Методические рекомендации по теме: «Организационно-методическое обеспечение деятельности школ искусств»
Методические рекомендации по теме: «Организационно-методическое обеспечение деятельности школ искусств»
АННОТАЦИЯ
к методическим рекомендациям по теме
«Организационно-методическое обеспечение
деятельности школ искусств»
заместителя директора по учебно-воспитательной работе,
преподавателя по специальности "Народные инструменты"
МБУ ДО «ДШИ п.Старь» Дятьковского района Брянской области
Черкесовой Елены Юрьевны
Цель: показать основные направления и формы работы по организации методического обеспечения деятельности школы.
Задачи: - определить основные характеристики методической работы;
- систематизировать основные направления организационно-методического обеспечения деятельности школы.
Организационно-методическое обеспечение деятельности школ искусств в современных условиях является неотъемлемой частью повышения качества образования в целом, которое тесно связано с обновлением содержания учебного процесса, формированием и воспитанием преподавателя-профессионала, знающего и умеющего оперативно и творчески использовать современные, актуальные методики в обучении и воспитании.
Методическая работа в современной школе искусств – это система условий, способствующих саморазвитию каждого педагога, стимулирующих его к созданию индивидуальных, авторских, педагогических – дидактических, воспитательных, методических систем. Она направлена на повышение профессионального уровня преподавателей, на достижение оптимальных результатов обучения, воспитания и творческого развития обучающихся. Для этого в школе необходима функциональная методическая служба (методический совет, методические объединения и т.д.), должны быть определены основные направления и формы работы по повышению квалификации и наращиванию кадрового потенциала.
Как известно, организация является одной из основных функций управления. Поэтому, если руководители образовательных учреждений, при постановке целей и задач методической работы школы изучают важнейшие источники целеполагания, прогнозируют промежуточные и конечные результаты, составляют перспективные планы поэтапной методической работы, программы развития образовательного учреждения, годовые планы методической работы, организуют работу по их реализации, оперативно корректируя ее на основе анализа результатов контроля – диагностики, то можно говорить об эффективном уровне организационно-методического обеспечения деятельности образовательного учреждения.
Данные методические рекомендации адресованы руководителям, заместителям руководителей образовательных учреждений в помощь по организации методической деятельности школ искусств. Может наш опыт работы в этом направлении поможет руководителям сформировать свою систему организационно-методического обеспечения деятельности своей школы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации по теме: «Организационно-методическое обеспечение деятельности школ искусств»»
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Детская школа искусств п. Старь»
Дятьковского района Брянской области
Методические рекомендации
Тема:«ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛ ИСКУССТВ»
Автор: заместитель директора
по учебно-воспитательной работе,
преподаватель по специальности
"Народные инструменты"
высшей квалификационной категории
Черкесова Елена Юрьевна
Любое обучение человека есть не что иное,
Как искусство содействовать стремлению
Природы к своему собственному развитию.
И. Песталоцци
I. Введение
Организационно-методическое обеспечение деятельности школ искусств в современных условиях является неотъемлемой частью повышения качества образования в целом, которое тесно связано с обновлением содержания учебного процесса, формированием и воспитанием преподавателя-профессионала, знающего и умеющего оперативно и творчески использовать современные, актуальные методики в обучении и воспитании.
Методический процесс в образовательном учреждении, как и образовательный процесс, - это деятельностная, динамическая система.
Методическая работа в современной школе искусств – это система условий, способствующих саморазвитию каждого педагога, стимулирующих его к созданию индивидуальных, авторских, педагогических – дидактических, воспитательных, методических систем.
Как известно, организация является одной из основных функций управления. Поэтому, если руководители образовательных учреждений, при постановке целей и задач методической работы школы изучают важнейшие источники целеполагания, прогнозируют промежуточные и конечные результаты, составляют перспективные планы поэтапной методической работы, программы развития образовательного учреждения, годовые планы методической работы, организуют работу по их реализации, оперативно корректируя ее на основе анализа результатов контроля – диагностики, то можно говорить об эффективном уровне организационно-методического обеспечения деятельности образовательного учреждения.
II. Общие характеристики организационно-методического обеспечения деятельности школ искусств.
Методическая работа занимает важное место в деятельности ДШИ. Она направлена на повышение профессионального уровня преподавателей, на достижение оптимальных результатов обучения, воспитания и творческого развития обучающихся. Для этого в школе необходима функциональная методическая служба (методический совет, методические объединения и т.д.), должны быть определены основные направления и формы работы по повышению квалификации и наращиванию кадрового потенциала.
Одно из важнейших направлений работы – повышение квалификации педагогических кадров, которое успешно осуществляется в разнообразных формах. Это:
· курсовая переподготовка и курсы повышения квалификации;
· аттестация;
· составление портфолио. «Портфолио как инструмент формирования ключевых компетенций, комплексной оценки деятельности преподавателя».
· подготовка собственного концертного выступления, а также концерты учащихся;
· психолого-педагогические и методические семинары;
· мастер-классы;
· конкурсы и фестивали педагогического мастерства;
· конкурсы и фестивали для учащихся;
· обобщение педагогического опыта: разработка методических рекомендаций, пособий, тестовых и контрольных материалов;
· открытые уроки;
· методические сообщения;
· взаимопосещение уроков;
· консультации;
Разнообразие форм и методов позволяет каждому преподавателю принять участие в методической работе и повышении своего педагогического уровня.
Необходимым условием профессиональной деятельности педагогов школы является самообразование, так как образование, полученное с опорой на свой профессиональный и личностный опыт, является наиболее эффективной формой повышения квалификации. Каждый педагог определяет актуальную для себя тему по самообразованию, разрабатывает индивидуальный маршрут изучения темы и в течение года работает над нею, с обобщенными результатами он знакомит своих коллег на заседаниях методической секции.
Инновационная деятельность направлена на всестороннее повышение профессионального мастерства каждого педагога, на обогащение и развитие творческого потенциала коллектива в целом.
В школе это:
· корректировка и разработка новых локальных актов,
· совершенствование адаптированных учебных программ,
· применение в учебном процессе инновационных методов и форм обучения: интегрированные уроки, уроки нетрадиционной формы и т.д.,
· проведение внеклассных воспитательных мероприятий с привлечением новейших информационных средств обучения: создание видеофильмов, слайд-шоу, реализация программы курса психологической подготовки «Преодоление сценического волнения», использование в работе преподавателей Интернет-ресурсов, информационных технологий, разработка и совершенствование сайта школы.
Должна быть организована методическая работа с молодыми специалистами. Они должны при необходимости получать помощь и консультации по интересующим вопросам методики преподавания, педагогике, психологии, что способствует повышению их профессиональной и методической компетенции.
Результаты деятельности преподавателей (методические разработки и дидактический материал оформляются и содержатся в методической «копилке» для использования всеми желающими).
III. Из личного опыта организационно-методического обеспечения деятельности МБУ ДО «ДШИ п. Старь»
Система методической работы в нашей школе – это часть работы с педагогическими кадрами, часть системы повышения квалификации педагогов.
Формы методической работы, применяемые в школе с целью повышения квалификации преподавателей разнообразны.
- общешкольные – педсовет, методический совет, совещания при директоре, совещания при заместителе директора по учебно-воспитательной работе, методическая копилка идей, круглый стол, семинар-практикум, ресурсы библиотечного фонда;
- индивидуальные – наставничество, консультации, собеседования, самообразование, предметные недели, связь с кураторами учебных заведений культуры и искусства по профилю.
Образовательная стратегия школы неразрывно связана с Программой развития школы и направлена на психолого-педагогическое обеспечение учебно-воспитательного процесса, повышающего качество образования, через создание условий для высокой мотивации учащихся к обучению.
В связи с этим организация методической работы школы ориентируется:
- на реализацию стратегических направлений развития школы в рамках этапов Программы развития школы;
- на решение задач, определённых в качестве приоритетных в результате анализа работы за предыдущий год;
- и направлена на работу над единой методической темой (выбирается либо на каждый год, на два, три и т.д.) например «Современные технологии и владение ими как средство успешного обучения» через педагогический поиск по изучению и внедрению в образовательный процесс современных актуальных методик, форм и средств обучения, что в свою очередь требует побуждения преподавателей к профессионализму и личностному саморазвитию, самообразованию и самореализации через поставленные задачи.
Работа над единой методической темой направляется на достижение успехов в решении проблем и ведётся по следующим направлениям:
- участие в работе и подготовке тематических педсоветов;
- повышение уровня профессиональной подготовки преподавателей и квалификационной категории в соответствии с актуальными современными методиками;
- обобщение опыта работы и самообразование педагогов;
- совершенствование методического обеспечения учебного процесса;
- работа с молодыми и вновь прибывшими специалистами;
- диагностика.
Работа методического совета и методических объединений
Задачи методической работы, поставленные в очередном учебном году направляются на обеспечение высокого методического уровня проведения учебных занятий на основе выявления, обобщения и распространения положительного педагогического опыта, внедрения в учебный процесс учебно-методических и дидактических материалов через работу педагогических и методических советов, методических объединений.
Работа Методического совета осуществляется в тесном контакте с методическими объединениями через педсоветы, семинары, «Круглый стол». При этом каждое МО работает по плану, утверждённому перед началом учебного года, и направляет свою деятельность на организацию помощи педагогам, на обсуждение теоретической и практической информации.
Совместная работа МС и МО даёт возможность проявить активность, творчество, реализовать познавательные процессы преподавателей и провести информационные и другие многоплановые мероприятия.
На первом заседании Методического Совета (август) всегда проводится проблемно-ориентированный анализ методической работы за предыдущий год и планируется работа на новый учебный год.
Обобщение опыта
Особое внимание в работе МС, МО и администрации школы уделяется совершенствованию новых современных форм и методов организации современного урока.
В целях изучения и обобщения положительного опыта преподаватели проводят Зональные открытые уроки по разным темам и различных форм, например: интегрированный урок, урок – игра с ритмом; нетрадиционный урок-путешествие «Мой остров Гитара» и т.д.
Опыт преподавателей школы изучается, обобщается и рекомендуется для внедрения в учебный процесс, а так же для публикации в методическом сборнике «Из опыта работ преподавателей ДШИ Брянской области» Брянского областного учебно-методического центра культуры и искусства.
В течении учебного года преподаватели показывают открытые мероприятия по обобщению опыта – это внутришкольные открытые уроки по теме самообразования, на которых они делятся своими методическими приемами и находками.
Обмен опыта работы преподавателей в направлении повышения качества образования и его обобщение обсуждается на заседаниях «Круглого стола», где преподаватели подводят итоги своей работы через осмысление собственной деятельности в этом направлении и намечают перспективы.
Особое внимание уделяется изучению опыта ведущих специалистов школ искусств района, области, в рамках зональных, областных мероприятий, преподаватели принимают участие в мастер-классах, семинарах-практикумах, посещают уроки своих коллег в рамках предметных недель МО. Формы проведения предметных недель разнообразны: это открытые уроки с определённой тематикой, внеклассные мероприятия по профилю, выставки, олимпиады, конкурсы и т.д. В ходе организации предметных недель педагоги проявляют повышенную ответственность и хорошие организаторские способности, стимулируя в своих обучающихся мотивацию к творчеству и к более глубокому изучению предмета.
Работа по самообразованию педагогов
Самообразование занимает особое место в формировании и повышении профессиональной компетенции преподавателей.
На заседаниях МО рассматриваются методические рекомендации, разработки, в которых преподаватели используют собственные наработки, расставляя в них акценты по существующим проблемам, и тем самым, определяют перспективы на дальнейшее развитие с целью повышения качества обучения.
В связи с этим «методическая копилка» школы постоянно пополняется методическим материалом по разным темам: «Воспитание навыков самоконтроля у учащихся исполнительских классов»; «Работа над музыкальным произведением»; «Совершенствование исполнительской техники гитариста»; «Доинструментальный период»; «Игровые методы обучения при работе над развитием метроритмических навыков на уроках сольфеджио»; «Уроки гимнастики в младших классах – как основа подготовки к классическому танцу»; «Интегрированное занятие – модель современного нетрадиционного урока» и многие другие.
Одной из составляющих частей методической работы, способствующей обновлению собственной деятельности, которой преподаватели уделяют внимание, является создание банка дидактических средств, способствующих эффективному усвоению изучаемой на уроке теме, например: карточки «Музыкальное лото», раздаточный материал по сольфеджио, музыкальной литературе, красочные карточки для изучения темпов, ритма, характера и т.д.
С целью обновления деятельности на уроках используются различные технические средства (аудио, видео, проектор, телевизоры, интернет и т.д.).
Повышение профессионального мастерства и квалификационных категорий
В школе сложилась система работы по формированию, развитию, совершенствованию профессионального мастерства и квалификации преподавателей. С целью решения проблемы по формированию педагога-профессионала преподаватели получают и пополняют свои знания через участие в зональных, областных и международных конкурсах, в курсах повышения квалификации, в процедуре аттестации.
Диагностика, тестирование, анкетирование
В школе регулярно проводятся мониторинги, включающие диагностику преподавателей, родителей и учащихся. Полученные данные анализируются и определяются проблемы, вырабатываются темы по которым надо работать в следующий раз. Темы разнообразны: анкетирование учащихся - «Каким вы представляете себе внешний облик идеального педагога?», «Какие качества вы более всего цените в педагоге?», «На каком уроке вам интересно?» и т.д.; анкетирование родителей – «Друзья моего ребенка», «Повышаем мотивацию к обучению», «Какой вы родитель?» и т.д.; диагностика деятельности преподавателей – «Какие изменения произошли в деятельности учащихся на уроке» и т.д.
Работа с молодыми специалистами
Система работы с молодыми специалистами является частью общей системы работы с педагогическими кадрами.
Основная цель работы с молодыми специалистами – сделать их успешными, создать для них пространство, где они могли бы реализовать себя. В школе создается план по работе с такими преподавателями и включает в себя мероприятия по оказанию методической помощи начинающим специалистам.
Методическое обеспечение образовательного процесса
Преподаватели школы активно работают в направлении методического обеспечения образовательного процесса: выписывают в разных источниках методическую литературу (создан преподавательский фонд , в который преподаватели направляют средства выделяемые на приобретение методлитературы), приобретаются наглядные пособия, дидактико-раздаточный материал и т.д.
Администрацией школы ведется работа по развитию материально-технической базы школы, приобретаются компьютеры, магнитофоны, проведен интернет, костюмы, реквизиты для театрального искусства и т.д.
IV. Заключение
Организационно-методическое обеспечение деятельности школ искусств в современном образовании включает в себя ряд важнейших функций: изучение, анализ состояния дел с учетом нового муниципального заказа, выбор цели и конкретных задач деятельности, планирование содержания, форм и методов, путей и средств достижения целей, стимулирование, оказание конкретной помощи педагогам на основании результатов диагностики, проверку исполнения дел, анализ, оценку результатов и т.д. В российском образовании провозглашен принцип вариативности, который дает возможность педагогическим коллективам образовательных учреждений выбирать и конструировать педагогический процесс по любой модели, включая авторские.
Технологию проектирования оптимального для образовательного учреждения варианта методической системы должна знать администрация школы и совместными усилиями со сплоченным педагогическим коллективом идти к реализации поставленных целей и задач.
Внутришкольную методическую систему можно и нужно оптимизировать в любом образовательном учреждении, стремящемся к творчеству, новаторству и экспериментированию. Если в образовательном учреждении есть хотя бы один педагог, работающий творчески и по новому, осваивающий основы развивающей, личностно-ориентированной, либо какой-то иной образовательной системы, то необходимо перестраивать всю методическую систему школы, выбрав или сконструировав свой оптимальный вариант организационно-методического обеспечения деятельности школы.
Список используемой и рекомендуемой литературы
1. Л.В. Голубева «Методическая работа в школе» - изд. «Учитель» - 2010г.
2. И.В. Никишина «Технология управления методической работой в образовательном учреждении» - изд. «Учитель» - 2011г.
3. И.В. Никишина «Диагностическая и методическая работа в образовательных учреждениях» - изд. «Учитель» - 2007г.
4. О.М. Новрузова «Педагогические технологии в образовательном процессе» - изд. «Учитель» - 2008г.
5. Научно-практический журнал «Управление современной школой» ЗАВУЧ – 2009г. №3.