Просмотр содержимого документа
«Программа "Воспитательная компонента МБОУ "Назиевская сОШ" »
Принято
на совещании при директоре
Протокол № ___от_______.
Утверждаю:
Директор МБОУ «Назиевская СОШ»
_______________ Зуева Л.Д.
Приказ № от ______________
Программа развития воспитательной компоненты
в МБОУ «Назиевская средняя общеобразовательная школа»
Актуальность программы
Стремительно меняется время, меняется общество и отношения между людьми. Чем более развито общество, тем более значительную роль играет в нём воспитание - старейшее из человеческих дел. В древности его считали труднейшим из занятий, искусством из искусств. Ведь ни в какой другой человеческой деятельности итоги не отличаются так разительно от затраченных усилий.
Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности.
Современная школа осуществляет свою деятельность в сложившихся социально-экономических условиях, в обществе с кризисом политики, экономики, социальной сферы и общественного сознания. В этих условиях школа призвана оставаться для детей родным домом, второй семьей, в которой дают не только образование, но и создаются условия для формирования развития и реализации личности.
Очевидно, что самой острой проблемой не только школы, семьи, но и всего общества и государства является проблема воспитания учащихся общеобразовательного учреждения.
Воспитание – это сложный процесс включения ребенка в общественные и межличностные отношения, в которых он усваивает образцы поведения, социальные нормы и ценности, развивает свои творческие способности, в результате чего формируется его личность.
Школьное воспитание представляет ту часть процесса социализации, которая организуется, планируется, осуществляется и отслеживается специалистами – педагогическими работниками.
В законе РФ «Об образовании» говорится, что образование – это целостный процесс воспитания и обучения. Главная задача учителя – удержать эту целостность во всех видах образовательной деятельности, не скатиться к учебным заботам, не ограничиться только обучающими, информационными технологиями.
Исходя из вышесказанного, в современных условиях жизни общества воспитание подрастающих поколений должно стать главным социальным и государственным приоритетом, а главной тенденцией школы - превращение ее в школу воспитывающую.
Необходимость Программы развития воспитательной компоненты в МБОУ «Назиевская средняя общеобразовательная школа» обусловлена и реальной ситуацией, сложившейся в современной детской, подростковой и молодежной среде. В настоящее время коренным образом изменилось отношение к содержанию феномена воспитания в современной школе.
Современное воспитание школьников осложнено многими негативными процессами, которые происходят в нашем обществе: кризис социальной системы; обострение политической ситуации; социальная напряженность; межнациональные распри; нарастание экономической нестабильности; криминализация жизни; ухудшение экологической обстановки; падение нравственности и др.
Многомерные трансформации в государстве и обществе последних десятилетий в значительной мере ослабили внимание к таким явлениям, как социально-духовные и нравственные ценности в подростковой и молодежной среде, заметно снизился интерес к особенностям формирования менталитета и мировоззрения молодых граждан России. Низкий уровень этического, гражданско-патриотического, культурно-эстетического развития приводит к возникновению в детской, подростковой и молодёжной среде межэтнической и межконфессиональной напряженности, к дискриминационному поведению детей и подростков, агрессивности, травле сверстников и другим асоциальным проявлениям. Негативные тенденции, проявляющиеся в подростковой и молодежной среде (алкоголизм, употребление наркотиков, насилие), свидетельствуют о необходимости усиления участия образовательного учреждения в решении задач воспитания.
Ситуация выживания, в которой оказалось наше общество, объективно порождает формы социального поведения, адекватные ей: агрессию, жестокость, борьбу, конкуренцию. Все это приводит к снижению ценности человеческой жизни.
Перестала выполнять свои воспитательные функции семья – основной социальный институт. Некоторые семьи оказались за чертой бедности. Во многих - недостает элементарной духовной близости между родителями и детьми. Функцию воспитания семья передала телевизору, друзьям, компьютеру и улице…
И поэтому именно на школу ложится большой груз – воспитание человека с высоким самосознанием, обладающего активной нравственностью.
Сегодня под воспитанием понимается создание условий для развития личности ребенка, его духовно-нравственного становления и подготовки к жизненному самоопределению, содействие процессу взаимодействия педагогов, родителей и обучающихся в целях эффективного решения общих задач.
Целью воспитания школьников должно быть создание условий для формирования и развития личности: высококультурной, интеллектуальной, социально активной, гуманной. Воспитание в каждом ребенке человечности, доброты, гражданственности, творческого отношения к труду, бережного отношения ко всему живому, охрана культуры своего народа - вот ведущие ценности, которыми должен руководствоваться педагогический коллектив и которыми должна насыщаться воспитательная система школы.
На наш взгляд, в современных условиях воспитание в образовательном учреждении следует рассматривать не как самостоятельный вид, а как функцию, свойственную любой педагогической деятельности.
В федеральных государственных образовательных стандартах воспитательная деятельность рассматривается как компонента педагогического процесса в общеобразовательном учреждении, охватывает все составляющие образовательной системы школы, что направлено на реализацию государственного, общественного и индивидуально-личностного заказа на качественное и доступное образование в современных условиях.
Таким образом, воспитательная компонента в деятельности общеобразовательного учреждения становится самостоятельным направлением, которое основывается на ряде принципов и отвечает за формирование «воспитательной системы», «воспитывающей среды», «воспитательного потенциала обучения», «воспитательной деятельности».
Главным в развитии школы в современных условиях стало создание целостной воспитательной системы.
Воспитательная система школы охватывает весь педагогический процесс, объединяя обучение, внеурочную жизнь детей, разнообразную деятельность и общение за пределами школы.
При этом воспитание понимается нами как содействие становлению конкурентно способного профессионала, личности, стремящейся к самосовершенствованию.
Для правильного осмысления сложившейся ситуации и для необходимого воспитательного воздействия нужен «ключ». Таковым является воспитательная работа школы, в основе которой лежит процесс самоопределения и самовыражения личности ребенка во всех ее проявлениях. Основным назначением воспитательной работы школы является формирование личности, которая приобрела бы в процессе развития способность самостоятельно строить свой вариант жизни, достойной человека.
Если представить себе социальный заказ на формирующуюся личность, то можно предположить: все – и родители, и школа, и властные структуры – сойдутся в том, что растущему человеку необходимы физическое здоровье, нравственность и способности (умственные, трудовые, художественные, коммуникативные). Эти способности станут базой к самоопределению и к самореализации. Именно в этих трёх категориях содержится генетический код человечества. Именно эти задачи он реализует, создавая условия для того, чтобы ребёнок успешно развивался в доступных ему видах деятельности (учебной, трудовой, досуговой); в общении со средствами массовой информации, с искусством, со взрослыми и сверстниками; в бытовой (бытие) сфере. Иначе говоря, деятельность, общение и бытие ребёнка являются теми сферами и теми основными средствами, окультуривая которые педагог осуществляет физическое, нравственное воспитание, содействует развитию способностей. Каждый классный руководитель формирует ребёнка не по частям, он имеет дело с целостной личностью, т. е. должен заботиться и о его здоровье, и о его способностях, и о его нравственности. Кроме того, классный руководитель, решая свои задачи, обращается за помощью и к учителям-предметникам, и к родителям, и к социуму.
Таким образом, организуя свою работу, классный руководитель обеспечивает физическое, нравственное развитие личности школьника, создаёт условия для развития его интеллектуальных, творческих способностей, для самоопределения, самореализации, самоорганизации и самореабилитации. Всё это он осуществляет совместно с семьёй и другими учителями, работающими в данном классе.
Сегодня воспитательная компонента деятельности школы должна являться неотъемлемой составляющей общего социокультурного пространства.
Основания для разработки Программы
- Конституция Российской Федерации;
- Всеобщая декларация прав человека;
- Конвенция о правах ребенка;
- Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 декабря 2012 года;
- Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2015 г.;
- Федеральный Закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Указ Президента Российской Федерации «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» от 7 мая 2012 года № 599;
- Указ Президента Российской Федерации «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» от 1 июня 2012 года № 761;
- Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования», утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2012 г. № 2148-р;
- Концепция долгосрочного социально-экономического развития до 2020 года, раздел III «Образование» (одобрена Правительством РФ 1 октября 2008 года, протокол № 36).
Цель Программы
Укрепление и развитие воспитательного потенциала в социокультурном пространстве МБОУ «Назиевская средняя общеобразовательная школа» на основе взаимодействия систем общего и дополнительного образования.
Задачи Программы
1. Разработка перечня мер и мероприятий по формированию воспитательной компоненты в общеобразовательном учреждении.
2. Обеспечение необходимых условий для реализации Программы.
3. Разработка нормативной базы, обеспечивающей развитие воспитательной компоненты в общеобразовательном учреждении.
4. Совершенствование организационно-управленческих форм и механизмов развития воспитательной компоненты в общеобразовательном учреждении.
5. Организация межведомственного взаимодействия систем общего и дополнительного образования.
6. Профилактика асоциального поведения детей, правонарушений и других негативных явлений за счет максимальной занятости детей в дополнительном образовании, внеурочной деятельности.
7. Развитие системы подготовки, повышения квалификации и переподготовки педагогических и управленческих работников системы общего и дополнительного образования для реализации мероприятий Программы.
8. Обеспечение информационной поддержки Программы.
9. Укрепление материально-технического базы общеобразовательного учреждения для реализации Программы.
10. Проведение мониторинга эффективности реализации комплекса мер по развитию воспитательной компоненты в общеобразовательном учреждении.
Целевые группы Программы
Приоритетными целевыми группами реализации Программы являются администрация, педагогический коллектив, учащиеся, родители или их законные представители МБОУ «Назиевская средняя общеобразовательная школа».
Основными разработчиками и участниками реализации перспективных программ и проектов Программы являются:
- осуществляется на основе качественно нового представления о роли и значении воспитания с учетом отечественных традиций, национально-региональных особенностей, достижений современного опыта;
- включает формирование разнообразных воспитательных систем, повышение эффективности взаимодействия учебной и внеучебной деятельности, установление и поддержание баланса государственного, семейного и общественного воспитания;
- учитывает принцип гуманистической направленности воспитания, обеспечивающий отношение педагога к воспитанникам как к ответственным субъектам собственного развития, поддерживающий субъектно-субъектный характер в отношении взаимодействия, устанавливающий равноправное партнерство между всеми участниками образовательной деятельности;
- соблюдает принцип личностной самоценности, который рассматривает каждого субъекта образовательного процесса (школьник, педагог, семья) как индивидуальность;
- учитывает принцип культуросообразности, который базируется на общечеловеческих ценностях, ценностях и нормах общенациональной и этнической культур и региональных традиций, не противоречащих общечеловеческим ценностям;
- основывается на принципе личностно-значимой деятельности, предполагающий участие учащихся в различных формах деятельности в соответствии с личностными смыслами и жизненными установками;
- учитывает принцип коллективного воспитания, проявляющийся во взаимодействии детей и взрослых в процессе совместного решения задач по формированию у учащихся опыта самопознания, самоопределения и самореализации;
- соблюдает принцип концентрации воспитания на развитии социальной и культурной компетентности личности, оказании помощи молодому человеку в освоении социокультурного опыта и свободном самоопределении в социальном окружении;
- опирается на природосообразность и природоспособность, что предполагает научное понимание взаимосвязи природных и социокультурных процессов; воспитание обучающихся осуществляется сообразно полу, возрасту, наклонностям, создание условий для формирования ответственности за последствия своих действий и поведения;
- опирается на принцип целостности, обеспечивающий системность, преемственность воспитания, взаимосвязанность всех его компонентов: целей, содержания, воспитывающей и организационной деятельности, результатов воспитания; установление связи между субъектами внеучебной деятельности по взаимодействию в реализации комплексных воспитательных программ, а также в проведении конкретных мероприятий;
- основывается на принципе вариативности воспитательных систем, направленном на удовлетворение потребностей обучающихся в различных социально-ориентированных моделях воспитательных организаций, нацеленности системы воспитания на формирование вариативности способов мышления, принятия вероятностных решений в сфере профессиональной деятельности, готовности к деятельности в различных ситуациях;
- сохраняет преемственность в воспитании, заключающуюся в непрерывности процесса воспитания (как на уровне поколений, так и на уровне образования), в развитии необходимости личностного присвоения учащимися культурно-исторических ценностей и традиций своего народа;
- соблюдает принцип демократизма, суть которого заключается в переходе от системы с однонаправленной идеологией и принудительных воздействий на субъект воспитания к системе, основанной на взаимодействии, педагогике сотрудничества всех участников образовательного процесса;
- опирается на принциптолерантности, признания наличия плюрализма мнений, терпимости к мнению других людей, учет их интересов, мыслей, культуры, образа жизни, поведения в различных сферах жизни;
- учитывает духовную составляющую жизни ребенка, проявляющуюся в формировании у школьников духовных ориентиров, не противоречащих ценностным установкам традиционных религий, в соблюдении общечеловеческих норм гуманистической морали, в интеллектуальности и менталитете российского гражданина;
- определяет эффективность как формирование навыков социальной адаптации, самореализации, способности жить по законам общества, не нарушая права и свободы других людей, установившихся норм и традиций;
- предполагает применение воспитывающего обучения как использование воспитательного потенциала содержания изучаемых учебных дисциплин - как основных, так и дополнительных образовательных программ - в целях личностного развития школьников, формирования положительной мотивации к самообразованию, а также ориентации на творческо-практическую внеучебную деятельность;
- основывается на принципе социальности как ориентации на социальные установки, необходимые для успешной социализации человека в обществе;
- предполагает принцип «социального закаливания» как включения школьников в ситуации, которые требуют проявления волевого усилия для преодоления негативного воздействия социума, выработки определенных способов этого преодоления, приобретение социального иммунитета, стрессоустойчивости, рефлексивной позиции.
Сроки и этапы реализации Программы
1 этап: 2013-2015 годы.
Подготовка проектов нормативно-правовых актов и разработка механизмов межведомственного взаимодействия для реализации Программы.
Анализ воспитательной деятельности школы, выявление проблем.
Определение приоритетных направлений развития воспитательной работы.
Разработка модели воспитательной системы, программ воспитательной деятельности, определение концептуальных положений.
Проведение семинаров, конкурсов, олимпиад и иных массовых мероприятий, организация работы летних лагерей в рамках реализации Программы.
2 этап: 2016-2018 годы.
Внедрение и комплексное использование в воспитательном процессе современных технологий.
Реализация модельных представлений о воспитательной системе.
Реализация воспитательных и комплексно-целевых программ и проектов.
Совершенствование воспитательного пространства и содержания воспитания.
Сбор данных мониторинга воспитательного процесса.
Оформление модели выпускника на компетентностной основе.
Повышение квалификации и переподготовка кадров.
3 этап: 2019-2020 годы.
Информационно-аналитическая деятельность.
Мониторинг эффективности Программы.
Корректировка тактических задач по каждому из приоритетных направлений.
Конкретизация целей воспитательной системы в соответствии с требованиями общества, усиление духовно-нравственной и гражданско-патриотической составляющих целеполагания.
Современное состояние воспитания
В настоящее время в образовательном учреждении особенно усилилось внимание к разработке и реализации системы гражданско-патриотического и физического воспитания, к профилактике социального сиротства, к преодолению проявлений асоциального поведения обучающихся, к защите прав детей. Под постоянным контролем администрации находится работа по профилактике правонарушений: выявление неблагополучных семей и учащихся группы риска; вовлечение «трудных» учащихся в деятельность объединений дополнительного образования и внеурочную деятельность, спортивные секции.
В деятельности МБОУ «Назиевская средняя общеобразовательная школа» наблюдаются следующие позитивные тенденции:
– реализуются проекты, направленные на улучшение ландшафтного дизайна, выявление и поддержку одаренных детей, поддержку массового спорта, пропаганду здорового образа жизни, поддержку детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;
– получает дальнейшее развитие система защиты прав детей;
– осознается необходимость сохранения преемственности ценностей и целей воспитания в определении фундаментального ядра содержания образования.
Наряду с проявлением позитивных тенденций в решении задач воспитания обнаруживаются и социальные проблемы, которые нельзя оставлять без внимания:
– потребность в высоком качестве человеческого ресурса социально-экономического развития и отсутствие действенных механизмов решения этой задачи;
– становление гражданского общества и несформированность гражданской позиции взрослых относительно среды взросления подрастающего поколения;
– потребность в преодолении разрыва между процессом обучения и воспитания в обеспечении целостности педагогического процесса и отсутствие соответствующих четких положений в стандартах образования, определяющих качество образования через качество не только обучения, но и воспитания.
Основные направления реализации Программы
Нормативно-правовое - разработка нормативной базы на общешкольном уровне, определяющей механизмы реализации в соответствии с государственной политикой в области образования.
Организационно- управленческое- организация межведомственного взаимодействия общеобразовательного учреждения и учреждений дополнительного образования детей, обеспечение занятости обучающихся в образовательных, физкультурно-спортивных, культурно - досуговых и других программ.
Кадровое- повышения квалификации и профессиональной переподготовки кадров для общеобразовательного учреждения на основе потребностей рынка труда.
Информационное- организация информационной поддержки мероприятий Программы (СМИ, сайт общеобразовательного учреждения).
Мониторинговое - направлено на создание системы организации и проведения мониторинга по реализации в общеобразовательном учреждении.
Финансовое – организация финансовой поддержки реализации Программы.
Материально-техническое - обеспечение оснащения, необходимого для развития воспитательной деятельности в системе общего и дополнительного образования.
Содержание Программы
Общеобразовательное учреждение МБОУ «Назиевская средняя общеобразовательная школа» является центральным звеном всей системы образования, фундаментальной социокультурной базой воспитания и развития детей. В школе единого социокультурного пространства учитель, классный руководитель должен угадать сегодняшнюю потребность в той или иной деятельности, преобладающее настроение группы и отдельного ребенка, создать условия для взаимодействия, самовыражения и самодеятельности. Каждому ребенку предоставляется возможность в любое время заняться любимым делом, искать себя, пробовать в любом виде деятельности. Школа разворачивает перед ним сферу возможностей в виде создания детским вопросам и заказам содержательных пространств, самообразовательного, учебного, творческого, социально-правового, трудового, досугового и т.д. Основные направления воспитательной работы исчерпывают содержание цели и направлены на реализацию способности школьника быть субъектом своей жизни, находить достойные способы строить свое поведение, производить достойный школьника выбор жизненной позиции, ценя достоинства своего «Я». Реализация Программы осуществляется одновременно по 11 направлениям во всех возрастных группах с учетом их особенностей (физических, интеллектуальных, психологических) и оказывает воспитательное воздействие, как на весь коллектив учащихся, так и на отдельно взятую личность ребенка.
Основные направления воспитательной работы школы являются опорными пунктами в ее планировании на всех ее уровнях. Предоставляя личностную и профессиональную свободу педагогу и воспитателю, принимая во внимание особенность социального и психологического климата школы, ее специфику, историю и традиции, мы должны создать оптимальную модель воспитательной работы, направленную: на воспитание личности ребенка в духе лучших традиций образования и воспитания России, на конкретных традициях истории своей школы, семьи, адаптированной к современным, конкретным условиям.
В данном контексте Программа содержит мероприятия, отражающие основные направления воспитательной деятельности, основывающейся на традиционных и инновационных подходах, педагогических системах и технологиях.
Программой предусмотрены мероприятия по подготовке, профессиональной переподготовке и повышению квалификации педагогических кадров, владеющих современными технологиями воспитания.
Программой предусмотрены мероприятия, направленные на повышение уровня компетентности родительской общественности в вопросах воспитания и взаимодействия с общеобразовательным учреждением в организации и проведении воспитательной деятельности.
Программой предусмотрены мероприятия информационно-просветительской направленности, нацеленные на привлечение внимания к вопросам воспитательной деятельности среди учащихся общеобразовательного учреждения.
Программой предусмотрено проведение мониторинга мероприятий, связанных с обеспечением образовательного учреждения современным оборудованием, учебной и методической литературой, оснащением объединений дополнительного образования и секций художественно-эстетического, технического, эколого-биологического, спортивного направлений, в т.ч. приобретение спортивного оборудования и инвентаря, оборудования для школьных библиотек, фото и видеостудий.
Основные направления организации воспитания и социализации учащихся общеобразовательных учреждений:
Гражданско-патриотическое:
Цель: создание условий для формирования ответственного отношения к своей семье, обществу, людям, гражданско-патриотической компетентности, приобретение опыта участия в общественной жизни, гражданских инициативах, социально значимых проектах.
Данное направление направлено на:
- воспитание уважения к правам, свободам и обязанностям человека;
- формирование ценностных представлений о любви к России, народам Российской Федерации, к своей малой родине;
- усвоение ценности и содержания таких понятий как «служение Отечеству», «правовая система и правовое государство», «гражданское общество», об этических категориях «свобода и ответственность», о мировоззренческих понятиях «честь», «совесть», « долг», «справедливость» «доверие» и др.;
- развитие нравственных представлений о долге, чести и достоинстве в контексте отношения к Отечеству, к согражданам, к семье;
- развитие компетенции и ценностных представлений о верховенстве закона и потребности в правопорядке, общественном согласии и межкультурном взаимодействии.
Реализация данного направления воспитательной деятельности предполагает:
- формирование у обучающихся представлений о ценностях культурно-исторического наследия России, уважительного отношения к национальным героям и культурным представлениям российского народа, развитие мотивации к научно-исследовательской деятельности, позволяющей объективно воспринимать и оценивать бесспорные исторические достижения и противоречивые периоды в развитии российского государства;
- повышение уровня компетентности обучающихся в восприятии и интерпретации социально-экономических и политических процессов, и формирование на этой основе активной гражданской позиции и патриотической ответственности за судьбу страны;
- увеличение возможностей и доступности участия обучающихся в деятельности детских и юношеских общественных организаций, обеспечивающих возрастные потребности в социальном и межкультурном взаимодействии;
- развитие форм деятельности, направленной на предупреждение асоциального поведения, профилактику проявлений экстремизма, девиантного и делинкветного поведения среди учащихся.
Действенными программами и проектами в развитии данного направления воспитательной деятельности могут быть:
- программы и проекты, направленные на развитие межпоколенного диалога (например, поддержка ветеранов войны и труда, взаимодействие со старшими членами семьи в вопросах определения ценностей национальных и семейных традиций, профессиональной ориентации, культурно-эстетических взглядов, нравственных принципов);
- программы и проекты, направленные на исследование истории родного края, природного и культурного наследия страны и отдельного региона;
- программы и проекты, направленные на развитие компетенций в сфере межкультурной коммуникации, диалога культур, толерантности;
- программы и проекты, направленные на формирование уважительного отношения к труду, к человеку труда, к достижениям отечественной науки и производства, на развитие индивидуальных потенциальных профессиональных способностей молодого гражданина, на повышение потребности в определении своего места в социально-экономическом развитии российского государства;
- программы и проекты, направленные на воспитание уважительного отношения к воинскому прошлому своей страны (например, в рамках деятельности военно-патриотических клубов).
- программы и проекты, направленные на развитие общественного диалога, гражданского мира и сохранения среды обитания (например, соучастие в проведении общественно значимых мероприятий, профессиональных праздников, экологических десантов и т.п.).
Основные мероприятия:
Объединения дополнительного образования;
Работа патриотического клуба «Патриот»;
Уроки мужества: «У войны не женское лицо», «Дети войны» и др.;
Тематические классные часы, беседы;
Экскурсии;
Смотр песни и строя;
Конкурс патриотической песни «Песни, опаленные войной»;
Тематические классные часы;
Районная игра «Зарница – школа безопасности»
Вахта Памяти;
Митинги;
Патриотические акции;
Военно-полевые сборы;
Встречи с Ветеранами ВОВ и тружениками тыла;
Встречи с представителями правовых структур, органов правопорядка;
Конкурс чтецов;
Посещение воинских частей, музеев;
Акции: «Ветеран», «Подари ветерану радость»;
Конкурсы военных фотографий, рисунков, сочинений.
Конкурсы, викторины по правовой и патриотической тематике;
Игры, дебаты, дискуссии патриотической и правовой тематики;
Концерты, праздники, часы общения, посвящённые правовой патриотической теме.
Нравственное и духовное воспитание:
Цель: создание условий для развития внимательного и чуткого отношения к людям, культуры поведения, чувства долга и чести, уважения человеческого достоинства, приобщения к общечеловеческим ценностям.
Нравственное и духовное воспитание направлено на:
- формирование у обучающихся ценностных представлений о морали, об основных понятиях этики (добро и зло, истина и ложь, смысл и ценность жизни, справедливость, милосердие, проблема нравственного выбора, достоинство, любовь и др.);
- формирование у обучающихся представлений о духовных ценностях народов России, об истории развития и взаимодействия национальных культур;
- формирование у обучающихся набора компетенций, связанных с усвоением ценности многообразия и разнообразия культур, философских представлений и религиозных традиций, с понятиями свободы совести и вероисповедания, с восприятием ценности терпимости и партнерства в процессе освоения и формирования единого культурного пространства;
- формирование у обучающихся комплексного мировоззрения, опирающегося на представления о ценностях активной жизненной позиции и нравственной ответственности личности, на традиции своего народа и страны в процессе определения индивидуального пути развития и в социальной практике;
- формирование у обучающихся уважительного отношения к традициям, культуре и языку своего народа и других народов России.
Действенными программами и проектами в развитии данного направления воспитательной деятельности могут быть:
- программы и проекты, направленные на увеличение объема учебной информации по истории и культуре народов России (например, в контексте деятельности детских и молодёжных общественных объединений);
- программы и проекты, направленные на повышение общего уровня культуры обучающихся общеобразовательного учреждения (например, проведение «Дня открытых дверей», тематических встреч в школах с приглашением известных людей);
- программы и проекты, направленные на расширение пространства взаимодействия обучающихся со сверстниками в процессе духовного и нравственного формирования личности.
Основные мероприятия:
Объединения дополнительного образования;
Классные часы;
Тематические беседы;
Акции;
Выпуск поздравительных газет;
Уроки «Основы религиозного развития и светской этики»;
Встречи с местными писателями, поэтами, художниками;
Вечера памяти;
Часы общения;
Обсуждение просмотренных театральных постановок, художественных фильмов, телепередач и т.д.;
Экскурсии, знакомство с историей своей малой родины;
Дискуссии по нравственной тематике;
Шефская работа: оказание помощи нуждающимся вдовам, ветеранам, инвалидам;
Дебаты и дискуссии по нравственной тематике.
Воспитание положительного отношения к труду и творчеству:
Цель: создание условий для воспитаниядобросовестного, ответственного, дисциплинированного человека – труженика, формирование позитивного отношения к труду, воспитание трудолюбия, развитие трудовых навыков.
Воспитание положительного отношения к труду и творчеству направлено на:
- формирование у обучающихся представлений об уважении к человеку труда, о ценности труда и творчества для личности, общества и государства;
- формирование условий для развития возможностей обучающихся с ранних лет получить знания и практический опыт трудовой и творческой деятельности как непременного условия экономического и социального бытия человека;
- формирование компетенций, связанных с процессом выбора будущей профессиональной подготовки и деятельности, с процессом определения и развития индивидуальных способностей и потребностей в сфере труда и творческой деятельности;
- формирование лидерских качеств и развитие организаторских способностей, умения работать в коллективе, воспитание ответственного отношения к осуществляемой трудовой и творческой деятельности;
- формирование дополнительных условий для психологической и практической готовности обучающегося к труду и осознанному выбору профессии, профессиональное образование, адекватное потребностям рынкам труда, механизмы трудоустройства и адаптации молодого специалиста в профессиональной среде.
Действенными программами и проектами в развитии данного направления воспитательной деятельности могут быть:
- программы и проекты, направленные на формирование дополнительных условий ознакомления обучающихся с содержанием и спецификой практической деятельности различных профессий (например, экскурсии на предприятия и в организации, встречи с представителями различных профессиональных сообществ, семейных трудовых династий, организация производственных и ознакомительных практик для учащихся старшей школы, организация специальных профориентационных мероприятий);
- программы и проекты, направленные на развитие навыков и способностей обучающихся в сфере труда и творчества в контексте внеурочной деятельности (например, школьные объединения дополнительного образования, разовые мероприятия – дни труда, дни профессий, творческие конкурсы и фестивали и т.п.);
- программы и проекты, направленные на развитие у обучающихся представлений о ценности получаемых в школе знаний, умений, навыков и компетенций, о перспективах их практического применения во взрослой жизни (например, мероприятия по повышению мотивации к обучению, внеклассные мероприятия, расширяющие знания в образовательных областях и раскрывающих их прикладное значение);
- программы и проекты, направленные на повышение привлекательности экономической жизни государства и общества, на развитие поиска своего места и роли в производственной и творческой деятельности.
Основные мероприятия:
Объединения дополнительного образования;
Классные часы по профориентации;
Тематические беседы;
Трудовые десанты;
Проектная деятельность;
Конкурсы рисунков, сочинений;
Организация дежурства в классе, по школе;
Школьная трудовая практика;
Работа трудовых бригад;
Проекты, направленные на улучшение ландшафтного дизайна;
Акции «Неделя добра»;
Творческие конкурсы, фестивали;
Экскурсии на предприятия, на рабочие места;
Встреча с интересными людьми, с представителями семейных династий;
Ярмарка профессий;
Работа трудовых отрядов старшеклассников.
Интеллектуальное воспитание:
Цель:создание условий дляразвития умственного потенциала школьников, формирования современного мышления и коммуникаций, самостоятельности, способности применения полученных знаний в различных сферах деятельности (проектной, исследовательской и т.д.).
Интеллектуальное воспитание направлено на:
- формирование у обучающихся общеобразовательного учреждения представлений о возможностях интеллектуальной деятельности и направлениях интеллектуального развития личности (например, в рамках деятельности объединений дополнительного образования, специализирующихся в сфере интеллектуального развития детей и подростков, в процессе работы с одаренными детьми, в ходе проведения предметных олимпиад, интеллектуальных марафонов и игр, научных форумов и т.д.);
- формирование представлений о содержании, ценности и безопасности современного информационного пространства (например, проведение специальных занятий по информационной безопасности обучающихся, по развитию навыков работы с научной информацией, по стимулированию научно-исследовательской деятельности учащихся и т.д.);
- формирование отношение к образованию как общечеловеческой ценности, выражающейся в интересе обучающихся к знаниям, в стремлении к интеллектуальному овладению материальными и духовными достижениями человечества, к достижению личного успеха в жизни.
Действенными программами и проектами в развитии данного направления воспитательной деятельности могут быть:
- программы и проекты, направленные на организацию работы с одаренными детьми и подростками, на развитие их научно-исследовательской деятельности в рамках специализированных объединений дополнительного образования;
- программы и проекты, направленные на повышение познавательной активности обучающихся, на формирование ценностных установок в отношении интеллектуального труда, представлений об ответственности за результаты научных открытии;.
- программы и проекты, направленные на создание системы олимпиад, конкурсов, творческих лабораторий и проектов, направленных на развитие мотивации к обучению в различных областях знаний для обучающихся, развитие системы ресурсных центров по выявлению, поддержке и развитию способностей к различным направлениям творческой деятельности подрастающих поколений.
Основные мероприятия:
Объединения дополнительного образования;
Реализация программы «Одаренные дети»;
Классные часы;
Тематические беседы;
Часы общения;
Предметные олимпиады;
Предметные недели;
Интеллектуальные игры;
Уроки;
Проектная деятельность;
Дистанционное обучение;
Интеллектуальные марафоны;
Творческие лаборатории;
Творческие конкурсы.
Здоровьесберегающее воспитание:
Цель: создание условий для формирования у учащихся понимания ценности здоровья, освоение норм и образцов здорового образа жизни, обеспечение правильного физического развития, включенность детей и подростков в занятия современными видами спорта.
Здоровьесберегающее воспитание направлено на:
- формирование у обучающихся культуры здорового образа жизни, ценностных представлений о физическом здоровье, о ценности духовного и нравственного здоровья;
- формирование у обучающихся навыков сохранения собственного здоровья, овладение здоровьесберегающими технологиями в процессе обучения во внеурочное время;
- формирование представлений о ценности занятий физической культурой и спортом, понимания влияния этой деятельности на развитие личности человека, на процесс обучения и взрослой жизни.
Действенными программами и проектами в развитии данного направления воспитательной деятельности могут быть:
- программы и проекты, направленные на воспитание ответственного отношения к состоянию своего здоровья, на профилактику развития вредных привычек, различных форм асоциального поведения, оказывающих отрицательное воздействие на здоровье человека (например, регулярное проведение профилактических мероприятий, лекций, встреч с медицинскими работниками, сотрудниками правоохранительных органов, проведение дней здоровья, олимпиад и конкурсов и т.п.);
- программы и проекты, направленные на обеспечение условий для занятий физической культурой и спортом (например, развитие спортивных секций при ФСК, обеспечение спортивным инвентарем детских оздоровительных лагерей, проведение разнообразных спортивных мероприятий, состязаний, классные часы и единые уроки по изучению истории спорта и олимпийских игр, развитие семейного спорта, детского туризма и т.);
- программы и проекты, направленные на формирование культуры здоровья (например, изучение в рамках деятельности спортивных секций положительных примеров здорового образа жизни в семье и т.д.);
- программы и проекты, направленные на обеспечение нравственного и духовного здоровья (например, взаимодействие с учреждениями дополнительного образования и молодежным центром: проведение дискуссионных клубов, форумов, лекций и круглых столов по проблемам духовного здоровья молодого поколения, преодоления асоциального поведения, профилактики экстремизма, молодёжного нигилизма и т.д.).
Основные мероприятия:
Дни здоровья;
Однодневные походы;
Физкультминутки на уроках;
Подвижные игры на перемене;
Работа спортивных секций;
Районные, классные и общешкольные спортивные соревнования;
Акции;
Тематические классные часы и беседы;
Совместная работа с учреждениями здравоохранения и органами внутренних дел;
Встречи с работниками Назиевской больницы;
Родительские собрания;
Летние оздоровительные пришкольные лагеря;
Оформление стендов;
Проектная деятельность;
Дискуссии на темы ЗОЖ.
Социокультурное и медиакультурное воспитание:
Цель: создание условий для развития социального партнерства и толерантного отношения друг к другу, приобретение опыта участия в социально значимых проектах.
Социокультурное и медиакультурное воспитание направлено на:
- формирование у обучающихся общеобразовательного учреждения представлений о таких понятиях как «толерантность», «миролюбие», «гражданское согласие», «социальное партнерство», развитие опыта противостояния таким явлениям как «социальная агрессия», «межнациональная рознь», «экстремизм», «терроризм», «фанатизм»;
- формирование опыта восприятия, производства и трансляции информации, пропагандирующей принципы межкультурного сотрудничества, культурного взаимообогащения, духовной и культурной консолидации общества, и опыта противостояния контркультуре, деструктивной пропаганде в современном информационном пространстве.
Действенными программами и проектами в развитии данного направления воспитательной деятельности могут быть:
- программы и проекты, направленные на обеспечение межпоколенного диалога, на развитие социального партнерства, на предупреждение социальной агрессии и противоправной деятельности при использовании Интернета (например, при обучении работе с информацией в рамках деятельности объединений дополнительного образования, в рамках проведения тематических классных часов);
- программы и проекты, направленные на организацию мероприятий, посвященных теме межнационального согласия и гражданского мира, на проведение в школе тематических бесед, родительских собраний и т.д.).
Основные мероприятия:
Тематические праздники: День пожилого человека и др.;
Школьный театр;
Проектная деятельность;
Школьная трудовая практика;
Работа трудового отряда старшеклассников;
Классные часы, беседы по профориентации;
Акции: «Помоги пойти учиться», «Письмо солдату»;
Выпуск школьной газеты;
Интернет-сайты, сообщества;
Конкурс фотографий;
Встреча поколений.
Культуротворческое и эстетическое воспитание:
Цель: создание условий для формирования способности к эмоциональному восприятию прекрасного, формирования аккуратности, эстетического вкуса,
раскрытия потенциала каждого ребенка во внеурочное время с предоставлением возможности реализовать себя посредством какой-либо деятельности, организация культурного досуга учащихся.
Культуротворческое и эстетическое воспитание направлено на:
- формирование у обучающихся навыков культуроосвоения и культуросозидания, направленных на активизацию их приобщения к достижениям общечеловеческой и национальной культуры;
- формирование представлений о своей роли и практического опыта в производстве культуры и культурного продукта;
- формирование условий для проявления и развития индивидуальных творческих способностей;
- формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях, собственных эстетических предпочтений и освоение существующих эстетических эталонов различных культур и эпох, развитие индивидуальных эстетических предпочтений в области культуры;
- формирование дополнительных условий для повышения интереса обучающихся к мировой и отечественной культуре, к русской и зарубежной литературе, театру и кинематографу, для воспитания культуры зрителя. Действенными программами и проектами в развитии данного направления воспитательной деятельности могут быть:
- программы и проекты, направленные на развитие деятельности школьных творческих объединений, на организацию проведения творческих конкурсов, детских фестивалей искусств, на мероприятия по эстетическому оформлению школьного пространства;
- программ и проекты, связанные с детским и юношеским туризмом (например, деятельность спортивных секций, проведение туристических походов и слётов, организация дней культуры и т.д.).
Основные мероприятия:
Объединения дополнительного образования;
Работа спортивных секций;
Проектная деятельность;
Конкурсы рисунков, поделок, фотографий;
Тематические выставки;
Оформление школьного пространства;
Посещение театров, музеев;
Экскурсии;
Организация Дней культуры;
Детские фестивали искусств;
Туристические слеты, походы.
Правовое воспитание и культура безопасности:
Цель: создание условий для формирования глубокого понимания конституционного права, политических и правовых событий в обществе и государстве, ознакомление с законами государства, с культурой безопасности.
Правовое воспитание и культура безопасности направлено на:
- формирования у обучающихся правовой культуры, представлений об основных правах и обязанностях, о принципах демократии, об уважении к правам человека и свободе личности, формирование электоральной культуры;
- развитие навыков безопасности и формирования безопасной среды в школе, в быту, на отдыхе; формирование представлений об информационной безопасности, о девиантном и делинкветном поведении, о влиянии на безопасность молодых людей отдельных молодёжных субкультур.
Действенными программами и проектами в развитии данного направления воспитательной деятельности могут быть:
- программы и проекты, направленные на повышение правовой грамотности обучающихся, повышение правовой активности и ответственности (например, в рамках участия в школьных органах самоуправления); распространения правовой информации (например, в рамках тематических классных часов, лекций с приглашением специалистов и др.); проведение олимпиад по обществознанию и т.д.
- программы и проекты, направленные на обеспечение безопасности обучающихся общеобразовательного учреждения (например, в рамках деятельности объединения юных инспекторов дорожного движения), проведение тематических классных часов, учений и игр по основам безопасности, оказания первой медицинской помощи, проведение комплекса мероприятий по информационной и психологической безопасности;
- проведение в общеобразовательном учрежденим всероссийских (единых) мероприятий и акций, направленных на формирование правовой компетентности, нетерпимости к антиобщественным проявлениям, недопущению жестокости и насилия по отношению к личности, распространение и укрепление культуры мира, продвижение идеалов взаимопонимания, терпимости, межнациональной солидарности и т.д.
Основные мероприятия:
Объединения дополнительного образования;
Классные часы;
Тематические беседы;
Единые уроки;
Беседы по ПДД, противопожарной безопасности, по угрозе терроризма;
Выпуск информационных бюллетеней;
Конкурс рисунков, сочинений, роликов, викторин, спортивных соревнований;
Акции;
Встречи с инспекторами ОДН, ПДД, с работниками пожарной охраны;
Оформление школьных стендов;
Викторины;
Проведение олимпиад по обществознанию;
Проведение учебы по эвакуации.
Воспитание семейных ценностей:
Цель: создание условий для активного и полезного взаимодействия школы и семьи по вопросам воспитания учащихся; формирования у детей и родителей позитивных семейных ценностей; преодоление негативных тенденций в воспитании учащихся в отдельных семьях.
Воспитание семейных ценностей направлено на:
- формирование у обучающихся ценностных представлений об институте семьи, о семейных ценностях, традициях, культуре семейной жизни;
- формирование у обучающихся знаний в сфере этики и психологии семейных отношений.
Действенными программами и проектами в развитии данного направления воспитательной деятельности могут быть:
- программы и проекты, направленные на повышение авторитета семейных отношений, на развитие диалога поколений, на совместное решение задач (например, в рамках деятельности школьных мероприятий, в рамках проведения дней семьи, совместного благоустройства школьного пространства и т.д.);
- программы и проекты, направленные на организацию лекций и семинаров для обучающихся, проводимых специалистами (педагогами, врачами и т.д.).
Основные мероприятия:
Выявление семей группы риска;
Индивидуальные консультации;
Совет профилактики;
Общешкольные родительские собрания;
Тематические мероприятия: День Матери, 8 марта, 23 февраля;
Тематические классные часы;
Тематические беседы;
Единые уроки;
Акции;
Конкурс рисунков и поделок;
Совместные мероприятия с родителями;
Совместная трудовая деятельность;
Организация лекций и семинаров для родителей;
Дни открытых дверей;
Часы общения
Формирование коммуникативной культуры:
Цель: Создание условий для позитивного общения учащихся в школе и за её пределами, для проявления инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях, интереса к внеклассной деятельности на всех возрастных этапах.
Формирование коммуникативной культуры направлено на:
- формирование у обучающихся дополнительных навыков коммуникации, включая межличностную коммуникацию, межкультурную коммуникацию;
- формирование у обучающихся ответственного отношения к слову как к поступку;
- формирование у обучающихся знаний в области современных средств коммуникации и безопасности общения;
- формирование у обучающихся ценностных представлений о родном языке, его особенностях и месте в мире.
Действенными программами и проектами в развитии данного направления воспитательной деятельности могут быть:
- программы и проекты, направленные на развитие речевых способностей обучающихся, на формирование конструктивной коммуникации между ровесниками, на повышение риторической компетенции молодых граждан (например, в рамках деятельности объединений дополнительного образования, использования технологии дебатов на межпредметном уровне и т.д.);
- программы и проекты, направленные на развитие школьных средств массовой информации (школьные газеты, сайты, видеостудии);
- программы и проекты, направленные на организацию мероприятий (цикла мероприятий), связанных с проведением олимпиад, праздников родного и иностранных языков и т.д.
Основные мероприятия:
Объединения дополнительного образования;
Классные часы по толерантности;
Тематические беседы;
Тематические мероприятия;
Оздоровительные лагеря;
Проектная деятельность;
Слеты;
Школьное самоуправление;
Выпуск школьной газеты;
Интернет-сайты, школьный сайт, сообщества;
Видеостудии;
Олимпиады по русскому и иностранному языкам;
Экологическое воспитание:
Цель: создание условий для воспитания бережного и уважительного отношения к природе, развития творческих способностей, интереса к окружающему миру, расширения кругозора учащихся.
Экологическое воспитание направлено на:
- формирование ценностного отношения к природе, к окружающей среде, бережного отношения к процессу освоения природных ресурсов региона;
- формирование ответственного и компетентного отношения к результатам производственной и непроизводственной деятельности человека, затрагивающей и изменяющей экологическую ситуацию на локальном и глобальном уровнях, формирование экологической культуры, навыков безопасного поведения в природной и техногенной среде;
- формирование условий для развития опыта многомерного взаимодействия учащихся общеобразовательных учреждений в процессах, направленных на сохранение окружающей среды.
Действенными программами и проектами в развитии данного направления воспитательной деятельности могут быть:
- программы и проекты, направленные на изучение региональных и этнокультурных особенностей экологической культуры (например, в рамках программ и курсов краеведения, природоведения, основ регионального развития;
- программы и проекты, направленные на формирование благоприятной и безопасной среды обитания в рамках населенного пункта, двора, школы.
Основные мероприятия:
Объединения дополнительного образования;
Озеленение школы и пришкольного участка;
Трудовая практика;
Трудовые десанты: уборка школьной территории;
Тематические классные часы;
Тематические беседы;
Единые уроки;
Конкурсы рисунков, фотографий, сочинений;
Тематические мероприятия: День птиц, День Земли и др.;
Акция: Покормите птиц, Кормушка, Скворечник.
Ожидаемые результаты реализации Программы
- создание условий для духовно-нравственного потенциала подрастающего поколения, самосознания, самодисциплины, способности сделать правильный нравственный выбор, уважение прав, свобод и достоинства других людей;
- создание условий для здорового образа жизни, физического развития и стремления к физическому самосовершенствованию, отношение к духовному и физическому здоровью как к важной личной и общественной ценности, экологической культуре;
- создание условий для взаимодействия семьи и школы в процессе духовно-нравственного воспитания, школа – центр социокультурной среды;
– создание системы непрерывной воспитательной работы и социализации обучающихся, включающей в себя соответствующие государственные и общественные структуры, осуществляющие комплекс мероприятий, направленных на формирование установок, основанных на гражданских и демократических ценностях и правосознании;
– выработка и реализация последовательной государственной политики в области воспитательной работы в общеобразовательном учреждении и механизмов ее осуществления;
– закрепление в содержании образования таких ценностей как патриотизм, духовность, нравственность, права человека, инициативное и активное участие в жизни общества, уважение к истории и культуре народов Российской Федерации, ответственность, толерантность, мир, отказ от насилия, межкультурный диалог и т.п.;
- создание условий для ресурсного обеспечения стабильной деятельности системы воспитательной работы в общеобразовательном учреждении.
Показатели и индикаторы реализации Программы
В результате выполнения Программы будет обеспечено:
-создание условий для творческого роста всех участников образовательного процесса через использование информационных технологий;
- создание оптимальных условий для взаимодействия семьи и школы через единое информационное пространство образовательного учреждения;
- создание и внедрение новых программ воспитания и социализации обучающихся в МБОУ «Назиевская средняя общеобразовательная школа»;
- внедрение и эффективное использование новых информационных систем и технологий воспитания и социализации учащихся;
- внедрение процедур независимой экспертизы воспитательной деятельности образовательного учреждения (через СМИ, сайт ОУ);
- рост удовлетворенности обучающихся и их родителей условиями воспитания, обучения и развития детей в образовательном учреждении;
- повсеместная доступность для детей различных видов социально-психологической, педагогической помощи и поддержки в трудной жизненной ситуации, в социально-опасном положении.
В ходе реализации Программы будет сформирован дополнительный вектор на инновационное развитие образования с усиленной воспитательной компонентой в общеобразовательном учреждении.
Будут обеспечены:
-поддержка комплексных программ воспитания и социализации, направленных на достижение стратегических целей формирования личности гражданина России;
-подготовка и переподготовка кадров по приоритетным направлениям воспитания и социализации учащихся;
-повышение показателей активности всех целевых групп, позволяющей обеспечить новые уровни взаимодействия их друг с другом, привлечение к сотрудничеству специалистов из учреждений культуры, спорта и др.;
- воспитание ценностного самосознания высоконравственной, творческой, компетентной личности, ориентированной на укрепление культурно-исторических традиций и основ государственности современной России;
- интеграция усилий заинтересованных социальных институтов (семьи, общественных организаций, образовательного учреждения, учреждений культуры, спорта, религиозных организаций) во взглядах и позициях на воспитание, как неотъемлемое условие общественного, культурного развития посредством воспитательного пространства;
- обеспечение качества воспитательного процесса на основе развития воспитательного потенциала основного и дополнительного образования, расширения возможностей для удовлетворения культурно-образовательных потребностей учащихся на основе укрепления и развития ресурсов дополнительного образования детей, а также посредством развития спектра дополнительных образовательных услуг;
- развитие социальной активности и гражданской ответственности несовершеннолетних посредством профилактики отклонений в поведении несовершеннолетних, включения их в разнообразные социально востребованные сферы деятельности и систему дополнительного образования;
- обеспечение роста социальной зрелости учащихся, проявляющегося в осознанном выборе здорового образа жизни, развитии талантов и способностей, в сознательном профессиональном самоопределении, ориентации на саморазвитие и самосовершенствование во благо современного российского общества и государства.
Управление реализацией Программы
Управление осуществляется:
Ресурсное обеспечение Программы
1.Разработка нормативно-правовой базы в сфере воспитания на школьном уровне.
2. Развитие действующей инфраструктуры воспитания (направления воспитательной работы, формы, механизмы).
3.Подготовка кадрового потенциала в сфере воспитания.
4.Развитие научного, информационного, программно-методического обеспечения воспитания.
Система мероприятий Программы
Реализация Программы и ее эффективность обеспечивается реализацией следующих мероприятий: