Просмотр содержимого документа
«ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ. Тема: «ФОРМИРОВАНИЕ МЕНТАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ.»»
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ № 2.
Тема: «ФОРМИРОВАНИЕ МЕНТАЛЬНОГО
ЗДОРОВЬЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ.»
Ноябрь 2019 г.
Цель : систематизировать знания педагогов о психическом здоровье, создавать условия в учреждении для охраны психического здоровья детей.
Повестка дня:
1.Отчет о выполнении решений предыдущего педсовета.
2.«Что мы знаем о ментальном здоровье?»
3. «Факторы риска психологического здоровья детей.»
4.« Психологическая безопасность образовательной среды, как фактор формирования психологического здоровья дошкольников»
5. Рефлексия.
6. Решение педсовета.
Ход педсовета
Вводная часть /притча/:
“Давным-давно, на горе Олимп жили боги. Стало им скучно, и решили они создать человека и заселить планету Земля. Долго думали они каким должен быть человек. Один из богов сказал: “Человек должен быть сильным”, другой сказал: “Человек должен быть здоровым”, третий сказал: “Человек должен быть умным”. Но один из богов сказал так: “Если всё это будет у человека, он будет подобен нам”. И, решили они спрятать главное, что есть у человека – его здоровье. Стали думать, решать – куда бы его спрятать? Одни предлагали спрятать здоровье глубоко в синее море, другие - за высокие горы. Как вы думаете, куда спрятали боги здоровье?
Один из богов сказал: "Здоровье надо спрятать в самого человека". Так и живёт с давних времён человек, пытаясь найти своё здоровье. Да вот не каждый может найти и сберечь бесценный дар богов! Значит, здоровье-то оказывается спрятано и во мне, и в каждом из нас и в каждом ребёнке. Итак, тема нашего сегодняшнего педсовета посвящена здоровью, ментальному здоровью.
На прошлой неделе Евгения Дмитриевна провела для вас семинар в котором раскрыла основной смысл понятия «МЕНТАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ». Вспомним основные понятия.
Ментальное здоровье — Психическое здоровье, термин, используемый для описания любого уровня умственного и/или эмоционального благополучия и/или отсутствия психического расстройства. Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, ментальное здоровье - это состояние благополучия эмоциональной сферы человека. Психически здоровый человек - это благополучный, творческий, открытый и познающий себя и окружающий мир не только разумом, но и чувствами, интуицией индивидуум. Психически здоровый человек живет в гармонии с собой и окружающими.
Обладание высоким уровнем умственной работоспособности,
способности учиться, делать выводы, логически мыслить,
осознавать свои сильные и слабые стороны
4. Стрессоустойчивость.
Разрешить себе огорчаться, научиться пополнять силы
после пережитого.
5. Реалистичная самооценка.
Это отсутствие гордыни и переоценки своих способностей,
но без излишней самокритичности, самоуничижения.
Это умение оставаться последовательным в своих решениях,
опираться на логичные размышления
6. Способность плодотворно работать.
Способность творить, созидать, ставить реальные
цели и достигать их.
7. Гибкость и баланс.
Это умение быть собой, но не нарушать чужие границы.
Это владение защитными механизмами и гибкость в
их использовании.
Вывод: Психически здоровый человек – это прежде всего человек спонтанный и творческий, жизнерадостный и весёлый, открытый и познающий себя и окружающий мир не только разумом, но и чувствами, интуицией. Психически здоровый человек живёт в гармонии с собой и окружающими.
Я надеюсь, что в этом описании каждый из вас увидел себя! ?
Общеизвестен факт влияния педагога на своих воспитанников в процессе педагогического общения и деятельности. Характер этого влияния зависит от многих причин: от особенностей, свойств и качеств личности, профессиональной компетентности и т.д., которые тесно взаимосвязаны между собой, а также с эмоциональным состоянием педагога.
Чему научатся дети, каким будет их эмоциональное состояние, зависит от вашего настроения, от вашего умения управлять собой, от вашей способности решать личностные проблемы. Таким образом, чтобы не оказывать пагубного влияния на детей, нужно в первую очередь разобраться с собой, со своими эмоциональными проблемами, причинами, их вызывающими, найти выход из стрессовых ситуаций, а только затем – с причинами детских эмоциональных проблем и путями их коррекции.
Начнем с себя.
Упражнения на саморегуляцию для педагогов.
1. Экспресс-прием снятия эмоционального напряжения: дыхание по йоге.
Эффективным способом снятия напряжения является расслабление на фоне йоговского дыхания: сядьте свободно на стуле, закройте глаза и послушайте свое дыхание: спокойное, ровное. Дышите по схеме 4 + 4 + 4: четыре секунды на вдох, четыре секунды на задержку дыхания, четыре на выдох. Проделайте так три раза, слушая дыхание, ощущая, как воздух наполняет легкие, разбегается по телу до кончиков пальцев, освобождает легкие. Других мыслей быть не должно. Пауза закончена. Вы спокойны. Улыбнитесь.
2. Экспресс-прием для снятия отрицательного напряжения через напряжение.
Сожмите кисти в кулаки как можно сильнее. Напрягите руки. Разожмите кулаки и пошевелите пальцами. Встряхните их. Испытайте чувство расслабления. Негативные чувства «живут на загривке», поэтому важно расслабить плечи.
Приподнимите плечи с напряжением, затем опустите их. Повторите 3 раза, затем поднимите каждое плечо несколько раз. Положите подбородок на грудь. Поверните подбородок и шею направо, затем налево. Повторите 3 раза, повращайте шеей. Сядьте прямо и удобно. Почувствуйте, как расслабилась шея.
Сложите руки в «замок» перед собой. Потянитесь, напрягая руки и плечи. Расслабьтесь. Встряхните кисти.
3. Диафрагмальная гимнастика.
Её можно делать сидя, стоя или даже во время ходьбы (главное, чтобы туловище было выпрямленным):
Вдохните через нос и направьте воздух в живот, немного раздув его при этом. Ваш вдох должен быть как можно более долгим, но естественным.
После вдоха задержите дыхание на несколько секунд, а потом медленно выдохните. Выдыхайте воздух как можно медленнее, начиная с низа живота через верхнюю часть живота, грудь и через нос. При выдохе не забывайте втянуть живот немного больше обычного.
Выдохнув через нос, немного задержите дыхание. Повторите новый цикл дыхания. Выполняйте это упражнение на протяжении 15 минут.
И так, психоэмоциональное состояние педагога стабилизировали, разберёмся теперь с причинами психоэмоциональных проблем у ребенка.
Факторы риска психологического здоровья детей.
На семинаре вы рассмотрели неблагоприятные семейные условия (вспомним):
1. Разлад в семейных отношениях (постоянная занятость родителей, ссоры, споры), которые провоцирует психофизическое напряжение.
2. Токсическое воспитание (нарушения в сфере детско-родительских отношений), которое приводит к неуверенности ребенка в своих силах, тревожности и страхам.
3. Медицинские факторы (родовые травмы, постнатальные заболевания, ослаблен-ный иммунитет), которые приводят к различным нарушениям психического здоровья.
4. Низкий уровень психологических компетенций родителей в вопросах развития и воспитания ребенка.
Но только ли в семье кроются причины психоэмоциональных проблем у ребенка? Конечно нет. Рассмотрим неблагоприятные условия, связанные с детским учреждением. В детском учреждении психотравмирующей может стать ситуация первой встречи с воспитателем, которая во многом определит последующее взаимодействие ребенка со взрослыми. Кроме того, в детском саду ребенок получает возможность появления конфликтных отношений со сверстниками, что нарушает эмоциональный комфорт, тормозит формирование его личности.
И семью и детский сад можно отнести к средовым факторам (т.е. то что окружает ребёнка). Но только ли внешние (средовые) факторы влияют на ментальное здоровье ребёнка? Правильно, внутриличностные факторы играют далеко не последнюю роль.
К внутриличностным (субъективным) факторам относятся:
характер,
темперамент,
самооценка.
Учет индивидуальных особенностей ребенка при построении работы, особенно оздоровительной, создаст благоприятную почву для эффективного созидания психологического комфорта и формирования психологического здоровья каждого конкретного ребенка.
Как же мы, педагоги можем повлиять на психологический комфорт в детском саду?
Презентация:
Что же такое "психологический комфорт"? В словаре Ожегова слово "комфорт" определяется бытовыми удобствами. Словарь психиатрических терминов. В.М. Блейхер, И.В. Крук определяет "комфорт" (англ. comfort), как комплекс максимально благоприятных для субъекта условий внешней и внутренней среды, включающий и факторы психологические.
Психологический комфорт для ребенка в детском саду определяется удобством развивающего пространства и положительного эмоционального фона, отсутствия напряжения психических и физиологических функций организма.
Другими словами:
Составляющие психологического комфорта в группе
Распорядок дня
Безопасная (комфортная) образовательная среда
Стиль поведения воспитателя.
Спокойная эмоциональная обстановка.
Добрые традиции
К психологическим характеристикам образовательной среды ДОУ, способствующим сохранению и обеспечению психологической безопасности, относят:
доброжелательная атмосфера,
высокий уровень вовлеченности в игровую среду и обучение социальным навыкам взаимодействия,
повышение родительского и общественного участия,
поддержка детей в период возрастных кризисов,
удовлетворенность взаимоотношениями между участниками образовательной среды,
уважительное отношение и др.
Влияние стилей педагогического общения на благоприятный психологический комфорт в группе. «Ничему меня не научит Тот, что тычет, талдычит, жучит…»
Давайте рассмотрим три стиля поведения:
Авторитарный стиль. Педагог – руководитель, организатор; дети – исполнители (несамостоятельные, безынициативные) Принцип педагога: «Доверяй, но проверяй» (недостает уважения, доверия к личности ребенка); Ожидание беспрекословного послушания, повиновения; Не учитывает отношения между детьми; Не признает ошибки; Низко оценивает возможности детей; Публично указывает ребенку на его ошибки, недостатки поведения.
Либеральный стиль (попустительский). Педагог безынициативен, недостаточно ответственен; Переоценивает возможности детей; Выполнение своих требований не проверяет; Нерешителен; Во власти детей; Не учитывает взаимоотношения в группе; Человек настроения.
Демократический стиль. Педагог учитывает особенности возраста детей, оптимально делит функции между собой и детьми; Изучает и учитывает межличностные взаимоотношения; Проявляет максимум требований, максимум уважения; Испытывает потребность в обратной связи от детей; Умеет признавать ошибки; Предпочитает плодотворный разговор с ребенком наедине.
ВЫВОД Это значит, что воспитатель должен иметь не только систему профессиональных знаний ,но и знаний о закономерностях общения в педагогическом коллективе и в детской группе, в работе с родителями. Именно от нас –педагогов –зависит во многом сохранение психологического здоровья детей, а для этого необходимо очень бережно относиться к собственному психологическому здоровью. Огромная роль при этом принадлежит личности педагога, его культурному уровню, интеллектуальному и личностному потенциалу.
Спокойная эмоциональная обстановка или
Атмосфера в группе детского сада определяется:
• Отношениями между воспитателем и детьми;
• Отношениями между самими детьми.
Правила доброго взаимоотношения с детьми. (ч. 1)
-чаще используйте в своей речи ласкательные обращения, имена;
-цените минуты, когда вы вместе можете пережить радость от чего – то увиденного или услышанного;
-стремитесь, чтобы дети получали разнообразные интересные впечатления;
-следите, чтобы им никогда не было скучно и они были чем-то заняты;
-не принуждайте детей к участию в каких бы то ни было занятиях;
-поддерживайте порядок и справедливость, следите за равным соблюдением всеми принятых в группе правил;
Правила доброго взаимоотношения с детьми. (ч. 2)
-поощряйте стремление и попытки детей что – то сделать, не оценивания результаты их усилий;
-сохраняйте внутреннюю убежденность в том, что каждый ребенок умен и хорош по – своему;
-вселяйте в детей веру в свои силы, способности и лучшие душевные качества;
-не стремитесь к тому, чтобы все дети усваивали материал в одном темпе;
-находите с каждым ребенком личный контакт и индивидуальный стиль общения.
-пойте с детьми и для детей;
-создавайте положительные традиции жизни группы.
Добрые традиции (вспомните и поделитесь)
Рефлексия
Одна из видов традиций
- Психологические речевые настройки.
Цель настроек – создание в группе положительного эмоционального фона, атмосферы доброжелательности и защищенности.
Предназначение – установки на хорошее настроение
(придумать и рассказать)
Закончить педсовет хочу, не нарушая наши добрые традиции, маленьким призом: для каждой группы РЕКОМЕНДАЦИИ по поддержанию у ребенка психического здоровья и ПАМЯТКА ДЛЯ ПЕДАГОГА (Приложение 1)
Проект решения педагогического совета:
Создавать психологический комфорт пребывания детей в детском саду для сохранения и укрепления психологического здоровья и развития личности ребёнка. Срок исполнения - постоянно
Использовать в педагогическом процессе личностно-ориентированную модель взаимодействия с детьми. Срок исполнения - постоянно
Разместить информацию для родителей на тему : «Ментальное здоровье» (консультации, папки-ширмы, памятки, стенгазеты и пр.). Срок исполнения – ноябрь-декабрь 2019