Сценарий проведения занятия постоянно действующего семинара (ПДС) для преподавателей в форме театрализованного представления на тему: «Педагогический артистизм»
Сценарий проведения занятия постоянно действующего семинара (ПДС) для преподавателей в форме театрализованного представления на тему: «Педагогический артистизм»
Сценарий
Стена: Портрет Станиславского.
Звучит музыка: попурри на школьную тематику.
Сцена:
Доска. Парты. За партами сидят преподаватели, исполняющие роль студентов. Кто-то пишет на доске, кто-то поправляет макияж, кто-то слушает плейер, играет на планшете, сотовом телефоне – перемена.
ЗВОНОК. Входят ведущие ( все роли играют преподаватели)
АКТ 1
Слайд: «АКТ 1»
Оптимист: Отчего люди не летают? Вот найду самую высокую точку на Земле, заберусь на самый верх – носки вместе, каблуки врозь … Глаза зажмурю … Ручонки растопырю …
Пессимист: Волосики дыбом … Потоки крови с жертвенных ножей … Внизу грохочет преисподняя …
Оптимист: И тут молния! И грохот! И Луна упала! И все прочее …
Пессимист: Ерунда все это!
Оптимист: Ах, сударыня, сегодня разрешите
Мне урок вам очень важный преподать.
Будем вместе изучать
Как вздыхать, как притворяться и краснеть.
Мы ведь все должны уметь – не теряться, не робеть
Пессимист: Мы тему нашего урока
решили вместе повторить и уточнить
К примеру, как бы ненароком,
Сердца детей всех покорить.
Оптимист: И в этом нам поможет педагогический артистизм! Это тема нашего семинара.
Пессимист:Сегодня мы превратимся в наших подопечных – попробуем немного пожить их чувствами, примерить на себя их желания, чтобы понять, чего они от нас хотят.
Некоторым такая постановка вопроса покажется ненужной. Ведь студенты пришли к нам сюда получить профессиональную подготовку. И мы должны дать вполне конкретный объем услуг – знания и навыки по предмету. Только почему-то они не всегда могут и хотят их взять.
Оптимист: Да, так мы обычно говорим. Но все ли резервы, свои и их мы использовали, чтобы успокоено потирать руки и ожидать каких-то необыкновенных студентов и еще более необыкновенных условий работы с ними? Далеко не все. Поэтому сегодня мы будем говорить об артистизме.
Пессимист: Зачем? Если ранжировать качества учителя, важные для его профессиональной деятельности, я бы на первое место поставила знание педагогом материала своего предмета, владение методикой педагогического воздействия, развитое психолого-педагогическое мышление. А артистизм …???
Оптимист: В том-то и дело, артистизм является не только личностной, но и
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Сценарий проведения занятия постоянно действующего семинара (ПДС) для преподавателей в форме театрализованного представления на тему: «Педагогический артистизм» »
Комсомольский-на-Амуре филиал краевого государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Хабаровский государственный медицинский колледж»
Сценарий проведения занятия постоянно действующего семинара (ПДС) для преподавателей в форме театрализованного представления на тему: «Педагогический артистизм»
Разработал: методист КФ ХГМК
Позднякова Л.В.
г.Комсомольск-на-Амуре
2014
Сценарий
Стена: Портрет Станиславского.
Звучит музыка: попурри на школьную тематику.
Сцена:
Доска. Парты. За партами сидят преподаватели, исполняющие роль студентов. Кто-то пишет на доске, кто-то поправляет макияж, кто-то слушает плейер, играет на планшете, сотовом телефоне – перемена.
ЗВОНОК. Входят ведущие ( все роли играют преподаватели)
АКТ 1
Слайд: «АКТ 1»
Оптимист: Отчего люди не летают? Вот найду самую высокую точку на Земле, заберусь на самый верх – носки вместе, каблуки врозь … Глаза зажмурю … Ручонки растопырю …
Пессимист: Волосики дыбом … Потоки крови с жертвенных ножей … Внизу грохочет преисподняя …
Оптимист: И тут молния! И грохот! И Луна упала! И все прочее …
Пессимист: Ерунда все это!
Оптимист: Ах, сударыня, сегодня разрешите
Мне урок вам очень важный преподать.
Будем вместе изучать
Как вздыхать, как притворяться и краснеть.
Мы ведь все должны уметь – не теряться, не робеть
Пессимист: Мы тему нашего урока
решили вместе повторить и уточнить
К примеру, как бы ненароком,
Сердца детей всех покорить.
Оптимист: И в этом нам поможет педагогический артистизм! Это тема нашего семинара.
Пессимист:Сегодня мы превратимся в наших подопечных – попробуем немного пожить их чувствами, примерить на себя их желания, чтобы понять, чего они от нас хотят.
Некоторым такая постановка вопроса покажется ненужной. Ведь студенты пришли к нам сюда получить профессиональную подготовку. И мы должны дать вполне конкретный объем услуг – знания и навыки по предмету. Только почему-то они не всегда могут и хотят их взять.
Оптимист: Да, так мы обычно говорим. Но все ли резервы, свои и их мы использовали, чтобыуспокоено потирать руки и ожидать каких-то необыкновенных студентов и еще более необыкновенных условий работы с ними? Далеко не все. Поэтому сегодня мы будем говорить об артистизме.
Пессимист: Зачем? Если ранжировать качества учителя, важные для его профессиональной деятельности, я бы на первое место поставила знание педагогом материала своего предмета, владение методикой педагогического воздействия, развитое психолого-педагогическое мышление. А артистизм …???
Оптимист: В том-то и дело, артистизм является не только личностной, но и профессиональной категорией. Урок разыгрывается по особым законам, которые близки к театральным, а преподаватель - ………..
Пессимист:Воспитатель по призванию не может выступать в диаметрально противоположных обликах, словно актер, меняющий маски: актерство как игра педагога учебному зыведению противопоказана. Не нравится мне эта манерность, с которой преподаватель «изображает» преподавателя на уроке, играя доброго и щедрого «повелителя»: разговаривает покровительственным тоном, любуется своей властью, играет непогрешимость своего Я. Вряд ли это можно считать необходимым педагогу качеством. Это может сначала «подкупить» ученика, но потом может надолго отвернуть его и от преподавателя, и от колледжа. У педагога-притворщика судьба «калифа на час». Только соединение артистизма с духовностью и нравственностью является непременным условием безграничности педагогического влияния. Актерство в дурном смысле слова ребята легко разгадают.
Оптимист: Но это, скорее, лжеартистизм. Можно обладать привлекательными внешними данными, красивым голосом и общей нервной возбудимостью, которые в глазах человека неискушенного могут сойти за актерский темперамент, но при этом не быть действительно артистичным. «Артист» в широком смысле слова — это мастер своего дела, виртуоз, искусник. А артистизм — это тот высший уровень совершенства в работе педагога, когда уроки поднимаются на желанную духовную высоту. Словарь современного русского литературного языка определяет артистизм, с одной стороны, как дар, а с другой — как результат труда. Дар – это умение непринужденно "входить в образ", особое умение держать себя, изящество манер, грациозность движений и т. п., обычно свойственные артистам. Результатом труда является высокое мастерство. В целом педагогический артистизм может быть определен как искусство самовыражения, импровизации, умения регулировать психическое состояние, конструированием «партитуры педагогического общения».
И, кстати, давайте прислушаемся к мнению профессионала театра.
ИНТЕРВЬЮ С АКТРИСОЙ ГОРОДСКОГО ДРАМТЕАТРА
Пессимист:Ну вот, видишь - нужны природные данные: эмоциональность, интровертированность; способность к импровизациям … А в педагогику идут не только те, кто не прошел по конкурсу в театральные училища. А если человек не обладает нужными данными? Уходить из образования?
Оптимист:Надо знать законы жанра. Театрального жанра: урок как спектакль.
Пессимист: Урок как спектакль? Да для этого нужны и пьеса, и режиссер, и актеры, и музыка, и … и … деньги!
Оптимист: (смеясь) Деньги бы не помешали! А что до остального – то это мы в одном лице.
Пессимист:Тогда начнем урок. И говорить о артистизме мы будем в смысле воздействия на наших подопечных.
АКТ 2
Надевают маски. Ведут опрос в соответствии с ролью.
Оптимист: (радостно подходя к аудитории) Фронтальный опрос: структура артистизма! Надеюсь вы все хорошо подготовились…
Пессимист: (строго, печально, поворачиваясь к студентам) ……….. скажи, пожалуйста, как ты понимаешь задачу артистичного педагога?
Студент 1:(читает, бубнит)
Задача артистичного педагога — оказать на учеников эмоциональное воздействие, вызвать в душах отклик, утвердить веру в себя в сознании и сердцах ребят, играть воображение, а игра — всегда свободный выбор…(Основной жанр уроков артистичных педагогов — самоимпровизация, абсолютная творческая свобода каждого в русле заданной темы. Урок не разыгрывается по нотам», а создается его партитура — каждый раз заново. Отсюда — импровизация. А так как в ней участвуют все, то она становится соимпровизацией…)
Оптимист:А вот Пастернак писал, что сцена требует с актера полной гибели всерьез. А учитель? Должен ли он непременно «гибнуть всерьез» или можно защититься комплексом приемов?
Студент 1:(воодушевляется)
Подлинный артистизм просто невозможен без такой «жертвы», так как не будет убедительным. НО! - Перевоплощение требует способности стать другим, оставаясь самим собой. Только оставаясь самим собой, учитель может временно надеть любую маску. При этом она не подавит личность - личность педагога будет «просвечивать» сквозь нее. Таким образом, артистизм — не только игра в кого-то. Это, прежде всего состояние души, способной на время не просто казаться кем-то, а в самом деле «быть». А это предполагает открытость и непосредственность педагога, умение говорить и действовать напрямую, делиться тем, что есть внутри. При этом вопросов «А что обо мне подумают, как я буду выглядеть?» как бы не существует. Артистичный педагог обладает также способностью заражения своими переживаниями, сомнениями, радостью других людей. А Шиллер, например, в одном из писем написал: «Человек только там играет, где он человек в полной мере. И только там он человек в полной мере, где он играет».
Пессимист: (недоверчиво) Да что это за неуловимое свойство, которое все называют обаянием? - Кушнарева … Станиславский … и вот и они (показывает на студентов)
Студент 2:Я думаю, что это необъяснимая привлекательность актера, у которого даже недостатки превращаются в достоинства (копируются его поклонниками). Когда в адрес учителя звучит категоричный совет: «Не превращайте урок в театр одного актера!», забывается, что театр одного актера — один из труднейших жанров, к которому обращаются даже не все великие артисты. Да и урок никогда не станет театром одного актера - вовлечены «зрители».
Студент 3:(включаясь) А Макаренко говорил: «Педагог не может не играть... ученику надо иногда продемонстрировать мучение души». И для этого нужно уметь играть.
Студент 1: (тянет руку, подпрыгивает за партой)
Я думаю что обаяние – это завораживание, колдовство! Потому что это всегда - особый взгляд(он должен быть прямым, лучистым, если и твердым, то теплым), особый голос(богатый в тембровом отношении, гибкий по модуляциям), особый ритм речи(подобный хорошему музыкальному ритму — то возбуждающий, то успокаивающий, но не наскучивающий), особый ум(с одной стороны, высоко импровизационный, с другой — богато оснащенный словесными конструкциями и их вариациями), с третьей — обостренно ситуативный. Сила обаятельного педагога в том же, в чем и сила обаятельного артиста: ученик попадает к учителю под добрую власть: он не подчиняется ему, а становится самим собой под его влиянием.
Оптимист:Подведем итоги. Итак, обаяние — это искренность, отсутствие фальши. Именно это страхует от манипулятивного подхода и приобщает учащихся к высокой культуре, активизирует их оптимистическое мироощущение, переживание радости общения.
Пессимист: А для этого нужно, чтобы педагог владел техникой самопрезентации – умел предстать перед учащимися не как должностное лицо. Артистизм предполагает наличие у учителя так называемой «визуальности» - внешней привлекательности. И дело тут не столько в правильности и красивости черт лица или безупречной фигуре. Природные данные преподавателя могут быть обычными, внешне «неброскими». Гораздо большую роль играют умение учителя следить за собой, культура внешних и внутренних проявлений, обаяние и естественность. От этого зависит представление о нем как о привлекательном человеке. Установление коммуникационных связей упрощается, если у учителя приветливое лицо, а движения, жесты, осанка и походка красивы и выразительны.
Оптимист: А если образ учителя приятен, воспринимается как «манок», как говаривал К.С.Станиславский, то в нем заключена первоначальная сила духовного воздействия: хочется слушать и следовать за ним. Артистизм придает всем манерам учителя одну общую черту — движение к людям, повышенную чуткость к окружающим и умение найти такую форму общения с другой личностью, которая позволяла бы ему сохранить личное достоинство.
Пессимист: Однако, культура и образование сегодня становятся все более технологичными. На уроке порой происходит только передача и накопление информации – где уж тут следить за лицом!!!
Оптимист:Однако, технические средства обучение: никогда не смогут заменить педагога с его живой душой и эмоциональностью. Бывает что урок, «напичканный» методическими и техническими новинками тренирует автоматизм, шаблонность вместо развития познавательной инициативы ребят.
Пессимист: (вопрос студентам) Почему актеров дольше всего учат не истории искусства или сценической речи и танцу, а умению общаться с партнером по сцене?
Студенты: Потому чтонеповторимые оттенки игре, как на сцене, так и в жизни, придает взаимодействие с партнером, когда один человек отражается в другом. Станиславский давал такое напутствие актеру: «Играй не себя — играй партнера». Не присутствовать, а соучаствовать; не просто подавать реплики, а органично существовать в сценическом пространстве.
Пессимист:Да, быть преподавателем и психологом для учителя уже мало. Он должен уметь при необходимости быть актером, создателем и постановщиком собственного урока. Во время взаимодействия учителя и ученика события разворачиваются по законам жизни, и тогда тема не проходится, а переплавляется в яркую картину жизни.
Оптимист:Действительно, соучастие приближает людей друг к другу.
АКТ 3
Действие 1
РЕЧЕВОЕ ИСКУССТВО ПЕДАГОГА
Пессимист: Академик В.О. Ключевский, считавшийся блестящим и остроумнейшим лектором, в полной мере обладавшим искусством слова, писал: «Самое трудное и самое важное в преподавании — заставить себя слушать». Речь — это человек в целом. Каждое высказывание представляет собой мгновенное раскрытие всего опыта, характера, намерений и чувств человека. А речь педагога зачастую бывает суха, монотонна, перегружена логическими ударениями, так как все в ней учителю кажется важным. В ней отсутствует четкая смысловая группировка слов вокруг логических центров. Произвольные паузы, обусловленные не логикой содержания, а просто неумением правильно распределить дыхание, отсутствие интонационной связи между отдельными частями фразы мешают воспринимать смысл устного рассуждения. Отсутствие конкретной цели приводит к тому, что речевое высказывание распределяется на отдельные куски, каждый из которых становится самостоятельно значимым, нарушая тем самым целостность восприятия всей мысли.
Оптимист: Конечно, красоту речи можно объяснить индивидуальностью таланта определенной личности: Но говорить толково реально для многих учителей. Иногда бывает, что человек говорит не цветисто, а слушать его можно бесконечно.
В российской истории известен архиепископ Новгорода и Великих Лук, писатель и государственный деятель Феофан Прокопович (1681 — 1736). Это была колоритная фигура ученого-богослова, природного оратора. В его речах, духовных и светских, по свидетельству Н. М. Карамзина, рассеяно было множество цветов красноречия, хотя слог их был нечист и, можно сказать, неприятен. Но он всегда говорил искренне, с жарким чувством и вдохновением истинного гения. Слушатели не замечали негладкости языка, и слезы радости на их лицах нередко сопутствовали этим речам.
Пессимист: Но как, как добиться такой выразительности речи, когда она завораживает целую группу?
Оптимист: А давайте спросим наших студентов…………………
Студент 1:
Наполнить энергией (энергетика речи раскрывается в единстве манеры поведения и произнесения речи - на этой психологической основе чаше всего и складывается доверие к педагогу),создать эмоциональное биополе (эмоционально учащиеся сразу фиксируют исходящие от педагога токи доброты, незаурядности, духовности).
Изменять темп подачи информации: медленный темп речи, на первый взгляд, облегчает восприятие, но не дает стимула к непроизвольному вниманию, создает так называемую информационную пустоту. Но и слишком быстрый темп затрудняет постижение смысла сказанного, утомляет, разрушает внимание. Следует искать «золотую середину», не зацикливаясь на одном темпе, взятом в начале урока.
Сделать речь ассоциативной (аналогия, примеры, привлечение музыки, живописи, видеоклипов. Древнегреческий драматург Аристофан в комедии «Лягушки» спор, чьи стихи лучше — Эсхила или Еврипида – разрешает так: взвешивает их на весах).
Убрать словесные штампы, придать художественную образность. Образ переводит абстрактную идею в сферу чувственного восприятия. Действительность и условность соединяются в образе вместе. Образ может быть выражен в примере, метафоре, сравнении, аналогии, символе.
Рассказывать случаи, произошедшие с кем-либо и когда-либо, подтверждающие, поясняющие или доказывающие какое-то положение, примеры из обыденной жизни, ориентируясь на уровень их представлений, из жизни великих людей, так называемый прием персоналий.
Применять метафоры - «сокращенным сравнением». Метафора объединяет живое с неживым (вспомним горькую метафору Ш. Амонашвили: «Дети — это мешки для программы»), рождая нечто целое; позволяет на уровне художественного образа представить реальный момент жизни.
Использовать сравнения (задумался, как роденовский мыслитель, «Творчество сродни металлургическому производству: его остановить нельзя»), аналогии (при условии, что то, с чем сравнивают, должно быть в большей степени знакомо и понятно, чем то, что сравнивают), символы (зримое воплощение тех или иных идей и идеалов - предметы, рисунки, схемы, песни, элементы одежды, цветы, жесты и т.д.)
Пессимист:Ты не сказала об интонационном разнообразии речи педагога. «Воспринятое эмоционально... лучше запоминается». Бедность звуковысотного диапазона речи учителя приводит к туковому монотону, а отсюда — к обеднению звуковой палитры, А.С. Макаренко стал считать себя настоящим мастером, когда научился говорить «иди сюда» с двадцатью оттенками («С голосом, поставленным на квинту, не выразишь жизни человеческого духа» - Станиславский)
Прибавим к этому логическое ударение, которое может в корне изменить смысл одной и той же фразы, и подчеркнем значение паузы в общем логическом строе информативно-речевого воздействия, мелодичную выразительность, экспрессивность речи… (эмоционально-напряженная речь, выразительные мимика, жесты свидетельствуют о полной самоотдаче, помогают выражению страстности, неподдельной радости или грусти, сострадания).
Оптимист: А еще есть любопытный момент: голосовая тональность. Исследования показали, что психологическое доверие к низким голосам гораздо больше, чем к высоким. Учитывая эту закономерность, преподавателю следует позаботиться о постановке своего голоса, и в этом ему могут помочь специальные упражнения по актерской и педагогической технике. Для работы над интонацией полезно чтение вслух пьес по ролям, рассказывание историй разным слушателям с разной интонацией….
АКТ 3
Действие 2
НЕВЕРБАЛЬНОЕ ВОЗДЕЙСТАВИЕ
Студент: Уважаемые преподаватели, очень хотелось бы получить ответ: Что делать с руками? На уроке! Мешают очень!
Пессимист: Вопрос лучше сформулировать иначе: «Как руки могут мне помочь?» Станиславский подчеркивал: «Руки высказывают мысль». Ильин называет руку учителя «главным техническим средством». Когда она развернута, — пишет он, — это картина, иллюстрирующая слова и иллюстрированная словами, поднятая вверх или на кого-то направленная "указующим перстом" — акцент, требующий внимания, раздумий; сжатая и кулак — некий сигнал к обобщению, концентрация сказанного и т.д.». Жест несет в выступлении около 40% информации. Попробуйте во время выступления держать руки «по швам», забыв о жесте, и вы сразу ощутите «деревянную» сухость голоса, скованность мыслей.
Оптимист: А как важно умение педагога выразить пластикой тела некоторую часть информации. И кроме того, тело помогает нам влиять на создание благоприятной для восприятия атмосферы. Например, умение преподавателя принимать «открытую позу»: ноги — на ширине плеч, «дна чуть впереди другой; руки опущены или слегка согнуты в локтях; ладони раскрыты и направлены к аудитории; мимика выражает доброжелательность. «Открытая поза» способствует установлению контакта со слушателями, так как весь внешний вид педагога творит о стремлении и готовности к совместной работе.
Пессимист: А еще надо помнить о мелодичности пластики: движения и жесты должны гармонировать с обликом человека, его речью, соответствовать теме и стилю общения. Пластика, жест и артикуляция должны привлекать, создавать впечатление красоты и изящества, а не раздражать или вызывать насмешку. Отрывистые, резкие движения отпугивают, заставляют детей внутренне сжиматься, прятаться, как прячется улитка во время опасности. Учитель, поминутно встряхивающий головой, почесывающий ухо, поправляющий часы на руке, своими движениями раздражающе действует на слушателей, отвлекает и уводит их в сторону от обсуждаемого вопроса. Иногда студенты в таких ситуациях все свое внимание направляют на подсчет того, сколько раз учитель дотронулся до кончика носа, поправил галстук или, в женском варианте, прическу или бусы. Мелодичная, скоординированная пластика создает впечатление легкости изучаемой темы; завороженные грацией педагога, ученики преодолевают свою неуверенность, как внешнюю, так и внутреннюю, и активно взаимодействуют с ним.
Оптимист: Приняв «открытую позу», необходимо выбрать и оптимальную дистанцию общения, то есть наиболее благоприятное в психологическом плане расстояние, позволяющее избежать вторжения в личное пространство человека. Оптимальность дистанции определяется и другими характеристиками, такими, как доступность звукового и визуального восприятия. Во время передачи информации большое значение имеет баланс «диагонали» и «вертикали».
И сейчас – небольшой экзамен для наших студентов?
Оптимист:А кто из вас знает, что такое легкий вес?
Студент: Это когда на цыпочках!
Пессимист: Большую часть времени преподаватель должен находиться «в легком весе», то есть в приподнятом, радостном настроении. Эта радость видна невооруженным глазом благодаря тому, что в актерской технике именуется «легким весом». Дело не в том, что убавляются или прибавляются граммы, а в том, что человек, сколько бы он ни весил, от радости легчает, а от огорчения тяжелеет. Изменяется субъективное ощущение веса тела, и это непроизвольно отражается в поведении. Люди, склонные к оптимистическому восприятию жизни, чаще пребывают «в легком весе», люди же пессимистичные легчают редко и ненадолго. «Легкий вес» педагога свидетельствует не только о его общечеловеческом оптимизме, но и об удовольствии от своей работы. А последнее необходимо, чтобы дети, перенимая, «заражаясь» этим удовольствием, невольно приучались учиться и трудиться с радостным предвкушением загадок и открытий, сопровождающих обмен мыслями, мнениями, суждениями как со сверстниками, так и с педагогом.
Оптимист:Да, хороший преподаватель всегда заботится о смене псевдообщения «на сцене» (у доски) и отвлеченного общения в классе на общение живое, искреннее, увлекающее. Дети должны увидеть в нем человека открытого, обаятельного, «заряжающего». При этом педагог обязан выглядеть сосредоточенно, собранно, мобилизовано, чтобы один его вид давал ученикам ощущение ценности времени и важности выполняемой работы. К сожалению, зачастую педагоги проявляют мобилизацию только тогда, когда нужно навести внешний порядок или добиться формальной тишины. Когда же «закрыли рты» или «убрали мусор», учитель, удовлетворенно вздохнув - выдохнув, устраивает себе «привал» и с прохладцей командует дальнейшим ходом занятия до следующего нарушения порядка. Согласно театральной теории действий, педагогу следует действовать с точностью до наоборот,
Пессимист: Поведение учителя должно убеждать учеников, что именно они интересны ему. Происходит это благодаря эпизодическим проявлениям «пристроек» учителя к ученикам. По сценическим законам «положительному герою» (а обаятельный умный педагог и есть такой «положительный герой») не следует к группе лиц пристраиваться «снизу», а к отдельному человеку — «сверху». Значит, студенты педвуза могут считать правилом для себя следующее: ко всему классу можно пристраиваться «сверху», но к каждому ученику — либо «наравне», либо «снизу». Усвоить такой стиль повеления может помочь мысль болгарского писателя Г. Данаилова о том, что перед нами всегда может оказаться будущий Моцарт.
Оптимист:Педагогу важно постоянно диагностировать свое профессиональное поведение: в каком весе он входит на занятие, а в каком уходит, к кому из детей он сегодня пристроился «сверху», в какой момент занятия происходила наибольшая мобилизация и почему.