2. Почему один из греческих историков Диодор Сицилийский подметил: «Египет со всех сторон укреплён самой природой»? (работа с исторической картой «Древний Египет»).
За Древним Египтом закрепилась слава хранителя древнейших знаний человечества, страны тайн.
Ответы учащихся
ⅠⅠⅠ. Работа над новым материалом –
20 мин.
ⅠⅤ. Закрепление нового учебного материала – 8-10 мин.
Ⅴ. Домашнее задание
В Древнем Египте
были воздвигнуты пирамиды, сфинкс;
сооружены великолепные храмы, обелиски;
накоплены обширные знания в медицине, математике, астрономии;
создано иероглифическое письмо;
изобретён папирус;
родилось прекрасное искусство
Тема урока: Культура и искусство Древнего Египта
Цель урока:
Знакомство с письменностью, научными знаниями древних египтян, с выдающимися образцами египетского искусства.
Приобщение к ценностям мировой культуры.
Проблема урока:ЧТО ПОДАРИЛИ МИРУ КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО ЕГИПТА? (презентация, доска)
(звучит музыка: Сергей Прокофьев. Египетские ночи, симфоническая сюита, соч. 61, ч.1 "Ночь в Египте")
Основные понятия на уроке: КУЛЬТУРА, ИСКУССТВО, ПИСЬМЕННОСТЬ, ПАПИРУС, ХРАМ, СФИНКС
Ребята, что такое культура?
Культура (лат. cultura, от корня colere — «возделывать»).
Культура — это нравственные, моральные и материальные ценности, умения, знания, обычаи, традиции.
Часто термином «культура» характеризуется определенная историческая эпоха: «Культура Древнего Китая», «Культура Древней Индии», «Культура Древнего Рима» и т.д.
Обратите внимание на выставку «Мировая художественная культура», здесь представлены образцы достижений культуры и искусства народов мира разных исторических эпох, а также интересная литература.
Со всем этим многообразием культурных достижений народов мира вам ещё предстоит ознакомиться.
А сейчас ВПЕРЁД – к культуре и искусству Древнего Египта!
Ребята, сегодня на уроке вы будете проводить небольшое исследование.
Вы все – ИСТОРИКИ-СЛЕДОПЫТЫ, вас 3 команды:
знатоки египетской письменности
знатоки египетской науки
знатоки египетского искусства
К вам в руки попали очень важные и интересные исторические источники о культурных достижениях древних египтян.
Каждая команда должна изучить эти источники и представить своё мини-исследование:
знатоки египетской письменности - о египетской письменности
знатоки египетской науки – о египетской науке
знатоки египетского искусства – о египетском искусстве
(Учитель обращает внимание учащихся на раздаточный материал (исторические источники), изучение вопросов по группам (10-15 минут) и их защита: 1 участник от каждой из команд (во время работы команд над своим материалом звучит музыка: Восточные картины (экспромты для фортепьяно), Роберт Шуман)
Защита исследования каждого участника команды дополняется учителем посредством демонстрации образцов культуры и искусства Древнего Египта (презентация).
После выступления с исследование всех представителей команд, учащиеся каждой команды поочерёдно задают вопросы по своему мини-исследованию двум другим командам (таким образом, осуществляется закрепление нового материала, усвоение его всеми учащимися класса).
РЕБЯТА, ДАВАЙТЕ ОТВЕТИМ НА ВОПРОС, ПОСТАВЛЕННЫЙ В НАЧАЛЕ УРОКА: ЧТО ПОДАРИЛИ МИРУ КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО ЕГИПТА?
Вывод урока: В Древнем Египте появилась письменность. Египтяне добились успехов в изучении астрономии, математике, географии, медицине. Среди них были талантливые художники и скульпторы.
Выставление оценок за урок, благодарность учащимся за активную работу на уроке
Домашнее задание:
§ 12 Наука и искусство Древнего Египта
Ответы учащихся
Выступление по одному представителю от команды с исследованием
Ответы учащихся
Команда № 1 «Знатоки египетской письменности».
Об истории Древнего Египта, о победах фараонов мы знаем не только по многим сохранившимся сооружениям, пирамидам, храмам, городам, отвоёванным археологами у песков. Историю Египта помогают изучить древние рукописи мудрецов, записи писцов. Жители Древнего Египта стали зарисовывать то, что они хотели запомнить: волнистой чертой, например, начали обозначать воду, кружком — солнце, изображением ног — слово «идти» и так далее. Так у египтян зародилась письменность, одна из древнейших на Земле. Позднее жители Египта научились обозначать знаками не только целые слова, но и отдельные слоги. Более 5 тысяч лет тому назад египтяне изобрели ИЕРОГЛИФЫ. В египетской письменности их насчитывалось более 700! Иероглиф по-гречески означает «священное письмо», «священный знак». Первоначально иероглиф представлял собой упрощённый рисунок, обозначающий определённое слово. Позднее иероглифы могли обозначать слоги или даже звуки, но только согласные! Обозначений для гласных звуков не было. Эту письменность удалось прочитать лишь в XIX веке. Спустя столетия египетские иероглифы стали привлекать внимание многих учёных, но не удавалось найти ключ к их расшифровке.
Раскрыл тайну египетских иероглифов французский учёный Жан Франсуа Шампольон (1790-1832) – расшифровал Розеттский камень (плиту с 3-мя надписями)
Древние египтяне высекали надписи на камне.
Но чаще они писали на ПАПИРУСЕ. Стебель тростника-папируса раскатывали, помещали под пресс и пропитывали специальным составом. Получались гладкие желтоватые листы для письма. Листы папируса склеивали, а затем сворачивали в свиток.
Свиток и был древней формой египетской книги. Такие книги-свитки хранили в деревянных футлярах.
Писали и рисовали на папирусе кисточками или специальными заострёнными палочками, обмакивая их в черную или красную краску.
У писца был мешочек с растворимыми красками, дощечка с углублением чернил.
Рукописи украшались рисунками, которые делали текст более понятным.
Рисунки, выполненные минеральными красками, сохраняли яркость на протяжении веков.
Язык древних египтян не был полностью забыт. На нем до сих пор говорят копты — потомки древнего населения Египта.
Какую роль играла письменность в передаче знаний последующим поколениям?
Команда № 2 «Знатоки египетской науки».
Главными хранителями научных знаний, самыми грамотными, образованными людьми в Древнем Египте были жрецы. При каждом храме находилась библиотека, где они хранили, изучали и переписывали свитки, собранные за тысячелетнюю историю страны.
Жрецы и сами занимались научными исследованиями.
Они следили за небесными светилами, изучали окружающий мир, строение тела животных и человека.
Египетскими жрецами было сделано немало открытий, которыми пользуемся и мы. Так, например, наблюдая за звездами, они заметили, что разливы Нила начинаются тогда, когда под утро в небе появляется яркая звезда Сириус.
Жрецы подсчитали, что от одного ее восхода до другого проходит 365 дней.
Так египтяне сумели определить продолжительность года. Восход Сириуса стал считаться в Египте началом нового года.
Год делился на 12 месяцев, по 30 дней в каждом, а неучтенные 5 дней считались праздничными. Египетские жрецы не только вычисляли продолжительность года, но и могли предсказать солнечные и лунные затмения, появление комет и многое другое. Из подобных наблюдений за небесными телами зародилась одна из древнейших наук — астрономия.
Названия звезд на этих [астрономических] картах показали, что египетские астрономы соединяли звезды в созвездия, которые представлялись им в виде различных священных животных или богов. Дошли до нас и изображения подобных созвездий. Среди них чаще всего встречается созвездие, которое мы называем Малой Медведицей, в него входит Полярная звезда. Оно изображалось египтянами то в виде бедра быка, то в виде животного с головой быка. Известны были им и некоторые планеты: Меркурий, Венера, Марс, Юпитер и Сатурн, но, разумеется, египетские астрономы называли их иначе.
Египтяне были первыми людьми на свете, кто установил продолжительность года, разделив его на двенадцать частей по временам года. Это открытие, по словам жрецов, египтяне сделали, наблюдая небесные светила. Их способ исчисления месяцев, как мне думается, точнее греческого: греки ведь каждый третий год добавляют вставной месяц, чтобы сохранить соответствие времен естественного года. Египтяне... считают 12 месяцев по 30 дней и прибавляют каждый год в конце еще 5 дней сверх этого числа, причем у них круговращение времен года всегда приходится на одно и то же время.
Чтобы делать сложные и точные вычисления, жрецам приходилось заниматься изучением математики. Им удалось открыть многие ее важнейшие законы. Знание их позволяло древнеегипетским строителям и архитекторам возводить пирамиды и храмы.
В Египте зародилась и наука об изучении земли — география. Но сведения древних египтян о Земле были еще очень неточными. Они, например, представляли ее себе в виде прямоугольника с приподнятыми краями — горами, который был окружен бесконечным океаном.
Древние египтяне обладали обширными познаниями в области медицины. Они умели определять заболевание по пульсу человека и множеству других признаков. Для лечения болезней врачи изготовляли сложные лекарства, составленные из трав и различных целебных веществ. В Египте умели делать даже хирургические операции с применением обезболивающих средств.
Искусство же врачевания у них разделено. Каждый врач лечит только один определенный недуг, а не несколько, и вся египетская страна полна врачей. Так, есть врачи по глазным болезням, болезням головы, зубов, чрева и внутренним болезням.
Если ты осматриваешь человека с проломом черепа под кожей его головы и нет ничего на ней, то ты ощупай его рану. Ты найдешь выступающую опухоль на наружной стороне пролома, что в его голове, а глаз его скошенным из-за этого на той стороне, которая находится под травмой, и что идет (он) и волочит подошву. Ты должен определить ее как травму, нанесенную извне, причем головка сустава его плеча не отделена, а вместе с тем ногти его пальцев скрючены в середину руки; он источает кровь из своих ноздрей и страдает несгибаемостью шеи. Недуг неизлечим.
Перечислите науки, которые развивались в Древнем Египте?
Назовите достижения древних египтян в:
АСТРОНОМИИ
ГЕОГРАФИИ
МАТЕМАТИКЕ
МЕДИЦИНЕ
Команда № 3 «Знатоки египетского искусства».
Египтяне были замечательными художниками. Об этом свидетельствуют многочисленные настенные росписи и рельефы, украшавшие храмы, дворцы и гробницы. На них запечатлены сцены охоты и сражений, религиозные и придворные церемонии, развлечения вельмож и сцены из жизни простых людей. Фигуры и лица людей, животные и птицы изображались египетскими художниками с необыкновенной точностью и достоверностью.
При рассмотрении росписей можно заметить интересную деталь: все люди нарисованы по определенному образцу.
Их ноги и голова видны как бы сбоку, а плечи и один глаз — спереди.
Египтяне рисовали их так, потому что верили, будто изображения людей могут «оживать» в загробном мире, если жрецы произнесут над ними особые заклинания. Но способностью оживать обладают только те изображения, что нарисованы по правилам.
Древние египтяне были прекрасными скульпторами.
Сохранилось множество высеченных ими из камня изображений богов и фараонов. Некоторые из изваяний поражают своими размерами.
Так, фигура Большого сфинкса, грозного стража пирамид, была высечена из целой скалы.
Сфинкс изображен в виде льва с лицом фараона Хефрена (сына Хеопса).
К этой скульптуре египтяне относились с особым уважением.
Они почитали сфинкса как хранителя древних знаний и верили, что ему известно то, что неведомо больше никому.
Про него ходило множество легенд, одна из которых гласила: «Когда Большой сфинкс рассмеется, звезды обрушатся на землю и наступит конец света».
В честь богов и фараонов воздвигали храмы. Храм, как правило, состоял из многих сооружений.
Ворота в храм были обрамлены высокими выступающими стенами — пилонами,
покрытыми каменными рельефами.
Рельефы изображали деяния богов и фараонов. Внутри храма находились просторные дворы со статуями богов, с высокими сужающимися кверху (обычно четырехгранными) каменными столбами — обелисками.
На обелисках высекали надписи, прославлявшие богов и фараонов.
Некоторые храмы украшали аллеи сфинксов.
Колонны в камне изображали стволы пальм или связки папируса.
Самым таинственным помещением был алтарь бога или богини. Здесь помещали статую-божество. В алтарь могли входить только жрецы и жрицы.
Молящиеся находились на площади перед храмом.
Но я был и художником, опытным в искусстве своем, превосходящим всех знанием своим. Я знал... как сделать образ выхождения и вхождения так, чтобы каждый член был на своем месте. Я умел передать движение фигуры мужчины, походку женщины, положение размахивающего мечом и свернувшуюся позу пораженного... выражение ужаса того, кто застигнут спящим, положение руки того, кто мечет копье, и согнутую походку бегущего. Я умел делать инкрустации, которые не горели от огня и не смывались водой.
Инкрустация — врезанный в каменную или деревянную поверхность узор из металла, мрамора или драгоценного камня.
Старик вздрогнул, как будто пробудился ото сна. Но вот он поднял горящие глаза и страстно заговорил:
- Уже более пятидесяти лет моя рука направляет резец. Мой отец научил, в каком соотношении должны находиться лоб, нос, подбородок и конечности. Он научил меня, как нужно выравнивать щеки и где располагать глаза. Научил выделять главное и отодвигать на задний план все второстепенное. Он открыл мне священный порядок, всякое нарушение которого – тяжкий грех.