kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Обобщение опыта по профориентационной работе в специализированной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

О профориентациооной работе лицея. О системности подхода к профориентационной работе, созданию целенаправленной и системной работы с выпускниками лицея для осознанного выбора профессии.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Обобщение опыта по профориентационной работе в специализированной школе»

Рушанов Нурлан Кабылшарипович-заместитель директора по воспитательной работе ГУ «Школа-лицей № 8 для одаренных детей» г. Павлодар


Обобщение опыта по профориентационной работе в специализированной школе.


В мире насчитывается огромное количество разнообразных профессий. Одни возникли тысячи лет назад, другие – уже в наше время. Вопрос «Кем быть?» – жизненно важный вопрос. Ответ на него оказывает влияние на всю дальнейшую жизнь человека. Не растеряться, правильно сориентироваться, найти свое место в мире профессий сложно, особенно молодому человеку, окончившему школу. Он должен остановить свой выбор на профессии, важной, нужной для общества и соответствующей его запросам и интересам. Помочь юноше или девушке найти свое место в жизни и призвана профориентация.

Мир профессий очень подвижен, одни профессии уходят в прошлое, другие появляются. Школьники нуждаются в разносторонней информации о профессиях, в квалифицированном совете на этапе выбора профессии, поддержке и помощи в начале профессионального становления.

Подготовка к выбору профессии важна еще и потому, что она является неотъемлемой частью всестороннего и гармоничного развития личности, и ее следует рассматривать в единстве и взаимодействии с нравственным, трудовым, интеллектуальным, политическим, эстетическим и физическим совершенствованием личности, то есть со всей системой учебно-воспитательного процесса.

Проблема выбора профессии стоит перед старшеклассниками всегда, а сейчас она становится особо актуальной в связи с изменениями, происходящими в нашем обществе. О множестве новых профессий школьники имеют мало информации, да и традиционные профессии претерпевают существенные изменения.

Всем ясно, что профессиональный выбор, сделанный с учётом таких факторов, как запрос рынка труда, требования профессии к человеку и его индивидуальным особенностям, становится важнейшим условием успешного освоения профессии, гармоничного вхождения в трудовую деятельность, формирования конкурентоспособного профессионала.

Задачами профориентационной работы в лицее являются:

1. Оказание помощи школьникам в решении профессионального самоопределения;

2. Содействие формированию самостоятельного и осознанного выбора профессий с учетом их ценностных ориентаций, способностей и возможностей, жизненных планов и перспектив.

Основными направлениями работы с учащимися и их родителями в лицее являются:

- Информирование учащихся о профессиях, путях их получения, возможностях трудоустройства, пропаганда востребованных на рынке труда профессий, в приоритете (технические профессии);

- Изучение с привлечением специалистов и с использованием современных методов и средств диагностики профессионально важных качеств школьников;

- Коллективные и индивидуальные, с участием педагога-психолога, консультации учащихся по вопросам выбора профессии;

- Организация экскурсий на предприятия с целью знакомства с профессиями и организацией труда;

- Организация встреч с представителями учебных заведений;

- Организация совместных мероприятий с вузами и колледжами;

- Посещения дней открытых дверей учебных заведений;

-Работа с родителями включает в себя выступления представителей вузов, колледжей, педагога-психолога, классных руководителей.
Мероприятия проводились строго по плану и планированию профориентационной работы на 2018-2019 учебный год

Работа с педагогическими кадрами

Педагоги определили главные направления профориентационной работы, главные мероприятия, а также получили рекомендации по планированию профориентационной работе с обучающимися разных возрастных групп.

Анализировалось состояние проведения профориентационной работы в школе.

Педагогами было проведено индивидуальное консультирование учащихся по профессиональному выбору. Определены профессиональные интересы, оказана помощь в профессиональном самоопределении.

Были проведены групповые профориентационные занятия, классные часы с учащимися, преимущественно в форме тренингов. На занятиях проводилось анкетирование, в классах обсуждалась специфика профессий, выявлялся интерес и профессиональный выбор каждого учащегося.

Сформированы представления о направлениях и видах профессиональной деятельности, оказана помощь в личностном самоопределении и самоактуализации.

Работа с учащимися

При работе с учащимися были учтены возрастные особенности, индивидуальные особенности развития личности, интересы и склонности в выборе профессии. Поэтому для достижения поставленных целей и задач использовались различные формы работы по профориентации.


Пресс – сектор лицея регулярно пополняет информационный стенд новой и полезной информацией для учащихся («В мире профессий», «Слагаемые выбора профессии», «В помощь выпускнику», «Куда пойти учиться»). С помощью оформленных информационных стендов учащиеся узнали больше информации о профессиях, которые востребованы в Казахстане и ознакомились с материалами для поступления в ВУЗы и колледжи Республики Казахстан.

В лицее было проведено мониторинговое исследование, индивидуальные консультирования, тестирования, анкетирования.

Социальным педагогом подготовлен анализ планового мониторинга с учащимися 9 и 11 классов по проблеме «Уровень психологической готовности к выбору профессии», который показал смещение акцентов в выборе профессии (в рейтинг востребованных попали технические и инженерные специальности).

60 учащихся 9-х классов приняли участие в мониторинге по проблеме «Я работаю», который проводился в феврале месяце. Также был проведен мониторинг дальнейшего обучения выпускников 9 и 11 классов.

22.04.2019 г. для 11-х классов педагог-психолог провела диагностику степени сформированности, профессионального плана. Психологическая диагностика по вопросу выбора будущей профессии, установления профессиональных предпочтений для учеников 8-10 классов проведена была также в апреле – марте 2019 года. В апреле были организованы индивидуальные консультации с учащимися 9-х классов по вопросу профориентации. Большая часть учащихся продемонстрировали заинтересованность в знаниях о своих способностях, информации о различных профессиях и перспективах дальнейшего профессионального роста, что показывают их ответы в анкете. Эти данные доказывают высокий уровень мотивации учащихся на участие в занятиях по профориентации.

В течение года были организованы экскурсии на предприятия г Павлодар, перед учащимися 11 –х классов выступили ведущие инженеры Алюминиевого завода, ПНХЗ, Кастинга.

С целью популяризации инженерно-технических профессий 18 апреля в лицее состоялась профориентационная беседа с преподавателями Павлодарского университета им. С. Торайгырова.

Были организованы встречи с представителями профессиональных учебных заведений города и области.

7 апреля состоялась встреча учеников 9-х классов с представителем Павлодарского медицинского колледжа.

Для учащихся 9,11 классов в течение 2018 -2019 учебного года прошли встречи с представителями различных профессиональных учебных заведений города и области: Международного университета информационных технологий г. Алматы, КБТУ, Казахской академии транспорта и коммуникаций имени Тынышпаева, Нархоз, Семипалатинского государственного мед университета, Университета имени Сулеймана Демиреля, Университета KIMEP, Американского Центрально-Азиатского Образовательного Фонда, Каз ГЮУ г. Астана, Образовательный центр г. Астана, Филиал МГУ г. Астана, ПГПУ, ПГУ имени Торайгырова.

В лицее в отчетный период прошли уроки занятости, открытые уроки по профориентации, всеобуч, онлайн- уроки, тематические классные часы.

В рамках проекта лицея «Азбука финансовой грамотности» учащиеся 9, 11-х классов принимали участие в мероприятии Онлайн-урок:

23.03.2019 г. 6.04. 2019г. - "Всё про кредит или четыре правила, которые помогут достичь цели";

10.04.2019 г. 17.04.2019 г. - "Азбука страхования и пять советов, которые тебе помогут";

13.04.2019 г. - "Личный финансовый план - путь к достижению цели";

13.04.2019 г. 17.04.2019г. - "С деньгами на "Ты или зачем быть финансово грамотным?";

9.04.2019 г. - "Финансовые инструменты и стратегии инвестирования".

Онлайн-уроки проводились специалистами Народного банка. В онлайн уроках участвовали 135 учащихся, ответственным за организацию и проведение онлайн уроков являлся учитель Саворовский Ю.В.

Уроки занятости с участием специалиста из Центра занятости г. Павлодара способствовали тому, что ребята знакомились с работой Центра, узнали о востребованности отдельных профессий, о состоянии рынка труда в городе.

24 апреля в лицее прошел урок занятости в 8-х и 10-х классах, организованный классными руководителями, на которые были приглашены родители разных специальностей.

Классные руководители 5-11 классов в апреле – мае проводили тематические классные часы, беседы «Мир профессий»; «Понятие о профессии и специальности»; «Многогранный мир профессий»; «Мои интересы», «Самооценка и реальные возможности при выборе профессии». Ребят заинтересовали многие профессии, кто- то из них узнал много нового о мире профессий. После проведения занятий была проведена диагностика интересов и склонностей учащихся.

Педагогом-психологом, классными руководителями 9-11 классов в октябре - январе проведены занятия «Поиск работы: что нужно знать каждому», с целью ознакомления обучающихся с первыми навыками составления резюме.

В мае в лицее были организованы классные часы для учеников 8-х, 10 классов «Выбор профессии – это ответственно», на которых родители знакомили ребят с профессиями, которые они выбрали.

Увлекательное мероприятие - Семинар «Ярмарка профессий» состоялся 24.04.2019 г. Где ребята с помощью презентаций рассказывали о том, кем они хотят стать в жизни, какие профессии будут востребованы в будущем.

Многие учащиеся сейчас хотят жить в духе времени и выбирают профессию «предприниматель». 12-15 мая 2019 года в 10, 11-х классах были проведены мероприятия по основам предпринимательства. В перечне мероприятий проведение тематических бесед: «Профессия - предприниматель». Среди обучающихся 10-11 классов проведены профориентационные занятия для привлечения в сферу малого бизнеса, тестирование на определение уровня предпринимательских способностей

В рамках ученического самоуправления в апреле-мае была проведена работа Совета старшеклассников по профориентации. Учащиеся лицея вовлекались в общественно-полезную деятельность в соответствии с познавательными и профессиональными интересами.

В марте в лицее для учащихся 8 – 11-х классов состоялся молодежный форум «Моя будущая профессия», где прошел конкурс бизнес проектов.

Целью проведения форума и конкурса было популяризация проектной деятельности учащихся, повышения интереса молодёжи к проблемам и перспективам социально - экономического развития города, выявления и развития социальной активности и творческого потенциала обучающихся; совершенствования многоуровневой системы профориентационной работы.

Повышенный интерес к выбору профессии говорит и участии лицеистов в ролевых профориентационных играх: «Если я работаю летом», «Как защитить мои права», «Неделовой клиент», которые в форме тренинга знакомили учащихся с миром профессий и базовыми правовыми знаниями, направленными на защиту несовершеннолетнего в области трудоустройства.

Организованы профориентационные мероприятия и в летнем пришкольном лагере «Истоки».

Цель профориентационной работы на 1 этапе (1-5 кл.), где ставится актуализация проблемы выбора профессии - расширение знаний о мире профессий и формирование интереса к познанию, достигается через организацию разнообразной досуговой и исследовательской деятельности.

В летнем лагере в июне прошла акция «Парк моей мечты» с целью популяризации профессии ландшафтного дизайнера. Также воспитанники лагеря побывали на экскурсии в пожарной части и приняли участие в беседе «Пожарники – настоящие герои». В лагере также прошел конкурс рисунков «Сохраним жизнь на Земле!» с целью популяризации профессии эколога. Воспитатель Лобанова А.С. провела развивающее занятие «Математические сказки». Под руководством педагога-психолога лицея прошла психологическая игра «Сказочное путешествие для подростков» с целью популяризации профессии архитектора.

Не менее интересно прошел тематический час и флэшмоб о людях разных профессий, прославляющих Казахстан. Посетили ребята концерты с целью профессионального выбора в ДМШ «Какое чудо-музыка» и «Волшебных инструментов голоса».

Работа с родителями

В течение апреля-мая в лицее были проведены родительские собрания – лектории ««Роль семьи в профессиональном самоопределении детей», которые были направлены на повышение психологической компетенции по вопросам профессионального самоопределения. Также анкетирование родителей с целью выявления их отношения к выбору учащимися профиля обучения.

Также родители привлекаются на классные часы, чтобы рассказать ребятам о своих профессиях.

В соответствии с планом работы классные руководители 9-11 классов в апреле 2019 г. провели тематические родительские собрания «Ваш ребёнок выпускник», «Куда пойти учиться».

Реализация разработанного плана, поставленных задач, применение различных форм и методов в профориентационной работе показала их эффективность.

По результатам проведенной работы учащимся даны рекомендации педагога–психолога, классных руководителей, социального педагога, представителей профессиональных учебных заведений по профессиональному выбору.




















4



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Завучу

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Обобщение опыта по профориентационной работе в специализированной школе

Автор: Рушанов Нурлан Кабылшарипович

Дата: 03.05.2021

Номер свидетельства: 579696

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства