Просмотр содержимого документа
«Индивидуальный план работы педагога-наставника с наставляемым»
ПЛАН РАБОТЫ
педагога-наставника
Суслаевой Светланы Сергеевны,
учителя русского языка и литературы
на 2024-2025 учебный год
г. Тюмень
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Наставничество представляется универсальной моделью построения отношений внутри образовательной организации как технология интенсивного развития личности, передачи опыта и знаний, формирование навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей. Наставник способен стать для наставляемого человеком, который окажет комплексную поддержку на пути социализации, взросления, поиске индивидуальных жизненных целей и путей их достижения, в раскрытии потенциала и возможностей саморазвития и профориентации. Современной школе нужен профессионально-компетентный, самостоятельно мыслящий педагог, психологически и технологически готовый к реализации гуманистических ценностей на практике, к осмысленному включению в инновационные процессы. Овладение специальностью, представляет собой достаточно длительный процесс, предполагающий становление профессиональных компетенций и формирование профессионально значимых качеств.
Выделить особую роль наставника в процессе формирования личности представляется возможным потому, что в основе наставнических отношений лежат принципы доверия, диалога и конструктивного партнерства, а также непосредственная передача личностного и практического опыта от человека к человеку. Взаимодействие осуществляется через неформальное общение и эмоциональную связь участников. Все эти факторы способствуют ускорению процесса передачи социального опыта, быстрому развитию новых компетенций.
Форма наставничества «учитель – учитель»
Предполагает взаимодействие молодого педагога (при опыте работы от 0 до 3 лет) или нового специалиста (при смене места работы) с опытным и располагающим ресурсами и навыками специалистом-педагогом, оказывающим разностороннюю поддержку.
Программа направлена на достижение следующей цели: максимально полное раскрытие потенциала личности наставляемого, необходимое для успешной профессиональной самореализации в современных условиях образовательного процесса, а также создание условий для формирования эффективной системы поддержки, самоопределения и профессиональной ориентации специалистов в форме «учитель-учитель», способствующих успешному закреплению на месте работы или в должности педагога молодого специалиста, повышению его профессионального потенциала и уровня, создание комфортной профессиональной среды внутри учебного заведения, позволяющей реализовывать актуальные педагогические задачи на высоком уровне.
Актуальность
Молодые специалисты в начале профессионального развития, а также учителя, попавшие на новое место работы, нуждаются одновременно в личностной и профессиональной поддержке. Наибольшие трудности вызывает психологическая и компетентностная адаптация, формирование собственной позиции и системы преподавания, выстраивание гармоничных отношений с педагогическим коллективом, родительским и ученическим сообществом.
Именно в этот момент педагогам необходима максимальная поддержка, способная снизить риск смены молодым специалистом сферы деятельности.
Цель- создание условий для успешной адаптации молодого специалиста в профессиональной деятельности, а также оказание методической помощи педагогу.
Задачи:
помочь адаптироваться педагогу в коллективе;
определить уровень профессиональной подготовки и готовность к выполнению трудовых функций;
выявить затруднения в профессиональной деятельности и оказать методическую помощь;
прививать молодому специалисту интерес к педагогической деятельности в целях его закрепления в образовательной организации; ускорить процесс профессионального становления учителя; сформировать школьное сообщество (как часть учительского).
создать условия для осуществления профессиональной деятельности в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования.
способствовать формированию потребности заниматься анализом результатов своей профессиональной деятельности.
Содержание деятельности:
1. Диагностика затруднений начинающих специалистов и выбор форм оказания помощи на основе анализа его потребностей.
2. Посещение и взаимопосещение уроков.
3. Планирование и анализ деятельности.
4. Методическая помощь в профессионально – педагогической деятельности.
5. Диссеминация опыта успешной педагогической деятельности через сетевые сообщества педагогов, родительские собрания, конкурсную деятельность.
6. Организация мониторинга эффективности деятельности.
Ожидаемые результаты
Результатом правильной организации работы наставников будет высокий уровень включенности молодых специалистов в педагогическую работу, культурную жизнь образовательной организации, усиление уверенности
в собственных силах и развитие личного, творческого и педагогического потенциала. Это окажет положительное влияние на уровень образовательной подготовки и психологический климат в школе.
Владение формами и методами обучения, в том числе выходящими за рамки учебных занятий: проектная деятельность, лабораторные эксперименты и др.
Обеспечение непрерывного совершенствования качества преподавания:объективно оценивать знания обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей.
Использование и апробирование специальных подходов к обучению в целях включения в образовательную деятельность всех обучающихся, в том числе с особыми потребностями в образовании: обучающихся, проявивших
выдающиеся способности; обучающихся, для которых русский язык не является родным; обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Учителя-наставляемые получат необходимые для данного периода профессиональной реализации компетенции, профессиональные советы и рекомендации, а также стимул и ресурс для комфортного становления и развития внутри организации.
Среди оцениваемых результатов
повышение уровня удовлетворенности собственной работой и улучшение психоэмоционального состояния;
процент специалистов, уверенных в желании продолжать свою работу в качестве учителя на данном месте работы;
качественный рост успеваемости и улучшение поведения в подшефных классах; сокращение числа конфликтов с педагогическим и родительским сообществами;
рост числа собственных профессиональных работ: исследований, методических практик молодого специалиста.
СВЕДЕНИЯ О МОЛОДОМ СПЕЦИАЛИСТЕ
Фамилия, имя, отчество:
Образование:
Какое учебное заведение окончил/обучается (курс):
Педагогический стаж:
Место работы:
Должность:
Предмет:
Учебная нагрузка:
Классы:
Классное руководство:
Квалификационная категория:
СВЕДЕНИЯ О ПЕДАГОГЕ – НАСТАВНИКЕ
Фамилия, имя, отчество:
Образование:
Какое учебное заведение окончил:
Год окончания учебного заведения:
Специальность по диплому:
Педагогический стаж:
Место работы:
Должность:
Предмет:
Учебная нагрузка:
Классы
Квалификационная категория:
Планирование и организация работы по предмету
Работа со школьной документацией
Контроль
за деятельностью молодого специалиста
СЕНТЯБРЬ
1) Изучение рабочих программ по предметам «русский язык» и «литература».
Собеседование по итогам полугодия (успеваемость, качество, выполнение программы).
Практикум: Домашнее задание: как, сколько, когда;
Обмен мнениями по теме: «Факторы, которые влияют на качество преподавания».
Анализ успеваемости обучающихся.
ФЕВРАЛЬ
1) Анализ процесса адаптации молодого специалиста: индивидуальное собеседование по выявлению сильных и слабых сторон в подготовке молодого специалиста к педагогической деятельности, выявление склонностей и личных интересов.
1) Анализ посещенных молодым специалистом уроков учителя – наставника.
2) Перспективное планирование на основе мониторинга педагогических затруднений.
Выступление молодого специалиста на МО. Методическая выставка достижений учителя.
Участие в работе МО. Знакомство с опытом работы учителей среднего и старшего звена в школе.
МАРТ
Современный урок, его анализ.
Составление технологических карт уроков.
3) Открытый урок литературы в 6 классе.
4) Анализ открытого урока.
1) Практикум «Как работать с рабочими и печатными тетрадями, тренажерами и тестовыми заданиями учащихся».
2) Консультации.
Посещение уроков.
Проверка ведения тетрадей.
Проверка ведения словарей.
Анализ проверки.
АПРЕЛЬ
1) Урок русского языка в 6 классе.
2) Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся. Организация повторения.
3) Подготовка к итоговой промежуточной аттестации.
1) Структура учебного проекта.
2) Составление ВПР к итоговым контрольным работам.
3) Анализ урочной деятельности, структуры.
1) Технологические карты уроков по предметам.
2) Проверка выполнения программы.
3) Проверка соответствия технологических карт с рабочей программой.
МАЙ
1) Организация проверки ЗУН и УУД у учащихся.
2) Составление предварительного плана учебно-методической работы на следующий год.
1) Оформление и заполнение отчетной документации: электронный классный журнал, журнал ВР.
2) Работа с личными делами учащихся класса.
1) Собеседование по итогам за год (успеваемость, качество, выполнение программы).
2) Итоговый анализ урочной деятельности.
Учитель русского языка и литературы ______________________ /Суслаева С.С./