kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Семинар по теме: «Анализ и проектирование содержания процесса обучения с позиций системно-деятельностного принципа обучения»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Трехдневный семинар для педагогов кадетской школы проведенный перед началом учебного года по теме:"Анализ и проектирование содержания процесса обучения с позиции системно-деятельностного принципа обучения".Целью семинара являлось освоение способов организации системного изучения обучащимися учебного материала на ооснове универсалных учебных действий.
 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Семинар по теме: «Анализ и проектирование содержания процесса обучения с позиций системно-деятельностного принципа обучения» »

Установочный семинар учителей кадетской школы



Тема: «Анализ и проектирование содержания процесса обучения с позиций системно-деятельностного принципа обучения»

 

Сроки проведения: 26-29 августа 2011г

 

Цель семинара: освоить способы организации системного изучения учащимися учебного материала на основе универсальный учебных действий.


Число участников: 20 человек

Место проведения: МБОУ кадетская школа №1 имени Ф.Ф. Ушакова


Количество учебных часов: 24 часа

из них:

лекционных - 12 часов

практических - 12 часов

Итого: 24 часа


Руководители семинара: Фисенко Тамара Ивановна, доцент кафедры ТиМО ХК ИРО

Насонова Екатерина Афанасьевна, заместитель директора по УВР, учитель обществознания








Первый день семинара (26 августа)


Тема занятия: Метапредметность как методологическая основа проектирования предметного содержания

« Система знаний позволяет подняться до высоких логических и философских отвлечений.

Преодолеть хаос в головах учеников можно при условии системности усваиваемых знаний.

Обособленность знаний приводит к омертвлению идей, понятий, когда «они лежат в

голове, как на кладбище, не зная о существовании друг друга».

К.Д.Ушинский


Цель: освоить ключевые положения организации современного образовательного процесса в условиях реализации ФГОС, осознать свою функцию в современном педагогическом процессе, овладеть способом проектирования метапредметного занятия.

Ход занятия.

  1. Организационный этап.

Представление тренеров и программы семинара (5мин).

Представление правил работы на семинаре (5 мин):

  • Было бы желание, а возможность найдется.

  • Ни знание, ни мышление никогда не начинаются с полной истины, она их цель (А. Герцен).

  • Держитесь своей цели, но не намеченного маршрута.

  • Секрет успеха –настойчивость в достижении цели.

  • Никогда не знаешь, на что способен, пока в деле себя не попробуешь.

  • Ошибки - это наука, помогающая нам двигаться вперед (Ченчинг).

  • Как часто точка зрения не совпадает с точкой опоры(Ю.Аратовский)

  • Один из самых обычных и ведущих к самым большим бедствиям соблазнов есть соблазн словами «Все так делают» (Л.Толстой).

Наши права:

  • Право на жизнь (движение, развитие).

  • Право на творчество.

  • Право на риск.

  • Право на ошибку и право на ее исправление.

  • Право на отдых.

  • Право на взаимодействие.

Запрос ожиданий (Представление каждым участником собственного запроса в устной и демонстрационной форме) (10 минут).

Выработка правил демократического общения (Работа в МКГ)(10 мин.).

  1. Мотивационно-целевой этап (45 мин.).

Работа в микрогруппах.

Задание 1.

Составьте список умений, помогающих человеку благополучно приспособиться в современном мире. (15 мин).

Презентация и обсуждение результатов работы микрогрупп (2 мин. на каждую группу). Составление списка умений, которые были упомянуты более чем в одном списке.

Рефлексия. В чем увидели пользу этого упражнения?

Сравнение своего списка с целями образования, определенными ФГОС .

Задание 2. Заполните ОДК (организационно-деятельностную карту):

Знаю

Хочу узнать

Узнал(а)





3.Операционно-познавательный этап.

3.1. Аспектная интерактивная лекция (60 мин.). Как реализовать принцип метапредметности.

Вопрос: Что такое?

  • Метапредметность…

  • Метадеятельность…

  • Метазнания…

  • Метаспособы…Приведите примеры

  • Зачем личности система знаний?

  • Чем вызвана необходимость введения интегративного подхода?

  • Каким образом формируется в сознании школьников целостная научная картина мира, системные знания о природе, обществе, человеке?

  • Какие общие приемы, техники, схемы, образцы мыслительной работы вы знаете?

Метадеятельность как универсальный способ жизнедеятельности каждого человека. Метапредметы — новая образовательная форма, которая выстраивается поверх традиционных учебных предметов, учебный предмет нового типа, в основе которого лежит мыследеятельностный тип интеграции учебного материала и принцип рефлексивного отношения к базисным организованностям мышления — «знание», «знак», «проблема», «задача». Метапредметность - способ формирования теоретического мышления и универсальных способов деятельности, средство формирования целостной картины мира в сознании ребёнка.

Метазнания - знания о знании, о структуре знания, о получении знаний, (приемах и методах познания) и о возможностях работы с ним. Деятельностный подход в обучении. Система учебных действий, определяющих развитие системы научных понятий, теоретического мышления и прогресс познавательного развития учащихся. Метаспособы - методы, с помощью которых человек открывает новые способы решения задач, строит нестереотипные планы и программы, позволяющие отыскать содержательные способы решения задач. ( Ю. Н. Кулюткин )

Интеграция. Уровни интеграции:

    • всеобщие связи - самый высший уровень, на котором соприкасаются все учебные предметы, отражает взаимосвязи «человек – общество – природа» которые регулируются всеобщими законами. Это философский уровень.

    • общие (межпредметные) связи, включающие системы, законы, методы функционирования систем общепредметного уровня внутри систем «природа», «общество», «предметный мир

    • внутрипредметные связи.


3.2. Практическая работа 1 (30 мин).

Цель: осознать направленность собственного опыта работы, возможность самоопределения.

« Перемены в педагогическом процессе». Работа в микрогруппах.

Задание 2. Обсудите каждую строчку таблицы, расшифруйте особенность выбранного элемента учебного процесса. Каждый член группы должен быть готов высказать и обосновать свою позицию.


Перемены в педагогическом процессе

Элементы педагогической процесса

Личностно-отчужденнаый образовательный процесс (Т.И. Шамова).

Личностно-ориентированный образовательный процесс

Моя позиция

Функция педагога

Информационно-контролирующая

Организационно-стимулирующая


Функция ученика

Исполнительская

Самоуправление деятельностью


Стиль взаимодействия

Подчиняющий

Сотрудничающий


Цель обучения

Формирование ЗУНов.

Содействие в раскрытии, реализации и развитии его личностного потенциала


Содержание обучения

На уровне эмпирических обобщений и частных способов деятельности

На уровне философского представления и обобщенных способов деятельности


Доминирующие методы

Монологические

Диалогические


Формы организации деятельности

Групповые (один говорит – другие слушают) (В.К.Дьяченко).

Рациональное сочетание коллективной и индивидуальной деятельности


Результат

ЗУНы

Изменение взаимодействующих сторон и самого процесса взаимодействия.



Обсуждение результатов работы в новых группах, составленных по принципу включения в группу представителя по каждой из 7-ми позиций.



3.3. Практическая работа 2 (20 мин.).

Задание: Составьте концептуальную таблицу:


Объект сравнения


Цели


Содержа

ние


Способы деятель

ности


Резуль

таты


Метапредметный подход






Предмет

ный подход







3.4. Сообщение теоретических знаний (60 мин.). Дидактический принцип системности как отражение общего философского понятия о связи явлений.

Формирование целостной картины мира как цель обучения. Традиционное представление о целостной картине мира. Современное представление о целостной картине мира. Диалектика как наука о всеобщей связи явлений. Объективный мир как система. Познание частей этой системы и существенных связей между ними – путь реализации системного подхода в обучении.

Исследования Л. С. Выготского, Д. Б. Эльконина, В.В.Давыдова заложили психологические основы целостной отечественной концепции развивающего обучения, отражающей все четыре ипостаси активного приобщения ребенка к миру: вхождение в мир природы, мир общечеловеческой культуры, мир значимых других, а также развитие самосознания ребенка. Знание и выполнение человеком законов функционирования систем природы и общества - главное условием его взаимодействия с окружающим миром. Главное условием взаимодействия человека с окружающим миром является знание и выполнение им законов функционирования систем природы и общества. Только такое взаимодействие может обеспечить сохранение природы как условия существования человека и самого человека.

Пути формирования в сознании школьников целостной научной картины мира, системных знаний о природе, обществе, человеке. Метапредметы. Метапредметные темы. Модуль как средство проектирования системного познания мира.


3.5. Практическая работа 3.

Работа в микрогруппах. Проектирование метапредметного урока на тему «Мир и человек как системы окружающего мира» (60 мин).

Проект урока

Тема урока:

Цель урока:


Задачи этапов


Содержание


Способы деятельности учащихся

Планируемый результат








Презентация результатов работы в микрогруппах (20 мин.).


  1. Рефлексивно-оценочный этап.

Работа в микрогруппе (35 мин.).


Задание

Определите свою роль педагога в современном педагогическом процессе. В чем она заключается? На что направлена? Для чего это делается?


Презентация работы групп. Корректировка результатов. Формулирование общего вывода.

Обратная связь «Оценка дня» в форме индивидуальных высказываний: Что для Вас сегодня оказалось наиболее интересным и полезным?






Второй день семинара

Тема занятия: Деятельностный подход в обучения как способ реализации метапредметности.

Цель: освоить способы анализа и структурирования содержания общепредметного и предметного материала с позиций системно-деятельностного подхода в обучении.

  1. Мотивационно-целевой этап (40 мин.).

    1. «Сегодня о вчерашнем».

Сегодня о вчерашнем


Что я узнал?

Что это для меня значит?

Что это даст моей школе?

Что необходимо понять сегодня?


1.3.Запрос целей (Что хочу понять сегодня?) Выход на тему «Содержание образования».

1.4. Составление иерархии целей.


1.5.Упражнение на выявление противоречий в освоении программного материала школьниками с позиции метапредметности .

Работа в микрогруппах. Методика «Карусель»: (Что необходимо улучшить в освоении содержания? Что сохранить? Что ввести нового? От чего отказаться?)

Презентация и обсуждение результатов работы микрогрупп.

1.6. Рефлексия: что полезного нашли для себя в этом упражнении?

Уточнение и конкретизация целей.

2.Операционно-познавательный этап.

2.1.Сообщение теоретических знаний (70 мин.). Допредметное содержание образования как ориентир для конструирования содержания образования на следующих уровнях: учебного предмета и учебного материала.

Структурные компоненты содержания образования в рамках разных культурологических подходов (деятельностный, системный и др.) и их характеристики. Дидактический стандарт. Структура научного знания. Допредметное содержание образования

Основные личностные функции знания как компонента допредметного содержания образования: онтологическая, ориентировочная, оценочная.

Ценность знаний для личности определяется реализацией ими этих функций. Онтологическая функция дает  представление о законах бытия и служит основой формирования картины мира, понимания человеком своего места в мире. Ориентировочная функция служит основой деятельности человека, позволяет представить последствия своих действий. Оценочная дает возможность определенным образом отнестись к миру.

Рассмотрение основных личностных функций знаний и их роль в содержании образования как средства формирования картины мира у учащихся. Знания как средства освоения способов действий и формирования отношения к окружающему миру. Взаимосвязь всеобщего уровня («Мир как система») и общего уровня содержания образования («Природа как система», «Общество как система», Предметный мир как система», «Человек как система»).

2.2. Практическая работа 1. (20 мин).

Задание: Разработайте критерии построения предметного содержания. Предполагаемый результат:

- системность содержания;

- деятельностный характер содержания;

- концептуальный уровень содержания на основе высокого уровня обобщения;

- проблемный характер;

- интегрированный характер;

- включение в содержание субъектного опыта деятельности и пр.

2.3. Практическая работа 2 (30 мин).

Задание: а) выделить все ключевые понятия в теме; б) определить их иерархию, взаимозависимость, т.е. создать семантическое поле системы ключевых понятий, входящих в содержание той или иной обучающей программы

Работа в МКГ. Построение системы понятий по предмету, начиная с интегрированного, общепредметного понятия.

  • Выброс на доску и обсуждение результатов работы МКГ.


2.6. Сообщение теоретических знаний (60 мин). Моделирование содержания образовательного процесса как средство анализа моделируемого объекта. Моделирование предполагает начать исследование учебного предмета с построения иерархии целей, которые вытекают из предметного содержания.


Сущность проектирования. Основные приёмы проектирования в образовании. Технологическая карта как средство проектирования. Стержневые идеи учебных предметов как системообразуюшие связи в содержании учебного предмета.

Логика проектирования учителем образовательного процесса в рамках изучения раздела или темы. Логика построения технологической карты может быть следующей:

  1. Определение цели (конечных результатов) освоения темы. Как правило – это развитие каких-либо личностных качеств на основе усвоения определенных смыслов, способов деятельности (например: «учащиеся научаться моделировать правила поведения людей и свое собственное в опасной ситуации на основе умения устанавливать закономерности размещения, возникновения и степени распространения процессов землетрясений и вулканизма»).

  1. Определение первого и заключительных учебных занятий (вводное занятие, занятие по контролю, коррекции, обобщению).

  1. Разбивка содержания общей темы на темы занятий.

  2. Прогнозирование целей и содержания каждого учебного занятия.

  3. Предварительный отбор методов и средств обучения.

  4. Прогнозирование затруднений.

  5. Составление заданий для самоконтроля и контроля.

Содержание главной цели должно быть развернуто в иерархическую структуру подцелей (образовательных задач). Далее учитель определяет способы их достижения, которые осуществляются путем отбора содержания учебного материала (СУМ), методов обучения (МО), форм организации деятельности учащихся (ФОД), описания планируемых результатов (ПР).

Процесс конструирования учебного занятия в общем виде можно представить как установление связей между этапами в структуре учебного занятия (связи по вертикали) и связей внутри каждого этапа (связи по горизонтали).

2.6.Практическая работа 5 (70 мин). Работа в МКГ.

  • Конструирование занятия по общепредметной теме в форме технологической карты как основы управления учителем и самоуправления учебной деятельностью учащимися;




Проект урока

  • Тема урока:

  • Цель урока:


Задачи этапов


Содержание


Способы деятельности учащихся

Планируемый результат








  • Презентация результатов работы в микрогруппах (40 мин.).


3.Рефлексивно-оценочный этап (30 мин). Индивидуальная рефлексия: Что взял для себя с сегодняшнего занятия?






Третий день семинара


Тема занятия: Организационные формы и преобладающие методы и средства обучения как определяющий дидактический инструментарий достижения поставленных целей в условиях освоения ФГОС.

Цель: Овладеть универсальными способами освоения учащимися теоретического материала в процессе проведения вводных интегрированных занятий по предмету.


  1. Мотивационно-целевой этап. (20 мин.)

1.1.Индивидуальная рефлексия.

Сегодня о вчерашнем


Что я узнал?

Что это для меня значит?

Что это даст моей школе?

Что необходимо понять сегодня?

1.2.Запрос целей (Что хочу понять сегодня?) Выход на тему «Организационные формы и преобладающие методы и средства обучения как определяющий дидактический инструментарий достижения поставленных целей в условиях освоения ФГОС»

1.3. Составление иерархии целей.


  1. Операционно-познавательный этап.

2.1. Сообщение теоретических знаний (80 мин.)

Деятельностный подход в обучения как способ реализации метапредметности. Формы обучения. Проблема классификации форм организации учебной деятельности (В.К. Дьяченко, Л.П. Крившенко, М.Е. Вайндорф-Сысоева, И. М. Чередов). Коллективные формы обучения.

Методы и средства обучения. Проблема методов обучения и специфика методов обучения. Подходы к классификации методов обучения. Классификация методов обучения по характеру познавательной деятельности (И.Я.Лернер, М.Н.Скаткин и др): объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный, частично-поисковый, исследовательский (проектный, модельный, творческий). Технологии и методики, обеспечивающие развитие метаспособов.

Дидактический инструментарий по организации работы над понятием на учебных занятиях: логико-смысловые модели, приемы критического мышления, дерево понятия, модуль

Средства организации управления и самоуправления познавательными процессами. Технологическая карта ученика. Лист самооценки. Лестница успеха и др.

Метаспособы и метаумения. Система универсальных учебных действий в рамках Госстандарта нового поколения: Личностные, Регулятивные, Познавательные, Коммуникативные универсальные учебные действия. Познавательные универсальные действия. Общеучебные познавательные универсальные учебные действия. Логические действия.

2.2. Практическая работа 1 (25 мин.). Работа в парах по освоению понятий (построение дерева понятия) форма, форма организации деятельности, метод, способ деятельности, средство.

2.3. Практическая работа 2 (30 мин). Работа в микрогруппе по составлению таблицы рационального сочетания форм и методов обучения.

Рациональное сочетание форм и методов обучения


Формы


Методы

Групповая

Индивидуальная

Парная

Коллективная

Воспроизводящий





Алгоритмический





Частично-поисковый





Проблемный





Модельный





+! – безусловно сочетается; + - сочетается при каком-либо не очень существенном условии; / - сочетаться может при наличии целого ряда условий; - - не сочетается.


2.4. Сообщение теоретических знаний (60 мин).

Критерии оценки педагогической деятельности с позиции системно-деятельностного подхода: мотивационно-целевая, содержательная, организационно-деятельностная и рефлексивно-оценочная составляющие современного занятия. Сущность анализа. Общедидактический анализ урока. Аналитическая и рефлексивная деятельность. Принципы анализа урока.

    1. Практическая работа 3 (80 мин.)

Работа в МКГ по проектированию вводного урока в предмет. Моделирование содержания образовательного процесса вводного урока в тему в форме технологической карты.


Проект урока

  • Тема урока:

  • Цель урока:


Задачи этапов


Содержание


Способы деятельности учащихся

Планируемый результат









2.6.Обсуждение результатов работы микрогрупп.


  1. Рефлексивно-оценочный этап (40 мин).

3.1. Составьте логико-смысловую модель нашего сегодняшнего занятия.

3.2. Индивидуальная рефлексия (Что взял из содержания сегодняшнего занятия для себя? Что понял (Что не понял)? Что изменилось в отношении к собственной педагогической деятельности? Что собираюсь ввести нового в свою деятельность?).





Используемая литература:

  • Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования : проект / Рос.акад. образования; под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. — М. : Просвещение, 2008.

  • http://www.ed.gov.ru/ob-edu/noc/rub/standart/

  • Словарь-справочник по педагогике. Автор-составитель В.А.Мижериков, под ред. П.И. Пидкасистого, М. 2004, с.197.

  • Валькова Г., Зайнуллина Ф., Штейнберг В. Логико-смысловые модели - дидактическая многомерная технология / В. // ДИРЕКТОР ШКОЛЫ : науч.-метод. журн. для рук. учеб. заведений и органов образования. - 2009. - № 1. - C.49-54

  • Громыко Ю.В. "Метапредмет "Знак".- М., 2001.- 285 с.

  • Громыко Н.В. "Метапредмет "Знание".- М., 2001.- 540с.

  • Громыко Ю.В. "Метапредмет "Проблема".- М., 1998. – 376 с.

  • Колесина К.Ю. Метапроектное обучение: теория и технологии реа­ли­зации в учебном процессе: Автореф. дисс. … д-ра пед. наук: 13.00.01. Рос­тов-на-Дону: ЮФУ, 2009. 35 с.

  • Кузнецов А.А. О школьных стандартах второго поколения / А.А. Кузнецов. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2008. - № 2. - С. 3-6.

  • Ковалева Г.С., Красновский Э.А., Краснянская К.А., Логинова О.Б., Татур О.А. Модель системы оценки результатов освоения общеобразовательных программ. /www. standart. edu. ru/.

  • Федорова С.Ш. Технология присвоения метазнаний /http://festival.1september.ru/articles/100689/.

  • Фоменко И.А. Создание системы формирования нового содержания образования на основе принципов метапредметности/ fomenko.edusite.ru/p35aa1.html/.

  • Хуторской А.В. Эвристический тип образования: результаты научно-практического исследования // Педагогика. – 1999. - №7. – С.15-22.







 

Приложение 1.

Примерные правила демократического общения:

  • Правило поднятой руки.

  • Уважать мнение каждого.

  • Не критиковать, а высказывать точку зрения.

  • Говорить коротко и по существу.

  • Не опаздывать.

  • Работать активно.

  • Не уходить от обсуждаемой темы.

  • Сохранять чувство юмора.

  • Помни, что каждый имеет право на свою точку зрения – если вы не согласны, это не значит, что другие неправы, они просто думают по-другому.

Приложение 2.

Семь характеристик эффективного обучения.


  1. Высокий уровень ожидания в отношении каждого ученика.

  2. Управление процессом обучения в классе.

  3. Расширение возможностей учения.

  4. Целостный подход к изучению объектов окружающего мира.

  5. Использование заданий на применение знаний в нестандартной ситуации.

  6. Стимулирующее учебное окружение.

  7. Наличие индивидуальной образовательной траектории.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Завучу

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Насонова Екатерина Афанасьевна

Дата: 15.06.2014

Номер свидетельства: 105266

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства