Мониторинг сформированности общих и профессиональных компетенций будущего специалиста.
Мониторинг сформированности общих и профессиональных компетенций будущего специалиста.
В федеральных образовательных стандартах профессионального образования третьего поколения в качестве результата образования выступают общие и профессиональные компетенции, которыми должен овладеть выпускник в процессе обучения. Такое понимание результата призвано повысить качество образования и нацелить преподавателей на подготовку работников для конкретных сфер экономики, а не просто на передачу знаний по отдельным предметам. Развитие компетенций, обозначенных в стандартах, происходит в процессе обучения по отдельным предметам. В итоге всего цикла профессиональной подготовки выпускник должен быть готов к работе по специальности на определенных рабочих местах (должностях), то есть иметь набор профессиональных компетенций, соответствующий не учебным дисциплинам, а рабочему месту.
И здесь мы сталкиваемся с противоречием.
Профессиональная компетенция емкое понятие, включающее не только профессиональные способности и умения (трудовая функция в рамках должности, профессии, специальности, квалификации), но и способность самостоятельно действовать в новых ситуациях при решении профессиональных проблем. Студент приобретает профессиональные компетенции по кластерам, разработанным и подаваемым преподавателями отдельных учебных дисциплин и связывает компетенции с учебными дисциплинами, а не с профессиональной деятельностью. Более того, компетенции, требуемые работодателем в отдельных сферах экономики, не совпадают с компетенциями, заявленными в стандартах и, следовательно, развиваемыми в процессе обучения. Компетенции формируются в результате осознанной деятельности. Приобретение компетенций зависит от активности обучаемых. Для того чтобы научить работать, нужно работать.
В нашем случае будущий специалист автомобилестроения должен закрепить и углубить знания, полученные в процессе учёбы, должен быть готов к выполнению производственно технологической, организационно-управленческой, контрольно-технологической, опытно экспериментальной деятельности; также должен владеть теоретическими основами и профессиональными компетенциями, такими как:
Овладение компетенциями позволяет решать самые различные проблемы в повседневной, профессиональной, социальной жизни. Они обеспечивают гибкое поведение специалиста на рынке труда.
С целью формирования необходимых профессиональных и общих компетенций, отвечающих требованиям и работодателя, и стандартов, мы предлагаем использовать поэтапное профессиографирование.
Контроль уровня сформированности общих компетенций начинается сразу, непосредственно перед освоением модуля – проводится, так называемый, «Входной контроль», затем, в процессе освоения модуля, происходит накопление данных о каждом студенте и, на основе анализа, делается заключение об уровне владения компетенциями. Но компетенции сами собой не возникнут, поэтому основной задачей преподавателя является создание условий, а именно: подбор таких видов и форм учебной деятельности, которые обеспечат необходимый уровень сформированности
Например о сформированности ОК 1 ( Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес) можно наблюдать на аудиторных занятиях, а также при прохождении производственной и учебной практик. Иногда студенты, не проявляющие интереса к обучению на занятиях, очень хорошо проявляют себя во время производственной практики, охотно работают, получают положительные отзывы от руководителей практик и впоследствии начинают также активно работать на теоретических и практических занятиях.
Очень большое значение в выявлении мотивации к будущей профессии имеет отношение студентов к отработке пропущенных занятий и ликвидации академических задолженностей. Одни студенты делают это осознанно, без напоминаний. Другие только после дисциплинарных взысканий.
Перенести частично сформированные профессиональные компетенции с учебной дисциплины или профессионального модуля на будущую профессиональную деятельность студент может в период учебной практики.
К следующему этапу формирования профессиональных компетенций можно отнести производственную практику, в ходе которой появляется возможность не только наблюдать за организацией рабочего процесса в СТО, но и закреплять профессиональные умения на производстве. На личном примере я могу рассказать о значимости производственной практики, студенты нашего колледжа проходят производственную практику на различных предприятиях. Их знакомят с правилами и техникой безопасности на предприятии, также со структурой предприятия и с должностными обязанностями специалиста общественного питания на предприятии. Именно производственная практика дает возможность овладеть необходимыми профессиональными компетенциями, закрепить свои теоретические знания и умения с производственного обучения. Практика дает общие представления о будущей профессии, и после прохождения практики наблюдается повышение интереса к учебе.
Изучение требований к подготовке специалиста позволяют сделать вывод о предполагаемых местах трудоустройства. Организации-работодатели не менее заинтересованы в качественных специалистах, чем сами специалисты в трудоустройстве. В связи с этим, хотелось бы что бы менеджер по персоналу организации работодателя, исходя их социального заказа, мог провести выездной семинар для преподавателей образовательной организации, где готовят необходимых работодателю специалистов. Данное мероприятие, может решить следующие проблемы:
1) организация учебного расписания — преподаватели не будут оставлять рабочие места;
2) финансовые проблемы организации повышения квалификации — образовательная организация сможет найти средства для оплаты одного семинара (может семинар будет бесплатным) вместо оплаты нескольких персональных стажировок;
3) контроль над процессом повышения квалификации — процесс повышения квалификации проходит централизованно, в рабочее (оплачиваемое) время.
Исходя из опыта нашей образовательной организации можно с уверенностью утверждать, что еще одним этапом формирования профессиональных компетенций и мотивацией для студента может стать участие на профессиональных фестивалях и конкурсах, посещение мастер классов. Так участие и победа студентов нашего колледжа на всероссийских и международных чемпионатах рабочих профессий(WSR) дает стимул еще большее стремление двигаться вперед, совершенствовать свои умения и навыки.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Мониторинг сформированности общих и профессиональных компетенций будущего специалиста.»
Мониторинг формирования общих и профессиональных компетенций будущего специалиста.
В федеральных образовательных стандартах профессионального образования третьего поколения в качестве результата образования выступают общие и профессиональные компетенции, которыми должен овладеть выпускник в процессе обучения. Такое понимание результата призвано повысить качество образования и нацелить преподавателей на подготовку работников для конкретных сфер экономики, а не просто на передачу знаний по отдельным предметам. Развитие компетенций, обозначенных в стандартах, происходит в процессе обучения по отдельным предметам. В итоге всего цикла профессиональной подготовки выпускник должен быть готов к работе по специальности на определенных рабочих местах (должностях), то есть иметь набор профессиональных компетенций, соответствующий не учебным дисциплинам, а рабочему месту.
И здесь мы сталкиваемся с противоречием.
Профессиональная компетенция емкое понятие, включающее не только профессиональные способности и умения (трудовая функция в рамках должности, профессии, специальности, квалификации), но и способность самостоятельно действовать в новых ситуациях при решении профессиональных проблем. Студент приобретает профессиональные компетенции по кластерам, разработанным и подаваемым преподавателями отдельных учебных дисциплин и связывает компетенции с учебными дисциплинами, а не с профессиональной деятельностью. Более того, компетенции, требуемые работодателем в отдельных сферах экономики, не совпадают с компетенциями, заявленными в стандартах и, следовательно, развиваемыми в процессе обучения. Компетенции формируются в результате осознанной деятельности. Приобретение компетенций зависит от активности обучаемых. Для того чтобы научить работать, нужно работать.
В нашем случае будущий специалист автомобилестроения должен закрепить и углубить знания, полученные в процессе учёбы, должен быть готов к выполнению производственно технологической, организационно-управленческой, контрольно-технологической, опытно экспериментальной деятельности; также должен владеть теоретическими основами и профессиональными компетенциями, такими как:
Овладение компетенциями позволяет решать самые различные проблемы в повседневной, профессиональной, социальной жизни. Они обеспечивают гибкое поведение специалиста на рынке труда.
С целью формирования необходимых профессиональных и общих компетенций, отвечающих требованиям и работодателя, и стандартов, мы предлагаем использовать поэтапное профессиографирование.
Контроль уровня сформированности общих компетенций начинается сразу, непосредственно перед освоением модуля – проводится, так называемый, «Входной контроль», затем, в процессе освоения модуля, происходит накопление данных о каждом студенте и, на основе анализа, делается заключение об уровне владения компетенциями. Но компетенции сами собой не возникнут, поэтому основной задачей преподавателя является создание условий, а именно: подбор таких видов и форм учебной деятельности, которые обеспечат необходимый уровень сформированности
Например о сформированности ОК 1 ( Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес) можно наблюдать на аудиторных занятиях, а также при прохождении производственной и учебной практик. Иногда студенты, не проявляющие интереса к обучению на занятиях, очень хорошо проявляют себя во время производственной практики, охотно работают, получают положительные отзывы от руководителей практик и впоследствии начинают также активно работать на теоретических и практических занятиях.
Очень большое значение в выявлении мотивации к будущей профессии имеет отношение студентов к отработке пропущенных занятий и ликвидации академических задолженностей. Одни студенты делают это осознанно, без напоминаний. Другие только после дисциплинарных взысканий.
Перенести частично сформированные профессиональные компетенции с учебной дисциплины или профессионального модуля на будущую профессиональную деятельность студент может в период учебной практики.
К следующему этапу формирования профессиональных компетенций можно отнести производственную практику, в ходе которой появляется возможность не только наблюдать за организацией рабочего процесса в СТО, но и закреплять профессиональные умения на производстве. На личном примере я могу рассказать о значимости производственной практики, студенты нашего колледжа проходят производственную практику на различных предприятиях. Их знакомят с правилами и техникой безопасности на предприятии, также со структурой предприятия и с должностными обязанностями специалиста общественного питания на предприятии.Именно производственная практика дает возможность овладеть необходимыми профессиональными компетенциями, закрепить свои теоретические знания и умения с производственного обучения. Практика дает общие представления о будущей профессии, и после прохождения практики наблюдается повышение интереса к учебе.
Изучение требований к подготовке специалиста позволяют сделать вывод о предполагаемых местах трудоустройства. Организации-работодатели не менее заинтересованы в качественных специалистах, чем сами специалисты в трудоустройстве. В связи с этим, хотелось бы что бы менеджер по персоналу организации работодателя, исходя их социального заказа, мог провести выездной семинар для преподавателей образовательной организации, где готовят необходимых работодателю специалистов. Данное мероприятие, может решить следующие проблемы:
1) организация учебного расписания — преподаватели не будут оставлять рабочие места;
2) финансовые проблемы организации повышения квалификации — образовательная организация сможет найти средства для оплаты одного семинара (может семинар будет бесплатным) вместо оплаты нескольких персональных стажировок;
3) контроль над процессом повышения квалификации — процесс повышения квалификации проходит централизованно, в рабочее (оплачиваемое) время.
Исходя из опыта нашей образовательной организации можно с уверенностью утверждать , что еще одним этапом формирования профессиональных компетенций и мотивацией для студента может стать участие на профессиональных фестивалях и конкурсах, посещение мастер классов. Так участие и победа студентов нашего колледжа на всероссийских и международных чемпионатах рабочих профессий(WSR) у них появляется еще большее стремление двигаться вперед, совершенствовать свои умения и навыки.