Просмотр содержимого документа
«"Использование технологий целенаправленного формирования ценностного отношения детей и педагогов к здоровому образу жизни" (педсовет) »
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«МБОУ «СОШ № 60»
Выступление
зам. директора по УР
Э.М. Галиевой
Повестка дня
Мониторинг состояния здоровья школьников за 2013 – 2014 учебный год. Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном пространстве школы. Обмен опытом по сохранению и укреплению здоровья школьников:
Мониторинг состояния здоровья школьников за 2013 – 2014 учебный год.
Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном пространстве школы.
Обмен опытом по сохранению и укреплению здоровья школьников:
Роль занятий специально – медицинской группы в физкультурно-оздоровительной деятельности. Роль спортивного комплекса «Олимпия» для формирования ценностного отношения учащихся к ЗОЖ. Профилактика травматизма как основное направление ТБ на занятиях физической культуры. Порядок расследования и учета и оформления несчастных случаев с обучающимися.
Роль занятий специально – медицинской группы в физкультурно-оздоровительной деятельности. Роль спортивного комплекса «Олимпия» для формирования ценностного отношения учащихся к ЗОЖ. Профилактика травматизма как основное направление ТБ на занятиях физической культуры. Порядок расследования и учета и оформления несчастных случаев с обучающимися.
Роль занятий специально – медицинской группы в физкультурно-оздоровительной деятельности.
Роль спортивного комплекса «Олимпия» для формирования ценностного отношения учащихся к ЗОЖ.
Профилактика травматизма как основное направление ТБ на занятиях физической культуры.
Порядок расследования и учета и оформления несчастных случаев с обучающимися.
Проект решения педагогического совета.
Проект решения педагогического совета.
Человек- высшее творение природы. Но для того, чтобы сполна наслаждаться ее сокровищами, он должен отвечать, по крайней мере, одному требованию –быть здоровым.
Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы…
В.А.Сухомлинский.
Цель программы:
Формирование и воспитание личности способной к адаптации и выживанию в новых социальных условиях.
Формирование ценностного отношения к своему здоровью.
Пропаганда педагогических и медицинских знаний о здоровом образе жизни.
Задачи школы :
Создать условия для обеспечения охраны здоровья учащихся, их полноценного физического развития и формирования здорового образа жизни.
Отработать систему выявления уровня здоровья учащихся школы и целенаправленного отслеживания его в течение всего времени обучения.
Создание здоровьесберегающей среды в классе, школе, коллективе:
Задачи школы :
Популяризация преимуществ здорового образа жизни, расширение кругозора школьников в области физической культуры и спорта.
Организовать систему профилактических работ по предупреждению детского травматизма на дорогах, предотвращению роста заболеваемости учащихся школы.
Просвещение родителей в вопросах сохранения здоровья детей.
Основные направления:
Соблюдение норм и требований СанПина; Состояние физической активности школьников в период пребывания в школе; Валеологическая направленность урока; Психологический климат в школе; Уровень грамотности школьников и педагогов по вопросам здоровья; Питание учащихся .
Соблюдение норм и требований СанПина;
Состояние физической активности школьников в период пребывания в школе;
Валеологическая направленность урока;
Психологический климат в школе;
Уровень грамотности школьников и педагогов по вопросам здоровья;
Питание учащихся .
Паспорт здоровья
Группа здоровья2012/2013 2013/2014
I группа
150
II группа
901
117
III группа
1018
98
IV группа
3
Физкультурная группа
75
8
Основная
964
Подготовительная
1072
159
Специальная
27
113
Освобожденная (ЛФК)
24
3
8
Паспорт здоровья
Физическое развитие
2012/2013
Высокое
2
Выше среднего
2013/2014
Среднее
121
7
1009
137
Ниже среднего
1063
21
Низкое
-
10
-
Паспорт здоровья
Нарушение осанки
198 чел - 16,2%
Плоскостопие
106 чел – 8,7%
Заболевание крови
Сколиоз
Понижение зрения
2 чел – 0,16 %
Заболевание нервной системы
13 чел – 1,06%
257 чел – 21,1%
7 чел – 0,57%
Дефицит массы тела
Эпилепсия
Избыток массы тела
3 чел – 0,49%
Бронх. астма
2 чел – 0,16%
14 чел – 1,15%
23 чел – 1,88%
Аллергический дерматит
Заболевание ЖКТ
20 чел – 1,64 %
Заболевание МПС
18 чел – 1,47%
39 чел – 3,20%
Сахарный диабет
1 чел – 0,82%
Индекс здоровья
Учебный год
Кол-во учащихся, чел
2010/2011
1151
Кол-во учащихся не болевших, чел
2011/2012
% отношение не болеющих детей к общему количеству, %
863
1195
2012/2013
1196
75%
2013/2014
915
845
76,7%
1217
70,6%
730
60%
Динамика охвата питанием учащихся за 4 года
Стрессовая педагогическая тактика;
Несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников;
Несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса;
Провалы в существующей системе физического воспитания;
Интенсификация учебного процесса;
Отсутствие системной работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни.
недостаточное освещение,
интеллектуальная перегрузка,
неблагоприятный психологический климат в ученических и учительских коллективах,
давление со стороны учителя, классного руководителя,
недостаток знаний учителей о здоровьесберегающих технологиях.
недостаточная освещённость классов;
плохая проветриваемость школьных помещений;
неправильная форма и величина школьных столов;
перегрузка учебными занятиями;
организация школьного питания.
Реализация системы
профилактических мероприятий
Оптимизация уровня
образовательной нагрузки
каждого ученика;
Проведение системы
лечебно-оздоровительных
мероприятий
Формирование
благоприятного
морально-психологического
климата
Оптимизация системы
Организация
психологической помощи
учащимся
физкультурно-массовых
мероприятий
Внедрение
здоровьесберегающих
технологий в УВП
Преемственность в обучении
школьников 1 и 2 ступени;
Оптимальная организация
учебного дня и недели;
Занятия для будущих
первоклассников
Спортивно-оздоровительная
деятельность
Привлечение учащихся к
Укрепление материально-
спортивной базы
занятиям в спортивных
секциях
Организация Дней здоровья,
спортивных праздников, эстафет
это система
психолого - педагогических технологий,
программ, методов, которые
направлены на организацию
здоровьесберегающего
образовательного процесса,
воспитание у учащихся
культуры здоровья, личностных
качеств, способствующих его
сохранению и укреплению,
мотивацию на ведение
здорового образа жизни
МЕДИКО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ
ТЕХНОЛОГИИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
а) в физическом плане – ученик умеет преодолевать усталость, здоровье позволяет ему справляться с учебной нагрузкой;
б) в интеллектуальном плане – проявляет хорошие умственные способности, наблюдательность, воображение, самообучаемость;
в) в нравственном плане – честен, самокритичен, эмпатичен;
г) в социальном плане – коммуникабелен, понимает юмор, сам умеет шутить;
д) в эмоциональном плане – уравновешен, способен удивляться и восхищаться.
Снятие эмоционального напряжения, через использование игровых технологий.
Создание благоприятного психологического климата на уроке
Охрана здоровья и пропаганда здорового образа жизни.
Занятия ,тренинги, консультации психологов и логопедов
Субъект - объектные отношения
Дни здоровья
минутки релаксации
дыхательная гимнастика
гимнастика для глаз
массаж активных точек
физкультминутки, динамические паузы
Использование на уроках физкультминуток позволяет :
Включить в урок здоровьесберегающий компонент.
Осуществить смену видов деятельности.
Использовать интеллектуальное наполнение либо «привязку» к теме урока.
Виды физминуток
Оздоровительно- гигиенические
Двигательно – речевые
Подражательные
Физкультурно-спортивные
Танцевально-ритмические
Обязательное условиеэффективного проведения физкультминуток
положительный эмоциональный фон. Выполнение упражнений со скучающим видом, нехотя, как бы делая одолжение учителю, желаемого результата не даст, скорее, наоборот.
сохранение здоровья обучающихся и восстановление адаптационных возможностей организма ребенка,
полноценное физическое и психологическое развитие учащихся в соответствии с возрастом,
обучение основам здорового образа жизни,
формирование здоровьесберегающей среды.
являетсясоблюдениеследующихпринципов:
учет возрастных особенностей;
учет состояния здоровья ученика и его индивидуальных психофизических особенностей при выборе форм, методов и средств обучения;
использование здоровьесберегающих действий для сохранения работоспособности учащихся .
Здоровьесберегающий урок должен:
воспитывать;
стимулировать у детей желание быть здоровыми;
учить их ощущать радость;
вызывать у них позитивную самооценку.
исследование
конспектирование
рассуждение
решение
задач
слушание
другие
виды
деятельности
на формирование у обучающихся и их родителей
здорового образа жизни;
создание здоровой и безопасной среды
(микроклимат, освещенность, мебель, технические средства
обучения, организация питания с учетом состояния
здоровья детей);
совершенствование материально-технической базы
для физического развития и воспитания;
совершенствование психологической поддержки
школьников, профилактики девиантных форм поведения и др.
учет периодов работоспособности детей на уроках
(период врабатываемости, период высокой продуктивности, период снижения
продуктивности с признаками утомления);
учет возрастных и физиологических особенностей ребенка на занятиях (количества видов деятельности на уроках, их продуктивность);
наличие эмоциональных разрядок на уроках;
использование физкультурных пауз на уроках.
Гигиенические показатели, характеризующие урок:
Обстановка и гигиенические условия в классе (кабинете): температура и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т.д.
Число видов учебной деятельности : опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров, задач и др. Норма - 4-7 видов за урок.
Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности . Ориентировочная норма - 7-10 мин
Число видов преподавания : словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и т.д. Норма - не менее трех.
Чередование видов преподавания. Норма - не позже чем через 10-15 минут.
Место и длительность применения ТСО (в соответствии с гигиеническими нормами), умение учителя использовать их как возможности инициирования дискуссии, обсуждения.
Физкультминутки и другие оздоровительные моменты на уроке - их место, содержание и продолжительность. Норма - на 15-20 минут урока по 1 минуте из 3-х легких упражнений с 3- кратными повторениями каждого упражнения.
Отсутствие назидательности и авторитарности;
Воспитание, а
не изучение
культуры здоровья;
Элементы индивидуализации воспитания;
Наличие мотивации
на здоровый образ
жизни воспитанников.
Улучшение физического и психического
состояния школьников;
Отказ воспитанников от поведения,
наносящего вред, как своему здоровью, так и здоровью окружающих;
Сформированность у учащихся нетерпимого отношения к ухудшению условий окружающей среды, наносящих ущерб здоровью;
Способность будущих граждан нашего общества сознательно участвовать в охране здоровья и в формировании среды, способствующей здоровью, особенно условий труда и быта;
Адекватное поведение школьников в случае болезни, особенно хронической, направленной на выздоровление.
Не дотянуть ребёнка до последнего
звонка , радуясь, что за эти годы с ним не
случилось ничего плохого, а полноценно
подготовить подростка к
самостоятельной жизни , создав все
предпосылки для того, чтобы она
сложилась счастливо.
Школьный травматизм
Учебный год
Общее количество учащихся, чел
2009/2010
581
2010/2011
Кол-во учащихся получивших травму, чел.
470
2011/2012
2
Процентное отношение получивших травму к общему количеству детей, %
0,34
725
2012/2013
6
1,27
5
1196
2013/2014
0,68
1217
7
0,59
17
1,4
проект решения педагогического совета
Учителям по физической культуре работать по профилактике травматизма, заболеваний и несчастных случаев на занятиях физической культурой , так это является одной из важнейших задач школы.
Учителям физической культуры при проведении занятий следует учитывать состояние здоровья, физическое здоровье и физическое развитие учащихся, приспособленность к нагрузкам, пол, возраст, весовые категории, не допускать к занятиям больных.
Учителя перед каждым занятием должны проверять место занятий и следить за тем, чтобы не было посторонних предметов, посторонних лиц, во время занятий следят за поддержанием нормальной температуры, обеспечением достаточного освещения и вентиляции, контролировать качество инвентаря и оборудования, проверять защитные приспособления.
Проверять соответствие спортивного костюма и обуви учеников .
Необходимо строгое выполнение принципов рациональной методики обучения занимающихся: постепенности в дозировании нагрузок, последовательности в овладении двигательными навыками; индивидуального подхода; обязательного инструктажа и контроля за выполнением упражнений.
Стресс менеджмент
Здоровый
образ жизни
Отказ от вредных
привычек
Правильное
питание
Занятие
спортом
и
оздоровлением
Борьба
со стрессами
Источники жизненной энергии
Самопознание
Здоровье
Стресс менеджмент
Постановка
высокой
цели
Состояние с
миром и
самим собой
Отношение
между людьми
Ощущение
самореализации
Факторы влияющие на стрессоустойчивость
Генетическая предрасположенность
Ранний детский опыт
Характер человека
Направленность человека
Общественный статус
Ближайшее социальное окружение
Интеллектуальные признаки стресса
Преобладание негативных мыслей
Забывчивость, плохая память, рассеянность
Трудности в принятии решения
Пассивная жизненная позиция
Нарушение логики рассуждений
Появление ночных кошмаров
Поведенческие признаки стресса
Ошибки при выполнение самых простых дел
Потеря аппетита или переедание
Речь: сбивчивая или медленная
Дрожь в голосе при разговоре
Повышения уровня конфликтности
Постоянный дефицит времени
Перестает следить за внешним видом
Развитие бессоницы
Эмоциональные признаки стресса
Постоянные страхи и тревоги
Недоверчивость к окружающим
Подавленное и угрюмое настроение
Ощущение тоски
Внезапные приступы ярости и раздражительности
Злой юмор
Пониженная самооценка
Неудовлетворенность собой
Физиологические симптомы стресса
Артериальное давление
Нарушение ритма пульса
Нарушение процесса пищеварения
Резкие боли
Нарушения дыхания
Мышечное напряжение
Быстрая утомляемость
Повышение потоотделения
Понижение иммунитета
Дрожь в руках
Скорая помощь при стрессе
Медитация на дыхание (3-4 мин)
Аутотренинг (6 мин)
Формулы уверенности (4 мин)
Формирование стратегии успешного поведения (7-8 мин)