Анализ работы методического объединения учителей естественно – математического цикла ГБУ "КРОЦ г. Москвы" за 2014 – 2015 учебный год
Анализ работы методического объединения учителей естественно – математического цикла ГБУ "КРОЦ г. Москвы" за 2014 – 2015 учебный год
Методическая работа в методическом объединении – это целостная, основанная на достижениях науки и передового педагогического опыта и на конкретном анализе учебно-воспитательного процесса система взаимосвязанных мер, действий и мероприятий. Она направлена на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого учителя, на развитие и повышение творческого потенциала педагогического коллектива методического объединения в целом, а в итоге на совершенствование учебно-воспитательного процесса, достижение оптимального уровня образования, воспитания и развития конкретных школьников.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Анализ работы методического объединения учителей естественно – математического цикла ГБУ "КРОЦ г. Москвы" за 2014 – 2015 учебный год »
Государственное бюджетное учреждение города Москвы
Методическая работа в методическом объединении – это целостная, основанная на достижениях науки и передового педагогического опыта и на конкретном анализе учебно-воспитательного процесса система взаимосвязанных мер, действий и мероприятий. Она направлена на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого учителя, на развитие и повышение творческого потенциала педагогического коллектива методического объединения в целом, а в итоге на совершенствование учебно-воспитательного процесса, достижение оптимального уровня образования, воспитания и развития конкретных школьников.
I. Общие сведения
Методическое объединение естественно-математического цикла ГБУ «КРОЦ» г. Москвы – это учителя математики – Маслова Л.В., Толстикова О.А., Ропай И.П.; учитель информатики – Мелихова О.Г.; учителя химии и биологии– Сычёва Л.М., Сычёва В.С.; учитель географии Ивашкина Н.П.; учитель физики – Шевяхова Л.А., которые имеют высшее образование и высшую квалификационную категорию, награды за многолетний труд и профессиональные достижения: «Почетная грамота Министерства образования», «Отличник народного образования» – Сычёва В.С.; «Почетная грамота Министерства образования» – Маслова Л.В., Ропай И.П., Толстикова О.А. «Почетный работник общего образования» - Маслова Л.В., специальное образование для работы в условиях коррекционного учреждения – Сычёва В.С., Ивашкина Н.П., Ропай И.П.
Одно из главных назначений работы школьного методического объединения – быть проводником новых знаний о современных образовательных технологиях, ориентированных на деятельность по модернизации образования.
Цель работы методического объединения естественно-математического цикла – развитие инновационных процессов, направленных на достижение нового качества образования с учетом особенностей обучающихся. Создание условий для повышения статуса учителя и престижа педагогической профессии.
Задачи:
Повышение теоретического, методического, профессионального мастерства учителей в условиях внедрения ФГОС ОО.
Использование информационных и инновационных педагогических технологий в образовательном процессе (технологии ИСУД).
Отработка стандартов для достижения прочного базового уровня предметов естественно-математического цикла.
Построение образовательного процесса с учетом индивидуальных, возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.
Формирование информационной и алгоритмической культуры.
Проведение каждого урока на высоком качественном уровне.
Внедрение и совершенствование инновационных образовательных технологий на уроках естественно – математического цикла.
Повышение интереса к изучаемым предметам через внеурочную деятельность.
Личностно-ориентированное обучение обучающихся (адаптированные программы, уровневые дидактические материалы).
Использование ИКТ на каждом уроке.
Работа в ГЭП: «Технологии ИСУД как дидактический и управленческий ресурс качества школьного образования».
Планирование и проведение уроков с использованием здоровьесберегающих технологий.
Основными направлениями в работе МО ЕМЦ являются:
Преподавание предметов естественно-математического цикла в условиях специальной коррекционной школы.
Развивающее обучение как средство реализации ФГОС основного общего образования.
Развитие творческих способностей обучающихся через информатизацию, индивидуализацию и гуманитаризацию учебного процесса.
Достижение поставленных задач осуществляется в системе методической работы учреждения.
В 2014-2015 учебном году МО работает над методической темой «Управленческая культура учителя как фактор повышения эффективности и качества учебного процесса, повышения уровня компетентности учителя». (Использование технологии ИСУД).
Согласно методической теме МО каждый педагог работает по индивидуальной теме самообразования.
№
Ф.И.О. учителя
Предмет
Методическая тема
1
Маслова Л.В.
Математика
«Формирование мотивационной сферы учащихся при обучении математике в условиях специальной коррекционной школы».
2.
Ропай И.П.
Математика
«Формирование мотивационной сферы учащихся при обучении математике в условиях специальной коррекционной школы».
3.
Толстикова О.А.
Математика
«Формирование мотивационной сферы учащихся при обучении математике в условиях специальной коррекционной школы».
4.
Мелихова О.Г.
Информатика
«Использование компьютерных технологий, как средства интенсификации и оптимизации учебно-познавательной деятельности учащихся»
5.
Сычева Л.М.
Биология, химия
«Формирование у учащихся потребности и умения самостоятельно приобретать научные знания по биологии в условиях специальной коррекционной школы».
6.
Сычева В.С.
Биология, химия
Развитие учебно-познавательной деятельности учащихся при изучении биологии с применением технологии ИСУД
7.
Ивашкина Н.П.
География
«Реализация принципа наглядности на
уроках географии в условиях специальной коррекционной школы».
8.
Шевяхова Л.А.
Физика
История физики и ее роль в обучении школьников. Методика изучения истории физики.
Методическая работа проводится в соответствии с общешкольным планом и планом МО. Она направлена на повышение качества обучения, создание комфортной образовательной среды для обучающихся и учителей.
Собственная методическая система каждого учителя представлена следующими уровнями:
урочная деятельность – способствует комплексному усвоению знаний по предмету;
внеурочная деятельность – расширяет и углубляет представления об изучаемом предмете;
представление результатов учебной деятельности в олимпиадах, конкурсах, конференциях.
Основой методической системы являются современные образовательные и педагогические технологии, которые учителя МО используют в своей работе:
здоровьесберегающие технологии;
технологии дифференцированного обучения (ИСУД, разноуровневой дифференциации);
технология развивающего обучения;
технология проблемного обучения;
технология деятельностного метода;
технологии личностно – ориентированного обучения («Педагогическая мастерская»);
технологии активных методов обучения (АМО);
технология проектной деятельности;
информационно-коммуникационные технологии.
Инновационные образовательные и педагогические технологии обеспечивают высокое качество организации образовательного процесса. Следует отметить, что при выборе образовательных технологий в обучении детей с комплексными нарушениями в развитии вследствие ДЦП учителями МО ЕМЦ учитывается замедленный темп формирования знаний, утомляемость, познавательная пассивность, индивидуальные психофизические особенности обучающихся.
Основными формами работы по повышению педагогического мастерства стали:
прохождение плановой курсовой подготовки;
участие в работе педсоветов, семинаров, круглых столов, конференций;
организация и проведение предметной недели;
взаимопосещение учебных мероприятий;
работа над индивидуальной методической темой;
участие в профессиональных конкурсах;
трансляция личного педагогического опыта через публикации в научно-методических журналах;
участие в работе сетевых профессиональных сообществ.
Систематическое повышение профессионального уровня является важнейшим условием успешной работы каждого педагога. В 2014 – 2015 учебном году были пройдены курсы повышения квалификации следующими учителями:
Наименование образовательного учреждения
Название образовательной программы
Дата окончания, кол-во часов
№ удостоверения
(свидетельства)
Мелихова Ольга Геннадьевна, учитель информатики
Педагогический университет «Первое сентября»
Методика преподавания основ алгоритмизации на базе системы «Кумир»
Май 2015 года,
72 часа
ED-A-299804/226-981-094
Сычёва Валентина Степановна, учитель химии и биологии
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования
«Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования»
«Развитие профессиональной культуры преподавателя. Эффективные модели сопровождения талантливой молодежи»
72 часа
(27 октября 2014 г. по 07 ноября 2014 г.)
Удостоверение
Регистрационный номер У9407/б
Толстикова Ольга Алексеевна, учитель математики
Педагогический университет «Первое сентября»
Преподавание дисциплин образовательной области «Математика» (специализация: математика)
Май 2015 года,
72 часа
№ED-А-299801/283--687-299
Это способствовало повышению уровня профессионального мастерства учителей, их ориентации на решение современных задач образования, что, в конечном счете, направлено на повышение качества образовательного процесса.
II. Анализ деятельности методического объединения
Содержание работы МО включало в себя множество вопросов, связанных:
с нормативной базой, программными документами;
с планированием работы МО;
с изучением его отдельных тем;
с проведением ГВЭ по математике;
проверкой качества знаний и умений обучающихся (пробный ГВЭ по математике в 10 и 12 классах, промежуточная аттестация 6 – 9, 11 классах);
с информационным сопровождением учителя на этапе освоения и введения ФГОС ОО.
В течение учебного года методическим объединением было проведено 6 заседаний. Заседания были тщательно подготовлены и продуманы, выступления и выводы основывались на анализе, практических результатах, позволяющим сделать методические обобщения. Обсуждались следующие вопросы:
утверждение рабочих программ;
обзор методической литературы по предметам и предметных журналов с целью изучения передового опыта в обучении предметам естественно-математического цикла в условиях современного образования и мотивации учителей МО к трансляции личного педагогического опыта через публикации в научно-методических журналах;
обзор информации о конкурсах педагогического мастерства в 2014 – 2015 учебный год с целью последующего участия в данных конкурсах и для повышения мотивации к работе учителей МО в сетевых профессиональных сообществах;
организация курсовой подготовки учителей;
организация повторения и стартовый контроль в 6 – 12 классах.
подготовка и проведение внутреннего контроля;
подготовка к ГВЭ 2015;
проведение недели естественно – математических наук;
организация внеурочной и проектной деятельности по предметам естественно-математического цикла;
подготовка и проведение открытых уроков по темам педсоветов;
подготовка к участию в педагогических чтениях: «Сухомлинский Василий Александрович «Сердце отдаю детям»;
итоги работы МО учителей естественно-математического цикла за 2014-2015 учебный год.
При организации учебно-воспитательного процесса образовательные и воспитательные задачи обучения всеми учителями решались комплексно с учетом индивидуальных возможностей обучающихся. Особое внимание всеми учителями было уделено внедрению в практику работы современных образовательных технологий при обучении детей, имеющих комплексные нарушения в развитии вследствие ДЦП.
Педагоги МО активно участвуют в работе педсоветов, семинаров, круглых столов, конференций, проводимых на базе ГБУ «КРОЦ», где транслируют педагогический опыт обучения особых детей с учетом современных тенденций развития образования.
Выступления учителей на заседаниях методического объединения, педсоветах, конференциях ГБУ «КРОЦ»
Дата проведения мероприятия
Название мероприятия
Тема выступления
Ивашкина Наталья Павловна, учитель географии
25.02.2015 г.
Педсовет: «Роль и место методических объединений в повышении качества работы педагогического коллектива».
«Роль методического объединения естественно-математического цикла в повышении качества работы педагогического коллектива».
Маслова Лидия Владимировна, учитель математики
28.08. 2014 г.
Заседание МО.
Круглый стол «Обзор методической литературы по предметам и предметных журналов, статей журнала «Коррекционная педагогика» с целью изучения передового опыта
в обучении предметам естественно-математического цикла в условиях современного образования и мотивации учителей МО к трансляции личного педагогического опыта через публикации в научно-методических журналах».
«Психолого-педагогическое сопровождение детей со сложными нарушениями развития в специальном общеобразовательном учреждении VIII вида».
29.01.2015 г.
Педагогические чтения
«Сухомлинский Василий Александрович «Сердце отдаю детям»».
«Сухомлинский в современной школе».
Мелихова Ольга Геннадьевна, учитель информатики
28.08. 2014 г.
Заседание МО.
Круглый стол «Обзор методической литературы по предметам и предметных журналов, статей журнала «Коррекционная педагогика» с целью изучения передового опыта
в обучении предметам естественно-математического цикла в условиях современного образования и мотивации учителей МО к трансляции личного педагогического опыта через публикации в научно-методических журналах».
«Циклограмма размещения и обновления информации на сайте школы».
Ропай Ирина Петровна, учитель математики
28.08. 2014 г.
Заседание МО.
Круглый стол «Обзор методической литературы по предметам и предметных журналов, статей журнала «Коррекционная педагогика» с целью изучения передового опыта
в обучении предметам естественно-математического цикла в условиях современного образования и мотивации учителей МО к трансляции личного педагогического опыта через публикации в научно-методических журналах».
Математическая викторина для 6 класса: «Письмо и чтение сложны, но в математике важны».
29.01.2015 г.
Педагогические чтения
«Сухомлинский Василий Александрович «Сердце отдаю детям»
«Сухомлинский о нравственном воспитании».
Сычёва Валентина Степановна, учитель химии и биологии
28.08. 2014 г.
Заседание МО.
Круглый стол «Обзор методической литературы по предметам и предметных журналов, статей журнала «Коррекционная педагогика» с целью изучения передового опыта
в обучении предметам естественно-математического цикла в условиях современного образования и мотивации учителей МО к трансляции личного педагогического опыта через публикации в научно-методических журналах».
«Состояние представлений о неживой природе у учащихся специальных общеобразовательных школ VIII вида».
29.01.2015 г.
Педагогические чтения
«Сухомлинский Василий Александрович «Сердце отдаю детям»
«Сто советов учителю»
Сычёва Любовь Михайловна, учитель химии и биологии
28.08. 2014 г.
Заседание МО.
Круглый стол «Обзор методической литературы по предметам и предметных журналов, статей журнала «Коррекционная педагогика» с целью изучения передового опыта
в обучении предметам естественно-математического цикла в условиях современного образования и мотивации учителей МО к трансляции личного педагогического опыта через публикации в научно-методических журналах».
«Современное состояние проблемы трудоустройства выпускников специальных общеобразовательных школ VIII вида».
19.11.2014 г.
Педсовет: «Личностно-ориентированный подход к обучающимся в учебно-воспитательном процессе – ключевое направление всех прогрессивных педагогических технологий».
«Личностно-ориентированный подход к обучающимся при изучении биологии и химии».
Толстикова Ольга Алексеевна, учитель математики
28.08. 2014 г.
Заседание МО.
Круглый стол «Обзор методической литературы по предметам и предметных журналов, статей журнала «Коррекционная педагогика» с целью изучения передового опыта
в обучении предметам естественно-математического цикла в условиях современного образования и мотивации учителей МО к трансляции личного педагогического опыта через публикации в научно-методических журналах».
«Современные проблемы организации обучения детей с церебральным параличом».
Шевяхова Лариса Александровна, учитель физики
28.08. 2014 г.
Заседание МО.
Круглый стол «Обзор методической литературы по предметам и предметных журналов, статей журнала «Коррекционная педагогика» с целью изучения передового опыта
в обучении предметам естественно-математического цикла в условиях современного образования и мотивации учителей МО к трансляции личного педагогического опыта через публикации в научно-методических журналах».
«Коррекционно-педагогическая работа по развитию эмоциональной сферы детей с задержкой психического развития средствами театрализованной деятельности».
Открытые уроки на уровне образовательного учреждения
Педсовет: «Личностно-ориентированный подход к обучающимся
в учебно-воспитательном процессе –
ключевое направление всех прогрессивных педагогических технологий»
№ п/п
Дата
Ф.И.О. учителя
Класс
Предмет
Тема урока
1.
22.10.2014
Ропай И.П.
6 а
математика
«Сложение и вычитание многозначных чисел»
2.
29.10.2014
Ивашкина Н.П.
12 а, 12 б
экономика
«Экономические функции домохозяйства»
3.
30.10.2014
Маслова Л.В.
12 а
алгебра и начала анализа
«Площадь криволинейной трапеции»
4.
31.10.2014
Толстикова О.А.
8 а
геометрия
«Четырёхуголь-
ники»
Педсовет: «Роль и место методических объединений в повышении качества работы педагогического коллектива»
№ п/п
Дата
Ф.И.О. учителя
Класс
Предмет
Тема урока
1.
12.02.2015
Маслова Л.В.
7 а
алгебра
«Признаки параллельных прямых»
2.
18.02.2015
Мелихова О.Г.
7 а
информатика
«Линейный алгоритм»
Работа со специалистами других подразделений ГБУ «КРОЦ»
№ п/п
Дата
Ф.И.О. учителя
Класс
Предмет
Тема урока
1.
29.04.2015
6.05.2015
13.05.2015
Толстикова О.А.
8 а
алгебра, геометрия
Исследование психологических особенностей обучающихся в 8а классе
Все уроки даны на высоком методическом уровне, с использованием современных педагогических технологий: технологии деятельностного метода, технологии ИСУД, технологии «Педагогическая мастерская», которые соответствуют личностно-ориентированному, системно-деятельностному подходам к обучающимся, формируют УУД в соответствии с требованиями ФГОС.
К педсовету «Роль и место методических объединений в повышении качества работы педагогического коллектива» Масловой Л.В. дан открытый урок по алгебре в 7 а классе «Признаки параллельности прямых» с целью установления преемственности между начальным и средним звеном обучения. Урок посетили наши коллеги из структурного подразделения ГБУ «КРОЦ» «Раменки».
Важным аспектом работы творческого учителя является не только трансляция личного педагогического опыта, но и взаимопосещение мероприятий коллег.
Взаимопосещение учебных мероприятий учителями
методического объединения естественно-математического цикла
Дата
Ф.И.О. учителя, проводившего мероприятие
Класс
Предмет
Тема занятия
Ивашкина Наталья Павловна, учитель географии
22.10.2014
Ропай И.П.
6 а
математика
«Сложение и вычитание многозначных чисел».
30.10.2014
Маслова Л.В.
12 а
алгебра и начала анализа
«Площадь криволиней
ной трапеции».
31.10.2014
Толстикова О.А.
8 а
геометрия
«Четырёх
угольники».
28.01.2015
Сычева В.С.
11 а
биология
Защита проектных работ.
28.01.2015
Мелихова О.Г., Ропай И.П.
7-12
математика, информатика
«Турнир знатоков».
29.01.2015
Сычева В.С.
6 а
биология
Викторина «Ягоды, овощи и фрукты – полезные продукты».
02.02.2015
Сычева Л.М.
7 а
биология
Викторина «Узнайте нас»
04.02.2015
Мелихова О.Г., Ропай И.П.
6 а
математика, информатика
«В гостях у мудрой совы».
05.02.2015
Ропай И.П.
10 а
математика
Защита проектной работы.
18.02.2015
Мелихова О.Г.
7 а
информатика
«Линейный алгоритм».
Маслова Лидия Владимировна, учитель математики
22.10.2014
Ропай И.П.
6 а
математика
«Сложение и вычитание многозначных чисел».
29.10.2014
Ивашкина Н.П.
12а, 12б
экономика
«Экономические функции домохозяйства»
31.10.2014
Толстикова О.А.
8 а
геометрия
«Четырёх
угольники».
18.02.2015
Курашова М.В.
(Раменки)
4
математика
«Деление многозначных чисел».
Мелихова Ольга Геннадьевна, учитель информатики
22.10.2014
Ропай И.П.
6а
математика
«Сложение и вычитание многозначных чисел».
29.10.2014
Ивашкина Н.П.
12а, 12б
экономика
«Экономические функции домохозяйства»
30.10.2014
Маслова Л.В.
12а
алгебра и начала анализа
«Площадь криволинейной трапеции»
31.10.2014
Толстикова О.А.
8а
геометрия
«Четырёхугольники»
26.01.2015
Ивашкина Н.П.
9б, 9в
география
Эвристическая беседа «Семь чудес света»
28.01.2015
Сычева В.С.
11а
биология
Защита проектных работ:
29.01.2015
Сычева В.С.
6а
биология
Викторина «Ягоды, овощи и фрукты – полезные продукты»
05.02.2015
Ропай И.П.
10а
математики
Защита проектной работы:
Март 2015
Ковальчук Е.В.
2а, 2б
музыка
Открытый урок «Образы защитников Отечества в музыке»
20.05.2015
Ковальчук Е.В.
1-е, 2-е классы
музыка
Защита проектной работы: «Музыка в детской анимации»
Ропай ИринаПетровна, учитель математики
30.10.2014
Маслова Л.В.
12 а
алгебра и начала анализа
«Площадь криволинейной трапеции»
31.10.2014
Толстикова О.А.
8 а
геометрия
«Четырёхугольники»
29.01.2015
Сычева В.С.
6 а
биология
Викторина «Ягоды, овощи и фрукты – полезные продукты»
03.02.2015
Маслова Л.В., Толстикова О.А.
7-12
математика
Игра-викторина «Вопросищи, вопросы и вопросики»
18.02.2015
Маслова Л.В.
7 а
геометрия
«Признаки параллельных прямых».
18.02.2015
Мелихова О.Г.
7 а
информатика
«Линейный алгоритм»
08.12.2014.
Васильева Т.А.
11 а
история
«Экономическая политика России»
Сычева Валентина Степановна, учитель химии и биологии
29.10.2014
Ивашкина Н.П.
12 а, 12 б
экономика
«Экономические функции домохозяйства»
31.10.2014
Толстикова О.А.
8а
геометрия
«Четырёхугольники»
Сычёва Любовь Михайловна, учитель химии и биологии
22.10.2014
Ропай И.П.
6 а
математика
«Сложение и вычитание многозначных чисел».
30.10.2014
Маслова Л.В.
12 а
алгебра и начала анализа
«Площадь криволинейной трапеции»
31.10.2014
Толстикова О.А.
8 а
геометрия
«Четырёхугольники»
26.01.2015
Ивашкина Н.П.
9 б, 9 в
география
Эвристическая беседа «Семь чудес света»
Толстикова Ольга Алексеевна, учитель математики
28.01.2015
Сычева В.С.
11 а
биология
Защита проектных работ.
05.02.2015
Ропай И.П.
10 а
математика
Защита проектной работы
12.02.2015
Маслова Л.В.
7 а
геометрия
«Признаки параллельных прямых».
18.02.2015
Мелихова О.Г.
7 а
информатика
«Линейный алгоритм».
Шевяхова Лариса Александровна, учитель физики
22.10.2014
Ропай И.П.
6 а
математика
«Сложение и вычитание многозначных чисел».
31.10.2014
Толстикова О.А.
8 а
геометрия
«Четырёхугольники»
Таким образом, взаимопосещение мероприятий – неотъемлемая часть работы МО. Посещенные уроки показали, что учителя в своей работе:
реализуют требования ФГОС на ступени основного общего образования;
используют инновационные образовательные и педагогические технологии;
включают в учебный материал занимательные факты;
подбирают систему уровнево-дифференцированных самостоятельных работ;
проводят объяснение материала доступно;
ключевые моменты урока отражаются на доске;
используются специфические методы обучения (обучающие карточки, логические схемы, опорные задачи и.т.д.) для более успешного усвоения программного материала детьми с отклонением в развитии вследствие ДЦП.
Кроме открытых уроков, администрацией школы посещались уроки в рабочем порядке по плану ВШК. Основные цели посещения и контроля уроков:
владение программным материалом и методикой обучения различных категорий обучающихся;
классно-обобщающий контроль;
аттестация педагогических работников;
подготовка к итоговой аттестации обучающихся;
исследование психологических особенностей обучающихся.
По результатам наблюдений за деятельностью учителей и обучающихся на рабочих уроках наряду с достоинствами выявлены недочеты: отбор содержания, форм и методов обучения, рассчитаны на среднего ученика; не всегда дается дифференцированное домашнее задание с учетом индивидуальных особенностей ученика, не всегда учителя в полном объеме используют ТСО, наглядные средства обучения.
Вывод: основные направления контроля и тематики посещения уроков выбраны правильно, что значительно улучшило качество преподавания, структуру уроков и отбор необходимых форм и методов, применяемых учителями на уроках.
Рекомендации: активизировать взаимопосещение учителями уроков коллег, провести круглый стол на тему: «Пути формирования метапредметных результатов на уроке».
Методические системы учителей методического объединения естественно – математического цикла эффективны и востребованы профессиональными сообществами, о чем свидетельствуют факты распространения собственного педагогического опыта.
Трансляция педагогического опыта на семинарах и конференциях окружного и городского уровня
Дата проведения мероприя-тия
Место проведения
мероприя-тия
Название мероприятия
Форма участия в мероприятии
Тема
Ивашкина Наталья Павловна, учитель географии
08.12.2014
ГБУ «КРОЦ»
Городской семинар: «Принципы построения индивидуального образовательного маршрута при работе с детьми с особыми образовательными потребностями. Основные подходы к организации и содержанию занятий».
Открытый урок
«Движения Земли»
7 а класс
Сычёва Валентина Степановна, учитель химии и биологии
08.12.2014
ГБУ «КРОЦ»
Городской семинар: «Принципы построения индивидуального образовательного маршрута при работе с детьми с особыми образовательными потребностями. Основные подходы к организации и содержанию занятий».
Открытый урок
«Учет и использова-
ние свойств воздуха человеком»
6 а класс
Наличие учебно-методических публикаций по профилю педагогической деятельности
№ п/п
Форма представления опыта работы
Уровень представления
Тема
Выходные данные
Место издания
Название издательства
Год издания
Ивашкина Наталья Павловна, учитель географии
1.
Статья
Всероссийский
«Особенности современного урока географии»
Москва
Научно-методический журнал «География и экология в школе XXI века», стр. 39 - 45
АНО ДПО "Инновационный образовательный центр повышения квалификации и переподготовки "Мой университет", образовательный портал Мой университет, факультет мультимедиа технологий
АНО ДПО "Инновационный образовательный центр повышения квалификации и переподготовки "Мой университет", образовательный портал Мой университет, факультет коррекционной педагогики.
2015
4.
Статья
Всероссийский
«Реализация индивидуального подхода в обучении географии детей
Методическая разработка урока «Общие сведения о системах счисления»
http://kopilkaurokov.ru/informatika/uroki/216840
http://kopilkaurokov.ru/
2015
Сычёва Валентина Степановна, учитель химии и биологии
1.
Методические материалы.
РФ
«Особенности обучения естествознанию учащихся специальной коррекционной школы»
Педагогический опыт обобщен и представлен на веб-сайте Всероссийского конкурса
педагогического творчества им. Ушинского 2014/15 учебного года.
С введением новых образовательных стандартов одной из ключевых компетентностей учителя является информационно-коммуникационная компетентность, поэтому нам есть чему учиться, для того, чтобы учить.
Педагоги МО ЕМЦ участвуют в работе сетевых профессиональных сообществ.
В сетевых педагогических сообществах можно поддерживать активность, используя следующие формы деятельности:
обучающий семинар (вебинар);
виртуальная конференция;
конкурс;
"мастерская" или мастер-класс;
опрос;
обсуждение в чате;
фестиваль проектов и др.
Участие в профессиональных конкурсах
Уровень
Наименование конкурса с указанием даты
Награда
Ивашкина Наталья Павловна, учитель географии
Международный
ВТОРОЙ ОТКРЫТЫЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ КОНКУРС
"ИКТ на службе ФГОС"
15.10. – 30.12. 2014
Сертификат участника
№ ИКТ – 014
09.12.2014
Международный
ОТКРЫТЫЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ КОНКУРС ПЕДАГОГОВ
«Активные методы обучения в коррекционной педагогике»
24.03. – 26.05. 2015
Сертификат участника
№ ОМКАМОКП – 005
07.05.2015
Диплом победителя конкурса
Сычёва Валентина Степановна, учитель химии и биологии
Международный
Центр педагогических инноваций им. К.Д.Ушинского «Новое образование».
Открытый международный конкурс педагогических идей «Педагогическое пространство – 2014»
Сертификат
9№ 198-ЦК,
17.11.2014
РФ
Центр педагогических инноваций им. К.Д.Ушинского «Новое образование».
Открытый Всероссийский конкурс «Лучшая методическая разработка 2014»
Диплом
Лауреата 3 степени
№ 311 Вж,
31.12.2014
Участие в вебинарах
Дата
проведения
Организация,
проводившая вебинар
Тема
Ивашкина Наталья Павловна, учитель географии
05.11.2014
«ИГ «Основа»
«Формирование универсальных учебных действий».
05.11.2014
«ИГ «Основа»
«Облачные технологии. Живые презентации».
13.03.2015
Издательство «Просвещение»
«Формирование ИКТ – компетентности в условиях организации образовательного процесса с использованием компонентов УМК по географии «Полярная звезда» издательства «Просвещение».
20.03.2015
«ИГ «Основа»
«Формы Google в обучении: создание викторин, анкет, опросников и тестов для блога».
24.03.2015
«ИГ «Основа»
«Конструктор современного личностно-ориентированного урока».
23.04.2015
Издательство «Просвещение»
«Структурные и содержательные особенности тетрадей-тренажеров УМК «Сферы. География. Россия: природа, население, хозяйство».
Таким образом, участвуя в работе различных педагогических сообществ, учитель имеет возможность:
обучаться и приобретать знания, умения и компетенции;
получать самую современную информацию по интересующей теме;
иметь доступ к методической базе разработок;
общаться с коллегами на различных форумах;
публиковать свои материалы;
принять участие в обсуждении опубликованных материалов;
участвовать в профессиональных конкурсах и др.
Участие в XIV Всероссийском педагогическом марафоне
учебных предметов
Участие в прочих конференциях, семинарах
Ивашкина Н.П., Мелихова О.Г., Сычёва В.С., Сычёва Л.М. в 2014 – 2015 учебном году приняли участие в работе XIV Всероссийского педагогического марафона учебных предметов.
Сычёва В.С. является участником II Всероссийского форума «Будущие интеллектуальные лидеры России.
Ивашкина Н.П., Ропай И.П. – VII Всероссийских Шамовских педагогических чтений научной школы управления образовательными системами «Отечественное образование: современное состояние и перспективы развития».
Проектно-исследовательская деятельность
Технология проектного обучения не является принципиально новой в педагогической практике, но вместе с тем, ее относят к образовательным технологиям XXI века как предусматривающую умение адаптироваться в стремительно изменяющемся мире.
Результативность использования:
внедрение элементов проектной деятельности и ее развитие позволяют уйти от однообразия образовательной среды;
создают условия смены видов деятельности, развития познавательного интереса, мотивации при изучении предметов естественно – математического цикла, создают ситуацию успеха.
Организация проектно-исследовательской деятельности
в 2014 – 2015 учебном году
Дата
представления
Уровень представления
Автор, класс
Тема проекта
Предмет
Мелихова Ольга Геннадьевна, учитель информатики
22.04.2015
городской
Гриневич Илья 12Б, Духонькин Руслан 12Г, Изотов Андрей 12Г,
Шатов Макар 2А, Сапрыкин Александр 11Б, Абзианидзе Лука 6А,
Каюмов Юрий 6А, Шелобанов Николай 12Г
Интегрированный творческий «Технология проектирования и создания детского музыкального анимационного фильма»
Сычёва Валентина Степановна, учитель химии и биологии
28.01.2015
22.04.2015
ОУ, городской
Хараишвили Зураб, 11а
«Изучение видового разнообразия трутовиковых грибов и их значения в природе»
Биология
28.01.2015
22.04.2015
ОУ, городской
Кулакова Дарья,
11а
«Значение собаки в жизни людей с ограниченными возможностями здоровья».
Биология
Толстикова Ольга Алексеевна, учитель математики
28.04.201515
ОУ
11а
«Для чего нужна тригонометрия»
математика
Участие в экспериментальной работе в 2014 – 2015 учебном году
Важное направление в работе МО – экспериментальная деятельность. Учителя МО Ивашкина Н.П., Мелихова О.Г., Ропай И.П., Сычева В.С. являются участниками ГЭП «Технология ИСУД как дидактический и управленческий ресурс качества школьного образования».
Тема
Цель работы
Задачи
Результаты работы
«Технология ИСУД как дидактический и управленческий ресурс качества школьного образования»
Разработка тематических контрольно – измерительных материалов в формате критериального оценивания с использованием технологии ИСУД по начальному курсу физической географии в 7 классе.
Активизация усвоения учебного материала.
Осуществление индивидуального подхода к обучающимся.
Разработка и постепенное совершенствование определённой системы повторения и закрепления учебного материала.
Работа по теме эксперимента в течение 2014-2015 учебного года; анализ проделанной работы.
Использование уровневого дифференцированного контроля знаний создает условия для преодоления трудностей и развития потенциальных возможностей обучающихся. Главное условие – каждый ученик получает право и возможность самостоятельно определять, задания того или иного уровня сложности, что позволяет самостоятельно оценивать свои знания и умения, корректировать их в соответствии с требованиями к уровню подготовки.
Вывод: методическим МО ЕМЦ ГБУ «КРОЦ» осуществляется разноплановая методическая работа. Важным условием повышения качества работы педагогического коллектива МО является создание условий, активизирующих профессионально-познавательный поиск педагога, способствующий развитию его творческих сил, самостоятельности, нового научного стиля мышления.
Возникновение профессионально-познавательного интереса у учителя, желания развиваться, двигаться вперед является прямым результатом работы методической службы школы по повышению профессионального мастерства педагогов.
Рекомендации:
учителям – предметникам активизировать работу по трансляции собственного педагогического опыта;
планировать и осуществлять учебно – воспитательный процесс с учетом инновационных процессов в образовании (организация проектно – исследовательской деятельности обучающихся, работа в сетевых профессиональных сообществах);
руководителю МО своевременно информировать педагогов о тенденциях в преподавании предметов естественно – математического цикла, о конкурсах педагогического мастерства, семинарах, вебинарах, конференциях, форумах различного уровня;
всем педагогам МО обмениваться информацией с целью взаимодействия и повышения качества работы в преподавании предметов естественно – математического цикла.
III. Анализ образовательной деятельности
Обучение в ГБУ «КРОЦ» осуществляется по адаптированным общеобразовательным и адаптированным образовательным программам на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования с учетом индивидуальных особенностей детей, имеющих нарушения развития вследствие ДЦП.
Такая организация учебного процесса способствует получению высоких результатов учебных достижений обучающихся.
Учебный план на 2014 – 2015 учебный год выполнен, теоретическая и практическая части пройдены, количество часов соответствует календарно – тематическому планированию, сокращений часов нет. Все обучающиеся освоили предметы естественно – математического цикла.
Уровень обученности школьников по предметам естественно-математического цикла за 2014 – 2015 учебный год
Название предмета
Уровень обученности
Математика
70,0%
Алгебра
41,0%
Геометрия
37,0%
Информатика
80,0%
Естествознание
87,2%
Физика
44,2%
Физика в быту
78,0%
Химия
72,5%
Химия в быту
82,3%
Биология
80,2%
Основы экологии
100,0%
География
75,5%
Основы экономики
100,0%
Уровень обученности школьников по предметам и учителям
за 2014 – 2015 учебный год
№ п/п
ФИО учителя
Название предмета
Химия
Биология
Естество
знание
Химия
в быту
Экология
1.
Сычева В.С.
45,0%
80,0%
87,5%
2.
Сычева Л.М.
100,0%
80,0%
82,3%
100,0%
Математика
Алгебра
Геометрия
3.
Маслова Л.В.
50,0%
57,0%
57,0%
4.
Толстикова О.А.
33,0%
33,0%
5.
Ропай И.П.
87,5%
100, 0% (проф.)
32,0%
20,0%
География
Основы экономики
6.
Ивашкина Н.П.
75,5%
100,0%
Физика
Физика в быту
7.
Шевяхова Л.А.
44,2%
78,0%
Информатика
8.
Мелихова О.Г.
80,0%
Рекомендации:
вести активную работу над выработкой у обучающихся мотивации к учению;
стимулировать работу по развитию способности размышлять, анализировать, строить планы, создавать проекты;
совершенствовать организацию самостоятельной работы обучающихся на занятиях и во внеурочной деятельности;
овладевать педагогическими технологиями, направленными на формирование ключевых компетенций обучающихся;
вовлекать во внеклассную творческую работу обучающихся разных уровней;
вести тщательную работу над стабильностью связи «учитель – классный руководитель - родитель»;
в неделю наук естественно-математического цикла провести открытые уроки и внеклассные мероприятия с учетом разноуровнего, дифференцированного подхода, с использованием современных технических средств обучения.
Подготовка и проведение государственной итоговой аттестации
В течение года педагоги методического объединения естественно - математического цикла изучали документацию по стандартам образования и изменению форм проведения экзаменов в 10, 12 классах. Активно проводили разъяснения обучающимся и родителям по всем изменениям условий итоговой аттестации. Учителя математики Маслова Л.В., Толстикова О.А. разрабатывали индивидуальные планы подготовки обучающихся к ГВЭ, вводили в урочную деятельность новые формы работы по формированию навыков для сдачи экзамена по математике. Другие учителя МО ЕМЦ – Сычёва Л.М., Сычёва В.С. проводили пробные ГВЭ, работали организаторами в аудитории и вне аудитории при проведении экзаменационной сессии. Шевяхова Л.А. является помощником руководителя ППЭ, Ивашкина Н.П. – член ГЭК, Мелихова О.Г. работала техническим экспертом в РЦОИ в группе сканирования и верификации.
Государственная итоговая аттестация в 10-х и 12-х классах проводилась в форме ГВЭ. Экзамены прошли в традиционной форме, в обстановке, исключающей влияние негативных факторов на состояние здоровья выпускников.
Результаты государственной итоговой аттестации по математике
в 2014 – 2015 учебном году
Класс
Количество обучающихся, принявших участие в ГЭВ
Результаты
Процент
качества знаний
Сравнение с годовой оценкой
«5»
«4»
«3»
«2»
10-е классы
9
1
5
3
-
66,6%
На 44% выше годовой оценки
12-е классы
7
-
3
4
-
43,0%
На 23% выше годовой оценки
Таким образом, положительные результаты экзаменов обусловлены:
организацией системы работы учителей математики с использованием современных образовательных технологий, методов, форм и средств обучения, реализующих личностно-ориентированный и системно-деятельностный подходы в обучении;
ростом профессионального мастерства учителя;
развитием познавательного интереса, мотивации при изучении математики, которые создают ситуацию успеха.
Организация работы с мотивированными и способными обучающимися
Одно из направлений в методической работе учителей МО ЕМЦ – это организация работы с мотивированными и способными обучающимися. Предметные и межпредметные олимпиады, форумы и конкурсы, проектно - исследовательская деятельность предполагают участие любого ученика центра без ограничений, в них участвуют обучающиеся с разным уровнем подготовки. Поэтому в конкурсах участвует большое количество учеников ГБУ «КРОЦ». В 2014 – 2015 учебном году обучающиеся 6 – 12 классов принимали участие:
в школьном туре «Интеллектуального марафона» предметов естественно-математического цикла;
в III Конкурсе научно-технических и творческих проектов государственных образовательных учреждений города Москвы;
в IV Городском интеллектуальном марафоне;
в Московской городской олимпиаде «Интеллектуальное многоборье»;
во II Всероссийском форуме «Будущие интеллектуальные лидеры России»;
в Международной природоведческой игре – конкурсе «Гелиантус – 2014»;
в Межрегиональном конкурсе – игре «Зимние интеллектуальные игры - 2014».
Результаты школьного тура «Интеллектуального марафона»
предметов естественно-математического цикла
7 – 8 классы
9 – 10 классы
11 – 12 классы
1 место – Алиев Тимур
2 место – Рапницкий Андрей
3 место – Каримов Азимзон
1 место – Левонович Никита
2 место – Кудрявцев Сергей
3 место – Береговой Илья, Ермолович Василий
1 место – Кулакова Дарья
2 место – Лазукова Кира
3 место – Павлов Илья
Результаты III Конкурса научно-технических и творческих проектов государственных образовательных учреждений города Москвы
Год
Фамилия имя ученика, воспитанника (или название коллектива)
(обучающиеся, набравшие большее количество баллов)
10 класс
Фамилия, имя
Баллы
Место в округе
Место в регионе
Процент
Рапницкий Андрей
28,0
3
40
46,75%
Алиев Тимур
24,8
5
47-48
38,75%
Береговой Илья
20,6
1
28
30,29%
Рекомендации:
продумать систему работы с группой мотивированных и способных учащихся на 2015-2016 учебный год;
руководителю МО ЕМЦ организовать работу по созданию банка данных олимпиадных материалов с целью отработки их с обучающимися;
учителям – предметникам систематически и настойчиво вести работу по выявлению и развитию способностей детей и созданию определенной системы подготовительной работы к олимпиадам, а также продолжить занятия с обучающимися, занимающимися проектной и научно-исследовательской деятельностью.
Проведение внеклассных мероприятий в рамках предметной недели
Внеурочная деятельность – важная составляющая учебно-воспитательного процесса, которая ориентирована на расширение и углубление базовых знаний и умений по предмету, на развитие способностей познавательного интереса, на приобщение к исследовательской работе. Суть ее определяется деятельностью школьников во внеурочное время при организующей и направляющей роли учителя.
Неделя наук естественно-математического цикла - традиционный вид внеклассной, творческой работы, позволяющий как учителям, так и обучающимся раскрыть свой творческий потенциал. В мероприятиях приняли участие многие обучающиеся с 6 по 12 класс. Применялись самые разнообразные формы и методы организации внеклассных мероприятий.
Неделя наук естественно-математического цикла
26 января – 06 февраля 2015 года
Дата
Название мероприятия
Предмет
Класс
Ивашкина Наталья Павловна, учитель географии
26.01.2015
Эвристическая беседа «Семь чудес света»
география
9 б, 9 в
27.01.2015
«Интеллектуальный марафон»
география
7 - 12
03.02.2015
Игра-соревнование «Покори вершину»
география
7 а
26.01. – 30.01. 2015
Выполнение и представление творческих работ
«Парад городов России»
география
9 а, 10 а,б,
26.01. – 30.01. 2015
Выполнение и представление творческих работ
«По странам и континентам»
география
8 а, 11 а
Маслова Лидия Владимировна, учитель математики
26.01.2015
Игра «Вопросики, вопросы, вопросищи»
математика
6 – 10
27.01.2015
«Интеллектуальный марафон»
математика
7 - 12
Мелихова Ольга Геннадьевна, учитель информатики
27.01.2015
«Интеллектуальный марафон»
информатика
7 - 12
28.01.2015
«Турнир знатоков»
информатика, математика
7 - 12
04.02.2015
«В гостях у мудрой совы»
информатика, математика
6 а
Ропай Ирина Петровна, учитель математики
27.01.2015
«Интеллектуальный марафон»
математика
7 - 12
28.01.2015
«Турнир знатоков»
информатика, математика
7 - 12
04.02.2015
«В гостях у мудрой совы»
информатика, математика
6 а
Сычёва Валентина Степановна, учитель химии и биологии
27.01.2015
«Интеллектуальный марафон»
химия, биология
7 - 12
29.01.2015
Внеклассное мероприятие на тему «Ягоды, овощи и фрукты – полезные продукты»
естествознание
6 а
28.01.2015
Защита проектных работ:
1. Хараишвили Зураб – «Изучение видового разнообразия трутовиковых грибов и их значения в природе»,
2. Кулакова Дарья – «Значение собаки в жизни людей с ограниченными возможностями здоровья».
биология
11 а
Сычёва Любовь Михайловна, учитель химии и биологии
27.01.2015
«Интеллектуальный марафон»
химия, биология
7 - 12
02.02. 2015
Викторина «Узнай меня»
биология
7 а
Толстикова Ольга Алексеевна, учитель математики
27.01.15
Интеллектуальный марафон
математика
7 - 12
3.02.15
Игра «Вопросики, вопросы, вопросищи»
математика
6 - 10
Шевяхова Лариса Александровна, учитель физики
27.01.2015
«Интеллектуальный марафон»
физика
7 - 12
Вывод: все запланированные, в рамках предметной недели мероприятия были реализованы.
Предложение: педагогам МО ЕМЦ обратить внимание на взаимопосещение мероприятий в рамках методической недели в последующие годы.
Рекомендации:
продолжить работу с целью повышения интереса обучающихся к предметам естественно – математического цикла;
приобщить учеников к работе по защите малых научных работ, рефератов;
проводить рейтинговый опрос обучающихся об уровне проведения различных мероприятий;
подведение итогов предметной недели освещать на сайте школы;
всем учителям – предметникам систематически и настойчиво вести работу по выявлению и развитию способностей детей, мотивировать к участию во внеурочной деятельности;
всем учителям – предметникам продумать сотрудничество в проведении мероприятий, использовать интеграцию, раскрывать межпредметные связи;
активизировать внеклассную работу с целью расширения учебных компетенций обучающихся по предметам естественнонаучной направленности.
IV. Общие выводы
В основном поставленные на 2014 – 2015 учебный год задачи МО были выполнены и достигли своей цели;
работа МО ЕМЦ способствовала росту педагогической инициативы, повышению профессионального мастерства, обогащению и развитию творческого потенциала каждого педагога;
микроклимат МО благоприятный. Документация ведется в полной мере в соответствии с положением о МО;
качество обученности по предметам естественно-математического цикла – стабильно;
план курсовой подготовки выполнен;
выполнен план ВШК: посещение уроков, контроль за преподаванием отдельных предметов, классно-обобщающий контроль, контроль за подготовкой к экзаменам, мониторинги;
выступления и выводы основывались на анализе, практических результатах, позволяющим сделать серьезные методические обобщения;
проводилась работа по овладению учителями современными методиками и технологиями обучения;
уделялось внимание формированию у обучающихся навыков творческой исследовательской деятельности; сохранению и поддержанию здоровьесберегающей образовательной среды;
в методическом объединении успешно проводился стартовый, рубежный и итоговый контроль по предметам естественно – математического цикла.
Таким образом, работу МО ЕМЦ следует признать удовлетворительной. Однако учителям методического объединения естественно – математического цикла следует продолжить работу по выполнению следующих задач:
разнообразить формы проведения заседаний МО (круглый стол, творческий отчет, деловые игры, семинары-практикумы);
выявлять, обобщать и распространять опыт творчески работающих учителей;
активно применять инновационные образовательные и педагогические технологии;
продолжить работу по активизации познавательной деятельности на уроках;
совершенствовать внеурочную деятельность согласно новым ФГОС.
организовать творческую группу учителей для работы над созданием новых дидактических форм, школьных проектов и программ;
внедрять здоровьесберегающие технологии в образовательный процесс;
взаимодействовать с другими методическими объединениями ГБУ «КРОЦ».