kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Презентация к семинару "Школьное утомление как основа нарушений здоровья обучающихся"

Нажмите, чтобы узнать подробности

 цель семинара: формирование здоровьесберегающих условий образовательного процесса, способствущих предупреждению утомления воспитанников школы-инерната  и сохранению их здоровья

 задачи семинара:определить факторы преждевременного умственного утомления;

освоить средства повышения умственной работоспособности и предупреждения ее раннего снижения на уроке

Просмотр содержимого документа
«презентация к семинару "Школьное утомление как основа нарушений здоровья обучающихся" »

Школьное утомление как основа нарушений здоровья обучающихся    подготовила заместитель директора по УВР  ГКООУ «Надежда»  Щипанова Т.Н.

Школьное утомление как основа нарушений здоровья обучающихся подготовила заместитель директора по УВР ГКООУ «Надежда» Щипанова Т.Н.

ЦЕЛЬ СЕМИНАРА : Формирование здоровьесберегающих условий образовательного процесса, способствующих предупреждению утомления воспитанников и сохранению их здоровья

ЦЕЛЬ СЕМИНАРА :

Формирование здоровьесберегающих условий образовательного процесса, способствующих предупреждению утомления воспитанников и сохранению их здоровья

ЗАДАЧИ СЕМИНАРА:  Определить факторы преждевременного умственного утомления.

ЗАДАЧИ СЕМИНАРА:

  • Определить факторы преждевременного умственного утомления.

  • Освоить средства повышения умственной работоспособности и предупреждения ее раннего снижения на уроке
Утомление -        временное снижение работоспособности под влиянием длительного воздействия нагрузки. Возникает от истощения внутренних ресурсов и рассогласования в работе обеспечивающих деятельность систем

Утомление -

временное снижение работоспособности под влиянием длительного воздействия нагрузки. Возникает от истощения внутренних ресурсов и рассогласования в работе обеспечивающих деятельность систем

Уровни проявления утомления

Уровни проявления утомления

  • поведенческий
  • физиологический
  • психологический
Внешние признаки утомления  при умственном труде  (по С.А. Косилову)

Внешние признаки утомления при умственном труде (по С.А. Косилову)

Объекты  наблюдения У т о м л е н и е Незначительное Внимание Поза Значительное Редкие отвлечения Движения Непостоянная, потягивание ног и выпрямление туловища Рассеянное, частые отвлечения Резкое Ослабленное, реакция на новые раздражители отсутствует Частая смена поз, повороты головы в стороны, поддерживание головы руками, облокачивание Точные Интерес к новому материалу Стремление положить голову на стол, вытянуться, облокачивание на спинку стула Неуверенные, замедленные Живой интерес, задает вопросы Слабый интерес, отсутствие вопросов Суетливые движения рук, пальцев, ухудшение почерка Полное отсутствие интереса, апатия

Объекты

наблюдения

У т о м л е н и е

Незначительное

Внимание

Поза

Значительное

Редкие отвлечения

Движения

Непостоянная, потягивание ног и выпрямление туловища

Рассеянное, частые отвлечения

Резкое

Ослабленное, реакция на новые раздражители отсутствует

Частая смена поз, повороты головы в стороны, поддерживание головы руками, облокачивание

Точные

Интерес к новому материалу

Стремление положить голову на стол, вытянуться, облокачивание на спинку стула

Неуверенные, замедленные

Живой интерес, задает вопросы

Слабый интерес, отсутствие вопросов

Суетливые движения рук, пальцев, ухудшение почерка

Полное отсутствие интереса, апатия

Причины вызывающие утомление учащихся: профессиональные ошибки и низкий уровень компетенции учителей;  негативные особенности традиционной системы школьного обучения;  перегруженность школьных учебных программ;  несоблюдение гигиенических условий в школе и в классах;

Причины вызывающие утомление учащихся:

  • профессиональные ошибки и низкий уровень компетенции учителей;

  • негативные особенности традиционной системы школьного обучения;

  • перегруженность школьных учебных программ;

  • несоблюдение гигиенических условий в школе и в классах;

  • нарушения организационно-педагогических требований к проведению образовательного процесса и т.п.
Гигиенические условия, способные вызвать у учащихся состояние физического дискомфорта, перерастающее в утомление:

Гигиенические условия, способные вызвать у учащихся состояние физического дискомфорта, перерастающее в утомление:

  • нарушение температурного режима в помещении:
  • воздействие шума, посторонних звуков, хронически мешающих проведению урока, отвлекающих учащихся (например, жужжание ламп дневного света);
  • недостаток освещения (слабое, тусклое, неравномерное);
  • физический дискомфорт от неудобного положения тела, который обычно возникает при несоответствии размера парты (стола и стула) росту и комплекции учащегося и при авторитарной тактике учителя, когда дети «боятся пошевелиться»;
  • длительное выполнение учащимися однообразной и напряженной работы (например, при проведении контрольной работы на спаренных уроках).
Оптимизация структуры урока с целью предупреждения перегрузки и утомляемости учащихся

Оптимизация структуры урока с целью предупреждения перегрузки и утомляемости учащихся

Критерии рациональной организации урока  (по Н.К.Смирнову) № Факторы урока Уровни гигиенической рациональности урока 1 Плотность урока рациональный 2 не менее 60% и не более 75-80% недостаточно рациональный 3 Количество видов учебной деятельности 85-90% Средняя продолжительность различных видов учебной деятельности нерациональный 4-7 более 90% 2-3 не более 10 минут 11-15 минут 1-3 более 15 минут

Критерии рациональной организации урока (по Н.К.Смирнову)

Факторы урока

Уровни гигиенической рациональности урока

1

Плотность урока

рациональный

2

не менее 60% и не более 75-80%

недостаточно

рациональный

3

Количество видов учебной деятельности

85-90%

Средняя продолжительность различных видов учебной деятельности

нерациональный

4-7

более 90%

2-3

не более 10 минут

11-15 минут

1-3

более 15 минут

Критерии рациональной организации урока  (по Н.К.Смирнову) 4 5 Частота чередования различных видов учебной деятельности смена не позже чем через 7-10 минут 6 Количество видов преподавания смена через 11-15 минут Чередование видов преподавания 7 не менее 3-х Наличие эмоциональных разрядок (кол-во) 2 смена через 15-20 минут 8 не позже чем через 10-15 минут через 15-20 минут 2-3 Место и длительность применения ТСО 1 9 не чередуются 1 в соответствии с гигиеническими нормами Чередование позы Нет с частичным соблюдением гигиенических норм Поза чередуется в соответствии с видом работы. Учитель наблюдает за посадкой учащихся в произвольной форме Имеются случаи несоответствия позы виду работы. Учитель иногда контролирует посадку учащихся Частые несоответствия позы виду работы. Поза не контролируется учителем

Критерии рациональной организации урока (по Н.К.Смирнову)

4

5

Частота чередования различных видов учебной деятельности

смена не позже чем через 7-10 минут

6

Количество видов преподавания

смена через 11-15 минут

Чередование видов преподавания

7

не менее 3-х

Наличие эмоциональных разрядок (кол-во)

2

смена через 15-20 минут

8

не позже чем через 10-15 минут

через 15-20 минут

2-3

Место и длительность применения ТСО

1

9

не чередуются

1

в соответствии с гигиеническими нормами

Чередование позы

Нет

с частичным соблюдением гигиенических норм

Поза чередуется в соответствии с видом работы. Учитель наблюдает за посадкой учащихся

в произвольной форме

Имеются случаи несоответствия позы виду работы. Учитель иногда контролирует посадку учащихся

Частые несоответствия позы виду работы. Поза не контролируется учителем

Критерии рациональной организации урока  (по Н.К.Смирнову) 10 Наличие, место, содержание и продолжительность физкультминуток 11 На 20-й и 35-й мин. урока по 1 мин. Из 3-х легких упражнений с 3-4-мя повторениями каждого Психологический климат 12 1 физкультминутка с неправильным содержанием или продолжительностью Момент наступления утомления учащихся по снижению учебной активности Преобладают положительные эмоции Отсутствуют Имеются случаи отрицательных эмоций. Урок эмоционально индифферентный Не ранее 40 мин. Не ранее 35-37 мин. Преобладают отрицательные эмоции До 30 минут

Критерии рациональной организации урока (по Н.К.Смирнову)

10

Наличие, место, содержание и продолжительность физкультминуток

11

На 20-й и 35-й мин. урока по 1 мин. Из 3-х легких упражнений с 3-4-мя повторениями каждого

Психологический климат

12

1 физкультминутка с неправильным содержанием или продолжительностью

Момент наступления утомления учащихся по снижению учебной активности

Преобладают положительные эмоции

Отсутствуют

Имеются случаи отрицательных эмоций. Урок эмоционально индифферентный

Не ранее 40 мин.

Не ранее 35-37 мин.

Преобладают отрицательные эмоции

До 30 минут

Трудность учебного материала  Насыщенность видов учебной деятельности  Эмоциональное состояние
  • Трудность учебного материала
  • Насыщенность видов учебной деятельности
  • Эмоциональное состояние
Динамика работоспособности учащихся: • 3—5 минут — врабатывание; • 5—10 минут — оптимум, период самой высокой работоспособности; • 2—3 минуты — период компенсаторной перестройки; • 5—10 минут — период средней работоспособности; • оставшаяся часть времени урока — период непродуктивной работы.

Динамика работоспособности учащихся:

3—5 минут — врабатывание;

5—10 минут — оптимум, период самой высокой работоспособности;

2—3 минуты — период компенсаторной перестройки;

5—10 минут — период средней работоспособности;

оставшаяся часть времени урока — период непродуктивной работы.

Домашние задания

Домашние задания

  • Объем домашней работы не должен превышать 30 % объема работы, выполненной в классе.
  • Домашнее задание должно быть посильным для большинства учащихся класса.
  • По степени трудности домашнее задание должно быть примерно равным или несколько легче тех, что выполнялись на уроке.
  • Содержание задания должно быть понятно каждому ученику, т.е. все учащиеся должны точно знать, что и как делать.
  • Домашнее задание может быть фронтальным, дифференцированным или индивидуальным.
Профилактика школьной близорукости  Класc Зрительная нагрузка (мин) VI-IX 20 Перерыв (мин) X-XII Длительность работы с компьютером (мин) 10–15 25—30 15 10–15 15–20

Профилактика школьной близорукости

Класc

Зрительная нагрузка (мин)

VI-IX

20

Перерыв (мин)

X-XII

Длительность работы с компьютером (мин)

10–15

25—30

15

10–15

15–20

МЕТОДИКА ПЕРИОДИЧЕСКИ МЕНЯЮЩИХСЯ ДИНАМИЧЕСКИХ ПОЗ

МЕТОДИКА ПЕРИОДИЧЕСКИ МЕНЯЮЩИХСЯ ДИНАМИЧЕСКИХ ПОЗ

МЕТОДИКА СЕНСОРНО-КООРДИНАТОРНЫХ ТРЕНАЖЕЙ С ПОМОЩЬЮ  МЕНЯЮЩИХСЯ ЗРИТЕЛЬНО-СИГНАЛЬНЫХ СЮЖЕТОВ

МЕТОДИКА СЕНСОРНО-КООРДИНАТОРНЫХ ТРЕНАЖЕЙ С ПОМОЩЬЮ МЕНЯЮЩИХСЯ ЗРИТЕЛЬНО-СИГНАЛЬНЫХ СЮЖЕТОВ

МЕТОДИКА ЗРИТЕЛЬНО-КООРДИНАТОРНЫХ ТРЕНАЖЕЙ С ПОМОЩЬЮ СХЕМЫ УНИВЕРСАЛЬНЫХ СИМВОЛОВ

МЕТОДИКА ЗРИТЕЛЬНО-КООРДИНАТОРНЫХ ТРЕНАЖЕЙ С ПОМОЩЬЮ СХЕМЫ УНИВЕРСАЛЬНЫХ СИМВОЛОВ

     Цвета должны соответствовать  следующим требованиям :  :: - изображается ярко-голубым цветом;       + - коричнево-золотистым ;     - наружный овал – красным;     - внутренний овал – зеленым .

     Цвета должны соответствовать

следующим требованиям : ::

- изображается ярко-голубым цветом;

    + - коричнево-золотистым ;

  - наружный овал – красным;

  - внутренний овал – зеленым .

Гигиенические гимнастические упражнения

Гигиенические гимнастические упражнения

Гимнастика для глаз Упражнения для релаксации глазных мышц (по Ше Я Линь) Физкультминутки для улучшения  мозгового кровообращения Физкультминутки для снятия утомления  с плечевого пояса и рук Физкультминутки для снятия утомления с туловища Бодрость за одну минуту по Д.В. Керни Кинезиологическая гимнастика

  • Гимнастика для глаз
  • Упражнения для релаксации глазных мышц (по Ше Я Линь)
  • Физкультминутки для улучшения

мозгового кровообращения

  • Физкультминутки для снятия утомления

с плечевого пояса и рук

  • Физкультминутки для снятия утомления с туловища
  • Бодрость за одну минуту по Д.В. Керни
  • Кинезиологическая гимнастика

«Если нельзя вырастить ребенка, чтобы он совсем не болел, то, во всяком случае, поддерживать его высокий уровень здоровья вполне возможно». Н.М. Амосов

«Если нельзя вырастить ребенка,

чтобы он совсем не болел,

то, во всяком случае,

поддерживать его высокий уровень здоровья

вполне возможно». Н.М. Амосов


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Завучу

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
презентация к семинару "Школьное утомление как основа нарушений здоровья обучающихся"

Автор: Щипанова Татьяна Николаевна

Дата: 28.11.2014

Номер свидетельства: 136796

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства