kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных (интегрированных) классах МАОУ СОШ № 30 города Тюмени

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация рассказывает о направлениях деятельности и проблемах работы с детьми с ОВЗ.

Просмотр содержимого документа
«Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных (интегрированных) классах МАОУ СОШ № 30 города Тюмени»

Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных (интегрированных) классах МАОУ СОШ № 30 города Тюмени

Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных (интегрированных) классах МАОУ СОШ № 30 города Тюмени

Количество детей с ОВЗ Учебный год Всего 2011-2012 61 2012-2013 VII вид 57 VIII вид 57 2013-2014 ДЦП 3 56 52 Хронические инфекционные заболевания 4 3 49 Тяжелая травма 3 2 6 2 2 2 2 2 3

Количество детей с ОВЗ

Учебный год

Всего

2011-2012

61

2012-2013

VII вид

57

VIII вид

57

2013-2014

ДЦП

3

56

52

Хронические инфекционные заболевания

4

3

49

Тяжелая травма

3

2

6

2

2

2

2

2

3

Количество детей с ОВЗ на конец 2013-2014 учебного года Всего – 56 Обучающиеся по КРО ( VII вид) – 49 Обучающиеся по КРО ( VIII вид) – 6 Инвалиды – 7, из них обучающиеся по общеобразовательной программе - 2 Обучающиеся по индивидуальным планам на дому – 7 В том числе с использованием дистанционных технологий – 2 Прошедшие логокоррекцию в логопунктах - 4

Количество детей с ОВЗ на конец 2013-2014 учебного года

  • Всего – 56
  • Обучающиеся по КРО ( VII вид) – 49
  • Обучающиеся по КРО ( VIII вид) – 6
  • Инвалиды – 7, из них обучающиеся по общеобразовательной программе - 2
  • Обучающиеся по индивидуальным планам на дому – 7
  • В том числе с использованием дистанционных технологий – 2
  • Прошедшие логокоррекцию в логопунктах - 4

Цель обучения детей с ОВЗ Создание для обучающихся с ОВЗ условий, адекватных их особенностям воспитания и обучения; осуществление индивидуально ориентированной педагогической, психологической, социальной помощи; развитие нарушенных функций организма. А также обеспечение оптимальных условий детям с ограниченными возможностями здоровья для получения ими образования, формирование у детей с ограниченными возможностями в развитии способности к усвоению учебного материала, определяемого общеобразовательной программой, то есть общим учебным планом (совместное обучение в одном классе). В 2013-2014 учебном году 3-х учеников направили в логопедический пункт при гимназии № 49, 1 ученик посещал логопункт при детском саде. В следующем учебном году планируем продолжить данную работу, т.к. видны положительные результаты.

Цель обучения детей с ОВЗ

  • Создание для обучающихся с ОВЗ условий, адекватных их особенностям воспитания и обучения;
  • осуществление индивидуально ориентированной педагогической, психологической, социальной помощи;
  • развитие нарушенных функций организма.

А также обеспечение оптимальных условий детям с ограниченными возможностями здоровья для получения ими образования, формирование у детей с ограниченными возможностями в развитии способности к усвоению учебного материала, определяемого общеобразовательной программой, то есть общим учебным планом (совместное обучение в одном классе). В 2013-2014 учебном году 3-х учеников направили в логопедический пункт при гимназии № 49, 1 ученик посещал логопункт при детском саде. В следующем учебном году планируем продолжить данную работу, т.к. видны положительные результаты.

Основные направления деятельности

  • Организация образовательной деятельности в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей, состоянием их здоровья.
  • Диагностика уровня психического, физического развития; степени соответствующего нарушения.
  • Организация коррекционного обучения.
  • Психокоррекционная и психопрофилактическая работа с детьми.
  • Оказание индивидуальной помощи обучаемым в профориентации, получении профессии, трудоустройстве, социальной адаптации.

Координацию деятельности школы по организации работы с детьми с ОВЗ осуществляют заместитель директора по УВР и учитель начальных классов. Главными направлениями деятельности являются следующие (их вы можете видеть на слайде):

-Организация образовательной деятельности в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей, состоянием их здоровья.

-Диагностика уровня психического, физического развития; степени соответствующего нарушения.

-Организация коррекционного, адаптивно-развивающего обучения.

- Психокоррекционная и психопрофилактическая работа с детьми.

  • Оказание помощи обучаемым в профориентации, получении профессии, трудоустройстве, социальной адаптации.
  • Основной формой считаем индивидуальную работу с каждым ребенком. На первом году формы обучения могут быть следующие:
  • 1. Для учеников, у которых с трудом формируется навык написания цифр (цифры пишутся зеркально, не соблюдают строчку и др.) рекомендуем упражнения: обводка цифр в воздухе, по лекалу, по пунктирным точкам; написание цифр в двух клетках или в тетрадях с крупной разлиновкой (для детей с нарушением мелкой моторики). Детям с плохой ориентацией на странице учителя выделяют рабочие строчки цветом.
  • В последующие годы обучения на индивидуальных занятиях учителя используют упражнения для развития памяти, упражнения на освоение и отработку чтения слов более сложных структур, игры («Кто и что?», «Запретные слова»), занятия на группировку и классификацию предметных картинок. В среднем и старшем звене на индивидуальных занятиях главное внимание уделяется восполнению возникающих пробелов в знаниях по основным учебным предметам, на пропедевтику изучения наиболее сложных разделов учебной программы.
  • Учет индивидуальных занятий осуществляется в начальной школе в классном журнале, в 5-9 классах – в отдельном журнале педагогической и логопедической коррекции.

Коррекционно-развивающие занятия проводятся ежедневно, по расписанию. Консультации педагога, имеющего по диплому квалификацию «Педагог-психолог», - ежедневно по расписанию.

Динамика

  • Количество детей с положительной динамикой – 11 человек
  • Количество детей с нестабильной динамикой – 30 человек
  • Количество детей с отрицательной динамикой – 15 человек
  • Количество детей, переведённых на общеобразовательную программу – 0 человек
  • Количество детей, которым рекомендовано пройти обследование в ПМПК со сменой программы обучения (с VII на VIII вид) – 3 человека

Детей с положительной динамикой не всегда можем перевести на общеобразовательную программу, т.к. динамика развития у них недостаточная, потому что отсутствует необходимое лечение и логокоррекция. Ученик 2 класса: ухудшение происходит по независящим от ребенка причинам, т.к. родители, находящиеся в разводе, не могут определиться как с местом проживания ребенка, так и со степенью ответственности каждого родителя за воспитание и обучение. К тому же взгляды на лечение ребенка значительно отличаются: папа пытается проводить медикаментозное лечение, а мама категорически против. В результате лечение проводится эпизодически, непостоянно. Ребёнок находится в постоянном нервном напряжении, соответственно ни о каком улучшении не может быть речи.

Ученик 5 класса обучался в районе Тюменской области по общеобразовательной программе. При поступлении в школу показал уровень знаний только соответствующий начальной школе, проблемы с поведением. Ребенка воспитывает мама и бабушка, причем мама часто уклоняется от своих прямых обязанностей, чаще в школе появляется бабушка. С начала поступления ребенка в школу проводилась работа с мамой и бабушкой: им было рекомендовано обратиться в городскую ПМПК для пересмотра программы обучения. В результате только на конец года был пройден психиатр и получено направление на обследование в ПМПК.

Алгоритм работы с детьми с ОВЗ

Стартовая диагностика

учеников 1 класса

Школьная ПМПк

Консультация родителей

Дополнительная диагностика

учеников,

наблюдение во время урочной и

внеурочной деятельности

Направление к специалистам

Консультация родителей

Городская ПМПК

В сентябре проводится стартовая диагностика (авторы Л.Ф. Квитова, Н.Л. Гололобова, Е.М. Новоселова). От результатов стартовой диагностики зависит характер педагогического сопровождения ребенка в образовательном процессе, содержание мониторинга образовательных достижений учащихся и объективность итоговой оценки результатов начального общего образования. На основании результатов диагностики выделяются дети с проблемами в адаптации к школе и низким уровнем готовности к освоению учебных предметов. По результатам диагностики проводим индивидуальные консультации с родителями данных детей, дополнительно проводим медико-психолого-педагогическое изучение ребенка, которое включает 3 составляющие: медицинское, психолого-логопедическое, социально-педагогическое обследование .

В целом можно сказать, что школа, родители, городская ПМПК работают в одной связке, решая вопросы адаптивного образования.

Индивидуальное

сопровождение ребенка

Положительная динамика

Отрицательная динамика

Перевод на общеобразовательную программу

7

Школьный ПМПк

  • Выявление и ранняя диагностика отклонений в развитии детей
  • Подготовка и ведение документации, отражающей актуальное развитие ребенка, динамику его состояния, уровень школьной успешности
  • Формирование рекомендаций для родителей и педагогов по организации помощи детям
  • Отслеживание динамики развития и эффективности индивидуализированных коррекционно-развивающих программ
  • Выявление актуальных и резервных возможностей ребенка
  • Профилактика физических, интеллектуальных и эмоциональных перегрузок и срывов
  • Определение характера, продолжительности и эффективности специальной коррекционной помощи в рамках имеющихся в ОУ возможностей

В учебном году проводим 5 консилиумов: проблемно-диагностический (выявление школьников, испытывающих трудности в обучении), педагогический (вопросы адаптации), аналитический (по итогам ВШК), методический (вопросы повышения квалификации кадров) и итоговый (анализ психологического тестирования детей, подведение итогов работы ПМПк).

В компетенции членов ПМПк следующее:

Врач собирает анамнестические данные на ребенка и обследует его психоматическое здоровье.

Педагог-психолог определяет уровень психофизического развития.

Социальный педагог изучает ситуацию в семье. По результатам диагностических мероприятий всеми членами консилиума составляются коррекционно-образовательный маршрут персонально для каждого ребенка, рекомендации учителям и родителям по оказанию педагогической и медицинской помощи в домашних условиях и в школе. Все специалисты заполняют карты индивидуального развития на каждого ребенка с ОВЗ, ведется основная документация.

Приложение: карта индивидуального развития, программа изучения ребенка, индивидуальный образовательный маршрут.

В урочной и внеурочной деятельности применяется:

  • -Сенсорное и сенсомоторное развитие (развитие моторики)
  • -Умственное развитие (формирование общеинтеллектуальных умений, развитие наглядных и словесных форм мышления, формирование пространственно-временных отношений)
  • -Формирование учебной мотивации и познавательной активности
  • -Формирование разносторонних представлений о предметах и явлениях окружающей действительности.
  • -Обогащение словаря, развитие связной речи.

Детей с ОВЗ активно привлекаем к участию во внеурочной деятельности. Ученица 6в класса (диагноз - обучается по коррекционной программе ( VII вид), речевые нарушения) – активная участница всех школьных мероприятий, поет, танцует, участвует в театральных постановках); ученик 9а класса, (обучается по коррекционной программе ( VII вид) – занял 3 место в городской олимпиаде для детей с ОВЗ; ученик 6в класса участвует в школьных конкурсах поделок; ученик 6б класса посещает хореографическую студию «Эдельвейс», 2 ученицы 4б класса, обучаются по коррекционной программе ( VII вид) – участвуют в театральных постановках.

Обязательными для проведения с детьми являются занятия с психологом. В связи с наличием у некоторых учащихся выраженных локальных недостатков (аграфия, акалькулия) возможен перевод в следующий класс при неполном овладении программой по предмету, освоение которого затрудняет локальный дефект.

Учебный план для обучающихся по КРО VIII вида в условиях общеобразовательного класса Образовательные компоненты (учебные предметы) Количество часов в неделю 5в Федеральный компонент 6в Русский язык 2 Письмо и развитие речи 2 4 Чтение и развитие речи 4 3 Математика 2 5 История 5 - Природоведение (развитие речи) 2 2 Биология - - География 1 - Музыка 2 1 Изобразительное искусство Физическая культура 1 1 1 3 Трудовое обучение 3 6 Объем нагрузки при 5-дневной учебной неделе 5 27 Максимальный объем учебной нагрузки 28 27 Компонент образовательного учреждения 28 Индивидуальные и групповые коррекционные занятия  Количество часов в неделю 5 класс Логопедические занятия 6 класс Итого 1,5 Трудовая практика (дней в год) 1,5 1,5 1,5 10 10

Учебный план для обучающихся по КРО VIII вида в условиях общеобразовательного класса

Образовательные компоненты

(учебные предметы)

Количество часов в неделю

Федеральный компонент

Русский язык

2

Письмо и развитие речи

2

4

Чтение и развитие речи

4

3

Математика

2

5

История

5

-

Природоведение (развитие речи)

2

2

Биология

-

-

География

1

-

Музыка

2

1

Изобразительное искусство

Физическая культура

1

1

1

3

Трудовое обучение

3

6

Объем нагрузки при 5-дневной учебной неделе

5

27

Максимальный объем учебной нагрузки

28

27

Компонент образовательного учреждения

28

Индивидуальные и групповые коррекционные занятия

Количество часов в неделю

5 класс

Логопедические занятия

6 класс

Итого

1,5

Трудовая практика (дней в год)

1,5

1,5

1,5

10

10

Обязательные индивидуальные и групповые коррекционные занятия по КРО VII вида в общеобразовательном классе   Коррекционные занятия Количество часов в неделю Логопедическая коррекция 1 2 1 Психологическая коррекция Педагогическая коррекция (по математике, русскому языку) 3 1 0,5 0,5 Итого 1 0,5 4 2 1 0,5 5 0,5 0,5 2 0,5 1 6 7 0,5 2 0,5 1 2 0,5 8 0,5 1 9 2 1 0,5 0,5 2 1 0,5 0,5 0,5 0,5 2 0,5 2 2

Обязательные индивидуальные и групповые коррекционные занятия по КРО VII вида в общеобразовательном классе

Коррекционные занятия

Количество часов в неделю

Логопедическая коррекция

1

2

1

Психологическая коррекция

Педагогическая коррекция (по математике, русскому языку)

3

1

0,5

0,5

Итого

1

0,5

4

2

1

0,5

5

0,5

0,5

2

0,5

1

6

7

0,5

2

0,5

1

2

0,5

8

0,5

1

9

2

1

0,5

0,5

2

1

0,5

0,5

0,5

0,5

2

0,5

2

2

Проблемы Дополнительная переподготовка педагогических кадров. Не развито сетевое взаимодействие с различными структурами. Проведение многоуровневой диагностики. Отсутствие узких специалистов в ОУ. Данные проблемы решаются следующим образом: В 2013-2014 учебном году прошли курсы повышения квалификации по обучению детей с ОВЗ 7 учителей.

Проблемы

  • Дополнительная переподготовка педагогических кадров.
  • Не развито сетевое взаимодействие с различными структурами.
  • Проведение многоуровневой диагностики.
  • Отсутствие узких специалистов в ОУ.

Данные проблемы решаются следующим образом:

В 2013-2014 учебном году прошли курсы повышения квалификации по обучению детей с ОВЗ 7 учителей.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Завучу

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Хотнянская Надежда Викторовна

Дата: 16.03.2020

Номер свидетельства: 542962

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства