kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Методическая копилка" - справочный материал для молодого учителя

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный справочный материал окажет помощь молодому учителю при написании поурочных планов.  В виде конкретных таблиц содержится материал по  классификации методов и средств обучения,характеристика учащихся по группам учебных возможностей,характеристика качественных показателей ЗУН учащихся.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Методическая копилка" - справочный материал для молодого учителя »

"УЧЕБНАЯ ПИРАМИДА"

/эффективность усвоения учебного материала в ходе применения различных методов обучения/



Традиционные методы обучения



Рассказ, лекция

5 %



Самостоятельное чтение

10 %




Применение аудиовизуальных средств

20 %




Применение наглядных пособий

30 %



Интерактивные методы обучения



Работа и обсуждение в группах и парах

50 %




Обучение в ходе практической деятельности

70 %



Обучение в процессе обучения других

90 %

Классификация методов обучения

(по А.Я. Савельеву)


Методы обучения

Направленное на первичное

овладение знаниями

Направленное на усовершенствование знаний и формирование умений и навыков

Проблемно-

поисковые

Репродуктивные

Творчески-репродуктивные

Проблемное изложение учебного материала (эвристическая беседа);

Учебная дискуссия;

Лабораторная поисковая работа (предшествующая изучению материала);

Организация коллективной мыследеятельности в работе малыми группами (КМД);

Организационно-деятельностная игра;

Исследовательская работа.

Пересказ учебного материала;

Выполнение упражнения по образцу;

Лабораторная работа по инструкции;

Упражнения на тренажерах.

Сочинения, вариативные упражнения;

Решение задач (в том числе с применением – ЭВТ – рачетно-вычислительных, проектно-графических, информационно-поисковых, оптимизационных);

Анализ производственных ситуаций;

Деловые игры и другие виды имитации профессиональной деятельности.








Информационно-развивающие






Передача информации в

готовом виде

Самостоятельное добывание знаний





Лекция;

Объяснение;

Демонстрация учебных кинофильмов или видеозаписей;

Слушание магнитозаписей;

Использование средств «Масс-медиа»;

Др.

Самостоятельная работа с книгой;

Самостоятельная работа с обучающей программой (программированное обучение);

Самостоятельной работа с информационными базами данных (использование информационных технологий).








(по А.Я. Савельеву)

Классификация средств обучения


Средства обучения

Наглядные пособия

Информационные материалы к аудиовизуалтным средствам обучения

Специальное

оборудование

Дидактические материалы

Кинофильмы;

Видео фильмы;

Диафильмы;

Пленки с накладными проектами;

Видеозаписи.

Тренажеры;

Лингафонное оборудование;

специально разработанные устройства для имитации профессио-нальной деятельности (в.т.ч на основе ЭВМ)и др.

Технические средства обучения

Лабораторное оборудование

Учебная мебель и приспособления




Учебное

оборудо-вание

Учебные книги

Программно-методическое обеспечение компьютерной технологии обучения





Учебники;

Учебные пособия;

Хрестоматии;

Сборники задач и

заданий;

словари, справочники;

сборники нормативных документов;

специальная

литература;

методические указания.

Таблицы; плакаты;

Муляжи;

Модели;

Натуральные объекты.

Автоматизированные обучающие курсы;

Учебные задания для решения расчетно-вычислительных, проектно-графических, поисково-информационных, и оптимизационных задач;

Профессиональные прикладные программы;

Тесты;

Контрольные задачи и задания.

Обучающие

программы;

Сценарии деловых игр;

Производст-венные ситуации для анализа;

Ситуационные задачи;

Индивидуаль-ные проверочные опросники и т.п.














Аудиовизуальные (видеопректоры, магнитофоны, диа проекторы, кодоскопы и т.п.);

Компьютеры(ПЭВМ, локальные сети, внешние информационные системы).

Приборы;

Аппараты;

Устройства общего назначения, используемые для лабораторных работ(микроскопы, контрольно-измерительные приборы и др.);

Химическая посуда;

Чертежное оборудование и т.п.

Учебные столы;

Классные доски, оборудование для затемнения, плакатницы, держатели для наглядных пособий, демонстрационные подставки и др.






Характеристика качественных

показателей знаний


Показатели

Содержание

1

Полнота

Восприятие предметных знаний с учетом структуры метазнаний о данном предметном метазнании (явления, законы правила и т.д)


2

Систематичность

Представление знаний по большому объемному материалу с учетом последователей и связей между ними


3

Системность

Развертывание и осознание знаний в логике системообразующих принципов (теории, предмета и т.д.)


4

Оперативность

Легкая актуализация знаний в нужный момент с целью

восприятия или применения их для решения познавательных

и практических задач


5

Гибкость

Отказ от стереотипа в мышлении и деятельности, преодоление психологического барьера стандартного подхода к решению проблемы



6

Конкретность

Показ конкретного знания как проявления общего знания


7

Обобщенность

Подведение конкретных знаний под общие


8

Свернутость

Выражение знаний компактно с применением приема

формализации


9

Развернутость

Показ системы шагов к свертыванию знания


10

Осознанность

Устойчивая фиксация системы знания в памяти учащихся

Группы учащихся по учебным возможностям


Группа

Характеристика группы

Методическая

стратегия обучения группы

1

сильные учащиеся

Сразу выделяют главное и описывают его с помощью научных терминов. Самостоятельно делают выводы. Легко переносят знания в новую ситуацию. Высокий уровень знаний программного материала. Большой объем знаний за пределами программы. Развитое мышление, самостоятельное решение задач, свободное владение понятийным аппаратом, развитые умения. Длительный и напряженный труд. Возможны некоторые пробелы.

Ориентация на максимальное удовлетворение высокой познавательной потребности. Мастерство учителя на системно-моделирующем уровне.

2

средне-сильные учащиеся

Самостоятельно выделяют частные выводы. Объем внепрограммных знаний меньше. Решение комбинированных задач более сложных, чем образец. Аккуратное и тщательное выполнение заданий. Длительный и напряженный труд. Возможны некоторые пробелы. Требуется контроль со стороны учителя.

Их потенциальный интерес следует превратить в актуальный. Обратить внимание на формирование отдельных познавательных умений. Объем ближайшего развития больше, чем у первой группы.

3

средние учащиеся

Выделяют главное не сразу. Избегают научных терминов. Решают типовые задачи после ряда упражнений. Уделяют больше времени на изучение материала, чем 1 и2 группы. Не всегда выполняют задания в полном объеме. Самостоятельные выводы делают при очень ясных основаниях. Пробелы в знаниях. Длительный труд, но со средним интеллектуальным напряжением. Систематический контроль и специальное побуждение к учебной деятельности.

Ориентация на повышение уровня обученности учащегося. Формирование познавательных умений. Использования средств наглядности. Подробное объяснение в среднем темпе. Использование приемов активизации познавательной деятельности. Необходима значительная непосредственная помощь.

4

средне-

слабые учащиеся

Существенные пробелы в знаниях программного материала. Усвоение отдельных фрагментов нового знания после длительной тренировки. Затруднение в выделении главного. Задания по аналогии. Плохо обучаются на исправленных ошибках. Не способны сосредоточится на учебной работе длительное время. Задания выполняют не в полном объеме и неаккуратно. Беспрестанный контроль.

Ориентация на повышение интереса учащегося.. формирование положительного интереса к учению и предмету. Методы на ликвидацию пробелов в знании. Изложение материала с опорной на наглядность, примеры из жизни и быта. Самостоятельная работа с тренажером и поэлементным контролем. Смена видов деятельности. Многократность повторения.

5

слабые учащиеся

Имеют отрывочные знания. Преимущество ориентации не на существенные, а на внешние признаки. Постоянно отвлекаются. Не доводят выполнение заданий до конца. Преобладает механическое заучивание и неумение применять знания в решении задач. Также беспрестанный контроль.

Развернутая индивидуальная помощь в работе. Подробные алгоритмические предписания с осуществлением поэлементного контроля. Многократность возврата к уже освоенному материалу. Активные методы и формы работы. Создание ситуаций достижения успеха.




Словарь терминов


Активные методы обучения –

- методы обучения, при которых деятельность обучаемого носит продуктивный, творческий, поисковый характер;

- методы, стимулирующие познавательную деятельность обучающегося и строящиеся на диалогах, предполагающий свободный обмен мнениями о путях решения той или иной проблемы (беседа, диспут, тематический семинар, деловая игра, тренинг).


Компетентность – обладание знаниями, опытом и умениями, которые необходимы для профессионального исполнения должностных полномочий.


Коллективный способ обучения – общественно-исторический этап развития процесса обучения, организационной структурой которого является коллективная форма обучения (все обучают всех и все - каждого).


Концепция – определенный способ понимания, трактовки какого-либо явления, основная точка зрения, руководящая идея для освещения; ведущий замысел, конструктивный принцип различных видов.


Личностно-ориентированное – обучение, при котором каждый субъект учебно-воспитательного процесса для раскрытия и реализации своих способностей и дарований активно включается в процесс.


Личностный подход – последовательное отношение педагога е воспитаннику как к личности, как самостоятельному субъекту воспитательного взаимодействия.


Методы обучения – взаимосвязанные способы учителя и учащегося, направленные на достижения планируемых результатов обучения, на воспитание и развития учащихся в процессе обучения.


Модуль – независимый, самодостаточный и полный раздел или период образования.


Мотивы – побудители деятельности, складывающиеся под влиянием условий жизни субъекта и определяющие направленность его активности.


Педагогическая парадигма – совокупность устойчивых характеристик, которые определяют содержательное единство схем теоретической и практической деятельности независимо от степени их рефлексии.


Рефлексия –

- размышление, самонаблюдение;

- форма теоретической деятельности человека, направленная на осмысление своих собственных действий и их законов.


Средства обучения – специально разработанные материальные, или материализованные объекты, предназначенные для повышения эффективности учебного процесса.

Учебные средства – все материалы и средства стимуляции учебных действий обучаемого при выполнении того или иного учебного задания.



сРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТРАДИЦИОННОГО

И НОВОЙ МОДЕЛИ ОБРАЗОВАНИЯ



Традиционное образование

Новая модель образования


Учитель


- учитель - информатор

- учитель - консультант, учитель - управленец, учитель новой формации


Функции


- дать детям знания

- научить учащихся добывать знания, "научить учиться"


Целевая установка учителя


- "с предметом к ученику"

- "с учеником к предмету"


Программа


- рассчитана на среднего ученика

- дифференцированные и индивидуальные программы


Ученик


- "объект обучения"

- "субъект обучения"




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Завучу

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
"Методическая копилка" - справочный материал для молодого учителя

Автор: Полякова Галина Станиславовна

Дата: 03.12.2014

Номер свидетельства: 138833


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства