Просмотр содержимого документа
«Клиповое мышление как стимул обновления педагогической практики»
КЛИПОВОЕ МЫШЛЕНИЕ
КАК СТИМУЛ ОБНОВЛЕНИЯ
ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ
(Выступление на педсовете)
Сегодня педагогов во всём мире тревожит то, что дети в школе упрощают усвоение материала до такой степени, что игнорируют его глубину, а значит, теряют способность к анализу полученной информации и выстраиванию длинных логических цепочек. У них отсутствует способность к длительной концентрации, поэтому они просматривают материал крайне невнимательно, оставляя в памяти лишь обрывистые поверхностные знания, которые сохраняются ненадолго. Школьники к минимуму сводят речь, заменяя её символами, рисунками, намёками, а отсюда и языковой минимализм, речевая бедность, отсутствие способности связывать одно суждение с другим. При выполнении домашних заданий они стараются воспользоваться всевозможными дайджестами, готовыми сочинениями, решебниками. Мозг ребёнка очень быстро меняется, а платой за это становятся рассеянность, гиперактивность, дефицит внимания и предпочтение визуальных символов логике и углублению в текст.
Ускорение темпов жизни и напрямую связанное с ним возрастание информационного потока порождает проблематику отбора и сокращения информации, выделения главного и фильтрации лишнего. Дети, изменяясь адекватно окружающему миру, стали иначе мыслить и говорить. Традиционное для старшего поколения понятийное мышление, отличающееся глубиной, логичностью, последовательностью, опорой на речь, сменяется мышлением нового типа, называемом в современной психологии и педагогике «клиповым». Об этом пишут известные учёные Рада Михайловна Грановская, доктор психологических наук Санкт-Петербургского государственного университета, в статье «Люди с «клиповым мышлением» элитой не станут», Лысиченкова Светлана Алексеевна в статье «Влияние особенностей «клипового мышления современных школьников на их познавательную мотивацию». Леонид Ястребов, кандидат физ.-мат. наук, бывший преподаватель физики и экс-директор Московского центра интернет-образования, считает, что в школах примерно 80% клиповомыслящих детей. И это не только проблема российских школьников. Клиповое мышление — это общая проблема, которую стали отмечать в разных странах уже с начала 90-х годов ХХ века.
Слово «сlip» в переводе с английского обозначает «стрижка, нарезка».
Клиповое мышление - это тип мышления, при котором человек мыслит не понятиями и образами, а ситуациями, картинками и эмоциями. Молодежь предпочитает способ быстрого облегченного усвоения гигантского объема информации, потому что она не знает, как иначе противостоять информационным цунами. Отсюда – поверхностность и абсолютное непонимание, что такое глубокое и полноценное знание. Нужно отметить, что при постоянном использовании вторичной информации у учеников снижается способность к творчеству. А ведь творчество - деятельность, порождающая нечто качественно новое. Ребенок перестаёт стремиться к созидательности творчества, лишь перерабатывая то, что уже существует, и по-разному комбинируя фрагменты готовой информации.
Специалисты считают, что люди с клиповым мышлением не рождаются. Оно формируется в процессе систематического просмотра коротких видеороликов, не связанных между собой телевизионных новостных материалов, беглого восприятия заголовков, пролистывания ленты друзей в социальных сетях, чтения кратких пересказов литературных произведений и прочих феноменов, связанных с быстрым поверхностным потреблением информации в условиях нехватки времени.
Современные ученики – это отражение всех перемен, произошедших в стране и мире за последние десятилетия.
Неудивительно, что для современного подростка осилить что-либо из классической литературы 19-20 веков – уже сверхзадача. Безусловно, среди учеников есть исключения, то есть те, кто все же противостоит мозаично-клиповой эпидемии. Однако, таких детей мало, фактически единицы в общей массе обучающихся.
Обладатели клипового мышления неспособны вдумчиво, глубоко анализировать учебный материал,понимать авторский замысел художественного произведения, поскольку образы не «задерживаются» в их головах надолго. Они стремительно забывают то, чему их обучали, потому что им необходимо постоянное изменение «картинок», а иначе им просто становится скучно и неинтересно. Познавательную активность сегодняшних учеников условно можно назвать «латентной».
Но есть и достоинство «клипового восприятия» – большая скорость обработки информации. Так, в современном мире быстроменяющейся информацииклиповое мышление обеспечивает защиту мозга от информационных перегрузок. Умение быстропереключиться с одного источника на другой позволяет не перегружать мозг ненужной информацией. Быстрая реакция позволяет легко включаться в работу, осваивать новый материал, эффективнее реагировать и подстраиваться под любые изменения. Многозадачностьпозволяет школьнику одновременно слушать музыку, общаться в чате, бродить по сети, редактировать фотографии и при этом делать уроки. Таким образом, клиповое мышление» можно рассматривать как защитную реакцию организма на информационную перегрузку, а значит нам, педагогам, просто необходимо учитывать эту особенность при обучении детей сегодня.
Психоаналитик Александра Гибинска считает, что клиповое мышление — это не болезнь, а своего рода защитный механизм, позволяющий справляться с мощным потоком информации, в котором находится современный человек вообще и ребенок в частности. И тут можно ругать ребенка сколько угодно, только мышление от этого лучше не станет, и думать по-другому ребенок не сможет, пока мы его не научим мыслить правильно.
Сегодня на наших глазах начинает исполняться пророчество канадского философа Маршалла Маклюэна (1911 – 1980) о том, что развитие электронных средств коммуникации вернет человеческое мышление к дотекстовой эпохе, и линейная последовательность знаков перестанет быть базой нашей культуры.
Хорошо ли клиповое мышление или нет — вопрос, пожалуй, философский, считает Михаил Пекар, старший вице-президент по образовательным программам MAXIMUM, и советует практикам от образования принимать его существование как факт, учитывать в работе эту особенность современных учеников.
Проблема учителя, по мнению Леонида Ястребова, в том, что в школах клиповомыслящих детей учат педагоги, обучавшиеся в рамках текстовой культуры и обученные учить именно по этим методикам.
Леонид Ястребов также считает, что бороться с клиповым мышлением бессмысленно.
Задачей педагогов является не борьба с клиповым мышлением учеников, а умение приспособить его к изменившимся условиям и использовать для учебного процесса. Параллельно с изменением условий обучения должен меняться и его стиль — от традиционного, монологического, авторитарного — к обучению в деятельности, адекватной особенностям мышления современных школьников.
Какие же особенности клипового мышления необходимо учитывать педагогам при моделировании уроков? Носители клипового мышления не воспринимают однородную (по содержанию) и одностильную (по способу предъявления) информацию. Они требуют краткости, образности, фрагментарности информации, частой смены её источников и видов деятельности.
На первый план следует выдвигать развивающую функцию обучения, в большей степени обеспечивающую становление личности ученика, раскрытие его индивидуальных способностей, развитие умственной, творческой и социальной активности, а самое главное его мыслительных процессов.
Не следует отрицать эффективности клипового мышления для выживания и социальной адаптации, но при этом учащиеся должны уметь систематизировать информацию, анализировать её, использовать для принятия обоснованных решений с опорой на имеющиеся знания как самостоятельно, так и в социальной группе. Таким образом, особенности клипового мышления определяют векторы обучения (чему учить):
- развитие понятийного мышления (системная работа с информацией, установление причинно-следственных связей внутри объектов, явлений и между ними);
- развитие памяти (перевод в долговременную память базовой информации).
Важным аспектом любого учебного занятия является отбор информации. Максимально эффективно усваивается информация, которая:
- находится в зоне актуальности (то есть согласуется с текущими, осознаваемыми потребностями и интересами человека);
- подаётся в контексте происходящего в окружающем ребёнка мире, сочетается с текущей ситуацией, с известной информацией;
- затрагивает чувства конкретного человека (что требует формирования личностного отношения к информации);
- активно проводится через разные каналы восприятия (что определяет необходимость использования комплекса разнообразных приёмов организации образовательной деятельности обучающихся);
- является базовой для принятия решения (то есть требует разработки заданий по практическому использованию информации);
- транслируется другому человеку в процессе вербального общения.
Главным вопросом для педагога является вопрос «как учить?». В целом ответ очевиден — учить следует с опорой на особенности господствующего у школьников клипового мышления. Рассмотрим основные особенности приёмов организации образовательной деятельности обучающихся, направленные на развитие понятийного мышления, в зависимости от характерных черт клипового мышления.
Еще в XX веке Л.С. Выготский, Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов предложили педагогам развивающее обучение. Организация учебного процесса в данном случае осуществляется в логике учебно-поисковой деятельности в режиме диалога. Мастерство педагога заключается в умении создать учебную ситуацию, при которой у школьника проявляется потребность в изучении материала, и в этих условиях организовать деятельность школьников по самостоятельному добыванию знаний. На современном этапе необходимо совместить основу развивающего обучения и клиповое мышление школьников так, чтобы клиповость не была преобладающей в образовательном процессе. Этому будет способствовать технология дифференцированного обучения, которая предоставляет шанс каждому ученику развивать свои потенциальные способности. Технология проблемного обучения предполагает организацию под руководством учителя самостоятельной поисковой деятельности школьника по решению учебных проблем. В ходе урока ученик должен не только увидеть проблему, но и определить пути её решения пошагово, в удобном для него темпе и опираясь на материал, который преподносится образно, ярко, интересно. Информационно-коммуникационные технологии обеспечивают повышение эффективности учебного процесса, а также участие в исследовательских проектах, телеконференциях, дискуссиях. Совокупностью технологий, одновременно использующих несколько информационных средств, являются мультимедиа. Технология критического мышления содержит оригинальные методы и средства выбора и обработки информации, умения критически ее оценить, осмыслить, применить. Кейс-технология - интерактивная технология для краткосрочного обучения на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у школьников новых качеств и умений. Одной из важнейших характеристик кейс-метода является умение воспользоваться теорией, обращение к фактическому материалу. Успешно применяется для профилактики развития клипового мышления технология ТРИЗ (теория решения изобретательских задач). ТРИЗ представляет собой обобщенный в абстрактной форме опыт изобретательства, помогающий школьнику уйти от клипового мышления и раскрыть свой творческий потенциал.
Глубоко и последовательно мыслить учат также такие активные методы обучения, как: дискуссия; мозговой штурм; дебаты; форум; круглый стол. Но, учитывая особенности феномена «клиповое» мышление, необходимо как в вышеперечисленных активных методах обучения, так и в традиционных методах видоизменить формат изложения, по-новому структурировать информацию. Приоритетными становятся яркие, четкие, наглядные, образные, запоминающиеся формулировки.
Одним из самых универсальных и простых приемов повышения эффективности умственной деятельности с применением образов - это интеллектуальные карты. Метод интеллектуальных карт в своей книге «Работай головой» популярно описал известный психолог Тони Бьюзен, который, занимаясь с неуспевающими школьниками, смог превратить процесс обучения в увлекательное и очень эффективное занятие. Интеллектуальные карты могут использоваться для: запоминания; упорядочивания и систематизации информации; планирования деятельности; подготовки к выступлениям; поиска решений в сложной ситуации; рассмотрения различных вариантов решения задач. Об использовании интеллектуальных карт на уроках математики расскажет в своём выступлении Савина Татьяна Петровна.
Деятельность педагога должна строиться с использованием выше названных технологий, форм, методов и приемов, направленных на развитие понятийного мышления, в зависимости от характерных черт клипового мышления.
Рассмотрим основные формы, методы и приемы, которые разработал кандидат педагогических наук Ривкин Евгений Юрьевич.
Принимая во внимание такую характерную особенность клипового мышления школьников как фрагментарность, готовность к высокой скорости получения информации педагог должен использовать разнообразные приемы организации образовательной деятельности обучающихся, часто сменяя виды деятельности и источники информации.
Предлагаемые приемы:
Быстрые ответы на серию вопросов, имеющих разную конструкцию.
Заполнение фактических, смысловых, логических пробелов в изученном понятии, явлении из разных источников информации. Блочное изучение материала (модули, страты).
Выделение (подчеркивание, закрашивание) логических частей (понятий, примеров) в тексте.
Сокращение текста, выделение главного.
Следующей характерной чертой клипового мышления Ривкин Е.Ю. выделил образность и предложил использовать эту особенность для создания образов понятий, изучаемых объектов, процессов и явлений.
Приемы:
Иллюстрирование текстовых источников.
Визуализация понятий.
Использование художественной литературы.
Создание слайд-презентаций, кинофрагментов и т.п. визуальных рядов.
Создание схем и др. графических образов.
Еще одной характерной чертой клипового мышления является многоканальность восприятия окружающего мира, готовность к обработке разнообразной информации. В связи с чем в образовательном процессе необходима частая смена источников информации.
Рекомендуемые приемы:
Трансформация образов: художественные – схематические – звуковые – текстовые. Основывается на изучение особенностей изучаемого понятия (явления, процесса) с использованием различных органов чувств и способов передачи информации.
Создание зрительной опоры (опорного конспекта) на основании различных источников информации и обязательного устного рассказа с ее использованием.
Характеристика понятия на основе различных источников информации.
Изучение одного понятия с позиций разных наук.
Использование приемов кинестетического характера.
Важно использовать и такую черту клипового мышления как эмоциональность.
К приемам обучения с опорой на эмоции можно отнести:
Формирование личного эмоционального отношения к изучаемому содержанию.
Опора на жизненный опыт.
Приемы игры и соревнования.
Поиск и решение противоречий.
Творческие формы выражения мыслей и отношения.
Мотивация на практическую значимость изучаемого содержания, осваиваемого способа деятельности использует еще одну особенность клипового мышления – рациональность.
В этом случае можно использовать приемы:
Поиск доказательств необходимости изучаемого содержания лично для обучающегося.
Организация сопутствующего повторения как опоры для освоения нового.
Потребность в новизне также отмечается как характерная черта клипового мышления, что предполагает создание нового для обучающегося образовательного продукта.
Рекомендуемые приемы:
Введение достаточно большого объема нового материала в короткий промежуток времени с его последующим углублением, систематизацией и демонстрацией новых сторон (свойств, особенностей).
Создание творческого продукта, проектная деятельность.
Данные приемы соответствуют требованиям системно-деятельностного подхода, являющегося методологической основой новых ФГОС. Таким образом, использование педагогами разнообразных приемов организации образовательной деятельности обучающихся, направленных как на освоение предметного содержания, так и метапредметных компетенций (общеучебных умений, универсальных способов образовательной деятельности) призвано обеспечить эффективность образовательного процесса вне зависимости от господствующего стиля мышления обучающихся.
Педагогам в современной школе не рекомендуется бороться с клиповым мышлением, а использовать его особенности для процесса обучения. При этом рекомендуется учитывать следующие аспекты:
1. Дети не виноваты, что они не любят читать книги.
2. Клиповое мышление школьников – не их вина, это их реальность.
3. Невысокий уровень обученности учащихся связан не с тем, что школа плохая, а учителя непрофессиональные, а с тем, что материал в школе построен по линейному принципу. Вот и возникает разрыв между требованиями и желаниями.
4. Те ученики, которые по каким-то причинам не перестроились на клиповое мышление, учатся успешно в технических учебных заведениях, где преобладает линейное обучение.
5. Обладатели клипового мышления оказываются перед трудностями, изучая точные предметы, которые неизбежно построены по линейному принципу: каждое новое понятие основано на предыдущем материале. Все понятия вместе требуют системного подхода. В силу клипового мышления ученики даже не понимают, чего от них хотят.
6. Нужны новые подходы для того, чтобы педагоги могли учить обладателей клипового мышления. Для этого требуются специальные исследования и разработки методики и дидактики, помогающие детям освоить приемы системного мышления, умения думать абстрактно.
Клиповое мышление — это особенность мышления современного человека, и задача педагога заключается в том, чтобы помочь ребенку научиться мыслить полноценно.
Учителям необходимо искать новые подходы к решению проблем обучения молодого поколения. Эти подходы могут опираться на разработанные рекомендации по разрушению клипового мышления, которые включают:
специальные тренинги по концентрации внимания (таблицы для чтения и математики, отгадывания загадок, и т.п.);
чтение художественной литературы и обсуждение прочитанного;
ограничение доступа к Интернету и другим средствам массовой информации;
включение в учебный процесс элементов «клиповой» подачи информации, т.е. исключить монотонность, менять формы восприятия, заставлять слушать, писать, смотреть, использовать наглядный материал, приводить примеры применения получаемых знаний;
упрощение изучаемого материала (разбивание его на блоки);
многократное повторение изученного материала.
Нужно учитывать, что учреждения образования не только готовят к будущей жизни современных школьников, но и помогают жить в реальной действительности. Педагогам следует направить свои усилия не на борьбу с новым явлением, используя привычные средства и методы, а на развитие знающего, быстро думающего и хорошо говорящего человека сегодняшнего дня. Таким образом, педагогическая деятельность может быть эффективной, если она обеспечивает свое обновление и саморазвитие, исходя из реалий современного мира.
Решение педсовета:
Педагогам лицея на своих уроках применять разнообразные формы, методы и приемы организации образовательной деятельности обучающихся с учётом характерных черт клипового мышления.
Психологу лицея провести в классных коллективах специальные тренинги с целью обучения школьников концентрации внимания и способам анализа поступающей информации.
Классным руководителям провести консультативные беседы с родителями «Как гармонично воспитать ребенка в информационный век».