Просмотр содержимого документа
«Мониторинг социализации выпускника -показатель результативности по формированию социально активной личности»
Мониторинг социализации выпускника - показатель результативности по формированию социально активной личности.
Важнейшим условием развития социальной успешности личности школьника мы считаем создание благоприятного нравственно-психологического климата, здоровых межличностных отношений в коллективе, создание ситуаций успеха в учебной и внеучебной деятельности. Включение ребенка в разнообразную, творческую и общественно значимую деятельность (соответствующую возрасту, общечеловеческим гуманистическим ценностям, позволяющую ребенку реализовать себя, обрести чувство успеха, уверенности в себе) рассматривается нами как необходимое условие благополучной социализации личности. Интеграция урочной и внеурочной деятельности, их взаимосопряжение, взаимообогащение позволяет включение ребенка в интеллектуальную деятельность, создать наиболее благоприятную сферу для всех участников образовательного процесса.
С целью удовлетворения образовательных запросов родителей и требований времени в школе особое внимание уделяется вариативной части учебного плана. Особое внимание уделено изучению иностранного языка.( с сентября 2015 г согласно Региональной программы развития трехязычья) Продолжается наработка альтернативных, адаптированных программ по ряду дисциплин Ведется подготовительная работа по созданию предпрофильного и профильного обучения учащихся Учреждение ввело в школьный и ученический компонент базисного учебного плана следующие предметы и спецкурсы: Счастливый английский, Разговорный английский, Страноведение, Учись писать грамотно, Познай себя, Мир логики, Уроки речевого творчества. С целью создание условий для развития самостоятельной, активно развивающейся творческой личности, способной к адаптации и самореализации в обществе была разработана Программа «Профориентационная работа, предпрофильная подготовка подрастающего поколения » Образовательное учреждение апробирует новое содержание, формы и методы профилизации с учетом потребностей рынка труда и обеспечения сознательного выбора учащимися будущей профессии. С целью реализации программы школа тесно сотрудничает с Технологическим колледжем г. Серебрянска. Введение в базисный учебный план, спецкурсов и предметов вариативной части Учебного плана позволяет раскрыть роль школьных предметов для понимания структуры профессий; интегрировать школьные учебные предметы в актуальное знание, необходимое для эффективной трудовой деятельности. В рамках программы ежегодно проводится диагностика учащихся 9 классов, направленная на выявление профильных склонностей и желания учащихся , определение динамики развития личности, функциональной грамотности, технологической умелости, интеллектуальной и волевой подготовленности в области профессионального самоопределения школьников.
В школе ведется мониторинг дальнейшего трудоустройства выпускников. За последние три года результаты таковы:
год
Количество выпускников
Поступили в колледжи
Продолжили обучение в 10-м классе
Не работают и не учатся
2013-2014
21
21
0
2014-2015
21
16
5
0
2015-2016
предварительно
20
14
6
0
Проводимый в школе мониторинг социализации выпускников 9-х классов позволил выявить следующее: востребованность среднего общего профессионального образования востребованность вариативных форм получения образования( предметы и спецкурсы) удовлетворенность учащихся и их родителей (законных представителей) предоставляемыми услугами по предпрофильной подготовке, дополнительными образовательными услугами.
Но в то же время, существуют:
1.кадровая проблема, сдерживающая повышение эффективности работы школы в данном направлении (потребность школы в учителях математики английского языка);
2.проблема негативного воздействия на учащихся окружающего социума и СМИ 3.недостаточность качества профессиональной рефлексии и дисгармония в мотивации учителей: они стремятся совершенствоваться как преподаватели учебных предметов и не уделяют должного внимания повышению квалификации в качестве педагогов, воздействующих на целостную личность.
Одновременно с реализацией стандарта образования в школе выстроена разветвленная система поиска и поддержки талантливых детей, а также их сопровождения в течение всего периода становления личности в рамках поведения мероприятий по программе «Одаренные дети». Данная программа способствует реализации способностей и возможностей детей и подростков, предусматривает работу учащихся в урочной и внеурочной деятельности и особое внимание уделяет организации исследовательской деятельности учащихся. Работа в указанном направлении дает свои результаты В 2015-2016 учебном году 71 учащийся школы стали победителями и призерами Международных конкурсов и Олимпиад. В период с 2015 по 2016 годы 2-е учащихся нашей школы заняли 2-е место в Республиканских конкурсах исследовательских проектов « Зерде» и «Зерек», три проекта заняли призовые места в районном конкурсе Научных работ и проектов
В связи с тем, что в обществе существует большой спрос на грамотных специалистов способных находить и обрабатывать информацию, решать различные задачи с использованием компьютера, в школе активно используют ся информационно-коммуникативные технологии для организации внеурочной деятельности учащихся .Ученики школы разрабатывают под руководством учителей дидактические материалы в виде мультимедийных презентаций. Содержание внеучебной деятельности школьников направлено на формирование нравственного, коммуникативного, эстетического и физического потенциалов ребенка. Формы организации воспитательного процесса включают в себя: коллективное творческое дело, конкурс, викторину, праздник, выставку, экскурсию, устный журнал. Главной целевой ориентир, определяющий содержание и организацию внеучебной деятельности, - образ выпускника начальной и основной школы. Основными формами воспитательной работы являются: коллективные творческие дела, конкурсы и выставки, праздники и тематические вечера, интеллектуальные игры и соревнования. экскурсию, устный журнал. Заметную роль на этом этапе начинают играть предметные недели
Созданная в школе система воспитательной работы на основе взаимодействия с учреждениями социума, родителями (законными представителями) учащихся, работе кружков. Функционирующих на базе школы( шахматы, тенесс, бокс) и спортивных секций обеспечивает возможность каждому учащемуся проявить свои способности и быть успешным в различных видах внеурочной творческой деятельности, получить опыт социализации. Но в то же время, анализ деятельности педагогического коллектива по созданию системы воспитательной работы и обеспечению воспитанности учащихся, позволил выявить то, что воспитательный потенциал всех участников воспитательного процесса реализуется не в полной мере. Раскрытие имеющегося потенциала мы видим в следующем: воспитательный потенциал педагогов – в повышении заинтересованности и компетентности в организации воспитания, в раскрытии имеющегося творческого потенциала;
воспитательный потенциал учащихся – в увеличении доли неформального актива в общем числе школьников старших классов, в повышении заинтересованности в организации школьной жизни, в раскрытии разнообразных позитивных интересов; управленческий воспитательный потенциал – в повышении заинтересованности в организации воспитания, управленческой грамотности в сфере воспитания;
материальная обеспеченность организации воспитательного процесса – улучшение условий и качества вещно-пространственной среды для организации ключевых школьных деятельностей; воспитательный потенциал социальной среды – повышение ответственности родителей (законных представителей) за семейное воспитание, упрочение творческих связей с социокультурными учреждениями города, обеспечение социальной безопасности социокультурной среды города
Приоритеты образования на основной ступени школы: Сформировать способность к осуществлению ответственного выбора собственной индивидуальной образовательной траектории на основе использования современных технологий (дифференцированная, проектная, модульная технологии обучения). Образовательный процесс в основной школе нацелен на реализацию основных направлений стратегии модернизации общего образования: интеграция учебного содержания;
развитие пользовательских навыков в информационных технологиях;
формирование коммуникативных компетентностей.
Основными компетентностями, которые формируются к концу основной школы, являются: Социальная компетентность – способность действовать в социуме с учетом позиций других людей. Коммуникативная компетентность - способность вступать в коммуникацию с целью быть понятным. Предметная компетентность – способность анализировать и действовать с позиций отдельных областей человеческой культуры. Образовательный процесс, построенный сообразно динамике возрастного развития в основной школе, обеспечивает следующие результаты
– подросток: видит и понимает ценность образования, мотивирован к его продолжению в тех или иных формах, независимо от конкретных особенностей выбираемого им дальнейшего жизненного пути; обладает соответствующими компетентностями, позволяющими ему успешно социально адаптироваться; обладает определенным социальным опытом, позволяющим ему ориентироваться в окружающем его быстроменяющемся мире, и взаимодействует с окружающими людьми; умеет делать осознанный выбор, по крайней мере, на уровне той информации и того опыта, который у него имеется, и несет ответственность за него.