Просмотр содержимого документа
«Доклад по теме "Формирование образовательной среды школы в условиях обновленных ФГОС"»
Каждая образовательная организация, реализующая требования ФГОС, решает ряд задач, которые сводятся к трём основным:
- с какой целью вводятся образовательные стандарты?
- какие конкретные изменения должны произойти в школе?
- как обеспечить достижение трёх групп образовательных результатов?
Поможет решить эти задачи формирование образовательной среды. Это позволит сделать образовательную деятельность школы более гибкой, более ориентированной на индивидуальные особенности обучающихся.
Одна из целей при формировании образовательной среды школы при введении образовательного стандарта — ориентация на новые подходы в обучении школьников: системно-деятельностного, компетентностного, личностно-ориентированного, что позволяет ученику, главному субъекту образования, не только усваивать знания, но, главное, постигать способы этого усвоения.
С 1 сентября 2022 года первые и пятые классы всех школ на территории Российской Федерации начали работу по обновлённым ФГОС, или ФГОС третьего поколения, в том числе и мы.
Рассмотрим изменения, которые внесли ФГОС-3 в образовательный процесс и которые повлияли на формирование образовательной среды нашей школы в этих новых условиях.
Первое и самое важное изменение
Теперь на всей территории Российской Федерации вводится единое содержание образования. Это, несомненно, большой плюс. Создан сайт «Единое содержание общего образования», с которым все наши учителя использовали при создании рабочих программ и продолжают работать при создании занятий цикла «Разговоры о важном», которые проводятся каждый понедельник.
В начале года по рекомендациям Министерства Просвещения РФ учителя начали работу по тем учебникам, которые есть в школе-интернате. Но уже утвержден новый федеральный перечень учебников, в котором расписаны сроки действия тех пособий, которые у нас есть. Поэтому с начала 2023-2024 учебного года новые 1 и 5 классы пойдут по новым учебникам, а в 6-11 классах мы продолжаем использовать учебники, которые имеются у нас. За исключением обществознания для 6, в 7 классе алгебра, геометрия, физика.
Второе изменение напрямую связано с первым
До внедрения ФГОС-3 планируемые предметные результаты были сформулированы на уровень образования. Мы понимали, чему должны научить выпускника 4, 9 или 11 классов. Теперь предметные результаты конкретизированы по годам обучения. Учитель имеет право передвигать темы, перераспределять часы на изучение тем предмета внутри одного года обучения, не искажая содержания. Но перемещать темы по годам обучения нельзя. Мы обязаны создать условия, при которых ребёнок, переезжая, например, из одного региона в другой, смог легко включиться в образовательный процесс, попав в ту предметную ситуацию, из которой он вышел.
Третье изменение
Неотъемлемой частью формирования образовательной среды школы-интерната является составление учебного плана.
С внедрением ФГОС-3 мы получили много свободы в части составления учебного плана. Теперь при составлении этого документа образовательная организация (ОО) ограничена лишь тремя факторами:
1. школа обязано включить в обязательную часть учебного плана предметы, указанные во ФГОС,
2. школа обязана соотнести аудиторную нагрузку с санитарными требованиями,
3. школа обязана за 4 года обучения с 1 по 4 класс выдать ребёнку от 2954 до 3190 часов, за 5 лет обучения с 5 по 9 класс – от 5058 до 5549 часов.
Всё остальное – в наших руках. Что это значит? Разберёмся на конкретном примере. В 5 классе на изучение всех предметов в неделю отводится 29 часов. Из них на русский язык – 5 часов, на литературу – 3 часа, на иностранный язык – 3 часа, на математику – 5 часов, на историю – 2 часа и т.д. При внесении дополнительных предметов нужно помнить, что общее количество часов не меняется, их 29. И если вводить дополнительный предмет или добавлять часы в имеющиеся предметы из федерального компонента, надо значит откуда-то забрать эти часы. В учебных планах нашей школы оставили распределение часов таким образом, чтобы дать детям полноценное базовое образование.
Четвёртое изменение
ФГОС-3 закрепил право выбора, изучать или не изучать второй иностранный язык, родной язык и родную литературу. Но это изменение касается только тех, кто в 2022 году начал обучаться по обновлённым ФГОС (у нас это 1 и 5 классы). Остальные дети обучаются по старым стандартам. Поэтому у них перечисленные предметы в программах остаются. У тех, кто перешёл в 6, 7, 8 и 9 классы, второй иностранный, родной русский и родная литература должны быть в аттестатах.
Пятое изменение
Это изменение - цифровизация образования. Например, ребенок долго болеет, находится на стационарном лечении, но может обучаться. Для таких детей и создается банк цифровых образовательных ресурсов. Так, например, учителя работали с Субботиным Егором из 7а класса, Коробановым Романом из 6б класса, которые находились на стационарном лечении в течение долгого времени в 1 четверти. В этом году в тематических планированиях Рабочих программ предметов появилась графа «Электронные образовательные ресурсы». Каждый учитель заполнил ссылками эту графу. В течение года можно наполнять её ссылками на видеоуроки, презентации, практикумы и пр., чтобы каждый ребёнок (обучается он в школе или дома) мог получить полноценное образование.
Образовательная среда школы-интерната формируется благодаря педагогическому коллективу, который реализует внедрение ФГОС. Следует отметить, что в школе-интернате 58 педагогических работников. Среди них высшую категорию имеют - 10, 1 категорию - 25 , на соответствии занимаемой должности – 3 педагога, без категории – 20. В этом году получили 1 категорию Мещерякова Н.А., Худякова И.И. и ждем подтверждения от КИРО по поводу Долбиной А.В.
Чтобы полноценно и правильно внедрять в образовательный процесс ФГОС, наши педагоги проходят курсы повышения квалификации. Это конечно же курсы в КИРО, КГУ, а также в дистанционном формате. В этом году были пройдены курсы педагогами по программе «Реализация требований обновленных ФГОС НОО, ФГОС ООО». Эти курсы созданы министерством Просвещения, поэтому всем надо будет их пройти.
Совершенствуется профессиональная компетентность педагогов в области теории и практики педагогической науки и преподавание предметов через участие коллег в вебинарах, в профессиональных конкурсах. Например, Тюленева Е.А. заняла 2 место в конкурсе методических разработок «Биотоп Профи». Активное участие педагоги принимают в вебинарах от издательства Просвещение (это Романова Е.А., Петрова Н.А., Агибалова Н.И., Алябьева О.А.). Тарасова Н.В. имеет благодарственное письмо от всероссийского учебно-методического портала «Педсовет», а так же диплом победителя Всероссийской олимпиады для педагогов «Педагоги России». Н.А. Петрова является участником образовательного интенсива по подготовке к ЕГЭ, который проводился факультетом математики КГУ. Долбина А.В. имеет публикацию в печатном всероссийском журнале «Педагогический опыт» по теме «Воспитательный потенциал уроков истории». Агибалова Н.И. является членом отделения РУМО словесников, является соавтором методических пособий по развитию читательской грамотности, ведет телеграмм канал для учителей русского языка и литературы. Учителя начальных классов Алябьева О.А., Чаплыгина Е.В. и логопед Жукова М.Ю. имеют сертификаты участников педагогического марафона, который поводился КИРО для подшефных школ из Первомайского района ДНР. На платформе Учи.ру Проскурин А.А. получил 1 место в номинации «Активный учитель». Эта платформа используется многими учителями нашей школы. Это все учителя начальной школы, Петрова Н.А., Агибалова Н.И., Романова Е.А., Касьянова А.А., Долбина А.В. Некоторые грамоты, дипломы на слайде.
В нашей школе-интернате создается благоприятная образовательная среда для раскрытия творческого потенциала обучающихся. Наши дети активно принимают участие в конкурсах и олимпиадах на школьном, муниципальном, регионалном, всероссийском и международном уровнях. Среди это конечно же ВсОШ, проводимая на всей территории РФ. Мы прошли школьный и муниципальный этапы. И наши обучающиеся прошли на регион. Это Носова В. на ОБЖ и литературу, Пеньков В. на технологию, Сорокин Н., Кудрявцева Д., Прокудина Е. на английский язык, Тюленева А. на немецкий язык, Прокудина Е. на обществознание, Сорокин Н., Гаврилов М., Мартынова Е. на географию, Булычева А. на астрономию. Хотелось бы отметить активное участие детей в олимпиадах, проводимых на платформе Учи.ру. Массовое участие детей было в олимпиадах «Безопасные дороги» и «Безопасный Интернет», которые контролировались на федеральном уровне. Участвуют наши обучающиеся в конкурсах-олимпиадах на Инфоуроке; в конкурсе «Старт», Мнемозина, Легион, «Русское слово». У детей есть дипломы победителей, призеров, участников в этих олимпиадах. Уже несколько лет подряд наши дети участвуют в областном школьном фестивале «Экоплюс» и занимают призовые места. В этом году 2 место. Наградные материалы Е.А. Щелокова и Е.А. Тюленева еще не получили. Некоторые из них представлены на слайде.
Микро образовательная среда конечно же создается, формируется на уроках. Об одном из способов совершенствования урока, который отражает системно-деятельностный подход по реализации ФГОС нового поколения, расскажет Е.И. Зубкова. Тема ее доклада «Моделирование в педагогике как способ совершенствования образовательной среды».
Продолжаем тему организации урока в соответствии с ФГОС. А.А. Проскурин расскажет об Особенностях конструирования урока ОБЖ с применением Цифровых образовательных ресурсов.
object(ArrayObject)#851 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(285) "Презентация и доклад к родительскому собранию "Возрастные особенности детей 3-4 лет и задачи воспитание и обучения во 2 младшей группе в соответствии с ФГОС""
["seo_title"] => string(80) "priezientatsiia_i_doklad_k_roditiel_skomu_sobraniiu_vozrastnyie_osobiennosti_die"
["file_id"] => string(6) "366197"
["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
["date"] => string(10) "1480963614"
}
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(269) "Презентация к родительскому собранию "Возрастные особенности детей 3-4 лет и задачи воспитание и обучения во 2 младшей группе в соответствии с ФГОС""
["seo_title"] => string(80) "priezientatsiia_k_roditiel_skomu_sobraniiu_vozrastnyie_osobiennosti_dietiei_3_4_"
["file_id"] => string(6) "366184"
["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
["date"] => string(10) "1480962081"
}
}