Формы работы по профилактике вредных привычек у студентов с овз
Формы работы по профилактике вредных привычек у студентов с овз
В настоящее время большое количество лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее-ОВЗ) являются гражданами трудоспособного возраста, многие из которых стремятся к социально активной и максимально независимой жизни, профессиональной занятости. Но воплотить в жизнь эти стремления удается пока далеко не всем. Несмотря на активное проведение государственной и областной политики содействия занятости лиц с ОВЗ и инвалидов, доля реально трудоустроенных среди них остается, к сожалению, крайне небольшой.
Низкая конкурентоспособность лиц с ОВЗ на рынке труда связана не только с теми ограничениями, которые накладывает их здоровье на профессиональную занятость, но и с более низким уровнем образования по сравнению с гражданами, не имеющими таких ограничений.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Формы работы по профилактике вредных привычек у студентов с овз»
ФОРМЫ РАБОТЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ВРЕДНЫХ ПРИВЫЧЕК У СТУДЕНТОВ С ОВЗ.
Филимонова Ольга Николаевнапреподаватель математики
ГАПОУ КО «Калужский колледж сервиса и дизайна» г. Калуги
В настоящее время большое количество лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее-ОВЗ) являются гражданами трудоспособного возраста, многие из которых стремятся к социально активной и максимально независимой жизни, профессиональной занятости. Но воплотить в жизнь эти стремления удается пока далеко не всем. Несмотря на активное проведение государственной и областной политики содействия занятости лиц с ОВЗ и инвалидов, доля реально трудоустроенных среди них остается, к сожалению, крайне небольшой.
Низкая конкурентоспособность лиц с ОВЗ на рынке труда связана не только с теми ограничениями, которые накладывает их здоровье на профессиональную занятость, но и с более низким уровнем образования по сравнению с гражданами, не имеющими таких ограничений. Без профессионального образования уделом данной категории граждан становятся лишь малоквалифицированные и низкооплачиваемые работы, которые зачастую по своему содержанию намного отстают от потенциальных возможностей этой категории населения. В результате проигрывают и сами лица с ОВЗ, и все общество. Для лиц с ОВЗ это явное сужение горизонтов самореализации, для общества и государства – неэффективное использование столь дефицитных в нашей стране трудовых ресурсов. [6]
В последние годы повысился интерес к проблемам, с которыми сталкиваются лица с ОВЗ при получении ими профессионального образования. Это связанно как с ростом понимания необходимости поднять их социально- экономический статус в российском обществе, так и с обострением проблемы нехватки трудовых ресурсов в стране, а так же ростом числа самих лиц с ОВЗ и их доли среди населения.
Новые условия, связанные с развитием страны и преобразованиями в экономике, определили необходимость формирования у молодежи способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. К психологическим и физическим трудностям подросткового и юношеского возраста добавляется сегодня высокая степень неопределенности жизни, неясность перспектив социального развития, экономические трудности, что приводит к повышению тревожности молодежи.
Совсем недавно Калужский колледж сервиса и дизайна стал базовой профессиональной образовательной организацией, обеспечивающей поддержку региональной системы инклюзивного профессионального образования инвалидов.
Инклюзивное образование — практика общего образования, основанная на понимании, что инвалиды в современном обществе могут (и должны) быть вовлечены в социум.
Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие подростков с ОВЗ, реализацию их потенциальных возможностей, является одной из приоритетных социальных задач. Это же задача акцентирована в программах профессионального образования как одна из важнейших, связанных с положительной динамикой социального климата в Калужской области. Ее решение может повлиять существенным образом на снижение рисков деструктивного и в том числе экстремистского поведения молодежи и одновременно позволит значительно повысить качество жизни каждой семьи, создать благоприятные условия для выбора молодыми людьми достойной профессии, для их всесторонней социальной адаптации.
Основной целью работы по профессиональной адаптации студентов с ОВЗ в колледже я, как преподаватель, считаю формирование социально активной личности, способной к деятельности, нацеленной на самореализацию, имеющей устойчивую систему отношений к другим людям, обществу, труду, к себе.
Основой социального становления детей с ОВЗ является помощь взрослеющему человеку в приобретении качеств, зрелой самостоятельной личности, способной к адаптации, социализации и интеграции в современном мире. Но даже при благоприятном стечении обстоятельств, процесс социализации и интеграции в современном мире. Но даже при благоприятном стечении обстоятельств, процесс социализации и профессиональной адаптации таких учащихся разворачивается неравномерно и чреват рядом сложностей и проблем, так как для данной категории подростков характерны следующие особенности:
неумение общаться с людьми вне колледжа, трудности в установлении контактов со взрослыми и сверстниками (например, не могут объяснить, зачем и по чему они пришли в ту или иную организацию- сбербанк, почту, социальную службу);
низкий уровень социального интеллекта, что мешает понимать (принимать) общественные нормы и правила (учебы, проживания в общежитии) и соответствовать им;
слабо развитое чувство ответственности за свои поступки, безразличие к судьбе тех, кто связал с ними всю жизнь;
потребительская психология в отношении к обществу, государству;
неуверенность в себе, низкая самооценка или, наоборот, очень завышенная и как следствие – отсутствие постоянных друзей;
отсутствие целеустремленности, направленной на будущую жизнь (чаще всего целеустремленность проявляется лишь в достижении ближайших целей: получить желаемое , привлекательное – еда, одежда, жилище , развлечения
склонность к аддиктивному ( саморазрушающему ) поведению – курение ( в том числе курительных смесей), употреблен е алкоголя, легких наркотиков. [3]
Я хочу остановиться на последней из выше перечисленных способностей.
На сегодняшний день проблемы зависимого поведения среди несовершенно летних учащихся является одной из самых приоритетных. Со стремительным развитием и распространением средств массовой информации, интернет-рекламы несовершеннолетние члены общества подвергаются влиянию со стороны, чаще неблагоприятному, что приводит к отклонениям в поведении. Выходя в просторы интернета, нередко становишься невольным зрителем рекламных роликов, содержащих пропаганду алкогольных напитков, табачной продукции, игровых порталов и так далее, что, так или иначе, откладывает отпечаток на детскую, еще до конца несформировавшуюся психику несовершеннолетних. Особенно незащищенным слоем населения, от внешнего нежелательного влияния, является ребенок с интеллектуальными нарушениями, психологические особенности которого отличаются внушаемостью и комфортностью. Поэтому проблема психологической профилактики зависимостей у детей с ОВЗ является актуальной.
Я как, преподаватель, в частности куратор большое внимание уделяю этой проблеме.
Все чаще вспоминаются слова Ж. Ж. Руссо: «Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым».
Работа с обучающими, ОВЗ направлена на формирование жизненно важных компетенций, необходимых для более успешной адаптации обучающихся с ОВЗ в обществе. Формируемые жизненные компетенции обеспечивают развитие отношений с окружением в настоящем и будущем.
В ходе работы у обучающихся должны сформироваться представления о сообразном поведении в быту и природе, безопасном для человека и окружающей среды, заинтересованное отношение к собственному здоровью путем соблюдения правил здорового образа жизни.
Наиболее интересными и привлекательными формами работы по профилактике вредных привычек для обучающихся является активная творческая деятельность с применением игровых ситуаций, творческих заданий, активных познавательных форм.
Для достижения поставленных целей использую следующие формы работы:
беседы (с привлечением нарколога, венеролога, специалиста по планированию семьи, инфекциониста, фтизиатра);
работа с текстом (чтение и обсуждение);
агитбригады, праздники здоровья;
конкурсы: рисунков, плакатов «Что полезно для здоровья?», «Кто курит табаков, тот сам себе враг»); пословиц и поговорок «Мудрое слово о здоровье»;
уроки здоровья «Подросток в мире вредных привычек», «Вредные привычки, что это?»
Социально значимые промо-акции и т.д.
Работа с семьей.
На своих уроках и внеклассных занятиях провожу динамические паузы, которые используются как форма активного отдыха и переключение внимания учащихся. Предлагаю детям упражнения для тренировки и разминки определенных частей тела и органов, психологические игры и упражнения для снятия напряжения. Использую практическое пособие К. Фопеля «Как научить детей сотрудничать?». Одно из упражнений, как можно научиться чувствовать себя, довольным и бодрым…
Игра «Очищающее дыхание»
Инструкция:
Сядь, выпрямившись, на стул и держи спину совсем прямо. Положи руки на стол или колени так, чтобы ладони смотрели на потолок. Теперь мысленным взоров посмотри в центр своей груди. Вдохни глубоко и выдохни без паузы между вдохом и выдохом. Вдох происходит несколько быстрее, чем выдох… Когда ты выдыхаешь, представь себе, что твой выдох долетает до двери нашей комнаты. А когда ты вдыхаешь – не напрягайся, пусть воздух просто снова войдет в твое тело. Если хочешь, можешь придать своему дыханию какой-то цвет. Например, выдыхать серый воздух. И представь себе, что ты выдыхаешь свое беспокойство, свой страх, свое напряжение. А вдыхаемому воздуху можно дать какой-нибудь другой, приятный цвет, например голубой. И представь себе, что ты выдыхаешь спокойствие, уверенность и легкость. Наиболее продуктивными занятиями считаю занятия с использованием мультимедии.
Мультимедийные технологии открывают большие возможности для повышения интереса у учащихся. Данная технология позволяет практически реализовывать огромный потенциал перспективных, методический разработок. Более того, по окончанию занятия можно отследить и оценить работу каждого учащегося.
Ведется большая работа с интеллект-картами. Работа с интеллект-картами – это методика, помогающая ученикам структурировать и правильно формулировать свои мысли с помощью создания «мыслительной» - своего рода плана, состоящего из ключевых слов, терминов и понятий. Это специальная система, благодаря визуальной составляющей которой, детям значительно легче воспринимать и воспроизводить информацию. Применение интеллект – карт позволяет обучающимся с ОВЗ структурировать и запоминать важную информацию, а так же воспроизводить ее в последующем. Мыслительные карты помогают развивать творческое и ассоциативное мышление, память и внимание обучающихся, а также сделать занятия более интереснее, занимательнее и плодотворнее. Важным является визуализация процесса мышления, так как обучающиеся с нарушением интеллекта лучше усваивают информацию, которую демонстрируется наглядно и неоднократно повторяется. Создание интеллект - карт это эффективный метод для структурирования и обработки информации.
Подросток в силу психологических особенностей лучше воспринимает наглядные способы пропаганды. Любые откровенно назидательные формы, поучения он встречает скептически, как посягательство на свободу, попытку «влезть в душу».
Сотворчество взрослых и подростков – благодатная почва для развития студентов с ОВЗ, их производственных, гуманных и нравственных качеств. Только в совместной деятельности воспитанник колледжа может раскрыть себя, проявить и развить свои личностные качества, инициативу, ответственность, трудолюбие, смекалку, толерантность, тем самым у них не будет склонности к аддиктивному поведению. В такой деятельности зарождаются и проявляются организаторские и коммуникативные способности студентов с ОВЗ.
Список литературы
1.Данилова З.Г. Адаптация и профессионализация студентов и выпускников колледжа как условие конкурентоспособности на рынке труда (часть1) – Москва: Русимпо, 2012. 134 с.
2.Обухова Е.В. Педагогическое сопровождение адаптации учащихся с ОВЗ в осуществлении выбора в профессиональном обучении / Е. В. Обухова. - Москва : Русимпо, 2015. - 132 с. : ил., табл.
3.Обухова Е.В. Профессиональная адаптация детей с ОВЗ в коррекционной школе и колледже. Е.В. Обухова / Среднее профессиональное образование 2015. - №6.-с.21-24
4.Аксенова Л.И. и др.; Специальная педагогика: Учебное пособие для 5.студ. выс. учеб. заведений/ Л.И. Аксенова и др. Издательский центр «Академия»,2001.-400с. 30000 экз. ISBN 5-7695-0835-3
6.Косьмина М.А. Комплексное сопровождение воспитательного процесса в работе у обучающихся с ОВЗ. М.А Косьмина / Среднее профессиональное образование 2015. - №3.-с.139-144