В нашем техникуме по результатам 1 полугодия сложилась не совсем благоприятная обстановка (вступительное слово сопровождается показом слайдов).
По сравнению с прошлым годом значительно снизился уровень обученности учащихся и студентов.
Это и обусловило выбор данной темы педагогического совета и его проведение.
Проблема неуспеваемости детей и способы ее предупреждения издавна волнует педагогов. Неслучайно Я.А. Коменский посвятил ей ряд разделов своей "Великой дидактики". Прежде всего, он вслед за Аристотелем настаивал на том, что все дети от природы имеют предрасположение, стремление к знанию, что всех их можно учить. Решающее значение в предупреждении неуспеваемости Коменский придавал правильной постановке процесса обучения и воспитания.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Тематический педсовет "Пути преодоления неуспеваемости обучаемых" »
Педагогический совет на тему «Пути преодоления неуспеваемости обучаемых»
Цель педсовета: выявить основные причины неуспеваемости учащихся и студентов, меры профилактики и способы решения данной проблемы.
Предварительная подготовка к педсовету
1. Проведение психолого-педагогического исследования причин неуспеваемости учащихся и студентов техникума, имеющих неудовлетворительные отметки.
2. Тематическая проверка администрации с целью наблюдения за работой с неуспевающими обучающимися.
3. Подбор групп по подготовке педсовета.
4. Подбор и изучение литературы по заявленной теме педсовета.
Ход педсовета
1. Определение эмоционального состояния членов коллектива на начало педсовета
Игра «Лицо педсовета»
Педагогам предлагается выбрать один из предложенных смайликов. Затем составляется коллаж.
2. Вступительное слово заместителя директора
В нашем техникуме по результатам 1 полугодия сложилась не совсем благоприятная обстановка (вступительное слово сопровождается показом слайдов).
По сравнению с прошлым годом значительно снизился уровень обученности учащихся и студентов.
Это и обусловило выбор данной темы педагогического совета и его проведение.
Проблема неуспеваемости детей и способы ее предупреждения издавна волнует педагогов. Неслучайно Я.А. Коменский посвятил ей ряд разделов своей "Великой дидактики". Прежде всего, он вслед за Аристотелем настаивал на том, что все дети от природы имеют предрасположение, стремление к знанию, что всех их можно учить. Решающее значение в предупреждении неуспеваемости Коменский придавал правильной постановке процесса обучения и воспитания.
В отечественной литературе проблеме повышения эффективности обучения слабоуспевающих школьников особое значение придавали выдающиеся педагоги К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой и др. Особое внимание в решении этой задачи они уделяли всестороннему изучению детей, правильной постановке взаимоотношений учителя с учениками, совершенствованию методов и приемов учения. На основе идей выдающихся педагогов прошлого выросли социальные исследования неуспеваемости. В наши дни, когда во всех областях решаются сложные задачи повышения качества работы, возрастает ответственность за уровень обучения и воспитания подрастающего поколения. Преодоление неуспеваемости важнейшая задача практической и теоретической педагогики.
Сегодня мы имеем дело с лавинообразным ростом неуспеваемости обучающихся. Неуспеваемость извечная головная боль педагогов.
Мировая школа накопила лишь два подхода к решению этой проблемы. Первый- перевод неудачливых обучающихся на друую профессию, где обучение осуществляется по программам с заниженными требованиями. Второй - повторное изучение курса за прошлый год, то есть второгодничество, которое как давно показано, не оправдывает себя ни в экономическом, ни в психологическом, ни в педагогическом смысле. Поэтому, очень важно своевременно выявить причины неуспеваемости и устранить их. Также выявление причин неуспеваемости обусловлено необходимостью поиска верных путей преодоления данной проблемы.
НЕУСПЕВАЕМОСТЬ -отставание в учении, при котором обучающийся не овладевает на удовлетворительном уровне за отведенное время знаниями, предусмотренными учебной программой. Вопреки распространенному мнению неуспеваемость обучающихся далеко не всегда объясняется низкими умственными способностями или нежеланием учиться. В педагогической практике при отсутствии правильной дифференцировки причин неуспеваемости к отстающим ученикам применяется скудный и несовершенный набор средств: это либо дополнительные занятия с использованием традиционных методов обучения, либо различные формы дисциплинарного давления на ученика. Эти средства, как правило, оказываются, не только малоэффективны, но и вредны, поскольку не устраняют реальных причин неуспеваемости. А эти причины могут быть различны; в основе неуспеваемости может лежать несколько взаимосвязанных причин, порождающих в свою очередь вторичные нарушения в учебной деятельности
Неуспеваемость обучающихся закономерно связана с их индивидуальными особенностями и с теми условиями, в которых протекает их развитие. Исследование состава неуспеваемости и обоснование средств ее предупреждения требуют использования двух терминов: «неуспеваемость» и «отставание».
Отставание – это невыполнение требований учителя, которое в дальнейшем переходит в неуспеваемость.
Неуспеваемость и отставание взаимосвязаны.
Знание причин неуспеваемости учащихся помогает учителю устранить некоторые из них уже при подготовке к уроку. Предупредить отставание учеников несравненно проще, чем бороться потом с проблемами в их знаниях.
Каковы же основные причины существующих пробелов в знаниях учащихся. Разделим их на две группы:
1) внутренние, субъективные, исходящие в основном от самого обучающегося;
2) внешние, объективные, в основном не зависящие от обучающегося.
Одна из наиболее распространённых внутренних причин неуспеваемости - недостаточное развитие у обучающихся мышления и других познавательных процессов, неготовность этих детей к напряжённому интеллектуальному труду в процессе обучения (отставание в умственном развитии от своих сверстников).
Примерно для каждого пятого неуспевающего учащегося это основная причина слабых знаний, и устранить её порой бывает очень трудно. Однако при надлежащем индивидуальном подходе многих из них учебная программа вполне доступна.
Другая субъективная причина, из-за которой не успевают некоторые наши ученики, - низкий уровень навыков учебного труда обучающихся (невнимательность на уроках, непонимание до конца излагаемого материала). Так, если условно поделить всех отстающих на систематически и эпизодически не успевающих, то окажется, что для каждого второго эпизодически неуспевающего ученика именно отсутствие необходимых навыков учебного труда, неорганизованность и является главной причиной двоек.
В работе по предупреждению неуспеваемости таких учащихся особое внимание уделяется выработке привычек к учебному труду. Здесь особенно важны целенаправленная работа всех учителей, согласование их планов индивидуальной работы к конкретным ученикам и, конечно, помощь родителей.
Одна из форм работы с учащимися в этом случае - подготовительные консультации перед изучением новой темы. Преподаватель знакомит учащихся с темой следующего урока и повторяет с ними тот старый материал, который нужен для изучения этой темы. Если учащиеся имеют пробелы по текущим вопросам, то можно предложить следующее:
Парные диалоги (проверяют теоретические знания) в начале урока,
Коллективный урок в сменяющихся парах: Цель - обойти как можно больше своих товарищей, а те в свою очередь дома готовят карточки с заданием.
Работа в группах. При отработке практических навыков по какой-либо теме создаются смешанные группы. Работа ведется методом обсуждения.
При проверке домашнего задания ошибки обучающихся не только подчеркиваются и исправляются преподавателем, но и письменно рецензируются им в тетради.
Другая распространенная причина неуспеваемости - нежелание обучающегося учиться из-за отсутствия достаточно сильных положительных стимулов к самому процессу учения. Это нежелание учиться может возникнуть из-за разных поводов. Все они сводятся в основном к трудностям учения. Например, обучающийся не умеет, не может заставить себя заниматься. Иногда, нежелание учиться порождается объективной трудностью предмета для обучающегося. В этом случае всеми доступными средствами следует стимулировать его, показать ему радостную сторону познания и преодоления трудностей, внутреннюю красоту предмета, развивать интерес к предмету.
Нотации, наказания, жалобы родителям зачастую лишь осложняют создавшееся положение.
Нежелание обучающегося учиться может быть вызвано отсутствием интереса у него лишь к данному предмету. Обучающийся может быть способный, ему легко учиться при желании он мог бы неплохо успевать, однако он равнодушен именно к этому предмету. Так появляется ещё один неуспевающий. Здесь следует искать и найти такой подход, который заново открыл бы для данного обучающегося все достоинства изучаемого предмета. Встречаются иногда и такие учащиеся, для которых учение потеряло почти всякий смысл. Но и эта категория неуспевающих небезнадежна. Если преподаватель в работе постоянно их ругает и стыдит при всем классе, часто вызывает родителей, которые его наказывают, то результаты будут минимальными. Лучше привлекать таких ребят для помощи в дежурном кабинете, вовлекать их во внеурочную работу и т.д. Одним словом, нужна продуманная система мер в борьбе сначала за интерес к предмету, азатем и успеваемость этого обучающегося.
Все руководители групп подавали сведения по задолженностям учащихся групп. В некоторых группах положение учащихся по успеваемости практически не изменилось по сравнению с предварительными данными. Необходимо обратить внимание еще и на то, что не слишком радует положение учащихся 31 группы, которым предстоит сдать итоговую аттестацию. В чем причина неуспеваемости учащихся? Все ли субъекты образовательного процесса сделали все, что от них зависит?
Сегодня мы попробуем разобраться в вопросе, в чем же причина неуспеваемости учащихся и постараемся найти способы ее преодоления.
Но сначала определим характерные признаки неуспешного ученика.
3. Определение характерных признаков неуспешного обучающегося
преподаватели называют характерные признаки, а заместитель директора записывает их в левый столбик.
Перед вами характерные признаки неуспевающего обучающегося.
А теперь назовите противоположные значения критериев неуспеваемости.
Признаки неуспешного обучающегося
Противоположное значение
Безынициативный
Инициативный
Ленивый
Трудолюбивый
Рассеянный
Собранный
Теперь пусть каждый из вас напишет на листочке фамилии обучающихся, которых Вы считаете неуспевающими по Вашему предмету. Есть ли совпадение фамилий учащихся? Подчеркните те фамилии, которые встречаются неоднократно. Попробуем рассмотреть причины неуспеваемости данных обучающихся, поработав в группах.
4. Работа в группах
Для каждой группы выдается задание, которое необходимо выполнить в течение 10-15 минут. Затем один из представителей каждой группы делает резюме по проделанной работе в устной форме, а группа в письменной форме подает отчет экспертной группе.
Задание группе «Диагностика»: ответить на вопросы:
1. Что такое «неуспеваемость» с Вашей точки зрения?
Мы с вами рассмотрели причины неуспеваемости с педагогической точки зрения, а теперь рассмотрим с точки зрения психологии.
Выступление педагога-психолога с рассказом о психологических причинах конкретных неуспевающих обучающихся по результатам диагностики.
7. Работа с критериями успешности и неуспешности учащихся
Вернемся к написанным критериям успешности и неуспешности обучающихся. Напишем, как из неуспевающего обучающегося сделать успешного (работа со средней колонкой таблицы).
8. Составление программы работы с неуспевающими обучающимися. Работа в группах
Вернемся к составленному списку неуспевающих обучающихся. Составьте программу работы с каждым обучающимся, который является неуспевающим по вашему предмету. Анализ проведенной работы по намеченному плану должен быть рассмотрен на заседаниях ЦМК.
9. Игра «Коллаж педсовета»
Проводится аналогично. Сравнивается коллаж на начало педсовета и в конце. Делается вывод о психологическом состоянии членов коллектива.
10. Подведение итогов педсовета и принятие решения
Группа экспертов делает вывод работы педсовета и зачитывают проект решения:
1.Активизировать работу педсовета (по итогам полугодия), где рассматривать вопросы неуспевающих по 2 и более предметам с целью оказания помощи.
2. С целью предупреждения неуспеваемости руководителям групп проводить каждую четверть рейтинг, отражающий успеваемость в группе.
3. Увеличить качество знаний по техникуму.
4. Преподавателям – предметникам активно привлекать обучающихся в систему внеурочной работы по своему предмету.
5. Всем преподавателям организовать дополнительные занятия для слабоуспевающих учеников.
6. Преподавателям изучить возможные причины неуспеваемости отстающих по своим предметам и в меру сил нейтрализовать их.
Осуществлять самоконтроль, самоанализ своей работы
5.
Руководить работой группы, коллектива
6.
Высказываться устно в виде:
а) пересказа;
б) рассказа;
в) тематического ответа;
г) сообщения, доклада;
д) рецензии ответа товарища
7.
Участвовать в коллективном обсуждении
8.
Работать с учебником:
а) понимать и пересказывать прочитанное (после объяснения учителя);
б) находить информацию в учебнике (по ранее изученному материалу);
в) самостоятельно прорабатывать пункт или параграф учебника;
г) выделять главное в тексте;
д) составлять план пункта и параграфа учебника
9.
Конспектировать текст
10.
Составлять вопросы по тексту
11.
Работать со справочной и дополнительной литературой
12.
Усваивать информацию со слов учителя
13.
Усваивать информацию с помощью технических средств:
а) видеомагнитофона;
б) аудиозаписи;
в) компьютера.
Приложение 2.
Анкета «Трудности в реализации наиболее актуальных задач развития общеучебных умений и навыков» (для учителей)
Просим Вас указать, каким приемам учебного труда из названных ниже Вам трудно обучать школьников. Шкала оценки: 2 – без затруднений; 1 – иногда затрудняюсь; 0 – затрудняюсь.
№ п/п
Прием учебного труда
оценка
1.
Планирование учебной работы
2.
Постановка учебных задач
3.
Самоконтроль, самооценка, самоанализ
4.
Навыки скоростного чтения
5.
Навыки необходимого темпа письма
6.
Навыки вычисления
7.
Навыки умения работы с учебником
8.
Навыки и умения работать со справочной литературой
9.
Умение пользоваться схемами, таблицами, чертежами и т.д.
10.
Умение составлять план
11.
Умение составлять конспект
12.
Умение рационально расходовать время, укладываться в нормы времени, отведенные на выполнение задания
13.
Умение систематизировать и обобщать
14.
Умение развивать мысль в логике поставленного вопроса
15.
Умение устанавливать причинно-следственные связи
16.
Умение анализировать и сравнивать
17.
Умение усваивать информацию с помощью видеотехники, аудиозаписи