"Методическая копилка" - справочный материал для молодого учителя
"Методическая копилка" - справочный материал для молодого учителя
Данный справочный материал окажет помощь молодому учителю при написании поурочных планов. В виде конкретных таблиц содержится материал по классификации методов и средств обучения,характеристика учащихся по группам учебных возможностей,характеристика качественных показателей ЗУН учащихся.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Устройства общего назначения, используемые для лабораторных работ(микроскопы, контрольно-измерительные приборы и др.);
Химическая посуда;
Чертежное оборудование и т.п.
Учебные столы;
Классные доски, оборудование для затемнения, плакатницы, держатели для наглядных пособий, демонстрационные подставки и др.
Характеристика качественных
показателей знаний
№
Показатели
Содержание
1
Полнота
Восприятие предметных знаний с учетом структуры метазнаний о данном предметном метазнании (явления, законы правила и т.д)
2
Систематичность
Представление знаний по большому объемному материалу с учетом последователей и связей между ними
3
Системность
Развертывание и осознание знаний в логике системообразующих принципов (теории, предмета и т.д.)
4
Оперативность
Легкая актуализация знаний в нужный момент с целью
восприятия или применения их для решения познавательных
и практических задач
5
Гибкость
Отказ от стереотипа в мышлении и деятельности, преодоление психологического барьера стандартного подхода к решению проблемы
6
Конкретность
Показ конкретного знания как проявления общего знания
7
Обобщенность
Подведение конкретных знаний под общие
8
Свернутость
Выражение знаний компактно с применением приема
формализации
9
Развернутость
Показ системы шагов к свертыванию знания
10
Осознанность
Устойчивая фиксация системы знания в памяти учащихся
Группы учащихся по учебным возможностям
Группа
Характеристика группы
Методическая
стратегия обучения группы
1
сильные учащиеся
Сразу выделяют главное и описывают его с помощью научных терминов. Самостоятельно делают выводы. Легко переносят знания в новую ситуацию. Высокий уровень знаний программного материала. Большой объем знаний за пределами программы. Развитое мышление, самостоятельное решение задач, свободное владение понятийным аппаратом, развитые умения. Длительный и напряженный труд. Возможны некоторые пробелы.
Ориентация на максимальное удовлетворение высокой познавательной потребности. Мастерство учителя на системно-моделирующем уровне.
2
средне-сильные учащиеся
Самостоятельно выделяют частные выводы. Объем внепрограммных знаний меньше. Решение комбинированных задач более сложных, чем образец. Аккуратное и тщательное выполнение заданий. Длительный и напряженный труд. Возможны некоторые пробелы. Требуется контроль со стороны учителя.
Их потенциальный интерес следует превратить в актуальный. Обратить внимание на формирование отдельных познавательных умений. Объем ближайшего развития больше, чем у первой группы.
3
средние учащиеся
Выделяют главное не сразу. Избегают научных терминов. Решают типовые задачи после ряда упражнений. Уделяют больше времени на изучение материала, чем 1 и2 группы. Не всегда выполняют задания в полном объеме. Самостоятельные выводы делают при очень ясных основаниях. Пробелы в знаниях. Длительный труд, но со средним интеллектуальным напряжением. Систематический контроль и специальное побуждение к учебной деятельности.
Ориентация на повышение уровня обученности учащегося. Формирование познавательных умений. Использования средств наглядности. Подробное объяснение в среднем темпе. Использование приемов активизации познавательной деятельности. Необходима значительная непосредственная помощь.
4
средне-
слабые учащиеся
Существенные пробелы в знаниях программного материала. Усвоение отдельных фрагментов нового знания после длительной тренировки. Затруднение в выделении главного. Задания по аналогии. Плохо обучаются на исправленных ошибках. Не способны сосредоточится на учебной работе длительное время. Задания выполняют не в полном объеме и неаккуратно. Беспрестанный контроль.
Ориентация на повышение интереса учащегося.. формирование положительного интереса к учению и предмету. Методы на ликвидацию пробелов в знании. Изложение материала с опорной на наглядность, примеры из жизни и быта. Самостоятельная работа с тренажером и поэлементным контролем. Смена видов деятельности. Многократность повторения.
5
слабые учащиеся
Имеют отрывочные знания. Преимущество ориентации не на существенные, а на внешние признаки. Постоянно отвлекаются. Не доводят выполнение заданий до конца. Преобладает механическое заучивание и неумение применять знания в решении задач. Также беспрестанный контроль.
Развернутая индивидуальная помощь в работе. Подробные алгоритмические предписания с осуществлением поэлементного контроля. Многократность возврата к уже освоенному материалу. Активные методы и формы работы. Создание ситуаций достижения успеха.
Словарь терминов
Активные методы обучения –
- методы обучения, при которых деятельность обучаемого носит продуктивный, творческий, поисковый характер;
- методы, стимулирующие познавательную деятельность обучающегося и строящиеся на диалогах, предполагающий свободный обмен мнениями о путях решения той или иной проблемы (беседа, диспут, тематический семинар, деловая игра, тренинг).
Компетентность – обладание знаниями, опытом и умениями, которые необходимы для профессионального исполнения должностных полномочий.
Коллективный способ обучения – общественно-исторический этап развития процесса обучения, организационной структурой которого является коллективная форма обучения (все обучают всех и все - каждого).
Концепция – определенный способ понимания, трактовки какого-либо явления, основная точка зрения, руководящая идея для освещения; ведущий замысел, конструктивный принцип различных видов.
Личностно-ориентированное – обучение, при котором каждый субъект учебно-воспитательного процесса для раскрытия и реализации своих способностей и дарований активно включается в процесс.
Личностный подход – последовательное отношение педагога е воспитаннику как к личности, как самостоятельному субъекту воспитательного взаимодействия.
Методы обучения – взаимосвязанные способы учителя и учащегося, направленные на достижения планируемых результатов обучения, на воспитание и развития учащихся в процессе обучения.
Модуль – независимый, самодостаточный и полный раздел или период образования.
Мотивы – побудители деятельности, складывающиеся под влиянием условий жизни субъекта и определяющие направленность его активности.
Педагогическая парадигма – совокупность устойчивых характеристик, которые определяют содержательное единство схем теоретической и практической деятельности независимо от степени их рефлексии.
Рефлексия –
- размышление, самонаблюдение;
- форма теоретической деятельности человека, направленная на осмысление своих собственных действий и их законов.
Средства обучения – специально разработанные материальные, или материализованные объекты, предназначенные для повышения эффективности учебного процесса.
Учебные средства – все материалы и средства стимуляции учебных действий обучаемого при выполнении того или иного учебного задания.
сРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТРАДИЦИОННОГО
И НОВОЙ МОДЕЛИ ОБРАЗОВАНИЯ
Традиционное образование
Новая модель образования
Учитель
- учитель - информатор
- учитель - консультант, учитель - управленец, учитель новой формации