kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ЭЛЕКТИВНЫХ КУРСОВ В ШКОЛЕ КАК ФАКТОР ГОТОВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ К СОВРЕМЕННОЙ ЖИЗНИ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Этнорегиональная образовательная система выступает многомерным социокультурным и педагогическим явлением, в условиях которой происходит формирование ребенка как свободной самоорганизующейся культуросозидающей личности. 

элективные курсы с национальным компонентом содержания  имеют следующие функции:

  • развивают интерес обучающихся  к национальному искусству, его традициям и наследию;
  • формируют представление о национальном мастере как творческой личности, духовно связанной с культурой и природой родного края;
  • нацелены на развитие школьников, на формирование их профессиональных устремлений;
  • имеют деятельностный, продуктивный характер;
  • обеспечивает интеграцию образовательного процесса с реальной действительностью, социумом;
  • обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию образования;
  • ориентированы, как на потребности личности, так и на потребности рынка труда в поселке, районе, регионе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ЭЛЕКТИВНЫХ КУРСОВ В ШКОЛЕ КАК ФАКТОР ГОТОВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ К СОВРЕМЕННОЙ ЖИЗНИ »

ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ЭЛЕКТИВНЫХ КУРСОВ В ШКОЛЕ КАК ФАКТОР ГОТОВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ К СОВРЕМЕННОЙ ЖИЗНИ



С.С.Попова

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Шугурская средняя общеобразовательная школа,

д. Шугур, Кондинский район


Этнорегиональная образовательная система выступает многомерным социокультурным и педагогическим явлением, в условиях которой происходит формирование ребенка как свободной самоорганизующейся культуросозидающей личности. Поэтому важнейшим элементом системы работы МБОУ Шугурской СОШ Кондинского района является принцип этнокультурной направленности образования.

С 2010 года в школе реализуется программа «Формирование модели предпрофильной подготовки и профильного обучения школьников в общеобразовательном учреждении с этнокультурным содержанием образования как фактор готовности их к современной жизни».

Модель предпрофильной подготовки и профильного обучения является программно – целевой. Основной принцип построения модели:

  • Перспективность — учет перспектив развития образования в
    регионе и перспектив социально-экономического разви­тия региона.

В школе созданы все условия для индивидуальной образовательной активности каждого учащегося в процессе становления его способностей к самоопределению, самоорганизации, осмыслению своих образовательных перспектив. Эти условия включают и этнокультурное содержание учебного процесса, которое обеспечивается за счет изучения элективных курсов, отражающих традиционные виды трудовой деятельности коренных народов Югры. Реализация модели профильного обучения (технологический профиль) с этнокультурным содержанием способствует расширению возможности социализации учащихся, готовности старшеклассников к социально-профессиональному самоопределению, получению выпускниками школ полноценного образования в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями, этнокультурной ориентацией и потребностями региона, муниципальной территории.

Перспективы реализации программы:

  • Развитие малого бизнеса на территории сельского поселения;

  • Возрождение и развитие зверосовхоза «Карымский» (специальности: охотовед, рыбак, зоотехник, ветеринар, зверовод);

  • Уменьшится количество безработных граждан;

  • Уменьшится отток выпускников ОУ (молодежи) с территории сельского поселения, района, округа.

С 2010 - 2011 учебного года в учебный план школы за счет компонента образовательного учреждения в 5 – 11 классах введены элективные курсы:

5 класс (мальчики) – элективный курс «Основы рыбоводства». Обучающиеся знакомятся с видами рыб, их миграцией.

5 класс (девочки):

  1. Элективный курс «Дары Миснэ» в рамках программы «Искусство: северный дизайн». Девочки учатся выполнять простейшие композиции северного дизайна из цветов, из листьев в виде мозаики; создают индивидуальные проекты учебно – производственной деятельности.

  2. Элективный курс «Сувенир «Игольница» в рамках программы «Вышивка бисером и шерстяной нитью». Цель – ознакомление с орнаментами кондинских манси, изготовление игольницы традиционным видом нашивания бисера.

6 класс (мальчики) – элективный курс «Основы рыболовства». Цели - ознакомление с различными способами добычи рыбы практикующимися населением Кондинского района, деревни Шугур; ознакомление с видами древесины; изготовление простых орудий лова рыбы.

6 класс (девочки):

  1. Элективный курс «Мастерская Комполэна» в рамках программы «Искусство: северный дизайн». Обучающиеся выполняют композиции северного дизайна, создавая их из соломки и кожи рыб.

  2. Элективный курс «Налобная полоска Восточной группы манси» в рамках программы «Вышивка бисером и шерстяной нитью». Цель – изготовление налобной полоски традиционным видом бисероплетения.

7 класс (мальчики) – элективный курс «Изготовление орудий лова, рыболовство». Обучающиеся приобретают навыки по изготовлению инструмента, применяемого для лова рыбы и обслуживания устройств для лова; по установке сети, невождению (рисунок 1).

7 класс (девочки):

  1. Элективный курс «Северная береста» в рамках программы «Искусство: северный дизайн». В результате обучения данному курсу девочки приобретают следующие знания: снимать и различать бересту, ее качества, в какое время года она снята; подбирать бересту для композиции и составить целостный образ картины; уметь выполнять простейшие композиции северного дизайна, создавая их из бересты; создавать индивидуальный проект учебно – производственной деятельности (рисунок 2).

  2. Элективный курс «Картина по сказкам Северных народов» в рамках программы «Вышивка бисером и шерстяной нитью».

8 класс (мальчики) – элективный курс «Основы охотоведения». Цель - ознакомление с охотоведением; развитие способностей к наблюдению, анализу в процессе изготовления, установки ловушек.

8 класс (девочки) - элективный курс «Сувенир - картина «Мы живем на земле Югорской» в рамках программы «Вышивка бисером и шерстяной нитью».

8 класс - элективный курс «Путешествие в мир растений Кондинского района». При ознакомлении с флорой окрестности обучающиеся углубляют и расширяют свои знания по систематике растений, вовлекаются в активную практическую деятельность по изучению природы Кондинского района.

9 класс (мальчики) – элективный курс «Изготовление орудий лова на боровую, водоплавающую дичь и мелкого пушного зверя».

9 класс (девочки) - элективный курс «Югорский сувенир» в рамках программы «Искусство: северный дизайн». По итогам изучения данного курса учащиеся должны уметь работать с пером и щучьей кожей и выполнять сувенирные изделия из них.

10 класс (мальчики) – «Традиционные и современные плавсредства, используемые в рыболовстве и охоте». Цель – формирование навыков езды на обласе, моторной лодке; приобретение навыков по ремонту вследствие изучения устройства лодочных моторов «Вихрь», «Ветерок».

10 класс (девочки) – элективный курс «Изготовление костюма – платье Восточной группы манси».

11 класс (мальчики) – элективный курс «Эксплуатация, обслуживание снегохода «Буран».

11 класс (девочки) – элективный курс «Изготовление костюма – платье Восточной группы манси».

Все вышеназванные программы элективных курсов дают ребенку возможность творчески реализовать свой потенциал, направленный на сохранение и развитие национальной культуры.

Образовательные результаты обучающихся за 3 года:

  • Создана композиция костюмов-платьев восточной группы манси;

  • В школе создан театр этномоды «Найсамкве»;

  • За 3 года юношами добыто более 50 тонн рыбы;

  • Обучающиеся – постоянные призеры и участники конкурсов декоративно-прикладного искусства различного уровня.

Таким образом, элективные курсы с национальным компонентом содержания имеют следующие функции:

  • развивают интерес обучающихся к национальному искусству, его традициям и наследию;

  • формируют представление о национальном мастере как творческой личности, духовно связанной с культурой и природой родного края;

  • нацелены на развитие школьников, на формирование их профессиональных устремлений;

  • имеют деятельностный, продуктивный характер;

  • обеспечивает интеграцию образовательного процесса с реальной действительностью, социумом;

  • обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию образования;

  • ориентированы, как на потребности личности, так и на потребности рынка труда в поселке, районе, регионе.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Завучу

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Попова Светлана Сергеевна

Дата: 25.12.2014

Номер свидетельства: 147778


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства