Программа профилактики ДДТТ "Дорога без опасности"
Программа профилактики ДДТТ "Дорога без опасности"
Цели и задачи программы:
Цель программы – повышение эффективности педагогической профилактики детского дорожно-транспортного травматизма посредством научно-методического обоснования и систематизации деятельности школы, а также консолидация деятельности всех субъектов, ответственных за безопасность детей на дорогах города.
Задачи программы:
Разработать и внедрить план профилактической работы по безопасности дорожного движения, объединяющий деятельность преподавателей школы, учреждений дополнительного образования, руководителей и участников специализированных центров и детских движений, родителей, сотрудников средств массовой информации, и сотрудников ГИБДД.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа профилактики ДДТТ "Дорога без опасности"»
Программа профилактики детского дорожно-транспортного травматизма
«Дорога без опасности»
Цели и задачи программы:
Цель программы – повышение эффективности педагогической профилактики детского дорожно-транспортного травматизма посредством научно-методического обоснования и систематизации деятельности школы, а также консолидация деятельности всех субъектов, ответственных за безопасность детей на дорогах города.
Задачи программы:
Разработать и внедрить план профилактической работы по безопасности дорожного движения, объединяющий деятельность преподавателей школы, учреждений дополнительного образования, руководителей и участников специализированных центров и детских движений, родителей, сотрудников средств массовой информации, и сотрудников ГИБДД г.
Сроки реализации программы: 2015-2016 гг.
Социально-педагогические основы профилактики детского дорожно-транспортного травматизма
В Государственном докладе о состоянии безопасности дорожного движения в Российской Федерации указывается, что «основной причиной аварийности по-прежнему является низкая дисциплина водителей и пешеходов, выражающаяся в их сознательном пренебрежении Правилами дорожного движения».
Основными причинами ДТП по неосторожности детей чаще всего становятся: нарушение правил перехода проезжей части (61,9%); неподчинение сигналам светофора (11,8%); неожиданный выход из-за транспортного средства, деревьев (15,3%); игра на проезжей части (4,2%); неумелое управление велосипедом (3,0%).
В течении года наиболее опасными с точки зрения риска ДТП являются апрель-май, а также конец августа и сентябрь. Из дней недели наиболее часто ДТП с участием детей происходят в понедельник, меньше всего в четверг. Наиболее аварийное время суток – это утренние часы с 8 до 9, когда дети идут в школу, а также с 15 до 20 часов. При этом с 17 до 18 часов происходит наибольшее число аварий, что объясняется увеличением потока транспорта, когда взрослые возвращаются с работы домой. Основной категорией детей, пострадавших в ДТП являются школьники, из них мальчиков гибнет больше.
Предрасположенность детей к несчастным случаям на дороге обусловлена особенностями психофизиологического развития, такими как:
- неустойчивость и быстрое истощение нервной системы;
- неспособность адекватно оценивать обстановку;
- быстрое образование и исчезновение условных рефлексов;
- преобладание процессов возбуждения над процессами торможения;
- преобладание потребности в движении над осторожностью;
- стремление подражать взрослым;
- недостаток знаний об источниках опасности;
- отсутствие способности отделять главное от второстепенного;
- переоценка своих возможностей в реальной ситуации;
- неадекватная реакция на сильные резкие раздражители и др.
Почти две трети из общего числа пострадавших на дороге детей попадает под машину из-за отсутствия главного транспортного навыка: предвидения скрытой опасности.
Эффективность и, соответственно, направления профилактических мероприятий тесно связаны с возрастными особенностями детей.
В младшем школьном возрасте отношения и ценности формируются прежде всего через пример, оценочные суждения взрослых, через поощрение желательного поведения детей. Учителям начальных классов в работе с учащимися необходимо особенно подчеркивать ценность человека, соблюдающего правила. Эти же идеи необходимо доводить через пропагандистские материалы до сведения родителей.
Основой профилактической работы с детьми младшего и среднего школьного возраста является формирование знаний о Правилах дорожного движения и навыков их применения.
В рабочих материалах по профилактике ДДТТ подготовленных сотрудниками ГИБДД приводятся следующие данные об особенностях детского восприятия и действий в экстремальных ситуациях: «Часто дети с большим трудом могут дать правильную оценку увиденной дорожно-транспортной ситуации и не способны принимать решения, соизмерять скорость движения автомобиля с тем расстоянием, на котором автомобиль находиться от них. Они еще не способны предугадывать все возможные варианты поведения водителя. Больше того, в экстремальной ситуации, и вообще в случаях, когда ребенок поставлен перед срочным выбором: как поступить, он легко впадает в состояние безысходности, незащищенности, он просто теряется. Чем труднее ситуация для ребенка, и чем большую сообразительность и скорость в принятии решения ему надо проявить, тем сильнее развивается торможение в центральной нервной системе ребенка. И, таким образом, возникает замкнутый круг: чем опаснее ситуация, тем ребенок медленнее и не правильнее принимает решение».
Вместе с тем оценка детьми собственного безопасного поведения существенно различается в зависимости от возраста. Чем младше школьники, тем чаще они завышают оценку собственной дисциплинированности на дорогах, стараясь произвести хорошее впечатление на педагога. Авторитет учителя в начальной школе может быть выше авторитета родителей. Помимо формирования знаний о Правилах дорожного движения, педагогу, с первых дней обучения детей в школе необходимо обсудить с детьми безопасный маршрут движения в школу и из школы, опасные участки в микрорайоне, поведение во дворах, дорогах между домами, где ездят автомашины.
Среди подростков лишь 70% выражают уважение к соблюдению правил безопасного поведения на дорогах. Наряду с правопослушными, часто встречаются демонстративные или агрессивные высказывания. Соответственно, дети подросткового возраста часто становятся участниками и виновниками ДТП по причине проявления поведенческих рисков. Первый тип рисков связан с подражательным поведением. В этом случае подросток действует исходя из следующего понимания: так делать опасно, но другие так делают и ничего не происходит! Наиболее действенными мерами профилактики данной модели поведенческих рисков является демонстрация негативных последствий такого типа поведения.
Вторая модель проявления поведенческих рисков заключается в самоутверждении подростков в коллективе, что связано с переоценкой собственных возможностей, стремлении доказать свою смелость, перебежав на глазах у сверстников дорогу перед идущим транспортом или проехать, зацепившись за бампер транспортного средства.
Для профилактики этого типа рисков большое значение имеет формирование у подростков знаний о динамике движения транспортных средств, умения правильно соизмерять свои физические возможности и, самое главное, формировать стремление к самоутверждению в общественно значимых видах деятельности.
Направления педагогической профилактики детского дорожно-транспортного травматизма.
Разработку комплекса профилактических мероприятий по безопасности дорожного движения для детей целесообразно проводить по трем направлениям:
• Информационное – обучение детей Правилам дорожного движения, формирование комплекса знаний по безопасному поведению на улицах и дорогах.
• Развивающее – формирование практических умений и навыков безопасного поведения, представлений о том, что дорога несет потенциальную опасность и ребенок должен быть дисциплинированным и сосредоточенным.
• Воспитательное – формирование мотивации ответственного и сознательного поведения на улицах и дорогах, формирование общих регуляторов социального поведения, позволяющих ребенку дорожить собственной жизнью и жизнью других людей, смотреть в будущее с оптимизмом, стремиться к самоутверждению в социально-значимой сфере.
Комплекс мероприятий по профилактике ДДТТ.
Информационное направление.
Мероприятия
Сроки гг.
1.
Обновление оформления кабинета ОБЖ и стенда БДД
сентябрь
2015
2.
Организация выпуска и распространения информационных материалов (буклетов, листовок, плакатов)
2015-2016
3.
Проведение совещаний для педагогов и родителей по БДД
по плану работы ШМО кл. руководителей
4.
Комплектование библиотеки литературой по БДД
2015-2016
5.
Проведение викторин и конкурсов на лучшее знание БДД
по плану воспитательной работы школы
Развивающее направление.
Мероприятия
Сроки гг.
1.
Создание тренировочной автоплощадки в спортивном зале начальной школы для отработки навыков ориентирования в дорожно-транспортной ситуации, дорожных знаках, сигналах светофора, разметке дороги, навыков безопасного поведения на дорогах
2015-2016
2.
Организация экскурсий по микрорайону с целью ознакомления с конкретной дорожно-транспортной ситуацией и отработки соответствующих навыков безопасного поведения в 1-4 классах
по плану работы классных руководителей 1-4-х классов
3.
Организация проведения открытых уроков и внеклассных мероприятий по БДД;
сентябрь,
май
Воспитательное направление.
Мероприятия
Сроки гг.
1.
Привлечение детей к проведению профилактической работы по предупреждению дорожно-транспортного травматизма среди сверстников, деятельность кружка ЮИДД
по плану работы кружка
2.
Участие в городских акциях, смотрах, фестивалях, выставках, массовых мероприятиях, посвященных БДД