Просмотр содержимого документа
«КОУЧИНГ «Слагаемые эффективного психолого-педагогического сопровождения допрофильной подготовки и профильного обучения»»
ТЕМА КОУЧИНГА: Слагаемые эффективного психолого-педагогического сопровождения допрофильной подготовки и профильного обучения
Цель: повышение уровня профессиональной компетентности по вопросу организации и сопровождения допрофильной подготовки и профильного обучения.
Задачи
1. Систематизировать теоретические знания о психолого-педагогическом сопровождении допрофильной подготовки и профильного обучения.
2. Транслировать опыт работы Государственного учреждения образования «Средняя школа № 16 г.Борисова» по организации профильного обучения.
Методы проведения тренинга
Презентация теоретического материала, его обсуждение.
Групповое решение практических задач
Проведение участниками коучинговых бесед, анализ
Основные (ключевые) идеи:
Допрофильная подготовка
Цель психолого-педагогического сопровождения допрофильного обучения
Задачи психолого-педагогического сопровождения допрофильного обучения
Направления допрофильной подготовки
Профильное обучение
Цель психолого-педагогического сопровождения профильного обучения
Основные задачи психолого-педагогического сопровождения профильного обучения учащихся
Основными направлениями психолого-педагогического сопровождения профильного обучения
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
1. Приветствие «Здравствуйте!»
Прошу ответить на мое приветствие после той фразы, которое посчитаете обращением именно к вам.
Здравствуйте, те, кто работает в УО, в котором организовано профильное обучение.
Здравствуйте, те, кто прошел ПК по теме профильного обучения
Здравствуйте те, кто в отпуске хорошо отдохнул!
Здравствуйте те, кто умеет мечтать…
Здравствуйте, те, кто готов творчески работать!
Здравствуйте те, кто любит свою работу и детей!
2. Знакомство с учреждением (фильм)
МОЗГОВОЙ ШТУРМ
1. Тест
Профильное обучение – это
а) индивидуальное обучение;
б) дифференцированное обучение;
г) подготовка к выбору профиля;
д) профессиональное самоопределение;
е) социализация адаптации личности.
2. Видео-интервью «Взгляд учащихся на профильное обучение и выбор профессии»
ОСМЫСЛЕНИЕ
1. Организационное, научно-методическое сопровождение профильного обучения на основе компетентностного подхода.
3. Психологическое сопровождение допрофильной подготовки и профильного обучения.
РАБОТА В ГРУППАХ «Компетентностный подход в допрофильной подготовке и профильном обучении»
Практическая задача:
Составить модель реализации принципа профильного обучения (одного направления) с учетом соответствующей образовательной среды (кадровые, материально-технические и учебно-методические ресурсы), используя учебный план, УМК факультативных занятий.
Показать непрерывность профильного обучения на всех ступенях общего среднего образования. Указать проблемы и возможные пути их решения.
Презентация перспективных предметно – тематических моделей профильного обучения.
Вывод: Модели доказывают преемственность в развитии и получении знаний в определенных предметных областях с начальной школы до III ступени.
Т.е. школа предоставляет возможность выбора для всех категорий учащихся на всех ступенях общего среднего образования и реализует принципы инновационного подхода к ПО.
Важно для нас, что эти модели не статичны, могут быть усовершенствованы.
ОТКРЫТЫЙ МИКРОФОН
Проблемы и трудности в организации профильного обучения
РЕФЛЕКСИЯ
1. Запишите три предложения о сегодняшнем коучинге. Сократите до двух слов. Объедините в одно слово. Оставшееся слово запишите на стикере и прикрепите на стенд.
2. Вопросы-шутки «Все об одной профессии»
Организационное, научно-методическое сопровождение профильного обучения на основе компетентностного подхода
Уважаемые коллеги, свое выступление я начну так:
Прошу ответить на мое приветствие после той фразы, которое посчитаете обращением именно к вам.
Здравствуйте, те, кто работает в учреждении, в котором организовано профильное обучение.
Здравствуйте, те, кто прошел ПК по теме профильного обучения
Здравствуйте те, кто любит свою работу и детей!
Здравствуйте, те, кто готов творчески работать!
Здравствуйте те, кто в отпуске хорошо отдохнул!
Здравствуйте те, кто умеет мечтать…
С 1 сентября 2015 года начался новый виток в реализации профильного обучения: начат постепенный переход на относительную завершенность обучения на ІІ ступени общего среднего образования, введено профильное обучение на ІІІ ступени общего среднего образования и допрофильная подготовка учащихся на ІІ ступени общего среднего образования.
Введение профильного обучения предполагает организационный слом привычной школьной структуры, создание специальной третьей ступени с особым организационным устройством, со своим кадровым составом.
Профильное обучение в классах реализуется по принципу их профессиональной ориентации и направлено на повышение способности будущего выпускника к самостоятельному действию на рынке образовательных услуг, конструированию собственного образовательного маршрута.
Кем стать? Этот вопрос задавал, задает и будет задавать буквально каждый учащийся школы без исключения.
видео
Профильное обучение – это, прежде всего выбор учащимися профиля, которые предлагает учреждение. А выбирать всегда трудно. Вот здесь большую роль должна сыграть педагогическая поддержка профессионального самоопределения учащихся. Чем точнее будет сделан выбор, тем меньше разочарований и трудностей ждет молодого человека и тем больше вероятность, что общество в будущем получит хорошего профессионала.
Каждая школа стремится найти самую оптимальную и эффективную форму профилизации с точки зрения учащихся, родителей, учителей, социума.
Главное, при организации профильного обучения и допрофильной подготовки прежде всего учитывать интересы ребёнка, а не учителя.
И здесь необходимы чёткие и обдуманные действия всех участников данного процесса и, прежде всего, руководства школы.
Начинаем с нормативно-правовой базы, формируем собственную модель профильного обучения с учётом особенностей учреждения, проводим информационно-разъяснительную работу.
Стратегическое управление ПО на уровне школы осуществляет директор, совет школы, педагогический и методический совет. На педагогическом консилиуме руководство анализирует образовательную среду учреждения, необходимую для организации профильного обучения, выявляет оптимальные формы его организации. Далее - разрабатывает нормативно-правовую базу, потом - контроль использования ресурсов, мониторинг результатов профильного обучения.
В нашем учреждении координатором стратегического управления является – директор Анжела Александровна, это наш генератор идей.
Для организации профильного обучения в 2015/2016 учебном году мы провели анализ готовности и заинтересованности всех участников образовательного процесса в организации профильного обучения, начиная с января 2015 года, обсудили анализ образовательной среды учреждения на конец учебного года. Дальше шла работа школьных методических объединений.
В течение учебного года работала творческая группа педагогов «Профильное обучение: проблемы и решения». Одним из решений педагогического совета «Профильное обучение: проблемы и перспективы» с целью профильной ориентации учащихся было создание творческой группы педагогов по разработке проекта «Престижные профессии. Мифы и реальность»,
Промежуточные результаты профильного обучения рассматривались на заседании методического совета «Мониторинг образовательной подготовки учащихся в профильном обучении»
Тактическое управление осуществляют заместители директора. Они отвечают за информационную работу с учащимися, их законными представителями, комплектование групп для изучения учебных предметов на повышенном уровне, проведения факультативных занятий, учебно-методическое сопровождение профильного обучения.
Реализационное управление осуществляют педагоги, которые работают в профильных группах, классах, классные руководители, педагог-психолог, библиотекарь, социальный педагог.
Основные цели, которые ставят педагоги при организации учебного процесса в рамках профильного обучения это:
• повышение качества общего образования;
• установление равного доступа к полноценному образованию различным категориям учащихся в соответствии с их склонностями и потребностями;
• обеспечение условий для творческого и профессионального самоопределения учащихся.
Полноценная организация профильного обучения в школе возможна при соблюдении следующего комплекса условий:
1) готовность и заинтересованность всех участников образовательного процесса в организации профильного обучения на III ступени общего среднего образования: от директора до законных представителей учащихся
2) наличие в учреждении образования необходимых кадровых, материально-технических и учебно-методических ресурсов.
Выбор профиля, чаще всего, зависит от наличия кадров, личности учителя. Поэтому, первое - это педагогические кадры, квалификационный и образовательный уровни которых позволяют обеспечить качество образования;
В нашем учреждении работают более 70% педагогов с высшей и первой квалификационной категорией, имеющие опыт работы более 15 лет, в т.ч. на III ступени образования, а также в мультипрофильных группах (2006-2008 г.г.), при обучении учебным предметам на повышенном уровне.
В профильных классах работают 7 педагогов. Все педагоги прошли повышение квалификации по теме профильного обучения.
слайд Информация по педагогам, работающим в профильных классах
По какому принципу подбираются педагоги для работы в профильных классах:
Во-первых, это педагоги, зарекомендовавшие себя как творческие личности, обладающие высоким профессиональным опытом (учителя высшей и первой квалификационной категории), интеллектуальным потенциалом и научной компетенцией;
Во-вторых, это педагоги, умеющие работать с детьми в духе сотворчества, сопереживания;
В-третьих, это педагоги, обладающие определенными критериями готовности педагога для ведения обучения в профильных классах, готовые отойти от «классического» формирования знаний, умений и навыков.
Задача педагога – помочь учащимся найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми. Каждый учащийся должен знать, зачем он учится. Результат образования – это не только знания по определенным дисциплинам, но и умение применять их в повседневной жизни, использовать в дальнейшем обучении.
Не менее важным условием для организации профильного обучения – являются учащиеся с хорошими результатами учебной деятельности на II ступени образования и готовые к профильному обучению в 10 классах.
Далее - достаточная информационно-образовательная среда. В этом направлении мы целенаправленно, исходя из материальных возможностей, работаем: это и работа по расширению программного обеспечения, возможностей использования информационно-образовательных ресурсов (77,5 % педагогов имеют сертификаты пользователей ИКТ, в ноябре планируем увеличить до 94%).
Следующее условие - выделение дополнительного количества учебных часов для функционирования профильных классов или профильных групп – в нашем учреждении на это уходит примерно 30 часов.
Одна из особенностей профильного обучения - его профессионально ориентированная направленность, поэтому для усиления профориентационной работы классных руководителей с учащимися увеличено количество часов ОВР в 9, 10, 11 классах на 1 час.
С учетом этих условий, а также с учетом сложившихся традиций школы модель образовательной траектории профильного обучения в этом учебном году следующая:
- Сформированы два профильных 10-х класса по третьей модели с изучением на повышенном уровне учебных предметов:
1) математика и английский язык – 6 учащихся;
2) математика и русский язык – 7 учащихся;
3) химия и биология – 7 учащихся.
- Продолжают обучение в двух профильных 11-х классах также по третьей модели с изучением на повышенном уровне учебных предметов:
1) математика и английский язык – 8 учащихся;
2) русский язык и английский язык – 14 учащихся (1 учащийся выбыл в прошлом году за пределы Республики).
Дополнительно индивидуальный образовательный маршрут поддерживается за счет введения факультативных занятий на профиль.
Данная модель предусматривает возможность разнообразных комбинаций учебных предметов, что обеспечивает гибкую систему профильного обучения.
Совершенно естественно, что, сделав выбор, учащийся вправе рассчитывать на то, чтобы получить в школе такой уровень подготовки, который обеспечил бы ему возможность определиться с выбором будущей профессии, поступить в соответствующее УССО или УВО.
Для того чтобы учащиеся могли сделать действительно самостоятельный, осознанный и независимый выбор, необходима опережающая работа, т.е. профильному обучению предшествует допрофильная подготовка.
Учащиеся, оканчивающие 9-й класс, должны быть готовы не только к профильному обучению, но и к дальнейшему жизненному, профессиональному и социальному самоопределению.
В 2018 году Беларусь планирует присоединиться к Международной программе по оценке образовательных достижений учащихся 15-летнего возраста (PISA)(2006 г.)
Основной целью данного исследования PISA является оценка образовательных достижений учащихся 15-летнего возраста. Ключевой вопрос исследования – «Обладают ли учащиеся 15-летнего возраста, получившие общее обязательное образование, знаниями и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в обществе?».
Исследование направлено не на определение уровня освоения школьных программ, а на оценку способности учащихся применять полученные в школе знания и умения в жизненных ситуациях.
Поэтому основной целью школы является создание условий для организации эффективной системы допрофильной подготовки, способствующей самоопределению обучающихся относительно выбираемых ими профилей дальнейшего обучения и выбору способа получения дальнейшего образования.
Основными составляющими допрофильной подготовки в учреждении являются:
- спланированные действия по информированию учащихся и их семей об образовательных возможностях территориально доступной им образовательной сети.
- специально организованная деятельность, направленная на оказание учащимся психолого-педагогической поддержки.
Неотъемлемой составляющей допрофильной подготовки является организация и проведение факультативных занятий, которые предназначены для расширения общего кругозора учащихся, формирования их личностных качеств, развития творческого потенциала и направлены на удовлетворение запросов и интересов обучающихся.
В целях формирования интереса у учащихся к изучению отдельных учебных предметов и в дальнейшем мотивированном выборе профиля обучения Министерством образования рекомендовано начиная с V класса предлагать учащимся системное изучение факультативных занятий по учебным предметам, к изучению которых учащиеся проявляют интерес.
Мы этого придерживались всегда.
Вы видите спектр из 8 учебных предметов, которые изучались на повышенном уровне в учреждении (на факультативных занятиях) с 2010 года:
Учебный предмет
Классы
2010/2011
2011/2012
2012/2013
2013/2014
2014/2015
2015/2016
русский язык
10, 11
10, 11
10, 11
11
10, 11
10
английский язык
4, 5, 8, 10, 11
5, 6, 7, 11
6, 7
7, 8, 11
8, 9
9
математика
8, 9, 10, 11
7, 9, 10, 11
8, 10, 11
8, 9, 10, 11
8, 9, 11
9, 10, 11
физика
10, 11
7, 10
8, 11
9, 10
10, 11
10, 11
биология
10, 11
10
10, 11
химия
10, 11
физическая культура и здоровье
8
7, 9
8, 10
9, 11
10
Например, факультативные занятия по английскому языку были организованы в одной параллели с 4 класса и дошли до 10 класса, математика – с 8 класса.
В этом учебном году в учреждении организовано 116 факультативных занятий по отдельным учебным предметам.
В цепочке допрофильная подготовка-профиль должна быть логика в распределении часов факультативных занятий.
На следующем слайде можно проследить логическое продолжение допрофильной подготовки, проводимой в прошлом учебном году, которым стало изучение отдельных учебных предметов на повышенном уровне:
Допрофильная подготовка
(проведение факультативных занятий в 2015/2016 учебном году)
Профильное обучение
(изучение учебных предметов на повышенном уровне в 2016/2017 учебном году)
9
Коммуникативная грамматика
10
Английский язык на повышенном уровне
9
Обобщающий факультативный курс по математике
10
Математика на повышенном уровне
9
Физиология человека
10
Биология на повышенном уровне
9
Продолжаем открывать тайны вещества
10
Химия на повышенном уровне
9
Психологические основы выбора военной профессии
10
Класс с посещением ФВПН:
- «Школа защитника Отечества»
- «Физическая подготовка будущего защитника Отечества»
Сложившаяся в учреждении система изучения предметов на повышенном уровне положительно сказывается на качестве знаний учащихся. Средний балл и уровень обученности учащихся по предметам, изучаемым на повышенном уровне, более высокий.
Одним из условий организации профильного обучения является наличие эффективной системы сетевого взаимодействия с учреждениями дополнительного образования детей и молодежи, учреждениями высшего образования, иными учреждениями образования.
Наше учреждение находится на территории бывшего военного городка. Семейные династии, знаменитые выпускники оказывают влияние на выбор дальнейшего направления образования. Более четырехсот выпускников нашей школы выбрали профессию - Родину защищать!
С учетом сложившихся традиций школы с 1991 года в учреждении с периодичностью почти один раз в два года открывается класс с посещением факультативов военно-патриотической направленности ФВПН (военно-патриотический класс).
С организацией, сопровождением этого класса вас познакомит более подробно учитель допризывной подготовки Печерский И.К.
Выступает Печерский И.К.
Слайды ФОТО учащихся ВПК
Положительные аспекты профильного обучения очевидны: благоприятные условия для развития задатков способностей, усиление мотивации к учебе, реализация свободы выбора.
Хорошо налаженная система профильного обучения обеспечивает и усвоение учащимися знаний, умений и навыков по учебным предметам, и социальную ориентацию и адаптацию личности.
Таким образом, профильное обучение является одним из эффективных путей реализации компетентностного похода в образовании.
Вместе с тем существуют проблемы и трудности в организации допрофильной подготовки и профильного обучения.
Проблемы при организации допрофильной подготовки:
- У многих обучающихся низкий уровень наличия собственной практической готовности и способности для получения избранного образования.
(в течение учебного года, конкретнее, начиная с января месяца проводим индивидуальное собеседование с учащимися во вопросу выбора пути их дальнейшего образования)
- Не у всех обучающихся четко сформированы потребности в выборе факультативных занятий (здесь работает учитель-предметник по информированности и мотивации учащихся).
- Ограниченность количества допустимых факультивных занятий для одного учащегося (многие учащиеся желают посещать хоть и все предложенные факультативы, но это нарушение нормы максимально допустимой нагрузки).
- Выбор выпускниками дальнейшего обучения после школы не вполне соотносится с реальными способностями и возможностями: носит либо романтический (нереальные мечты), либо прагматический характер (ориентация на тот УВО, куда есть реальная возможность поступить, но все-таки на УВО).
Проблемы при организации профильного обучения:
- Перегрузка учащихся как следствие условий и содержания образования, все-таки перегрузка есть, об этом вы слышали, говорят и дети.
- Ограниченность выбора профиля (выбирают из того, что предлагаем - учреждение не в состоянии предоставить большой выбор профилей для учащихся, удовлетворяющих их интересам).
- Отсутствие надежных методов психологической диагностики познавательных интересов и задатков способностей школьников.
- Адекватная самооценка своих возможностей учащихся по различным причинам (возрастным, психологическим, социальным и т.д.) не всегда бывает сформирована и не является достаточным условием для распределения в профильные классы.
- Выбор профиля самими школьниками часто происходит по вполне случайным причинам, нравится не предмет, а учитель; иногда под давлением родителей, иногда мотивами школьников служат: «туда пошли мои друзья», «там добрая классуха», «это престижно» и т.д.;
- Также существует проблема социально-психологической адаптации к новой ситуации обучения для учащихся 10-го класса (адаптация в новом коллективе, адаптация к увеличившейся учебной нагрузке по определенному профилю, к новым требованиям учителей);
Проблемы в методическом сопровождении:
- Нормативная правовая база сформирована (только на один год);
- Отсутствие учебных пособий или несоответствие содержания существующих учебников содержанию новых учебных программ и требованиям к подготовке учащихся, изучающих предмет на повышенном уровне;
- Недостаточное количество дополнительной учебно-методической литературы;
- Отсутствие контрольно-измерительных материалов для профильных классов.
В основном эти проблемы ложатся на плечи учителей-предметников. Мы стараемся затраченный труд педагогов компенсировать материально.
Конечно, в профильном обучении есть проблемы, относящиеся и к содержанию образования, и в образовательном процессе в целом, грамотной поддержки учащегося в выборе профиля, умению создавать ситуацию успеха для школьников.
Не смотря на это, мы оптимистично смотрим вперед. Надеемся, что новые учебные пособия, учебные программы по базовым и профильным предметам скорректируют силы и время учащихся на изучение предметов, чем повысится мотивация учащихся к осознанному выбору будущей профессии.
Исходя из последних новостей, помимо:
- проведения через несколько лет Национального экзамена для выпускников девятых и одиннадцатых классов учреждений общего среднего образования
- проведения независимой аттестации учащихся (за девятый класс - в 2019-2020 г., а за одиннадцатый класс – в 2021-2022 г.)
- к 2021 году все школы планируется перевести на профильное обучение.
Поэтому работу по внедрению профильного обучения будем продолжать, а для качественной организации профильного обучения учащихся необходимо его эффективное психолого-педагогическое сопровождение, которое в нашем учреждении проводит педагог-психолог Ругаль С.В.