конкурсы;
деловые и ролевые игры, мастер-классы;
дискуссионные программы;
презентации, защиты и реализацию социально значимых проектов;
игры, способные поднять творческую активность, направленные на сплочение коллектива, выявление лидерских качеств;
коллективные творческие дела.
Ежедневно лагерь встречал гостей, которые проводили с ребятами различные увлекательные мастер-классы, деловые игры, дискуссионные программы, тренинги. За время, проведенное на образовательных площадках, дети сдружились, узнали много нового. Психологический климат в коллективе был очень хороший. Все без исключения участвовали в мероприятиях и общих делах лагеря.
Программа всей смены способствовала стимулированию у обучающейся молодежи интереса к общественной жизни, к тем событиям, которые происходят внутри города и за его пределами, созданию благоприятных условий для формирования у подростков организационной культуры, активной жизненной позиции, лидерских качеств, организаторских умений и навыков, опыта руководства небольшой социальной группой и сотрудничества со сверстниками и взрослыми, коммуникативных умений и навыков, навыков самоорганизации, проектирования собственной деятельности.
Основной формой работой в лагере являлось коллективно-творческое дело или КТД.
Не будем путать коллективные дела с делами «в коллективе». Технология методики коллективной творческой деятельности, разработанная ленинградским ученым Игорем Ивановым и группой его единомышленников, описана довольно подробно. Суть ее предельно проста: дети сами искали дела по душе, сами делали выбор и отбор этих дел, сами их планировали (придумывали, разрабатывали, режиссировали) при активном участии вожатого, воспитателя как воодушевителя, подсказчика, помощника, советчика. Взрослые подводили ребят к пониманию задач, передавали им свой опыт по ходу дела. Дети сами проводили свои КТД, сами оценивали их, обсуждали, сами выбирали роли, поручения в деле. Взрослый лишь подводил к ответам на вопросы: что будем делать, как, для чего, для кого, когда, где, кто будет участвовать, с кем вместе и т.п.
Группа — главный «инструмент» КТД. В ее составе не должно быть более семи человек. Ребят надо учить работать вместе, уважая мнение каждого своего товарища, считаясь с его интересами и желаниями.
Итак, дело ценно тогда, когда всему коллективу находятся творческие роли, поручения и задания. Когда именно это дело по душе, когда оно творческое по сути, то есть имеет сюжет, вариативность, сюрпризы, романтические новинки и придумки, интересно всем и каждому.
Смена профильного молодёжного лагеря «Лидер XXI века» завершена. Каждый участник смены научился взаимодействовать в команде, смог почувствовать ответственность за общий результат, приобрел уверенность в своих силах, получил заряд бодрости энергии и оптимизма для отличного начала нового учебного года.
Ребята разъехались по домам. Они увезли с собой массу положительных эмоций и багаж знаний, полученный ими во время пребывания на профильной смене лагеря «Лидер XXI века».
Мы надеемся, что всё это пригодится им в дальнейшем.