Формирование социальной зрелости обучающихся кадетской школы средствами социального воспитания
Формирование социальной зрелости обучающихся кадетской школы средствами социального воспитания
Социальное воспитание - процесс содействия продуктивному личному росту человека при решении им важных задач взаимодействия с окружающим миром, достижения жизненного успеха, социальной компетентности, конкурентноспособности, социального самоопределения, выживания в обществе. Социальные технологии образовательно-воспитательной деятельности выходят на первый план в связи со значимостью ориентиров на личностный результат, сформированный во ФГОС. Компонентами социальных технологий являются социальные практики и профессиональные пробы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Формирование социальной зрелости обучающихся кадетской школы средствами социального воспитания »
Формирование социальной зрелости обучающихся кадетской школы средствами социального воспитания
Деревенчук Лариса Викторовна,
зам. директора по УВР МБОУ КСОШ
имени Героя РФ В.И. Шарпатова
Социальные технологии образовательно-воспитательной деятельности выходят на первый план в связи со значимостью ориентиров на личностный результат, сформированный во ФГОС. Компонентами социальных технологий являются социальные практики и профессиональные пробы.
Социальное воспитание - процесс содействия продуктивному личному росту человека при решении им важных задач взаимодействия с окружающим миром, достижения жизненного успеха, социальной компетентности, конкурентноспособности, социального самоопределения, выживания в обществе.
С 2011г. в Ямало-Ненецком автономном округе в г. Новый Уренгой в режиме инновационного учреждения работает муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Кадетская средняя общеобразовательная школа имени Героя РФ В.И. Шарпатова». Целью работы кадетской школы является воспитание патриота России, формирование высоконравственной, интеллектуальной, осознающей престиж знаний и общечеловеческих ценностей личности, подготовка конкурентноспособного, физически здорового, мотивированного на продолжение профессиональной службы Отечеству на гражданском и военном поприще гражданина. Основной задачей является воспитание любви к Родине, своему региону, городу, ответственное понимание служебного и гражданского долга.
Работа по патриотическому воспитанию в школе организована по 3 основным направлениям:
- гражданско-патриотическое воспитание (формирует в детях чувство любви к малой родине, уважительное отношение к национальным традициям и культуре, пробуждает чувство гордости за свой народ, формирует правовую культуру, четкую гражданскую позицию, готовность к сознательному и добровольному служению своему народу);
- героико-патриотическое воспитание (ориентировано на пропаганду военных профессий, знаменательных исторических дат, воспитание гордости за деяния героических предков);
- военно-патриотическое воспитание (формирует у обучающихся глубокое патриотическое сознание, идеи служения Отечеству и его защите, воспитывает чувства гордости за русское оружие, стремление к военной службе, уважение к военной истории Отечества, сохранения и приумножения воинских традиций).
Это позволяет создавать модель кадетского образования и воспитания, отвечающую современным требованиям. Воспитательная система кадетской школы базируется на едином воспитательном пространстве, охватывающем и учебные занятия, и внеурочную деятельность, в том числе в дополнительном образовании, общении. Воспитательная система служит таким задачам социализации личности, как формирование у обучающихся собственного социального опыта, обеспечения системы социальных ценностей, обеспечение стимулирования социальной активности личности.
Социально-педагогическими условиями реализации воспитательной компоненты по формированию социальной зрелости обучающихся кадетской школы являются:
1. Наличие скоординированной образовательной среды, включающей в себя в качестве основных взаимосвязанных составляющих целенаправленную педагогическую деятельность, взаимодействие с другими институтами и агентами социализации.В кадетской школе кроме программ начального общего образования и основного общего образования, активно действует комплексная Программа духовно – нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, включающая в себя ряд подпрограмм: «Служить Отечеству»; «Здоровый кадет»; «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних обучающихся»; «Семья и школа»; «Одаренный кадет»; функционирует Управляющий Совет школы и «Совет командиров».
2. Открытость учреждения, включение в различные партнерские отношения. МБОУ КСОШ имени Героя РФ В.И. Шарпатова обладает достаточно прочными партнерскими отношениями с Новоуренгойским Советом ветеранов Великой Отечественной войны, Новоуренгойским городским отделением Ямало-Ненецкого окружного Союза ветеранов Афганистана и участников локальных войн, Управлением молодежной и семейной политики Администрации города Новый Уренгой, Муниципальным учреждением культуры Централизованной клубной системой (МУК ЦКС) ГДК «Октябрь», Новоуренгойским городским казачьим обществом, Региональной молодёжной общественной организацией «Дивизион», Отделением военного комиссариата ЯНАО по г. Новый Уренгой, детской некоммерческой организацией спортивным клубом «Самурай», 4 отрядом ФПС ГПС по ЯНАО в г. Новый Уренгой, Управлением дошкольных подразделений ООО «Газпром добыча Уренгой» (детским садом «Росинка»). Свой вклад в формировании личности кадетов, их профессиональной направленности, развитие социальной компетентности вносят Управление по труду и социальной защите населения Администрации города Новый Уренгой, Новоуренгойская общественная организация «Десантное братство», ОАО Новоуренгойский объединенный авиаотряд.
3. Гуманистическое взаимодействие участников образовательного процесса. Здесь важным для нас представляются сложившиеся отношения в системе кадет-воспитатель, кадет – педагог. Именно гуманистический характер отношений в указанных системах позволяет каждому кадету и обучающемуся оказаться в ситуации успеха. В учебной деятельности эффективно работает технология педагогического сопровождения. Общение со значимыми взрослыми (а в нашей ситуации таковыми являются воспитатели-офицеры) строится с одной стороны на принципах субординации и воинской этики, а с другой на дружеских началах старшего и младшего офицера (cadet – фр. - младший). Удовлетворенность пребыванием в кадетской школе ежегодно диагностируется педагогом-психологом.
4.К реализации программ по формированию социальной зрелости обучающихся кадетской школы привлечены социальные педагоги, педагог-психолог, воспитатели-офицеры, учителя-предметники, родители (законные представители).
Скоординированная образовательная среда кадетской школы, её открытость, гуманистическое взаимодействие участников образовательного процесса и реализация программы по формированию социальной зрелости определяют положительную динамику в процессе формирования социальной компетентности обучающихся, кадет.
Социальная зрелость выражается в том, насколько адекватно обучающийся понимает свое место в обществе, каким мировоззрением руководствуется, каково его отношение к общественным институтам, к своим обязанностям, труду. Кроме того, учитывая, что для профессионального успеха, построения карьеры на гражданском и военном поприще в будущем необходимы вышеперечисленные свойства личности, поэтому формирование социальной зрелости учащихся, кадет можно рассматривать как фактор будущего профессионального успеха.
Личностный компонент социальной зрелости определяется достижением определенного уровня личностного и жизненного самоопределения, связан с формированием внутренней позиции взрослого человека, с осознанием себя как члена общества, с необходимостью решать проблемы своего будущего.
Профессиональный компонент социальной зрелости представлен определенным уровнем профессионального самоопределения личности, является составной частью жизненного самоопределения, т.е. вхождения в ту или иную социальную и профессиональную группы, выбора образа жизни, трудовой деятельности и профессии.
Гражданский компонент социальной зрелости личности представляется достижением определенного уровня гражданского самоопределения: своего места и роли как гражданина страны в общественно-государственном пространстве, в демократическом, гражданском обществе на основе осознанного выбора и проживания гражданских ценностей в условиях реального участия в социальной жизни образовательного учреждения и общества. Стержневой основой гражданского самоопределения обучающегося выступает его ценностное самоопределение.
В исследованиях социологов, психологов, педагогов подчеркивается возросший инфантилизм современной молодежи, потребительское отношение к жизни, снижение темпов ее социального созревания. То есть уровень социальной зрелости обучающихся не соответствует предъявляемым обществом требованиям: низкая самоорганизация, слабое проявление общественной активности, недостаточное развитие способности к самосовершенствованию и саморазвитию.
На основании вышеизложенного можно сказать о наличии противоречий между потребностью современного общества в социально зрелых, активных, коммуникабельных, предприимчивых, самостоятельных, ответственных выпускниках общеобразовательной кадетской школы и неразработанностью проблемы становления социальной зрелости школьников в процессе их школьного обучения.
Социологические опросы также показывают, что большое количество школьников плохо знают и круг профессий, из которых им предстоит выбирать, и конкретные особенности каждой профессии, демонстрирует неуверенность в своих силах, недостаточное знание самого себя, отсутствие ценностей профессиональной самореализации, мотивации к труду, навыков самостоятельной работы, несформированность навыков принятия решения, планирования карьеры. поэтому их выбор зачастую становится случайным.
Указанные противоречия позволяют говорить о необходимости создания условий формирования социальной зрелости учащихся в образовательном пространстве кадетской школы, поиска решений педагогических задач её становления, применения нового образовательного инструментария, расширения традиционного перечня направлений учебно-воспитательного процесса за счет актуальных для современного периода видов обучения и воспитания школьников через социальное проектирование: социальные практики и профессиональные пробы по самоопределению и выбору будущей профессии.
Чтобы содействовать профессиональному самоопределению учащихся, в кадетской школе проводятся профпробы как в процессе урочной, так и внеурочной деятельности, где сообщают базовые сведения о конкретных видах профессиональной деятельности на гражданском и военном поприще, моделируются различные элементы профессиональной деятельности, определяется уровень готовности учащихся к выполнению проб, обеспечиваются условия для качественного выполнения профессиональных проб.
В содержании профессиональной пробы выделяют этапы:
- вводно-ознакомительный ( в начальной школе 1-4 классы внеурочная деятельность "Азбука кадетской жизни", анкетирование по самоопределению (8 класс), ознакомительные беседы, посещение занятий обучающимися 9 классов предмета «Психология, выбор профессии», элективных курсов по реализации кадетского компонента «История кадетских корпусов», «История казачества», «История в лицах. Не ради славы...», «Математика и военное дело», «Основы воинской службы», «Выживание в экстремальных ситуациях», "Физика в твоей будущей профессии", "Русская стилистика и культура речи в формировании личности кадета", "Защитники Отечества в произведениях художественной литературы", "Основы медицинских знаний", "Проектно-исследовательская деятельность", посещение «Ярмарки учебных мест», проводимой Новоуренгойским многопрофильным колледжем). В рамках реализации кадетского компонента обучающиеся занимаются фехтованием, посещают школьный интерактивный тир, занятия по парашютной подготовке, каратэ, бальные танцы, изучают основы православной культуры.
- подготовительный (проведение военно-полевых сборов в рамках курса ОБЖ для обучающихся 10 классов, просмотр видеофильмов военно-патриотической тематики 5-11 классы, беседы со специалистами, посещение предприятий, учреждений определенной трудовой деятельности по предполагаемой пробе, стажировки кадет (Сибирский кадетский корпус (г. Новосибирск), реализуется профильное обучение на третьей ступени образования 10-11 классы: социально-гуманитарный профиль (направленность на дальнейшее обучение в ВУЗАх по специальностям юрист, ГМУ, таможенное дело, ОМВД), информационно-технологический и физико-математические профили (радиоэлектроника, информационные технологии, в т.ч. защита безопасности, инженерные специальности, МЧС))
-исполнительский (проведение комплекса теоретических и практических занятий, моделирующих ситуации проявления профессионально важных качеств (ПВК) специалиста: участие в слётах допризывной казачьей молодёжи (г. Анапа, г. Ноябрьск, г. Качинск (Республика Крым), слетах кадетских корпусов и школ России и союзных государств (г. Москва, г. Пермь, г. Минск ( Республика Беларусь)), сборы допризывной молодёжи на базе Курганского пограничного института ФСБ России, участие в работе окружных оборонно-спортивно-оздоровительных лагерей-экспедиций «Крылатая пехота» (г. Анапа), «Патриот Ямала» (г. Курган). "Юный капитан" (г. Новороссийск), "Казачок" (г. Анапа), в работе поисковых отрядов (г. Санкт-Петербург,
д. Синявино), участие в проекте «Я выбираю специальность», организаторами которого является ОАО «Газпром добыча Уренгой» и ОАО «Газпром добыча Ямбург», участие в интеллектуальной междисциплинарной олимпиаде, проводимой Новоуренгойским техникумом нефтяной и газовой промышленности)
Включение детей и подростков в деятельность, носящую просоциальный характер, предоставляет им возможность проявления социальной активности, способствует преодолению социального инфантилизма, развивает чувство ответственности, способность к участию в жизни общества, а на данном этапе – в жизни кадетской школы. В этом контексте под социальными практиками мы понимаем вид деятельности обучающегося, в котором он приобретает позитивный социальный опыт, получает навыки социальной компетентности и реального действия в обществе, овладевает умениями социальной самоорганизации в решении социально значимых проблем.
Социальные практики имеют следующие виды:
1) пассивная (учебные социально-практические ситуации на уроках и занятиях, встречи с представителями социальных институтов, оценочная деятельность, деловые и ролевые игры);
2) активная (волонтерская деятельность, шефская работа с детьми детского сада «Росинка», участие в школьном самоуправлении (выборы Президента кадетской школы, участие в проведении Дня школьного самоуправления (Дня дублёра)), участие в социальных проектах, акциях «Посылка солдату», «Чистый двор», «Дети Нового Уренгоя - тундровикам», «Подарок ветерану», «Милосердие», «Аллея выпускников», оказание помощи в работе музейных экспозиций «Русская изба», «Связующая нить», организация и проведение спортивных мероприятий, конкурсов, митингов, «Вахт Памяти» (в т.ч. международного уровня (г.Киев (Украина), г. Минск (Беларусь)), Уроков мужества, тематических классных часов, посвященных Дням Воинской славы, участие кадет в мероприятиях, посвященных Дню призывника, Дню защитника Отечества, Дню Победы в Великой Отечественной войне);
3) преобразовательная (помощь социально незащищенным слоям населения, общественно-полезные дела, концертные бригады и др.).
Следуя кадетским традициям, в школе существуют торжественные и ежедневные построения, единая форма, дисциплина, система поощрения и взысканий, спортивные мероприятия, публичные концерты, участие в городских праздниках, шествиях. Все мероприятия, проводимые с обучающимися в кадетской школе, ориентируют их на выбор будущей профессии.
Итогом социальных практик и профессиональных проб за 2011-2014г.г. является поступление 10 кадет-выпускников школы в высшие военные учебные заведения (ТВИКУ, КПИ ФСБ, авиационно-технический университет), на факультеты обеспечения безопасности (национальной - 1, экологической - 1, экономической - 1, информационной - 5), юриспруденции - 10, менеджмента - 5, управления и социологии - 4, аэрокосмического приборостроения - 2, банковского дела - 4, финансовой деятельности - 6, таможенного дела - 2, в академии государственной службы - 2, на инженерно-технические специальности - 5, строительство и архитектуру - 3, автоматизацию производства - 2, информационные технологии - 7, а также служба в рядах Российской Армии, результативное участие обучающихся по реализации кадетского компонента в конкурсах, слётах, метапредметных и межпредметных олимпиадах различных уровней; двое выпускников - кадет по итогам кадетских слётов отмечены Грантами Президента Российской Федерации.
Список литературы
Формирование социальной зрелости учащихся средствами профессиональных проб и социальных практик: Учебно-методическое пособие / Под ред. С.В. Кривых. – СПб.: Экспресс, 2014. – 130 с.
Образовательные практики социальной направленности как механизм реализации ФГОС во внеурочной деятельности - замысел и перспективы"/ Э.Н. Гарсиа, с.н.с. ИРО ПК, В.М. Максимова, http://web.iro.perm.ru/880.
О формировании социальной компетентности подростков в условиях кадетской школы-интерната / О.С. Симанкова. - Петрозаводск: электронное научное издание (научно-педагогический интернет-журнал http://www.emissia.org) , 2012.
Социальная практика как педагогическое понятие / Г.В. Никитина. - Чита: Молодой учёный, 2011- с.33-35.
ФИО специалиста по дополнительным вопросам по реализации практики:
Галкина Тамара Алексеевна, заместитель директора по УВР, тел. 8(3494)97-38-32