kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Гармонизирующее образование как одна из здоровьесберегающих технологий в школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

На данный момент наиболее эффективно сгладить воздействие образовательных стрессоров на ребёнка может именно гармонизирующее образование, позволяющее сделать в человеке прекраснее разные грани его   тела, души и интеллекта. Из словарей мы знаем, что гармония – это слияние различных компонентов объекта в единое органичное целое, их согласованность; соразмерное отношение частей целого. Для маленького человека в школе такими равноценными частями целого должны стать:

  1. Одновременно протекающее физическое и душевное (моральное, духовное) воспитание.
  2. Гармония интеллекта и здоровья.
  3. Равнополушарноориентированное обучение.
  4. Использование игры в учебно-воспитательном процессе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Гармонизирующее образование как одна из здоровьесберегающих технологий в школе»

Макарова Наталья Николаевна,

заместитель директора по

учебно-воспитательной работе,

учитель информатики

Донецкой общеобразовательной

школы І-ІІІ ступеней № 94


Гармонизирующее образование как одна из

здоровьесберегающих технологий в школе.

  1. Можно ли говорить об авторской технологии в наше время?

Понятие «технология» пришло в педагогику из производства, где означало определённый, оптимальный набор (последовательность) операций, процессов, действий для достижения необходимого результата при наименьших затратах средств, времени и сил. О педагогической технологии на Украине впервые заговорили ещё в 70-е годы ХХ столетия, но и на данный момент не существует единого определения этому понятию. Как учитель информатики я придерживаюсь той точки зрения, что определение технологии вообще очень близко по смыслу к определению алгоритма. Поэтому и педагогическую технологию можно определить как алгоритм (последовательность) педагогических методик, форм, методов и приёмов работы учителя, используемых им для наиболее эффективного и быстрого достижения результата.

Педагогических технологий существует на данный момент несколько десятков. Это традиционное, личностно-ориентированное, развивающее (технологии Н.В. Занкова и Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова), разноуровневое (дифференцированное обучение по В.В. Фирсову), проблемное, опережающее (технология Н.С. Лысенковой), кредитно-модульное обучение, технология решения изобретательских задач (ТРИЗ), педагогика сотрудничества, метод проектов, раскрепощённое развитие (технология В.Ф. Базарного), использование информационно-коммуникационных технологий в обучении и многие другие. При таком широком спектре технологий может возникнуть психологический комплекс, может показаться, что нет перспективы, некуда двигаться – всё уже открыто, изобретено, разработано и не может идти речи ни о каких новациях в педагогике. Уверяю вас, это не так! Вспомните слова В. Симоненко: «Кто сказал, что все уже открыто? Зачем мы родились тогда?»…

Составляя свой педагогический алгоритм работы, учитель является творцом, поскольку может использовать элементы любых понравившихся ему технологий и в любом сочетании. Главное, чтобы этот алгоритм, выражаясь языком программистов, включал в себя исключительно «команды из системы команд исполнителя». Другими славами, педагог, мастер своего дела, должен подбирать те приёмы и методы работы, которые он лучше всего освоил, которые ему наиболее удачно и эффективно удаётся использовать в работе, при этом постоянно совершенствуя выбранную методику, привнося в неё всё время что-то новое, оригинальное. Поэтому, даже тогда, когда мастер-педагог заимствует элементы нескольких «чужих» технологий, но при этом совершенствует их, доводя, в конечном счёте, свою работу до технологического уровня, мы можем говорить об «авторской технологии».

  1. Современные факторы риска, наносящие вред здоровью ребёнка.

Сейчас на первый план выходят вопросы создания таких технологий, которые не навредили бы здоровью ребёнка, а, напротив – позволили укрепить его. Возможно, многие педагоги считают, что здоровье ребёнка напрямую зависит от того, сколько внимания этому вопросу уделяют родители. Но не стоит забывать о том, что современные малыши до 70% времени бодрствования проводят в стенах учебных учреждений. Поэтому, недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения и укрепления здоровья собственного ребёнка сейчас сместилась на четвёртую ступеньку в ранжировании факторов риска, наносящих вред здоровью детей. А «на пьедестал», по данным психологических и медицинских исследований, поднялись следующие факторы риска соответственно:

1 место – детские стрессы, а также воздействие на неокрепший организм различных стрессоров непосредственно связанных с процессом обучения и воспитания в школе;

2 место – несоответствие методик и технологий обучения, используемых учителями, возрастным, физиологическим и индивидуальным способностям каждого школьника;

3 место – несоблюдение элементарных санитарно-гигиенических и физиологических требований к организации учебно-воспитательного процесса в школе.

Особенно актуальны эти факторы риска для учеников младших классов, которые только начинают свой путь адаптации в среде обучения. Проблемы образования младших школьников тесно взаимосвязаны с их возрастными психологическими особенностями. Для любого ребёнка 6-7 лет проявлениями этих особенностей являются:

  • постоянное движение, подвижные игры – физиологическая необходимость;

  • несдержанность, неконтролируемая агрессивность, которая объясняется тем, что пока ещё процессы возбуждения доминируют над процессами торможения;

  • неспособность сосредоточиться и продуктивно работать более 10 (максимум 20) минут подряд;

  • избирательность запоминания нового материала (чаще всего запоминают не то, что нужно учителю, а то, что оставило «яркий след» в памяти: показалось интересным, увлекательным, удивило, поразило, восхитило);

  • избирательность восприятия: материал лучше усваивают в научно-образном и образно-действенном аспектах;

  • импульсивность;

  • упрямство;

  • капризность.

Поэтому, причинами стресса младшего школьника могут стать самые различные факторы, непосредственно связанные с началом обучения в школе, например:

  • недостаточная психологическая и физиологическая зрелость малыша для начала обучения;

  • неготовность к школьным нагрузкам;

  • задержка психического и речевого развития;

  • интеллектуальные или физические перегрузки;

  • переход от свободной деятельности к необходимости выполнять команды учителя;

  • необходимость соблюдать дисциплину на уроках, что ограничивает потребность в движении;

  • страх не справиться с заданиями учителя или справиться хуже своих сверстников;

  • недостаток игровой деятельности;

  • конфликты с одноклассниками;

  • разногласие с учителем;

  • многое другое.

Кроме того, существует психологическое понятие «кризиса семилетнего возраста»: ребёнок хочет выглядеть в глазах взрослых «звездой», чтобы все вокруг восхищались его достижениями. Причина, чаще всего, кроется в неправильном семейном воспитании дошкольника. Это ситуация, когда одного малыша в семье несколько взрослых «воспитывают», не придерживаясь при этом никакой согласованности, взаимной договорённости в своих действиях и поступках. Или, часто встречающиеся случаи, когда делают из ребёнка всеобщий семейный «центр внимания и поклонения», развивая и укрепляя тем самым в нём эгоцентризм. Отсюда слишком эмоциональная реакция ребёнка на собственные ошибки или промахи на уроках (дети могут при этом проявлять «защитную реакцию»: отвлекаться, огрызаться, капризничать, внезапно расплакаться и т.п.). Если при этом взрослый (учитель, родитель) ещё и сконцентрирует внимание на детском промахе, тем самым подтвердив его значимость для окружающих, это может повлечь за собой самые плачевные последствия (ребёнок может замкнуться в себе, перестать выполнять аналогичные задания, потерять интерес к учёбе, «впасть» в состояние стресса).

Своевременно не распознанный взрослыми детский стресс может привести к детским неврозам и даже депрессии. Но самые тяжёлые последствия стресса могут проявляться у детей подросткового возраста, который сам по себе есть сложным для ребёнка с психологической и физиологической точки зрения. Так, попытки ребёнка отвлечься от причин, вызвавших стресс, «забыться», приводят к вредным привычкам (курение, подростковый алкоголизм, наркомания, виртуальная психологическая зависимость). Но, поскольку ни одна из них не решает проблемы в корне, а лишь усугубляет воздействие стресса на подростковый организм, состояние безысходности может найти выход не только в депрессии, но и в суициде.

  1. Какие технологии могут быть здоровьесберегающими?

Сегодня речь пойдёт непосредственно о здоровьесберегающих технологиях, а также о том, какие же педагогические технологии мы можем рассматривать как составляющие элементы будущей здоровьесберегающей технологии учителя.

С учётом перечисленных выше факторов риска логично будет предположить, что есть смысл отдавать предпочтение тем технологиям, которые являются антистрессовыми, учитывают возрастные, физиологические и индивидуальные особенности школьников, позволяют рационально распределять интеллектуальную и физическую нагрузку на уроках, соблюдать санитарно-гигиенические требования и т.д. Однако, при правильном подходе, это может стать одной из качественных характеристик для многих педагогических технологий. Так, например, используя метод проектов, мы реализуем индивидуальный подход в обучении, а значит – учитываем индивидуальные возможности школьников, даём им возможность самореализации, а значит – занимаемся профилактикой стрессовых ситуаций. Или, например, при дифференцированном обучении, у учителя есть возможность больше внимания уделить слабому ученику, а у того, в свою очередь, не возникает ощущение отставания от более сильных сверстников, не развиваются комплексы по этому поводу, формируется адекватная самооценка, ребёнок не «перегружен» на уроках так, как при традиционном обучении и т.д.

Поэтому, сегодня хотелось бы затронуть такую форму образования, которая позволяет учитывать наибольшее количество здоровьесберегающих факторов в комплексе, а именно – гармонизирующее образование.

  1. Гармонизирующее образование.

Прежде, чем говорить о гармонии в человеке, уместно вспомнить слова доктора Астрова из пьесы «Дядя Ваня» Антона Павловича Чехова: «В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли…»

На данный момент наиболее эффективно сгладить воздействие образовательных стрессоров на ребёнка может именно гармонизирующее образование, позволяющее сделать в человеке прекраснее разные грани его тела, души и интеллекта. Из словарей мы знаем, что гармония – это слияние различных компонентов объекта в единое органичное целое, их согласованность; соразмерное отношение частей целого. Для маленького человека в школе такими равноценными частями целого должны стать:

  1. Одновременно протекающее физическое и душевное (моральное, духовное) воспитание.

  2. Гармония интеллекта и здоровья.

  3. Равнополушарноориентированное обучение.

  4. Использование игры в учебно-воспитательном процессе.

А теперь чуть подробнее об этих элементах гармонизирующего (антистрессового) образования.

    1. Одновременное физическое и душевное воспитание.

Процесс развития и самопознания ребёнка должен протекать одновременно в двух векторах: физическом и духовном. Необходимо организовать учебно-воспитательный процесс таким образом, чтобы уже в ребёнке шести-семи лет можно было начать формировать духовный стержень. В это понятие можно включить силу воли, стремление к самопознанию, увлечённость, ответственность, но самое главное – уважение и любовь по отношению ко всему живому, веру в то, что любое существо на земле совершенно уже само по себе и достойно любви. В противном случае новые знания, получаемые ребёнком в школе, не будут попадать в благодатную почву. Даже успешно усваивая новый материал, ребёнок, не научившийся усмирять, сдерживать свои страсти, может искать неправильное применение этим знаниям, продолжать вести себя агрессивно по отношению к сверстникам, видя в них не столь же совершенные создания, как он сам, не друзей своих, а лишь конкурентов по получению любви и внимания от учителя. Реализовать это направление можно через цикл уроков и воспитательных мероприятий, посвящённых теме добра и зла, милосердия, сочувствия, сопереживания, толерантности, любви к ближнему, смирения. Очень хорошим подспорьем на этом пути развития малышей являются занятия факультативного курса «Библейные истории и христианская этика», организованного в нашей школе.

    1. «В здоровом теле – здоровый дух!».

Гармония интеллекта и здоровья подразумевает, что через весь учебный процесс красной нитью должны проходить самые различные профилактические и оздоровительные мероприятия, направленные на поддержание здоровья ребёнка. Это не только уроки физической культуры, спортивные мероприятия, эстафеты, недели спорта, дни здоровья в школе, но и ежедневные утренние зарядки. А также 2-3 разноплановые физические минутки, проводимые учителями на всех уроках. Например, зарядка для различных групп мышц или просто физическое упражнение прямо во время изучения новой темы («Учим определение и шагаем на месте», «Приседаем, если предложение не является командой и хлопаем в ладоши, если является»), упражнения для снятия усталости, стресса, самомассаж («Давайте слепим себя из пластилина: сначала слепим ушки, затем бровки, каждый пальчик и т.п.»), релаксационные минутки («Птичья разминка» - повторяем движения за птичками, зарядка для глаз с мультипликационными героями), упражнения на аккомодацию зрения (следим глазками сначала за фигуркой на экране, а затем за предметами на улице; повторяем глазками движение по кабинету светящейся фигурки от лазерной указки и др.). Кроме того, это пропаганда здорового образа жизни на уроках и воспитательных мероприятиях, безопасность жизнедеятельности школьника, основы здоровья и гигиены.

    1. Равнополушарноориентированное обучение.

Известно, что левое полушарие мозга «отвечает» не только за движение правой половины тела, но и за:

  • дискретность восприятия;

  • виды мышления: аналитическое, алгоритмическое, логическое;

  • способности: математические, к изучению языков, чтению, письму, запоминанию дат и событий;

  • поэтапную обработку информации;

  • контроль положительных эмоций человека.

Неудивительно, что в традиционном образовании преобладало именно левополушарнооориентированное обучение школьников. Но, как писал И. Соньер: «Обучая левое полушарие, вы обучаете только левое полушарие. Обучая правое полушарие, вы обучаете весь мозг!».

А оно (правое полушарие), в свою очередь, не только контролирует движения левой половины тела, но и «отвечает» за:

  • целостность восприятия;

  • виды мышления: пространственное, образное, конкретное;

  • способности: писательские, художественные, музыкальные;

  • обработку невербальной (символы, образы) информации;

  • чувственное восприятие, фантазию;

  • чувство юмора, понимание метафор;

  • веру, надежду, любовь;

  • одновременную обработку информации;

  • контроль отрицательных эмоций человека.

Кроме того, процесс полноценного созревания у многих современных школьников завершается лишь к 11-12 годам, поэтому преждевременная перегрузка информацией их левого полушария в возрасте 6-7 лет приводит к торможению развития правого. Поэтому гармоническое образование подразумевает использование таких форм и методов работы с младшими школьниками, которые направлены на одновременное развитие и использование каналов воздействия на оба полушария мозга. Использование информационно-коммуникационных технологий, средств мультимедиа позволяют учителю одновременно задействовать каналы восприятия правого полушария мозга ребёнка, обратиться непосредственно к его, более развитому на данный момент, образному восприятию информации (это картинки, анимация, образы, звуки, отрывки из любимых мультфильмов как наглядность при объяснении сложной темы, музыкальное сопровождение определённых форм работы на уроке и многое другое).

Сейчас уже в России, в рамках дошкольного проекта "Диалог" (издательство "Дрофа"), выходят двуполушарные учебники. Один из авторов этих учебников Ольга Соболева утверждает: ««Двуполушарный» подход к обучению предполагает параллельное обращение к резервам обоих полушарий мозга. Практическая реализация такого подхода состоит в таком структурировании учебного материала, при котором каждое изучаемое понятие помещается как бы в точку пересечения двух лучей — логического и образного. В результате возникает то, что мы условно называем объемным видением, или «стереоскопическим эффектом». При этом качественно меняется весь процесс обучения и его результат». [5] Кроме того, ярким примером бесстрессового двухполушарного развития и воспитания школьников может служить музыкотерапевтическая педагогика «Песнезнайка», автором которой является кандидат медицинских наук Яновская Н.Н. [1] Сейчас начальная школа внедряет использование этой педагогики на уроках.

    1. «Что наша жизнь? Игра!».

Ещё одной антистрессовой формой работы можно считать использование в учебно-воспитательном процессе наиболее понятного и интересного для ребёнка вида деятельности – игры.

Игровая деятельность дидактически правильно и своевременно используемая учителем на уроках, способна не только в лёгкой, доступной форме научить ребёнка выделять основные характеристики предметов, сопоставлять и сравнивать их между собой, но и развивать их коммуникационные способности, реакцию, логику мышления, смекалку, воспитывать умение сдерживать свои эмоции, агрессию, работать в парах, группах. Опять же, это могут быть всего лишь игровые моменты урока (использование настольных дидактических игр, головоломок, паззлов, лото, интерактивные упражнения «А вы как думаете?», «Верю – не верю», «Собери в корзинку объекты с такими же свойствами» и т.д.) или полноценная игровая деятельность, включающая в себя ролевые, деловые (имитационные, операционные) игры. Любая игра имитирует какой-либо вид деятельности, подразумевает определённый набор правил игры, распределение ролей между учениками. С учётом возрастных особенностей школьников игровая деятельность может приобретать самые различные формы. Так в начальной школе на уроках информатики я использую очень простую игру «Ты – Команда, а ты – Исполнитель», когда один ребёнок – Исполнитель должен повторять в точности все движения другого – Команды. Таким образом, дети начинают понимать всю важность правильности написания порядка команд для исполнителя, ведь он выполняет их в точности. В пятом классе использую ролевую игру «Я – инструмент графического редактора Paint». Дети получают карточки, которые являются одновременно и средством распределения ролей и инструкцией к действию. При этом каждый «Инструмент» может не только рассказать о себе и своих свойствах, но и продемонстрировать это всем на экране в среде Paint, а затем можно сгруппировать «Инструменты» по различным признакам (например, ты собираешь в свою группу только те инструменты, у которых есть дополнительная панель). В средней и старшей школе это уже могут быть спланированные полноценные воспитательные мероприятия, позволяющие расширить и углубить знания учеников в той или иной области. Например, мероприятия, проводившиеся в рамках недели информатики в школе: «Виртуальный мир в твоей жизни», «Интеллектуальный марафон», «Суд над Интернетом», «Информационный мегаполис».

На примере нашей школы могу констатировать тот факт, что игровая деятельность школьников (при активной поддержке учителя) может перерасти в клубную (клуб знатоков «Что? Где? Когда?», «Шекспировский клуб», дискуссионный клуб «За и против», правовой клуб «Де-юре», детективное агентство, «Экологическая вахта»). Эта деятельность позволяет проводить общешкольные игровые мероприятия (например, «Экономический экспресс», «Зарница»), составлять бизнес-планы и «открывать» собственные имитационные бизнес-предприятия, создавать редакции школьных газет и журналов, театральную мастерскую, кукольный театр «Подытожим», литературную гостиную и многое другое. А значит, это позволяет нам вырастить, воспитать и выпустить «в мир» поколение информационно-культурных, коммуникативных, конкурентоспособных и самое главное – стрессоустойчивых, приспособленных к реалиям современного экономического и политического общества юношей и девушек.

  1. Послесловие.

Профессии учителя и врача – это не средство зарабатывания денег, это призвание, это талант. К сожалению, люди именно этих профессий наиболее подвержены стрессу, неврозам, профессиональному выгоранию. Всё это может иметь очень тяжёлые последствия для наших подопечных – наших учеников. И не только потому, что учитель, находящийся в состоянии стресса, становится раздражительным, может повысить голос, оборвать ребёнка, вступить в конфликт. Но, даже если учитель умеет контролировать себя, дети всегда чувствуют настроение, психологическое состояние своего «кумира». И внутреннее напряжение учителя непременно отразится и на их поведении, настроении, состоянии, реакции…

Не секрет, что учительскому самолюбию бывает лестно, когда после урока к нему подходят ученики, и говорят, что он самый лучший учитель, или что им больше всего нравятся именно его уроки. Но нельзя забывать о том, что в этом классе (группе) есть и другие ученики. Очень разные. Все ли они разделяют это мнение? Каждый ли из них чувствовал себя комфортно, уютно на этом уроке? Не был ли обделён кто-либо учительским вниманием?

Недаром одно персидское изречение гласит: «Если бы небо услышало молитвы детей, на свете не осталось бы ни одного живого учителя…».

Я от всей души желаю своим коллегам учителям здоровья, стрессоустойчивости, любви к своей профессии, творчества, профессионального мастерства, технологичности, но самое главное – возможности спать спокойно, даже тогда, когда небо сможет услышать и исполнить молитву любого из их учеников…

Литература

  1. Гармоничная нация: Популярно о наболевшем: Стресс. Эмоциональное выгорание. Невроз. Суицид. Депрессия. Психоматические расстройства у детей и подростков. / Яновская Н.Н. - К.: ЧП «Яновская Н.», 2012. – 56 с.

  2. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы. / Ковалько В.И. – М.: «ВАКО», 2004. – 296 с.

  3. Здоровьсберегающая субкультура школьника современной школы. / Жмутская О.В. // Методические ориентиры. Пилотный выпуск. – ИГ «Основа», 2010. – с. 9-13.

  4. Педагогические технологии: учебное пособие. / Сальникова Т.П.- М.: ТЦ Сфера, 2005.

  5. Развитие «двуполушарного» подхода к обучению: практическая реализация в школьном учебнике. / Соболева О. Л. / статья на странице http://metodika.ru/?id=78

  6. Современные образовательные технологии. / Селевко Г.К. – М.: ТЦ Сфера, 1998.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Завучу

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Гармонизирующее образование как одна из здоровьесберегающих технологий в школе

Автор: Макарова Наталья Николаевна

Дата: 13.06.2014

Номер свидетельства: 104009


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства