Программа организации летнего отдыха, оздоровления и занятости детей «Көңілді жаз»- 2021
Программа организации летнего отдыха, оздоровления и занятости детей «Көңілді жаз»- 2021
Создание условий для полноценного отдыха, оздоровления детей, развития их внутреннего потенциала, содействия формированию ключевых компетенций школьников на основе включения их в разнообразную, общественно значимую и личностно привлекательную деятельность, содержательное общение и межличностные отношения в разновозрастном коллективе, развитие творческих способностей детей.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа организации летнего отдыха, оздоровления и занятости детей «Көңілді жаз»- 2021»
Утверждаю:_________________
И.о. директора школы Ладынская К.И.
Программа организации летнего отдыха, оздоровления и занятости детей в КГУ «Архиповская общеобразовательная школа отдела образования Мендыкаринского района» Управления образования акимата Костанайской области«Көңілді жаз»- 2021
2021 г.
Информационная карта программы
1
Полное название программы
Программа организации летнего отдыха, оздоровления и занятости детей в КГУ «Архиповская общеобразовательная школа отдела образования Мендыкаринского района» Управления образования акимата Костанайской области «Көңілді жаз»- 2021
2
Цель программы
Создание условий для полноценного отдыха, оздоровления детей, развития их внутреннего потенциала, содействия формированию ключевых компетенций школьников на основе включения их в разнообразную, общественно значимую и личностно привлекательную деятельность, содержательное общение и межличностные отношения в разновозрастном коллективе, развитие творческих способностей детей.
КГУ «Архиповская общеобразовательная школа отдела образования Мендыкаринского района» Управления образования акимата Костанайской области
9.
Краткое содержание программы
Программа содержит: пакет нормативно-правовых документов; мероприятия, реализующие Программу; ожидаемые результаты и условия реализации.
10.
Количество учащихся
84+4 учащихся
11.
Возраст учащихся
7-16 лет
12.
Сроки проведения
26.05 -30.08.2021 г
Содержание программы:
I. Пояснительная записка………………………………………………
II. Цель и задачи программы……………………………………………………
III. Срок реализации программы…………………………………..
IV. Возраст детей……………………………………………….
V. Перечень организаторов программы……………………………
VI.Участники программы……………………….
VII.Принципы, используемые при планировании и проведении летней кампании ...
VIII.Направления и виды деятельности……………………………………………………
IX. Механизм реализации программы……………………………………
X. Условия реализации программы………………………………………………
XI. Мероприятия в рамках программы…………………………………
XII. Диагностика………………………………………………………………
XIII. Ожидаемые результаты…………………………………………….…...
XIV. Контроль за исполнением программы
XV. Список используемой литературы………………………………..……
I.Пояснительная записка.
Летние каникулы - это время отдыха школьников после продолжительного учебного года. Но далеко не все родители имеют возможность предоставить своим детям полноценный, правильно организованный отдых, способствовать их безопасному и целесообразному времяпрепровождению. Эти функции выполняет школа.
Программа «Көңілді жаз»- 2021 - это программа по оздоровлению, организации отдыха и занятости детей и подростков в летний период времени при соблюдении санитарно-эпидемиологических и противоэпидемических норм.
В связи с ситуацией в стране и в мире, с целью недопущения распространения коронавирусной инфекции среди детей, будут предусмотрены меры по выполнению санитарных эпидемиологических требований при организации летнего отдыха, оздоровления и обеспечения занятости детей.
Решение о возобновлении деятельности детских оздоровительных лагерей, центров, комплексов, загородных лагерей, лагерей дневного пребывания, палаточных, юрточных и других принимается местными исполнительными органами в зависимости от эпидемиологической ситуации в каждом регионе,при условиисоблюдения санитарно-эпидемиологических и противоэпидемических норм.
Программа спроектирована исходя из социального заказа родителей, потребностей учащихся с учетом методического, кадрового и материально-технического обеспечения школы и разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами.
Планируя работу по организации свободного времени учащихся, педагогический коллектив школы исходит из того, что дети должны получить возможность безопасного общения и сотрудничества в детском коллективе, восстановить израсходованные во время учебного процесса силы и укрепить здоровье, развить индивидуальные способности, свой творческий потенциал, а также трудовые навыки в ходе посильной трудовой деятельности.
Разработка данной программы организации каникулярного отдыха, оздоровления и занятости детей была вызвана:
Повышением спроса родителей и детей на организованный отдых школьников в условиях села;
Необходимостью упорядочить сложившуюся систему перспективного планирования;
Обеспечением преемственности в работе предыдущих лет;
Модернизацией старых форм работы и введением новых;
Необходимостью использования богатого творческого потенциала подростков и педагогов в реализации цели и задач программы.
Несмотря на то, что в основу программы положено сохранение и укрепление здоровья школьников, создание условий для здорового образа жизни в период летних каникул, по своей направленности она является комплексной, т.е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей исходя из единой республиканской тематической направленности.
По продолжительности программа является долгосрочной, т.е. реализуется в течение летней оздоровительной кампании.
II. Цель и задачи программы
Цель: Создание условий для полноценного отдыха, оздоровления детей, развития их внутреннего потенциала, содействия формированию ключевых компетенций школьников на основе включения их в разнообразную, общественно значимую и личностно привлекательную деятельность, содержательное общение и межличностные отношения в разновозрастном коллективе, развитие творческих способностей детей.
Задачи:
• Укрепление здоровья через сменяемость различных видов деятельности и интеграцию различного воспитательного воздействия способствующего развитию личности каждого воспитанника.
• Самореализация личных возможностей детей и подростков через различные виды социально-педагогической и трудовой деятельности.
• Организация социально значимой деятельности для детей и подростков, направленной на улучшение окружающей среды, пришкольной и школьной территории .
• Максимальный охват всех категорий учащихся, проявление особого внимания занятости детей, требующих особого педагогического внимания, детей из малообеспеченных семей, опекаемых детей, социально незащищённых детей.
• Предупреждение правонарушений и безнадзорности среди несовершеннолетних, привлечение их к социально - значимой деятельности.
• Развитие познавательного интереса воспитанников к различным профессионально-технологическим навыкам;
• Содействие процессам самопознания, самореализации личности ребенка;
Обеспечить единую республиканскую тематическую направленность мероприятий в период летних каникул;
• Развитие и укрепление связей школы, семьи, общественности, учреждений дополнительного образования детей, культуры, здравоохранения в организации каникулярного отдыха, занятости детей и подростков.
III. Срок реализации программы:
26.05.2020- 30.08.2025 г.
IV. Возраст детей:
7-16 лет
V. Перечень организаторов программы:
- директор школы;
- заместитель директора по воспитательной работе;
- вожатая;
- учителя начальных классов
- руководители секций, кружков, руководители бригады по благоустройству и озеленению пришкольного участка;
- социальный педагог;
- педагог - психолог;
- библиотекарь.
VI. Участники программы:
Учащиеся Архиповской общеобразовательной школы
VII. Принципы, используемые при планировании и проведении летней кампании :
1.Принцип самореализации, означающий:
- осознание детьми целей перспектив деятельности, реализуемой в летний период;
- добровольность включения школьников в ту или иную деятельность;
- обязательный учет половозрастных и индивидуальных особенностей детей;
- создание ситуации успеха, поощрение достигнутого;
- признание личности человека растущего и развивающего высшей социальной ценностью.
2.Принцип включенности в социально-значимые отношения, который предусматривает:
- обеспечение школьникам гарантий свободного выбора деятельности и права на информацию;
- наличие возможности переключения с одного вида деятельности на другой в рамках всего периода;
- предоставление возможности и права отстаивать свое мнение;
- взаимоуважение всех участников процесса.
3.Принцип взаимосвязи педагогического управления и детского самоуправления, который предполагает:
- создание ситуаций, требующих принятия коллективного решения;
- формирование чувства ответственности за принятое решение, за свои поступки и действия;
- защиту каждого члена коллектива от негативных проявлений.
4. Принцип динамичности ( постоянной смены видов деятельности).
В рамках реализации программы школа взаимодействует и сотрудничает
АО «Заря»
Сельский Дом Культуры
Сельская библиотека
Родительский комитет
Попечительский совет
VIII. Направления и виды деятельности:
1.Основные направления деятельности:
Программа«Көңілді жаз»- 2021 как средство реализации поставленных целей и задач, включает в себя следующие направления:
Оздоровление ‒ физическоесовершенствование, укрепление здоровья и формирование навыков санитарно-гигиенической культуры.
Цель: организация спортивно-массовой, физкультурно- оздоровительной и воспитательной работы среди учащихся.
Цель: создать условия для качественного обновления образовательной деятельности и творческого развития способностей учащихся во время летнего отдыха.
Задачи:
Объединить и сплотить одаренных детей, творчески работающих учителей, интегрировать их усилия.
Найти интересные и актуальные формы работы с одаренными учащимися, способствующие всестороннему развитию детей.
Укрепить здоровье детей, формировать у них потребность в здоровом образе жизни.
Ожидаемый результат:
Повышение уровня достижений школьной олимпийской команды.
Углубление интереса к исследовательской деятельности.
Развитие уверенности в своих силах и способностях.
Воспитание коллективизма, командного духа, стремления к достижению поставленных целей.
Туристическая деятельность
Цель:
Совершенствование теоретических, практических и творческих навыков учащихся в организации туристической работы, умений по проведению тренировок в спортивном ориентировании, организации бивуака, прикладных видов соревнований в подготовке сборной туристической команды школы
Задачи:
Формирование у учащихся теоретических знаний и практических туристических навыков.
Диагностирование и тестирование состояния здоровья, физической и теоретической подготовленности, способностей детей, духовного совершенствования на основе ценностей и идеалов мировой культуры, овладение миром общения и спорта, приобретение судейской практики.
Развитие навыков культуры общения во время спортивно-туристической работы.
Теоретическая и практическая подготовка тренерской и судейской группы учащихся по проведению школьных туристических слетов.
Ожидаемый результат:
Становление туристического мастерства, повышение технических и тактических навыков.
Формирование разносторонне развитой личности в туристско-спортивной деятельности.
Развитие самодеятельности, социальной и личностной адаптации школьников в достижении общественно ценных и личностно-значимых целей.
Экологическая деятельность
Цель: создать условия для успешной организации экологического взаимодействия школьников с природой как основополагающего регулятора формирования экологической культуры личности каждого ребенка.
Задачи:
Расширение экологических знаний, полученных при изучении школьных предметов.
Формирование у учащихся активного и ответственного отношения к окружающей среде.
Максимальное использование возможностей природного окружения.
Выявление учащихся, склонных к исследовательской деятельности в области экологии.
Приобщение к природоохранной деятельности.
Ожидаемый результат:
Создание атмосферы сотрудничества и взаимодействия.
Формирование положительного отношения к трудовой деятельности.
Формирование у школьников общей культуры и навыков здорового образа жизни, экологической культуры.
Социально – профилактическая деятельность
Цель:
Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, организации отдыха и занятости в летний период детей и подростков, находящихся в социально опасном положении, состоящих на профилактическом учете в органах внутренних дел и образовательных учреждениях.
Задачи:
Организация отдыха, оздоровления, занятости детей в каникулярное время;
Оказание семьям педагогической , социально-психологической помощи, используя разработанные планы индивидуально-профилактической работы;
Организация «горячей телефонной линии» по проблемам профилактики беспризорности и правонарушений несовершеннолетних, организации летнего отдыха для детей.
Ожидаемый результат:
улучшение здоровья детей из социально незащищённых семей, путем представления бесплатных путевок в загородный лагерь, профилактика безнадзорности и правонарушений среди детей и подростков через привлечение детей, требующих особого педагогического внимания к участию в работе спортивных секций, трудовых бригадах, походы, экскурсии, клубы, пришкольные лагеря.
В программу включены так же направления исходя из рекомендацийКОНЦЕПЦИИ организации оздоровительного отдыха, досуга и занятости детей в период каникул «Қазақстан балалары – жазды қуанышқа толтырайық!»
«Дети Казахстана – наполним лето радостью!»
Направления
Гражданско-патриотическое
Краеведческое
Семейное
Экологическое, трудовое
Историко-культурное
Нравственно-духовное
Спортивное
Художественно-эстетическое
Художественно-эстетическое
Волонтерское
Историко-краеведческое
Научно-эстетическое
Патриотическое
2.Структура организации деятельности:
1. Пришкольные оздоровительные площадки
1 сезон – «Веселые путешественники» 1.06 – 15.06 (с 9:00-11:00)
2 сезон – «Вокруг света за 12 дней » 16.06 – 30.06 (с 9:00-11:00)
2. Юрточный лагерь «История столицы – история страны!» 08.06 – 14.06 (с 11:00-13:00)
3. Палаточный лагерь «Клуб путешественников» 1.06 – 07.06 (с 14:00-15:00)
4. Дворовая площадка «Мы за ЗОЖ» 1.06 – 30.08 (с 17:00-20:00)
5. Бригада по благоустройству и озеленению территории школы 3.06 – 29.08 (с 9:00-11:00)
6. Клубы по интересам 3.06 – 23.08 (с 11.00-12.00)
7. Экскурсии
IX. Механизм реализации программы:
1этап - подготовительный (апрель-май)
- изучение интересов детей и их родителей, учет результатов работы в предыдущем сезоне;
- выбор задач, форм и методов работы по оздоровлению детей;
- подготовка материальной базы;
- проведение инструктивно-методических совещаний;
- выработка документов по реализации программы
- сбор информации о летней занятости учащихся;
2 этап - организационный (15-25 мая)
- формирование отрядов;
- утверждение списков;
- утверждение нормативно-правовой базы.
3 этап - практический(июнь-июль-август)
-непосредственное проведение летней оздоровительной кампании согласно
плана мероприятий по реализации программы, плана работы лагерей, площадок;
-открытие и функционирование лагеря, кружков, организация туристического похода, трудовых отрядов. 4 этап – аналитический ( сентябрь)
-анализ работы летней оздоровительной кампании в целом
X. Условия реализации программы:
1.Нормативная правовая база Программы.
Проектирование Программы проходило с использованием нормативных документов:
- Конституция РК;
- Конвенции о правах ребёнка;
- Закона РК «Об образовании»;
- Закон РК « О правах детей»
Основание Концепции:
- Конвенция о правах ребенка Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 года;
- Закон Республики Казахстан от 8 августа 2002 года №345 «О правах ребенка в Республике Казахстан»;
- Закон Республики Казахстан от 27 июля 2007 года № 319-III «Об образовании»;
- Распоряжение Премьер-Министра Республики Казахстан от 14 января 2020 года № 1-р «Об организации оздоровительного отдыха, досуга и занятости детей в период каникул на 2020-2023 годы».
2.Материально-техническое обеспечение:
1. Площадки для проведения различных мероприятий.
2. Инвентарь для проведения трудовой практики.
3. Материалы для оформления и творчества детей.
4. Канцелярские принадлежности.
5. компьютерная техника
3. Кадровое обеспечение:
Политику летней оздоровительной компании определяют педагогические кадры. Поэтому привлекаются учителя - предметники, воспитатели, библиотекарь, преподаватель физкультуры, медик, а также вожатые. Каждый из специалистов призван решать определенные профессиональные задачи в вопросе организации летнего отдыха:
· Зам директора по ВР - контролирующая функция, координация работы с общественными организациями, учреждениями и родителями, общее руководство летней оздоровительной кампанией.
· Медицинский работник - оказание медицинской помощи, пропаганда здорового образа жизни, соблюдения санитарно-эпидемиологических и противоэпидемических норм, в связи с ситуацией в стране и в мире, с целью недопущения распространения коронавирусной инфекции среди детей, необходимо максимально обеспечить выполнение санитарных эпидемиологических требований при организации летнего отдыха, оздоровления и занятости детей.
· Преподаватели - предметники - образование и воспитание детей, изучение их личности, содействие их социализации, сплочение коллектива
· Преподаватель физической культуры - пропаганда здорового образа жизни, укрепления здоровья средствами физической культурой и спортом
· Классные руководители – организация досуговой деятельности
· Библиотекарь – проведение мероприятий по различным направлениям деятельности
4.Методическое обеспечение:
наличие необходимой документации, программы, плана;
проведение инструктивно-методических сборов с педагогами;
коллективные творческие дела
творческие мастерские
индивидуальная работа
тренинги
XI . Мероприятия в рамках Программы:
№
Содержание
Месяц
Ответственный
1. Подготовительный этап
1.
Изучение запроса, пожеланий учащихся, родителей и возможностей семьи, школы, социума, государства для организации работы во время летних каникул.
Апрель, май
Администрация, кл. руководит., родит. комитет,
2.
Распределение обязанностей и планирование работы.
апрель
Администрация
3.
Подготовка материально-технической и законодательной базы для реализации программы.
10.05 – 25.05.
Администрация
4.
Изучение мер безопасного поведения на воде, при пожаре, предупреждение ДТП обращения с электричеством и в других жизненных ситуациях.
Май
Кл. руководители
П. Оздоровление учащихся
1.
Составить график работы организаторов летнего отдыха, оздоровления и занятости учащихся
май
Администрация школы
2.
Организация пришкольного оздоровительного лагеря
Июнь
Калиева З.Х. Мансурова О.К.
Ищанова Д.Ж. Айнабаева Ж.К.
3.
Организация юрточного лагеря «История столицы – история страны!»
Июнь
Иманберлина Г.А.
4.
Организация палаточного лагеря «Клуб путешественников»
Июнь
Саркина А.К.
5.
Организация дворовой площадки «Мы за здоровый образ жизни» (спортивные игры, соревнования)
Июнь – август
Учителя-предметники
6.
Организовать консультации психолога и социального педагога школы для родителей и учащихся
июнь-август
Николаенко О.А. Ладынская К.И.
7.
Взаимодействие с государственными учреждениями, неправительственными организациями, хозяйствующими субъектами, спонсорами, родительской общественностью в вопросах организации полноценного отдыха и оздоровления детей в летний период (сельская библиотека, участковый инспектор, областная библиотека, областной краеведческий музей и т.д.)
Июнь-август
Зам.директора по ВР Белоусова Н.А.
8.
Осуществление правил и мер безопасности по сохранению жизни и здоровья учащихся во время проведения экскурсий, походов при соблюдениии санитарно-эпидемиологических и противоэпидемических норм, в связи с ситуацией в стране и в мире, с целью недопущения распространения коронавирусной инфекции среди детей.
Июнь - август
Кл.рук., организаторы мероприятий
III. Организация отдыха и занятости учащихся
1.
Проведение экскурсий, туристических походов при соблюдениии санитарно-эпидемиологических и противоэпидемических норм, в связи с ситуацией в стране и в мире, с целью недопущения распространения коронавирусной инфекции среди детей.
Май-август
Кл. руководители
2.
Организация работы бригад по благоустройству и озеленению территории школы
Учебно-полевые сборы (в 2021 году пройдут на базе Архиповской СШ);
Реализация проектов ( Экологический проект «Раздельный сбор мусора», военно-патриотическая игра «Зарница», вечер бардовских песен «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались …»).
Июнь - август
Зам.директора по ВР Белоусова Н.А., вожатая Мансурова О.К., соц.педагог Ладынская К.И., организатор НВиТП Баишев М.Н.
4.
Праздники:
1)Последний звонок
2) Республиканская акция «Барлығы балалар үшін», посвященная празднованию Международного Дня защиты детей
«Казахстан – территория доброты» (волонтерский клуб, волонтерское направление)
3-9 августа
Мансурова О.К.)
«Природа своими руками» (экологический кружок, экологическое направление )
12-18 августа
Бошанова Я.В.
«Спица – мастерица» (кружок по вязанию, художественно-эстетическое направление)
12-18 августа
Мельникова С.И.)
«Математический калейдоскоп» (кружок по математике, научно-эстетическое направление)
16-20 августа
Тарасенко Е.Л.
«Патриот» (кружок по патриотическому воспитанию, патриотическое направление)
23-27 августа
Белоусова Н.А.
9
Работа языковых площадок (интеллектуально-познавательное направление:
Языковая площадка по английскому языку «Увлекательный английский»
Языковая площадка по русскому языку и литературе «Школа молодого филолога»
Языковая площадка по казахскому языку «Ғажайып әлемінде»
Языковая площадка по казахскому языку «Қазақ тілі» лингвистикалық алаңы
2-8 июня
7-11 июня
21-25 июня
12-18 августа
Султанбекова Р.Е.
Ворожбит И.И.
Калиева Д.Н.
Ескендирова Ж.М.
Мероприятия РЕДЮО «Жас Ұлан», «Жас Қыран» (в рамках 10-летия органзации)
№
Наименование мероприятия
Форма проведения
дата
ФИО, должность , тел., ответственного лица
1
День защиты детей
очно
1 июня
Мансурова О.К, вожатая , 87774432665
2
День государственных символов Республики Казахстан
очно
4 июня
Мансурова О.К, вожатая , 87774432665
3
Конкурс на лучший буклет «Мы выбираем –жизнь!», в рамках международной борьбы с наркоманией.
очно
26 июня
Мансурова О.К, вожатая , 87774432665
4
Литературная гостиная произведений Ы.Алтынсарина
«Давайте, дети, учиться!»
очно
30 июня
Коротчук Н.Н, библиотекарь
5
Виртуальная экскурсия , «Здравствуй столица».
Заочно
4-6 июля
Мансурова О.К, вожатая , 87774432665
6
Турнир по мини футболу , в рамках 30-ти летия независимости Республика Казахстан.
очно
16 июля
Мансурова О.К, вожатая , 87774432665, Карасартов А.А, учитель физической культуры ,
7
«Знание это сила» , один вечер посмотреть фильм про окружающую среду , опубликовать свою рецензию о фильме у себя на странице или на сайте школы.
заочно
23 июля
Мансурова О.К, вожатая , 87774432665
8
Конкурс талантов , «Умеешь сам, научи другого!»
очно
30 июля
Мансурова О.К, вожатая , 87774432665
9
Экологический проект «Раздельный мусор , «Что ? Где? Когда?»» .
Очно
3 августа
Мансурова О.К, вожатая , 87774432665, члены волонтерского клуба «Твори добро»
10
Конкурс надписей на открытом стенде «Республика Казахстан . Нур-Султан . Архиповка». «Хочу … Предлагаю… могу…»
Очно
13августа
Мансурова О.К, вожатая,
87774432665
11
«Зарница» , приурочена к празднованию конституции Республики Казахстан.
очно
18 августа
Мансурова О.К, вожатая,
87774432665, Баишев М.Н учитель Начальной военной подготовки .
12
Вечер бардовских песен , «Как здорово ,что все мы здесь , сегодня собрались !»
очно
30 августа
Мансурова О.К, вожатая,
87774432665
XII. Диагностика
1.Исследование (анкетирование):
- интересов учащихся в области организации летней занятости;
- интересов родителей в области организации летней занятости.
1.1. Оценка ( анкетирование)
- удовлетворенности интересов учащихся проведением летней оздоровительной кампании в школе;
- удовлетворенности интересов родителей проведением летней оздоровительной кампании в школе.
2. Сравнительный мониторинг полученных результатов по организации и проведению летней оздоровительной кампании и занятости учащихся.
XIII. Ожидаемые результаты:
1. Функционирующий чёткий механизм, обеспечивающий условия реализации основных задач Программы;
2. Наличие сбалансированного комплекса нормативного, правового и организационно-методического обеспечения реализации Программы;
3. Освоение и внедрение в практику воспитательной работы школы активных форм и методов воспитания, инновационных технологий, позволяющих сформировать у учащихся школы устойчивой потребности в саморазвитии и самореализации в различных видах полезной деятельности;
4. Сохранение и совершенствование системы кружковой работы;
5. Развитие системы взаимосотрудничества школы и родителей, школы и социума, способствующей раскрытию и развитию способностей детей;
6. Разработка системы мониторинговых мероприятий, позволяющих объективно оценить эффективность воспитательной работы по реализации целевой установки и задач Программы.
7. Укрепление физического здоровья детей, обеспечение развивающего отдыха и дальнейшее сохранение и развитие культуры.
8. Сокращение числа детей, состоящих на профилактическом учёте.
9. Уменьшение числа правонарушений среди подростков.
10. Приобретение детьми новых умений и навыков, проявление ими своих способностей и талантов.
11. Повышение качества организации летнего отдыха.
XIV.Контроль за исполнением программы
Контроль за выполнением программы администрация оставляет за собой;
Педагогический коллектив:
- анализирует ход выполнения программы:
- корректирует выполнение программы;
- осуществляет информационное и методическое обеспечение реализации программы;