Актуальность курса ОРКСЭ как ключевое требование ФГОС
Актуальность курса ОРКСЭ как ключевое требование ФГОС
Актуальность преподавания ОРКСЭ в ОУ очевидна. Сегодня в школах района создана необходимая нормативно-правовая и организационная база для введения курса, школы обеспечены учебно-методическими комплектами, электронными образовательными ресурсами и видеоматериалами в соответствиях с ФГОС. Выбор модуля «Основы православной культуры» стал обоснованным и эффективным шагом, способствующим духовно- нравственному воспитанию подрастающего поколения, принципиально новым подходом к воссоединению обучения и воспитания (модуль ОПК – 23 школы, светская этика – 5 школ.) При этом светская и религиозная этика не противопоставляются, а рассматриваются в контексте взаимодополнения. Что естественно, «поскольку в светском и религиозном подходах к воспитанию много точек соприкосновения, основанных на идеях добра, совести, справедливости, патриотизма, достоинства, уважения к человеку. На уроках курса учителя осуществляют межпредметные связи с основными школьными дисциплинами: русским языком, литературой, историей, МХК.
В современном мире особое значение приобретают духовно-нравственное воспитание школьников, развитие у детей таких качеств как толерантность и уважение к другим культурам, готовность и способность к диалогу и сотрудничеству, что подразумевает овладение знаниями об особенностях национальных культур, социальных явлений и традиций.
Детство всегда с надеждой обращено в будущее, как бы ни было беспощадно настоящее. И дети, как правило, ждут, чтобы взрослые показали им путь, который определит их жизнь. Призовем ли мы их к Свету или оставим во Тьме неведения? От этого зависит наш завтрашний день.
Из страны детства все мы уходим в большую жизнь, насыщенную радостью и страданием, минутами счастья и горя. Способность радоваться жизни и умение мужественно переносить трудности закладывается в раннем детстве. Дети чутки и восприимчивы ко всему, что их окружает, а достичь им нужно очень многое. Чтобы стать добрыми к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней. Конечно, трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня. Очень хочется, чтобы детство наших детей было счастливым. Взгляните на детские рисунки. Там всегда нарисовано большое оранжевое солнце, синее-синее небо, густая зеленая трава. Удивительное восприятие мира у наших детей! И нам, взрослым, важно найти гармонию между нашей взрослой успокоенностью и ребячьей взволнованностью, чтобы не погасли искорки доверия и взаимопонимания в глазах наших детей.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Актуальность курса ОРКСЭ как ключевое требование ФГОС »
Актуальность курса ОРКСЭ как ключевое требование ФГОС
Подготовила зам. директора по УВР
МБОУ Павловской СОШ №3
Воловикова Ольга Васильевна
Актуальность преподавания ОРКСЭ в ОУ очевидна. Сегодня в школах района создана необходимая нормативно-правовая и организационная база для введения курса, школы обеспечены учебно-методическими комплектами, электронными образовательными ресурсами и видеоматериалами в соответствиях с ФГОС. Выбор модуля «Основы православной культуры» стал обоснованным и эффективным шагом, способствующим духовно- нравственному воспитанию подрастающего поколения, принципиально новым подходом к воссоединению обучения и воспитания (модуль ОПК – 23 школы, светская этика – 5 школ.) При этом светская и религиозная этика не противопоставляются, а рассматриваются в контексте взаимодополнения. Что естественно, «поскольку в светском и религиозном подходах к воспитанию много точек соприкосновения, основанных на идеях добра, совести, справедливости, патриотизма, достоинства, уважения к человеку. На уроках курса учителя осуществляют межпредметные связи с основными школьными дисциплинами: русским языком, литературой, историей, МХК.
В современном мире особое значение приобретают духовно-нравственное воспитание школьников, развитие у детей таких качеств как толерантность и уважение к другим культурам, готовность и способность к диалогу и сотрудничеству, что подразумевает овладение знаниями об особенностях национальных культур, социальных явлений и традиций.
Детство всегда с надеждой обращено в будущее, как бы ни было беспощадно настоящее. И дети, как правило, ждут, чтобы взрослые показали им путь, который определит их жизнь. Призовем ли мы их к Свету или оставим во Тьме неведения? От этого зависит наш завтрашний день.
Из страны детства все мы уходим в большую жизнь, насыщенную радостью и страданием, минутами счастья и горя. Способность радоваться жизни и умение мужественно переносить трудности закладывается в раннем детстве. Дети чутки и восприимчивы ко всему, что их окружает, а достичь им нужно очень многое. Чтобы стать добрыми к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней. Конечно, трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня. Очень хочется, чтобы детство наших детей было счастливым. Взгляните на детские рисунки. Там всегда нарисовано большое оранжевое солнце, синее-синее небо, густая зеленая трава. Удивительное восприятие мира у наших детей! И нам, взрослым, важно найти гармонию между нашей взрослой успокоенностью и ребячьей взволнованностью, чтобы не погасли искорки доверия и взаимопонимания в глазах наших детей.
Цель уроков ОПК: Формирование у школьников мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, привлечение Библии к нравственному воспитанию детей.
Задачи (по ФГОС):
Знакомство учащихся с основными понятиями предмета «Основы православной культуры»;
Развитие представлений младшего подростка о значении норм морали, общечеловеческих ценностей в жизни людей;
Обобщение знаний, представлений о духовной культуре и морали, полученных в начальной школе;
Формирование у младших школьников ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
Развитие способностей учащихся к общению на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
Учитывая в полной мере цели и задачи ОРКСЭ, необходимо учебную работу и внеурочную деятельность строить на основе системно-деятельностного подхода и современных педагогических и информационно-коммуникативных технологий. В качестве наиболее важных механизмов можно выделить следующие методы:
Метод моральных дилемм и дискуссий – создание доступной для понимания школьников проблемной ситуации, имеющей отношение к реальной жизни, включающей не более двух вопросов. Предлагается на основе анализа и доказательства правоты поведения «героя» выбрать различные варианты ответов. Метод дает возможность школьникам сделать впоследствии самостоятельный выбор в реальных жизненных ситуациях.
Эвристические методы – методы и приемы познания, используемые для решения творческих задач в процессе открытия нового. Позволяют развивать способности человека, вырабатывать новые продуктивные идеи или их сочетания, получать оригинальные и целенаправленные результаты в соответствующей области.
Исследовательский метод – организация обучения, при которой учащиеся ставятся в положение исследователя: самостоятельно выделяют гипотезу, подтверждают или опровергают ее, исходя из известных данных, делают выводы и обобщения, постигают ведущие понятия и идеи, а не получают их в готовом виде.
Метод проектирования – особый вид деятельности, сочетающий индивидуальную самостоятельную работу с групповыми занятиями, в результате которого школьники создают конечный продукт их собственного творчества, учатся анализировать ситуацию, выделять проблему, формулировать ожидаемые результаты, ставить задачи, находить оптимальный способ решения проблемы, составлять план действий, учитывать потенциальные ресурсы и превращать их в реальные, проводить исследования, оценивать и анализировать свою работу, соотносить полученные результаты с ожидаемыми.
Формы и варианты проведения уроков и их этапов:
эвристические беседы;
различные виды дискуссий
учебные и социальные проекты;
уроки-экскурсии;
деловые и ролевые игры;
практикумы;
различные викторины и другие конкурсные события;
творческие мастерские.
драматизация (театрализация)
интервью
составление словаря-глоссария
сочинения, эссе
создание галереи образов
Что сделано РМО учителей православной культуры за 2013 – 2014 учебный год?
В течение прошедшего учебного года РМО учителей православной культуры работало над проблемой: «Повышение мотивации школьников в изучении учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» через освоение содержания, форм и методов преподавания».
РМО ставило своей целью:
-обеспечить повышение мотивации школьников при изучении учебного предмета ОРКСЭ;
-создать условия для повышения уровня владения преподавателями предметным содержанием, методикой преподавания предмета и методами повышения мотивации обучения учащихся.
В нашем районе уже 5 лет работает методическое объединение учителей православной культуры. За эти годы создано целостная система в преподавании предметов федерального и регионального компонентов . Эта система включает в себя несколько направлений деятельности. В прошлом учебном году РМО учителей ОПК работало по нескольким направлениям:
Повышение квалификации педагогов;
Проведение практических обучающих семинаров, круглых столов;
Организация торжественных мероприятий, посвященных главным православным праздникам;
Регулярные встречи педагогов, родителей, учащихся с представителями Благочиния;
Изучение нормативной документации и методических рекомендаций по предмету;
Мониторинг информационных потребностей педагогов, мониторинг сформированности профессиональных умений и навыков;
Организация внеурочной деятельности с учащимися по предмету;
Изучение и анализ состояния преподавания предмета ОРКСЭ;
Освоение содержания и технологий преподавания;
Консультационная поддержка педагогов. На заседании РМО были рассмотрены вопросы:
- Особенности составления рабочих программ по предмету ОРКСЭ.
- Работа с родителями в рамках преподавания предмета ОРКСЭ.
- Применение интерактивных методов обучения на уроках.
- Рассмотрение наиболее трудных тем курса.
- Проведен практический семинар «Духовно-нравственное воспитание как ключевое требование ФГОС».
При проведении районных мероприятий преследовались следующие цели: создание благоприятных условий для духовно-нравственного развития учащихся, а также духовно-нравственного и эстетического просвещения и развития детей, формирование у них любви к Родине, родному краю, интерес к истории православной культуры. В ОУ района были проведены: конкурс изобразительного и декоративно-прикладного творчества «Пасхальная весна», «Золотые купола».
Актуальным для педагогического сообщества района является вопрос участия в профессиональных конкурсах. Педагоги некоторых школ в течение года приняли участие в нескольких конкурсах, однако есть ОУ, в которых педагоги вообще не принимали участия ни в каких конкурсах. Отсутствие конкурсного опыта отражается на результатах. Педагоги нашего района с трудом выходят на соответствующий конкурсный уровень по подготовке материалов и демонстрации своего опыта на областном и Российском уровнях.
В 2013 учебном году преподаватель ОРКСЭ ПСОШ №3 Воловикова Ольга Васильевна стала победителем муниципального конкурса «Учитель года -2014».
В муниципальной олимпиаде по основам православной культуры приняли участие 29 учащихся школ района. Призерами стали учащиеся Русско-Буйловской СОШ (Каширская Т.П.), ЛСОШ №1 (Колодяжная Г.В.), ПСОШ УИОП (Максимова В.В.), ПСОШ №3 (Воловикова О.В., Иваненко Т.В.). Это наш первый опыт участия, на областную олимпиаду представителя от района не было.
Исходя из выше сказанного, можно определить следующие проблемы:
- невысокий уровень подготовки учащихся к олимпиадам по ОПК;
- недостаточная работа по оформлению и оснащению кабинетов ОПК;
- слабо реализуется проектная деятельность учащихся;
-проблемы учебно-методического и технического обеспечения образовательного процесса.
Таким образом, в предстоящем 2014-15 учебном году необходимо:
-продолжить изучение информатизированных программ УМК;
-усилить внеурочную работу по предмету, работу с родителями учащихся;
-активизировать работу над повышением мотивации учащихся при изучении православной культуры;
-более активно участвовать в олимпиадном и конкурсном движении.
Из анализа деятельности педагогических сообществ можно сделать вывод, что педагогам необходимо общение на уровне района, необходим обмен опытом не только по определенным проблемам, но и с коллегами-предметниками, о чем свидетельствует инициатива активных педагогов по организации семинаров с коллегами, работа РМО.
Качественное образование – это, прежде всего, становление человека, обретение им себя, своего образа. А также неповторимой индивидуальности, духовности, творческого начала. Качественно образовать человека – значит помочь ему жить в мире и согласии с людьми, Богом, природой, культурой, цивилизацией. Православие – это не система, это жизнь в любви. И православным наше воспитание получается только тогда, когда мы начинаем совершать его в любви.
Очень важно воспитывать в детях доброту, щедрость души, уверенность в себе, умение наслаждаться окружающим миром. Это подготовит ребят к вступлению во “взрослую” жизнь, с ее нормами и требованиями, привьёт им оптимистическое восприятие жизни, сделает их коллективистами, стремящимися сделать нашу землю еще лучше.