kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Гражданско-патриотическое воспитание

Нажмите, чтобы узнать подробности

Воспитание патриота и гражданина страны – одно из главных условий национального возрождения страны. Формирование у молодежи таких качеств, как гражданственность, духовность, уважение к правам и свободам человека, любовь к Родине, семье, является одним из основополагающих принципов государственной политики в области образования, закрепленных в Законе “Об образовании” Российской Федерации, принятый Государственной Думой от 21.12.1212.

Патриотическое воспитание – это скоординированный совместный процесс деятельности государственных и общественных организаций по формированию у граждан высокого патриотического долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины, развитие у подрастающего поколения важнейших духовно-нравственных качеств – любви к Родине, уважение к законности и правопорядку, ответственности за выполнение конституционного долга и обязанности по защите Отечества

В контексте реализации ФГОСа, принятого Министерством Образования и науки РФ от 17.12.1210, это приоритетное направление сегодня является актуальным.

        Предложенный проект гражданско-патриотического воспитания,  разработанный в соответствии с концепцией Государственной программы "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 - 2015 годы",  Республиканской целевой программы «Патриотическое воспитание детей и молодежи Республики Татарстан на 2011-2013 годы» (ПКМ РТ от 17.03.2011г. №204), приказа Управления образования г. Казани «О подготовке мероприятий, посвященных празднованию 70-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов» от 31.10.2013 г., программы патриотического воспитания учащихся в общеобразовательных учреждениях Авиастроительного и Ново-Савиновского районов г. Казани к 70-летию Великой Отечественной войне 1941-1945 гг в гимназии разработана своя программа Патриотического воспитания  учащихся на 2013-2015 гг.,  определены стартовые задания по программе «Мы россияне» на 2013-2014, 2014-2015 г.г.

Просмотр содержимого документа
«Гражданско-патриотическое воспитание »













«Гражданско-патриотическое воспитание

обучающихся в МАОУ «Гимназия №37 Авиастроительного района г. Казани : к 70 летию Победы.»

(в рамках реализации программы «Мы россияне»







Автор проекта:

Копылова В.К.











Казань – 2015



Оглавление

1. ВВЕДЕНИЕ

-Пояснительная записка

-Анализ ситуации

2. Актуальность проекта


3. Цель и задачи проекта

Целевая группа проекта

Объект исследования

Предмет исследования


4. Проектное решение


5. Жизненный цикл и этапы реализации проекта

Сроки реализации проекта

Этапы реализации проекта


ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1.1.Основные направления работы УДО по гражданско-патриотическому воспитанию

1.2.Основные направления реализации проекта

1.3. Основное содержание деятельности проекта

1.4. Программы и формы реализации проекта

2. Ожидаемые результаты, их социальная и воспитательная значимость

2.1.Результат реализации проекта на уровне образовательного учреждения

2.2.Результат реализации проекта на уровне развития личности обучающегося

3. Условия реализации проекта

3.1. Педагогические условия реализации проекта

3.2. Методические условия реализации проекта

4. Механизм реализации проекта

5. Оценка эффективности реализации проекта

5.1. Качественные параметры

5.2. Количественные параметры

6. Система мероприятий по реализации проекта

7. Основные критерии и показатели эффективности реализации проекта



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Глоссарий

Приложения

Список литературы и использованных источников

1.ВВЕДЕНИЕ

Пояснительная записка

Воспитание патриота и гражданина страны – одно из главных условий национального возрождения страны. Формирование у молодежи таких качеств, как гражданственность, духовность, уважение к правам и свободам человека, любовь к Родине, семье, является одним из основополагающих принципов государственной политики в области образования, закрепленных в Законе “Об образовании” Российской Федерации, принятый Государственной Думой от 21.12.1212.

Патриотическое воспитание – это скоординированный совместный процесс деятельности государственных и общественных организаций по формированию у граждан высокого патриотического долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины, развитие у подрастающего поколения важнейших духовно-нравственных качеств – любви к Родине, уважение к законности и правопорядку, ответственности за выполнение конституционного долга и обязанности по защите Отечества

В контексте реализации ФГОСа, принятого Министерством Образования и науки РФ от 17.12.1210, это приоритетное направление сегодня является актуальным.

Предложенный проект гражданско-патриотического воспитания, разработанный в соответствии с концепцией Государственной программы "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 - 2015 годы", Республиканской целевой программы «Патриотическое воспитание детей и молодежи Республики Татарстан на 2011-2013 годы» (ПКМ РТ от 17.03.2011г. №204), приказа Управления образования г. Казани «О подготовке мероприятий, посвященных празднованию 70-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов» от 31.10.2013 г., программы патриотического воспитания учащихся в общеобразовательных учреждениях Авиастроительного и Ново-Савиновского районов г. Казани к 70-летию Великой Отечественной войне 1941-1945 гг в гимназии разработана своя программа Патриотического воспитания учащихся на 2013-2015 гг., определены стартовые задания по программе «Мы россияне» на 2013-2014, 2014-2015 г.г.

Духовно-нравственного развитие и воспитание личности гражданина России в свете последних событий в мире приобретает актуальное значение. Проект направлен на гражданско-патриотическое воспитание учащихся в МАОУ «Гимназия №37» Авиастроительного района г. Казани. Проект определяет содержание, основные пути развития гражданского и патриотического воспитания подрастающего поколения и представляет собой определённую систему организации патриотического воспитания.

Он опирается на принципы:

  • социальной активности,

  • индивидуализации,

  • мотивированности,

  • профориентации,

  • взаимодействия личности и коллектива,

  • развивающего воспитания,

  • единства образовательной и воспитательной среды.

К.Д Ушинский писал: «Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа».

Гражданско-патриотическое воспитание молодежи является исключительно важной частью воспитания подрастающего поколения. Это многоплановая, систематическая, целенаправленная и скоординированная деятельность государственных органов, общественных объединений и организаций по формированию у молодежи высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга, важнейших конституционных обязанностей по защите интересов общества.

Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где человек родился. Любимый край и есть исток, начало, откуда человек делает шаг в большой мир. Начинать этот процесс надо с детства, с самого доступного для детей – личности самого ребенка, жизни его семьи, знакомства с биографией родителей, бабушек. Дети начинают понимать связь времен, преемственность поколений, свою причастность к историческим событиям.

Только став патриотом своей малой Родины, своего края, можно стать гражданином России, освоить её огромную культуру и постичь выдающиеся ценности мировой цивилизации; подготовить себя физически здоровым, способным преодолевать жизненные трудности и ситуации.

Это направление является одним из приоритетных в работе МАОУ «Гимназия №37»

Анализ ситуации В настоящее время, к сожалению, приходится констатировать, что с развалом СССР (в 1990-е годы XX века) и исчезновением понятия «советский народ» опыт старших поколений для детей и подростков в некоторой мере обесценился. Зарубежные историки предпринимают попытки принизить вклад народов Советского Союза и советских Вооруженных Сил в разгром фашизма. В некоторой степени им это удается, на примере, в частности, Украины, где проснулось националистическое и неофашистское движение. Подрастающему поколению необходимо напомнить, что в ходе Второй мировой войны эта роль не ставилась под сомнение ни ведущими державами антигитлеровской коалиции, ни фашистскими организациями. 2. Актуальность проекта

Патриотизм определяет духовный и нравственный мир общества. Значение его особенно возрастает, когда объективные тенденции развития общества сопровождаются повышением напряженности жизни его граждан ( войны, конфликты, обострения кризисных явлений, дестабилизация и т. д.). Этап национального испытания, национального возрождения, выздоровления переживает ныне российское общество. На этом этапе идея патриотизма становится тем стержнем, вокруг которого формируются чувства, мнения, убеждения, позиции, стремления людей, их готовность способствовать к активным действиям на благо Отечества.

В канун 70-летия ПОБЕДЫ над фашисткой Германией, когда зарубежные историки и политические деятели принижают роль Советского Союза в разгроме фашизма в Европе, необходимость возрождения гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания является одной из приоритетных задач воспитательной работы. 3. Цели и задачи:

Цель проекта - воспитание гражданственности и патриотизма как общечеловеческих нравственно-этических категорий с помощью включения обучающихся в активную социально-значимую деятельность МАОУ «Гимназия №37».

Основные задачи:

1. Воспитание у подрастающего поколения патриотизма, интереса и уважения к историческому прошлому Родины, бережного отношения к традициям своего народа (с учетом требований ФГОС).

2. Знакомство детей и подростков с основными этапами и событиями ВОВ 1941-45 гг., примерами боевых и трудовых подвигов наших соотечественников.

3. Воспитание уважения к ветеранам ВОВ.

4.Обучение детей проектной, исследовательской, поисковой деятельности.

5.Сбор материалов и обработка методик, позволяющих повысить качество и эффективность воспитательной деятельности в МАОУ «Гимназия №37»

Целевая группа проекта - учащиеся 1-11 классов.

Школьный возраст – важный и трудный этап в жизни человека, который во многом определяет всю последующую жизнь: – это личностное самоопределение, т.е. умение обучающимся сделать выбор и нести за него ответственность.

Главная задача взрослых – способствовать становлению зрелой самостоятельности обучающихся.

Важно знать и учитывать психолого-возрастные особенности начального, среднего и старшего звена обучающихся, которые характеризуются:

  • проявлением центральных новообразований: абстрактное мышление; самосознание; половая идентификация; чувство “взрослости”, переоценка ценностей, автономная мораль, отчуждение как дисгармония взаимоотношений «родитель-педагог» и «педагог-подросток» в учебно-воспитательной деятельности;

  • возникновением в начале подросткового возраста сензитивного периода по отношению к закладыванию основ гипотетико-рассуждающего (абстрактно-логического) мышления.

  • ведущее значение для подростков имеет социально-значимая деятельность, средством реализации которой служит: учение (Л. И. Божович), общение (Д. Б. Эльконин), общественно-полезный труд (Д. И. Фельдштейн).

Образование тесно связано с организацией эффективного взаимодействия общественного сознания с формирующимся сознанием молодежи, характерными особенностями которого являются: способность быстро накапливать, суммировать, творчески перерабатывать знания, острота и непосредственность восприятия, критичность и активное усвоение социального опыта. К слабым местам молодежного сознания следует отнести недостаточный жизненный опыт, неустойчивость убеждений, излишний критицизм и максимализм, склонность к поспешным выводам, потерю связи с собственной родословной. Эффективность обучения и воспитания во многом зависят от того, насколько педагоги учитывают специфику индивидуального и коллективного сознания, культурное наследие с его опытом.

Объект исследования: Гражданско-патриотическое воспитание.



Предмет исследования: Проблемы формирования гражданско-патриотического воспитания детей и подростков.


4. Проектное решение (основные идеи проекта, отражающие его новизну)

  • отработать содержание деятельности и опробовать наиболее эффективные формы и методы воспитательного воздействия по программе «Мы россияне»

  • обогатить содержание гражданско- патриотического воспитания через участие в международных, всероссийских, региональных проектах;

  • расширять и укреплять связи с учреждениями культуры, спорта района, города;

  • вовлекать в систему гражданско- патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности;

  • активно участвовать в районных конкурсах, олимпиадах;

  • активно участвовать в региональных, городских и всероссийских конкурсах по гражданско- патриотическому воспитанию;

  • проводить мониторинг реализации проекта.

В настоящее время в МАОУ «Гимназия №37» работа по патриотическому воспитанию ведётся по следующим направлениям:

  • диагностика и мониторинг сформированности гражданственности у подростков;

  • Реализация программы «Мы россияне»

  • Научно- исследовательская деятельность учащихся на базе школьного историко-этнографического музея «Наследие времен»

  • Организация мероприятий внутри гимназии и активное участие в районных, городских, республиканских проектах по гражданско-патриотическому воспитании.

  • Проведение комплекса досуговых, социально-воспитательных, физкультурно-оздоровительных мероприятий совместно с КМЦ им, Гайдара, с национальным музеем РТ, с советом ветеранов КАПО им. С.П. Горбунова, КМПО, с работниками Авиастроительного и Ново-Савиновского военного коммисариата призванных обеспечить решение основных задач в области патриотического воспитания.

Поиск оптимальных условий формирования гражданственности школьников, позволяющих ощущать себя юридически, социально, нравственно и политически дееспособной личностью и вопросы технологии воспитания гражданственности стали предметом исследования многих ученых и практиков: А.В. Волохова, В.Н. Кочергина, М.И. Рожкова, И.И. Фришмана, С.Б.Цымбаленко, А.Я. Школьника.

Нами была применена диагностическая программа изучения уровней сформированности гражданственности у подростков. Измерялись следующие компоненты: гражданское самосознание, гражданский долг, гражданская ответственность, правовая культура, соблюдение законов государства, личная свобода, гражданское достоинство, гражданская активность, политическая культура, патриотизм и интернационализм. Используя методы собеседования, наблюдения и анкетирования классные руководители гимназии определили уровни сформированности гражданственности учащихся.

В исследовании принимали участие 4А, 5Б, 7Б, 9В классы.

В целом в 4А классе (кл. рук. Филиппова Е.Ю.) хорошие показатели, но настораживает тот факт, что 6 человек имеют низкие показатели по 4 –м компонентам гражданственности (гражданская ответственность, правовая культура, соблюдение законов государства, личная свобода).

В 5Бклассе (кл.рук. Изосимова О.В.) у 10-х детей на низким уровне гражданское самосознание. (данные учащиеся, не всегда придерживаются общепринятых норм поведения; принимают участие в любой деятельности только под контролем взрослых и товарищей)

В 7 Б классе ( кл.рук. Самигуллина Г.И.) высокие показатели имеют 6 человек по компоненту «гражданский долг», 3 учащиеся – по компоненту «гражданское самосознание». В основном все учащиеся показали по всем компонентам средний уровень. Однако у 14 учащихся на низком уровне компонент «правовая культура».

В 9 В классе ( кл.рук. Атлашкина Э.А.) 50% учащиеся имеют высокий уровень гражданственности, больше всего дети ценят личную свободу -18 человек. На этом фоне 4 учащихся на низком уровне «правовая культура» и «гражданское достоинство», у 7-х «гражданская активность».

Исходя из анализа диагностических карт классный руководитель определяет приоритетные направления, формы и методы работы с классом, с родителями по устранению тех недостатков в формировании гражданственности, которые были выявлены в конце 1 полугодия.

В гимназии № 37 реализуется программа «Мы россияне». Программа охватывает урочную и внеурочную формы, заседания НОУ, элективные курсы.

Концептуальными идеями программы являются:

Использование потенциала этнокультуры русского и татарского народов в нравственном, духовном и социальном становлении личности;

Осуществление поликультурного подхода в формировании ценностных ориентиров (бесспорным является положение о том, что гражданин России должен быть и в равной мере гражданином мира). Только в этом сочетании ответственности перед своей страной и мировым сообществом может быть обеспечена самореализация личности, понимание своей значимости и само ценности.

Программа «Мы россияне» включает в себя осмысление проблем современной цивилизации на основе изучения национальной (русской и татарской) культуры, так как «Культура, в которой мы обитаем, влияет на наше восприятие событий в мире», «Культура есть связь отцов с сынами» (Бердяев).

Деятельность всего коллектива гимназии: детей, родителей и учителей по программе «Мы россияне» направлена на реализацию 3-х стержневых проектов: «Родина», «Семья», «Язык».

Проект «Родина» предполагает воспитание патриотизма, формирование толерантности, исторического мышления, гражданской позиции.

Проект «Семья» восстанавливает связь времен, не допускает забвения семейных традиций, вырабатывает убеждение, что «основа всего – родительский дом».

Проект «Язык» рассматривает язык с позиции существования нации, ибо «в нацию входят не только человеческие поколения, но также камни церквей и мечетей, старые рукописи и книги». Поэтому очень важно, чтобы наши ученики прикоснулись к этим камням, прочитали эти книги.

Зарождается патриот с формирования родственных чувств к своей семье: маме, папе, бабушке, дедушке, близким и дальним родственникам. Это первая ступень формирования патриотизма.

Вторая ступень идет через воспитание любви к малой родине-деревне, городу, ученическому коллективу, местным традициям и истории. Без чувства малой родины и нет большого патриотизма.

Третья ступень формирования патриотизма- воспитание любви к Отечеству, обществу, народу, их истории, культуре, традициям.

Уделяя большое значение семье в патриотическом воспитании, хотелось бы более подробно рассказать о работе нашей гимназии в данном направлении.

Например, разрабатывая проект «Семья», учащиеся начальной школы готовят материал «Семейные праздники на Руси и в моей семье», рисуют семейный герб, учатся мудрости из народных сказок, обращая особое внимание на отношение к старшим и семейным обязанностям.

Пятиклассники разрабатывают проект «Семейная история, или откуда мы родом», где обращают внимание на происхождение и значение имен и фамилий. Рассматривая родственные узы, узнают, что обозначают слова «сноха», «золовка», «деверь», рассказывают, как и какие традиции сохраняет их семья.

Шестой класс основное внимание в проекте «Семья» уделяет фотографиям из семейного альбома (альбомы русских барышень, появление фотоальбома, старинные фотографии). На классных часах выступают с сообщениями на тему: «О чем рассказывает альбом нашей семьи» или «Самая интересная фотография».

Седьмой класс изучают семейный этикет (встречаем гостей чаепитием, семейные обращения) с глубокой древности до наших дней.

. Учащиеся 8 класса прослеживают путь от «Домостроя» до современности, вникают в объем понятий «Дом» и «Строить», «Духовное и материальное», «общественное и личное», задумываются над значением рода и семьи, изучают духовную связь всех жителей дома, семейные династии, живущие под одной крышей.

Девятиклассники сопоставляют заповеди Христа, Мухаммеда (Могамета) и современные нормы права, вникают в суть ответственности за воспитание детей и долг детей перед родителями.

Обобщается весь материал в 10-11 классе, рассматривается семья в историческом развитии, изучаются биографии выдающихся людей Отечества и пишутся сочинения о бабушках, дедушках, мамах и папах, которые тоже являются интересными людьми, много сделавшими для района, города, а порой, и Республики.

Интересным моментом является и работа с интегральным словом, когда в течение определенного времени на уроках всех предметов рассматривается слово, являющееся одним из символов России. К таким словам мы отнесли Казань, Равнина, Береза, Волга, Университет.

Творческие отчеты 2014 г. отличались глубиной исследовательских работ, культурой оформления, использованием компьютерных технологий в 5-11 классах, массовостью, интересных тематических работ связанных с изучением семейных устоев. Изученный материал из истории великих россиян учащиеся преподнесли не только на русском, татарском языках, но и на английском. В завершении каждый класс исполнил свою любимую пеню о Родине.

. 3. Школьный историко-этнографический музей «Наследие времен» имеет специфические особенности и задачи. Во-первых, музей носит учебно-педагогическое назначение – в нём все предназначено для учащихся и в основном создано их руками под руководством Захаровой Н.Л.. Экспонаты в школьном музее – наглядные пособия для уроков и внеклассных мероприятий, поэтому экспозиция выставляется так, чтобы быть используемой в учебно - воспитательном процессе. Во-вторых, сама организация музея является одной из форм проявления самостоятельности и инициативы учащихся – приобщение их к исследовательской работе, к выполнению творческих поисковых заданий, воспитания патриота и гражданина своей страны.

Так только за 1 четверть активистами музея проведено 15 экскурсий.

Совместно с детской организацией «Импульс» активисты музея выступают по школьному радио, перед ветеранами в КАПО им. Горбунова и КМПО

Разработаны заочные экскурсии:

  1. «Они выжили, выстояли, победили!», посвященный 70-летию снятия блокады г. Ленинграда (с 24 января по 3 февраля выставку посетили боле 800 учащихся и родители)

  2. Киев-город ГЕРОЙ.

  3. Таганрог-город воинской славы.

  4. Ах, война, война…

- Организованна экскурсии в село Караваево с целью записи воспоминаний старожилов о режиме работы и трудовой дисциплине в годы Великой Отечественной войны в КАПО им. Горбунова и КМПО. Учащиеся 8 А класса кл. руководитель Фирсова Н.Л. посетили музей трудовой славы КМПО, познакомились с историей завода.

- Учащиеся и родители 5-11 классов шефствуют над ветеранами Великой Отечественной войны в микрорайоне школы. (поздравляют с праздниками, приглашают на праздники в школу, если есть необходимость помогают по хозяйству) Воспоминания ветеранов записанные учащимися и их родителями размещены на сайте школы в разделе «Звезда Победы.

-В настоящее время идет работа над проектом «Парад победителей» (Бессмертный полк)

-Стало традицией:

- проведение в школе 1-3 октября праздника «Благодарения». Учащиеся начальной школы и среднего звена пишут рассказы, сочинения о своих бабушках, дедушках, организуется выставка совместных творческих работ детей и родителей, а в лекционном зале и в школьном музее активисты школы приветствуют и угощают ветеранов войны и труда «Низко кланяемся вам, живите долго, вы нам нужны! Вы наша история, наши радости и победы!



-Посещение Национального музея и музея Великой Отечественной войны в осенние каникулы. Учащиеся начальной школы 2-4, 5-х 6-х классов и их родители под руководством педагога организатора Сосновского Б.Ф. и классных руководителей приняли участие в позновательно-игровых программах данных музеев.

- 4 ноября - День народного единства. С 28 октября по 1 ноября прошли мероприятия, посвященные Дню народного единства: круглый стол: «Национальное единство: миф или реальность» в 10-11 классах, устный журнал «4 ноября - День народного единства » в 9- классах, выставка рисунков посвященная Дню народного единства в 1-5 классах, конкурс плакатов и агитационно-просветительских стенгазет в 6-9 классах. Работы 5А класса классный руководитель Садыкова Л.И. и 9Б класса классный руководитель Низамиева Н.Г. отправлены на республиканский конкурс.

-Поздравления ветеранов Великой Отечественной войны на дому накануне Дня Героя Отечества -9 декабря.

- 9, 10, 11 декабря в 1- 11 классах прошли классные часы, посвященные Дню Героев Отечества. Учащиеся начальной школы совершили заочное путешествие по городам- Героям, 5-6 классы познакомились с пионерами-героями, учащиеся 7-11 начали поисково-исследовательскую работу «Наследники Великой Победы»

-9 декабря в гимназии прошла встреча учащихся 5-9 классов с лауреатом международного театрального фестиваля Рустемом Гайнуллиным. В литературно - музыкальной композиции по произведению А.Приставкина «Дети войны» прозвучали:

-рассказы А. Приставкина;

-стихи фронтовых поэтов;

-песни о войне.

Особое место в патриотическом воспитании занятии мероприятия, посвященные Дню принятия Конституции Российской Федерации:

-- С 8 по 12 декабря в гимназии была организованна выставка лучших работ учащихся начальной школы, посвященная принятию Конституции Российской Федерации

-12 декабря. прошла радиопередача посвященная 20 - летию принятия Конституции Российской Федерации.

- Накануне Дня Конституции среди учащихся 7-11 классов была проведена викторина на лучшее знание истории Конституции в нашей стране. Ее итогом стало активное участие детей в поиске ответов на поставленные вопросы. Лучшими стали работы:

-Габбазовой Арины-8 В класс;

-Будариной Яны-9Б класс;

-Галимовой Ляйсан-9В класс;

-Ахтямова Азата -10 Б класс.



- Кроссворды Войтенко Е. и Габдулхакова А.-10 Б класс, посвященные правовому государству, 20 – летию принятия Конституции Российской Федерации стали лучшими в Республиканском конкурсе. 6 декабря учащиеся получили ценные призы от Республиканской избирательной комиссии.

- Активное участие команд 7-х и 10-х классов в игре «Что? Где? Когда?»

-В январе гимназисты 4-9 классов приняли активное участие в районном конкурсе рисунков и сочинений на тему «Казанское авиастроение, его люди иих труд№, посвященный 125летию авиаконструктора А.Н. Туполева, 80-летию начала производства на казанском заводе, 20-летию Авиастроительного района. Сочинение ученицы 8А класса Седуковой Леры и рисунок ученика 4А класса _Белова М. заняли 2 место.

- 22 января подготовленные работы были представлены на отчетной презентации в ходе историко - познавательной программы «Крылья Родины. А.Н. Туполев и его ОКБ»

-5 февраля в музее им. С.П. Горбунова прошла встреча активистов детской организации «Импульс» и ветеранов Великой Отечественной войны и труда. Участники встречи вспоминали блокадный Ленинград, суровые послевоенные годы работы завода. Учащиеся гимназии выступили перед ветеранами литературно- музыкальной композицией, посвященной 70-летию снятия блокады Ленинграда. ( И Т. Д.)

4. Большая работа проводится учителем ОБЖ Сарбаевым И.Е. по подготовке воспитанников гимназии к военной службе, к активной гражданской позиции. Традиционно ведется подготовка учащихся к конкурсу «Смотра строя и песни». В процессе подготовки учащиеся проникаются духом патриотизма, ответственности, чувства гордости. На мероприятии приглашаются родители, ветераны, курсанты, педагоги. Смотры строя и песни проходят торжественно и празднично. Учащиеся гимназии систематически являются призерами районных этапов конкурса и достойно представляют наш район на городских, республиканских соревнованиях по военно-прикладным видам спорта, участвуют в военно-спортивных играх «Зарница», «Вперёд юнармейцы» и конкурсе «А, ну-ка, парни!» Так в декабре отряд юнармейцев участвовал на городском этапе военно-спортивной игры «Вперед юнармейцы». Игра проводился Республиканским центром спортивно-патриотической и допризывной подготовки молодежи «Патриот» при поддержке Министерства по делам молодежи, спорту и туризму Республики Татарстан и администрацией муниципальных образований в рамках реализации долгосрочной целевой программы «Патриотическое воспитание молодежи Республики Татарстан на 2011-2013 годы»

Программа соревнований включала следующие направления:

-конкурс «Равнение на героев»;

- конкурс «Ратные страницы истории Отечества»;

- конкурс «Если ты один на один с пострадавшим»;

-конкурс «Статен в строю, силен в бою»;

-соревнования «Военизированная эстафета»

Наш отряд юнармейцев выступил достойно, занял 2 общекомандное место и 25 февраля будет представлять наш город на республиканском уровне. Также команда награждена Дипломами за участие в следующих конкурсах:1 место - «Ратные страницы Истории», 3 место - «Равнение на героев», 3 место - «Если ты остался один на один с пострадавшим»

Награждены дипломами в личном первенстве:

-Петрухина В.- 8А класс за 2 место в конкурсе «Подъем туловища»

-Веденеев Д.- 8В класс за 3 место в конкурсе «Подтягивание на перекладине»;

-Мельников О.- 9А класс за 3 место в конкурсе «Ратные страницы истории Отечества» и за 3 место в соревнованиях по стрельбе в электронном тире;

В сентябре 2014 г. обучающиеся 9-11 классов в соревнованиях по военно-прикладным видам спорта заняли 1 место.

Совместное сотрудничество с военкоматом помогает готовить юношей к выполнению конституционному долгу по защите Отечества.

В целях популяризации здорового образа жизни и воспитания эмоциональной устойчивости в сложных ситуациях для учащихся в гимназии работает объединение по спортивному туризму. Туризм – одна из форм активного отдыха, увлекательного занятия, наполненного романтикой. Сарбаев И.Е. использует занятия по туризму как средство, способствующее лучше, глубже познать своих воспитанников и активнее повлиять на их развитие. Туризм воспитывает в учащихся такие черты как выносливость, сообразительность, коллективизм, взаимопомощь. Воспитанники объединения участвуют во всех соревнованиях по туризму в районе.

Неоценимая работа проводится объединением «Юный журналист», руководитель Яковлева Т.Б. Школьная газета стала действительно востребованной, интересной, а самое главное воспитывающей лучшие качества юного гражданина.

Из выше сказанного следует, что в МАОУ «Гимназия №37» уже сложились определенные направления и формы патриотического воспитания детей и подростков. Особое место занимает проектная деятельность. Именно проект создает условия для формирования гражданских и патриотических чувств обучающихся через обращение к памяти о ВОВ 1941-1945 гг., гармонично вписывается в учебно-воспитательный процесс, обогащая программы дополнительного образования детей и подростков.

Отличительная особенность проекта заключается в развитии и совершенствовании системы патриотического воспитания детей и подростков на основе использования современных образовательных

технологий в процессе реализации образовательных программ и в досуговой деятельности, повышении качества воспитательной работы.

Универсальность проекта заключается в возможности его применения в системе дополнительного образования. Таким образом, коллективные дела школьников приобретают личностную направленность. Настоящие ценности не декларируются, а становятся нормой жизни.



5. Жизненный цикл и этапы реализации проекта

Сроки реализации проекта: 2013-2015 год

Этапы реализации проекта: .

Мы отчетливо понимаем, что важным условием реализации проекта является осознание ее значимости каждым участником. С этой целью ежегодно проводятся следующие мероприятия (циклограмма):

  • В сентябре на общешкольный линейке каждый возрастной блок учащихся получает стартовые задания. Затем проходит заседание креативных групп по конкретизации плана работы, выработке стратегии. В состав групп входят члены школьного научного общества, классные руководители, родительская общественность.

  • В феврале мы проводим «Форум талантов», где защищаются исследовательские работы, выступают театральные коллективы, проводятся спортивные соревнования «Забытые народные игры» и «Не перевелись богатыри и батыры».

  • В мае на школьный вернисаж учащиеся и их родители выставляют поделки, фотографии, дипломы, видеофильмы, рисунки. Девизом школьного вернисажа нами взяты слова современного татарского писателя Айдара Сахибзадинова. Они звучат так: «Сними заморскую шляпу, поклонись: перед тобой твоя Родина».


1. Подготовительный этап – сентябрь 2013 год.

Подготовительный этап характеризуется:

  • анализом проблемной ситуации по теме проекта;

  • изучением нормативных законодательных документов по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию РТ и РФ;

  • формулировкой целей и задач для реализации проекта;

  • выбором технологий (методов, способов и средств) выполнения поставленных задач;

  • кадровым вопросом и контингентом обучающихся.


2. Основной этап -2014 год.


Основной этап характеризуется:

  • выявлением структуры и содержания проекта;

  • разработкой и планированием проекта;

  • налаживанием связей (контактов) с людьми, способствующими успешному решению поставленных задач;

  • текущий мониторинг (контроль) эффективности действий с целью успешной реализации проекта;


3. Заключительный этап - 2015 год.


Заключительный этап характеризуется:

  • анализом и оценкой результатов проделанной работы;

  • анализом перспективы дальнейшего развития установленных связей.


6.Условия реализации проекта

Педагогические условия реализации проекта:

  • использование возможностей пригласить ветеранов боевых действий ВОВ, участников трудового фронта времен войны в школу;

  • использование социокультурных возможностей г.Казани;

  • усиление координации действий всех участников проекта.

Методические условия реализации проекта:

  • максимальное использование экскурсионного метода - сочетания показа и рассказа при главенствующей роли зрительного восприятия;

  • максимальное привлечение наглядного материала (с помощью мультимедиа- средств), усиливающего эффект увиденного и услышанного благодаря общности эмоций, коллективности переживаний;

  • поисково-исследовательский метод, предполагающий научно-исследовательский подход работы в архивах, библиотеках, музеях, участие в поисково-исследовательских экспедициях, маршах памяти и т.д.

  • разработка методических пособий и рекомендаций с целью оказания методической помощи в вопросах внедрения, использования современных образовательных технологий для повышения результативности гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания детей и подростков.


Механизм реализации проекта

Для решения поставленных задач используется сложившееся социально- педагогическое пространство. При планировании работы учитываются традиционные районные, городские, республиканские, всероссийские мероприятия, связанные с юбилейными и государственными датами, которые регулируются Положениями о конкурсах.

Вся работа строится с учётом возрастных особенностей детей и с вовлечением в нее всех субъектов воспитательно-образовательного процесса и социальных партнёров.


7. Ожидаемые результаты, их социальная и воспитательная значимость


7.1. В результате реализации проекта на уровне образовательного учреждения ожидается:

  • создание системы гражданско-патриотичекого воспитания;

  • обогащение содержания гражданско-патриотичекого воспитания;

  • вовлечение в систему гражданско-патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности

7.2.В результате реализации проекта на уровне развития личности обучающегося ожидается:

  • осознание обучающимися того, что настоящий гражданин любит свою Родину, изучает, сохраняет и приумножает её историко– культурное и духовное наследие, верен гражданскому долгу, гордится Родиной, готов защищать своё Отечество;

  • повышение степени готовности обучающихся к выполнению своего гражданского и патриотического долга, ответственности за будущее своей страны;

  • формирование активной жизненной позиции в борьбе за сохранение мира на Земле;

  • активное участие во всероссийском краеведческом движении «Отечество».

Конечным результатом реализации проекта должны стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности будущего гражданина России.


8. Оценка эффективности реализации проекта

Оценка результативности реализации проекта осуществляется на основе использования системы объективных критериев, представленных качественными и количественными параметрами.


8.1. Качественные параметры:

8.1.1. Сформированность гражданских навыков:

  • умение работать и действовать индивидуально и в коллективе;

  • знание своих прав и обязанностей и умение их использовать;

  • умение принимать и защищать свои решения;

  • готовность к участию в общественных делах;

  • готовность к самообразованию.

8.1.2.Сформированность осознанного отношения к базовым ценностям:

  • патриотизм и любовь к Родине;

  • права и свободы человека и гражданина;

  • национальное самосознание;

  • уважение чести и достоинства других граждан.

8.1.3. Сформированность уважительного отношения детей к школе, классу, учителю, совместным делам, традициям.


8.2. Количественные параметры:

5.2.1. Включённость обучающихся в воспитательные дела объединений МАОУ «Гимназия №37».

5.2.2. Активность классных коллективов в реализации программ гражданско-патриотического воспитания.

5.2.3. Массовость и готовность участия в конкурсах по гражданско–патриотической тематике. Количество полученных грамот, дипломов.

6. Система мероприятий по реализации проекта

пп

Мероприятия

Период исполнения

Ответственный

1

Проведение педагогического совета и совета по реализации проекта, проблемы, пути их решения

В течение года

Директор

2

Заседание Совета по реализации программы по вопросам планирования и организации мероприятий

В начале учебного года

Зам директора по воспитательной работе

3

Вовлечение родителей учащихся и жителей города в организацию и проведение мероприятий по воспитанию чувства патриотизма (родительские собрания, конференции, встречи, концерты и др.)

Постоянно

Зам директора по воспитательной работе Руководитель музея, педагоги дополнительного образования.

4

Разработка системы приёмов и методов, направленных на гражданское и патриотическое воспитание учащихся на уроках и во внеурочных занятиях

Постоянно

Руководители МО, ПДО УДО

5

Проведение школьных конкурсов патриотической направленности (поисково- исследовательских работ, конкурса краеведов, экскурсоводов, игры «Что?, Где? Когда?», турнир знатоков и т д.).

В течение учебного года

Зам директора по воспитательной работе, ШМО классных руководителей.

6

Проведение научно- практической конференции им. К.Д. Ушинского. Участие в городских, республиканских конференциях

По плану работы

Зам директора по воспитательной работе, зам. Директора по УР.

7

Обеспечение организационного участия учащихся в палаточном лагере «Природа и мы» под девизом «Растим патриотов России»

В конце учебного года

Зам директора по воспитательной работе, классные руководители

8

Участие в соревнованиях по турмногоборью, участие в городских, республиканских туристических соревнованиях

Ежегодно

Зам директора по воспитательной работе, учитель ОБЖ Сарбаев И.Е.

9

Проведение спортивных праздников и соревнований, посвященных юбилейным и историческим датам

В течение учебного года

Зам директора по воспитательной работе, педагоги -организаторы

10

Проведение концертов, посвящённых Дню защитника Отечества, Дню Победы, Дню Героев Отечества

Проведение акций «Звезда Победы»:

-встреча с ветеранами «Здесь живет ветеран»;

-спорт.-интеллект.игра «Мы внуки твои, Победа»;

- фото-старт «Мир без войны»; -«Песни войны и победы»; велопробег «Победный марш»; -тематические стенды «По дорогам военной славы» и др.

По плану работы

(февраль-май)

Зам директора по воспитательной работе, классные руководители, педагоги организаторы.

11

Проведение месячника по патриотическому воспитанию

Ежегодно (февраль)

Зам директора по воспитательной работе.

12

Организация праздника ко Дню Пожилого человека. Проведение недели Добра. Тимуровское и волонтёрское движение.

-Проведение концертов, конкурсов рисунков на тему «Никто не забыт, ничто не забыто».

Ежегодно

Зам директора по воспитательной работе, ДОО «Импульс»

13

Проведение встреч с ветеранами Великой Отечественной войны, ветеранами локальных войн

В течение года

Зам директора по воспитательной работе, классные руководители.

14

Беседы, лекции, утренники, праздники на военно– патриотические темы

В течение года

Зам директора по воспитательной работе, классные руководители, педагоги -организаторы

15

Освещение опыта работы по военно- патриотическому воспитанию в городских и местных СМИ

Постоянно

Зам директора по воспитательной работе, руководитель редакции школьной газеты.

16

Обмен опытом с ОУ, УДО, музеями района и города, работающими по проблеме патриотического воспитания школьников

Постоянно

Зам директора по воспитательной работе, руководитель школьного музея.

17

Организация работы по реализации стартовых заданий программы «Мы россияне»

Постоянно

Зам директора по воспитательной работе, классные руководители

18

Организация походов по родному краю. Краеведческое и экологическое исследование края

В течение года

Руководитель школьного музея.

19

Организация и проведение традиционного Дня знания, Дня Государственности РТ и РФ по изучению государственной символики РФ и РТ

В течение года

Классные руководители

20

Организация и проведение конкурсов, диспутов, ток- шоу по правовым вопросам, нравственной морали и этике

В течение года

Классные руководители, учителя истории

21

Организация и проведение конкурсов, диспутов ток-шоу по пропаганде здорового образа жизни

В течение года

Учителя биологии, химии, физической культуры

22

Проведение этнографических, национальных праздников по сохранению историко-культурного наследия РТ и РФ, традиций народов Поволжья

По плану работы

ПДО, методисты УДО зав отделом национальных культур, УДО

23

Проведение конкурсов, выставок технического творчества патриотической направленности

По плану работы

Педагоги –организаторы, классные руководители



7. Основные критерии и показатели эффективности реализации проекта

Оценка эффективности реализации проекта осуществляется на основе оценочных показателей, включающих целенаправленность воспитательного процесса, его системный, содержательный и организационный характер. Результативность реализации программы измеряется уровнем готовности, желанием и стремлением детей и подростков к выполнению своего гражданского и патриотического долга, умением и желанием сочетать общественные и личные интересы.

























ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На примере этого проекта мы показали, что важнейшей составляющей процесса воспитания является формирование и развитие патриотических чувств. Гражданственность и патриотизм – это тот фундамент, который в конечном итоге формирует личность ребенка и подростка.

На мой взгляд в ходе реализации проекта, дети и подростки приобретают стержневые идейно-нравственные качества личности благодаря этим высоким понятиям; без наличия этих компонентов нельзя говорить о воспитании по-настоящему гармоничной личности. Государству нужны здоровые, инициативные, грамотные люди, готовые учиться и работать на его благо, а в случае необходимости встать на его защиту.

МАОУ «Гимназия №37» являются, наиболее демократичным учреждением в плане предлагаемого многообразия форм, методов, способов и средств донесения и воспитания такой гармонично развитой личности, дающими хорошую воспитательную базу для становления гражданских и патриотических качеств юного россиянина.


















Глоссарий

Мотивация (или мотивированность обучения) – это общее название для процессов, методов, средств побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, к активному освоению содержания образования.

Проблемная ситуация в педагогике – это ситуация, в которой возникают задачи, связанные с интеллектуальной деятельностью. Она является начальным моментом мышления, которая вовлекает личность в активный мыслительный процесс.

Развивающее обучение – это направление в теории и практике образования, ориентирующееся на развитие физических, познавательных и нравственных способностей учащихся путем использования их потенциальных возможностей. Основы теории развивающего обучения были заложены Л. С. Выготским в 30-е годы ХХ века при рассмотрении им вопроса о соотношении обучения и развития. Проблемы развития и обучения с разных позиций стремились решать Ф. Фребель, А. Дистервег, К. Д. Ушинский.

Сензитивный (или сенситивный) период развития — период в жизни человека, создающий наиболее благоприятные условия для формирования у него определенных психологических свойств и видов поведения.

Социокультурные возможности города – это среда, формирующая мировоззрение, позволяющей гражданину получить особенный опыт преобразования окружающего пространства (архитектуры, ландшафта, социальных связей, исторического и духовного наследия, творческих практик), создающей возможность обучиться, реализоваться, транслировать во внешнюю среду уникальный образ города, и дающий возможность передать с поколениями ценности, нормы, смыслы и знаки (символы), как общечеловеческие, так и свойственные только городу. Городская среда формирует личность – рациональную, подвижную, готовую к изменению.



Список литературы и использованных источников

Документы

  1. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2011-2015годы»//Электронный ресурс.

  2. Закон об Образовании//Электронный ресурс.

  3. Концепция Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2011-2015 гг.»//Электронный ресурс.

  4. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.2009//Электронный ресурс.


Книги


  1. Агапова И.А. Патриотическое воспитание в школе. – М.: Айрис – пресс, 2002.

  2. Военно – патриотическое воспитание в школе: Сб. мероприятий к празднованию Дня Победы, сценарии торжественных линеек, вечеров, литературно – музыкальных композиций, классных часов, военно – спортивных игр. / Автор – составитель М.В. Видякин. – Волгоград: Учитель, 2005.

  3. Вырщиков А.Н. Патриотическое воспитание молодежи в современном российском обществе. – Волгоград, 2006.

  4. Гражданственность, патриотизм, культура межнационального общения – российский путь развития. // Воспитание школьников. – 2007. - №7. – с.8-10.

  5. Лутовинов В.И. В патриотизме молодежи - будущее России. М.: Фонд Андрея Первозванного, 1999.

  6. Рожков С. Воспитываем патриотов: патриотическое воспитание в школе. // Педагогический вестник. – 2003. - № 12. – с. 7.

  7. Словарь психолого-педагогических терминов//Электронный ресурс.





25




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Завучу

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Гражданско-патриотическое воспитание

Автор: Копылова Валентина Константиновна

Дата: 26.02.2015

Номер свидетельства: 178999

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства