kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методический доклад на тему: "Духовно-нравственное и патриотическое воспитание подрастающего поколения в образовательном процессе ДШИ"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Духовно-нравственное развитие и воспитание личности в целом является сложным и многоплановым процессом. Оно неотделимо от жизни человека во всей ее полноте и противоречивости, от семьи, общества, культуры, человечества в целом, от страны проживания и культурно-исторической эпохи, формирующей образ жизни народа и сознание человека. И, по сути, является организованным, целенаправленным, комплексным и интегрированным воздействием педагога на духовно-нравственную сферу личности ученика.               

Сфера дополнительного образования детей обладает уникальными возможностями в плане развития и воспитания многогранной личности, удовлетворения её потребностей, интересов, стремления к творчеству.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методический доклад на тему: "Духовно-нравственное и патриотическое воспитание подрастающего поколения в образовательном процессе ДШИ"»

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Дятьковская детская школа искусств»

Дятьковского района Брянской области









Методический доклад

на тему: «Духовно-нравственное и патриотическое воспитание подрастающего поколения в образовательном процессе детских школ искусств»







Подготовила: Рагозина Г. В., психолог,

заместитель директора по учебной работе,

преподаватель первой квалификационной категории

по классу фортепиано





Дятьково – 2016г

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3

Системный подход в образовательном процессе детских школ искусств к духовно-нравственному и патриотическому воспитанию обучающихся.................................................................................................5

Заключение………………………………………………………………....8











































Введение

Решение множества проблем в жизни страны в значительной степени зависит от уровня сформированности гражданской позиции у подрастающего поколения, потребности в духовно-нравственном совершенствовании, уважения к историко-культурному наследию своего народа. Именно поэтому приоритетными направлениями и составными частями образовательного процесса детских школ искусств являются гражданское и особенно патриотическое воспитание подрастающего поколения.  

Патриотическое воспитание - это развитие исторической памяти, воспитание патриотических чувств, осознание любви к своей Родине, гражданской ответственности и обязанности за судьбы Отечества, готовность работать на её благо, защищать и укреплять её.  

Идея духовно-нравственного развития и воспитания личности школьников декларируется в таких нормативно-правовых документах, как Конституция Российской Федерации (далее РФ), Закон РФ «Об образовании», Национальная доктрина образования в РФ, Концепция национальной образовательной политики РФ, Национальная инициатива «Наша новая школа», Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Государственная Программа РФ «Развитие образования на 2013–2020 годы», ФГОС (второго поколения) и ФГТ, установленные к дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области искусств в части духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся.

Проблема духовно-нравственного развития личности  приобретает особую актуальность в переломные моменты истории. Сегодня в России данная педагогическая проблема  начинает не только обсуждаться и исследоваться, но и становится предметом общественной и государственной политики. Об этом свидетельствуют и принятый новый закон «Об образовании», и недавние встречи президента В.В.Путина в Краснодаре, где  на совещании с представителями общественности президент РФ отметил: «На самом деле, это разговор о самом главном, о ценностях, о нравственных основах, на которых мы можем и должны строить нашу жизнь, воспитывать детей, развивать общество, в конечном итоге — укреплять нашу страну. От того, как мы воспитываем молодежь, зависит, сможет ли Россия сберечь и приумножить себя саму, сможет ли она быть современной, перспективной эффективно развивающейся, но в то же время сможет ли не растерять себя как нацию, не утратить свою самобытность в очень непростой современной обстановке».

Следует отметить, что проблема духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения в различных областях современной науки находится в ряду наиболее сложных и наименее изученных по тем причинам, что связано с областью субъективной, т.е. с личностью: с влиянием на ее структурные элементы – чувственно-эмоциональную, мотивационную, ценностно-ориентированную, мировоззренческо-смысловую стороны жизни личности;  с высшими ее ценностями. Данные же направления сами по себе являются сложными научными проблемами  и в теории и практике не имеют однозначного толкования.

Российское общество переживает в настоящее время духовно-нравственный кризис. Сложившееся положение является отражением перемен, произошедших в общественном сознании и государственной политике. Российское государство лишилось официальной идеологии, общество - духовных и нравственных идеалов. Сведенными к минимуму оказались духовно-нравственные обучающие и воспитательные функции действующей системы образования.

Ключевым фактором обеспечения духовного единства народа и объединяющих его моральных ценностей, политической и экономической стабильности страны является духовно-нравственное развитие и воспитание граждан России – важный компонент социального заказа и первостепенная задача современной образовательной системы.

Детство и отрочество – чрезвычайно важный период становления личности школьника, когда происходит приобщение к национальным и общечеловеческим духовно-нравственным ценностям, формируются такие качества, как ответственность, гражданственность, чувство справедливости, доброты, уважения человеческого и национального достоинства других людей, а также позитивное поведение и отношение к миру.

Духовно-нравственное развитие и воспитание личности в целом является сложным и многоплановым процессом. Оно неотделимо от жизни человека во всей ее полноте и противоречивости, от семьи, общества, культуры, человечества в целом, от страны проживания и культурно-исторической эпохи, формирующей образ жизни народа и сознание человека. И, по сути, является организованным, целенаправленным, комплексным и интегрированным воздействием педагога на духовно-нравственную сферу личности ученика.

Сфера дополнительного образования детей обладает уникальными возможностями в плане развития и воспитания многогранной личности, удовлетворения её потребностей, интересов, стремления к творчеству.








Системный подход в образовательном процессе детских школ искусств к духовно-нравственному и патриотическому воспитанию обучающихся


Педагогический процесс художественного образования и эстетического воспитания в ДШИ в наше время требует четко сформулированных позиций и ориентиров, адекватно сочетающихся с реалиями сегодняшнего дня. Мир искусства становится для ребенка привычным пространством и развивающей средой, где через постижение основ народного творчества, музыки, театра, коллективного творчества дети приобретают умение видеть мир во всем его многообразии, приобщаясь к национальным и общечеловеческим ценностям.

Очевидно, что использование разовых мер в преодолении кризисных явлений не дает позитивных результатов, не ведет к кардинальному изменению ситуации. Проблема духовно-нравственного оздоровления общества и подрастающего поколения в частности является настолько сложной, что эффективность ее решения может быть обеспечена только комплексными действиями при условии системного подхода и создания социальных, правовых, организационных, ресурсных предпосылок, методической и информационной поддержки.

Таким образом, системный подход предлагается как организационная форма программного управления духовно-нравственным воспитанием детей в ДШИ, ведущий к целостному позитивному развитию школьников, воспитанию нравственно устойчивой личности.

Программа духовно-нравственного воспитания обучающихся в ДШИ, основанная на лучших традициях отечественной педагогики, научных разработках и практическом опыте, с учетом тенденций развития современного образования в сфере культуры и искусства, особенностей культурно-исторического и социально-экономического развития брянского региона, состоит из трех логически взаимосвязанных компонентов:

- занятия в соответствии с возрастными особенностями обучающихся, ориентированные на вовлечение школьников в практическую деятельность, самоопределение и самовоспитание через активизацию личностных ресурсов;

- внеурочная деятельность, стимулирующая всех субъектов образовательного процесса на творческий диалог, общение, взаимодействие и взаимовлияние;

- социокультурная, просветительная и общественно-полезная деятельность, обеспечивающая нравственное становление детей в процессе музыкального исполнительства, выставочной и театральной деятельности.

Следовательно, детская школа искусств как социальный организм становится для ребенка воспитательной средой, объединяющей урочную, внеклассную и внешкольную деятельность в единый образовательный цикл (одно из требований ФГОС и ФГТ).

Выделю и охарактеризую структуру основных приоритетных аспектов деятельности системы духовно-нравственного воспитания в ДШИ:

1). Содержательный аспект включает научное осмысление и разработку методологии и содержания, формирование системы духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения в современных условиях.

2). Возрастной аспект дает возможность выстроить (содержательно и организационно) комплекс мероприятий по духовно-нравственному воспитанию для разных возрастных групп детей.

3). Институциональный аспект предполагает одновременное включение в воспитательное взаимодействие всех социальных институтов, взаимосвязь, преемственность и координацию их деятельности. Поскольку именно семья является основой формирования системы жизненных ценностей и отношений ребенка, важен комплекс мер социально-культурного, медико-педагогического и духовно-нравственного сопровождения семьи на разных этапах ее развития.

4). Кадровый аспект предусматривает поэтапную реализацию системы мер по просвещению, подготовке и переподготовке работников образования, здравоохранения, культуры в вопросах духовно-нравственного воспитания.

5). Организационный аспект обеспечивает выполнение комплексно-целевых программ по духовно-нравственному воспитанию школьников на различных уровнях.

6). Экономический аспект дает возможность изыскания средств на реализацию программ духовно-нравственного воспитания.

7). Управленческий аспект позволяет включить в процесс решения духовно-нравственных проблем все существующие структуры (социальные и институциональные), обеспечивая новые формы их взаимодействия. Речь идет о системном управлении через определенные ценностные ориентации участников образовательного процесса, формирование единства их устремлений к результату (базовым национальным ценностям), обозначенному в нормативных документах РФ.

Так, духовно-нравственное воспитание становится основополагающим стержнем в системе всестороннего развития личности и формирования целостной образовательной среды посредством интеграции базовых национальных ценностей во все виды образовательной деятельности ДШИ.

Цель работы по духовно-нравственному воспитанию: воспитание человека высокой нравственности и культуры, развитие и совершенствование творческих способностей, формирование эстетических вкусов, духовных ценностей и взглядов развивающейся личности средствами социокультурной и художественно-творческой деятельности достигается путем решения следующих задач:

  • целенаправленная организаторская деятельность, включая развитие ученического самоуправления; 

  • определение основных направлений, создание условий и ресурсов;

  • привлечение обучающихся к работе по возрождению и сохранению культурных и духовно-нравственных ценностей брянского региона;

  • развитие сотрудничества ДШИ с органами исполнительной власти и местного самоуправления, общественными объединениями и организациями, средствами массовой информации;

  • повышение воспитательного потенциала учебных занятий и внеурочных мероприятий через расширение и углубление репертуарного и программного материала, отражающего историю и культуру Отечества, родного края и др.

Кратко представляя содержание духовно-нравственного и патриотического воспитания подрастающего поколения в образовательном процессе детских школ искусств, обозначу основные направления:

1). Ценностно-ориентационное – принятие личностью высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности и поведении. Оно включает: развитие высокой культуры и образованности, формирование нравственно-этических норм поведения.

2). Культурно-историческое – осознание неповторимости Отечества и своей малой родины, гордости за сопричастность к деяниям предков и современников. Воспитание на культурных традициях, представляющих собой устойчивые, передаваемые из поколения в поколение духовные ценности, нравственные установки и обычаи, связанные с выполнением различных видов художественно-творческой деятельности, оказывающих набольшее воспитательное воздействие на детей.

3). Гражданско-патриотическое – воспитание важнейших духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей, отражающих специфику формирования и развития нашего общества и государства, национального самосознания, образа жизни, любовь и преданность своей Родине; гордость за принадлежность к великому народу, к его свершениям, почитание национальных святынь и символов; готовность к достойному и самоотверженному служению обществу и государству.

Эти направления реализуются в нашей детской школе искусств через комплекс мероприятий:

  • вовлечение в процесс духовно-нравственного воспитания широких слоев населения городского, районного и областного значения, посредством организации массовой культурно-просветительной работы (творческое участие в городских, районных и областных концертных мероприятиях, посвященных Дню освобождения брянщины от немецко-фашистких оккупантов, празднованию Победы в ВОВ, Дню славянской письменности и культуры «Ратная слава России», всероссийский праздник поэзии «Родник поэзии твоей…», конкурсах и фестивалях детского художественного творчества: солдатской и патриотической песни «Сюда нас память позвала», «Солдаты России», народной песни «Неиссякаемый родник», народной и фольклорной песни «Душа России», детских духовых оркестров «По главной улице с оркестром» и т.п.; цикл встреч с интереснымы людьми (поэтами родного края «Знакомьтесь…», представителями органов управления, администрации, в том числе с брянским композитором Н. М. Тороповой (преподаватель ДШИ) и др.;

  • проведение мероприятий общественно-полезной гражданской и патриотической тематики с привлечение граждан городского значения к участию (волонтерская акция «Салют Победы», цикл встреч с ветеранами ВОВ «Дети войны», праздничные выступления на мемориалах участникам ВОВ и локальных войн «Этот день Победы», концерты и выставки обучающихся и преподавателей, детских коллективов ДШИ в воинских частях брянской области, в Дятьковском историко-краеведческом музее, в Центре социальной помощи семьи и детям, в Центре социального обслуживания населения, в Дятьковском кадетском корпусе авиации, на Праздниках улиц для героев фронта и тружеников тыла (в том числе выездные бригады);

  • внедрение «гражданско-патриотической тематики» в программы культурно-массовых мероприятий с использованием тематических экспозиций, выставок, показательных выступлений детских творческих коллективов ДШИ (организация выставки детских творческих работ в музее Дятьковского хрусталя «И помнит мир спасенный», организация выездных культурно-досуговых экскурсий патриотической направленности: к мемориальному комплексу «Хацунь», в музей им. братьев С. П. и А. П. Ткачёвых, в Брянский государственный краеведческий музей и др.); школьный конкурс чтецов «Это нужно не павшим, это нужно живым»;

  • обеспечение координационного взаимодействия с социальными партнерами и освещение в средствах массовой информации работы по духовно-нравственному воспитанию.



Заключение

Обращение к духовной культуре, к духовным ценностям – ведущие ориентиры современной российской школы. Полноценное воспитание личности школьника немыслимо без целенаправленного воспитания его духовной культуры. От того, какими педагогическими ориентирами для воспитания основ духовной культуры детей будет руководствоваться современное общество, зависит его собственное будущее.

Человек, смотрящий в третье тысячелетие, не может уподобиться своим далеким предкам, вернуть их мышление. Но он может и должен знать свою историю и культуру, бережно относиться к традициям и обычаям, разумно пользоваться всем, что накоплено и сохранено веками. Только тогда культурное достояние станет источником, мудрым учителем и прочным фундаментом будущих успехов, открытий, залогом сохранения и развития духовно-нравственных ценностей нации и человечества в целом.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Завучу

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Рагозина Галина Валентиновна

Дата: 22.09.2017

Номер свидетельства: 429305


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства