Просмотр содержимого документа
«Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных (интегрированных) классах МАОУ СОШ № 30 города Тюмени»
Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных (интегрированных) классах МАОУ СОШ № 30 города Тюмени
Количество детей с ОВЗ
Учебный год
Всего
2011-2012
61
2012-2013
VIIвид
57
VIIIвид
57
2013-2014
ДЦП
3
56
52
Хронические инфекционные заболевания
4
3
49
Тяжелая травма
3
2
6
2
2
2
2
2
3
Количество детей с ОВЗ на конец 2013-2014 учебного года
Всего – 56
Обучающиеся по КРО (VIIвид) – 49
Обучающиеся по КРО (VIIIвид) – 6
Инвалиды – 7, из них обучающиеся по общеобразовательной программе - 2
Обучающиеся по индивидуальным планам на дому – 7
В том числе с использованием дистанционных технологий – 2
Прошедшие логокоррекцию в логопунктах - 4
Цель обучения детей с ОВЗ
Создание для обучающихся с ОВЗ условий, адекватных их особенностям воспитания и обучения;
осуществление индивидуально ориентированной педагогической, психологической, социальной помощи;
развитие нарушенных функций организма.
А также обеспечение оптимальных условий детям с ограниченными возможностями здоровья для получения ими образования, формирование у детей с ограниченными возможностями в развитии способности к усвоению учебного материала, определяемого общеобразовательной программой, то есть общим учебным планом (совместное обучение в одном классе). В 2013-2014 учебном году 3-х учеников направили в логопедический пункт при гимназии № 49, 1 ученик посещал логопункт при детском саде. В следующем учебном году планируем продолжить данную работу, т.к. видны положительные результаты.
Основные направления деятельности
Организация образовательной деятельности в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей, состоянием их здоровья.
Диагностика уровня психического, физического развития; степени соответствующего нарушения.
Организация коррекционного обучения.
Психокоррекционная и психопрофилактическая работа с детьми.
Оказание индивидуальной помощи обучаемым в профориентации, получении профессии, трудоустройстве, социальной адаптации.
Координацию деятельности школы по организации работы с детьми с ОВЗ осуществляют заместитель директора по УВР и учитель начальных классов. Главными направлениями деятельности являются следующие (их вы можете видеть на слайде):
-Организация образовательной деятельности в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей, состоянием их здоровья.
-Диагностика уровня психического, физического развития; степени соответствующего нарушения.
- Психокоррекционная и психопрофилактическая работа с детьми.
Оказание помощи обучаемым в профориентации, получении профессии, трудоустройстве, социальной адаптации.
Основной формой считаем индивидуальную работу с каждым ребенком. На первом году формы обучения могут быть следующие:
1. Для учеников, у которых с трудом формируется навык написания цифр (цифры пишутся зеркально, не соблюдают строчку и др.) рекомендуем упражнения: обводка цифр в воздухе, по лекалу, по пунктирным точкам; написание цифр в двух клетках или в тетрадях с крупной разлиновкой (для детей с нарушением мелкой моторики). Детям с плохой ориентацией на странице учителя выделяют рабочие строчки цветом.
В последующие годы обучения на индивидуальных занятиях учителя используют упражнения для развития памяти, упражнения на освоение и отработку чтения слов более сложных структур, игры («Кто и что?», «Запретные слова»), занятия на группировку и классификацию предметных картинок. В среднем и старшем звене на индивидуальных занятиях главное внимание уделяется восполнению возникающих пробелов в знаниях по основным учебным предметам, на пропедевтику изучения наиболее сложных разделов учебной программы.
Учет индивидуальных занятий осуществляется в начальной школе в классном журнале, в 5-9 классах – в отдельном журнале педагогической и логопедической коррекции.
Коррекционно-развивающие занятия проводятся ежедневно, по расписанию. Консультации педагога, имеющего по диплому квалификацию «Педагог-психолог», - ежедневно по расписанию.
Динамика
Количество детей с положительной динамикой – 11 человек
Количество детей с нестабильной динамикой – 30 человек
Количество детей с отрицательной динамикой – 15 человек
Количество детей, переведённых на общеобразовательную программу – 0 человек
Количество детей, которым рекомендовано пройти обследование в ПМПК со сменой программы обучения (сVIIнаVIIIвид) – 3 человека
Детей с положительной динамикой не всегда можем перевести на общеобразовательную программу, т.к. динамика развития у них недостаточная, потому что отсутствует необходимое лечение и логокоррекция. Ученик 2 класса: ухудшение происходит по независящим от ребенка причинам, т.к. родители, находящиеся в разводе, не могут определиться как с местом проживания ребенка, так и со степенью ответственности каждого родителя за воспитание и обучение. К тому же взгляды на лечение ребенка значительно отличаются: папа пытается проводить медикаментозное лечение, а мама категорически против. В результате лечение проводится эпизодически, непостоянно. Ребёнок находится в постоянном нервном напряжении, соответственно ни о каком улучшении не может быть речи.
Ученик 5 класса обучался в районе Тюменской области по общеобразовательной программе. При поступлении в школу показал уровень знаний только соответствующий начальной школе, проблемы с поведением. Ребенка воспитывает мама и бабушка, причем мама часто уклоняется от своих прямых обязанностей, чаще в школе появляется бабушка. С начала поступления ребенка в школу проводилась работа с мамой и бабушкой: им было рекомендовано обратиться в городскую ПМПК для пересмотра программы обучения. В результате только на конец года был пройден психиатр и получено направление на обследование в ПМПК.
Алгоритм работы с детьми с ОВЗ
Стартовая диагностика
учеников 1 класса
Школьная ПМПк
Консультация родителей
Дополнительная диагностика
учеников,
наблюдение во время урочной и
внеурочной деятельности
Направление к специалистам
Консультация родителей
Городская ПМПК
В сентябре проводится стартовая диагностика (авторы Л.Ф. Квитова, Н.Л. Гололобова, Е.М. Новоселова). От результатов стартовой диагностики зависит характер педагогического сопровождения ребенка в образовательном процессе, содержание мониторинга образовательных достижений учащихся и объективность итоговой оценки результатов начального общего образования. На основании результатов диагностики выделяются дети с проблемами в адаптации к школе и низким уровнем готовности к освоению учебных предметов. По результатам диагностики проводим индивидуальные консультации с родителями данных детей, дополнительно проводим медико-психолого-педагогическое изучение ребенка, которое включает 3 составляющие: медицинское, психолого-логопедическое, социально-педагогическое обследование .
В целом можно сказать, что школа, родители, городская ПМПК работают в одной связке, решая вопросы адаптивного образования.
Индивидуальное
сопровождение ребенка
Положительная динамика
Отрицательная динамика
Перевод на общеобразовательную программу
7
Школьный ПМПк
Выявление и ранняя диагностика отклонений в развитии детей
Подготовка и ведение документации, отражающей актуальное развитие ребенка, динамику его состояния, уровень школьной успешности
Формирование рекомендаций для родителей и педагогов по организации помощи детям
Отслеживание динамики развития и эффективности индивидуализированных коррекционно-развивающих программ
Выявление актуальных и резервных возможностей ребенка
Профилактика физических, интеллектуальных и эмоциональных перегрузок и срывов
Определение характера, продолжительности и эффективности специальной коррекционной помощи в рамках имеющихся в ОУ возможностей
В учебном году проводим 5 консилиумов: проблемно-диагностический (выявление школьников, испытывающих трудности в обучении), педагогический (вопросы адаптации), аналитический (по итогам ВШК), методический (вопросы повышения квалификации кадров) и итоговый (анализ психологического тестирования детей, подведение итогов работы ПМПк).
В компетенции членов ПМПк следующее:
Врач собирает анамнестические данные на ребенка и обследует его психоматическое здоровье.
Педагог-психолог определяет уровень психофизического развития.
Социальный педагог изучает ситуацию в семье. По результатам диагностических мероприятий всеми членами консилиума составляются коррекционно-образовательный маршрут персонально для каждого ребенка, рекомендации учителям и родителям по оказанию педагогической и медицинской помощи в домашних условиях и в школе. Все специалисты заполняют карты индивидуального развития на каждого ребенка с ОВЗ, ведется основная документация.
Приложение: карта индивидуального развития, программа изучения ребенка, индивидуальный образовательный маршрут.
В урочной и внеурочной деятельности применяется:
-Сенсорное и сенсомоторное развитие (развитие моторики)
-Умственное развитие (формирование общеинтеллектуальных умений, развитие наглядных и словесных форм мышления, формирование пространственно-временных отношений)
-Формирование учебной мотивации и познавательной активности
-Формирование разносторонних представлений о предметах и явлениях окружающей действительности.
-Обогащение словаря, развитие связной речи.
Детей с ОВЗ активно привлекаем к участию во внеурочной деятельности. Ученица 6в класса (диагноз - обучается по коррекционной программе ( VII вид), речевые нарушения) – активная участница всех школьных мероприятий, поет, танцует, участвует в театральных постановках); ученик 9а класса, (обучается по коррекционной программе ( VII вид) – занял 3 место в городской олимпиаде для детей с ОВЗ; ученик 6в класса участвует в школьных конкурсах поделок; ученик 6б класса посещает хореографическую студию «Эдельвейс», 2 ученицы 4б класса, обучаются по коррекционной программе ( VII вид) – участвуют в театральных постановках.
Обязательными для проведения с детьми являются занятия с психологом. В связи с наличием у некоторых учащихся выраженных локальных недостатков (аграфия, акалькулия) возможен перевод в следующий класс при неполном овладении программой по предмету, освоение которого затрудняет локальный дефект.
Учебный план для обучающихся по КРОVIIIвида в условиях общеобразовательного класса
Образовательные компоненты
(учебные предметы)
Количество часов в неделю
5в
Федеральный компонент
6в
Русский язык
2
Письмо и развитие речи
2
4
Чтение и развитие речи
4
3
Математика
2
5
История
5
-
Природоведение (развитие речи)
2
2
Биология
-
-
География
1
-
Музыка
2
1
Изобразительное искусство
Физическая культура
1
1
1
3
Трудовое обучение
3
6
Объем нагрузки при 5-дневной учебной неделе
5
27
Максимальный объем учебной нагрузки
28
27
Компонент образовательного учреждения
28
Индивидуальные и групповые коррекционные занятия
Количество часов в неделю
5 класс
Логопедические занятия
6 класс
Итого
1,5
Трудовая практика (дней в год)
1,5
1,5
1,5
10
10
Обязательные индивидуальные и групповые коррекционные занятия по КРОVIIвида в общеобразовательном классе
Коррекционные занятия
Количество часов в неделю
Логопедическая коррекция
1
2
1
Психологическая коррекция
Педагогическая коррекция (по математике, русскому языку)