ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ЭЛЕКТИВНЫХ КУРСОВ В ШКОЛЕ КАК ФАКТОР ГОТОВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ К СОВРЕМЕННОЙ ЖИЗНИ
ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ЭЛЕКТИВНЫХ КУРСОВ В ШКОЛЕ КАК ФАКТОР ГОТОВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ К СОВРЕМЕННОЙ ЖИЗНИ
Этнорегиональная образовательная система выступает многомерным социокультурным и педагогическим явлением, в условиях которой происходит формирование ребенка как свободной самоорганизующейся культуросозидающей личности.
элективные курсы с национальным компонентом содержания имеют следующие функции:
развивают интерес обучающихся к национальному искусству, его традициям и наследию;
формируют представление о национальном мастере как творческой личности, духовно связанной с культурой и природой родного края;
нацелены на развитие школьников, на формирование их профессиональных устремлений;
имеют деятельностный, продуктивный характер;
обеспечивает интеграцию образовательного процесса с реальной действительностью, социумом;
обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию образования;
ориентированы, как на потребности личности, так и на потребности рынка труда в поселке, районе, регионе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ЭЛЕКТИВНЫХ КУРСОВ В ШКОЛЕ КАК ФАКТОР ГОТОВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ К СОВРЕМЕННОЙ ЖИЗНИ »
ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ЭЛЕКТИВНЫХ КУРСОВ В ШКОЛЕ КАК ФАКТОР ГОТОВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ К СОВРЕМЕННОЙ ЖИЗНИ
С.С.Попова
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Шугурская средняя общеобразовательная школа,
д. Шугур, Кондинский район
Этнорегиональная образовательная система выступает многомерным социокультурным и педагогическим явлением, в условиях которой происходит формирование ребенка как свободной самоорганизующейся культуросозидающей личности. Поэтому важнейшим элементом системы работы МБОУ Шугурской СОШ Кондинского района является принцип этнокультурной направленности образования.
С 2010 года в школе реализуется программа «Формирование модели предпрофильной подготовки и профильного обучения школьников в общеобразовательном учреждении с этнокультурным содержанием образования как фактор готовности их к современной жизни».
Модель предпрофильной подготовки и профильного обучения является программно – целевой. Основной принцип построения модели:
Перспективность — учет перспектив развития образования в регионе и перспектив социально-экономического развития региона.
В школе созданы все условия для индивидуальной образовательной активности каждого учащегося в процессе становления его способностей к самоопределению, самоорганизации, осмыслению своих образовательных перспектив. Эти условия включают и этнокультурное содержание учебного процесса, которое обеспечивается за счет изучения элективных курсов, отражающих традиционные виды трудовой деятельности коренных народов Югры. Реализация модели профильного обучения (технологический профиль) с этнокультурным содержанием способствует расширению возможности социализации учащихся, готовности старшеклассников к социально-профессиональному самоопределению, получению выпускниками школ полноценного образования в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями, этнокультурной ориентацией и потребностями региона, муниципальной территории.
Перспективы реализации программы:
Развитие малого бизнеса на территории сельского поселения;
Возрождение и развитие зверосовхоза «Карымский» (специальности: охотовед, рыбак, зоотехник, ветеринар, зверовод);
Уменьшится количество безработных граждан;
Уменьшится отток выпускников ОУ (молодежи) с территории сельского поселения, района, округа.
С 2010 - 2011 учебного года в учебный план школы за счет компонента образовательного учреждения в 5 – 11 классах введены элективные курсы:
5 класс (мальчики) – элективный курс «Основы рыбоводства». Обучающиеся знакомятся с видами рыб, их миграцией.
5 класс (девочки):
Элективный курс «Дары Миснэ» в рамках программы «Искусство: северный дизайн». Девочкиучатся выполнять простейшие композиции северного дизайна из цветов, из листьев в виде мозаики; создают индивидуальные проекты учебно – производственной деятельности.
Элективный курс «Сувенир «Игольница»в рамках программы «Вышивка бисером и шерстяной нитью». Цель – ознакомление с орнаментами кондинских манси, изготовление игольницы традиционным видом нашивания бисера.
6 класс (мальчики) – элективный курс «Основы рыболовства». Цели - ознакомление с различными способами добычи рыбы практикующимися населением Кондинского района, деревни Шугур; ознакомление с видами древесины; изготовление простых орудий лова рыбы.
6 класс (девочки):
Элективный курс «Мастерская Комполэна»в рамках программы «Искусство: северный дизайн». Обучающиеся выполняют композиции северного дизайна, создавая их из соломки и кожи рыб.
Элективный курс «Налобная полоска Восточной группы манси»в рамках программы «Вышивка бисером и шерстяной нитью». Цель – изготовление налобной полоски традиционным видом бисероплетения.
7 класс (мальчики) – элективный курс«Изготовление орудий лова, рыболовство». Обучающиеся приобретают навыки по изготовлению инструмента, применяемого для лова рыбы и обслуживания устройств для лова; по установке сети, невождению (рисунок 1).
7 класс (девочки):
Элективный курс «Северная береста» в рамках программы «Искусство: северный дизайн». В результате обучения данному курсу девочки приобретают следующие знания: снимать и различать бересту, ее качества, в какое время года она снята; подбирать бересту для композиции и составить целостный образ картины; уметь выполнять простейшие композиции северного дизайна, создавая их из бересты; создавать индивидуальный проект учебно – производственной деятельности (рисунок 2).
Элективный курс «Картина по сказкам Северных народов»в рамках программы «Вышивка бисером и шерстяной нитью».
8 класс (мальчики) – элективный курс «Основы охотоведения». Цель - ознакомление с охотоведением; развитие способностей к наблюдению, анализу в процессе изготовления, установки ловушек.
8 класс (девочки) - элективный курс «Сувенир - картина «Мы живем на земле Югорской» в рамках программы «Вышивка бисером и шерстяной нитью».
8 класс - элективный курс «Путешествие в мир растений Кондинского района». При ознакомлении с флорой окрестности обучающиеся углубляют и расширяют свои знания по систематике растений, вовлекаются в активную практическую деятельность по изучению природы Кондинского района.
9 класс (мальчики) – элективный курс«Изготовление орудий лова на боровую, водоплавающую дичь и мелкого пушного зверя».
9 класс (девочки) - элективный курс «Югорский сувенир» в рамках программы «Искусство: северный дизайн». По итогам изучения данного курса учащиеся должны уметь работать с пером и щучьей кожей и выполнять сувенирные изделия из них.
10 класс (мальчики) – «Традиционные и современные плавсредства, используемые в рыболовстве и охоте». Цель – формирование навыков езды на обласе, моторной лодке; приобретение навыков по ремонту вследствие изучения устройства лодочных моторов «Вихрь», «Ветерок».
10 класс (девочки) – элективный курс «Изготовление костюма – платье Восточной группы манси».
11 класс (мальчики) – элективный курс «Эксплуатация, обслуживание снегохода «Буран».
11 класс (девочки) – элективный курс «Изготовление костюма – платье Восточной группы манси».
Все вышеназванные программы элективных курсов дают ребенку возможность творчески реализовать свой потенциал, направленный на сохранение и развитие национальной культуры.
Образовательные результаты обучающихся за 3 года:
Создана композиция костюмов-платьев восточной группы манси;
В школе создан театр этномоды «Найсамкве»;
За 3 года юношами добыто более 50 тонн рыбы;
Обучающиеся – постоянные призеры и участники конкурсов декоративно-прикладного искусства различного уровня.
Таким образом, элективные курсы с национальным компонентом содержания имеют следующие функции:
развивают интерес обучающихся к национальному искусству, его традициям и наследию;
формируют представление о национальном мастере как творческой личности, духовно связанной с культурой и природой родного края;
нацелены на развитие школьников, на формирование их профессиональных устремлений;
имеют деятельностный, продуктивный характер;
обеспечивает интеграцию образовательного процесса с реальной действительностью, социумом;
обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию образования;
ориентированы, как на потребности личности, так и на потребности рынка труда в поселке, районе, регионе.