kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Комплексное организационно-педагогическое сопровождение формирования здоровьесберегающей среды школы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Комплексное организационно-педагогическое сопровождение формирования здоровьесберегающей среды школы.

Система образования выступает идеальным каналом для формирования здоровья учащихся и транслирования опыта укрепления здоровья на общество. Создание здоровьеохранных программ и здоровьесберегающей среды на базе школы — реальный и действенный механизм для ликвидации пробелов в системе медицинского обслуживания. Образовательное учреждение  заинтересовано в наращивании здоровьесберегающего потенциала, так как существует тесная взаимосвязь здоровья учащихся и учебного процесса. Поэтому,  перед школой остро встает необходимость поиска компромисса между обязательностью решения образовательных задач, связанных, прежде всего, с достижением требуемого уровня образованности, и необходимостью сохранения при этом здоровья участников образования.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Комплексное организационно-педагогическое сопровождение формирования здоровьесберегающей среды школы »

Комплексное организационно-педагогическое сопровождение формирования здоровьесберегающей среды школы.



Система образования выступает идеальным каналом для формирования здоровья учащихся и транслирования опыта укрепления здоровья на общество. Создание здоровьеохранных программ и здоровьесберегающей среды на базе школы — реальный и действенный механизм для ликвидации пробелов в системе медицинского обслуживания. Образовательное учреждение заинтересовано в наращивании здоровьесберегающего потенциала, так как существует тесная взаимосвязь здоровья учащихся и учебного процесса. Поэтому, перед школой остро встает необходимость поиска компромисса между обязательностью решения образовательных задач, связанных, прежде всего, с достижением требуемого уровня образованности, и необходимостью сохранения при этом здоровья участников образования.

Самое большое богатство в жизни человека – здоровье и разум.

Как известно, в здоровом теле – здоровый дух.

Что касается разума… Человек неразумный вряд ли сбережет здоровье, поймет его ценность. Главное, чтобы в числе врагов здоровья не оказались мы сами.

Интересно трактует слово «здоровье» этимологический словарь М.Фасмера. Согласно ему слово это, восходящее к древнеиндийскому языку, означает хорошее, крепкое дерево.

Здоровый человек подобен дереву с мощными корнями, стройным высоким стволом, пышной листвой.

Как же вырастить такое дерево?

Дети приходят в школу уже сформировавшимися, с теми основами мировосприятия, которые заложены их родителями. «Корни» у них уже есть. Что может сделать школа? Помочь формировать «крону», через создание комфортных, благоприятных условий обучения и воспитания, которые можно создать, работая в предложенных направлениях: через совершенствование инфраструктуры, рациональную организацию учебного процесса, физкультурно-оздоровительной работу, просветительскую, методическую работу с педагогами и родителями, профилактику и мониторинг здоровья.

Комплексное организационно-педагогическое сопровождение здоровьесберегающей среды школы мы рассматриваем как совокупность организационных действий, направленных на управление, распределение полномочий и ответственности, координацию деятельности группы специалистов (управленцев, педагогов, психологов, мед.работников - организационная составляющая), а также определение содержания, форм и методов, направлений, программно-методического и информационного обеспечения сопровождения формирования здоровьесберегающей среды (педагогическая составляющая).

По мнению экспертов Всемирной организации здравоохранения, система образования выступает идеальным каналом для формирования здоровья учащихся и транслирования опыта укрепления здоровья на общество.

Образовательное учреждение само заинтересовано в наращивании здоровьесберегающего потенциала, так как существует тесная взаимосвязь здоровья учащихся и учебного процесса. Поэтому, перед школой остро встает необходимость поиска компромисса между обязательностью решения образовательных задач и необходимостью сохранения при этом здоровья участников образования. Данный компромисс составляет основу здоровьесбережения.

Наша школа всегда старалась шагать в ногу со временем.

С 2008 по 2010 год школа являлась областной экспериментальной площадкой по апробации профильного обучения на основе индивидуальных учебных планов. В 2010 году школа стала областной пилотной площадкой по внедрению Федеральных Государственных Образовательных Стандартов. С сентября 2012 года - апробирует учебную программу по бадминтону в параллели 7-х классов, а так же включена в состав 100 школ Ростовской области по реализации пилотного проекта по здоровьесбережению.

Конечно, это не случайно. За долгую историю (а школе в 2012 году исполнилось 145 лет), в школе накопился достаточный опыт, сформировался хороший, стабильный коллектив, слаженный по своему составу и творческий по своей сути, всегда готовый к восприятию новых методик, с интересом следящий за новейшими разработками в области образования. Достаточная материально-техническая база.

45 учителей школы имеют первую и высшую квалификационные категории, 29 учителей имеют различные ведомственные награды, 6 человек – победители ПНПО, 4 человека – лауреаты Губернаторской премии. При этом учителя постоянно обучаются на различных курсах, повышая свое педагогическое мастерство.

В школе действует служба сопровождения, в состав которой входят педагог-психолог, социальный педагог, заместитель директора по воспитательной работе, 2 медицинских работника, школьный библиотекарь, классные руководители.

Всё вышеперечисленное позволяет реализовывать комплекс мер по организации здоровьеохранной деятельности в школе.

Перед коллективом школы стоят следующие задачи:

• Совершенствовать здоровьесберегающую инфраструктуру школы.

• Обеспечить рациональную организацию образовательного процесса.

• Совершенствовать физкультурно-оздоровительную работу.

• Использовать просветительско-воспитательную работу с учащимися, направленную на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни.

• Организовать систему просветительской и методической работы с педагогами, специалистами и родителями.

• Активизировать медицинскую профилактику, мониторинг и динамическое наблюдение за состоянием здоровья учащихся.

1.Совершенствование здоровьесберегающей инфраструктуры:

Школа достаточно хорошо оснащена и спортивным инвентарем для спортивного и тренажерного залов, и техническими средствами обучения, (в каждом классе есть компьютеры, интерактивные доски, получен мобильный класс для начальной школы). В рамках модернизации системы образования получен кабинет ОБЖ, автогородок. Имеется современная оснащенная библиотека. На базе школы работают кружки и спортивные секции, что позволяет не только решить проблему занятости детей, но и бороться с недостатком двигательной активности. Имеется столовая, для которой заказано новое оборудование. Планируется оформление уголков отдыха в рекреациях.

2. Рациональная организация учебного процесса.

Этот блок включает:

  • контроль за соблюдением гигиенических норм и требований к организации и объёму учебной и внеучебной нагрузки на всех этапах обучения.

  • использование методов и методик обучения, адекватных возрастным возможностям и особенностям учащихся.

  • соблюдение требований к использованию технических средств в обучении.

  • индивидуализация обучения; работа по индивидуальным учебным планам на старшей ступени обучения. По этому вопросу в школе накоплен большой практический опыт.

  • применение здоровьесберегающих технологий в учебном процессе (проблемное обучение, дифференцированное обучение, проектное обучение, развивающее обучение, игровые технологии, технология критического мышления).

Реализация этого блока позволяет создавать условия для снятия перегрузки, нормального чередования труда и отдыха, повышает эффективность учебного процесса, снимая при этом чрезмерное функциональное напряжение и утомление.

3.Организация физкультурно-оздоровительной работы.

  • проведение спортивно-оздоровительных мероприятий.

  • создание условий и организация работы спортивных секций (секция каратэ функционирует в школе уже 20 лет, наши каратисты дважды были участниками чемпионата мира по киукусинкай каратэ-до в Японии).

  • организацию динамических и физкультурных пауз на уроках (в начальной школе родителями пошиты специальные массажные коврики).

  • полноценную и эффективную работу с учащимися всех групп здоровья (гимнастика, бадминтон).

  • подвижные игры на перемене, благодаря которым можно снять статическую нагрузку и корректировать личностные качества детей.

  • во время каникул на базе школы работает лагерь дневного пребывания.

4.Просветительско-воспитательная работа с учащимися, направленная на формирование ценности здорового образа жизни:

  • классные часы по проблеме сохранения и укрепления здоровья.

  • лекции, беседы о безопасном поведении на дорогах, о правилах дорожного движения.

  • включение в систему работы школы образовательных программ, направленных на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни («Мы вместе», «Здоровое питание – залог успешного обучения и крепкого здоровья школьников»).

  • профилактики вредных привычек.

  • проведение военно-спортивных игр, конкурсов, праздников.

5.Организация системы просветительской и методической работы с педагогами и родителями, направленная на повышение уровня знаний по проблемам охраны и укрепления здоровья

Здоровье педагога – это не только его личное здоровье. Здоровый учитель становится для своих учеников еще и учителем здорового образа жизни. Умение управлять собственным здоровьем и настроением для учителя очень важно, так как мы понимаем, что здоровье школьника зависит не только от соблюдения санитарно-гигиенических норм и снижения учебной нагрузки, но и от эффективности организации образовательного процесса и характера взаимоотношений на уроке.

Поэтому, в этом учебном году мы много внимания уделяем именно этому направлению. Данный блок включает лекции, методические семинары, интерактивное обучение учителей по следующим проблемам: «Условия формирования здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении»; «Дифференцированный подход и применение индивидуальных коррекционных педагогических методов обучения»; «Формирование творческого потенциала учителя в процессе здоровьесберегающего обучения и воспитания школьников»; «Валеологические здоровьесберегающие технологии»; «Школьный стресс: конструктивные пути решения». Привлечение педагогов и родителей к совместной работе по проведению спортивных соревнований, дней здоровья, занятий по профилактике вредных привычек.

6.Профилактика и динамическое наблюдение за состоянием здоровья. До включения школы в пилотный проект по здоровьесбережению, мы использовали рекомендованные и утверждённые методы профилактики заболеваний, не требующие постоянного наблюдения врача – витаминизация, профилактика нарушений осанки, зрения и т.д. Поставка в школу аппаратно-программного комплекса «АРМИС» позволила привлечь медицинских работников к оценке функционального состояния ребенка.

Никому не нужно доказывать, что вопрос здоровья очень важен. Он стар как мир, но остается актуальным и современным во все времена. Конечно, нации нужны образованные, воспитанные, культурные люди, но главное, и с этим вряд ли можно спорить, нации нужны люди здоровые.

Воспитание ценностного отношения к здоровью это длительный и последовательный процесс, включающий в себя комплекс общешкольных, внеклассных и внешкольных мероприятий, направленных на формирование у детей устойчивой активной здоровьесберегающей жизненной позиции. В этом мы видим основную задачу школы.



Литература:

  1. М.М.Безруких. Здоровьесберегающая школа. – М., 2004.

  2. М.М.Безруких. Школа – зона риска // Начальная школа. - 2000. – №6.

  3. М. Ермакова Здоровьесбережение учащихся в образовательной среде школы. Опыт теоретического и экспериментального исследования. – М., 2012.

  4. Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы / Под ред. И.В. Дубровиной. — 4-е изд. — Екатеринбург: Деловая книга, 2000.










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Завучу

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Шевченко Наталья Николаевна

Дата: 12.06.2014

Номер свидетельства: 102728


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства