kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Формирование базовых компетенций учителя в сфере ИКТ в соответствии с требованиями ФГОС ООО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы основного общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию [1].

Стандарт устанавливает требования к личностным, предметным и метапредметным  результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования.

Одним из требований к метапредметным результатам является формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий. Это требование отражено в основной образовательной программе основного общего образования МКОУ СОШ с.Преображенка. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Формирование базовых компетенций учителя в сфере ИКТ в соответствии с требованиями ФГОС ООО »

МКОУ СОШ с.Преображенка

Катанского района Иркутской области

Пилотная площадка опережающего внедрения ФГОС ООО















Формирование базовых компетенций учителя в сфере ИКТ в соответствии с требованиями ФГОС ООО








Лищинская Елена Олеговна,

учитель русского языка и литературы,

директор школы


Егоров Борис Владимирович,

учитель физики и ОБЖ,

заместитель директора по УВР


АДРЕС ШКОЛЫ: 666625

МКОУ СОШ с.Преображенка,

Катангский район, Иркутская область;

электронная почта - preobr_school@bk.ru









Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы основного общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию [1].

Стандарт устанавливает требования к личностным, предметным и метапредметным результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования.

Одним из требований к метапредметным результатам является формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий. Это требование отражено в основной образовательной программе основного общего образования МКОУ СОШ с.Преображенка.

В рамках программы [2] используется следующее определение ИКТ – компетентности:

ИКТ-компетентность – это способность учащихся использовать информационные и коммуникационные технологии для доступа к информации, для ее поиска, организации, обработки, оценки, а также для продуцирования и передачи/распространения, которая достаточна для того, чтобы успешно жить и трудиться в условиях становящегося информационного общества.

В соответствии с ФГОС весь образовательный процесс отображается в информационной среде. Основой информационной среды являются общешкольные средства ИКТ, используемые в различных элементах образовательного процесса и процесса управления школой, не находящиеся постоянно в том или ином кабинете.

Успешно сформированная в образовательном учреждении информационная образовательная среда (далее – ИОС) является важнейшим условием формирования у обучающихся ИКТ-компетентности.

В современном образовании ИОС, включающая организационно-методические средства, совокупность технических и программных средств, необходимых для обработки, передачи и хранения информации, обеспечивающая оперативный доступ к информации педагогов, диалог между субъектами образовательного процесса, имеет большое значение, но центральное место здесь занимает учитель. Он – живой носитель информационной культуры, транслирующий, обучающий, активизирующий, корректирующий. Именно через ИКТ-компетенции учителя будет формироваться ИКТ-компетентность обучающихся.

Согласно требованиям ФГОС ИКТ-компетенции учителя должны складываться:

- из наличия представлений о едином информационном пространстве образовательного учреждения, назначении и функционировании ПК, устройствах ввода-вывода информации, компьютерных сетях и возможностях их использования в образовательном процессе;

- из наличия представлений об электронных образовательных ресурсах и тенденциях рынка электронных изданий в секторе общего образования;

- из владения основами методики внедрения цифровых образовательных ресурсов в учебно-воспитательный процесс;

- из владения приёмами организации личного информационного пространства, интерфейсом операционной системы, приёмами выполнения файловых операций, организации информационно-образовательной среды как файловой системы;

- из владения приёмами подготовки дидактических материалов и рабочих документов в соответствии с предметной областью средствами офисных технологий (раздаточных материалов, презентаций и др.);

- из владения простейшими приёмами подготовки графических иллюстраций для наглядных и дидактических материалов, используемых в образовательной деятельности на основе растровой графики;

- из владения приёмами создания и преобразования в нужный формат аудио- и видеоинформации;

- из владения базовыми сервисами и технологиями Интернета в контексте их использования в образовательной деятельности (структура web-страницы, инструменты навигации, простейшие приёмы сайтостроения, дизайн сайта поддержки учебной деятельности, облачные технологии);

- из наличия представлений о технологиях и ресурсах дистанционной поддержки образовательного процесса и возможностях их включения в педагогическую деятельность;

- из владения приёмами подключения необходимых интерактивных средств ТСО;

- из использования в учебной и внеклассной работе видео- и фотокамеры.

От школы требуется большая работа по организации образовательной и самообразовательной деятельности каждого учителя для освоения перечисленных выше компетенций. Эта работа осуществляется в рамках создания ИОС МКОУ СОШ с.Преображенка.

В 2012-2013 учебном году в школе разработано пособие «Рекомендации для учителя

по использованию средств ИКТ на уроках и во внеурочной деятельности». В нём представлены основные средства, позволяющие педагогу подготовить урок, внеклассное мероприятие и организовать проектную деятельность с применением ИКТ:

  • работа с платными и бесплатными офисными пакетами, преобразование подготовленного текста в формат PDF;

  • работа с графическими изображениями, редактирование изображений, изменение размера изображений для его размещения в сети Интернет, захват изображений с экрана;

  • работа со звуком, запись звука, редактирование звуковых файлов;

  • работа с видео, редактирование видеофайлов для уроков и внеурочных мероприятий;

  • работа с мультимедиа, применение виртуальных дисководов для использования ЭОР в учебном процессе;

  • конвертирование видеофайлов в необходимый формат, использование мультимедийных пакетов на ПК.

В течение всего учебного года методическими объединениями школы велась работа по изучению представленного материала и освоению рекомендованных средств. Если в 2011-2012 учебном году информационные технологии в учебном процессе применяли 64% учителей, то в 2013-2014 учебном году – 100%. Администрацией школы проводятся постоянные консультации по вопросам внедрения ИКТ в учебную и внеурочную деятельность.

Пособие представлено на районную заочную научно-практическую конференцию «Введение и реализация ФГОС как фактор обеспечения нового качества образования». По итогам конференции Муниципальным отделом образования МО «Катангский район» пособие рекомендовано для изучения всем учителям Катангского района. Размещено на личном сайте Егорова Б.В. (http://tungusebv.my1.ru/index/avtorskie_raboty/0-4) и на сайте МОО.

«Рекомендации для учителя по использованию средств ИКТ на уроках и во внеурочной деятельности» переданы экспертам ОГАУ ДПО «Института развития образования Иркутской области». Принято решение о публикации статьи, освещающей данную работу, в журнале «Педагогический имидж», выход которого приурочен к форуму «Образование Приангарья – 2014».

Для расширения ЭОР, применяемых в учебном процессе, педагогам школы предложено участие во Всероссийском цифровом образовательном проекте «Школа цифрового века», проводимом издательским домом «Первое сентября» (http://1september.ru/). МКОУ СОШ с.Преображенка является участником проекта второй год. В 2013-2014 учебном году 93% педагогов школы активно участвуют в мероприятиях, проводимых в рамках «Школы цифрового века».

Всем учителям предлагаются:

  • электронные версии периодических изданий ИД «Первое сентября», включающие в себя методические материалы и цифровые ресурсы для подготовки и проведения уроков и внеурочных мероприятий;

  • модульные курсы педагогического университета «Первое сентября»;

  • методическая литература предметной и общепедагогической направленности (электронная версия);

  • возможность создания электронного портфолио учителя на базе встроенного в личный кабинет конструктора портфолио.

В марте 2014 года МКОУ СОШ с.Преображенка получен полный комплект документов, подтверждающий успешное участие учителей в проекте «Школа цифрового века»:

  1. Сертификат: МКОУ СОШ с.Преображенка – «Школа цифрового века», выдан за комплексное использование образовательным учреждением цифровых предметно-методических материалов и дистанционных образовательных ресурсов для повышения профессионального уровня педагогических работников;

  2. Почётный диплом на имя директора МКОУ СОШ с.Преображенка Лищинской Е.О.: за качественное обеспечение образовательного учреждения электронными образовательными ресурсами;

  3. Грамота на имя заместителя директора МКОУ СОШ с.Преображенка Егорова Б.В.: за организацию работы по участию образовательного учреждения в проекте;

  4. Диплом на каждого учителя МКОУ СОШ с.Преображенка – участника проекта: за активное применение в работе современных информационных технологий, эффективное использование цифровых предметно-методических материалов, предоставленных в рамках проекта.

В 2014-2015 учебном году МКОУ СОШ с.Преображенка продолжит участие в «Школе цифрового века». Учителям – участникам проекта будут предложены бесплатные 36-часовые дистанционные курсы Педуниверситета «Первое сентября» на период с 01.08.2014 по 30.06.2015, что, безусловно, положительно скажется на возможностях каждого педагогического работника школы для повышения своей квалификации. В том числе – по ИКТ-компетентности.

В декабре 2013 года Российской Федерацией образования осуществлена поставка в МКОУ СОШ с.Преображенка нового цифрового образовательного комплекса «Современный образовательный урок» в составе 70 DVD-дисков. Серийный номер комплекса – 8397247352.

ЭОР, представленные в данном комплексе, предназначены для урочной и внеурочной предметной деятельности в основной и старшей школе, что не противоречит их применению в начальной школе. Предметный состав комплекса: русский язык, литература, физика, биология, химия, информатика, математика, алгебра, геометрия, история, история России, обществознание, география, иностранные языки.

Для освоения дисков данного комплекса учителям потребовались навыки работы с наиболее распространёнными браузерами, знания по созданию виртуальных дисководов и образов ЭОР на ПК, навыки запуска созданного образа для его непосредственного применения в учебном процессе. Трудности успешно преодолены с помощью серии семинаров в составе общешкольного и предметных МО. В настоящее время педагогами осуществляется тестирование и привязка электронных ресурсов комплекса к реализуемым образовательным программам.

Очень важной составляющей ИКТ-компетентности учителя является владение основами сайтостроения. Преподаватель, умеющий выстраивать сайт в любой из предложенных Сетью систем, уже в совершенстве владеет базовыми сервисами и технологиями Интернета в контексте их использования в образовательной деятельности.

Личный сайт или свою страницу на сайте школы учитель может использовать в разных направлениях:

  • для размещения собственных ЭОР;

  • для создания личного портфолио или портфолио ученика;

  • для создания различных сетевых проектов с обучающимися;

  • для дистанционного взаимодействия со всеми участниками образовательного процесса и т.п.

С 2010-2011 учебного года обучение основам сайтостроения в МКОУ СОШ с.Преображенка базировалось на конструкторе Российского образовательного портала, где всем образовательным проектам представлялась бесплатная директория. Однако с 1 декабря 2013 года конструктор завершил свою работу из-за прекращения финансирования и встала необходимость определить наиболее приемлемую для школы и всех участников образовательного процесса основу для работы по созданию сайтов.

По решению педагогического совета с 1 января 2014 года для разработки сайтов школы выбрана бесплатная платформа «Юкоз Медиа». Технология создания сайтов с помощью этого конструктора настолько удобна и доступна, что позволяет каждому, независимо от уровня компьютерной базы решить проблему администрирования. За короткое время восстановлен официальный сайт МКОУ СОШ с.Преображенка, ответственный – Егоров Б.В. (http://school-preobr.ucoz.ru/). Учителя методического объединения начальных классов (руководитель – Егорова Е.Ю.), изучив внутришкольный опыт, начали работу со своей страницей в Сети: «МО учителей начальных классов МКОУ СОШ с.Преображенка» (http://nshpreobr.ucoz.ru/). Восстанавливается «Сайт учителя физики и ОБЖ Егорова Б.В.» (http://tungusebv.my1.ru/).

Опыт работы с платформой «Юкоз Медиа» востребован другими методическими объединениями школы. Продукт, созданный с использованием данной технологии, доступен педагогу, имеющему навыки владения компьютером и информационными технологиями. Планируется создание страницы МО учителей математики. Рассматриваются вопросы использования данной технологии для сетевых проектов обучающихся.

Параллельно осваивается облачная технология «Облако@mail.ru», призванная стать единым хранилищем ЭОР школы и учителей. 100Гб, которые доступны на сервере Mail.Ru каждому пользователю, вполне достаточны для любых данных учителя. Преподаватели, работающие над созданием своих страниц, имеют ясное представление о возможностях этой технологии и порядке представления ссылок на свои ресурсы.

На современном этапе сложно найти преподавателя, который бы не имел цифровую видеокамеру или (и) фотоаппарат. Яркие школьные события не оставляют учителей равнодушными и практически все они стремятся сохранить о них память в видеозаписях и фотографиях. Естественным является и то, что очень часто собственные видеоматериалы и фотографии служат наглядным материалом на уроках. Ученики такие материалы воспринимают значительно активнее; у многих вызывает удивление, что явления, о которых говорится на уроках, происходят непосредственно вокруг них.

Благодаря совместным усилиям педагогического коллектива собрана большая коллекция фотоальбомов различной тематики: внеурочные мероприятия, экскурсии, походы, социально-значимые проекты, природа нашего края и т.п. Часть из них размещена на школьном сайте.

В школе имеется цифровая видеокамера с встроенной флэш-картой, поэтому каждый учитель может записать свой открытый урок, внеклассное мероприятие, выступление детей. В школе сформирована видеотека, состоящая из записей наиболее значимых событий в жизни школы. Она также включает документальные фильмы о школе и её выпускниках. Пример фильма («Школе 30») можно посмотреть по адресу http://tungusebv.my1.ru/index/moi_filmy/0-22

Педагогический коллектив МКОУ СОШ с.Преображенка оснащён всеми необходимыми техническими средствами для формирования базовых компетенций учителя в сфере ИКТ в соответствии с требованиями ФГОС ООО:

  • стационарным компьютерным классом для основной и старшей школы;

  • стационарным компьютерным классом для начальной школы;

  • передвижным компьютерным классом для предметов естественно-научного цикла;

  • двумя интерактивными досками;

  • АРМ для каждого учителя;

  • доступом в сеть Интернет;

  • устройствами ввода и вывода информации.

Информационно-коммуникационные технологии всё более широко применяются в учебном процессе. Учитель должен владеть ИКТ и уметь использовать их как удобный инструмент в своей повседневной деятельности. При этом мы все должны понимать, что базовые компетенции учителя в этой области – это не фиксированный рубеж, а цель для постоянного приращения знаний и постоянного самосовершенствования педагога.





Использованные источники:

  1. Федеральный государственный стандарт основного общего образования.

  2. ООП ООО МКОУ СОШ с.Преображенка.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Завучу

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Егоров Борис Владимирович

Дата: 12.06.2014

Номер свидетельства: 103208


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства