Рабочая программа воспитания 2021 - 2122 учебный год ГКОУ СО "Нижнетагильская вечерняя школа № 1"
Рабочая программа воспитания 2021 - 2122 учебный год ГКОУ СО "Нижнетагильская вечерняя школа № 1"
Программа воспитания является обязательной частью основных образовательных программ.
В центре программы воспитания в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС) общего образования находится личностное развитие обучающихся, формирование у них системных знаний о различных аспектах развития России и мира. Одним из результатов реализации программы станет приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, правилам и нормам поведения в российском обществе. Программа призвана обеспечить достижение обучающимися личностных результатов, указанных во ФГОС: формирование у обучающихся основ российской идентичности; готовность обучающихся к саморазвитию; мотивацию к познанию и обучению; ценностные установки и социально-значимые качества личности; активное участие в социально-значимой деятельности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа воспитания 2021 - 2122 учебный год ГКОУ СО "Нижнетагильская вечерняя школа № 1"»
ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«НИЖНЕТАГИЛЬСКАЯ ВЕЧЕРНЯЯ ШКОЛА № 1»
УТВЕРЖДАЮ
Директор ВШ № 1
__________М.Н.Вакуленко
_________________ 2021 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
воспитания
(приложение к ООП ООО, ООП СОО)
НА 2021/2022 ГОД
Нижний Тагил
2021
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа воспитания является обязательной частью основных образовательных программ.
В центре программы воспитания в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС) общего образования находится личностное развитие обучающихся, формирование у них системных знаний о различных аспектах развития России и мира. Одним из результатов реализации программы станет приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, правилам и нормам поведения в российском обществе. Программа призвана обеспечить достижение обучающимися личностных результатов, указанных во ФГОС: формирование у обучающихся основ российской идентичности; готовность обучающихся к саморазвитию; мотивацию к познанию и обучению; ценностные установки и социально-значимые качества личности; активное участие в социально-значимой деятельности.
Раздел 1
Особенности организуемого в школе воспитательного процесса
Программа воспитания обучающихся школы предусматривает формирование нравственного уклада школьной жизни, обеспечивающего создание соответствующей социальной среды развития обучающихся и включающего воспитательную, учебную, внеучебную, социально значимую деятельность обучающихся, основанного на системе духовных идеалов многонационального народа России, базовых национальных ценностей, традиционных моральных норм.
В условиях нашего общеобразовательного учреждения задачи по социализации и реабилитации личности приобретают особое значение, т.к. контингент обучающихся - осужденных уже имеет сформированные патологические ценностные ориентиры. Процесс социальной реабилитации и становления гражданской позиции является неотъемлемой частью воспитательного процесса и определяет его результативность как степень социальной адаптации лиц, находившихся в ситуации временного лишения свободы.
Нормативно-правовой и документальной основой Программы воспитания обучающихся ВШ № 1 (далее - Программа) являются:
Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Конституция Российской федерации (Ст.1,10,17,15,19,32,43,50,51,52);
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания российских школьников (далее - Концепция);
Устав ВШ № 1.
№
БАЗОВАЯ ШКОЛА
ФИЛИАЛ
1
Режим работы:
6 дней в неделю
5 дней в неделю
2
Продолжительность учебного года:
35 недель: 01.09.2021 г. – 30.05.2022 г. (для 5 – 8, 10 – 11 классов)
34 недели: 01.09.2021 г. – 21.05.2022 г. (для 9, 12 классов)
1 четверть
8 недель
2 четверть
8 недель
3 четверть
11 недель
4 четверть (9,12 классы)
7 недель
4 четверть (5 – 8, 10, 11 кл.)
8 недель
3
Каникулярные дни
Всего 23 дня
Осенние каникулы
27.10.21 – 31.10.21 (5 дней)
Зимние каникулы
27.12.21 – 07.01.22 (12 дней)
Весенние каникулы
28.03.22 – 02.04.22 (6 дней)
4
Количество смен
1 смена – 14.25 – 17.00
2 смена – 17.30 – 20.10
2 смена – 14.50 – 19.15
5
Количество классов:
8 классов
9 классов
Очно - заочная форма обучения
Очно - заочная форма обучения, заочная
5 в – 1 шт. (очно – заочная)
8 а, б – 2 шт. (очно заочная)
6 в – 1 шт. (очно – заочная)
9 а – 1 шт. (очно-заочная)
7 в – 1 шт.
(очно – заочная)
10 а, б – 2 шт.
(очно – заочная)
8 в – 1 шт.
(очно – заочная)
11 а – 2 шт.
(очно – заочная)
9 в – 1 шт.
(очно – заочная)
12 а – 1 шт.
(очно – заочная)
10 в – 1 шт. (очно -заочная)
11 в – 1 шт. (очно – заочная)
6
Распределение по сменам:
12 в, г -2 шт. (заочная)
1 смена
8а, 10а, 11а
-
2 смена
8 б, 9 а, 10б, 11 б, 12а
5в, 6в, 7в, 8в, 9в, 10в, 11 в,12 в,12г
7
Период государственной итоговой аттестации:
9 а, б, в классы
12 а, в классы
23.05.2022 г. – 30.06.2022 г.
23.05.2022 г. – 30.06.2022 г.
8
Сроки проведения промежуточной аттестации
Декабрь 2021 г. – контрольные срезы знаний
Май 2022 г. – итоговые срезы знаний
Особенность функционирования ВШ № 1 состоит в том, что она расположена на территории пенитенциарного учреждения общего режима ФКУ ИК № 6 Министерства юстиции РФ, расположенного в г. Нижний Тагил (женская исправительная колония) и учреждения строгого режима ФКУ ИК № 46 Министерства юстиции РФ, расположенного в г. Невьянск (мужская исправительная колония). Поэтому при организации образовательного процесса администрация школы руководствуется Федеральным законом «Об образовании», ФГОС, а также Уголовно-исполнительным кодексом РФ, Положением о порядке организации получения основного общего и среднего общего образования лицами, отбывающими наказания в виде лишения свободы в исправительных колониях и тюрьмах. Программа воспитания обучающихся направлена на обеспечение их духовно - нравственного развития и воспитания, социализации, профессиональной ориентации, формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни. Программа учитывает психо - возрастные особенности обучающихся - осужденных и основные жизненные задачи возраста, отечественные воспитательные традиции, базовые российские ценности, с учетом современных социокультурных условий развития личности в современной России, культурно - исторических, этнических, социально-экономических, демографических и иные особенностей региона, запросы семей и других субъектов образовательного процесса. Данная программа содержит теоретические положения и методические рекомендации по организации целостного пространства духовно-нравственного развития обучающегося в школе. Такое пространство, иначе определяемое как уклад школьной жизни, интегрировано в урочную, внеурочную, внешкольную, социально значимую деятельность, основанного на системе духовных идеалов, ценностей, моральных приоритетов, реализуемого в совместной социально-педагогической деятельности школы, дома ребенка при колонии, воспитательной функции отрядов ФКУ ИК № 6 и других субъектов общественной жизни. Программа обеспечивает духовно-нравственное развитие обучающихся на основе их приобщения к национальным российским ценностям, ценностям семьи, своей этнической, конфессиональной, социальной группы, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них идентичности гражданина России и направляя образовательный процесс в духе любви к Родине и уважения к культурно-историческому наследию России, на развитие его творческих способностей и формирование основ его социально ответственного поведения в обществе и в семье.
Раздел 2
Цель и задачи воспитания
Целью воспитания и социализации обучающихся на всех ступенях образования является социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели воспитания и социализации обучающихся решаются следующие задачи.
В области формирования личностной культуры:
• формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно - игровой, предметно - продуктивной, социально ориентированной, общественно полезной деятельности на основе традиционных нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно - нравственной компетенции — «становиться лучше»;
• укрепление нравственности, основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности поступать согласно своей совести;
• формирование основ нравственного самосознания личности (совести) — способности формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;
• формирование нравственного смысла учения, социально ориентированной и общественно полезной деятельности;
• формирование морали — осознанной обучающимся необходимости поведения, ориентированного на благо других людей и определяемого традиционными представлениями о добре и зле, справедливом и несправедливом, добродетели и пороке, должном и недопустимом;
• усвоение обучающимся базовых национальных ценностей, духовных традиций народов России;
• укрепление позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма;
• развитие эстетических потребностей, ценностей и чувств;
• развитие способности открыто выражать и аргументировано отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;
• развитие способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты;
• развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата;
• формирование творческого отношения к учёбе, труду, социальной деятельности на основе нравственных ценностей и моральных норм;
• формирование первоначальных профессиональных намерений и интересов, осознание нравственного значения будущего профессионального выбора;
• осознание ценности человеческой жизни, формирование умения противостоять в пределах своих возможностей действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, физического и нравственного здоровья, духовной безопасности личности;
• формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни.
В области формирования социальной культуры:
• формирование российской гражданской идентичности, включающей в себя идентичность члена семьи, школьного коллектива, территориально-культурной общности, этнического сообщества, российской гражданской нации;
• укрепление веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество, заботы о процветании своей страны;
• развитие патриотизма и гражданской солидарности;
• развитие навыков и умений организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими и младшими в решении личностно и социально значимых проблем на основе знаний, полученных в процессе образования;
• формирование у обучающихся - осужденных навыков успешной социализации, представлений об общественных приоритетах и ценностях, ориентированных на эти ценности образцах поведения через практику общественных отношений с представителями различных социальных групп;
• формирование социальных компетенций, необходимых для конструктивного, успешного и ответственного поведения в обществе после освобождения из мест лишения свободы;
• укрепление доверия к другим людям, институтам гражданского общества, государству;
• развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям, приобретение опыта оказания помощи другим людям;
• усвоение гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
• формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным религиям и религиозным организациям России, к вере и религиозным убеждениям других людей, понимание значения религиозных идеалов в жизни человека, семьи и общества, роли традиционных религий в историческом и культурном развитии России;
• формирование культуры межэтнического общения, уважения к культурным, религиозным традициям, образу жизни представителей народов России.
В области формирования семейной культуры:
• укрепление отношения к семье как основе российского общества;
• формирование представлений о значении семьи для устойчивого и успешного развития человека;
• укрепление у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;
• усвоение нравственных ценностей семейной жизни: любовь, забота о любимом человеке, продолжение рода, духовная и эмоциональная близость членов семьи, взаимопомощь и др.;
• формирование опыта заботы о социально - психологическом благополучии своей семьи;
• знание традиций своей семьи, культурно - исторических и этнических традиций семей своего народа, других народов России.
Раздел 3
Виды, формы и содержание деятельности
Инвариантные модули
Классное координаторство
Осуществляя работу с классом, педагогический работник (классный координатор) организует работу с коллективом класса; индивидуальную работу с обучающимися вверенного ему класса; работу с учителями-предметниками в данном классе в соответствии с должностной инструкцией, с Положением о классном координаторе ГКОУ СО «Нижнетагильская вечерняя школа № 1».
• установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности;
• побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения,
принципы учебной дисциплины и самоорганизации;
• привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;
• использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
• применение на уроке интерактивных форм работы учащихся;
• инициирование и поддержка исследовательской деятельности обучающихся в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям.
Курсы внеурочной деятельности
Курсы внеурочной деятельности в условиях работы в пенитенциарной школе для взрослых включены в учебный план основного общего образования в соответствие с требованиями ФГОС ООО.
Реализацию внеурочной деятельности в рамках учебного плана для достижения планируемых результатов ООП ООО.
Время, отводимое на данную часть учебного плана, использовано на:
введение дополнительного учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» (1 час в неделю) для реализации экологического направления образовательной деятельности;
введение учебного курса «История России в лицах» (1 час в неделю) для углубленного изучения предмета «История»;
внеурочная деятельность представлена предметами: «Практическая география», «Занимательная математика» (1 час в неделю).
Внеурочная деятельность в рамках реализации ФГОС ООО представляет собой образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной деятельности (кружки, художественные студии, спортивные клубы и секции, юношеские организации, краеведческая работа, научно-практические конференции, школьные научные общества, олимпиады, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики, соревнования, турниры, проектная деятельность, военно-патриотические объединения и т. д.).
В соответствии с требованиями ФГОС внеурочная деятельность организуется по основным направлениям развития личности:
духовно-нравственное,
физкультурно-спортивное,
социальное,
общеинтеллектуальное,
общекультурное.
Содержание учебного плана в части «Внеурочная деятельность», а также содержание самих занятий сформировано на основании запросов обучающихся.
На 2021/2022 учебный год предусмотрены следующие курсы внеурочной деятельности:
Направление внеурочной деятельности
Наименование программы
Классы
Количество часов в неделю (аудиторные)/количество часов на самостоятельное изучение
8 а
9 а
Всего
Общеинтеллектуальное
Занимательная математика
1
1
Социальное
Практическая география
1
2
ИТОГО
2
1
3
Работа с родителями
В условиях пенитенциарного общеобразовательного учреждения (ГКОУ на территории ФСИН) совместно с воспитательным отделом ФКУ ИК 6 ежегодно проводится открытый родительский день.
Самоуправление
Совет школы действует в соответствии с Положением о совете школы.
Профориентация
Совместная деятельность педагогов и школьников по направлению «профориентация» включает в себя профессиональное просвещение обучающихся; диагностику и консультирование по проблемам профориентации, организацию профессиональных проб. Создавая профориентационно значимые проблемные ситуации, формирующие готовность к выбору, педагог актуализирует его профессиональное самоопределение, позитивный взгляд на труд в постиндустриальном мире, охватывающий не только профессиональную, но и внепрофессиональную составляющие такой деятельности. Эта работа осуществляется через:
• циклы профориентационных часов общения, направленных на подготовку к осознанному планированию и реализации своего профессионального будущего;
• профориентационные игры: симуляции, деловые игры, квесты, решение кейсов, расширяющие знания о типах профессий, о способах выбора профессий, о достоинствах и недостатках той или иной профессиональной деятельности;
• экскурсии (виртуальные) на предприятия города, дающие начальные представления о существующих профессиях и условиях работы людей, представляющих эти профессии;
• совместное с педагогами изучение интернет ресурсов, посвященных выбору профессий, прохождение профориентационного онлайн-тестирования, прохождение онлайн курсов по интересующим профессиям и направлениям образования;
• участие в работе всероссийских профориентационных проектов, созданных в сети интернет:
Вариативные модули
Школьные медиа
В ГКОУ СО «Нижнетагильская вечерняя школа № 1» создан разновозрастный редакционный совет обучающихся старших классов и консультирующих их педагогических работников, целью которого является освещение (через школьную газету) наиболее интересных моментов жизни школы, популяризация общешкольных ключевых дел, деятельности органов ученического самоуправления; школьная газета для обучающихся старших классов, на страницах которой ими размещаются материалы о профессиональных организациях, об организациях высшего образования и востребованных рабочих вакансиях, которые могут быть социально значимыми после освобождения из мест лишения свободы.
Экскурсии, экспедиции, походы
В условиях пенитенциарного общеобразовательного учреждения (ГКОУ на территории ФСИН) экскурсии возможны через технологии ИКТ виртуального характера; они помогают обучающемуся расширить свой кругозор, получить новые знания об окружающей его социальной, культурной, природной среде, научиться уважительно и бережно относиться к ней, приобрести важный опыт социально одобряемого поведения в различных внешкольных ситуациях.
Организация предметно-эстетической среды
Организация предметно-эстетической среды
Окружающая учащегося предметно-эстетическая среда школы, при условии ее грамотной организации, обогащает внутренний мир ученика, способствует формированию у него чувства вкуса и стиля, создает атмосферу психологического комфорта, поднимает настроение, предупреждает стрессовые ситуации, способствует позитивному восприятию школы. Воспитывающее влияние осуществляется через такие формы работы с предметно-эстетической средой школы как:
• размещение на стенах школы регулярно сменяемых экспозиций: творческих работ школьников, позволяющих им реализовать свой творческий потенциал, а также знакомящих их с работами друг друга; картин определенного художественного стиля, знакомящего школьников с разнообразием эстетического осмысления мира; фотоотчетов об интересных событиях, происходящих в школе (проведенных ключевых делах, интересных экскурсиях, походах, встречах с интересными людьми и т.п.);
• благоустройство классных кабинетов, осуществляемое классными координаторами вместе со школьниками своих классов, позволяющее учащимся проявить свои фантазию и творческие способности;
• событийный дизайн – оформление пространства проведения конкретных школьных событий (праздников, церемоний, торжественных линеек, творческих вечеров, выставок, собраний, конференций и т.п.);
• акцентирование внимания обучающихся посредством элементов предметно-эстетической среды (тематические стенды, плакаты).
В целях приобщения обучающихся к культурным ценностям своего народа, базовым национальным ценностям российского общества, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них российской гражданской идентичности Минпросвещения России рекомендует в 2021/22 учебном году включить в программы воспитания и социализации образовательные события, приуроченные к государственным и национальным праздникам Российской Федерации, к памятным датам и событиям российской истории и культуры, местным и региональным памятным датам и событиям.