Муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 5»
г. Михайловска Ставропольского края
Попова Галина Владимировна,
учитель немецкого языка
Педсовет по теме:
«Концепция здоровьесберегающей технологии в образовании и основные организационно-методические подходы её реализации»
Ничто так не содействует успеху нашей деятельности, как крепкое здоровье. Наоборот, слабое здоровье слишком мешает ей.
Френсис Бэкон
1 слайд
«Забота о здоровье – это важнейший труд учителя, воспитателя. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы…»
В.А.Сухомлинский
Конечным результатом в политике любого государства является здоровье нации, именно здоровье выступает как мера качества жизни. Здоровье детей и подростков является одним из важнейших показателей, определяющих потенциал страны (экономический, интеллектуальный, культурный), а также одной из характеристик национальной безопасности. Среди важнейших социальных задач, которые сегодня стоят перед образованием – забота о здоровье, физическом воспитании и развитии учащихся. Поэтому одной из главных целей педагогического коллектива нашей школы становится повышение качества образования через формирование и развитие здоровьесбережения и здоровьесозидания в школе.
2 слайд
В связи с концепцией здоровьесбережения понятие здоровья рассматривается с различных сторон.
Практика здоровьесберегающего обучения постепенно накапливает опыт, опираясь на различные методологические основания. Понимая «здоровье» как целостность, разные авторы и научные коллективы предлагают различные модели его интерпретации:
• Трех компонентный «цветок здоровья» (физическое, психическое, социальное) - первое определение Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ).
• Четырехкомпонентный цветок (добавляется нравственный компонент) - второе определение ВОЗ. Практически преломлено в опыте В.Ф.Базарного.
• Семикомпонентное наполнение модели (по органам и системам жизнео-беспечения) предлагает д. мед. н., профессор М.Л. Лазарев, один из наиболее активных медиков, использующих возможности искусства, в частности, музыку для лечения детей в процессе обучения.
В международной практике в настоящее время получила распространение 6-компонентная модель «цветка здоровья». Каждый компонент отражает один из аспектов здоровья:
1. Физический - согласованная работа органов и систем;
2. Психо-эмоциональный способность человека выражать эмоции, проявлять их, управлять ими;
3. Интеллектуальный - способность работать с информацией;
4. Личностный - самооценка (восприятие себя как личности и на отношения окружающих к себе) самозначимость;
5. Социальный - а/ половой аспект Я (модель поведения); б/взаимоотношения с социумом в различных ситуациях;
6. Духовный - стержень человека (отношение к неприходящим ценностям, нравственные принципы, вопросы веры и. т. д.).
3 слайд
Основными задачами на пути достижения этой цели являются:
Оптимизация уровня образовательной нагрузки каждого ученика;
Использование здоровьесберегающих технологий в процессе обучения;
Проведение системы лечебно-оздоровительных мероприятий;
Реализация системы профилактических мероприятий;
Организация качественного питания воспитанников учащихся ОУ, увеличение охвата горячим питанием, соблюдение натуральных норм питания
Организация физкультурно-массовых мероприятий;
Оптимизация системы психологической помощи учащимся;
Формирование благоприятного морально-психологического климата в ученических и педагогическом коллективах.
4 слайд
Приоритетные направления здоровьесберегающей деятельности школы
Учебно-воспитательная работа, диагностическая работа, Профилактическая и коррекционная работа, научно-методическая работа, Информационно-просветительская работа.
Учебно-воспитательная работа:
соблюдение режима учебных занятий и самостоятельной работы учащихся разных возрастных групп;
организация ступенчатого режима повышения учебной нагрузки для учащихся первых классов с целью облегчения адаптации к новым условиям;
составление расписания в соответствии с гигиеническими требованиями;
создание условий для развития индивидуальных способностей и отдыха по интересам;
контроль за правильным использованием технических средств обучения:
организация перемен и длительной динамической паузы для пребывания на воздухе и питания в столовой;
организация перемен, создание условий, способствующих оптимальному двигательному режиму учащихся разных возрастных групп.
Диагностическая работа:
создание "паспорта здоровья" учащегося с целью определения условий для оптимальной работоспособности и жизнедеятельности, определение группы здоровья школьника;
осуществление контроля за соблюдением норм учебной нагрузки (дневной, недельной, годовой);
анализ результатов медицинских исследований и ознакомление всего педагогического коллектива с конечными результатами медицинских осмотров и профилактических мероприятий.
Профилактическая и коррекционная работа:
формирование, сохранение и корректировка здоровья учащихся и педагогов;
мониторинг санитарного состояния учебного помещения (отопление, вентиляция, освещенность, водоснабжение, канализация);
контроль за техническим состоянием электрооборудования, соблюдением правил его эксплуатации;
контроль за состоянием рабочей мебели (ученические столы, стулья, классные доски, шкафы), а также соответствием ее возрастным характеристикам;
контроль за недопустимостью использования вредных для здоровья строительных материалов и красок в процессе ремонта классных комнат и всего помещения школы;
оснащение необходимым сантехническим оборудованием туалетов, учитывая разность возрастного контингента учащихся;
оснащение медицинского кабинета оборудованием, лекарственными препаратами и дезинфицирующими средствами;
контроль пищевого рациона (достаточность, сбалансированность, правильное сочетание продуктов),
научно-методическая работа:
повышение профессиональной компетенции учителей, формирование их готовности к работе по сохранению и укреплению здоровья учащихся;
скорейшее внедрение результатов научных достижений в области преподавания;
научное исследование и апробация авторских учебных программ и пособий с целью внедрения оптимальных для школы программ в образовательный процесс;
контроль за недопустимостью использования в отношении учащихся и учителей непроверенных оздоровительных систем и методов;
проведение экспертизы всех используемых в образовательном процессе программ, методов воспитания и обучения, оздоровительных мероприятий с целью изучения влияния на самочувствие и здоровье учащихся;
Информационно-просветительская работа:
использование различных форм массовой пропаганды здорового образа жизни (публикации в газете, организация лекций, семинаров, проведение «Дней здоровья»);
использование наглядной агитации (выпуск стенгазет, оформление уголков здоровья в классных комнатах) и воспитание учащихся личным примером (привлекательность внешнего вида, доброжелательность в общении, забота о собственном здоровье, занятия спортом, отказ от вредных привычек);
осуществление профориентации школьников с учетом состояния здоровья и психофизических особенностей каждого ученика
Данные здоровья обучающихся
№ | Наименования заболеваний | количество | класс |
1 | Врожденные пороки | | |
2 | Заболевания сердечно-сосудистой системы | | |
3 | Заболевания органов дыхания | | |
4 | Заболевания желудочно-кишечного тракта | | |
5 | Заболевания внутренних органов (печень, почки, иное) | | |
6 | Заболевания эндокринной системы | | |
7 | Заболевания нервной системы | | |
8 | Аллергические и кожные заболевания | | |
9 | Нарушение осанки, опорно-двигательного аппарата | | |
10 | Лор-заболевания | | |
11 | Нарушения зрения, слуха | | |
12 | кариес | | |
13 | травмы | | |
14 | Перенесенные оперативные вмешательства | | |
Анкета здоровья учащихся
№ | Вопрос | Среднее по классу |
1 | Сколько времени в сутки ты спишь? | |
2 | Делаешь ли ты утреннюю гимнастику? | |
3 | Сколько времени ты проводишь на свежем воздухе? | |
4 | Завтракаешь ли ты перед школой? | |
5 | Питаешься ли ты горячим обедом в столовой? | |
6 | Сколько раз в день ты ешь? | |
7 | Входят ли в твой рацион: мясо молочные продукты свежие овощи и фрукты | |
8 | Сколько времени (в среднем ) уходит на выполнение домашних заданий? | |
9 | Чувствуешь ли ты усталость после занятий: | |
10 | Часто ли ты обращаешься к врачам по поводу здоровья? | |
11 | Сколько времени в день ты проводишь за: | |
12 | Занимаешься ли ты в спортивной секции танцами шейпингом | |
Нормы пребывание детей на воздухе в учебные дни
Возраст | класс | Продолжительность (в астрономических часах) |
6 | 1 | 4 |
7-10 | 1-3 | 3,5 |
10-11 | 4 | 3 |
11-18 | 5-11 | 2,5 |
Возрастные нормативы сна в сутки
(в астрономических часах)
возраст | класс | Сон ночной | Сон дневной |
6 | 0 | 11-10,5 | 1,5-2 |
7-8 | 1 | 11-10,5 | 1,5 |
8-9 | 2 | 11-10,5 | - |
9-10 | 3 | 10,5 | - |
10-11 | 4 | 10,5 | - |
11-13 | 5-6 | 10,5 | - |
13-15 | 7-8 | 9,5 | - |
15-16 | 9 | 9 | - |
17-18 | 10-11 | 9-8,5 | - |
Анкета здоровья учителя
ФИО_______________________
Стаж работы________________
Недельная нагрузка__________
Хронические заболевания - да, нет
Сколько раз в этом году был на больничном______
Элементы режима (в часах, минутах) | Пн. | Вт. | Ср. | Чт. | Пт. | Сб. | Вс. | Средняя за рабочую неделю | Средняя за выходные дни |
Сон | | | | | | | | | |
Время пребывания в школе | | | | | | | | | |
Подготовка к урокам | | | | | | | | | |
прогулки | | | | | | | | | |
Время за компьютером | | | | | | | | | |
Время за телевизором | | | | | | | | | |
Занятия по интересам | | | | | | | | | |
Работа по дому, труд | | | | | | | | | |
Занятия спортом | | | | | | | | | |
5 слайд
Основной установкой становится сегодня - сохранение здоровья и творение здоровья, но это возможно осуществлять только через педагогические действия и установление психологического контакта с учеником. Учитель должен помочь ребенку адаптироваться к жизни и максимально точно выбрать оптимальный жизненный путь самореализации.
Одной из важнейших целей работы школы в современный период является здоровьесбережение участников образовательного процесса.
Для этого в системе проводятся следующие меры:
Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности: контроль за исправностью оборудования, соблюдением учащимися правил по охране труда и противопожарной безопасности, беседы о правилах поведения на перемене.
Экологические здоровьесберегающие технологии: озеленение учебного кабинета, осуществление экологического образования на уроках окружающего мира.
Защитно – профилактические технологи: выполнение СанПиНов.
Компенсаторно - нейтрализующие технологии: проведение физкультминуток и физкультпауз, эмоциональных разрядок или «минуток покоя», релаксационных упражнений; создание благоприятной атмосферы и ситуаций успеха.
Сохранение умственного здоровья: использование опорных карточек, схем, алгоритмов правил, тематических модулей, фрейм проблем и кластеров; чередование видов активности.
Сохранение физического здоровья: проведение физкультминуток; учет особенностей учащихся; дифференцированный подход к детям; использование здоровьесберегающих форм учебного занятия (экскурсии, игры и др.) и оптимальных образовательных технологий; стимуляция внешней мотивации и внутренней мотивации.
Сохранения нравственного здоровья: cоздание благоприятной пространственной среды, доверительной системы отношений.
6 слайд
В последние годы педагогический коллектив работает над темой: «Качество образования школьника как результат внутренней и внешней оценки уровня образовательных достижений». Совершенно ясно, что в этих условиях особое значение приобретает интенсификация урока с целью повышения его эффективности и предупреждения таким образом перегрузки учащихся при самоподготовке. Но как при интенсификации урока не перегрузить школьников, ибо плотность и темп урока резко возрастают? Выходом стало использование на уроках здоровьесберегающих технологий.
7 слайд
Интенсификация урока дает ряд преимуществ и с точки зрения здоровьесбережения:
Сокращается объем времени на выполнение домашних заданий, а следовательно высвобождается время на занятия активно-двигательного характера и развитие личности.
Позволяет рационально организовывать урок с точки зрения гигиенических и психолого-педагогических критериев.
Повышает мотивацию учения.
Развивает навыки рациональной организации труда.
Побуждает к использованию учителем разнообразных видов деятельности и их чередованию.
Опыт практической деятельности выявил следующие пути решения данной проблемы:
Использование технологий, имеющих здоровьесберегающий ресурс (уровневой дифференциации, индивидуального обучения, программированного обучения, групповых и игровых технологий, укрупнения дидактических единиц, развивающего обучения)
Применение активных методов обучения и форм организации познавательной деятельности учащихся.
Рациональная организация труда учителя и учеников.
Создание комфортного психологического климата.
Соблюдение СанПиН и правил охраны труда.
Чередование различных видов деятельности на уроке.
Использование компьютерных средств обучения.
8 слайд
Подведение итогов предложенных ситуаций по организации урока
Педагоги нашей школы умеют ориентироваться в постоянно изменяющемся мире, способны к принятию и реализации решений организации урока, они ответственны за свой выбор и готовой к саморазвитию и самообразованию, созданию на своем уроке условий для развития способностей школьников, их интересов и самореализации каждого ученика. Современный учебно-воспитательный процесс в школе не может строиться только на простой трансляции суммы знаний, способов мышления и образцов деятельности от учителя к ученику. Учащийся должен быть активным и равноправным участником этого процесса, понимающим свою самоценность и значимость. Огромную роль в этом играют психолого-педагогические технологии, направленные на активизацию познавательной деятельности школьников. И нашим педагогическим коллективом школы накоплен определенный опыт, который может служить базой решения данной задачи.
9 слайд:
Каким же нам представляется Школа Будущего?
Это школа, в центре которой стоит Личность ребенка, его способности, интересы и развитие. На первый план в ней выходит задача индивидуализации обучения и воспитания, основой для решения которой должен стать индивидуально-гуманистический подход, личностно-ориентированная педагогика. Эта школа, где для каждого ученика выстроена своя образовательно-воспитательная траектория.
Это должна быть Адаптивная школа, способствующая социализации личности. Она должна научить выпускника жить и ориентироваться в быстро меняющемся мире, быть готовым к постоянному самообразованию и саморазвитию; сформировать у него толерантное отношение к людям других национальностей и вероисповеданий, уважение к другому мировоззрению и мнению, четкие нравственные ориентиры.
Это должна быть школа Деятельности, где в основу обучения и воспитания положен деятельностный подход. Главное — научить ребенка не только усваивать знания, но и уметь их добывать, обрабатывать, применять на практике. В обучении на первый план, таким образом, выходит освоение способов мышления, информационно-коммуникационных и исследовательских умений, овладение разными видами учебной деятельности. В воспитании — освоение разнообразных социальных ролей и имеющейся социально-нравственной практики, включение детей в разработку и реализацию социальных проектов.
Это должна быть школа Здоровья, в которой, наряду с внедрением здоровьесберегающих технологий в обучение, необходимо формировать ценность здорового образа жизни у всех участников образовательно-воспитательного процесса (учащиеся, родители, педагоги). Речь идет не только о здоровье физическом, но и о здоровье нравственном.
Это должна быть Открытая школа, взаимодействующая со всеми возможными участниками образовательно-воспитательного процесса в обществе; деятельность ее должна быть прозрачной для оценки со стороны социума. Именно школа должна стать центром образовательно-воспитательного пространства микрорайона (населенного пункта и т.д.).
Это должна быть школа-Дом, в которой сформировано Единое образовательно-воспитательное и информационное пространство, где взаимодействуют учащиеся, педагоги и родители, объединенные общими целями и задачами и являющиеся равноправными участниками учебно-воспитательного процесса, где царит успех.
Тайны успеха вообще трудно досягаемы. И Творцами и Мастерами становятся те, кто помнит: «Талант от Бога, успех –от труда и наоборот, талант – это когда трудное дело делается легко. Но легкость эта внешняя, за ней огромный труд и усилия человека». И может быть нужно лишь всего сойти с пьедестала и стать рядом с учеником. Кто сочетает любовь к своей профессии и любовь к детям – тот совершенный учитель.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Гигиенические критерии рациональной организации урока
№ п/п | Факторы урока | Уровни гигиенической рациональности |
Рациональный | Недостаточно рациональный | Нерациональный |
1 | Плотность урока | Не менее 60% и не более 75-80% | 85-90% | Более 90% |
2 | Число видов учебной деятельности | 4-7 | 2-3 | 1-2 |
3 | Средняя продолжительность разных видов учебной деятельности | Не более 10 мин. | 11-15 мин | Более 15 мин. |
4 | Частота чередования различных видов учебной деятельности | Смена не позже чем через 7-10 мин. | Смена через 11-15 мин. | Смена через 15-20 мин. |
5 | Число видов преподавания | Не менее 3 | 2 | 1 |
6 | Чередование видов преподавания | Не позже чем через 10-15 мин | Через 15-20 мин. | Не чередуются |
7 | Наличие эмоциональных разрядок (число) | 2-3 | 1 | Нет |
8 | Место и длительность применения ТСО | В соответствии с гигиеническими нормами | С частичным соблюдением гигиенических норм | В произвольной форме |
9 | Чередование позы | Поза чередуется в соответствии с видом деятельности. Учитель наблюдает за посадкой учащихся | Имеются случаи несоответствия позы виду работы. Учитель иногда контролирует посадку учащихся | Частые несоответствия позы виду работы. Поза не контролируется учителем |
10 | Физкультминутки | 2 за урок, состоящие из 3 лёгких упражнений, по 3-5 повторений | 1 физкультминутка за урок, с недостаточной продолжительностью | Отсутствуют |
11 | Психологический климат | Преобладают положительные эмоции | Имеются случаи отрицательных эмоций. Урок эмоционально индифферентен | Преобладают отрицательные эмоции |
12 | Момент наступления утомления учащихся по снижению учебной активности | Не ранее чем через 40 мин. | Не ранее чем через 35-37 мин. | Менее чем через 30 мин. |