kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урокпо теме" Искусство Древнего Египта.Письменность и знания древних египтян" 5 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

  1. Возникновение письменности
  2. Научные знания
  3. Египетское искусство
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урокпо теме" Искусство Древнего Египта.Письменность и знания древних египтян" 5 класс»

Урок. Искусство Древнего Египта .Письменность и знания древних египтян

Цель урока.

  1. Познакомить учащихся с возникновением письменности и научных знаний древних египтян, с выдающимися образцами египетского искусства.

  2. Развивать познание учащихся о письменности, научных знаний и общей культуре в Древнем Египте.

  3. Приобщать учащихся к ценностям мировой культуры.

Оборудование урока: мультимедийная система; иллюстрации образцов письменности и искусства Древнего Египта; раздаточный материал;карта «Древний Египет»;музыкальное сопровождение (Сергей Прокофьев. Египетские ночи симфоническая сюита, соч. 61, ч.1 "Ночь в Египте"; «Восточные картины», Роберт Шуман)



Новые слова и понятия: КУЛЬТУРА, ИСКУССТВО, ПИСЬМЕННОСТЬ, ПАПИРУС, ХРАМ, СФИНКС

Проблема урока: ЧТО ПОДАРИЛИ МИРУ КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО ЕГИПТА?

План урока:

. Актуализация знаний учащихся.

. Работа над новым материалом.

  1. Возникновение письменности

  2. Научные знания

  3. Египетское искусство

. Закрепление изученного материала

ⅠⅤ. Домашнее задание





















ХОД УРОКА.

Этапы урока

Действия учителя

Действия учащихся

Ⅰ. Организационный момент (знакомство и приветствие учащихся, готовность детей к уроку) –

3 мин.



Здравствуйте, ребята! Меня зовут Оксана Александровна. Сегодня необычный урок.

Мы совершим путешествие во времена на несколько тысяч лет назад, в Древний Египет.


Знакомятся с учителем

Ⅱ. Актуализация знаний учащихся (эвристическая беседа по актуализации пройденного материала) –

    1. мин.

1. Что вы уже знаете о Древнем Египте?

2. Почему один из греческих историков Диодор Сицилийский подметил: «Египет со всех сторон укреплён самой природой»? (работа с исторической картой «Древний Египет»).


За Древним Египтом закрепилась слава хранителя древнейших знаний человечества, страны тайн.


Ответы учащихся

ⅠⅠⅠ. Работа над новым материалом –

20 мин.



























































ⅠⅤ. Закрепление нового учебного материала – 8-10 мин.









Ⅴ. Домашнее задание

В Древнем Египте

  • были воздвигнуты пирамиды, сфинкс;

  • сооружены великолепные храмы, обелиски;

  • накоплены обширные знания в медицине, математике, астрономии;

  • создано иероглифическое письмо;

  • изобретён папирус;

  • родилось прекрасное искусство


Тема урока: Культура и искусство Древнего Египта

Цель урока:

  1. Знакомство с письменностью, научными знаниями древних египтян, с выдающимися образцами египетского искусства.

  2. Приобщение к ценностям мировой культуры.

Проблема урока: ЧТО ПОДАРИЛИ МИРУ КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО ЕГИПТА? (презентация, доска)

(звучит музыка: Сергей Прокофьев. Египетские ночи, симфоническая сюита, соч. 61, ч.1 "Ночь в Египте")


Основные понятия на уроке: КУЛЬТУРА, ИСКУССТВО, ПИСЬМЕННОСТЬ, ПАПИРУС, ХРАМ, СФИНКС

Ребята, что такое культура?


Культура (лат. cultura, от корня colere — «возделывать»).

Культура — это нравственные, моральные и материальные ценности, умения, знания, обычаи, традиции.


Часто термином «культура» характеризуется определенная историческая эпоха: «Культура Древнего Китая», «Культура Древней Индии», «Культура Древнего Рима» и т.д.


Обратите внимание на выставку «Мировая художественная культура», здесь представлены образцы достижений культуры и искусства народов мира разных исторических эпох, а также интересная литература.

Со всем этим многообразием культурных достижений народов мира вам ещё предстоит ознакомиться.


А сейчас ВПЕРЁД – к культуре и искусству Древнего Египта!


Ребята, сегодня на уроке вы будете проводить небольшое исследование.


Вы все – ИСТОРИКИ-СЛЕДОПЫТЫ, вас 3 команды:


  • знатоки египетской письменности

  • знатоки египетской науки

  • знатоки египетского искусства


К вам в руки попали очень важные и интересные исторические источники о культурных достижениях древних египтян.

Каждая команда должна изучить эти источники и представить своё мини-исследование:

  • знатоки египетской письменности - о египетской письменности

  • знатоки египетской науки – о египетской науке

  • знатоки египетского искусства – о египетском искусстве


(Учитель обращает внимание учащихся на раздаточный материал (исторические источники), изучение вопросов по группам (10-15 минут) и их защита: 1 участник от каждой из команд (во время работы команд над своим материалом звучит музыка: Восточные картины (экспромты для фортепьяно), Роберт Шуман)


Защита исследования каждого участника команды дополняется учителем посредством демонстрации образцов культуры и искусства Древнего Египта (презентация).


После выступления с исследование всех представителей команд, учащиеся каждой команды поочерёдно задают вопросы по своему мини-исследованию двум другим командам (таким образом, осуществляется закрепление нового материала, усвоение его всеми учащимися класса).



РЕБЯТА, ДАВАЙТЕ ОТВЕТИМ НА ВОПРОС, ПОСТАВЛЕННЫЙ В НАЧАЛЕ УРОКА: ЧТО ПОДАРИЛИ МИРУ КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО ЕГИПТА?

Вывод урока: В Древнем Египте появилась письменность. Египтяне добились успехов в изучении астрономии, математике, географии, медицине. Среди них были талантливые художники и скульпторы.

Выставление оценок за урок, благодарность учащимся за активную работу на уроке

Домашнее задание:

§ 12 Наука и искусство Древнего Египта





























Ответы учащихся

























Выступление по одному представителю от команды с исследованием







Ответы учащихся





Команда № 1 «Знатоки египетской письменности».

Об истории Древнего Египта, о победах фараонов мы знаем не только по многим сохранившимся сооружениям, пирамидам, храмам, городам, отвоёванным археологами у песков. Историю Египта помогают изучить древние рукописи мудрецов, записи писцов. Жители Древнего Египта стали зарисовывать то, что они хотели запомнить: волнистой чертой, например, начали обозначать воду, кружком — солнце, изображением ног — слово «идти» и так далее. Так у египтян зароди­лась письменность, одна из древнейших на Земле. Позднее жители Египта научились обозначать знаками не только целые слова, но и отдельные слоги. Более 5 тысяч лет тому назад египтяне изобрели ИЕРОГЛИФЫ. В египетской письменности их насчиты­валось более 700! Иероглиф по-гречески означает «священное письмо», «священный знак». Первоначально иероглиф представлял собой упрощённый рисунок, обозначающий определённое слово. Позднее иероглифы могли обозначать слоги или даже звуки, но только согласные! Обозначений для гласных звуков не было. Эту письменность удалось про­читать лишь в XIX веке. Спустя столетия египетские иероглифы стали привлекать внимание многих учёных, но не удавалось найти ключ к их расшифровке.

Раскрыл тайну египетских иероглифов французский учёный Жан Франсуа Шампольон (1790-1832) – расшифровал Розеттский камень (плиту с 3-мя надписями)

Древние египтяне высекали надписи на камне.

Но чаще они писали на ПАПИРУСЕ. Стебель тростника-папируса раскатывали, помещали под пресс и пропитывали специальным составом. Получались гладкие желтоватые листы для письма. Листы папируса склеивали, а затем сворачивали в свиток.

Свиток и был древней формой египетской книги. Такие книги-свитки хранили в деревян­ных футлярах.

Писали и рисовали на папирусе кисточками или специальными заострёнными палочками, обмакивая их в черную или красную краску.

У писца был мешочек с растворимыми красками, дощечка с углублением чернил.

Рукописи украшались рисунками, которые делали текст более понятным.

Рисунки, выполненные минеральными красками, сохраняли яркость на протяжении веков.

Язык древних египтян не был полностью забыт. На нем до сих пор говорят копты — потомки древнего населения Египта.



Вопросы к командам:

2 «Знатоки египетской науки », № 3 «Знатоки египетского искусства»:



  1. Чем и как писали в Древнем Египте?


  1. Кто расшифровал Древнеегипетскую письменность?




  1. Какую роль играла письменность в передаче знаний последующим поколениям?



















Команда № 2 «Знатоки египетской науки».

Главными хранителями на­учных знаний, самыми грамотными, образованны­ми людьми в Древнем Египте были жрецы. При каждом храме находилась библиотека, где они хра­нили, изучали и переписывали свитки, собранные за тысячелетнюю историю страны.

Жрецы и сами занимались научными исследованиями.

Они следи­ли за небесными светилами, изучали окружающий мир, строение тела животных и человека.

Египетскими жрецами было сделано немало открытий, которыми пользуемся и мы. Так, на­пример, наблюдая за звездами, они заметили, что разливы Нила начинаются тогда, когда под утро в небе появляется яркая звезда Сириус.

Жрецы подсчитали, что от одного ее восхода до другого проходит 365 дней.

Так египтяне сумели опре­делить продолжительность года. Восход Сириу­са стал считаться в Египте началом нового года.

Год делился на 12 месяцев, по 30 дней в каж­дом, а неучтенные 5 дней считались празднич­ными. Египетские жрецы не только вычисляли продолжительность года, но и могли предска­зать солнечные и лунные затмения, появление комет и многое другое. Из подобных наблюде­ний за небесными телами зародилась одна из древнейших наук — астрономия.


Названия звезд на этих [астрономических] кар­тах показали, что египетские астрономы соединя­ли звезды в созвездия, которые представлялись им в виде различных священных животных или богов. Дошли до нас и изображения подобных созвездий. Среди них чаще всего встречается созвездие, кото­рое мы называем Малой Медведицей, в него вхо­дит Полярная звезда. Оно изображалось египтяна­ми то в виде бедра быка, то в виде животного с головой быка. Известны были им и некоторые планеты: Меркурий, Венера, Марс, Юпитер и Са­турн, но, разумеется, египетские астрономы назы­вали их иначе.



Египтяне были первыми людьми на свете, кто установил продолжительность года, разделив его на двенадцать частей по временам года. Это от­крытие, по словам жрецов, египтяне сделали, на­блюдая небесные светила. Их способ исчисления месяцев, как мне думается, точнее греческого: греки ведь каждый третий год добавляют вставной месяц, чтобы сохранить соответствие времен есте­ственного года. Египтяне... считают 12 месяцев по 30 дней и прибавляют каждый год в конце еще 5 дней сверх этого числа, причем у них круговра­щение времен года всегда приходится на одно и то же время.




Чтобы делать сложные и точные вычисления, жрецам приходилось заниматься изучением ма­тематики. Им удалось открыть многие ее важ­нейшие законы. Знание их позволяло древнееги­петским строителям и архитекторам возводить пирамиды и храмы.

В Египте зародилась и наука об изучении земли — география. Но сведения древних егип­тян о Земле были еще очень неточными. Они, например, представляли ее себе в виде прямо­угольника с приподнятыми краями — горами, который был окружен бесконечным океаном.

Древние египтяне обладали обширными позна­ниями в области медицины. Они умели опреде­лять заболевание по пульсу человека и множеству других признаков. Для лечения болезней врачи изготовляли сложные лекарства, составленные из трав и различных целебных веществ. В Египте умели делать даже хирургические операции с применением обезболивающих средств.

Искусство же врачевания у них разделено. Каж­дый врач лечит только один определенный недуг, а не несколько, и вся египетская страна полна вра­чей. Так, есть врачи по глазным болезням, болез­ням головы, зубов, чрева и внутренним болезням.


Если ты осматриваешь человека с проломом черепа под кожей его головы и нет ничего на ней, то ты ощупай его рану. Ты найдешь выступающую опухоль на наружной стороне пролома, что в его голове, а глаз его скошенным из-за этого на той стороне, которая находится под травмой, и что идет (он) и волочит подошву. Ты должен определить ее как травму, нанесенную извне, причем голов­ка сустава его плеча не отделена, а вместе с тем ногти его пальцев скрючены в середину руки; он источает кровь из своих ноздрей и страдает несгибаемостью шеи. Недуг неизлечим.















Вопросы к командам:

1 «Знатоки египетской письменности», № 3 «Знатоки египетского искусства»:



  1. Перечислите науки, которые развивались в Древнем Египте?



  1. Назовите достижения древних египтян в:

АСТРОНОМИИ

ГЕОГРАФИИ

МАТЕМАТИКЕ

МЕДИЦИНЕ















Команда № 3 «Знатоки египетского искусства».

Египтяне были заме­чательными художниками. Об этом свидетельст­вуют многочисленные настенные росписи и ре­льефы, украшавшие храмы, дворцы и гробницы. На них запечатлены сцены охоты и сражений, религиозные и придворные церемонии, развле­чения вельмож и сцены из жизни простых лю­дей. Фигуры и лица людей, животные и птицы изображались египетскими художниками с не­обыкновенной точностью и достоверностью.

При рассмотрении росписей можно заметить интересную деталь: все люди нарисованы по оп­ределенному образцу.

Их ноги и голова видны как бы сбоку, а плечи и один глаз — спере­ди.

Египтяне рисовали их так, потому что верили, будто изо­бражения людей могут «ожи­вать» в загробном мире, если жрецы произнесут над ними особые заклинания. Но способностью оживать обладают только те изображения, что на­рисованы по правилам.

Древние египтяне были прекрасными скульп­торами.

Сохранилось множество высеченных ими из камня изображений богов и фараонов. Некоторые из изваяний поражают своими раз­мерами.

Так, фигура Большого сфинкса, гроз­ного стража пирамид, была высечена из целой скалы.

Сфинкс изображен в виде льва с лицом фараона Хефрена (сына Хеопса).

К этой скульп­туре египтяне относились с особым уважением.

Они почитали сфинкса как хранителя древних знаний и верили, что ему известно то, что неве­домо больше никому.

Про него ходило множест­во легенд, одна из которых гласила: «Когда Большой сфинкс рассмеется, звезды обрушатся на землю и наступит конец света».

В честь богов и фараонов воздвигали храмы. Храм, как правило, состоял из многих сооружений.

Во­рота в храм были обрамлены высокими выступающими стенами — пилонами,

по­крытыми каменными рельефами.

Рельефы изображали деяния богов и фараонов. Вну­три храма находились просторные дворы со статуями богов, с высокими сужающимися кверху (обычно четырехгранными) камен­ными столбами — обелисками.

На обелис­ках высекали надписи, прославлявшие бо­гов и фараонов.

Некоторые храмы украшали аллеи сфинксов.

Колонны в камне изображали стволы пальм или связки папируса.

Самым таинственным помещением был алтарь бога или богини. Здесь помещали статую-божество. В алтарь могли входить только жрецы и жрицы.

Молящиеся находились на площа­ди перед храмом.











Но я был и художником, опытным в искусстве своем, превосходящим всех знанием своим. Я знал... как сделать образ выхождения и вхожде­ния так, чтобы каждый член был на своем месте. Я умел передать движение фигуры мужчины, по­ходку женщины, положение размахивающего ме­чом и свернувшуюся позу пораженного... выраже­ние ужаса того, кто застигнут спящим, положение руки того, кто мечет копье, и согнутую походку бе­гущего. Я умел делать инкрустации, которые не горели от огня и не смывались водой.


Инкрустация — врезанный в каменную или деревянную поверх­ность узор из металла, мрамора или драгоценного камня.


Старик вздрогнул, как будто пробудился ото сна. Но вот он поднял горящие глаза и страстно заговорил:

- Уже более пятидесяти лет моя рука направляет резец. Мой отец научил, в каком соотношении должны находиться лоб, нос, подбородок и конечности. Он научил меня, как нужно выравнивать щеки и где располагать глаза. Научил выделять главное и отодвигать на задний план все второстепенное. Он открыл мне священный порядок, всякое нарушение которого – тяжкий грех.






















Вопросы к командам:

1 «Знатоки египетской письменности», № 2 «Знатоки египетской науки»:



  1. Определите правила, по которым египтяне делали скульптурные и живописные изображения человека.


  1. Перечислите достижения древних египтян в искусстве.























Мудрые писцы

Времен преемников самих богов,

Предрекавшие будущее,

Их имена сохранятся навеки.

Они ушли, завершив свое время,

Позабыты все их близкие.

Они не строили себе пирамид из меди

И надгробий из бронзы.

Не оставили после себя наследников,

Детей, сохранивших их имена.

Но они оставили свое наследство в писаниях,

В поучениях, сделанных ими...

Их пирамиды — книги поучений,

Их дитя — тростниковое перо,

Их супруга — поверхность камня...

Построены были двери и дома,

но они разрушились,

Жрецы заупокойных служб исчезли,

Их памятники покрылись грязью,

Гробницы их забыты. Но имена их произносят, читая эти книги,

Написанные, пока они жили,

И память о том, кто написал их,

Вечна.

Стань писцом, заключи это в своем сердце,

Чтобы имя твое стало таким же.

Книга лучше расписного надгробья

И прочной стены.

Написанное в книге возводит дома

и пирамиды в сердцах тех,

Кто повторяет имена писцов,

Чтобы на устах была истина,

Человек угасает, тело его становится прахом,

Все близкие его исчезают с земли,

Но писания заставляют вспоминать его

Устами тех, кто передает это в уста других.


Как вы понимаете слова автора документа о том, что «книга лучше расписного надгробья»?









Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всеобщая история

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урокпо теме" Искусство Древнего Египта.Письменность и знания древних египтян" 5 класс

Автор: Логинова Марина Алексеевна

Дата: 17.10.2022

Номер свидетельства: 615253


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства