Просмотр содержимого документа
«Апробация модели профильного обучения "Школа- колледж"»
АПРОБАЦИЯ МОДЕЛИ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ "ШКОЛА- КОЛЛЕДЖ"
Н.И.Косач, бюджетное общеобразовательное учреждение города Омска «Средняя общеобразовательная школа № 129»
Модель «Российское образование – 2020» создается в интересах потребителей образовательных услуг. Структура модели адекватно отражает существующее проблемное поле системы образования. Одна из проблем - непрерывное образование. Мы предлагаем нашим учащимся реальную систему мер, позволяющую обеспечить возможность учиться и переучиваться в течение всей жизни, осваивая те образовательные модули, которые необходимы в определенный момент их профессиональной карьеры. В нашем регионе выработан богатый опыт непрерывного образования по системе «школа- колледж- вуз- производство».
В нашей школе с 2006-2007 учебного года в 10-11-х классах ведется преподавание по базисному учебному плану 2004 года, поэтому в школе организовано обучение по социально-экономическому и универсальному профилям. И с этого же года началось наше сотрудничество с БОУ ОО СПО "Торгово-экономическим колледжем им. Г.Д. Зуйковой". Мы набрали первую экспериментальную группу из числа учащихся 10-ых классов. Занятия проходили на базе школы. Наследующий год эта группа изучала предметы по специальностям «Оператор ПК», «Повар», «Продавец» на базе колледжа. В это же время в школе был организован 10 класс социально- экономического профиля, который в течение двух лет обучался в школе и колледже одновременно.
В 2007 году создана Ассоциация «Омский губернский колледж»: многоуровневый, многопрофильный, многофункциональный профессиональный комплекс образовательных учреждений. Данная ассоциация представляла собой абсолютно новую форму непрерывного многоуровневого образования, максимально ориентированного на удовлетворение образовательных потребностей, а также обретает такое качество, как многопрофильность.
За период совместной работы школы с колледжем сформировалась система деятельности по следующим направлениям:
Организационное направление.
В феврале в 9 классах проводится родительское собрание на котором присутствуют представители колледжа, в марте проводим анкетирование с учащимися и их родителями, в ходе которого выясняются запросы на получение начального профессионального образования. По итогам анкетирования формируются профильные классы. Разрабатывается и утверждается совместный учебный план. Утверждается программно-методическое обеспечение. Составляется совместное расписание занятий. Занятия проводятся в школе пять дней, а шестой день - в колледже. Согласуются планы воспитательной работы школы и колледжа. Определяется состав преподавателей колледжа.
Учебная работа.
Учащиеся приобретают различные специальности, для получения которых в учебные планы школы вносятся дополнительные предметы в соответствии с профессией. Все учащиеся осваивают курсы: экономики, социологии и политологии, социальной психологии, основ предпринимательства, информационных технологий в профессиональной деятельности. Часть учебных дисциплин изучается на базе школы, а другая часть на базе колледжа. Например, по специальностям «Повар», «Продавец-кассир» ребята изучают основы товароведения, потребительских знаний, организацию обслуживания, получая не только теоретические знания, но и практические навыки будущей профессии. Программа обучения рассчитана на два года, по истечении которых сдаются зачеты по профильным и элективным предметам. Выпускникам, успешно освоившим программы, выдаётся наряду со школьным аттестатом свидетельство о начальном профессиональном образовании.
Воспитательная работа.
Помимо учебной ребята участвуют и во внеурочной работе. Колледж и школы, сотрудничающие с колледжем, совместно проводят олимпиады по экономике, информатике, праву, конкурсы, турниры по математике, русскому языку, потребительским знаниям, научно-практические конференции, спортивные соревнования по волейболу и баскетболу с целью оказания помощи в личностном развитии, профессиональном самоопределении и организации работы с одаренными детьми.
Методическое направление.
В рамках договора осуществляется методическое сопровождение учебного и воспитательного процессов. Созданы методические сообщества различного уровня: объединение директоров, заместителей директоров, объединения учителей различных предметов, в рамках которых раз в четверть проводятся совместные семинары и конференции. Методическими советами руководят преподаватели колледжа или учителя школ, которые сотрудничают с колледжем.
Профориентационное направление.
На протяжении ряда лет выпускники нашей школы продолжают получать образование в Торгово-экономическом колледже по различным специальностям: экономика и бухгалтерский учет, технология продуктов питания, автоматизированные системы управления, менеджмент. Заканчивая колледж, дети имеют возможность продолжить образование в Омском Государственном Техническом университете и других вузах города.
Хотелось бы отметить такие положительные стороны данной модели профильного обучения, как: качественный уровень преподавания профильных предметов, который обеспечивают преподаватели и материально-техническая база колледжа; получение выпускниками школы документа о начальном профессиональном образовании; освоение учащимися школы статуса студента, что положительно влияет на повышение учебной мотивации.
Обобщая сказанное, следует подчеркнуть, что результаты апробации моделипрофильного обучения "Школа-колледж" показывают, что она обеспечивает непрерывность, доступность и открытость образования.