Просмотр содержимого документа
«Анализ реализации программы "Одарённые дети" в Кушмурунской СШ №121 в 2013-2014 учебном году »
Анализ реализации программы «Одарённые дети» в Кушмурунской СШ №121 в 2013-2014 учебном году
Цель:
Проанализировать деятельность педагогического коллектива по реализации Программы «Одарённые дети»
Выявить позитивные и отрицательные моменты, скорректировать план работы на следующий учебный год
Диагностический инструментарий:
Аналитические справки по итогам мероприятий
Аналитические справки методических объединений
Собеседования с учителями
Мониторинг результативности участия в олимпиадах, НОУ, интеллектуальных конкурсах
В настоящее время ведущим фактором экономического и социального развития общества становятся интеллектуальные и творческие ресурсы человека.
Современные тенденции социального развития ставят перед образованием, новые задачи, - отход от ориентации на «среднего» ученика, повышенный интерес к одаренным и талантливым детям, к особенностям раскрытия и развития их способностей в процессе и средствами образования.
В нашей стране одним из приоритетных направлений государственной политики в области образования является социально-педагогическая поддержка и развитие одаренных детей и молодежи, как бесценного национального достояния и основного интеллектуального и творческого потенциала страны.
Раскрытие способностей и талантов ребёнка важно не только для него самого, но и для общества в целом. Именно поэтому необходимы меры по активизации работы с одарёнными детьми. Одарённым детям должны быть представлены условия, позволяющие в полной мере реализовать их возможности.
В 2013-2014 учебном году была продолжена работа по реализации программы «Одарённые дети», целью которой является формирование системного подхода к решению проблем поиска, сохранения, развития и поддержки талантов. Согласно данной программе особое внимание уделяется личности ребенка, его индивидуальности, раскрытию и развитию его способностей. В Кушмурунской СШ №121 созданы благоприятные условия для развития талантливых учащихся:
сформирована система диагностики и педагогической поддержки одаренных и способных детей;
имеется структура школьного и дополнительного образования;
координируется деятельность всех участников образовательного процесса по обеспечению поддержки одаренных детей;
осуществляется методическая поддержка педагогов, работающих с одаренными учащимися.
Выявление одаренных детей в школе начинается уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Ежегодно классными руководителями совместно с психологом проводится исследование уровня потенциального интеллектуального развития учащихся и уровня их обученности.
По результатам диагностики интеллектуального уровня развития психолог систематически обновляет и дополняет банк данных по одаренным учащимся, классные руководители проводят с ними, а также с учителями-предметниками и родителями анкетирование, индивидуальные беседы и консультации, в том числе и психокоррекционную работу по предупреждению негативных последствий интеллектуальной перегрузки. Учителя, работающие с учащимися, входящими в группу «олимпийского резерва», учителя - руководители научных проектов учащихся, составили индивидуальный план работы с одарённым ребёнком.
С целью совершенствования качества обучения и воспитания, для знакомства с новыми тенденциями в образовательном процессе ежегодно учителя школы повышают свой профессиональный уровень на курсах повышения квалификации, посещают обучающие семинары и методические объединения учителей-предметников в других ОУ. В стенах нашей школы также проходят заседания МО, на которых учителя изучают нормативные документы, совершенствуют свое методического мастерство, обмениваются опытом работы с детьми разного уровня воспитанности и обученности, в том числе, и с детьми, проявляющими способности в той или иной области деятельности.
В 2013-2014 учебном году работало НОУ «Поиск» под руководством зам. директора по УМР А.Н. Булынского. Работа строилась по плану, рассмотренному на заседании Педагогического совета протокол №1 от 29.08.2013 года и утвержденному директором школы.
Одной из форм реализации творческих способностей учащихся является создание научного проекта. В этом году на участие в школьных научных слушаниях было представлено 10 проектов.
«Speaking clothes as factor making for English studying» «Говорящая одежда» как фактор сопутствующий изучению английского языка.
Русский (английский) язык и литература
Языкознание
8
Василенко Татьяна Валерьевна
8
Таукебаева Аиза
«Жеті ата»
Казахский язык и литература
10
Нурманова Айнагуль Рахимжановна
9
Дацик Анастасия
«Вермикомпостирование – биотехнологический метод переработки пищевых и сельскохозяйственных отходов»
Биология
8
Уразбаева Динара Жанбосыновна
10
Самсонович Ксения
«Влияние состовляющих элементов современной квартиры на здоровье как один из важных компонентов экологии человека»
Охрана окружающей среды и здоровья человека
8
Абишева Менсулу Сабитовна
Работа всех секций проходила в творческой, доброжелательной обстановке, в атмосфере взаимопонимания и сотрудничества. Следует отметить умение авторов излагать доходчиво сущность проблем, давать аргументированные ответы на заданные вопросы. Защита всех работ сопровождалась мультимедийными презентациями, использовались статистические и исторические данные. Ребята достойно продемонстрировали свой научно-исследовательский потенциал, участники научно-практической конференции хорошо владели терминологией, выступления были яркими, интересными по содержанию. По результатам школьных научных слушаний были определены победители, которые были рекомендованы для участия в районных научных слушаниях «День науки». Это проекты Литуновской Ирины, Федорович Ренаты, Шинкаренко Анны, Кабуловой Маржан, Таукебаевой Аизы, Гавриленко Анны.
Победителями районного этапа научных слушаний стали проекты: 2-е место «Гуманизация пенитенциарной системы на примере УК 161/4 п. Кушмурун» (Кабулова Маржан, 10 класс, рук. Муслипова Г.А.), 2-е место «Лимон-волшебник» (Литуновская Ирина, 3 класс, рук. Васильева О.М.), 3-е место «Вездесущая плесень» (Федорович Рената, 2 класс, рук. Пасмурнова И.А.), 3-е место «Говорящая одежда» как фактор сопутствующий изучению английского языка» (Гавриленко Анна, 8 класс, рук. Василенко Т.В.). Проект Шинкаренко Анны «Белоснежная улыбка – это просто!» удостоен грамоты в номинации «Креативность».
Дубинина Дарья (6 кл.) и Яковлев Андрей (3 кл.) приняли участие в III Открытой региональной научно-практической конференции школьников «Интеллектуальный потенциал подрастающего поколения – залог успешного индустриально-инновационного развития Казахстана» на базе ГУ «Физико-математический лицей отдела образования акимата города Костаная». Научный проект Дубининой Д. (рук. Мусаева М.С.-А.) «Школьная газета «Переменка» как образец публицистического стиля» был удостоен 3-го места, проект Яковлева А. (рук. Башарина О.В.) «Народные приметы погоды» получил грамоту в номинации «За наличие авторской позиции».
В 2013-2014 учебном году учащиеся Кушмурунской СШ №121 в ХI районном фестивале мультимедийных работ заняли два первых места: Гавриленко Анна (рук. Теличко Е.Б.)(«Электронный учебник по казахскому языку», номинация «Мультимедийная презентация»); Мартышева Инга (рук. Мартышев А.Ю.) (сайт о воинах-казахстанцах участниках Великой Отечественной войны, номинация «Разработка web- сайта»).
На основании приказа №338 от 07.10.2013. ГУ «Управление образования акимата Костанайской области» согласно правилам проведения республиканских олимпиад по общеобразовательным предметам, утверждённым и.о. Министра образования и науки Республики Казахстан от 28 декабря 2007 года № 668 в Кушмурунской средней школе №121 2 ноября 2013 года был проведен I этап Республиканской олимпиады школьников по общеобразовательным предметам.
В школьном туре приняли участие 35 учащийся ( все с русским языком обучения) по 11 предметам (русскому языку и литературе – 6 чел., казахскому языку и литературе – 7 чел., английскому языку- 3 чел., немецкому языку – 1 чел.., физике- 2 чел., химии -2 чел., биологии – 4чел., географии – 2 чел., математике – 5 чел., истории Казахстана – 2 чел, правовым предметам – 1чел.). Не учувствовали в олимпиаде учащиеся по информатике. Из них 18 учащихся 8-х классов, 3 учащихся 9-х классов, 8 учащихся 10-х классов, 12 учащихся 11-х классов.
Предмет
Класс
Ф.И. участника
Макс. кол-во баллов
Общий балл уч-ка
Выполнение задания в %
Место
Ф.И.О. учителя
Казахский язык
10
Авраменко Владимир
50
49
98%
1-е
Нурманова Айнагуль Рахимжановна
10
Ярошик Пётр
50
37
72%
без места
Раисова Зибагуль Сабанкалиевна
9
Гончарова Анна
50
40
81%
3-е
Шолкубаева Райжан Муслиповна
9
Приходько Тамара
50
33
66%
без места
Тогусаева Ажаркуль Казихановна
8
Крутко Екатерина
50
43
86%
2-е
Жамбалина Нургуль Габдурахмановна
8
Кудлай Вера
50
49
98%
1-е
Борамбаева Алмаш Мылтыкбаевна
8
Асаулова Александра
50
40
83%
3-е
Борамбаева Алмаш Мылтыкбаевна
Русский язык
11
Федорович Яна
50
48
96%
1-е
Мусаева Малика Саид-Ахметовна
10
Губарь Виолетта
50
38
76%
3-е
Сухотёплая Галина Ивановна
10
Мендыбаев Бахтияр
50
25
50%
без места
Сухотёплая Галина Ивановна
8
Мартышева Инга
50
44
88%
2-е
Грубых Елена Васильевна
8
Гавриленко Анна
50
25
50%
без места
Грубых Елена Васильевна
8
Оскочинская Татьяна
50
23
46%
без места
Саар Елена Викторовна
Английский язык
11
Гись Дарья
75
72
96%
2-е
Винидиктова Надежда Викторовна
10
Трубников Сергей
75
74
99%
1-е
Литвинова Тамара Николаевна
10
Гуляев Валентин
63
60
95%
2-е
Заячук Аида Нурлановна
Немецкий язык
10
Эльмурзаева Асет
28
28
100%
1-е
Шарифулина Тамара Имагуловна
Биология
11
Нездайминова Наталья
86
79
92%
1-е
Абишева Менсулу Сабитовна
11
Савченко Татьяна
86
73
85%
2-е
Абишева Менсулу Сабитовна
8
Ганюшина Дарья
39
19
66%
без места
Абишева Менсулу Сабитовна
8
Пискарёва Надежда
39
19
66%
без места
Абишева Менсулу Сабитовна
Химия
8
Самсонович Ксения
38,5
33,5
87%
2-е
Самсонович Наталья Александровна
8
Перевышко Егор
38,5
30
78%
3-е
Самсонович Наталья Александровна
Физика
11
Ринас Вероника
30
25
83%
2-е
Жакупова Амангуль Галимовна
10
Сапрыкин Евгений
30
25
83%
2-е
Булынский Анатолий Николаевич
Математика
8
Слепцова Ирина
35
21
60%
без места
Аникина Василя Имагуловна
9
Умбеталиева Сауле
35
7
20%
без места
Моряхина Наталья Анатольевна
11
Акижанов Куаныш
35
14
40%
без места
Моряхина Наталья Анатольевна
11
Данкенова Карина
35
14
40%
без места
Моряхина Наталья Анатольевна
11
Шнайдер Алёна
35
21
60%
без места
Омельяненко Наталья Николаевна
История Казахстана
10
Кабулова Маржан
40
34
85%
3-е
Шаяхметова Лариса Анатольевна
11
Батырханов Даулет
40
33
83%
3-е
Аласкар Нина Сергеевна
География
11
Духновская Елизавета
43
34
79%
3-е
Абишева Шолпан Есениевна
11
Заренкова Екатерина
43
38
88%
2-е
Абишева Шолпан Есениевна
Правовые предметы
10
Бижанов Темирлан
60
39
65%
без места
Кужахметова Асемгуль Муратовна
Олимпиада проводилась по заданиям, разработанным РНПЦ «Костанай Дарыны», полученным из районного отдела образования, которые нацелены на выявление способностей участников олимпиады к обобщению знаний, приобретённых как в процессе усвоения материала на уроках, так и в процессе индивидуальной работы с учителем, самостоятельной научно-поисковой работы. К работе жюри были привлечены наиболее компетентные учителя школы. Олимпиадные задания по всем предметам высокой и достаточной степени сложности, соответствовали школьной программе для детей с повышенной мотивацией к обучению. Все задания составлены с учетом теоретических знаний и практических умений учащихся.
Всего призёров 22, первых мест – 6, вторых мест – 9, третьих мест - 7.
Учащихся, занимающихся в 8-11 классах Кушмурунской СШ №121 – 217 человек, следовательно в школьном туре приняли участие 16% учащихся. Количество учащихся, занявших призовые места в первом туре, составляет 63% от общего количества участников.
Во втором (районном) туре Республиканской олимпиады школьников (19 декабря 2013 г.) приняли участие 8 учащихся. 1-е место заняли: Федорович Яна (11 класс, русский язык и литература, учитель Мусаева М.А.); Авраменко Владимир (10 класс, казахский язык и литература, учитель Нурманова А.Р.); Кудлай Вера (8 класс, казахский язык и литература, учитель Борамбаева А.М.).
2-е место заняла Мартышева Инга (8 класс, русский язык и литература, учитель Грубых Е.В.).
3-е место заняли Трубников Сергей (11 класс, английский язык, учитель Литвинова Т.Н.), Нездайминова Наталья (11 класс, биология, учитель Абишева М.С.). Количество учащихся, занявших призовые места во втором туре, составляет 75% от общего количества участников.
II тур республиканской предметной олимпиады школьников
по общеобразовательным предметам (районный)
2011-2012
2012-2013
2013-2014
Кол-во участников
Кол-во призёров
% участия
% качества
Кол-во участников
Кол-во призёров
% участия
% качества
Кол-во участников
Кол-во призёров
% участия
% качества
8
4
3,3%
50%
11
3
3,5%
27%
8
6
3,7%
75%
В третьем туре (областном) Республиканской олимпиады школьников, школу представляла Федорович Яна(предмет – русский язык и литература, учитель Мусаева М.С.-А.) и заняла 3-е место.
В феврале 2014 года состоялся районный этап Республиканской олимпиады «Жарқын болашақ», в котором приняли участие Федорович Яна, Юденкова Елена, Шумилова Вероника. Федорович Яна (11 класс, учителя Досова Г.Р., Жамбалина Н.Г.) заняла 3-е место в номинации «Жас ғалымдар»; Шумилова Вероника (8 класс, учитель Борамбаева А.М.) 3-е место в номинации «Сөз шеберлері».
В апреле 2014 года в районном конкурсе «Абайские чтения» ученица 7 класса Шеметова Кристина заняла 3-е место в номинации «Лучший голос».
В районном конкурсе «Мельпомена -2014» театральный коллектив школы под руководством учителя русского языка и литературы Грубых Е.В. получил грамоту в номинации «Сценическое партнёрство».
Учащаяся 8 класса Ганюшина Дарья заняла 1-е место в районном и областном этапах и 3-е место в Республиканском этапе первой Республиканской олимпиады по предмету «Самопознание», «Жүрегіңің түбіне терең бойла…», проводимого Национальным научно-практическим образовательным и оздоровительным центром «Бобек» и РНПЦ «Дарын».
Учащиеся школы результативно участвовали в 2013-2014 учебном году в различных интеллектуальных конкурсах, марафонах, олимпиадах, дистанционных олимпиадах.
Участие и результативность учащихся Кушмурунской СШ №121
в интеллектуальных конкурсах.
Учебный год
2011-2012
2012-2013
2013-2014
Название конкурса
Кол-во участников
Кол-во призёров
% участия
% качества
Кол-во участников
Кол-во призёров
% участия
% качества
Кол-во участников
Кол-во призёров
% участия
% качества
Ақ бота
61
4
12%
7%
25
6
5%
24%
40
10
7%
25%
Русский медвежонок
-
-
-
-
29
1
5%
3%
58
24
9,5%
41%
Золотое руно
22
4
4%
18%
20
3
4%
15%
-
-
-
-
Кенгуру-лингвист
-
-
-
-
6
0
1,4%
0
-
-
-
-
Кенгуру-математика
-
-
-
-
25
0
5%
0
-
-
-
-
Британский бульдог
11
0
2,3%
0
5
0
1,3%
0
10
0
2,3%
0
Атамекен
-
-
-
-
-
-
-
-
31
8
13%
26%
X Международная олимпиада по основам наук в начальных классах, УГУ, г.Екатеринбург
-
-
-
-
-
-
-
-
10
10
4%
100%
Международная дистанционная олимпиада ООО «Новый урок», республика Беларусь
-
-
-
-
-
-
-
-
11
11
2,6%
100%
Итого:
94
8
110
10
170
63
2013-2014 учебный год:
Результаты интеллектуального марафона «Ак бота»: 1-е место заняли Алякина Екатерина (4 кл.), Искакова Мадина (4 кл.), Мендалюк Данил (4 кл.), Сейферлинг Татьяна (4 кл.), Литуновская ирина (3 кл.), Чижик Елена (3 кл.), Шинкаренко Анна (3 кл.); 2-е место - Бахманова Екатерина, Глебова анна, Доменко Антон, Золотых Елена, Зоренко Валерий, Марар Татьяна, Навознова Надежда, Таничева Валерия (2 класс).
Результаты международного конкурса «Русский медвежонок»: 1-е место – Александрова Анастасия, Биккерт Алина, Буракова Анастасия, Жанбуршин Адиль, Махмутова Рамиля, Соболева Яна, Степанов Данил, Суворова Елена, Федорович Рената, Яковлев Андрей( 2 класс), Алякина Екатерина, Мокрякова Виктория (4 класс); 2-е место - Михайлова Юлия, Подлужная Ксения, Тельникова Карина ( 2 класс), Жмайлов Виктор, Копнин Николай (4 класс); 3-е место - Дюжакова Валентина, Серебрякова Ксения (2 класс), Доменко Антон, Лебединская Елена, Навознова Надежда (3 класс), Попова Анастасия (9 класс)
Результаты конкурса «Атамекен»: 2-е место - Крупская Диана, Сероус Анастасия, Чуркин Вадим, Шнейдер Роман (1 класс); 3-е место - Молдахметова Дарига, Битнер Дмитрий, Жанбуршин Адиль, Подлужная Ксения (2 класс).
Результаты X Международной олимпиады по основам наук в начальных классах: 1-е место Федорович Рената, Подлужная Ксения, Суворова Елена, Михайлова Юлия (все 2 класс); 2-е место Гучигова З., Шинкаренко А. (все 2 класс); 3-е место - Мирамбеков Тимур, Согуляк Юрий, Калашников Р. (все 2 класс), Лебединская Елена (3 класс).
в школе в системе организована работа с одаренными детьми;
используются активные формы организации работы;
на районном фестивале мультимедийных работ жюри отметило высокое качество проектов, представленных учащимися нашей школы (учителя Теличко Е.Б. и Мартышев А.Ю.);
успешна работа с одарёнными учащимися по подготовке ко 2 (районному) и 3 (областному) туру предметной олимпиады школьников учителей Мусаевой М.С.А., Нурмановой А.Р., Борамбаевой А.М., Грубых Е.В., Литвиновой Т.Н., Абишевой М.С; работа учителя самопознания Шарифулиной Т.И. по подготовке к республиканской олимпиаде по самопознанию; работа научных руководителей проектов Мусаевой М.С.-А., Башариной О.В., Пасмурновой И.А., Васильевой О.М., Муслиповой Г.А., Василенко Т.В. , Жамбалиной Н.Г., Досовой Г.Р.
увеличилось количество участников интеллектуальных конкурсов, дистанционных олимпиад. Общее количество участников всех международных интеллектуальных конкурсов выросло с 110 до 170 человек. Количество призёров в них увеличилось с 10 до 63.
в 2013-14 учебном году результативным было участие в областном туре предметной олимпиады по русскому языку (Федорович Яна, 3-е место, учитель Мусаева М.С.-А.)
работа с одаренными детьми в школе велась целенаправленно и достаточно эффективно.
Рекомендации:
Продолжить индивидуальную работу с учащимися с высокой мотивацией к учёбе.
Систематизировать работу по созданию и обновлению банка данных одарённых детей.
Рационально использовать ученический компонент учебного плана для работы с одарёнными детьми.
Задачи на 2014 – 15 учебный год:
1) продолжить работу с одаренными детьми, создавая условия для их самоопределения, самореализации;
2) достижение преемственности в воспитании и развитии детей на всех этапах обучения в школе;
3) коррекция затруднений педагогов в реализации программы;
4) обобщение результатов работы школы с одарёнными детьми