Просмотр содержимого документа
««ИКТ-компетентность как профессиональная характеристика современного педагога»»
РЕФЕРАТ
на тему: «ИКТ-компетентность как профессиональная характеристика современного педагога»
ВЫПОЛНИЛА: Фриде Ольга Леонидовна
МОУ «Песчанская СОШ»
Заместитель директора по УР
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………………...3
1 Понятие и основные аспекты ИКТ-компетентности педагога………………5
2 Значение ИКТ-компетентности современных педагогов…………………….7
3 Этапы повышения квалификации педагогов в области ИКТ……………….10
4 ИКТ – компетентность педагога на примере Песчанской школы…………13
Заключение……………………………………………………………………….14
Список использованной литературы…………………………………………...15
ВВЕДЕНИЕ
Тема данной работы актуальна в настоящее время, так как изменения в системе отечественного образования на современном этапе общества тесно связаны с переходом к информационному обществу, для которого характерно активное освоение новых информационных и коммуникационных технологий. Успешность процесса информатизации образования во многом определяется уровнем профессиональной компетентности педагогических кадров в области ИКТ, в этой связи подготовка и переподготовка преподавателей, способных использовать в учебном процессе новейшие информационные технологии, становится актуальной на всех уровнях системы профессионального образования. Модернизация системы образования предъявляет повышенные требования к профессиональной компетентности преподавателей, которая в настоящее время предполагает обладание и информационно-коммуникационной компетенцией.
Давая общую предварительную оценку состоянию проблемы, следует отметить, что в настоящее время достаточно много работ посвящено данной тематике, вместе с тем, педагогических исследований, отражающих формирование информационно-коммуникационной компетенции преподавателей.
Проблема исследования состоит в разрешении противоречий между:
-нарастающими темпами информатизации общества и практикой информатизации общеобразовательных учреждений;
-объективной необходимостью формирования ИКТ-компетенции преподавателей специальных дисциплин и отсутствием соответствием системы их подготовки.
Цель исследования: обосновать актуальность процесса формирования ИКТ-компетенции преподавателей. В соответствии с поставленной целью можно сформулировать и конкретные задачи работы:
определить сущность понятия «ИКТ-компетенция»;
выявить значение ИКТ - компетенции для современных педагогов;
определить основные этапы в повышении квалификации в области ИКТ;
рассмотреть использование ИКТ – компетенций на примере своей школы.
Практическая значимость данной работы обусловлена тем, что содержащиеся в работе теоретические положения и практические материалы, могут быть использованы в деятельности педагогов образовательных учреждений при формировании своей информационно – коммуникационной культуры.
1 ПОНЯТИЕ И ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА
В начале третьего тысячелетия информационные технологии пронизывают все сферы жизни. Совсем скоро человек, не владеющий ими хотя бы в минимальных объемах, будет считаться профессионально непригодным к любому виду деятельности.
Применение информационно–коммуникативных технологий в преподавании предмета стало необходимо.
ИКТ-компетентность (информационно - коммуникативная компетентность) учителя – это комплексное понятие.
Его понимают как «целенаправленное, эффективное применение технических знаний и умений в реальной образовательной деятельности. ИКТ-компетентность учителя является оставляющей профессиональной компетентности учителя» [4; с.65].
Выделяют три основные аспекта ИКТ- компетентности:
- наличие достаточно высокого уровня функциональной грамотности в сфере ИКТ;
- эффективное, обоснованное применение ИКТ в образовательной деятельности для решения профессиональных задач;
- понимание ИКТ как основы новой парадигмы в образовании, направленной на развитие учащихся как субъектов информационного общества, способных к созданию новых знаний, умеющих оперировать массивами информации для получения нового интеллектуального и/или деятельностного результата.
ИКТ-компетентность учителей и применение ИКТ в образовательном процессе возникает с появлением нового педагогического функционала и/или c целью достижения новых образовательных результатов в рамках модернизации российской системы образования.
ИКТ-компетентность учителя должна обеспечивать реализацию:
- новых целей образования;
- новых форм организации образовательного процесса;
- нового содержания образовательной деятельности [5; с.122].
ИКТ-компетентность учителя представлена на Рисунке 1.
Рис. 1 - ИКТ-компетентность учителя
ИКТ-грамотность и ИКТ-компетентность учителя-это разные понятия.
ИКТ-грамотность – знания о том, что из себя представляет персональный компьютер, программные продукты, каковы их функции и возможности, это умение «нажимать на нужные кнопки», знание о существовании компьютерных сетей (в том числе Интернет) [2; с.77].
ИКТ-компетентность – не только использование различных информационных инструментов, но и эффективное применение их в педагогической деятельности.
2 ЗНАЧЕНИЕ ИКТ – КОМПЕТЕНТНОСТИ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГОВ
Внедрение в учебный процесс современных информационно-коммуникативных технологий обеспечивает единство образовательных, развивающих и воспитательных функций обучения. В нынешних условиях передача подрастающему поколению механической суммы знаний уже не является залогом его успешной интеграции в социум.
Главными факторами для построения социальной карьеры и развития общества в целом становятся умения ориентироваться в море информации и способность принимать правильные решения на основании данных из различных источников [1; с.87]. А развитие навыков грамотного использования информации – одна из первостепенных задач школьного образования.
Включение ИКТ в учебный процесс позволяет учителю организовать разные формы учебно-познавательной деятельности на уроках и сделать активной и целенаправленной самостоятельную работу учащихся, что способствует повышению качества учебного материала и усилению образовательных эффектов. Появившиеся возможности с приходом техники в образовательный процесс, позволяют учителю сделать уроки более интересными, наглядными не только с помощью готовых мультимедийных продуктов, но и за счет своих собственных электронных приложений к урокам. Главное преимущество применения информационных технологий – это возможность от заучивания учебного материала перейти к его пониманию.
Система обучения с использованием ИКТ и Интернет–технологий имеет ряд преимуществ:
- способствует индивидуализации учебной деятельности (дифференциация темпа обучения, трудности учебных заданий;
- развивает у учащихся продуктивные, творческие функции мышления, интеллектуальные способности, формирует операционный стиль мышления;
- повышает оперативность и объективность контроля и оценки результатов обучения;
- гарантирует непрерывную связь в отношениях «учитель – ученик»;
- повышает мотивацию учения [4; с.52].
Информационная культура личности – одна из составляющих общей культуры человека; совокупность информационного мировоззрения, системы знаний и умений, обеспечивающих целее направленную самостоятельную деятельность по оптимальному удовлетворению индивидуальных информационных потребностей с использованием как традиционных, так и новых информационных технологий. Основными компонентами информационной культуры личности являются: информационное мировоззрение, информационная грамотность и информационная компетентность. Поэтому к индикаторам информационной культуры педагога следует отнести:
владение традиционными и электронными способами поиска, обработки, представления, управления и хранения информации;
умение работать с большим объемом сведений, основными типами документов, видами изданий в области образования;
знание методов аналитико-синтетической обработки документов и использование их в работе;
умение осмыслить и сохранить полученную и переработанную информацию, а при необходимости передать ее для коллективного использования;
навыки работы на персональном компьютере;
знание основных принципов обмена информацией (на конференциях, семинарах, «круглых столах» и пр.) и применение их в профессиональной коммуникации и информационном обмене;
умение формировать у ученика необходимый уровень информированности в изучаемой области;
способность планировать свою педагогическую деятельность, профессионально перестраиваться и реализовывать свою образовательную траекторию развития [3; с.66].
Эффективная организация информационного образования возможна лишь при соблюдении принципов культурологического, системного, деятельностного и технологического подходов.
3 ЭТАПЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГОВ В ОБЛАСТИ ИКТ
Повышение квалификации современных педагогов в области ИКТ проходит в несколько этапов.
Первым этапом в повышении квалификации преподавателей в области ИКТ может выступить «адаптационный период». Практика показывает, что на этом этапе возникают проблемы, связанные с освоением клавиатуры и мыши – страх слишком сильно или слишком слабо дотронуться до клавиш компьютера и т.д. На этапе адаптации к компьютеру были использованы такие программные средства, как «клавиатурный тренажер» и графический редактор «Paint», позволяющие быстро увидеть результат освоения техники работы с клавиатурой и мышью.
Вторым этапом является собственно повышение квалификации в области ИКТ на курсах, где подбор индивидуальной образовательной траектории осуществляется исходя из когнитивного стиля обучаемого.
Когнитивные стили определяются, в первую очередь, мотивацией к повышению квалификации и социальными потребностями. Преподаватели, обладающие консервативным когнитивным стилем, скептически относятся к приобретению новых знаний, считая, что багажа профессиональных знаний, проверенных временем и успешной профессиональной деятельностью вполне достаточно. Мотивацией к овладению ИКТ служит лишь необходимость в подтверждении высокого уровня профессионализма, одним из критериев которого сегодня является информационно-технологическая компетентность.
Консервативно-прогрессивный (переходный) когнитивный стиль присущ преподавателям, которые в силу необходимости готовы к получению новых знаний, но особой инициативы в самообразовании не проявляют. Мотивацией к повышению квалификации часто служит сравнение собственной компетентности с компетентностью коллег или даже учеников. Основной социальной потребностью является сознание собственного достоинства.
Совершенствование процесса обучения за счет новых средств ИКТ влечет за собой повышение уровня информационной компетентности, прежде всего самого учителя, так как кардинально изменяются условия деятельности самих педагогов.
Учителю необходимо внедрять на уроках готовые цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) и создавать свои материалы к урокам в виде презентаций. И в этом случае учитель уже формирует собственную методическую базу, которая будет пополняться и совершенствоваться с каждым годом работы.
Но для этого учителю-предметнику необходимо уметь пользоваться ресурсами Интернета: поиск необходимой информации к уроку или внеурочному мероприятию; создание электронного почтового ящика, что необходимо для участия в семинарах, дистанционных курсах, форумах, для регистрации на полезных для себя сайтах. Всё это, безусловно, является новым этапом формирования его информационно-коммуникационной культуры.
Анализ составляющих информационно – коммуникационной культуры педагога свидетельствует о том, что она не сводится к знаниям и умениям работать с компьютером, но и предполагает известную компетентность учителя в области дидактики и теории воспитания, благодаря которой учитель окажется способным реализовать развивающую и воспитывающую функции обучения.
Информационная компетентность проявляется:
в знании аналитических методов обработки информации;
в конкретных навыках по использованию различных технических устройств – от телефона до персонального компьютера и компьютерных сетей;
в умении использовать и извлекать информацию из различных источников, представлять в понятном виде и эффективно работать с ее различными видами;
в способности всесторонне использовать в своей работе ИКТ, создавая новые источники информации;
в создании условий для формирования информационной компетенции учащихся школы [5; с.65].
Компетентность проявляется не только в реализации своих знаний и творческом подходе, но и в умении представить их на любом уровне. Это могут открытые уроки, мероприятия, мастер – классы с применением компьютерных технологий и, конечно, публикации своих материалов на страницах в Интернете. И здесь следующим этапом в формировании информационно – коммуникационной культуры педагога может быть создание персонального сайта с последующим обменом опыта в педагогической работе.
4 ИКТ – КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА НА ПРИМЕРЕ ПЕСЧАНСКОЙ ШКОЛЫ
Все учителя нашей школы применяют презентации в процессе обучения. На уроках используются на различных этапах урока используются подготовленные с учетом определенных требований мультимедийные презентации материала. При такой организации работы: 1) здоровью учеников ничто не угрожает; 2) привлекается и фокусируется внимание всей группы учащихся; 3) сохраняется возможность повтора демонстрируемого материала. На уроках также используются электронные физминутки. Анимационная физминутка способна отвлечь ребёнка, переключить его внимание, снять усталость, восстановить силы и даже обучить основам здоровой жизни.
При подготовке к урокам также используют различные ресурсы интернета, используется как готовые презентации, так и создаются собственные.
Для повышения своей профессиональной компетенции наши учителя не только обучаются на очных курсах, а также и дистанционных с применением ИКТ – технологий; участвуют в интернет- конкурсах, принимают участие в работе различных интернет - сообществ, в обсуждении различных материалов; публикуют собственные разработки уроков, внеклассных мероприятий.
Кроме этого педагоги нашей школы создают сайты, размещают на них свои материалы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключение сказанного можно подвести итоги, сформулировать выводы.
Информационная культура преподавателя – это компонент его общей педагогической культуры, важнейший показатель его профессионального мастерства и соответствия мировым стандартам в сфере образования.
Современный педагог должен постоянно самосовершенствоваться в области информационно - коммуникационных технологий. Темпы информатизации общества велики по сравнению с практикой информатизации ОУ. Интернет в каждой школе и предлагаемые курсы повышения квалификации дают хорошую опору учителю.
Таким образом, процесс формирования информационно-коммуникационной культуры включает в себя следующие этапы:
1) Адаптационный период: освоение клавиатуры и мыши. Простейшие навыки работы на ПК.
2) Повышение квалификации в области ИКТ через курсы.
3) Внедрение ИКТ на уроках: использование готового материала.
4) Создание собственного электронного материала к уроку;
формирование собственной методической базы.
5) Освоение ресурсов Интернета.
6) Разработка новых необходимых электронных материалов для систематизации своей деятельности, обмена опытом (Журналы, сайты, программы и т.п.).
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Басурматорова, Л.А., Хуснутдинова, Л.С. Роль ИКТ - компететности учителей - предметников в образовательном процессе [Электронный ресурс]: Информационные технологии в образовании / Л. А. Басурматорова., Л. С. Хуснутдинова - Электрон. дан. - М.: Изд-во ИТО - Томск, 2009. - Режим доступа: http://ito.edu.ru/2009/Tomsk/IV/IV-0-116.html.
Иванов, Д. Компетентности и компетентностный подход в современном образовании [Текст] / Д. Иванов. - М.: Чистые пруды, 2011. -32с.
Коваленко, М.И. Обучение информационным технологиям работников образования старшего возраста [Текст] / М.И. Коваленко // Материалы международной научно-методической конференции «Информатизация образования. - Тула, Изд-во ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2010. - С.66-70.
Коваленко, М.И. О повышении квалификации преподавателей сельских школ в области ИКТ [Текст] / М.И. Коваленко //Педагогическая информатика. – 2012. - №4. - С.44-49.