Мастер-класс
Тема : «Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе»
Цель: обобщение и представление опыта по использованию здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе.
Задачи:
обсудить с учителями проблемы ухудшения здоровья школьников под влиянием традиционных технологий проведения урока;
познакомить с методикой проведения интерактивных методов;
раскрыть значение и виды здоровьесберегающих технологий;
поделиться личным и школьным опытом работы по сохранению здоровья обучающихся и узнать об аналогичном опыте в других школах;
показать практические формы проведения упражнений для укрепления здоровья.
Оборудование: электронная презентация, листы формата А 4, ручки, маркеры, таблички с опорными словами, платки, скрученные из бумаги палочки, маленькие мячи
Методы работы с аудиторией: лекция, беседа, мозговой штурм, практическое обучение
Ход мастер-класса:
Слайд 1 I. Организационно-мотивационный этап
- Здравствуйте, уважаемые коллеги!!! С внедрением ФГОС приоритетным направлением деятельности педагога становится программа « Формирования культуры здорового и безопасного образа жизни», которая включает как урочную, так и внеурочную деятельность.
Я предлагаю вам сегодня почувствовать себя учениками школы, ведь все учителя хоть иногда задумывались вернуться назад. Для этого мы с вами проиграем учебный день. Но не простой: мы, учителя, как ученики пройдем его.
- Крикните громко и хором, друзья,
Помочь откажетесь мне? (нет или да?)
Деток вы любите? Да или нет ?
Пришли вы на мастер-класс,
Сил совсем нет,
Вам лекции хочется слушать здесь? (Нет)
Я вас понимаю…..
Как быть господа?
Проблемы детей решать нужно нам? (Да)
Дайте мне тогда ответ
Помочь откажетесь мне? (Нет)
Последнее спрошу у вас я:
Активными все будете? (нет или Да)
Итак, с прекрасным настроением и позитивными эмоциями мы начинаем мастер-класс "Здоровьесберегающие технологии в учебном процессе"
А сейчас мы попробуем определить ценности , которые существуют для каждого из нас.
II. Основная часть (погружение в тему)
Слайд 2. 1. Обоснование проблемы. Упражнение «Воздушный шар» (о ценности здоровья для человека).
Упражнение «Воздушный шар»
Представьте, что вы отправляетесь в полет на этом воздушном шаре
( у каждого лист А4, на котором нарисованный воздушный шар). Вокруг вас ярко светит солнце, вокруг голубое небо. Выберите, какие 5 ценностей важные для вас настолько, что вы взяли бы их с собой в путешествие (например: деньги, здоровье, семья, работа, любовь и драгоценности). А теперь представьте, что ваш воздушный шар начал снижаться и грозит скоро упасть, вам нужно избавиться от балласта, чтобы подняться вверх. Сбросьте балласт, то есть 2 ценности из списка. Воздушный шар продолжает падать, надо еще сбросить 2 ценности. Что вы оставили? К какому выводу пришли? Что важно - конечно – здоровье.
Как известно, хорошее здоровье способствует успешному обучению, а успешное обучение – улучшению здоровья. Образование и здоровье неразделимы.
Обсуждение проблемы
- Без чего человек не может достичь вышеназванных ценностей?
Когда впервые детям задаешь вопрос, "что же самое дорогое и ценное, в жизни человека", то чаще всего слышишь в ответ: "деньги", "машина", "золото" и т.д. Иногда после наводящих вопросов называют "здоровье", "жизнь", а бывает, и не упоминают их в числе основных ценностей. Спрашиваешь: "Вы болеете дети?" Все дружно говорят: "Да" - "А чем вас лечат?" - "Таблетками. А можно быть здоровым без таблеток?" - "Нет!" Такие ответы говорят о том, что детей нужно учить быть здоровыми. Из детства ребенок выносит то, что сохраняется потом на всю жизнь.
Януш Корчак (польский педагог, врач, общественный деятель) писал: "Детям совершенно так же, как и взрослым, хочется быть здоровыми и сильными, только дети не знают, что для этого надо делать. Объясним им, и они будут беречься".
3. Принятие решения
- Без здоровья очень трудно достичь чего-либо, поэтому оно является – одним из главных жизненных ценностей человека.
Чем мы сегодня и займёмся,
Мы будем учиться тому, как научить ребят беречь своё здоровье.
Слайд 3
Как сказал Сократ: «Здоровье – это не всё, но всё без здоровья – ничто!»
Понятие здоровья имеет много определений, но самым популярным и пожалуй наиболее ёмким является данное Всемирной организацией Здравоохранения:
Слайд 4 «Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов»
Слайд 5 (я говорю, слайд на экране) Понятие - здоровьесберегающие технологии появилось в обиходе 8-10 лет назад.
Слайд 6
По данным отечественных и зарубежных исследователей здоровье человека зависит: на 50% от собственного образа жизни и остальные причины видите на слайде.
Слайд 7
К актуальным проблемам детского здоровья относятся: (перечислить и все)
Гиподинамия - это нарушение функций опорно-двигательного аппарата, кровообращения, дыхания, пищеварения.
Детские стрессы – нервные расстройства вследствие отрицательной психологической обстановки, излишнего шума в детском коллективе. Это причины детских стрессов.
Тревожность – недостаток эмоциональной поддержки со стороны родственников, недостаток информации у детей.
Слайд 8
Вы видите на слайде перечень Здоровьесберегающих технологий.
Здоровьесберегающие технологии осуществляются в различных формах деятельности: 1 формой является медико-профилактическая деятельность: обеспечивает сохранение и укрепление здоровья детей, под руководством и наблюдением медицинских работников.
2.физкультурно-оздоровительная деятельность, направленная на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка (физминутки, организованные перемены, уроки физической культуры, прогулки, экскурсии, походы, дни здоровья, внеурочная деятельность с применением подвижных игр);
-Остальные вы видите на слайде.
-Но Мы сегодня остановимся на физкультурно-оздоровительной деятельности
Физ. пауза – Мы сейчас немножко отдохнем и выполним один из способов оздоравливания «Утренняя зарядка» для поднятия настроения, бодрости духа.
Слайд 9. Она не требует специальной подготовки, включаете музыку и что дети слышат, то и выполняют.
Приглашаются дети для показа. Присутствующие под музыку выполняют упражнения (Как живешь!, Буги-вуги, о’кей!)
Слайды 10 , 11,12 Физкультурно-оздоровительные мероприятия проводятся в школе регулярно: это и походы с применением спортивного ориентирования, спортивными соревнованиями, Дни здоровья, а также обязательное физкультурно-оздоровительное направление внеурочной деятельности.
Слайд 13 -На уроках дети выполняют комплексы различных физкультминуток: пальчиковая гимнастика, упражнения для развития
мышц рук, плечевого пояса, туловища, для повышения гибкости позвоночника, укрепления и формирования правильной осанки.
Практическое обучение
Приглашаются дети для показа. Гости повторяют и делают вместе с ними.
Пальчиковая гимнастика (Вышли пальцы погулять…)
Выполнение упражнений со скрученной газетой.
Упражнения с платочками.
Выполнение упражнений с мячиками (теннисными шариками)
Упражнение на определение эмоционального состояния.
-Перед вами 5 квадратиков: желтый, розовый, синий, зеленый, черный.
Прослушайте музыку(из мультфильма «Летучий корабль» поют бабки- ёжки). и выберите тот квадрат, каким цветом вы закрасите свое самочувствие.
-А теперь посмотрите, в каком эмоциональном состоянии вы пребывали:
Синий – спокойствие
Желтый – слабость
Красный – всемогущность
Зеленый – уверенность
Черный – были безразличны
Рефлексия.
-К какому выводу пришли, составим синквейн(схема на доске, по мере ответов на вопросы слова вывешиваются на доску)
Существительное
↓
2 прилагательных
↓
3 глагола
↓
Фраза, предложение (афоризм)
↓
Синоним (слово-ассоциация)
О чем сегодня говорили? ЗДОРОВЬЕ
Оно какое? (называют прилаг.) ЦЕННОЕ, СИБИРСКОЕ, КРЕПКОЕ, ВАЖНОЕ, СИЛЬНОЕ
Назовите действия, связанные со здоровьем? ОЗДОРАВЛИВАТЬСЯ, ЦЕНИТЬ, УКРЕПЛЯТЬ, СОХРАНЯТЬ, ЗАКАЛЯТЬСЯ, БЕРЕЧЬ
Какое выражение подойдет к слову здоровье? В ЗДОРОВОМ ТЕЛЕ ЗДОРОВЫЙ ДУХ
Синоним, т.е. с каким словом ассоциируется? ЖИЗНЬ
Слайд 14 наше занятие хотелось бы закончить такими словами известного философа и мыслителя Шопенгауэра: …….
БУДЬТЕ ЗДОРОВЫ!