Подготовила
заместитель директора по ВР, учитель русского языка и литературы
Ильина Л.Д.
Январь 2015
ОБОШИ Суджанская школа – интернат
Педсовет
«Роль семьи и школы в приобщении обучающихся к ЗОЖ,
профилактика вредных привычек»
Национальная образовательная инициатива
- Переход на новые образовательные стандарты.
2. Развитие системы поддержки талантливых детей.
3. Совершенствование учительского корпуса.
4. Изменение школьной инфраструктуры.
5 . Сохранение и укрепление здоровья школьников.
6. Расширение самостоятельности школ.
Цель инновационных процессов
Повышение качества образования и укрепление здоровья учащихся в создании психологического комфорта участникам образовательного процесса.
Здоровье выпускников школы - один из важных показателей качества школьного образования.
Показатели здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений:
- Степень невротизации, распространённости астенических состояний и вегетативных нарушений
- Физическое развитие учащихся
- Заболеваемость учащихся
- Физическая подготовленность учащихся
- Комплексная оценка состояния здоровья
- Здоровый образ жизни
Оценка показателей сформированности здорового образа жизни учащихся проводится на основании :
- информированности школьников в отношении факторов риска
- сформированности у школьников установок на здоровый образ жизни
- распространенности основных факторов риска нарушения здоровья школьников
«Забота о здоровье ребенка - это важнейший труд учителя» Сухомлинский В.А .
Закон «Об образовании» обязывает семью создавать необходимые условия для того, чтобы дети своевременно могли получать образование и профессиональную подготовку, воспитывать детей нравственными, прививать им трудовые навыки, бережное отношение к общественной собственности, проявлять особую заботу о здоровье ребенка , о его полноценном физическом развитии.
Таким образом, под влиянием всего уклада семейной жизни формируются нравственная и общественная направленность личности растущего человека, его ценностные ориентации и психологические установки.
Сотрудничество семьи и школы будет протекать успешно и способствовать приобщению подростков к здоровому образу жизни при соблюдении следующих педагогических условий
Формирование отношения
Организация
взаимодействия
у школьников к здоровому
семьи и школы
образу жизни
как ценности усилиями
на основе
родителей и школы
деятельностного
подхода
Учет учителем
типологических особенностей
семьи и семейного воспитания
при организации сотрудничества
семьи и школы
Здоровье - это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.
Основу такого подхода к определению здоровья составляет принцип системности .
Сохранение здоровья учащихся является на сегодняшний день целью деятельности образовательного учреждения , условием и средством повышения качества образовательных результатов, а также – показателем качества образовательного процесса.
Критерии здорового образа жизни школьников:
- осознание здоровья как ценности;
- соблюдение правил личной гигиены;
- соблюдение правил рационального питания;
- умение оптимально сочетать работу и отдых;
- соблюдение режима дня;
- теоретические знания основ ведения здорового образа жизни;
- соблюдение оптимальной двигательной активности;
- преодоление вредных привычек, традиций, обычаев, то есть целенаправленная деятельность по формированию здорового образа жизни.
Для успешного процесса формирования привычек у подростков выделяют следующие условия:
- многократность повторения,
- осознанность действий, единство требований педагогов и родителей,
- действия на основе подражания,
- индивидуальный подход, то есть в каждом случае видеть степень прочности, широты, осознанности привычки,
- воспитание положительных и борьба с отрицательными привычками.
Деятельность образовательного учреждения по сохранению и укреплению здоровья
Создание
здоровьесберегающей
среды
Организация
физкультурно-оздоровительной
и оздоровительно-
-профилактической
работы
Формирование здорового образа жизни, культуры
здоровья.
Гигиеническое обучение и воспитание
Здоровье человека на 20% зависит от окружающей среды,
на 20% - от наследственных факторов, на 10% - от уровня здравоохранения и на 50% - от образа жизни .
Образ жизни - это одна из важнейших биосоциальных категорий,
представления об определенном виде жизнедеятельности человека. Это прежде всего система взаимоотношений человека с самим собой и факторами внешней среды, а также один из критериев общественного прогресса, это «лицо» человека.
Факторы здорового образа жизни:
личная гигиена;
рациональное питание;
оптимальное сочетание работы и отдыха или режим дня;
двигательная активность;
отказ от вредных привычек.
Психолого-педагогическое просвещение родителей организовано с помощью следующих форм работы с семьей:
- родительские лектории;
- индивидуальные и тематические консультации;
- родительские собрания.
Как сделать так, чтобы обучение было в радость, вызывало прилив энергии, чтобы жизнь была интересной и активной?
учет периодов работоспособности детей;
- учет возрастных и физиологических особенностей ребенка;
- наличие эмоциональных разрядок;
- чередование видов деятельности;
- использование физкультминуток.
Наша школа в рамках внедрения здоровьесберегающих технологий опирается на следующие подходы к воспитанию обучающихся:
1. воспитание у ученика личной системы ценностей; 2. личностно-ориентированный - создание атмосферы уважительного отношения к различным особенностям личности; 3. гуманистический – поддержка и защита ребенка (социальная, правовая, педагогическая, медико-психологическая); 4. системный – вся воспитательная и учебная работа проходят по общей системе.
Деятельность педагога направлена на:
- осуществление личностно-ориентированного подхода к обучению подростков, в основе которого лежит учет здоровья, уровня учебной работоспособности учеников, уровня учебных возможностей;
- продумывание межпредметных логических связей учебного материала с здоровьесберегающими факторами;
- соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил, касающихся охраны здоровья и сохранения работоспособности в течение урока;
- усиление двигательной активности , борьбы с гиподинамией всех учащихся;
- умение устанавливать благоприятный психологический микроклимат в работе с подростками;
- создание комфортных условий для саморазвития подростка, сохранения здоровья;
- формирование мотивации к здоровому образу жизни;
- защита прав ребенка, создание условий для развития его физических и духовных сил;
- выработка у подростков понимания здоровья как первой жизненной ценности каждого человека;
- формирование высокой культуры общения в классе, в школе, здорового микроклимата, в том числе и в семье;
- формирование этических норм воспитания на основе уважения общечеловеческих ценностей таких, как доброта, честность, труд, уважение, сохранение природы и др.;
- коррекция негативных явлений у подростка;
Урочная деятельность
Схема взаимодействия школы
и семьи в приобщении подростков
к здоровому образу жизни
СЕМЬЯ
воспитание и закрепление навыков здорового образа жизни в семье
ШКОЛА
обучение принципам и нормам здорового образа жизни
Сотрудничество
школы и семьи
в приобщении школьников к здоровому
образу жизни
Внеурочная деятельность
Организация целенаправленного сотрудничества семьи и школы в приобщении подростков к здоровому образу жизни является необходимым условием сохранения и приумножения здоровья детей.