КОНЦЕПЦИЯ ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ МБОУ СОШ №4 П. ТАВРИЧАНКА
КОНЦЕПЦИЯ ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ МБОУ СОШ №4 П. ТАВРИЧАНКА
КОНЦЕПЦИЯ
ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО
ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ МБОУ СОШ №4 П. ТАВРИЧАНКА
Концепция разработана авторским коллективом МБОУ СОШ №4 п. Тавричанка
Данная концепция представляет собой современное понимание военно-патриотического воспитания как одного из приоритетных направлений деятельности образовательного учреждения.
Содержание концепции раскрывается посредством изложения совокупности основных идей, положений, определяющих направленность, характер и другие компоненты воспитания патриотизма, готовности к достойному служению Отечеству у российской молодежи в современных условиях. При этом учитывается опыт и достижения прошлого, реалии и проблемы сегодняшнего дня, тенденции развития важнейших сфер нашей жизни.
Концепция представляет собой систематизированное и последовательное изложение теоретических основ военно-патриотического воспитания школьников, обоснование его исходных установок, целей, содержания, задач, принципов, направлений, форм, методов, а также условий обеспечения эффективности этой деятельности в процессе взаимодействия ее общественных объединений и организаций, органов местного самоуправления.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«КОНЦЕПЦИЯ ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ МБОУ СОШ №4 П. ТАВРИЧАНКА »
КОНЦЕПЦИЯ
ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО
ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ МБОУ СОШ №4 П. ТАВРИЧАНКА
Концепция разработана авторским коллективом МБОУ СОШ №4 п. Тавричанка
Данная концепция представляет собой современное понимание военно-патриотического воспитания как одного из приоритетных направлений деятельности образовательного учреждения.
Содержание концепции раскрывается посредством изложения совокупности основных идей, положений, определяющих направленность, характер и другие компоненты воспитания патриотизма, готовности к достойному служению Отечеству у российской молодежи в современных условиях. При этом учитывается опыт и достижения прошлого, реалии и проблемы сегодняшнего дня, тенденции развития важнейших сфер нашей жизни.
Концепция представляет собой систематизированное и последовательное изложение теоретических основ военно-патриотического воспитания школьников, обоснование его исходных установок, целей, содержания, задач, принципов, направлений, форм, методов, а также условий обеспечения эффективности этой деятельности в процессе взаимодействия ее общественных объединений и организаций, органов местного самоуправления.
Цели и задачи военно-патриотического воспитания школьников
Военно-патриотическое воспитание — многоплановая, систематическая, целенаправленная и скоординированная деятельность по формированию у школьников высокого патриотического сознания, возвышенного чувства верности к своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга, важнейших конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Цель военно-патриотического воспитания — развитие гражданственности, патриотизма, как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, формирование у нее профессионально значимых качеств, умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества.
Для достижения этой цели требуется выполнение следующих основных задач:
— проведение организаторской деятельности по созданию условий для эффективного военно-патриотического воспитания школьников;
— утверждение в сознании и чувствах школьников патриотических ценностей, взглядов и убеждений,
— уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям, повышению престижа государственной, особенно военной службы;
— готовности к достойному служению обществу и государству, честному выполнению долга.
Содержание военно-патриотического воспитания
В содержании военно-патриотического воспитания можно выделить два основных, тесно взаимосвязанных между собой компонента. Первый из них характеризуется более широкой социально-педагогической направленностью. Он основывается на таких элементах, как:
Позитивные мировоззренческие взгляды и позиции по основным социальным, историческим, нравственным, политическим, военным и другим проблемам;
важнейшие духовно-нравственные качества (любовь к Родине, уважение к законности, ответственность за выполнение конституционных обязанностей по защите Отечества и обеспечению безопасности его граждан и т.д.).
Только сформировав личность гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, интересами, можно рассчитывать на успешное решение более конкретных задач по воспитанию патриотического воспитания школьников.
Основой содержания является любовь к Отечеству, верность гражданскому и воинскому долгу, воинская честь, храбрость, стойкость, самоотверженность, доблесть, мужество, взаимовыручка.
В современных условиях в содержании военно-патриотического воспитания школьников в качестве приоритетных выделяются следующие духовно-нравственные ценности:
— гражданственность;
— приоритет общественно-государственных интересов над личными;
— патриотизм, преданность своему Отечеству;
— преемственность, сохранение и развитие лучших традиций Вооруженных Сил РФ;
— самоотверженность и способность к преодолению трудностей и лишений;
— гуманизм и нравственность, чувство собственного достоинства.
Основополагающие принципы и направления их реализации
Среди основополагающих принципов военно-патриотического воспитания, представляющих собой исходные руководящие положения при осуществлении практической деятельности в этой сфере, выделяются:
демократизм; приоритетность исторического, культурного наследия России, ее духовных ценностей и традиций; системность, преемственность и непрерывность в развитии школьников, с учетом особенностей ее различных категорий; многообразие форм, методов и средств, используемых в целях обеспечения эффективности воспитания; его направленность на развитие возможностей, способностей и качеств каждой личности на основе индивидуального подхода; тесная и неразрывная связь с другими видами воспитания.
Реализация этих принципов в процессе военно-патриотического воспитания школьников призвана осуществляться по следующим основным направлениям:
Духовно-нравственное — включает: развитие высокой культуры и образованности, осознание идеи, во имя которой проявляется готовность к достойному служению Отечеству, формирование высоконравственных норм поведения, ответственности и коллективизма.
Историческое — познание наших корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, гордости за сопричастность к деяниям предков и современников. Включает ознакомление с законами государства, особенно с правами и обязанностями гражданина России.
Патриотическое — воспитание важнейших духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей, отражающих специфику формирования и развития нашего общества и государства. Оно включает: беззаветную любовь и преданность своему Отечеству; гордость за принадлежность к великому народу, к его свершениям, испытаниям и проблемам; почитание национальных святынь и символов; готовность к достойному и самоотверженному служению обществу и государству.
Психологическое — формирование у школьников высокой психологической устойчивости, готовности к выполнению сложных и ответственных задач в любых условиях обстановки. Оно включает: изучение и прогнозирование социально-психологических процессов в коллективе; снятие психологической напряженности, преодоление стресса, формирование психологических качеств с учетом особенностей каждой личности;
Воспитание на традициях, представляющих собой устойчивые, исторически сложившиеся, передаваемые из поколения в поколение формы отношений в виде порядка, правил и норм поведения, духовных ценностей, нравственных установок и обычаев, связанных с выполнением задач. Важнейшими воинскими традициями, оказывающими набольшее воспитательное воздействие на школьников, являются: служение интересам народа; самоотверженность и самопожертвование ради достижения общей победы; массовый героизм и мужество в период, когда решается судьба независимости Отечества; воинская доблесть, умение стойко переносить трудности.
Все эти направления органически взаимосвязаны между собой, объединены в процессе практической деятельности целью, задачами, духовно-нравственными и мировоззренческими основами, принципами, формами и методами военно-патриотического воспитания.
Система военно-патриотического воспитания включает:
1. Формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения в общеобразовательной школе.
2. Массовую патриотическую и военно-патриотическую работу, (патриотические и военно-патриотические, культурно-исторические и военно-исторические, военно-технические и военно-спортивные направления; различные кружки, спортивные секции; месячники и дни патриотической работы, вахты памяти, поисковая деятельность, военно-спортивные игры, походы и т.д.).
3. Деятельность средств массовой информации, направленную на рассмотрение, освещение и поиск решения проблем патриотического воспитания, на формирование и развитие личности гражданина и защитника Отечества.
Организация и проведение военно-патриотической работы предполагает использование целого комплекса соответствующих форм, которые могут быть дифференцированы на три основные группы.
Первая группа, обусловленная общеразвивающим компонентом содержания военно-патриотического воспитания, включает в себя весьма обширные и многообразные формы общепатриотического характера. Они используются главным образом в условиях осуществляемого в системе учебно- воспитательных учреждений на факультетах, кружках, секциях и др.; беседы, утренники, вечера вопросов и ответов, «круглые столы», встречи с ветеранами, воинами запаса и военнослужащими; и т.д.
Вторая группа, обусловленная спецификой содержания военно-патриотического воспитания, менее разнообразна и характеризуется большей военной и военно-прикладной направленностью. Эти формы, проводимые в виде военно-спортивных игр, секции по военно-прикладным видам спорта и т.п.).
Третья группа, к ней относятся такие формы, как оборонно-спортивный оздоровительный лагерь, учебно-полевые сборы, патриотические клубы и объединения различной направленности. Эти формы включают в себя различные многоплановые мероприятия, которые проводятся системно, с определенной цикличностью.
Осуществление патриотического воспитания предполагает использование системы средств, которая включает три основных компонента: материально-технический, образовательный и организационный.
К материально-техническим средствам относятся учебные аудитории, классы и кабинеты для занятий, музеи, места сражений, памятники, произведения литературы и искусства.
Образовательные средства включают основные теоретические и научно-практические рекомендации по организации и проведению военно-патриотического воспитания, по формированию взглядов, убеждений, потребностей и интересов, воспитанию любви к Родине, готовности к отстаиванию ее свободы и независимости.
Организационные средства патриотического воспитания — это весь комплекс мероприятий, осуществляемых с использованием материально-технических и образовательных средств, проводимых в соответствующих формах, максимально реализующих общие и специфические задачи по формированию и развитию личности гражданина и патриота.
Все три группы средств патриотического воспитания тесно взаимосвязаны, дополняют друг друга, и только комплексное их использование способствует достижению главной цели.
Заключение
При разработке концепции был использован опыт в развитии у школьников гражданственности, патриотизма, готовности к достойному служению Отечеству.
Необходимо сделать все возможное для того, чтобы становление и развитие каждого молодого человека как гражданина и патриота России обеспечивалось гармонично взаимодействующими в достижении данной цели. Только в этом случае можно рассчитывать на успешное решение одной из наиболее важных моментов концепции военно-патриотического воспитания школьников.
Приложение 1.
Мероприятия по патриотическому воспитанию
№
Мероприятие
Сроки
Участники
Ответственный
Тематические классные часы с приглашением ветеранов ВОВ
в течение года
1-11 классы
Классные руководители
Сбор информации о жителях Тавричанки прошлых лет в школьный музей
В течение года
9 – 11 классы
Классные руководители, Совет ветеранов
Участие в школьных мероприятиях на тему «От подвига ветеранов – к патриотизму молодежи»
В течение года
1-11
Совет ветеранов,
Зам. по ВР
Классные часы на тему «Россия – Родина моя!»
В течение года
1-11
Совет ветеранов, классные руководители
Зам. по ВР
Конкурс инсценированной военно-патриотической песни «Страницы героического прошлого России»
Апрель
1-11
Классные руководители
Зам. по ВР
Конкурс исследовательских работ «Неизвестная высота»
В течение года
6-11
Классные руководители
Зам. по ВР
Конкурс чтецов
«Поэты о войне»
Апрель
1-11
Зам. директора по ВР, учителя рус.языка и литературы
Конкурс сочинений «Никто не забыт, ничто не забыто!»
Апрель
3-11
Зам. директора по ВР, учителя рус.языка и литературы
Проведение в школе конкурсов, выполнение рефератов, связанных с героическим прошлым России, важнейшими событиями в жизни народа.
- Гвардейская слава;
- «Никто не забыт – ничто не забыто»
- «Внуки твои, Победа»
- Космос начинается с земли
В течение года
5-11
Классные руководители
Зам. по ВР
Героические страницы истории Отечества «Во славу русского оружия»
Апрель
5 - 11
Учителя истории
Памятно – мемориальные мероприятия:
№
Мероприятие
Сроки проведения
Классы и кол-во участников
Ответственный
1.
В МБОУ СОШ №4 п. Тавричанка есть мемориальная доска Косову В.Н. герою Советского Союза.
Приказом директора школы С.В. Зубарева организовано ежедневное дежурство у мемориальной доски Косову В.Н. – Пост №1
Ежедневно
Дежурный класс
Классный руководитель
2.
У мемориальной доски Косову В.Н. проходят торжественные линейки, посвященные дню Победы, дню Защитника Отечества
Февраль
Май
Ответственный класс
Классный руководитель,
Зам. директора по ВР
3.
Возложение цветов к мемориальной доске Косова В.Н. на торжественные линейки, посвященные дню Знаний, открытие месяца военно-патриотического воспитания, дню Защитника Отечества, дню Победы, Последнего звонка, выпускных вечеров в 9, 11 классах
Сентябрь
Январь
Февраль
Май
Июнь
1-11 классы
Классные руководители,
Зам. директора по ВР
4.
Уборка территории и покраска памятника, погибшим шахтерам в годы Великой Отечественной войны учащимися школы.
Октябрь,
Апрель, май
8, 10 классы
Классные руководители,
Зам. директора по ВР
5.
Проведение классных часов, бесед совместно с Советом ветеранов возле мемориальной доски Косову В.Н. , памятника, погибшим шахтерам в годы Великой Отечественной войны (площадь п. Тавричанка)
В течение года
1-11 классы
Классные руководители,
зам. директора по ВР, зав. школьной библиотекой
Мероприятия по патриотическому и гражданскому воспитанию
№
Мероприятие
Сроки
проведения
Классы и кол-во участников
Ответственный
1.
Викторина «Листая истории славной страницы…»
В течение года
1-4 классы
Классные руководители,
2.
Викторина «Сталинградская битва»
В течение года
5-11 классы
Учителя истории
3.
Конкурс презентации «Герой в моей семье»
В течение года
5-11 классы
Классные руководители,
Зам. директора по ВР
4.
Конкурс исследовательских работ «Неизвестная высота»
В течение года
5-11 классы
Классные руководители,
Зам. директора по ВР, учителя рус.языка и литературы
5.
Акция «Отечественная война в рисунках и сочинениях»
В течение года
3-11классы
Учителя ИЗО, русского языка и литературы
6.
Конкурс буклетов «Мир памяти, мир сердца, мир души»
В течение года
5-11 классы
Классные руководители
7.
Конкурс «Великие символы славной Отчизны». Изучение государственной, краевой, районной символики.
В течение года
1-11 классы
Классные руководители
8.
Кл.часы на тему: « Мои замечательные земляки»,
«Символы России. Флаг», «Звучи памяти набат», «Что мы знаем о воинах – интернационалистах?»,
«Защита Отечества - долг перед Родиной», «Мир среди других»,
«Герои локальных воин», «Поклонимся великим тем годам», «Этих дней не смолкнет слава», «Россия – великая страна», «Слава тебе, победитель солдат!»,
«Что такое честь?», «Ю.А. Гагарин – знаете, каким он парнем был?», «Что мы знаем о войне?», «Сталинградская высота», «Нам нужна одна победа», «Победе посвящается…» «Юные герои антифашисты», «Блокада Ленинграда», «Пионеры-герои ВОВ», «Герои-молодогвардейцы», «Служить России – наш священный долг»
В течение года
1-11 классы
Классные руководители
9.
Тимуровская работа. Шефство над ветеранами ВОВ
В течение года
5-11 классы
Классные руководители,
Зам. директора по ВР
10.
Уроки «Я – гражданин России»
Сентябрь
Ежегодно
1-11
Классные руководители
Массовые спортивные мероприятия:
№
Мероприятие
Сроки
проведения
Классы и кол-во участников
Ответственный
1.
Веселые старты
В течение года
5 – 6 классы
МО учителей физической культуры
2.
Спортивная эстафета
В течение года
7 – 8 классы
МО учителей физической культуры
3.
Сборка и разборка автомата
Февраль
Май
10-11 классы
Мухаматинова Р.Х.
4.
Соревнование по стрельбе из пневматической винтовки 5-11 классы
Февраль
Апрель
Зам. по ВР, Мухаматинова Р.Х.- Зам. по безопасности
5.
Кубок Победы
Май
10 уч-ся
Пашкова С.Ю.
6.
Спартакиада допризывной молодежи
Апрель
15
МО учителей физической культуры
7.
День ГО
Апрель
5-11
Книтель Н.П. - зам. по ВР,
Мухаматинова Р.Х.- зам. по безопасности
8.
Соревнования по прыжкам в длину с разбега
Май
5-11
МО учителей физической культуры
9.
Соревнования по подтягиванию среди юношей
Май
5-11
МО учителей физической культуры
Праздничные церемонии и мероприятия:
№
Мероприятие
Сроки
проведения
Классы и кол-во участников
Ответственный
1.
Торжественная линейка, посвященная открытию месяца военно-патриотического воспитания