презентация к семинару "Школьное утомление как основа нарушений здоровья обучающихся"
Презентация к семинару "Школьное утомление как основа нарушений здоровья обучающихся"
цель семинара: формирование здоровьесберегающих условий образовательного процесса, способствущих предупреждению утомления воспитанников школы-инерната и сохранению их здоровья
задачи семинара:определить факторы преждевременного умственного утомления;
освоить средства повышения умственной работоспособности и предупреждения ее раннего снижения на уроке
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«презентация к семинару "Школьное утомление как основа нарушений здоровья обучающихся" »
Школьное утомление как основа нарушений здоровья обучающихсяподготовила заместитель директора по УВРГКООУ «Надежда»Щипанова Т.Н.
ЦЕЛЬ СЕМИНАРА :
Формирование здоровьесберегающих условий образовательного процесса, способствующих предупреждению утомления воспитанников и сохранению их здоровья
ЗАДАЧИ СЕМИНАРА:
Определить факторы преждевременного умственного утомления.
Освоить средства повышения умственной работоспособности и предупреждения ее раннего снижения на уроке
Утомление -
временное снижение работоспособности под влиянием длительного воздействия нагрузки. Возникает от истощения внутренних ресурсов и рассогласования в работе обеспечивающих деятельность систем
физический дискомфорт от неудобного положения тела, который обычно возникает при несоответствии размера парты (стола и стула) росту и комплекции учащегося и при авторитарной тактике учителя, когда дети «боятся пошевелиться»;
длительное выполнение учащимися однообразной и напряженной работы (например, при проведении контрольной работы на спаренных уроках).
Оптимизация структуры урока с целью предупреждения перегрузки и утомляемости учащихся
Критерии рациональной организации урока(по Н.К.Смирнову)
№
Факторы урока
Уровни гигиенической рациональности урока
1
Плотность урока
рациональный
2
не менее 60% и не более 75-80%
недостаточно
рациональный
3
Количество видов учебной деятельности
85-90%
Средняя продолжительность различных видов учебной деятельности
нерациональный
4-7
более 90%
2-3
не более 10 минут
11-15 минут
1-3
более 15 минут
Критерии рациональной организации урока(по Н.К.Смирнову)
4
5
Частота чередования различных видов учебной деятельности
смена не позже чем через 7-10 минут
6
Количество видов преподавания
смена через 11-15 минут
Чередование видов преподавания
7
не менее 3-х
Наличие эмоциональных разрядок (кол-во)
2
смена через 15-20 минут
8
не позже чем через 10-15 минут
через 15-20 минут
2-3
Место и длительность применения ТСО
1
9
не чередуются
1
в соответствии с гигиеническими нормами
Чередование позы
Нет
с частичным соблюдением гигиенических норм
Поза чередуется в соответствии с видом работы. Учитель наблюдает за посадкой учащихся
в произвольной форме
Имеются случаи несоответствия позы виду работы. Учитель иногда контролирует посадку учащихся
Частые несоответствия позы виду работы. Поза не контролируется учителем
Критерии рациональной организации урока(по Н.К.Смирнову)
10
Наличие, место, содержание и продолжительность физкультминуток
11
На 20-й и 35-й мин. урока по 1 мин. Из 3-х легких упражнений с 3-4-мя повторениями каждого
Психологический климат
12
1 физкультминутка с неправильным содержанием или продолжительностью
Момент наступления утомления учащихся по снижению учебной активности
Преобладают положительные эмоции
Отсутствуют
Имеются случаи отрицательных эмоций. Урок эмоционально индифферентный
Не ранее 40 мин.
Не ранее 35-37 мин.
Преобладают отрицательные эмоции
До 30 минут
Трудность учебного материала
Насыщенность видов учебной деятельности
Эмоциональное состояние
Динамика работоспособности учащихся:
• 3—5 минут — врабатывание;
•5—10 минут — оптимум, период самой высокой работоспособности;
•2—3 минуты — период компенсаторной перестройки;
•5—10 минут — период средней работоспособности;
•оставшаяся часть времени урока — период непродуктивной работы.
Домашние задания
Объем домашней работы не должен превышать 30 % объема работы, выполненной в классе.
Домашнее задание должно быть посильным для большинства учащихся класса.
По степени трудности домашнее задание должно быть примерно равным или несколько легче тех, что выполнялись на уроке.
Содержание задания должно быть понятно каждому ученику, т.е. все учащиеся должны точно знать, что и как делать.
Домашнее задание может быть фронтальным, дифференцированным или индивидуальным.
Профилактика школьной близорукости
Класc
Зрительная нагрузка (мин)
VI-IX
20
Перерыв (мин)
X-XII
Длительность работы с компьютером (мин)
10–15
25—30
15
10–15
15–20
МЕТОДИКА ПЕРИОДИЧЕСКИ МЕНЯЮЩИХСЯ ДИНАМИЧЕСКИХ ПОЗ
МЕТОДИКА СЕНСОРНО-КООРДИНАТОРНЫХ ТРЕНАЖЕЙ С ПОМОЩЬЮМЕНЯЮЩИХСЯ ЗРИТЕЛЬНО-СИГНАЛЬНЫХ СЮЖЕТОВ
МЕТОДИКА ЗРИТЕЛЬНО-КООРДИНАТОРНЫХ ТРЕНАЖЕЙ С ПОМОЩЬЮ СХЕМЫ УНИВЕРСАЛЬНЫХ СИМВОЛОВ
Цвета должны соответствовать
следующим требованиям : ::
- изображается ярко-голубым цветом;
+-коричнево-золотистым;
- наружный овал – красным;
- внутренний овал – зеленым .
Гигиенические гимнастические упражнения
Гимнастика для глаз
Упражнения для релаксации глазных мышц (по Ше Я Линь)