kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Мастер-класс по теме « Активные методы обучения как эффективный способ активизации познавательной деятельности учащихся с ОВЗ»

Нажмите, чтобы узнать подробности

мастер-класс "Активные методы обучения как эффективный способ активизации познавательной деятельности учащихся с ОВЗ"

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс по теме « Активные методы обучения как эффективный способ активизации познавательной деятельности учащихся с ОВЗ»»

Мастер-класс

по теме

« Активные методы обучения как эффективный способ активизации познавательной деятельности учащихся с ОВЗ».

- Уважаемые коллеги!

1. Приветствие. Упражнение «Аплодисменты».

Знакомство с человеком начинается с приветствия, которое содержит в себе заряд положительной энергии, поэтому предлагаю начать нашу встречу с упражнения «Аплодисменты».

Для этого необходимо поднять руки перед собой. Начинаем приветствие друг друга с тихих аплодисментов. Одним пальцем правой руки постучите по ладони левой. Прислушайтесь к этим звукам. Теперь двумя пальцами, тремя, четырьмя – аплодисменты стали ярче. А сейчас поприветствуйте друг друга целой ладонью. Спасибо за аплодисменты, Вы почувствовали Вашу энергию, поддержку, что так необходимо в общении с детьми.

С прекрасным настроением и позитивными эмоциями мы начинаем мастер-класс « Активные методы обучения как эффективный способ активизации познавательной деятельности учащихся с ОВЗ».

Цель мастер-класса: научить применять активные методы обучения (АМО) на разных этапах уроков в начальных классах и в основной школе в работе с детьми с ОВЗ. 

-Девизом мастер- класса я предлагаю слова Конфуция: 

«Услышишь -забудешь,
Увидишь –запомнишь,
Построишь –поймешь.»

Притча «Я – инвалид. Как мне быть?»

Однажды, в дверь одинокой женщины кто-то настойчиво постучал. Женщина подошла к двери и открыла ее. На пороге стоял мужчина.

- Добрый день! Не дадите ли вы мне немного денег?

- Почему я должна давать вам деньги? – спросила женщина.

- Хотя бы потому, что у меня нет одной руки.

- Хорошо, я вам дам денег, только вы перенесите кирпичи со двора в дом.

- И как я это сделаю? У меня ведь нет одной руки!

Женщина демонстративно завела одну руку за спину, подошла к кирпичам, лежащим на улице, взяла один и занесла его домой.

Показав на собственном примере как это сделать. Мужик носил кирпичи в дом весь день, а когда выполнил работу и все кирпичи были перенесены, женщина расплатилась с ним.

Прошли годы и в дверь женщины вновь постучали. Когда она открыла дверь, увидела стоящего на пороге незнакомца, в дорогой одежде и сопровождении слуг, позади которых стояли дорогие автомобили. Незнакомец протянул женщине толстую пачку денег и сказал:

- Вот, возьмите, это ваши деньги!

- И за что такое вознаграждение? – спросила женщина.

- Несколько лет назад, именно вы подарили мне веру в себя и свои силы.

Женщина присмотрелась и увидела, что у богатого незнакомца нет одной руки. Она посмотрела ему в глаза, задумчиво улыбнулась и сказала:

- Возьмите эти деньги и отдайте тому, у кого вообще нет рук.

 

Обсуждение: О чем эта притча? Почему именно с неё я начала разговор по теме семинара?

Итог: Притча, в первую очередь, о том, что к особым людям, детям нужно относиться так же, как и к нормально-развивающимся, чтобы они не чувствовали себя особыми, не такими как все. Именно такой подход позволит им проще адаптироваться к окружающему миру, научит самостоятельности, заложит веру в себя и в свои силы, что особенно важно для дальнейшего развития.


-Новый «Закон об образовании» ратует за включение детей с ОВЗ в образовательную среду массовой школы и прохождение ими общеобразовательной программы с дальнейшей сдачей экзамена и получении документа. В основе практики инклюзивного образования лежит идея принятия индивидуальности каждого отдельного учащегося, и следовательно, обучение должно быть организовано таким образом, чтобы удовлетворить потребности каждого ребенка.


-У большинства учеников с ОВЗ отмечается недостаточный уровень познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности. Поэтому поиск и использование активных форм, методов и приёмов обучения является одним из необходимых средств повышения эффективности как образовательного, так и коррекционно-развивающего процесса.

-Эффективное управление классом в процессе урока, максимально полное вовлечение всех учеников в образовательный процесс, поддержание высокой познавательной активности обучающихся на протяжении всего урока - все это гарантированное достижение целей урока. Именно такую организацию предполагает технология АМО (использование активных методов обучения)

Активные методы обучения - это методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом.

-Для каждого этапа урока использую свои активные методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи этапа.

1) Помогают начать урок такие методы, как

«Улыбнемся друг другу»

«Подари улыбку другу»

«Пожелаем друг другу добра (удачи)»

«У меня все получится, я все смогу» (проговаривается хором)


Так в начале урока активные методы позволяют создать психологический настрой обучающихся на занятие, способствует формированию исходной мотивации, вовлечению всех обучающихся в учебный процесс, созданию ситуации успеха.

С этой целью в начале урока могут использоваться различные приветствия

 

Когда встречаем мы рассвет,

Мы говорим ему ... (Дети хором) ПРИВЕТ!

 

С улыбкой солнце дарит свет,

Нам посылая свой ... (Дети хором) ПРИВЕТ!

 

При встрече через много лет

Вы крикните друзьям ... (Дети хором) ПРИВЕТ!

 

И улыбнутся вам в ответ

От слова доброго ... (Дети хором) ПРИВЕТ!

 

И вы запомните совет:

Дарите всем друзьям ...  (Дети хором) ПРИВЕТ!


Такое приветствие позволяет позитивный эмоционально-психологический фон, настроиться и включиться в работу.


Способствуют концентрации внимания, повышению учебной мотивации такие упражнения как «Установка»


 Установка.

 Привели голову в порядок.( Погладили, причесали себя пальчиками )

 Закрыли глазки и мысленно сказали: «Я внимателен, я могу, у меня всё получится!» Вдохнули. Выдохнули.

 

 Я желаю вам успехов, а вы пожелайте мне удачи. Спасибо.

 

Эффективными являются минутки создания хорошего настроения, проводимые в парах.

  Соприкасаются пальчиками с соседом по парте и говорят:

 - Желаю (большой)

 - Успеха (указательный)

 - Большого (средний)

 - Во всём (безымянный)

 - И везде (мизинец)

 - Здравствуй! (вся ладошка)


2) Очень важным для учителя является включение в урок активных методов выяснения целей, ожиданий, опасений. Такие методы, как

 «Дерево ожиданий»

"Фруктовый сад"

"Солнышко и туча"

позволяют учителю лучше понять класс и каждого ученика, а полученную информацию в дальнейшем использовать для осуществления личностно-ориентированного подхода к обучающимся. 

-Методы заключаются в следующем: учащимся раздаются заранее вырезанные из бумаги яблоки, лимоны, разноцветные листы и т.д. и предлагается попробовать более четко определить, что они ожидают (хотели бы получить) от сегодняшнего урока, обучения в целом и чего опасаются, записав и прикрепив на определенную поляну, дерево и т.д. После выполнения подводятся итоги (в конце занятия, урока).

-Для выяснения ВАШИХ ожиданий и опасений в ходе знакомства с активными методами обучения предлагаю более чётко определить, что вы ожидаете (хотели бы получить) от сегодняшней встречи и чего опасаетесь.

-Солнышко – образ ваших надежд, тучка – ваши опасения.

- Уважаемые коллеги, предлагаю на солнышках написать свои ожидания от мастер-класса, а опасения на тучках.

3) Использование мозгового штурма в учебном процессе придает соревновательский дух, концентрирует внимание, развивает у детей умение переключаться с одного вида деятельности на другой, устанавливается межпредметная связь.

- Уважаемые коллеги, предлагаю поучаствовать в мозговом штурме. Отвечайте по возможности быстро.

-Как называется третья буква алфавита с конца? (Э)

-А третья сначала? (В)

-Что мы слышим в начале урока? (букву У).
- Сколько девяток в ряду от 1 до 100? (11)
- Может ли муж жениться на вдове сестры жены? (НЕТ)

- Вы почувствовали, как в Вас проснулся дух соревновательства?

4) Метод эмоциональной разрядки и физической разминки «Солдат и тряпичная кукла»

Цель метода: нормализация гипертонуса (неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение) и гипотонуса (неконтролируемая мышечная вялость)

- Коллеги! Предлагаю испытать и этот метод.

И.с. – стоя. Полностью выпрямитесь и вытянитесь в струнку как солдат. Застыньте в такой позе на несколько секунд, как будто одеревенели. Теперь наклонитесь вперед и расслабьте руки так, чтоб они свободно свисали. Станьте такими же мягкими подвижными, как тряпичная куколка. Слегка согните колени и почувствуйте, как ваши кости стали мягкими, а суставы очень подвижными. Теперь снова покажите солдата, вытянутого в струнку.

5) Один из методов презентации результатов учебного материала  «Составление кластера». Кла́стер (англ. cluster — скопление, кисть, рой)

- Смысл этого метода заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания по той или иной проблеме и дополнить новыми. Кластеры бывают различными по структуре (гроздь, рыбья кость, елочка, ступени). (картинка-схема) Этот метод требует от педагога дополнительной подготовки к уроку – составление схем, заготовка конвертов, карточек.

Метод «Пометки на полях» обычно используется при ознакомлении с новым материалом. Он позволяет   ученику отслеживать свое понимание прочитанного задания или текста.

Пометки должны быть следующие:

Знаком «галочка» (v) отмечается в тексте информация, которая уже известна ученику. Он ранее с ней познакомился. При этом источник информации и степень достоверности ее не имеет значения.

Знаком «плюс» (+) отмечается новое знание, новая информация. Ученик ставит этот знак только в том случае, если он впервые встречается с прочитанным текстом.

Знаком «минус» (-) отмечается то, что идет вразрез с имеющимися у ученика представлениями, о чем он думал иначе.

Знаком «вопрос» (?) отмечается то, что осталось непонятным ученику и требует дополнительных сведений, вызывает желание узнать подробнее.

Данный прием требует от ученика не привычного пассивного чтения, а активного и внимательного. Он обязывает не просто читать, а вчитываться в текст, отслеживать собственное понимание в процессе чтения текста или восприятия любой иной информации. На практике ученики просто пропускают то, что не поняли. И в данном случае маркировочный знак «вопрос» обязывает их быть внимательным и отмечать непонятное. Использование маркировочных знаков позволяет соотносить новую информацию с имеющимися представлениями.

«Направленное чтение»

Направленное чтение. Метод позволяет направлять учащихся при чтении с помощью вопросов на уровне понимания. Читая произведение по несколько абзацев, учащиеся ищут ответы на поставленные вопросы. Чтение происходит с остановками и обсуждением прочитанного.


Восприятие материала на определённом этапе занятия с закрытыми глазами используется для развития слухового восприятия, внимания и памяти; переключения эмоционального состояния детей в ходе занятия; для настроя детей на занятие после активной деятельности (после урока физкультуры), после выполнения задания повышенной трудности и т. д.


6) -Завершить урок, внеклассное мероприятие можно, применив такие методы, как  «Метод незаконченных предложений», «Ромашка» 

- Дети отрывают лепестки ромашки и отвечают на главные вопросы, относящиеся к теме урока, мероприятия, записанные на обратной стороне.

7) Рефлексия окончания занятия. Наиболее удачным на сегодняшний момент считается обозначение видов заданий или этапов занятия картинками (символами, различными карточками и т. д.), помогающими детям в конце занятия актуализировать пройденный материал и выбрать понравившийся, запомнившийся, наиболее удачный для ребёнка этап занятия, прикрепив к нему свою картинку.

Существует такой вид рефлексии как рефлексия настроения и эмоционального состояния. На занятиях при работе с детьми с ОВЗ наиболее часто использую этот вид рефлексии.
Метод «Поделись с солнышком своим настроением» (приём с различными цветовыми решениями), «Дорисуй смайлик».

«Мудрый совет»

«Письмо самому себе»

«Что я почти забыл?»

«Комплименты».


Предложить коллегам дополнить солнышко лучиками-прищепками, выбрав соответствующий настроению цвет (синий-грустно, красный-настроение хорошее, желтый – не понятно)

-Подводя итог нашего мастер-класса, вернёмся к методу «Солнышко и туча». Вспомните, какие ожидания и опасения были у вас в начале мастер-класса. Определите для себя, оправдались ли они.

-Использование активных методов обучения позволяет обеспечить эффективную организацию учебного процесса, но и как в любой методике есть особенности. Минусы: дети начальной школы имеют свои особенности. Они не могут руководить своими эмоциями, поэтому на уроках создаётся вполне рабочий шум.

-Применять данные методики не обязательно все на каждом и на одном уроке.

- И в заключении хочу пожелать всем успехов в нашей работе и напомнить, что больше всего дети утомляются в бездействии.

Все вышеперечисленные методы и приёмы организации обучения в той или иной степени стимулируют познавательную активность учащихся с ОВЗ.

Таким образом, применение активных методов и приёмов обучения повышает познавательную активность учащихся, развивает их творческие способности, активно вовлекает обучающихся в образовательный процесс, стимулирует самостоятельную деятельность учащихся, что в равной мере относится и к детям с ОВЗ.

Разнообразие существующих методов обучения позволяет учителю чередовать различные виды работы, что также является эффективным средством активизации учения.

Средства активизации необходимо использовать в системе, которая, объединив должным образом подобранные содержание, методы и формы организации обучения, позволит стимулировать различные компоненты учебной и коррекционно-развивающей деятельности у учащихся с ОВЗ.

Мир активных методов обучения яркий, удивительный, многогранный. В нем комфортно чувствуют себя и учителя, и ученики. Войдите в этот мир и станьте его полноправным хозяином. Откройте для себя его тайны и возможности, научитесь управлять его мощным потенциалом, сделайте свою работу намного интереснее и эффективнее, а своих учеников благодарными, успешными и счастливыми.












Приложение №1.


Упражнения для развития мелкой моторики.
















Гимнастика для глаз.

  1. Использование разного рода фигур и линий, по которым дети «бегают» глазами.

Например, на листе ватмана размером 1\2м изображаются какие-либо цветные фигуры (овал, восьмерка, волна, спираль, ромб и т.д.) или причудливо перекрещенные линии разных цветов толщиной 1 см. этот плакат размещается выше уровня глаз в любом удобно месте (над доской, на боковой стене и даже на потолке классной комнаты). По просьбе учителя дети начинают «пробегать» глазами по заданной траектории. При этом каждому упражнению желательно придавать игровой или творческий характер. Можно на кончик указки прикрепить бабочку и отправиться вместе с ней в путешествие. Упражнения выполняются стоя.

  1. Работа с расположенными на стенах классной комнаты карточками.

На них мелкие силуэтные изображения предметов, буквы, слоги, слова, цифры, геометрические фигуры и т.д. (размер изображенных предметов от 1 до 3 см). по просьбе учителя дети встают и выполняют ряд заданий: отыскивают на стенах картинки, являющиеся ответом на загадку; находят изображения предметов, в названиях которых есть нужный звук; составляют из слов, записанных на карточках, предложения и т.д.

  1. Вверх-вниз, влево-вправо.

Двигать глазами вверх-вниз, влево-вправо. Зажмурившись, снять напряжение, считать до десяти.

  1. Круг.

Представить себе большой круг. Обводить его глазами сначала по часовой стрелке, потом против часовой стрелки.

  1. Квадрат.

Предложить детям представить себе квадрат. Переводить взгляд из правого верхнего угла в левый нижний – в левый верхний, в правый нижний. Еще раз одновременно посмотреть в угол воображаемого квадрата.

  1. Покорчим «рожи».

Учитель предлагает изобразить мордочки различных животных или сказочных персонажей.

Гримасочка ежика – губки вытянуты вперед-влево-вправо-вверх-вниз, потом по кругу в левую сторону, в правую сторону. (затем изобразить Кикимору, Бабу-Ягу, бульдога, волка, мартышку и т.д.)

  1. Рисование носом.

Детям нужно посмотреть на табличку и запомнить слово или букву, затем закрыть глаза. Представить себе, что нос стал таким длинным, что достает до таблички. Нужно написать своим носом выбранный элемент. Открыть глаза, посмотреть на табличку. (Учитель может конкретизировать задание в соответствии с темой урока).

  1. Раскрашивание.

Учитель предлагает детям закрыть глаза и представить перед собой большой белый экран. Необходимо мысленно раскрасить этот экран поочередно любым цветом: например сначала желтым, потом оранжевым, зеленым, синим, но закончить раскрашивание нужно самым любимым цветом. Раскрашивать не торопясь, не допуская пробелов.

  1. Расширение поля зрения.

Указательные пальцы обеих рук поставить перед собою, причем за каждым пальчиком следит свой глаз – за правым пальцем – правый глаз, за левым – левый. Развести пальчики в стороны и свести вместе. Свести их… и направить в противоположные стороны на чужие места: правый пальчик (и с ним левый глаз) в правую сторону. Вернуться на свои места.

  1. Буратино.

Предложить детям закрыть глаза и посмотреть на кончик своего носа. Учитель медленно начинает считать от одного до восьми. Дети должны представить, что их носик начинает расти, они продолжают с закрытыми глазами следить за кончиком носа. Затем, не открывая глаз, с обратным счетом от 8 до 1, ребята следят за уменьшением носика.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Завучу

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Амелина Оксана Владимировна

Дата: 10.07.2019

Номер свидетельства: 516594

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства