Просмотр содержимого документа
«Сценарий педсовета по преемственности в оценивании образовательных результатов»
« Преемственность в оценивании образовательных результатов
в начальной и основной школе»
Цель: Выстраивание ориентиров изменения системы оценивания в связи с требованиями ФГОС.
Задачи:
1.Определить степень соответствия существующей системы оценки результатов освоения учащимися программ начального и основного образования новым ФГОС по всем составляющим оценки (планируемые результаты, показатели и критерии оценки уровня их достижения, используемый инструментарий).
2.Разработать рекомендации по проблеме оценивания для учителей с целью повышения их профессиональной компетенции.
Ход педсовета:
Прежде чем начать педсовет я хочу, чтобы каждый из вас написал свои ассоциации со словом «оценка»?
(Слова должны начинаться с букв данного слова).
о
ц
е
н
к
а
Заслушиваются несколько вариантов, составляется общий.
о
органичность, ответ
ц
цифра, ценность
е
единство
н
независимость
к
качество, комментарий
а
анализ
Сообщение темы, цели, задач, актуальности педсовета: Всё очевиднее становится необходимость сделать оценку более дифференцированной и содержательной, сместив акцент на формирование реалистичной самооценки и усиление внутренней мотивации. Поэтому меняются принципы оценивания и содержание оценки
Контрольно-оценочная деятельность остается полем деятельности только педагога, учащиеся не стали субъектами контрольно-оценочной деятельности, без активного участия школьников в контрольно - оценочной деятельности сложно говорить об успешном становлении у них учебной деятельности, т.к. контроль и оценка являются важнейшими компонентами этой деятельности.
Нормативные документы, регламентирующие систему оценивания:
1.ФГОС ООО (Утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1897)
2. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа
3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. ФГОС начального общего образования (утвержден Приказом № 373 Минобрнауки России 06.10.2009г., зарегистрирован в Минюсте России 22.12. 2009г., рег. № 17785)
4. Основная образовательная программа школы. Начальная школа
5. Основная образовательная программа школы. Основная школа
6. ФЗ- № 273 «Об образовании в РФ» от 29.12.2012года
Система оценки, предлагаемая в новых ФГОС, включает в себя описание планируемых результатов образования, перечень показателей достижения планируемых результатов и инструментарий для оценки их достижения. Опыт оценивания образовательных достижений в начальной школе представят учителя начальных классов.
При переходе в основную школу преемственность в оценивании сохраняется частично.
Промежуточный мониторинг сформированности УУД проводится с помощью комплексных работ. Уровень сформированности читательской компетенции осуществляется на основе критериев PIRLS и PISA. Для оценки успешности освоения и применения учащимися универсальных учебных действий используется пособие издательства «Просвещение» «Метапредметные результаты. Стандартизированные материалы для промежуточной аттестации» (примеры таблиц).
Чтобы понять, что значит технология оценивания необходимо ответить на следующие вопросы: ответы учителей
•«Что оценивать?» – оценивается любое, особенно успешное действие, а фиксируется отметкой только решение полноценной задачи, т.е. умения по использованию знаний;
•«Кто оценивает?» – учитель и ученик по возможности определяют оценку в диалоге (внешняя оценка + самооценка). Ученик может аргументированно оспорить выставленную отметку;
•«Когда оценивать?» – за каждую учебную задачу или группу заданий, показывающих овладение отдельным умением, ставится отдельная отметка; за задачи, решённые при изучении новой темы, отметка ставится только по желанию ученика, так как в процессе овладения умениями и знаниями по теме он имеет право на ошибку. За каждую задачу проверочной (контрольной) работы по итогам темы отметки ставятся всем ученикам, так как каждый должен показать, как он овладел умениями и знаниями по теме. Ученик не может отказаться от выставления этой отметки, но имеет право её пересдать;
• «Где фиксировать результаты?» – отметки (или часть их) выставляются в таблицу требований (рабочий журнал учителя) в графу того умения, которое было основным в ходе решения конкретной задачи;
•«По каким критериям оценивать?» – оценка ученика определяется по универсальной шкале трёх уровней успешности, которая затем соотносится с баллом. Итоговые оценки и отметки (за четверть, полугодие, год) рекомендуется определять не просто за отрезок учебного года (число уроков в четверти), а за учебный модуль (блок тем), который изучали в этот отрезок учебного времени. Итоговая оценка выражается в характеристике продемонстрированного учеником на данном отрезке времени уровня возможностей.
Предлагаю разобрать несколько ситуаций, связанных с оцениванием ученика.
Разбор педагогических ситуаций (по группам)
Педагогические ситуации:
1)Ученик учится очень слабо по предмету. За текущую контрольную работу он получил отметку «2», при выставлении Вами отметок в журнал он попросил Вас не ставить «2», так как дома его будут ругать. Ваши действия.
2)Ученики выполнили проверочную работу. Одному Вы поставили «4», а другому при том же количестве ошибок «3». Ученик, получивший «3», решил выяснить у Вас, почему выставлены разные оценки. Ваши действия.
3)Ученик систематически забывает на Ваших уроках тетрадь, проверочные работы выполняет на листках, часто их не сдает, а устно в классе не отвечает. Как объективно оценить такого ученика? Как создать для него ситуацию успеха?
4)В школу пришла мама одного из Ваших учеников и высказала возмущение по поводу успеваемости своего сына: «Домашние задания выполняем с сыном всей семьей, а оценок положительных нет. Вы намеренно их занижаете. Репетитор говорит, что мой сын способный мальчик, а Вы к нему предвзято относитесь». Ваши действия.
5) На уроке Вы спросили ученика, претендующего на получение медали, однако он ответил, что не готов, так же, как и предыдущий ученик, который претендентом на медаль не является. Ваши действия.
Чтобы правильно оценить ученика мы должны знать и понимать результаты развития и значение для обучения каждого УУД. (таблица выдаётся как памятка).
УУД
Результаты развития УУД
Значение для обучения
Личностные действия
-смыслообразование
- самоопределение
Регулятивные действия
Адекватная школьная мотивация.
Мотивация достижения.
Развитие основ гражданской идентичности.
Рефлексивная адекватная самооценка.
Адекватная оценка учащимся границ «знания и незнания». Достаточно высокая самоэффективность в форме принятия учебной цели и работы над ее достижением.
Регулятивные, личностные, познавательные, коммуникативные действия
Функционально-структурная сформированность учебной деятельности. Произвольность восприятия, внимания, памяти, воображения.
Высокая успешность в усвоении учебного содержания. Создание предпосылок для дальнейшего перехода к самообразованию.
Коммуникативные (речевые), регулятивные действия
Внутренний план действия
Способность действовать «в уме». Отрыв слова от предмета, достижение нового уровня обобщения.
Коммуникативные, регулятивные действия
Рефлексия – осознание учащимся содержания, последовательности и оснований действий
Осознанность и критичность учебных действий
Преемственность в оценивании образовательных результатов.
Начальная школа
Основная школа
Стартовый: техника чтения, УУД
Стартовый: техника чтения, УУД
Промежуточный: предметные, метапредметные административные работы, сформированность читательской компетенции (раз в полгода)
Промежуточный: предметные, метапредметные административные работы, сформированность читательской компетенции(раз в полгода)
Итоговый: метапредметные комплексные работы
Итоговый: метапредметные комплексные работы
В конце работы перед принятием решения для определения эффективности педагогического совета прошу каждого учителя оценить и заполнить предложенную схему по 5 бальной системе:
- свою работу в процессе педагогического совета (я); - работу творческой группы, в которой Вы принимали участие (мы); - работу всего коллектива (дело).
Далее проводится итог (вычисляется средний балл по каждому параметру) и заполняется большая общая схема.
Проект решения:
1.Педагогам школы принять к сведению информацию об оценивании образовательных достижений учащихся, включиться в апробацию системы оценивания образовательных достижений учащихся.
2. Разработать программу «Школьная система оценки достижения образовательных результатов учащихся», запланировать семинары по вопросам оценивания в условиях ФГОС ОО.
3. Учителям-предметникам:
- обеспечить комплексный подход к оценке результатов освоения основной образовательной программы начального и основного общего образования, позволяющий вести оценку предметных, метапредметных и личностных результатов начального и основного общего образования;
- использование для оценивания знаний разнообразные виды контроля;
- включать учащихся в оценочную деятельность. Обучать их умению оценивать свою работу, работу одноклассников;
4. Администрации школы:
- обновить и подготовить пакет локальных нормативных документов функционирования и развития образовательного учреждения в соответствии с № 273-ФЗ и ФГОС НОО и ООО.
- уделить особое внимание вопросам требований к текущему, промежуточному, итоговому оцениванию достижений учащихся, регламенту домашних заданий, образовательным технологиям, психологическому климату на уроке,
Хочется закончить педсовет несколькими добрыми советами для всех нас:
Улыбайтесь! Будьте счастливыми и красивыми!
Будьте терпеливы!
Внушайте каждому веру в свои силы.
Учитесь создавать ситуацию успеха.
Учитесь у ребят! Вместе переживайте радость познания, а неудачи делайте стартом для новой работы.