Анализ научно-методической и инновационной деятельности педагогического коллектива
МБОУ «Средняя школа № 2 им.Е.В. Камышева».
/2013-2014 гг./
1. Кадровый состав.
В школе работает 41 педагог (и 7 совместителей: Мальцев А.В., Кушнерёва О.О., Костючкова Л. В., Астахова В.Н., Зарембо Н.А., Краснова Е.П., Решетова О.О.)
Высшее образование имеют 37 человек, 4 – среднее специальное.
Педагогический стаж учителей
Стаж | 0-2 г. | 2 – 5 г. | 5 –10 лет | 10 – 20 лет | Свыше 20 лет |
Количество | 1 | 3 человека | 1 человек | 8 человек | 28 человек |
% отношение | 2 % | 7 % | 2 % | 20 % | 69 % |
Уровень квалификации педагогов достаточно высокий:
Квалификация | Высшая категория | I категория | Без кат. | Соответств.должности |
Количество | 12 человек | 21 человек | 6 человек | 2 человека |
% соотношения | 29 % | 51% | 15 % | 5 % |
Сравнительная таблица квалификационных категорий за 2011 -2014 гг.
Квал. категория | 2011 г. | 2012 г. | 2013 г. | 2014 г. | Высшая квал. категория | 12 (32 %) | 10 (24 %) | 11 (27%) | 12 (29%) | 1квалиф. категория | 21 (55 %) | 20 (49 %) | 23 (56 %) | 21 (51%) | 12 разряд | 3 (8%) | без категории- 12 (28 %) | без категории- 7 (17 %) | без категории- 6 (15%) | 11 разряд | - | | 10 разряд | - | Соответств. должности 2 (5%) | 9 разряд | 1(3%) | 8 разряд | 2(5) | | Всего | 42 (38 без совм.) | 42 (41 без совм.) | 41 без совм. | 41 без совм. | |
Анализ сравнительных данных за последние четыре года позволяет сделать вывод, что основную часть педагогического коллектива составляют опытные учителя с большим стажем работы, обладающие высоким профессиональным мастерством, имеющие высшую и первую квалификационные категории.
Таким образом, в школе созданы необходимые условия для получения обучающимися качественного образования.
2.Организация работы.
Основной формой работы школы по повышению квалификации учителя, роста научно-теоретической подготовки и педагогического мастерства является методическая работа. Ее результатом является повышение эффективности уроков и внеклассных мероприятий с учащимися, улучшение качества их обучения и воспитания.
Перспективный план метод.работы на 2014-2015 учебный год:
Анализ метод.работы за прошедший учебный год.
Изучение состояния учебно-воспитательного процесса, уровня ЗУН.
Самоанализ работы учителями школы.
Изучение метод.литературы.
Анализ конечных результатов работы педагогов.
Обсуждение перспективного плана метод.работы на 2014 - 2015 гг.
Организация и проведение отчетов учителями школы о проделанной работе.
Планируя методическую работу школы, мы учитывали наши возможности и отбирали те формы, которые реально бы решали задачи, стоящие перед школой.
Структура методической службы МО
МБОУ «Средняя школа № 2 им. Е.В.Камышева».
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ
МЕТОДИЧЕСКИЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ
УЧИТЕЛЕЙ-ПРЕДМЕТНИКОВ
БИБЛИОТЕЧНО- АУДИО-,ВИДЕОИНФОРМАЦИЯ,
ИНФОРМАЦИОННАЯ РЕСУРСЫ ИНТЕРНЕТ
СЛУЖБА
СИСТЕМА ПОВЫШЕНИЯ
КВАЛИФИКАЦИИ
Методическая тема школы:
«Формирование ключевых компетентностей у педагогов и обучающихся».
Задачи на 2013-2014 учебный год:
1.Создать такую систему деятельности школы, при которой станет невозможным учителю продолжать профессиональную деятельность без профессионального роста и включения во все инновационные процессы школы.
2.Мотивировать педагогов к активному использованию компетентностно-ориентированных технологий в педагогической деятельности в рамках реализации требований ФГОС.
3.Продолжить работу над составлением портфолио обучающегося, педагога.
4.Сформировать ключевые компетентности у педагогов и обучающихся.
Над методической темой школа работает первый год. Можно сделать вывод об увеличении количества педагогов, готовых
использовать проектные, исследовательские, индивидуальные и групповые (командные) формы организации деятельности учащихся в обучении,
возможности информационных технологий,
обеспечивать практическую ориентацию и инструментальную направленность обучения для формирования компетентностей (ключевых компетенций).
Ежегодно в мае проводится мониторинг определения уровня эффективности и результативности деятельности педагогов школы.
Используемые формы методической работы:
Коллективные | Групповые | Индивидуальные |
Тематические педсоветы | Заседания методических объединений | Индивидуальные консультации |
Семинары-практикумы | Дискуссии, круглые столы | |
Теоретические и практические семинары | Ролевые игры | Наставничество |
Мозговой штурм | Групповые консультации | |
Выставка"Методическая работа в системе непрерывного образования педагогов" Видеосалон | Открытые уроки и внеурочные мероприятия | Собеседование Творческие отчеты учителей Самообразование |
Организационно-деятельностные игры (ОДИ) | Предметные марафоны | Самоанализ работы (по полугодиям) |
Итоговый проблемно-стратегический педсовет | | |
Методы методической работы – это упорядоченные способы деятельности по достижению целей. В методической работе мы применяем
словесные (вербальные) (лекция, рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, работа с материалами);
наглядные (демонстрация кино-, фото-, телематериалов, компьютерные средства);
практические (моделирование разнообразных ситуаций, наблюдения за практической деятельностью педагогов в воспитательном процессе).
Имеют место объяснительно-иллюстративные, репродуктивные и продуктивные: проблемные, поисковые, исследовательские и творческие методы.
Администрация школы использует активные формы работы с педагогами по формированию и развитию ключевых компетентностей: профессиональной,правовой,методической,аутопсихологической,социальнойисследовательской,информационной,коммуникативной.
Высшей формой коллективной методической работы является педсовет.
В 2013-2014 учебном году на заседаниях педагогического совета были рассмотрены следующие вопросы:
№ | Темы заседания педагогических советов. |
-
| Итоги работы школы за 2012/2013 учебный год. |
Мозговой штурм. Модель компетентностного педагога. |
Обсуждение и утверждение плана учебно-воспитательной работы школы на 2013/2014уч. год. |
Утверждение рабочих программ по предметам, календарно-тематического планирования, учебных пособий, программ элективных курсов, факультативных занятий, индивидуального обучения. Презентация элективных курсов. |
О проведении дня Знаний. |
Организационные вопросы перед началом нового учебного года. |
-
| Видеосалон. Внедрение деятельностных технологий в обучение. |
Единая педагогическая стратегия поддержки пятиклассников на этапе адаптации в среднем звене. |
Анализ административных контрольных работ. |
Анализ итогов I четверти |
Анализ работы со слабоуспевающими обучающимися. |
-
| Организационно - деятельностная игра –ОДИ. Системно - деятельностный подход в формировании и развитии универсальных учебных действий |
Анализ работы с одарёнными уч-ся. Итоги 1,2 тура Всероссийской олимпиады для школьников |
Критерии эффективности предпрофильной и профильной подготовки как одного из условий социализации школьников. |
Результаты качества знаний за I полугодие 2013/2014 гг. |
О проведении новогодних праздников и зимних каникул |
-
| Круглый стол. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России- идеологическая основа ФГОС. |
Результаты качества знаний по итогам контрольных срезов за III четверть. |
Краткий анализ итогов III четверти. |
Утверждения плана подготовки уч-ся 9, 11 кл. к государственной итоговой аттестации. |
-
| О допуске к государственной итоговой аттестации уч-ся 9, 11 кл. |
Об успешном завершении учебного года. |
О проведении Последнего звонка и выпускного вечера для уч-ся 9,11 классов. |
-
| О переводе уч-ся 1-8, 10 кл. Подведение итогов учебного года. |
О вручении учащимся 2-8,10 классов похвальных листов «За отличные успехи в учёбе» |
Об успешном завершении учебного года. |
О режиме работы летнего оздоровительного лагеря. |
О летней трудовой практике уч-ся. |
-
| О выпуске уч-ся 9, 11 классов и вручении похвальных грамот «За особые успехи в изучении отдельных предметов». |
Результаты итоговой аттестации уч-ся 11 классов: о выдаче аттестатов о среднем (полном) общем образовании |
О награждении выпускников школы золотыми, серебряными медалями. О выдаче аттестатов особого государственного образца (с золотым и серебряным тиснением) |
-
| Результаты итоговой аттестации уч-ся 9 классов: о выдаче аттестатов об основном общем образовании. |
О выдаче аттестатов особого государственного образца 9 (с отличием). |
О награждении выпускников 9-х классов Похвальными грамотами «За особые успехи в изучении отдельных предметов». |
Анализ методической и учебно-воспитательной работы в школе. |
Отчёт о работе психолога, соц.педагога, библиотекаря, логопеда. |
25. 04.2014 г. в МБОУ «Средняя школа № 2 имени Е. В. Камышева» был проведен семинар на тему: «Взаимодействие субъектов образовательного процесса как средство реализации ФГОС».
Цель: формирование представления о взаимодействии субъектов образовательного процесса как важнейшем условии эффективности реализации ФГОС –достигнута. В ходе мероприятия участники семинара познакомились с теорией и практикой по вопросу, со стратегией оптимизации взаимодействия субъектов ОП, проанализировали типы отношений, которые складываются в коллективе.
Нашими педагогами под непосредственным руководством администрации школы систематизирован и обеспечен методическими разработками опыт повседневной практики урочной и внеурочной деятельности, обеспечивающий новое качество образования за счет эффективных форм взаимодействия субъектов образовательного процесса, направленных на развитие высоконравственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.
Высокую оценку директоров школ и районного методического отдела получили уроки, представленные на семинаре:
«Быть может, вся природа - мозаика цветов…» | Фадеева Л.В., учитель высшей категории, Михайлова Е.В., учитель высшей категории. |
Путешествие по планете Земля. Антарктида. | Романова А.Н., учитель 1категории. |
Страны мира. Япония. | Назарова Т.В., учитель 1 категории. |
«Общие приёмы табличного вычитания с переходом через десяток» | Смирнова Е.Б., учитель 1 категории. |
Аппликация из геометрических фигур. | Гуменюк О.В., учитель 1 категории. |
Опыт: картофельные штампы. | Демидович Л.Л., учитель высшей категории. |
Виртуальный зоопарк. | Кальсина В.С. |
В течение всего учебного года под руководством директора и зам. директора по УВР проводились различные формы работы, такие как: контроль за качеством знаний учащихся, просмотр тетрадей, журналов, дневников учащихся (справки зачитывались на педсоветах и совещаниях при директоре), анализ открытых уроков и внеклассных мероприятий.
В конце учебного года осуществлялся итоговый контроль по предметам. В соответствии с планом ВШК, МР заместитель директора по УВР Кирюшкина О.В. посетила 150 уроков, заместитель директора по УВР Покровкова Н.Н.- 152 урока. В это количество входит контроль за урочной, внеурочной, проектной, исследовательской деятельностью, административные срезы знаний обучающихся. Все учителя посещали уроки, открытые мероприятия своих коллег.
Над решением поставленных задач в 2013-2014 учебном году в школе работали методические объединения учителей-предметников, которые пропагандировали свой передовой педагогический опыт.
Каждый учитель на основе общей проблемы отобрал определенный аспект, который он считал актуальным, т.е. учитель работал над собственной методической темой и над своим индивидуальным планом по самообразованию.
Темы по самообразованию учителей школы в 2013-2014 гг.:
Ф.И.О. педагога | Тема самообразования |
Кирюшкина О.В. | Комплексный анализ текста как средство качественной подготовки к ГИА. |
Покровкова Н.Н. | Формирование речевой креативности на уроках русского языка и литературы в среднем звене. |
Хон Е.А. | Подготовка к ЕГЭ по литературе. Сочинение по новой форме. |
Борванова Г.И. | Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка. |
Михайлова Е.В. | Виды словарных диктантов с опорой на этимологический анализ «трудных» слов на уроках русского языка. |
Кухарева В.А. | Использование новых информационных технологий в учебно-воспитательном процессе |
Кальсина В.С. | Использование проблемных ситуаций для формирования и развития умений устной речи. |
Астранович Л.Н. | Развитие коммуникативной компетенции старших школьников в урочной и внеурочной деятельности с использованием ИКТ. |
Мамонтова Ю.Б. | Организация самостоятельных форм обучения на уроках истории и обществознания с целью повышения познавательного интереса учащихся. |
Вишнякова Т.Н. | Совершенствование умений и навыков на уроках истории учащихся 6 классов. |
Зарембо Н.А. | Использование активных методов обучения на уроках истории. |
Кулюкина С. А. | Формирование навыков ЗОЖ (здорового образа жизни) средствами физической культуры |
Варфоломеева Л.П. | Основы методики самостоятельных занятий физическими упражнениями |
Здоровенкова Т.В. | Здоровьесберегающие методы на уроках технологии |
Быкова Е.А. | Развитие творческих способностей на уроках изобразительного искусства и технологии в проектной деятельности |
Семикопенко М.И. | Патриотическое воспитание молодежи в ходе внеурочных занятий по основам безопасности жизнедеятельности |
Фадеева Л.В. | Активизация учебно-познавательной деятельности на уроках биологии |
Сосницкая Т.Е. | Формирование творческих способностей учащихся в процессе обучения и воспитания |
Романова А.Н. | Проблемный подход в обучении географии в школе |
Дубова И.Н. | Интегрированный подход к дифференцированному обучению |
Иванова Л.А. | Развитие логического мышления и речи на уроках математики |
Филова Е.В. | Формирование ключевых компетенций у учащихся 5 классов на уроках математики |
Никитина Е.А. | Проблемный подход в изучении нового материала, как средство активизации мыслительной деятельности |
Мальцев А.В. | Объектно-ориентированное программирование |
Матющенкова Е.М. | Личностно - ориентированный подход к обучению |
Копылова К.Э. | Использование ИКТ на уроках окружающего мира |
Великанова В.А. | Нравственное воспитание учащихся в процессе решения задач |
Рыжкова Н.И. | Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках окружающего мира |
Елисеева Л.А. | Исследовательская деятельность как одно из условий формирования УУД младших школьников |
Дегтерева Ю.А. | Методы создания ситуации успеха на уроке |
Юрьева Е.Г. | Формы и методы работы со слабоуспевающими учащимися |
Демидович Л.Л. | Коммуникативные компетенции на уроках в начальной школе |
Смирнова Е.Б. | Дидактическая игра как средство развития внимания на уроках в 1 классе |
Назарова Т.В. | Здоровьесберегающие образовательные технологии |
Белова Л.М. | Формирование УУД у младших школьников посредством проектной деятельности |
Ферганова О.А. | Особенности методики работы по предмету «Основы религиозных культур и светской этики» ( модуль «Основы православной культуры») |
Гуменюк О.В. | Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики |
Распространение педагогического опыта:
Покровкова Н.Н. | 8 публикаций на Дистанционном образовательном портале «Продлёнка» http://www.prodlenka.org 1 публикация на сайте «Учительский журнал он-лайн» http://www.teacherjournal.ru/ 1 публикация на сайте «Педагогическая газета» http://pedgazeta.ru/index.php 1 публикация на сайте Профессионального сообщества педагогов «Методисты» http://metodisty.ru/ 3 публикации на сайте Методического портала учителя «Методсовет» http://metodsovet.su/ 17 публикаций на сайте учителя начальных классов Ждырёвой Ларисы Александровны http://zhdyreva.rusedu.net/ 2 публикации на сайте Кoncpekt.ru http://koncpekt.ru/ 2 публикации на сайте Методического центра электронного периодического издания NUMI. RU http://numi.ru/userpage.php 2 публикации на Портале Фестиваль-ка.рф http://фестиваль-ка.рф/ 230 публикаций на сайте «Международный Современный учительский портал» http://easyen.ru/ 3 публикации на сайте Videouroki.net http://videouroki.net/ 3 публикации на сайте – блоге "Педагогический журнал" http://www.pedagoginfo.ru/ 1 публикация на сайте «Образовательно-просветительский портал "ФОССА"/Школьно – студенческая социальная сеть Фосса. Р/ http://fossa.net.ru/index/0-170 3 публикации на сайте «К уроку» http://www.k-yroky.ru/ 2 публикации на сайте «Игры, ребусы, загадки» http://www.igraza.ru/ 15 публикаций на Портале для учителей «Банк интернет-портфолио учителей» http://journal-bipt.info/ 1 публикация на Портале «Завуч.Инфо» http://www.zavuch.info/ 1 публикация на сайте Международного сообщества педагогов «Я – учитель» http://ya-uchitel.ru/ 3 публикации на сайте «Веселые обучалки» http://www.kindergenii.ru/ 1 публикация на сайте сообщества взаимопомощи учителей Pedsovet.su http://pedsovet.su/ 3 публикации на сайте «Педагогический мир» http://pedmir.ru 1 публикация на сайте Образовательного интернет-портала Учебного Центра «Современные технологии» http://ct-edu.ru 5 публикаций на сайте учителя начальной школы Соколовой Г.Л. http://sokol14.ucoz.ru/ 1 публикация на сайте «Самарский школьный портал» http://samaraschools.ru/ 1 публикация на сайте Учебно – методического портала http://www.uchmet.ru/ 1 публикация на сайте «Открытый класс» http://www.openclass.ru/ 1 публикация на сайте Uroki.net http://www.uroki.net/index.htm 1 публикация на сайте Педагогического портала «Лидер» http://gubarewayulia.ucoz.ru/ 3 публикация на сайте «Школьная планета знаний» http://natalilyadsk.my1.ru/index/sertifikat_publikacii_materiala/0-29 1 публикация на сайте «Коллеги» http://collegy.ucoz.ru/ 3 публикации на сайте ИНФОУРОК http://infourok.ru/ 1 публикация на сайте Дошкольник.рф http://дошкольник.рф/patriotizm/8657-dedushkina-shkatulka.html 1 публикация на сайте RusEdu (Архив учебных программ и презентаций) http://144.76.56.230/ член Межшкольной Интеллектуальной Ассоциации педагогов России |
Кирюшкина О.В. | 3 публикации в социальной сети работников образования http://nsportal.ru/node/913780, http://nsportal.ru/node/1033972 5 публикаций (почётное свидетельство) в электронном журнале педагогических материалов «Эдукон» www.edukon.ru 1 публикация на сайте «Видеоуроки» http://videouroki.net/filecom.php?fileid=98675236 1 публикация (диплом 2 степени общероссийского конкурса) в независимой ассоциации педагогов гуманитарного, естественного, математического цикла «Форум» 1 публикация (диплом, сертификат) в журнале «Русский язык в школе» (Всероссийский фестиваль педагогических идей «Открытый урок») festival-certifikate-279-978-87511 1 публикация (победитель) на сайте Всероссийского творческого конкурса для педагогов «Вдохновение» konkursy-dlya-pedagogov |
Дегтерева Ю.А. | сайт - проект «Безмолвные свидетели истории родного города» https://sites.google.com/site/gagarinarodina/ страница на сайте интернет-портала «ProШколу.ru» http://www.proshkolu.ru/user/yuliya1313/letters/4352596 публикация программы «Безопасность детей – наш Приоритет» и материалов к ней http://avtoprioritet.ru |
Ферганова О.А. | Сайт учителя начальных классов Фергановой Оксаны Анатольевны (nsportal.ru); Участие в конкурсе «1001 идея интересного занятия с детьми»(сезон 2013-2014 г.) в рамках 14-го Всероссийского интернет-педсовета (публикация на сайте и в «Сборнике методических разработок участников 14-го Всероссийского интернет-педсовета», Москва, Образ-Центр, 2014 г. (свидетельство участия в конкурсе и о публикации – печатное и электронное); публикации в материалах Фестиваля педагогических идей «Открытый урок» 2013/2014 учебного года ( на сайте Фестиваля festival.1september.ru/articles/641924, на диске и в сборнике тезисов статьи «Экологический урок «Будем беречь природу») |
Кулюкина С. А. | 8 публикаций на сайте ИНФОУРОК http://infourok.ru/ |
Михайлова Е.В. | 2 публикации на сайте ИНФОУРОК http://infourok.ru/ |
Фадеева Л.В. | Проект на тему: «Зимующие птицы Смоленщины», http://nsportal.ru/node/973387 персональный сайт http://nsportal.ru/fadeeva-lyubov-vladimirovna 1 публикация на сайте ИНФОУРОК http://infourok.ru/ 1 публикация на сайте http://reestr.pedsovet.org за №38802 |
Никитина Е.А. | 7 публикаций на сайте ИНФОУРОК http://infourok.ru/ |
3. Эффективность методической работы.
В 2013 – 2014 учебном году работа методобъединений основывалась на тщательном анализе учебного процесса, на обобщении и внедрении в практику опыта лучших учителей, на творческой инициативе каждого педагога:
- учителей гуманитарного цикла (12 человек (29 %).Руководитель МО – Мамонтова Ю.Б.
- учителей математического цикла (6 человек (15 %). Руководитель МО – Никитина Е.А.
- учителей начальных классов (включая логопеда) - 14 человек (34 %). Руководитель МО – Ферганова О.А.;
- учителей политехнического цикла – 5 человек (12 %), из них учителей:
Руководитель МО – Кулюкина С.А.
- учителей естественно-научного цикла – 4 человека (10 %), Руководитель МО – Романова А.Н.
Такая структура улучшила работу методической службы, помогла формированию более узкой интеграции, конкретизировала обобщение педагогического опыта. В 2013-2014 гг. школа работала по следующему плану:
№ | Темы |
| I - август 2013 |
1. | Экспертиза и утверждение программ обучения, элективных курсов, факультативных занятий, индивидуальных учебных планов на 2013/2014 гг. |
2. | Обсуждение и утверждение плана методической работы предметных МО на 2013/2014 уч. год |
3. | Организационные вопросы перед началом нового учебного года. |
| II - ноябрь 2013 |
1. | ФГОС НОО, ООО как система требований. |
2. | Организация работы по подготовке к проведению предметных марафонов по теме: «Формирование познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий на уроках» (1 ступень обучения); «Формирование личностных, предметных, метапредметных универсальных учебных действий на уроках» (2 и 3 ступень обучения). |
3. | Подведение итогов школьного тура олимпиады. |
| III - декабрь 2013 |
1. | Система работы учителей-предметников с одарёнными уч-ся (подведение итогов 2 тура Всероссийской олимпиады для школьников) |
2. | Анализ работы учителей со слабоуспевающими уч-ся. Рекомендации по предупреждению неуспеваемости школьников. |
3. | Анализ работы МО за 1 полугодие. |
| IY - март 2014 |
1. | Результаты качества знаний по итогам контрольных срезов за III четверть |
2. | Анализ работы МО по теме: «Модель компетентностного педагога». |
3. | О подготовке к итоговой аттестации уч-ся. Экспертиза и утверждение экзаменационного материала. |
4. | Использование здоровьесберегающих технологий в обучении. |
| V- май 2014 |
1. | Организация итогового повторения уч-ся выпускных классов. |
2. | Подведение итогов работы предметных МО в 2013-2014 гг. Обсуждение и утверждение плана методической работы на 2014/2015 уч. год. |
Методические объединения гуманитарного, математического, естественно-научного, политехнического циклов решали в учебном году следующие задачи:
1.Осуществлять дифференцированный подход к обучению по предметам.
2.Способствовать формированию у учащихся прочных знаний, умений и навыков.
3.Активизировать работу с детьми, имеющими повышенную мотивацию к обучению.
4.Развивать у учащихся познавательную деятельность, инициативу, творческую активность на уроках и во внеурочное время через привлечение к проектной деятельности.
5.Внедрять в УВП современные ИКТ, Интернет-технологии.
6. Мотивировать детей к выполнению различных видов деятельности.
Проанализировав работу школьных МО, следует отметить, что педагоги проводили планомерную работу по апробации современных методик и технологий обучения, уделяли большое внимание формированию у учащихся навыков творческой исследовательской деятельности; сохранению и поддержанию образовательной среды, проводили комплексную, дифференцированную работу по подготовке учащихся к итоговой аттестации, вели факультативы по подготовке к сдаче ЕГЭ, ОГЭ в новой форме.
В работе методических объединений достаточное внимание уделялось навыкам самоанализа у учителей, организовано взаимопосещение уроков своих коллег. Учителя приняли активное участие в проведении предметных марафонов, ими подготовлены и проведены тематические открытые уроки, на которых были использованы различные формы занятий, способствующие развитию творческих способностей учащихся, воспитанию духовности, нравственности, гражданственности. Поместите здесь ваш текст
Согласно плану ВШК в течение учебного года были проведены предметные марафоны МО учителей политехнического и математического циклов, МО учителей естественно-научного цикла, МО учителей начальных классов, МО учителей гуманитарного цикла.
Цель предметного марафона:
Задачи предметного марафона:
1.Создание условий, максимально благоприятствующих получению качественного образования каждым учеником в зависимости от его индивидуальных способностей, наклонностей, культурно - образовательных потребностей.
2. Повышение интереса учащихся к учебной деятельности, к познанию действительности и самого себя, а также выработке самодисциплины и самоорганизации.
3. Оценка влияния предметного марафона на развитие интереса учеников к изучаемым предметам.
4. Помощь учителям в раскрытии своего творческого потенциала, организаторских способностей.
5. Создание праздничной творческой атмосферы.
В рамках предметных марафонов были организованы внеклассные мероприятия по классам. Все мероприятия были интересные по форме и содержанию. В каждом классе занятия были увлекательные, красочные. Учащиеся с удовольствием выполняли разнообразные задания, давали чёткие обдуманные ответы, узнали много полезного и интересного.
ФИО | Тема |
Кирюшкина О.В. | «Публицистический стиль как средство формирования нравственных качеств личности». Урок с использованием технологии развития критического мышления. |
Покровкова Н.Н. | «Что может быть прекрасного в грубом необразованном человеке?» Урок-исследование по рассказу И.С.Тургенева «Бирюк». |
Борванова Г.И. | «Герои М. Зощенко на сцене и в нашей жизни» Урок-спектакль. |
Хон Е.А. | Тема Родины в лирике С.А.Есенина. Урок-концерт по литературе |
Михайлова Е.В. | 1. Путешествие в страну «Русского языка» (открытый урок) 2. «Дорога в школу» урок по правилам дорожного движения. 3. Урок – игра «Занимательная грамматика» 4.Урок-викторина «Счастливый случай»( по комедии Грибоедова «Горе от ума» |
Кухарева В.А | Урок-лаборатория. Тема «Имя прилагательное». |
Кальсина В.С. | Урок-викторина «Я люблю английский» |
Астранович Л.Н. | Урок-диспут «Молодежные субкультуры» |
Мамонтова Ю.Б | 1.Урок-презентация проектов по истории Смоленщины. Тема «Знаменитые люди Смоленщины» 2.Урок по обществознанию. Тема «делу время, потехе час». |
Семикопенко М.И. | Урок-конференция по истории. Тема «Возникновение и становление древнерусского государства». |
Вишнякова Т.Н. | Урок по обществознанию. Тема «Государственная символика России». |
Зарембо Н.А. | Урок по обществознанию. Тема «Образование и самообразование». |
Дубова И.Н. | Применение молекулярно-кинетической энергии |
Иванова Л.А. | Математика от древности до наших дней |
Филова Е.В. | Рыцарский турнир |
Фадеева Л.В., Никитина Е.В. | О курении языком математической статистики и биологии |
Фадеева Л.В.,Михайлова Е.В. | Быть может, вся природа - мозаика цветов… |
Романова А.Н. | Путешествие по планете Земля |
Учитель | Тема |
Рыжкова К.И. | Русский язык «Основа предложения. Закрепление». Сказки народов России |
Смирнова Е Б | Математика «Вычитание из чисел 8,9. Закрепление. В гостях у народных умельцев России |
Елисеева Л. А. | Изобразительное искусство «Дома бывают разными» |
Назарова Т В | Урок по окружающему миру на тему: «Секреты вежливости» |
Белова JI.M. | Урок по литературному чтению на тему «В Осеева «Волшебное слово» |
Копылова К Э. | Окружающий мир «Правила вежливости» |
Гуменюк О.В, | Урок русского языка «Дательный падеж имен существительных. Любимые басни» |
Великанова В А. | Окружающий мир «Животноводство» |
Демидович Л Л | Русский язык «Полет к звездам» на тему «Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих» |
Дегтерева Ю А | М.Пришвин «Моя Родина». Литературное чтение. |
Ферганова О. А. | ОРКСЭ «Как христианство пришло на РУСЬ» |
Быкова Е.А. | Гжельские мастера |
Семикопенко М.И. | Урок- конференция «Мы- за ядерное разоружение!» |
Здоровёнкова Т.В. | Урок-практикум «Технология выполнения творческой работы в технике «изонить» |
Кулюкина С.А. | Урок-соревнование « Школа мяча» |
Варфоломеева Л.П. | Урок-соревнование « Волшебная скакалка» |
На всех уроках применялись информационные технологии, которые способствовали укреплению интереса детей к учёбе.
Педагоги уверены в том, что после проведения предметного марафона у многих учащихся меняется отношение к учёбе, появляется заинтересованность в познании нового, усиливается интерес к процессу обучения.
Такие формы работы дают большой эмоциональный заряд, надолго запоминаются детям, способствуют формированию положительной мотивации учебной деятельности.
Выводы:
Предметные марафоны прошли в атмосфере творчества, сотрудничества и показали высокую результативность работы педагогического коллектива.
В ходе проведения предметных марафонов каждый ученик нашёл нишу для самовыражения, были организованы выставки лучших творческих работ учеников, награждены ученики, отличившиеся в результате проведения предметных марафонов, был дан старт исследовательским работам учеников начальных классов.
Каждый ученик мог сравнивать свои работы с лучшими работами своих одноклассников, оценить свои работы, выбрать лучшие.
В ходе проведения предметных марафонов выявлены следующие проблемы, которые необходимо решить:
1. Вовлечение родителей во внеклассную и исследовательскую деятельность учеников.
2. Привлечение учеников старших классов к проведению недель в начальной школе и исследовательскую деятельность.
3. Взаимодействие школьных методических объединений при проведении предметных марафонов.
Результативность работы подтверждается стабильно высоким уровнем качества знаний обучающихся: в 2009-2010 -52,5 %, в 2010-2011 -52 %, в 2011-2012 -53,5 %,,2012-2013-51 %, 2013-2014-56 %, а также достойными результатами в различных конкурсах и олимпиадах.
Конкурс | Итоги участия |
Международная игра - конкурс "Русский медвежонок - 2013" | Волков Валентин - 1 место в регионе Репин Иван - 1 место в регионе 4 первых места по школе 5 вторых мест по школе 4 третьих места по школе |
Международный математический конкурс-игра «Кенгуру-2014» | 2 первых места по школе, 4 вторых места по школе, 3 третьих места по школе |
Общероссийский конкурс "Логическое мышление 2013" | Волков Валентин - 3 место Максим Иванов – 5 место |
Общероссийский конкурс «Умница» | 6 первых мест 1 третье место |
Общероссийский конкурс «Мультитест» | 2 четвертых места |
VII Всероссийский детский творческий конкурс «Святые заступники Руси» (к 700-летию со дня рождения преподобного Сергия Радонежского) | 7 победителей |
Международный конкурс по истории МХК "Золотое руно» | 4 первых места по школе 4 вторых мест по школе 7 третьих места по школе |
Конкурс "Лучший урок письма - 2013" | Жевлакова Вера - победитель |
Областной историко-литературный конкурс, посвященный 90-летию со дня рождения Б.Л.Васильева | ПОБЕДИТЕЛИ: 1. Боженкова Марина 2. Пошвенкова Анастасия 3. Фомченкова Анастасия 4. Халитова Джулия 5. Шарганова Дарья |
Областной конкурс «Есть такая профессия – Родину защищать» | 1. Зинкин Даниил – 2 место 2. Соколова Диана – 2 место |
Соревнования по лыжным гонкам | 1. Левшова Анастасия – 2 место 2. Юдичева Виолетта – 3 место 3. Петрова Кристина – 1 место 4. Сергеев Сергей – 3 место |
Зимний День здоровья «Гагаринская лыжня» | 1. Петрова Кристина – 1 место 2. Левшова Анастасия – 3 место |
Муниципальный конкурс «Вода - источник жизни» | 1. Хачатрян Луиза – призер 2. Павлова Анастасия – призер 3. Величенкова Марина - призер |
Фестиваль творчества детей и взрослых «Вера. Надежда. Любовь» в рамках районных православных образовательных чтений «Свет Рождества» | Дипломом награждены 6 обучающихся |
Муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников | 2 победителя,15 призёров |
Муниципальный этап олимпиады по основам православной культуры | 1 победитель, 2 призёра |
Школьный этап ВОШ | Основы безопасности жизнедеятельности - 4 победителя,3 призера Мировая художественная культура - 2 победителя Математика - 3 победителя,1 призер Физическая культура - 5 победителей,12 призеров Экономика - 3 победителя,2 призера Литература - 14 победителей,5 призеров География - 4 победителя Право - 1 победитель,1 призер Русский язык - 7 победителей,20 призеров Биология – 14 победителей, 16 призеров Физика – 9 победителей Технология - - 6 победителей,2 призера |
Лёгкоатлетический кросс | Петрова Кристина - 1 место в беге 1500м |
Силовое многоборье | Васильев Никита-1 место |
Скиппинг7кл. | Данилович Артём-1 место, Козлова Анастасия-1 место |
«Весёлые старты» 4кл. | 1 командное место |
Пионербол(6кл) | 1 командное место |
Школа мяча(8кл) | 2 командное место |
Волейбол-кубок памяти А. Румянцева(сборная) | 4 командное место |
Баскетбол (9-11кл) | 2 командное место у юношей, 3- у девушек |
Баскетбол (8-9кл) | 1 командное место у юношей, 4 - у девушек |
Волейбол (7-9кл) | 4 командное место у юношей, 2- у девушек |
Волейбол на приз А. Леонова | 4 командное место у девушек |
Плавание(2 кл.) | 2 командное место |
Настольный теннис | 6 командное место, Васильев Никита - 3 место |
«Гагаринские старты» | 7 командное место |
Всероссийский кросс «Тёмкинское кольцо» | Зенова Анастасия-2 место, 6 участников в десятке сильнейших |
Эффективность работы МО также представлена в следующих результатах:
Ученики школы приняли участие в школьных, районных, Всероссийских, общероссийских конкурсах, викторинах, олимпиадах, акциях.
Школьный уровень:
Школьная фотовыставка «Мамины глаза», посвящённая Дню матери
Школьный тур Олимпиады по Основам православной культуры «Русь Святая, храни веру Православную»
Районный уровень:
Районная акция «Бессмертный полк»
Районный конкурс творческих работ «Созвездие Гагарина»
Районный Рождественский конкурс детского прикладного, поэтического и изобразительного творчества «Вифлеемская звёздочка». Все детские работы участников опубликованы в сборнике творческих работ «Вифлеемская звёздочка»,г. Гагарин, 2013 г.
Районный фестиваль творчества детей и взрослых по духовно-нравственной тематике «Вера. Надежда. Любовь»
Областной уровень:
Областной праздник «Знай классическую детскую литературу», посвящённый Международному Дню детской книги и писателям-юбилярам 2014 года»
Областной конкурс раскрасок «Рисуем птиц» в рамках акции «Покормите птиц»
Областной конкурс аппликаций «Птичьи фантазии» в рамках акции «Покормите птиц»
Смоленский областной этап Всероссийского детского экологического форума «Зелёная планета 2014»
Областной конкурс детских рисунков «Мир заповедной природы»
Повышение профессионального мастерства.
Аттестация педагогических и руководящих кадров |
соответствие занимаемой должности | 2 чел. (5%) |
1 категория | 3 чел. (7%) |
высшая категория | 2 чел. (5%) |
В 2013 - 2014 уч.г. в школе работает 1молодой специалист –Копылова Кристина Эдуардовна, учитель начальных классов.
Наставник – Краснова Елена Петровна, учитель-логопед
Наставник - Покровкова Наталья Николаевна, заместитель директора по УВР
Цель: оказание помощи начинающему учителю в профессиональной адаптации, оказание практической помощи в вопросах совершенствования теоретических знаний и повышения педагогического мастерства.
Задачи:
- формировать у молодого учителя потребность в непрерывном образовании;
- помогать учителю, опираясь в своей деятельности на достижения педагогической науки и ППО, творчески внедрять идеи в учебно-воспитательный процесс;
- способствовать формированию у педагога индивидуального стиля творческой деятельности.
Практика:
- Посещение уроков в рамках методической недели.
- Участие в школьных и городских семинарах для молодых специалистов
- Посещение молодыми специалистами уроков и внеклассных мероприятий у опытных учителей.
Формы работы с молодыми специалистами:
- наставничество,
- консультации,
- взаимопосещение уроков,
- проведение мастер-классов.
Практика организации и помощи молодым специалистам прошлых лет показала, что без диагностики нельзя оптимально управлять какими бы то ни было педагогическими процессами. Смысл диагностирования состоит в том, чтобы получить реальную и по возможности наглядную картину действительности.
Диагностический подход позволяет:
– точно учесть потребности педагога по всем направлениям развития педагогического мастерства;
– объективно оценить промежуточные и конечные результаты;
– определить перспективы создания наиболее благоприятных условий для развития творческой деятельности;
– наметить программу роста педагогического мастерства молодого специалиста;
– учесть при организации методической работы не только проблему взаимопомощи в овладении профессиональными знаниями, но и аспекты психологической совместимости педагогов;
– обеспечить тесную взаимосвязь методической работы с учебой педагогов, с повышением их общего культурного уровня;
– обеспечить оптимальное планирование методической работы в ШМУ.
Таким образом, на подготовительном этапе диагностирование выявляет возможности молодого специалиста и позволяет оценить результаты обучения, которое он получил в сравнении с требованиями, предъявляемыми к современному педагогу. Молодому специалисту были предложены анкеты успешности его как учителя. Анализ анкет показал, что профессиональный уровень Копыловой К. Э. соответствуют полученному образованию, она легко обучаема и не испытывает серьёзных трудностей при планировании своей работы. Однако большая часть вопросов возникает при непосредственном проведении уроков и контроле деятельности учащихся. С учетом полученных результатов был выстроен план проведения и темы консультирования.
Работа состояла из следующих основных блоков:
Первый блок – теоретический (сентябрь-октябрь).
В рамках работы данного блока проводились следующие мероприятия:
собеседование на тему «Первые шаги молодых педагогов», включающее вопросы, направленные на выявление лидерских качеств специалиста, формирование психологического портрета как индивидуума, так и в микроклимате коллектива, вливание в педагогический коллектив;
теоретическое консультирование, мастер-класс на тему «Методы, приемы и способы в учебной деятельности, способствующие повышению мотивации учащихся начальных классов»;
выбор молодым специалистом темы по самообразованию с помощью учителя-наставника.
Второй блок – практический (ноябрь-март).
В рамках работы этого блока учителя-предметники проводили открытые уроки , демонстрируя различные формы и методы организации познавательной деятельности учащихся.
В свою очередь Кристина Эдуардовна самостоятельно проводила анализ данных уроков по схеме, которая была предварительно предложена. Одновременно молодым специалистом посещались открытые уроки учителей начальных классов других школ города в рамках проведения заседаний РШМО.
Третий блок – творческий (апрель-май).
Включает в себя проведение молодым специалистом открытых уроков и внеклассных мероприятий, разработанных самостоятельно, их самоанализ.
Уроки и внеклассные занятия, проведённые Копыловой Кристиной Эдуардовной, показали владение методическими приемами для развития учебной и познавательной активности, стремление к применению передовых форм и методов в индивидуальной педагогической практике. Так, урок окружающего мира по теме «Опасности, которые нас окружают» во 2 «В» классе проходил с использованием интерактивной доски, с помощью которой учитель создала атмосферу активизации интеллектуального потенциала учащихся, творческой активности, развитию культуры языкового общения.
Урок математики по теме «Решение составных задач на нахождение суммы» показал, что учитель создает комфортный психологический микроклимат на уроке, учащиеся умело использовали приёмы анализа и синтеза для нахождения нестандартных способов решения поставленных задач. Учитель создает ситуации, способствующие атмосфере здорового соперничества, много внимания уделялось здоровьесбережению обучающихся. Мероприятие «Урок добра», которое прошло на классном часу, было направлено на повышение уровня воспитанности учащихся начальных классов. Методы, используемые учителем, отличались разнообразием и соответствием возрастным особенностям учащихся (инсценировка рассказа «Просто старушка», аналитическая беседа по просмотренному мультфильму «Кот Леопольд и его друзья», использование сказочных героев). Кристина Эдуардовна учитывала субъективный опыт учащихся.
Учителя начальных классов и администрация школы, посетившие уроки молодого специалиста, отмечали, что уроки методически продуманны, соответствовали учебным программам и календарному планированию, учитывались возрастные особенности детей.
В конце учебного года молодому специалисту были даны рекомендации по составлению мониторинга качества преподаваемых предметов.
Копылова К. Э.была охвачена методической работой в полном объёме и на высоком уровне. В течение года повышала свой профессиональный уровень, проходя обучение в РосНоу по специальности «Педагог-психолог». Вся методическая работа учителя-наставника Красновой Е. П. велась согласно плану, который выполнен в полном объеме. Кроме того, молодой специалист получал постоянные консультации по работе с документацией, планированию учебного материала, составлению плана урока, эффективным методам организации учебной деятельности учащихся в соответствии с ФГОС, способам активизации познавательной деятельности, организации внеклассной работы и по многим другим вопросам. Также заместителем директора по учебно-воспитательной работе Покровковой Н. Н. проведены тематические консультации «Развитие творческого и интеллектуального потенциала и самореализация личности», «Соблюдение санитарно – гигиенических норм и требований на уроке»; «Требования к современному уроку».
Учитель-наставник, администрация школы, учителя начальных классов посещали уроки Кристины Эдуардовны с целью оказании яей методической помощи. В свою очередь молодой педагог посещала уроки своих коллег, а также все открытые уроки, проводимые на протяжении учебного года, принимала участие в их анализе.
Работа с молодым специалистом Копыловой К. Э. помогла становлению её педагогического мастерства. Существует проблема в работе с детьми с низкой учебной мотивацией, в частности проблема состоит в вовлечении их в активную учебную деятельность и соблюдении ими дисциплины труда. Не всегда получается осуществить индивидуальный подход в работе с учетом возрастных особенностей учащихся.
В будущем учебном году целесообразно продолжить консультационную работу с молодым специалистами учителей-наставников, членов МО в направлении «Постарайтесь не допускать следующих ошибок…», «Как сделать урок эффективным и эффектным?» и т.д. Необходимо усилить совместную деятельность молодого учителя и психолога в работе с учащимися, требующими к себе особого внимания, в том числе с особенностями психофизического развития, а также с учащимися с высокой учебной мотивацией, уделить больше внимания отработке эффективных приёмов и методов в организации учебной деятельности.
Вывод.
Период адаптации Копыловой К. Э. прошел успешно. Молодому специалисту оказывается помощь администрацией и педагогами-наставниками в вопросах совершенствования теоретических знаний, повышения профессионального мастерства.
Задачи на следующий учебный год:
работать над повышением компетентности молодых педагогов в вопросах развития интеллектуального и творческого потенциала учащихся на уроках;
направить работу на изучение и практическое применение эффективных методов работы с учащимися с разным уровнем мотивации; обеспечение рефлексии и самоконтроля учащихся на протяжении всего урока.
В этом учебном году учителя посещали районные семинары и мастер-классы:
Областной мастер-класс «Использование игры как средства активизации деятельности обучающихся в творческом объединении» (на базе МБОУДО «Центр детского творчества»), (ноябрь 2013 г.) – Белова Л. М., Назарова Т. В., Смирнова Е. Б.
Районный семинар по предмету ОРКСЭ (октябрь 2013 г.) – Назарова Т. В., Семикопенко М.И.
Областной семинар «Подготовка педагогических работников к проведению аттестации» (февраль 2014 г.) – Копылова К. Э.
Районный семинар по предмету ОРКСЭ (февраль 2014 г.) – Копылова К. Э.
Районное заседание МО учителей начальных классов (март 2014 г.) – Гуменюк О. В. – выступление по теме: «Особенности организации учебно-воспитательного процесса в условиях работы по ФГОС» (из опыта работы учителя).
Районный семинар по предмету ОРКСЭ, посвящённый 700-летию со дня рождения преподобного Сергия Радонежского.
Районный семинар по предмету ОРКСЭ (май 2014 г.) – Юрьева Е. Г. , Ферганова О. А., Семикопенко М.И.
Районный семинар «Современные воспитательные технологии и модели внеурочной деятельности в условиях внедрения ФГОС» (21 – 22 ноября 2013 г.)- Покровкова Н.Н., Романова А.В., Астахова В.Н.
Районный практико – ориентированный семинар для руководителей и заместителей руководителей ОУ по УВР в начальной школе «Организация работы ДОУ и начальной школы по обеспечению здоровьесбережения через терапевтические возможности искусства» как заключительная, обобщающая часть научно – практического районного семинара «Эффективное общение как одно из условий оптимизации учебно – воспитательного процесса» (декабрь 2013 г.) - Покровкова Н.Н., Прохорова О.И.
Районный семинар «Воспитание ответственности подростка в образовательном пространстве сельской школы» (май 2014 г.) – Кирюшкина О.В., Покровкова Н.Н.
В этом году большое количество учителей повышало свой профессиональный уровень, посещая современные курсы повышения квалификации:
Курс Intel «Проектная деятельность в информационной образовательной среде 21 века»– Демидович Л. Л., Назарова Т. В., Дегтерёва Ю. А., Семикопенко М.И., Прохорова О.И., Покровкова Н.Н., Краснова Е.П., Дубова И.Н., Филова Е.В.
Курсы повышения квалификации по дополнительной профессиональной программе «Современные информационные технологии в педагогической деятельности в рамках реализации требований ФГОС» (базовый курс, 2-й уровень) – Назарова Т. В., Покровкова Н.Н., Краснова Е.П., Вишнякова Т.Н., Быкова Е.А.
Комплексные курсы повышения квалификации «Профессиональная компетентность учителей начальных классов в условиях реализации требований ФГОС» (март 2014 г.) – Юрьева Е. Г.
Курсы повышения квалификации по дополнительной профессиональной программе «Современные информационные технологии в педагогической деятельности в рамках реализации требований ФГОС» (базовый курс, 1-й уровень), (март 2014 г.) – Рыжкова Н. И., Смирнова Е. Б., Елисеева Л. А.
Повышение квалификации при Вяземском филиале СОГАУ ДПО «Автокадры» по программе «Квалификационная подготовка по организации перевозок автомобильным транспортом в пределах Российской Федерации» в объеме 82 час. (09 – 20 сентября 2013 г.) – Покровкова Н.Н.
Повышение квалификации в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Саратовская государственная юридическая академия» по дополнительной профессиональной программе «Управление государственными и муниципальными закупками» в объеме 72 часов (февраль 2014 г.) - Покровкова Н.Н., Никитина Е.А.
В ОУ составлен перспективный план повышения квалификации, план – график работы по подготовке к введению ФГОС ООО, проводится мониторинг готовности педагогов к работе по ФГОС.
Также наши учителя получают образование в НОУ ВПО «Российский новый университет» ( НОУ ВПО «РОсНОУ»), факультет «Психолого-педагогическое образование»: учитель Копылова К. Э. – высшее, учитель Демидович Л. Л. – второе высшее.
Педагоги нашей школы активно участвуют в конкурсах различного уровня:
Конкурс | Участники |
Всероссийский творческий конкурс "Вдохновение" | Краснова Е.П. – победитель (1 место), Кирюшкина О.В.– победитель (2 место). |
Всероссийский фестиваль педагогических идей «Открытый урок» | Кирюшкина О.В., Краснова Е.П. ,Ферганова О.А. - дипломанты |
Общероссийский конкурс «Успешный опыт освоения ФГОС» | Кирюшкина О.В.– диплом 2 степени. |
Общероссийский проект «Школа цифрового века» - конференция «Профессиональная и личная эффективность педагога»,7 февраля 2014, www.1september.ru | Краснова Е.П., Кирюшкина О.В. |
Педагогический марафон «День здоровья детей, коррекционной педагогики, инклюзивного образования, логопедов,ЛФК», 27 марта 2014, marathon@1september.ru | Краснова Е.П. |
II международнфй конкурс медиапрезентаций "Палитра Топ Слайдов II» на сайте «Библиотека начинающего педагога» http://vashabnp.info/ | Покровкова Н.Н. – диплом эксперта |
II международный фестиваль – конкурс «Портфолио педагога» на сайте «Библиотека начинающего педагога» http://vashabnp.info/ | Покровкова Н.Н. |
VI ежегодная областная межрегиональная научно - практическая конференция «Инфокоммуникационные технологии в региональном развитии» 7 – 8 февраля 2013 г.в номинации «Лучшие индивидуальные творческие проекты общеобразовательных учебных заведений» | Покровкова Н.Н. |
Всероссийский Интернет-проект «Выбираем профессию вместе" | Покровкова Н.Н. |
Всероссийский дистанционный конкурс «Предметный кроссворд педагога» в номинации «Традиционный кроссворд» | Никитина Е.А. |
5.Научно-исследовательская и инновационная работа ОУ.
Цели инновационной деятельности:
оптимизация учебно-образовательного процесса,
совершенствование творческой работы педагогов школы,
поощрение роста профессионального мастерства.
Основные задачи:
- повышение качества образования;
-стимулирование личной заинтересованности педагогов в самосовершенствовании;
- пропаганда педагогического опыта, направленного на совершенствование учебно-воспитательного процесса в школе;
- обобщение научно-практических разработок, возможных оказать эффективное влияние на процесс профильного обучения в школе.
В течение 2013-2014 учебного года в МБОУ «Средняя школы № 2 им. Е.В.Камышева» были реализованы следующие направления инновационной деятельности: была проведена диагностика успешности деятельности участников образовательного процесса и профессиональных потребностей педагогов, изучались следующие вопросы:
|
Повышение квалификации педагога | Проведение открытых уроков, внеур.меропр. | Качество знаний, степень обуч. по предмету | Участие в конкурсах разных уровней, олимпиадах | Эффективность работы классного руководителя | Распространение опыта работы(наличие сайта. св-в о публикациях, грамот, благодарностей) | Создание комфортной образ. среды | Ведение документации (заполнение классн.журн.,личных дел уч-ся, раб. программ) | Трудовая дисциплина | Выступления на заседаниях МО, педсоветах, семинарах, совещаниях |
Было установлено:
На высоком уровне работают - 19 (50%) учителей.
На удовлетворительном уровне работают - 18 (47 %) учителей.
На критическом уровне работают - 1 (3 %) учителей.
На неудовлетворительном уровне работают - 0 % учителей.
Опытный педагог Дубова И.Н. разработала и реализовала авторскую программу: «Исследовательские компетенции в системе подготовки к ЕГЭ по физике» (по разделу С1 – С6). Результатом работы можно считать высокий процент качества знаний по физике и математике обучающихся 11 а класса (физико-математический профиль) -88 %.
Авторские программы, реализуемые ОУ.
Программы | Название программы | Автор |
Комплексные: | Программа развития школы «Радуга» | Краснова Е.П., Кирюшкина О.В. |
| | |
- гражданско-патриотическое: | Целевая программа военно-патриотического воспитания «Патриот» | МБОУ СШ№2 |
Программа внеурочной деятельности «Милый сердцу уголок» | Ферганова О.А. |
| | |
- духовно-нравственное: | Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся | МБОУ СШ№2 |
Программа внеурочной деятельности «Основы православной культуры» | Белова Л.М. |
- экологическое; формирование здорового и безопасного образа жизни: | «Здоровье и дети» | МБОУ СШ№2 |
Программа внеурочной деятельности «Юный эколог» | Юрьева Е.Г. |
- эстетическое: | Программа внеурочной деятельности «Умелые ручки» | Мамонтова Ю.Б. |
Программа внеурочной деятельности «Волшебные стежки» | Середина И.А. |
Программа внеурочной деятельности «В мире прекрасного» | Дегтерева Ю.А. |
- воспитание толерантности: | «ВОСПИТАНИЕ – ПУТЬ К КУЛЬТУРЕ МИРА И ТОЛЕРАНТНОСТИ» | МБОУ СШ№2 |
| | |
- воспитание трудолюбия и профессионального самоопределения: | Программа внеурочной деятельности «Золушка» | Быкова Е.А. |
- по формированию социальной ответственности | Программа воспитания и социализации обучающихся на уровне основного общего образования (5 класс) | Кирюшкина О.В. |
Анализ работы по предпрофильной
подготовке и профильному обучению.
Согласно компетентностно - ориентированной концепции образования, жизнедеятельность профильной школы должна протекать в культурной среде, где обеспечиваются психологический комфорт, духовно- нравственное благополучие и достижение успеха.
При организации ППП и ПО администрация руководствуется следующими принципами:
- природосообразность: учёт возрастных особенностей, закономерностей природного развития старшеклассников, укрепление их физического и психического здоровья;
- индивидуально- творческий подход: удовлетворение интересов и потребностей каждого ученика в разнообразных видах творческой деятельности;
- жизнетворчество: включение старшеклассников в решение реальных проблем их коллективной и личной жизни в изменяющихся экономических и социокультурных условиях;
- сотрудничество: объединение целей обучающихся и учителей, общая деятельность и согласованность действий, общение и взаимопонимание, взаимоуважение и взаимопомощь.
Данные принципы реализовывались педагогами школы на занятиях элективных курсов.
Элективные курсы.
( 9-е классы) 2013-2014 гг.
№ | Ф.И.О. учителя | Количество часов |
1. | Здоровёнкова Т.В. Профессиональное самоопределение. | 34 |
2. | Прохорова О.И. Твоя профессиональная карьера. | 34 |
3. | Сосницкая Т.Е. Познай себя. | 34 |
( 11 Б класс)
№ | Ф.И.О. учителя | Количество часов |
1. | Иванова Л.А. Подготовка к ЕГЭ по математике. | 34 |
2. | Мальцев А.В. Основы логики и логические основы компьютера. | 34 |
3. | Кухарева В.А. Подготовка к ЕГЭ: русская орфография и пунктуация. | 34 |
4. | Здоровёнкова Т.В. Профессиональное самоопределение. | 34 |
Элективные учебные предметы выполняют широкий спектр функций и задач: обеспечивают более высокий уровень освоения одного (или нескольких) из базовых учебных предметов (например, элективные курсы по русскому языку, математике, информатике), непрерывность профориентационной работы; служат формированию умений и способов деятельности для решения практически значимых задач.
В ходе анализа системы работы учителей по реализации элективных курсов было отмечено: Здоровёнкова Т.В. на занятиях элективного курса: «Профессиональное самоопределение»в 9,11 кл.,, Прохорова О.И. на занятиях «Твоя профессиональная карьера» в 9 кл. развивают у обучающихся способности к профессиональной адаптации в современных социально-экономических условиях, формируют у школьников умение соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии, пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования.
Работа элективного курса по русскому языку на тему: «Подготовка к ЕГЭ: русская орфография и пунктуация» (учитель Кухарева В.А.) направлена на подготовку к ЕГЭ. Цель курса: формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетентности обучающихся. Усвоение теоретических знаний осуществляется в процессе практической деятельности при анализе, сопоставлении и группировке фактов языка, проведении морфологического, фонетического, орфографического, синтаксического и пунктуационного разборов. Становление прочных орфографических умений и навыков учащихся осуществляется в процессе выполнения творческих упражнений на основе различных видов речевой деятельности: чтения, аудирования, говорения, письма.
Занятия эл. курса Сосницкой Т.Е. «Познай себя!» в 9-х кл. эмоциональны, познавательны. Педагог учит ребят оценивать и определять физические возможности своего организма, черт темперамента с целью планирования успешной адаптации в современном обществе; умение самостоятельно добывать знания, приобретать трудовые навыки, развивать природные данные; пропагандирует здоровый образ жизни, культурные ценности, формирует убеждённость в ценности существования, возможности реализации поставленных целей.
Занятия эл. курсов Ивановой Л.А. «Подготовка к ЕГЭ по математике», Мальцева А.В. «Основы логики и логические основы компьютера» в 11 кл. проводятся с поэтапным целеполаганием, учителя используют фронтальную и групповую активизацию знаний учащихся, дидактический материал, тестовые задания. В содержание уроков внесены задачи различной степени сложности, задания, развивающие умение пользоваться различными источниками информации и представлять её; используются методы, стимулирующие учащихся к активному выражению собственного мнения, формирующие умение доказывать его.
Рекомендации:
необходимо отслеживать результаты деятельности школьников, превратить уч-ся из пассивных слушателей в активных участников УВП;
предоставить учащимся свободу выбора и возможность творчества;
разнообразить формы проведения уроков;
стимулировать учащихся к активному выражению собственного мнения;
создать ситуации поощрения за успешность работы;
формировать ответственность за свою деятельность;
следить за посещаемостью уч-ся занятий элективных курсов и своевременно сообщать информацию классным руководителям;
сделать нормой единые дисциплинарные требования для педагогов и школьников.
МБОУ «Средняя школы № 2 им. Е.В.Камышева» принимала участие в работе инновационной площадки в рамках сетевого взаимодействия с образовательными учреждениями района (МБОУ «Баскаковская средняя школа») – «Воспитание ответственности подростков в образовательном пространстве сельской школы». Принимали активное участие в эксперименте учителя: Филова Е.В., Никитина Е.А., Кальсина В.С.
В школе создана компьютерная база ОУ об инновационном опыте. Информация своевременно обновляется на сайте школы –school2gagarin.edusite.ru
Школа постоянно совершенствует формы морального и материального поощрения педагогов. В 2013-2014 учебном году администрацией школы было разработано «Положение о доплатах, надбавках, выплатах стимулирующего характера и премирования работников», ведется экран «Мониторинг успешности и качества работы педагогов МБОУ «Средняя школы № 2 им. Е.В.Камышева».
Инновации в управлении:
В школе создана гибкая структура управления, определены новые должностные обязанности (заместитель директора по УВР Покровкова Н.Н. назначена заместителем директора по безопасности, учитель математики назначена контрактным управляющим).
Планомерно и эффективно через систему самообразования, участие в работе различных семинаров, вебинаров, конференций осуществляется подготовка и переподготовка управленческого персонала ОУ. В соответствии с изменениями в «Законе об образовании РФ, подзаконных актах администрация школы разрабатывает локальные акты, регламентирующие деятельность ОУ.
Информационно - коммуникационное обеспечение деятельности руководителей ОУ обеспечивается созданием единой информационной системы управления, электронной формой ведения школьной документации, обновлением сайта школы.
С 2012 г. в рамках реализации ФГОС осуществляется разработка и внедрение в образовательный процесс модели создания единого образовательного пространства школы через интеграцию урочной и внеурочной деятельности, способствующей реализации системно - деятельностного подхода для успешного развития и социализации обучающихся. |
| |
В 2013-2014 гг. школа работала по программе развития «Радуга» - «Проектирование поликультурной среды КАК МОБИЛИЗУЮЩИЙ РЕСУРС РАЗВИТИЯ перспективных направлений системы духовно-нравственного воспитания»
Задачи программы: индивидуально-личностное развитие и становление ребенка; социализация и адаптация в иноязычной (инокультурной) социальной и образовательной среде; нахождение собственной этнокультурной идентичности в условиях поликультурного социума; формирование актуального пространства развития и самореализации в условиях поликультурной среды, утверждение в сознании и чувствах учащихся социально значимых патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям, повышение престижа государственной, особенно военной службы, воспитание учащихся в духе уважения к Конституции РФ, законности, нормам общественной и коллективной жизни;
привитие школьникам чувства гордости,
глубокого уважения и почитания символов России - Герба, Флага, Гимна;
формирование расовой, национальной, религиозной терпимости, развитие дружеских отношений между народами, проблема воспитания терпимости к чужим культурам, пробуждения интереса и уважения к ним, преодоления в себе чувства раздражения от непохожести других культур остро стоит в настоящее время.
Выявление и диагностирование достигаемых при осуществлении программы результатов проводится через мониторинг уровня мотивированности учащихся к обучению, выяснению их интересов, потребностей, трудностей, положения в семье, состояния здоровья; обобщение опыта работы учителей и обменом опытом в ходе семинаров и ежегодных конференций; участие учителей в мероприятиях разного уровня (районных, городских, всероссийских); профессиональных конкурсах, прохождение аттестации и пр.
В нашей школе мониторинг качества обучения организован по следующим направлениям: мониторинг качества обучения учащихся и мониторинг качества педагогической деятельности учителя.
Мониторинг качества обучения учащихся включает в себя:
Мониторинг успешности (качества знаний) обучающихся
Мониторинг мотивации
Мониторинг здоровья
Мониторинг семьи
Мониторинг «Итоговая аттестация» (см. Анализ УВР школы (I, II, III уровень обучения).
Мониторинг качества педагогической деятельности учителя:
Мониторинг «Динамика качества знаний обучающихся по результатам работы учителей-предметников»
Мониторинг определения уровня деятельности педагогов МБОУ «Средняя школы № 2 им. Е.В.Камышева»
Мониторинг самоопределения уровня деятельности педагогов МБОУ «Средняя школы № 2 им. Е.В.Камышева»
По итогам мониторингов определения (самоопределения) уровня деятельности педагогов МБОУ «Средняя школы № 2 им. Е.В.Камышева» установлено:
|
Готовность педагогов к работе по ФГОС | Реализация авторских программ | Формирование ключевых компетентностей,% | Современные образовательные технологии,% |
Профессиональная | Специальная | Социальная | Коммуникативная | Информационная | Когнитивная | Аутопсихологическая | Проблемное обучение | Исследовательский метод | Проектный метод | Технология модульного обучения | ТРИЗ, «Портфолио» | КСО (коллективный способ обучения) | Технология разноуровнего обучения | Технология развития крит. мышлениея | Здоровьесберегаю-щие технологии | Игровые технологии | Дифференц. обучение | ИКТ- технологии | Дифференц. обучен. | ИКТ-технология |
100 | 40 | 100 | 1 0 0 | 1 0 0 | 9 7 | 1 0 0 | 8 6 | 1 0 0 | 9 5 | 5 7 | 7 4 | 7 4 | 4 5 | 8 6 | 1 0 0 | 5 0 | 1 0 0 | 8 9 | 9 2 | 5 5 |
57 |
Инновации в обучении:
Обновление содержания — введение федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения и БУПа, участие в эксперименте по введению ФГОС, разработка образовательной программы школы (рабочая группа, администрация), внедрение в образовательный процесс современных педагогических технологий (см.выше).
Гуманизация оценочной деятельности.
Работа с одаренными детьми. В школе реализуется комплексная программа по работе с одарёнными детьми, которая позволяет добиваться высоких результатов, занимать призовые места на районных, региональных, межрегиональных, Всероссийских олимпиадах; стимулирует мотивацию учащихся. Выпускники школы эффективно используют полученные знания и навыки научно – исследовательской работы в различных вузах.
Учителя осуществляют индивидуальный подход к данной категории детей на уроках, используют дифференцированные задания, дополнительный дидактический материал, современные образовательные технологии (проблемное обучение, исследовательский метод, проектный метод, технологию модульного обучения, ТРИЗ, технологию разноуровневого обучения, технологию «Критического мышления», «ИКТ - технологии и др.) Школьный психолог проводит педагогическую диагностику для прослеживания развития каждого ребёнка.
В школе также ведётся эффективная работа с детьми, испытывающими затруднения в обучении. Выявлены следующие основные причины низкой успеваемости:
проблемы в приобретении ЗУН вследствие нерегулярности учебных занятий (пропуски, болезнь);
отсутствие устойчивых мотивов учения;
несформированность произвольной деятельности; а также самоконтроля, необходимого для овладения правописанием, счётом, положительной техникой чтения (повышенная импульсивность, эмоциональная неуравновешенность и т.п.);
дефицит общения (с родителями, детьми);
недостаточная стимуляция со стороны родителей.
Разработаны основные направления коррекционной работы педагогов со слабоуспевающими школьниками:
Формирование мотивов учебной деятельности.
Формирование произвольной деятельности.
Ликвидация общего отставания по предмету.
Вовлечение в активную деятельность класса, школы.
Работа учителей, психолога, соц.педагога школы с родителями по вопросам посещения учащимися занятий, выполнения функции связи со школой, помощи контроля над ребёнком;
Особое внимание направлено на:
формирование целенаправленной деятельности, предварительную ориентацию в задании, строгую дозировку задания, работу с планом, алгоритмами, осуществляется на уроках, индивидуальных дополнительных занятиях;
работу по формированию внимания, осуществляется на уроках гуманитарного и математического цикла, необходима консультационная работа с родителями;
выработку навыков самоконтроля, осуществляется на уроках, индивидуальных занятиях.
Были сформированы мотивы учебной деятельности:
Создание ситуации успеха;
Подбор заданий, интересных по содержанию (по возможности);
Переключение на внутришкольные отношения – организация творческой деятельности школьников.
Постановка перед ребенком таких задач по ликвидации у него пробелов ЗУН, которые были бы, с одной стороны, доступными по трудности, а с другой небольшими по объёму. Осуществляется на уроках, индивидуальных занятиях.
Разумное применение здоровьесберегающих технологий.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что ОУ смогло создать и сохранить обучающую и воспитывающую среду для всех категорий уч-ся, сформировать ресурсы, помогающие школьникам самостоятельно расставлять нравственные приоритеты, успешно адаптироваться в социуме.
Сегодня наша школа по целому ряду показателей успешно конкурирует с другими общеобразовательными учреждениями района.